Вавилон icon

Вавилон



НазваниеВавилон
Дата конвертации12.07.2012
Размер208,15 Kb.
ТипРеферат
Вавилон


ВВЕДЕНИЕ Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящихтысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации,предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии, сплетенных взамысловатый узел. Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство -царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминуливоспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на южнуюМесопотамию. На территории Двуречья снова возникло множество мелких исредних царств, около двух столетий боровшихся между собой. В результате вторжения и завоевания территории Шумера и Аккадааморейскими племенами образовались два самостоятельных царства. Исин сталстолицей нового государства на севере, в Аккаде, Ларса — центромоснованного бореями после ухода эламитов царства на юге. Вновь созданныегосударства претендовали на роль преемника державы и династии Ура, поэтомупредставители обеих династий называли себя «царями Шумера и Аккада». В событиях, приведенных к образованию Старовавилонского царства,принимали участие еще несколько государств, среди которых царство Эшнунна,расположенное к северо-востоку от Исина в долине реки Диялы и царство Марина среднем течении Евфрата. Почти во всех государствах Двуречья утвердились аморейские династии,основателями которых стали вожди племен завоевателей. С течением временипришельцы ассимилировались местным населением. Этому способствовал рядобстоятельств. Например, в законах царя Исина для завоевателейотсутствовали правовые привилегии по сравнению с местным населением Шумераи Аккада. Возможно, такое положение дел подтолкнуло амореев к восстанию,которое было подавлено Урнинуртой, преемником Липитиштара, и способствоваловременному усилению позиций рабовладельческой знати Шумера и Аккада. ЦАРСТВОВАНИЕ ХАММУРАПИ Одна из аморейских династий в результате очередного вторжениязавоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон,находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновьсозданное государство не играло значительной роли в политической жизниМеждуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя IВавилонской династии Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) способствовалапревращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себепочти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи нераз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы емудля реализации своих далеко идущих планов. Укреплению позиций Вавилонского царства в Месопотамии способствовалцелый ряд событий. Государство Ларса в 1834 г. до н. э. стало легкойдобычей эламитов. Исин к началу XVIII века до н. э. способствовалоотделение Вавилона. Некоторые северные области, в том числе территориигородов Мари и Эшнунны, попали во временную зависимость от Ассирии.Существует мнение, что Хаммурапи для того, чтобы более уверенно действоватьна юге, на короткий срок признал свою независимость от царя АссирииШамшиадада I. Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и,скорее всего, активно готовился к военным действиям. На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточно сильногоэламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор о взаимопомощи,Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепить своевлияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два годапостроил канал, о значении которого говорит само название — «Хаммурапи-изобилие». Еще одним дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза ссеверо-западным соседом — государством Мари. Хаммурапи посодействовал тому,чтобы на троне этого государства утвердился представитель местной династииЗимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиадада I, кполитике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. Врезультате политическое и экономическое положение государства Маризначительно укрепилось. О расцвете Мари во времена правления Зимрилимасвидетельствует интенсивная торговля со многими восточно-средиземноморскимигосударствами, в том числе с такими отдаленными островами, как Кипр и Крит,а также строительство великолепного дворца - подлинного шедевраархитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределами царства. Оба государства-союзника — Вавилон и Мари — теперь действовалисогласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку,из которой следует, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободудействий в средней Месопотамии. Кроме того, известно, что при двореХаммурапи находились постоянные представители Зимрилима. Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзникана севере, Вавилон уже к 15 - 16-му гг. правления Хаммурапи превращается водно из самых влиятельных государств в Месопотамии. В 30-й год своего правления Хаммурапи удалось не только остановитьвторжения, но и нанести поражение царству Эшнунне и выступившим на егостороне войскам Элама. Спустя год после победы над северными врагами царьВавилона разгромил Эмсина, в прошлом своего союзника, а теперь главногоконкурента в борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена квладениям Хаммурапи, а Римсин вынужден был бежать, возможно, в Элам. Как уже отмечалось, Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен одеятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатическойслужбы в соседнем государстве. Уже во время похода на Ларсу, почувствовавизменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных свавилонским царем боевых действий и отозвал свои войска. В результатепобеды над Эшнунной пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммураписовершил два опустошительных набега. Времена, когда цари Вавилона и Мариназывали друг друга братьями, канули в лету. Несмотря на то, что Хаммурапив 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим,правитель некогда богатого и сильного царства, неохотно расставался смыслью о независимости своего государства. Через два года Хаммурапипредпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины былпревращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества. Так постепенно под власть Вавилона попадали все новые территории. Хаммурапи подчинил себе и территорию Ассирии с ее столицей Ашшуром. Скорее всего, сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем свидетельствуют документальные сообщения о военнопленных из Элама. Таким образом, на рубеже XIX — XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) — область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата — нередко определяли термином Вавилония. Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначились тенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов и завоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию времен царя Хаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбелью цивилизации. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМ Уже в начале II тысячелетия до н. э. Двуречье, самый высокоразвитыйрегион того времени, вступило в период бронзового века. Известны дажеслучаи применения железных орудий труда. Систематическое использованиеметалла способствовало росту производительности труда в земледелии, котороесохраняло первостепенное значение в экономике региона. Использовались мотыга, приспособления для боронования, серпы. Орудиятруда в сельском хозяйстве продолжали совершенствоваться. Возможно, именново времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плугусложненной конструкции. Он был оснащен специальной воронкой, кудазасыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду.Правда, по некоторым сведениям, такой плуг знали еще при III династии Ура.При вспашке использовалась тягловая сила быков. Среди домашних животныхнаряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь. Высокая урожайность земледелия определялась не только исключительнымплодородием аллювиальной почвы, но и развитой ирригационной системой.Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, оченьвысокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периодаразлива рек со временем посадки обусловили исключительно важное значениеискусственного орошения. У рек Тигра и Евфрата брали свое начало главныеполноводные каналы, от которых ответвлялись все более и более мелкие, покавлага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды всистеме поддерживался благодаря наличию ряда плотин. Воду в высокие районы,куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощиспециальных приспособлений, более усовершенствованных по сравнению сшумерским временем. Правда, эти водоподъемные сооружения, скорее всего,оставались весьма несложными в техническом отношении и требовализначительных затрат физического труда человека. Искусственное орошение во многом определяло уровень жизни населения.Хаммурапи прекрасно понимал это и гордился тем, что благодаря развитиюирригации «напоил и накормил» жителей страны. Как уже отмечалось, именно поприказу царя был вырыт канал, принесший «изобилие воды Шумеру и Аккаду».Огромное значение эксплуатации и содержанию ирригационной системы уделялосьв законодательстве. Ряд документов свидетельствует о постоянном вниманиивластей к данному вопросу. Местные чиновники несли даже материальнуюответственность за обеспечение влагой арендованных участков царской земли.Если причиной невысокого урожая признавалось плохое орошение, то чиновникобязывался выплатить за арендатора недостающую часть арендной платы. Во II тысячелетии до н. э. на полях Вавилонии возделывали не толькозерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активно развиваетсясадовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширныепространства засаживались финиковой пальмой. Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны,степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Картина хозяйственной жизни Вавилона будет не полной, если невспомнить про лесное хозяйство, которым руководил главный лесничий.Отдельные «лесные участки» находились в ведении его подчиненных, которыеотвечали за сохранность лесов - источника очень ценных строительныхматериалов. Активно развивается ремесло. Совершенствование ремесел стимулировалоактивизацию роста научных знаний. Объединение под властью Вавилона земель Месопотамии способствовалорасширению торговли, как внешней, так и внутренней. Абсолютно закономерно,что продукты землевладения в аграрной стране становились объектами купли-продажи. Среди немногочисленных сельскохозяйственных товаров, о которыхимеются документальные свидетельства, называются следующие: хлеб, масло,финики, шерсть. В начале II тысячелетия до н. э. функции денегпоследовательно выполняет серебро, благодаря чему по сохранившимсядокументам возможно проследить соотношение цен на товары. Известны случаи,когда наниматель, наряду с традиционной натуральной оплатой, рассчитывалсясеребром и с работниками, проработавшими в его хозяйстве долгое время. Торговцы, тамкары, по-прежнему считались агентами царя. Правда, в ихраспоряжении теперь находились помощники, сопровождающие караваны изанимающиеся розничной торговлей. ХОЗЯЙСТВО И БЫТ К вопросам описания быта, жилища, характерных для Двуречьярассматриваемого периода, весьма оригинально подошли авторыфундаментального труда — «История древнего Востока. Нарождение древнейшихклассовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. ч. I.Месопотамия» (М., 1983). Согласно названному источнику, жилище горожан представляло собойнеправильной формы в зависимости от уже существующей застройки двухэтажныедома, выходившие на проулки глухими стенами, нижняя часть которыхвыкладывалась обожженным кирпичом, что предохраняло строение от размыва.Внутренние стены и вторые этажи строились из кирпича-сырца. Под потолкомделались небольшие окошки-отдушины. Свет в такие жилища попадал практическичерез дверной проем. Крыши были плоскими. Самым ценным имуществом считалисьдеревянные двери и потолочные балки, которые в случае перемены местажительства владелец забирал с собой. Планировка предполагала определенные обязательные части. В жилищеболее или менее состоятельного человека дверца с улицы вела в сени, гдестоял кувшин с водой для омовения ног и хранился хозяйственный инвентарь, аоттуда, наискосок от уличной, другая дверь вела во внутренний дворикплощадью метров двадцать: он, как и сени, по возможности был мощенобожженным кирпичом, на двери у выхода из сеней во двор могли укреплятьапотропей (оберегал от злого духа) — фигурка демона; в середине дворикамогло находиться углубление — бассейн. На уровне второго этажа повнутренней стене дома, обращенной во дворик, тянулась деревянная галерейка(обыкновенно не кругом, а только с одной стороны). Со двора мог быть ход влюдскую — помещение для рабов с глинобитной общей лежанкой, в кухню сврытым в землю очагом (здесь же хранились и каменные зернотерки) и вкладовку. В подавляющем большинстве домов, однако, ни помещения для рабов,ни кухни не было (очаги для стряпни устраивались во дворе). Однако в любомдоме напротив выхода из сеней обязательно располагалась дверь в параднуюгорницу; она могла быть различной длины, в зависимости от возможностейвладельцев дома, но во всех домах имела стандартную ширину - 2 м(4 локтя), так как здесь, по-видимому, после обрядового семейного илиродового пиршенства вповалку укладывали спать гостей. Лишь в очень редкихдомах при горнице устраивали кладовку для постельных вещей (скорее всегоциновок и паласов) и умывальную... Через горницу был проход во второй,меньший двор, недоступный посторонним; часть его, по-видимому, имела крытыйнавес, и здесь находился домашний алтарь; в этом же дворике по возможностихоронили умерших членов семейства... Из первого, не священного, дворика на галерейку вела лестница, а подлестницей всегда находилось еще одно нужное помещение. Нечистот неоставляли в доме, их старались вывести дренажными трубами на улицу... На втором этаже находились собственно жилые помещения, но о них мызнаем меньше всего: почти ни один раскопанный дом не сохранился до уровнявторого этажа. По-видимому, надстройка (ругбум) почти всегда была меньше поплощади, чем первый этаж; для размещения взрослых и детей обычно семьехватало, думается, одной-двух горниц, площадью 18-30 кв. м, имея в видусемью средней состоятельности... Наряду с описанным типом дома существовал и другой, меньшего размера;в нем сени занимали всю ширину постройки, а из узкого дворика дверь вела вкрошечную парадную горницу и оттуда на такой же маленький задний, священныйдвор; галерейка имелась только наверху, над входом в горницу. Похоже, что вдомах подобного типа было не более одной горенки на втором этаже. Видимо,такой тип домов возник в результате раздела первоначального семейногожилища». СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересырабовладельцев, защищали их от «строптивого» раба. В среднейдревневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно режеих число доходило до нескольких десятков. Частноправовые документысвидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, их передавали понаследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались их жизнью посвоему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения. Средняяцена раба составляла 150—250 г. серебра, что равнялось наемной плате завола. В рассмотренном выше случае с обрушившимся домом, если жертвойстановился раб, то строитель должен был выплатить хозяину возмещение ущербаза убитого раба. Компенсация владельцу назначалась и при нанесениифизических повреждений рабу. Собственнику убитого раба виновный в смертиотдавал другого раба. Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего правообратиться к властям с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора,которому угрожала смертная казнь. Если убегал нанятый раб, то материальнаяответственность возлагалась на его временного хозяина. Виновные вукрывательстве беглого раба наказывались самым строгим образом, им грозиласмертная казнь. Как становится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо,сообщавшее о принадлежности тому или иному владельцу. Изменение илиуничтожение этого отличительного знака также считалось тяжкимпреступлением. О рабском положении человека могли свидетельствовать такжеособая стрижка, проткнутые уши, табличка на груди. В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнениярабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны.Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог бытьобращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правилсодержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство.Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан, как мы увидимдальше, противоречило интересам самого государства. В зависимости отвладельца рабы делились на государственных, храмовых, частновладельческих ирабов, принадлежащих мушкену. Несмотря на исключительно подневольное положение, рабам представляласьтрудноосуществимая возможность изменить свой социальный статус. Еще при IIIдинастии Ура раб в судебном порядке имел право оспаривать свое рабскоеположение. Сохранялась такая возможность и во времена Хаммурапи. Правда,прежде чем решиться на такой шаг человеку следовало серьезно подумать опоследствиях: в случае проигрыша зазнавшегося раба ожидали большиенеприятности. Рабам разрешалось создавать семью со свободными женщинами,при этом и сами жены и дети от этого брака оставались свободными. Сынрабыни, если на то была воля хозяина, мог стать его наследником. Указанныемоменты скорее свидетельствуют не об определенных правах подневольной частинаселения, а о привилегированном положении свободных людей. Свободные граждане в Древневавилонском царстве не составляли единогокласса. Они делились на полноправных, так называемых «мужей» или «сыновеймужей», с одной стороны, и неполноправных, с другой. За последнимиутвердился уже упоминаемый при рассмотрении законов Эшнунны термин мушкену(«покорный», «склоняющийся ниц»). По поводу значения этого термина усовременных ученых нет единого мнения. Высказывались предположения, что такназывали жителей покоренных Вавилоном территорий и городов. Возможно, этобыли представители кочевых племен, различные пришельцы. Некоторые историки считают, что мушкену не являлись свободными, асоставляли особую социальную категорию. По-видимому, это слишкомкатегорично: хотя, как свидетельствуют исторические источники, насоциальной лестнице мушкену действительно занимали более низкое положениепо сравнению с полноправными гражданами. Наиболее вероятной представляетсяточка зрения, что мушкену — социальная категория, представители которойутратили связь с общиной и не являлись собственниками наделов земли, аполучали их в пользование как вознаграждение за выполнение определеннойцарской службы. Таким образом, это были царские служащие, занимавшие вгосударстве самое низкое положение. О неравноправии мушкену со свободными мужчинами говорит, например,такой факт: если виновный в нанесении телесных повреждений «мужу» каралсяпо принципу талиона, то пострадавшему мушкену в той же ситуациивыплачивался только штраф. При этом лечение мушкену оценивалось вдвоеменьше чем лечение «мужа». С другой стороны, мушкену мог владеть имуществом. которое охранялосьзаконом наравне с дворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которыхпреступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь. Безусловно, и среди полноправных граждан, свободных общинников, главпатриархальных семей существовали различия, прежде всего экономические.Одни, наиболее зажиточные, подчиняли своему влиянию экономически слабых,механизмом для этого являлось весьма распространенное ростовщичество идолговая кабала. Взаимоотношениям между богатыми и обедневшими общинникамиЗаконы Хаммурапи уделили достаточно большое внимание. Процессу расслоенияобщины, а в дальнейшем и ее постепенному разрушению, безусловно,способствовала возможность членов общины распоряжаться собственностью посвоему усмотрению, многие земли переходили в семейное владение. Они моглипродавать свои земельные наделы, сдавать их в аренду, передавать понаследству. Не способствовало укреплению общины и то, что руководство еедеятельностью теперь возлагалось на царских чиновников, которые отнюдь незащищали самих общинников, как прежде это делали выборные авторитетныестарейшины. С другой стороны, «местность», т. е. община, по-прежнему неслаответственность за преступления своих членов, которых властям не удалосьпоймать. Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, откоторых в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизньвоина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которыеследовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. Заотказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже еслион на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царявоин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках.Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии исоответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась внаделении их особыми правами. Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей ЗаконовХаммурапи — с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службуполучал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавалипо наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставалсямалолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущеговоина. Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не моглистановиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скотвоина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. Иза долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев,когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский наделне разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего вплен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве,возмещал храм или само царское хозяйство. Всеми перечисленными мерами государство стремилось обеспечить себяпрофессиональной армией необходимой численности. Наряду с мушкену — низшей категорией царских людей — в зависимости отцаря находились куда более состоятельные люди средней и высшей категории:работники дворцового хозяйства, члены администрации, жрицы и другие. Этикатегории также не являлись собственниками земельных наделов, которые влюбой момент по желанию царя могли быть переданы другому лицу. Однако постепенно, благодаря тому, что наследник часто оставался надолжности отца, земельный участок все более закреплялся в собственностисемьи и ее главы. Представителям высшей категории разрешалось продаватьсвою землю вместе с передачей должности. Кроме того, царские служащие моглипокупать общинные земли. Сохранились сведения и о хозяйственнойдеятельности жриц, которые попали в категорию царских слуг после 1768 г. дон. э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственностьземли, сады, дома, сдавали их внаем, занимались ростовщичеством, торговали.В отличие от других женщин, жрицы имели практически те же имущественныеправа, что и мужчины. Идеологи древневавилонского общества утверждали, что царь получаетвласть из рук самих богов. Практически царская власть ничем неограничивалась, бразды правления всех сфер жизни общества находились вруках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось черезсложный бюрократический аппарат во главе с наместниками царя, управлявшимиотдельными областями и городами. На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб.Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение всоответствующий орган. От царского имени, хотя и автоматически, объявлялось помилованиепойманному любовнику, при условии, что муж виновной прощал измену. Каксвидетельствуют документы, царь собственноручно решал некоторые вопросы,связанные, в частности, с функционированием ирригационной системы. Царская казна формировалась не только из доходов, приносимых царскимхозяйством, практически в полном распоряжении царя находилось и храмовоехозяйство. Как первое, так и второе функционировало благодарямногочисленному отряду рабов, постоянно пополнявшемуся благодаряестественному приросту и непрекращающемуся притоку военнопленных. Со всей страны стекались в Вавилон различные налоги и специальныеподати. Росту благосостояния царской династии способствовало и развитиеобмена и торговли, которые находились под контролем государства. Тем более,что объединение в одном государстве огромных территорий Месопотамии оказалоблагоприятное воздействие на развитие торговых отношений. Охарактеризовав в общих чертах слои Вавилона времен I Вавилонской династии, следует сказать несколько слов про организациюи жизнедеятельность важнейшей единицы общества — семьи. Семейные отношения в Древнем Вавилоне интерпретируются по-разному: ототкровенной идеализации до признания существования домашнего рабства. Содной стороны, положение замужней женщины нельзя считать абсолютнобесправным. Жена в отдельных случаях сохраняла право распоряжатьсяимуществом, взятым в качестве приданого, принадлежали ей и подарки,сделанные мужем, и личные вещи. Она не отвечала за долги мужа, сделанные имдо вступления в брак. В случае смерти супруга жена распоряжалась семейнымимуществом до достижения детьми совершеннолетия. Если умерший супруг былдворцовым рабом, вдове — свободной женщине — полагалась лишь половинаимущества, но дети свободной не становились рабами. Брачные договоры допускали возможность продажи жены в рабство, еслиона отказывалась от мужа, вела себя недостойно или была расточительна. Еслисупруга оказывалась бесплодной, муж имел право сожительствовать с рабыней,дети от которой могли стать наследниками. Законы Хаммурапи защищали интересы и других членов семьи. Все дети,независимо от пола, могли стать наследниками родительского имущества, хотяв первую очередь учитывались интересы старшего сына. Полноправнымивладельцами семейной собственности дети становились после смерти главысемьи, хотя если они брали на себя обязательство содержать обессилевшегоотца, то могли вступить во владение и при его жизни. Если по каким либопричинам отец хотел лишить своего сына, не имевшего вины перед законом,наследства, то сын мог рассчитывать на защиту суда. Законы Хаммурапизащищали семью и с других сторон. Похищение малолетнего сына грозилопреступнику смертной казнью. РОСТОВЩИЧЕСТВО И АРЕНДА Исторически достоверны факты о занятии многими видами ростовщическойдеятельности жриц храма бога Солнца Шамаша, которые проворачивали своисделки в городе Сиппаре через посредничество родственников. В городе Ларседва ростовщика успешно отдавали внаем своих же сограждан-должников. С одной стороны, закон стимулировал финансовую активность крупныхоптовых торговцев, гарантируя им высокую прибыль. С другой стороны, кодекс Хаммурапи пытался несколько сдерживатьпроцесс закабаления свободных граждан и рост ростовщичества. Чтобы непопасть в долговую кабалу, мелкие торговцы, земледельцы и ремесленники,беря ссуду, должны были уплатить 20 % годовых при ссуде серебром и те же 20% за ссуду зерном. Эти проценты устанавливались законом. Но на практике за зерновую ссуду взималась треть, что было вызвановозможными сезонными колебаниями цен на натуральный продукт. Такоесоотношение процентных ставок, кроме того, ярко свидетельствует оразвитости денежных отношений в Вавилоне. Гарантией возвращения ссуды ипроцентов могло быть поручительство третьего лица, обладавшегозначительными правами по отношению к должнику, а также особый залог,например, дом взявшего ссуду. Если в результате жестокого обращения и истязаний взятый в залог близкий родственник должника умирал, то кредитор отвечал за это жизнью своих домочадцев. За смерть сына заложника смертная казнь грозила сыну ростовщика. Обоснованной причиной неуплаты долга и процентов в данном сезоне справедливо считались климатические условия, уничтожившие урожай, например, засуха или наводнение, против которых человек был бессилен. Разорение и закабаление несостоятельных должников и их домочадцев,долговое рабство, в первую очередь, было невыгодно самомурабовладельческому государству. Эти процессы приводили к уменьшениючисленности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, ксокращению количества свободных землевладельцев, из которых формировалосьополчение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним изсущественных факторов, определявших мощь государства. По-видимому, именно этими причинами объясняется запрет для главыобедневшего семейства самому отрабатывать в чужом хозяйстве. Примечательнои то, что домочадец, которому приходилось отрабатывать ссуду и проценты наполях заимодателя, не превращался в раба. Не «рабом», а именно «заложником»называл его закон государства. Характеризуя экономику Древнего Вавилона, необходимо сказать несколькослов про аренду. О широком распространении этой формы землепользования, каки в случае с ростовщичеством, говорит и существование ряда специальныхтерминов для обозначения понятий из сферы арендных отношений, изначительное количество сохранившихся деловых документов по этим вопросам. Арендные отношения обычно оформляются в виде арендного договора,который заключался по определенным правилам. В этом документе оговаривалисьследующие моменты: объект аренды, сумма, место и время внесения платы заиспользование надела, а также назывались свидетели и фиксировалась датазаключения сделки. Как уже отмечалось, активно раздавались в аренду землицарского фонда. Плата собственнику надела за эксплуатацию земли обычно составляла однутреть урожая с зернового участка. Половина урожая взималась в тех случаях,когда владелец обязывался сам принимать участие в полевых работах или брална себя определенную часть расходов. Сдавая в аренду сад, приносящий кудабольшую прибыль, хозяин вправе был претендовать на две трети урожая.Учитывая высокую плодородность земель в бассейне Тигра и Евфрата, можноутверждать, что арендная плата не была грабительской. Обязательство арендатора перед владельцем земли ограничивалосьарендной платой. Арендатор становился фактическим держателем участка, хотя,конечно, не его собственником. В случае недобросовестной работы последнегоарендная плата рассчитывалась в соответствии со средней урожайностьюсоседних сельскохозяйственных угодий. Арендный договор заключался не более, чем на один-два года. Сроком натри года сдавались целинные земли. Причем плата за пользование наделом втаких условиях взималась только на третий год. Если участок арендовался подбудущий сад, то узаконенные 50 % урожая выплачивались лишь на пятый,последний год аренды. О широком распространении арендных отношений в Древневавилонскомцарстве говорят известные случаи субаренды, когда крупные арендаторысдавали свои наделы для работы на них более мелким земледельцам. Еще разподчеркнем, что широкое развитие арендных отношений подтверждаетсуществование имущественного расслоения среди свободных граждан. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вавилон — это греческое наименование семитского города Бабилима, что обозначает «Врата Господни». Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближается Евфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. В 538 г. до. н. э. Вавилон был завоеван персами. Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал. Мой реферат освещает вопросы жизни и деятельности правителя Хаммурапи. За более чем сорокалетний период правления талантливому и удачливомуполитику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную частьдолин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первоев полном смысле этого слова в Западной Азии - так называемоеСтаровавилонское царство. Вавилон прочно занимает положение нового центраДвуречья. О деятельности потомков Хаммурапи, начиная с его сына Самсуилуна,вступившего на царствование в 1749 г. до н. э., известно относительнонемного. После правления Абиешу (1711—1684 гг. до н. э.) и Аммидитане(1683— 1647 гг. до н. э.) на трон садится следующий царь Аммицадука, квосьмому году правления которого относятся древние записи наблюдениягелиакального восхода планеты Венеры. В зависимости от того, какоценивается возможная ошибка древних наблюдателей, и по ряду другихобстоятельств создается вся хронология Месопотамии III — II тыс. до н. э.,имеющая три различные хронологические схемы ((64 года): «короткую»,«среднюю» и «длинную». В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак,это единственное что объединяет эти два государства, но это уже другаятема.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Вавилон iconДревний Вавилон
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Вавилон iconВавилон

Вавилон iconДревний Вавилон

Вавилон iconРелигия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)

Вавилон iconВавилон крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Вавилон iconРеферат по теме «Молодежь и время» Иванцивский М. В. Гр. Л11-2
Молодежный Вавилон – М.: Мол гвардия, 1989. – 219[5] с. – ( Свободная трибуна )
Вавилон iconДревний Вавилон
Набопаласар и его сын и преемник Навуходоносор II (604 561 до н э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы...
Вавилон iconНаиболее информативные сайты
Мошкова, только по энергосбережению. Но видно сразу выстроить такой Вавилон энергосбережения одной, отдельно взятой команде не по...
Вавилон iconКонтрольная работа по всеобщей истории в 5 классе по теме: «Древний Восток: Египет, Двуречье, Финикия, Палестина, Вавилон, Ассирия»
Укажите, что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилонского царства
Вавилон iconОсобливості аккадської міфології
Це міфологія народів, що мешкали в долині рік Тигр та Євфрат ( Месопотамія, Дворіччя ) І створили величні держави – Вавилон (з XIX...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы