16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования icon

16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования



Название16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования
Дата конвертации11.07.2012
Размер247,76 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

II.2. Внедрение модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования через распространение результатов проекта.


16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования


Методические материалы адресованы:

  • руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием;

  • директорам и заместителям директоров общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.


Развитие теории управления в современной школе вплотную соприкасается с проблемой моделирования различных вариантов профильного обучения и формирования особой интегративной формы – сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Возникает необходимость в создании специального мониторинга качества образования профильной школы, обеспечивающего эффективное принятие управленческого решения на уровне сетевого взаимодействия. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может быть реализована как посредством разнообразных форм организации образовательного процесса (дистанционные курсы, факультативы, экстернат), так и за счет кооперации (объединения образовательных ресурсов) различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального образования и др.). Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться образовательными услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся.

На сегодняшний день выделяют несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

· Модель внутришкольной профилизации.

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

· Модель сетевой организации.

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».

Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).

Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Ключевым моментом в организации сетевого варианта профильного обучения является разработка сетевого учебного план, который формируется на основе федерального базисного учебного плана 2004 года (БУП-2004) на принципе пространственного и временного разделения базового и вариативного (профильного и элективного) компонентов. Учитывая, что федеральный базовый компонент содержит 20 часов аудиторной нагрузки (в варианте, когда вместо предмета «Естествознание» преподаются четыре предмета на базовом уровне), он может осваиваться школьниками в тех школах, в которых они постоянно обучаются, в течение 3-5 дней обучения. Вариативная нагрузка в зависимости от выбранного принципа временного разделения может осваиваться либо в тех школах, в которых школьники обучаются постоянно, либо непосредственно в сетевом варианте, когда учащиеся выбирают предметы или элективные курсы и далее обучаются в той школе, где они преподаются.

На основе сетевого учебного плана в рамках часов вариативной части старшеклассники необходимо формировать индивидуальный учебный план, ориентированный на послешкольные планы учащихся и связанный с этим выбор предметов для итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Индивидуальный учебный план, составленный в соответствии с названными выше условиями, позволяет школьнику сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), максимально используя возможности БУПа через сетевой учебный план, объединяющий ресурсы всех учебных заведений, включенных в сеть.

Структурно сеть профильного обучения строится как централизованная или распределенная.

В централизованной сети выделяется одно общеобразовательное учебное заведение, которое в максимальной степени обеспечено ресурсами и может привлекать ресурсы других учебных заведений. Вариативное обучение осуществляется в этой базовой школе, которая играет роль ресурсного центра сети. Другие школы «передают» в это образовательное учреждение учащихся и ресурс часов, необходимых для обучения.

В распределенной сети все учебные заведения равноправны. Распределение часов вариативного компонента между школами осуществляется на основании детального анализа образовательных ресурсов каждой школы.

Как правило, сеть включает около 10-12 учреждений образования различной направленности. В зависимости от ситуации могут реализовываться переходные структуры модели сетевого обучения. Например, сеть с ресурсным центром, в которой преподавание некоторой части профильных предметов и элективных курсов может осуществляться в ряде школ сети.

Кроме того, при «подключении» к сети учреждений дополнительного и профессионального образования даже централизованная сеть становится распределенной.

В ситуации сетевого взаимодействия учитель и ученик меняются местами, ибо приходится делать ударение не столько на том, кто обладает образовательными ресурсами, сколько на том, кто эти ресурсы отбирает и осваивает, то есть на ученике. Активность и избирательность ученика в сети профильного обучения возрастает настолько, что он превращается в главную фигуру коммуникативного взаимодействия. Сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений. Сеть выступает как объективная структура с определенными нормами регулирования отношений, которую потенциальные участники сети вынуждены усвоить, если они хотят «встроиться» в нее.

Сетевое обучение также является мощным средством формирования ключевых компетенций учащихся. Это обусловлено тем, что подростки, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, что в свою очередь предполагает персональную ответственность, инициативу, склонность к размышлениям о будущем, самостоятельность мышления и т.п. Движение учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории развивает внимание к проблемам, связанными с достижением поставленных целей, готовность замечать эти проблемы и искать пути их решения, способность работать самостоятельно и умение анализировать новые ситуации, способность к самоконтролю и т.п.


Социальные и образовательные эффекты

сетевой организации профильного обучения.

Общеобразовательная школа является базовой составляющей системы образования, так как от качества ее работы зависит функционирование всех последующих уровней образования. Поэтому важно при осуществлении системных изменений, каковым является, например, переход к сетевой организации профильного обучения, прогнозировать последствия и риски преобразований. Также важно при масштабной перестройке системы образования, которая является длительным и сложным процессом, осуществлять системные исследования социальных и образовательных эффектов нововведений. Введение сетевого профильного обучения влияет на поведение школьников и их родителей, меняет отношение педагогов к своей деятельности, заставляет управленцев пересматривать нормы деятельности и переходить к более открытым для сообщества способам управления.

Комплекс исследований сетевой организации профильного обучения состоит из двух составляющих: исследование динамики учебных результатов школьников и исследование социальных эффектов сетевого варианта профильного обучения.

Заранее отметим, что достаточно сложно классифицировать эффекты как социальные или образовательные. Если относить, например, высокие баллы при сдаче ЕГЭ только к образовательным эффектам, то это будет не совсем верно. Высокий уровень образовательных результатов является не только образовательным, но и социальным ресурсом выпускника школы, так как именно количество баллов определяет поступит ли выпускник в вуз. Это означает успешность его послешкольной социализации. Образовательные и социальные эффекты взаимосвязаны. Наличие образовательных целей (мотивация) и стратегий у старшеклассника безусловно будет влиять на его образовательное поведение, а значит и на уровень образовательных результатов.

Динамика образовательных достижений.

Особенностью сетевой организации профильного обучения является трехуровневая организация учебного процесса. Учащиеся изучают базовые общеобразовательные предметы, профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы. Следовательно, оценивать их знания и умения также необходимо на трех уровнях. Каждый ученик профильной сети имеет возможность создать собственный индивидуальный учебный план, выбирая профильные общеобразовательные предметы и элективные курсы. При этом предмет на базовом уровне он будет изучать у своего школьного учителя, на профильном уровне – у учителя другой школы, элективный курс – у учителя или преподавателя колледжа или вуза. При этом необходимо обеспечить объективное оценивание ученика по конкретному предмету с учетом динамики изменений уровня знаний. Еще одна особенность сетевой организации профильного обучения связана с ориентацией выпускника профильной школы на успешную сдачу ЕГЭ. Необходимо выяснить уровень фактической предметной подготовки ученика к началу обучения в 10 классе, прогнозы самого старшеклассника и его учителя-предметника по части выполнения заданий ЕГЭ и создать условия для согласования их позиций на протяжении всего периода обучения в профильной школе.

  • Для сетевой организации профильного обучения наиболее приемлемой формой оценивания учебных достижений учащихся считается тестовый контроль в формате ЕГЭ. Измерения уровня образовательных достижений сетевых школьников проводятся дважды в год в форме зимней (декабрь-январь) и летней (май-июнь) сессий. Материалы тестов в формате ЕГЭ может готовить специальная группа разработчиков.

Кроме описанной выше тотальной системы оценивания уровня образовательных достижений школьников каждый сетевой педагог в ходе преподавания своего учебного курса разрабатывает и использует системы оценивания текущих образовательных результатов, как правило, в форме тестирования. Применению тестовых методик для контроля знаний школьников сетевые педагоги обучаются на курсах повышения квалификации в ресурсном центре или центре дополнительного образования.

Высокий темп позитивной динамики образовательных результатов обусловлен изменением «правил игры»: новой организацией учебного процесса, которая дает свободу выбора, а значит и персональную ответственность за результаты.

Динамика социальных эффектов

В рамках социологических исследований, необходимо изучать самооценку школьников, которая измеряется отношением школьников к обучению, что позволяет отслеживать динамику ее изменений. Учитываются следующие блоки показателей: самооценка целей обучения, оценка взаимоотношения с агентами обучения, оценка собственного поведения в процессе обучения, самооценка владения средствами обучения, самооценка достигнутых результатов обучения.

Поскольку изменение способа организации обучения приводит к изменению роли ученика в образовательном процессе, то следует прводить измерение оценки школьником своей деятельности в сетевом варианте обучения на основе системы индикаторов для каждого компонента образовательной деятельности: цели, средства их достижения и результаты.

Цели обучения в школе в анкетах классифицированы следующим образом:

  • Познавательная цель (связана с потребностью в получении новых знаний и занятием интеллектуальной деятельностью).

  • Подготовка к продолжению образования.

  • Подготовка к освоению будущей профессии.

  • Достижение определенного уровня образованности (жизненный контекст).

Средством достижения целей обучения может быть, с одной стороны, выполнение старшеклассником учебных требований, с другой – самостоятельная образовательная активность школьника.

В качестве результатов обучения рассматривалась самооценка старшеклассником умений и навыков, а также уровня подготовки.

Кроме оценки компонентов образовательной деятельности, выделены параметры, оценка которых может указывать на наличие проблем при изменении форм организации обучения. В качестве таких параметров используется: групповая норма отношения к обучению, посещаемость уроков, отношения с родителями.

В качестве примера приведем варианты анкет для исследований самооценки школьников сетевой формы профильного обучения.

Переход к сетевой организации профильного обучения в ходе первого и особенно второго года работы сети дает существенные изменения в самооценке целей, средств. Старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора и в процессе реализации индивидуального учебного плана, «автоматически» вырабатывают образовательные цели, тем самым меняют отношение к процессу обучения.

Позитивное изменение отношения школьников к обучению и динамика роста уровня образовательных результатов будет свидетельствовать о высокой эффективности сетевой организации профильного обучения.


17. Методические материалы по разработке индивидуальных учебных планов профильного обучения в рамках сетевого взаимодействия с использованием ресурсов дополнительного образования


Методические материалы адресованы:

  • руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием;

  • директорам и заместителям директоров общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.


Сетевой учебный план строится на принципе пространственного и временного разделения базового и вариативного (профильного и элективного) компонентов.

За основу берется базисный учебный план профильного обучения, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 9 марта 2004 года «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Учитывая, что федеральный базовый компонент содержит 20 часов аудиторной нагрузки (в варианте, когда вместо предмета «Естествознание» преподаются четыре предмета на базовом уровне), он может осваиваться школьниками в тех школах, в которых они постоянно обучаются, в течение 3-5 дней обучения.

Вариативная нагрузка в зависимости от выбранного принципа временного разделения может осваиваться либо в тех школах, в которых школьники обучаются постоянно, либо непосредственно в сетевом варианте, когда учащиеся выбирают предметы или элективные курсы и далее обучаются в той школе, где они преподаются.

За основу сетевого учебного плана можно выбрать одну из трех моделей пространственно-временного разделения базового и профильного компонентов: «3 + 3», «4 + 2», «5 + 1».

Модель «3+3», предоставляет максимальные возможности для индивидуализации обучения. Здесь предполагается, что 3 дня в неделю учащиеся осваивают базовый компонент БУП в тех школах, в которых они постоянно обучаются (18 часов). Физическая культура (2 часа базового компонента) может преподаваться в любой из школы сети и здесь обучение осуществляется через комплектование виртуальных сетевых классов.

Вторую половину недели обучающиеся осваивают вариативный компонент (профильные предметы и элективные курсы) непосредственно в сетевом варианте. Виртуальные классы и группы формируются на основании выбора учащихся с учетом ограничений БУП на наполняемость классов.

Модель «4+2» несколько ограничивает возможности индивидуализации обучения, но она, на наш взгляд, наиболее приемлема в ситуации введения ЕГЭ. Здесь 4 дня в неделю учащиеся осваивают базовый компонент БУП в тех школах, в которых они постоянно обучаются (20 часов). 4 часа вариативной нагрузки распределяются по предметам в соответствии с запросами учащихся: наш опыт показывает, что по 0,5-1 часу необходимо добавить на обязательное изучение русского языка и математики (для подготовки к сдаче обязательного компонента ЕГЭ). Возможен вариант, что 1 час в неделю выделяется на изучение информатики (часто этого требуют более 80% школьников).

Модель «5+1» значительно ограничивает возможности индивидуализации обучения. Она может служить переходной моделью к варианту сетевого обучения «4+2». За основу этой модели берется примерный учебный план универсального профиля. Здесь 5 дней в неделю учащиеся осваивают «базовый компонент» универсального профиля (30 часов) в тех школах, в которых они постоянно обучаются. 6 часов вариативной нагрузки распределяются по элективным курсам в соответствии с запросами учащихся. Такая модель позволяет представить для выбора учащимся не более 8 предметов (курсов), то есть возможности формирования индивидуальных образовательных маршрутов существенно сужаются.

Сеть профильного обучения также должна иметь не менее трех вариантов образовательных ресурсов:

1. Ресурс академического образования – в сети представлен изучением предметов на различных уровнях (базовом, профильном, элективном);

2. Ресурс дополнительного образования - представлен, как правило, элективными курсами, изучение которых необходимо для продолжения образования в профильных учебных заведениях профессионального образования (музыка, спорт, искусство, военное дело и т.п.);

3. Ресурс начального и среднего профессионального образования – в сети обеспечивает профессиональную ориентацию и самоопределение и/или получение профессии для тех подростков, которые не планируют продолжения образования в учебных заведениях высшего профессионального образования.

На основе сетевого учебного плана старшеклассники формируют индивидуальный учебный план (рис. 1) (план составлен для схемы реализации сетевого варианта профильного обучения «4+2»), ориентированный на послешкольные планы учащихся и связанный с этим выбор предметов для итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Индивидуальный учебный план, составленный в соответствии с названными выше условиями, позволяет школьнику сформировать индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), максимально используя возможности БУПа через сетевой учебный план, объединяющий ресурсы всех учебных заведений, включенных в сеть.





Рис. 1. Формирование индивидуального учебного плана.


Одна из основных проблем реализации сетевого обучения заключается в том, что предложенные МО РФ примерные программы по предметам для базового и профильного уровней разработаны для профильной школы, в предположении, что школа реализует варианты примерных учебных планов профильного обучения и предмет преподается одним учителем на базовом и профильном уровнях. В сетевом обучении базовый и профильный уровень преподаются разными учителями и здесь необходимо выстраивать постоянное взаимодействие педагогов-предметников для согласования учебно-тематического планирования по каждому из предметов.

Основой для разработки программно-методического обеспечения в условиях сетевого варианта профильного обучения являются Федеральный компонент государственного стандарта (полного) общего образования (2004 года) и Примерные программы для базового и профильного уровня, созданные на основе этого стандарта и рекомендованные для организации профильного обучения (базовый и профильный уровень).




Рис. 2. Схема формирования сетевой образовательной программы по предмету


При разработке программно-методического обеспечения по каждому предмету прежде всего необходимо учитывать требования к подготовке выпускников профильной школы в условиях нового формата итоговой аттестации (рис. 2). Для этого учителям-предметникам на сетевых методических объединениях необходимо проанализировать Демонстрационный вариант теста единого государственного экзамена, Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ и Спецификацию экзаменационной работы по предмету. Цель этой работы – выработка единого подхода к организации процесса обучения на базовом и профильном уровне и согласование общих подходов к системе оценивания, которая должна соответствовать системе оценивания, принятой для ЕГЭ.

Для составления учебно-тематического планирования и распределения учебного материала для обучения рекомендуем применять следующую последовательность шагов:

  • анализ демоверсии ЕГЭ по предмету;

  • анализ спецификации, кодификатора ЕГЭ по предмету;

  • сопоставление содержания тематических блоков кодификатора – демоверсии с разделами примерных программ по предмету;

  • прописывание разделов тематического планирования.



18. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе вариативного профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования

(структурная организация сети образовательных учреждений)


Методические материалы адресованы:

  • руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием;

  • директорам и заместителям директоров общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.


Структурно сеть профильного обучения строится как централизованная или распределенная.

В централизованной сети выделяется одно общеобразовательное учебное заведение, которое в максимальной степени обеспечено ресурсами и может привлекать ресурсы других учебных заведений. Вариативное обучение осуществляется в этой базовой школе, которая играет роль ресурсного центра сети или многопрофильного общеобразовательного учреждения. Другие школы «передают» в это общеобразовательное учреждение учащихся и ресурс часов, необходимых для обучения.

Распределение часов вариативного компонента между школами осуществляется на основании детального анализа образовательных ресурсов каждой школы. Например, в распределенной сети школьники могут изучать профильный курс математики в одной из школ сети или в нескольких школах. Сеть позволяет более эффективно использовать кадровый потенциал. Чаще реализуется ограниченный вариант распределенной сети, где сетевое обучение старшеклассников осуществляется в 2-3 ресурсных центрах сети.

Модель сетевого профильного обучения

Обычно под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих целей. Это могут быть образовательные комплексы, совместные программы повышения квалификации, коллективная работа нескольких сельских или городских школ по организации профильного обучения старшеклассников.

Одной из ведущих черт «сетевого общества» является сетевая логика его базовой структуры, которая состоит из совокупности социальных акторов и набора связей между ними, где актор – субъект, активно осуществляющий какую-либо из форм общественной деятельности. В качестве социальных акторов могут выступать индивиды, социальные группы, организации, города, страны. Под связями понимают не только коммуникационное взаимодействие между акторами, но и обмен различными ресурсами и деятельностью. Так, например, в сети профильного обучения акторами являются образовательные учреждения, отдельные педагоги, учащиеся старшей школы, учреждения дополнительного образования.

В сети акторы существуют в пространстве артефактов, посредством которых происходит легитимация (установление) связей между ними. Артефактом является любое событие, оказавшее воздействие на историю жизни. Например, для сети профильного обучения артефактами выступают профильный предмет, элективный курс, групповое или индивидуальное исследование и т.п. Фактически речь идет о каталоге образовательных событий, наполняющих школьную жизнь, и, соответственно, формирующих человеческий капитал сетевого образовательного сообщества.

Один актор может быть связан с несколькими артефактами так же, как один артефакт соединен с несколькими акторами. Такая сеть является двумодальной, или двухуровневой. На одном ее уровне расположены акторы, на другом – артефакты.

Схематически модель сети можно представить (рис. 3) в виде двух параллельных плоскостей.




Рис 3. Акторы и артефакты: двумодальная, или двухуровневая сеть

Нижняя плоскость представленной модели – субъекты (акторы). Они связаны между собой, образуя сеть первого уровня, которая строится на различных принципах. Например, можно выделить самые сильные взаимные связи или выявлять события (артефакты), максимально влияющие на сетевые взаимодействия в сообществе. Верхняя плоскость – события (артефакты).

Модель сетевого профильного обучения строится через понимание образовательного сообщества как сети взаимодействующих индивидов и организаций, к которому можно применять общие подходы, разработанные в рамках теории социальных сетей (social network analysis). Сетевая организация – это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру.

Модель сети профильного обучения, которая строится на основе модели двумодальной социальной сети (рис. 3), имеет ряд существенных отличий.

Прежде всего, она является трехмодальной, так как статусы ключевых участников сети (учеников и педагогов) сильно различаются. Поэтому модель включает два пространства субъектов: учеников и педагогов (рис. 4) – верхняя и нижняя плоскости на схеме. Средняя плоскость представляет собой пространство сетевых артефактов.

Для сети профильного обучения артефактами могут быть: профильный предмет, элективный курс, конференция, конкурс, олимпиада, семинар, групповое или индивидуальное исследование, совместная работа в школьной газете, участие в кружке, беседа с сетевым педагогом (актором сети) и т.п. Пространство сетевых артефактов в нашем случае представляет собой всю совокупность сетевых образовательных событий, которые могут быть взаимосвязаны и структурированы учебными планами и логикой обучения.

Так, например, на плоскости артефактов (рис. 4) стрелки соединяют базовые (Б), профильные (П) предметы, а также элективные курсы (Э). Структура соединяющих стрелок отражает логику индивидуального образовательного маршрута каждого школьника (или групп школьников). Различными условными обозначениями (например, цветные круги или иные фигуры) на плоскости артефактов можно представить всю совокупность образовательных событий в сети.

Каждый актор-ученик верхней плоскости может взаимодействовать с несколькими артефактами так же, как один артефакт – соединяться с несколькими акторами-учениками. Связи актора-ученика с артефактами описывают его индивидуальный образовательный маршрут, связи групп акторов-учеников с артефактами демонстрируют совместную деятельность (например, занятия группы акторов-учеников на элективном курсе).

Плоскость акторов-педагогов представляет собой участвующих субъектов сети, которые обеспечивают учебную деятельность школьников в пространстве артефактов. Это означает, что педагог начинает действовать как сетевой актор, когда включается в сетевое образовательное событие (то есть, ведет профильный предмет, элективный курс, организует какое-либо сетевое событие).




Рис. 4. Модель сети профильного обучения


Необходимость двух пространств «ученики» – «педагоги» (кроме различия в статусах) в данной модели обусловлена тем, что осуществление ключевых событий (артефактов), характеризующих сетевое взаимодействие, требует обязательного участия субъектов (акторов) из разных пространств. Действительно, обучение возможно лишь при совместной работе ученика и педагога, роли которых различны и в значительной степени регламентируются заранее заданными нормами деятельности.

Условием «вхождения» ученика в профильный предмет является его освоение на базовом уровне. Элективный курс, ориентированный на более глубокие знания отдельных тем соответствующей дисциплины, в свою очередь связан с профильным предметом. В силу специфики образовательного процесса пространство событий (артефактов) в сетевом варианте организации профильного обучения структурируется цепочкой причинно-следственных связей в логике организации образовательного процесса с учетом предпочтений учеников, составивших индивидуальный образовательный маршрут.

Становление сети и сетевых сообществ зависит от близости многих характеристик участников (например, на успешную деятельность сетевого виртуального класса по изучению какого-либо элективного курса влияет мотивация, то есть близость целевых установок каждого на изучение курса).

В зависимости от общности интересов можно выделить сетевые сообщества разной «массы» для учеников (от виртуальных классов и групп для изучения предметов до клубов любителей игры в футбол) и для педагогов (от сетевых методических объединений до исследовательских и проектных групп).

В сети профильного обучения совершается совместное конструирование виртуальной реальности, которая затем становится конкретикой коллективной и индивидуальной деятельности. Вследствие этого преобладающей формой общения становится диалог, а не монолог; вместо односторонне направленного воздействия (от педагога к ученику) возникает коммуникационное взаимодействие.

В ситуации сетевого сотрудничества учитель и ученик меняются местами, ибо приходится делать акцент не столько на том, кто обладает образовательными ресурсами, сколько на том, кто эти ресурсы отбирает и осваивает. Активность и избирательность ученика в сети профильного обучения возрастает настолько, что он превращается в главную фигуру коммуникативного взаимодействия.

Сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений. Подкрепленная доверием окружающих, она приобретает стабильность и воспроизводится благодаря действиям субъектов (акторов). Сеть теперь выступает как объективная структура с определенными нормами регулирования отношений, которую потенциальные участники вынуждены усвоить, если хотят в нее включиться.

Таким образом, в целом, сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах:

- удовлетворения запросов и потребностей учащихся;

- добровольности;

- открытости и незамкнутости (формирование клубного типа отношений);

- кооперационного и коммуникационного взаимодействия по горизонтали;

- объединения и доступности ресурсов;

- практической направленности и целесообразности.

Ученик и учитель как члены сети включены в непрерывные образовательные потоки событий и вынуждены постоянно осуществлять свою учебную или педагогическую деятельность с учетом неопределенного и нестабильного количества факторов. В достаточно сложной сети факт наличия разнообразного отношения к своей деятельности со стороны других участников «автоматически включает» способность к самоопределению и пониманию взглядов и установок других участников сети. Поэтому в сетевом варианте обучения существенно меняется роль и ответственность учителя. Здесь педагог работает с подростками, у которых уже есть мотивация к обучению и собственные цели образования в долгосрочной перспективе. Кроме того, сетевое обучение открывает новые возможности для учителя, которые могут «прорастать» только на понимании своей необходимости для других.

Сеть – лаборатория социального опыта для каждого конкретного ребенка. Она дает возможность преодолеть свои коммуникативные барьеры. В сети школьники сами определяют свой образовательный путь, свои зоны персонального развития и тем самым они получают самостоятельность и зоны персональной ответственности. У учителя тоже появляются зоны развития и персональной ответственности. В результате появляется совместная деятельность учителя и ученика. Не может быть сетевого события, если нет реального общего дела, требующего взаимодействия.

Сетевое обучение также является мощным средством формирования ключевых компетенций учащихся. Это обусловлено тем, что подростки, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, что в свою очередь предполагает персональную ответственность, инициативу, склонность к размышлениям о будущем, самостоятельность мышления и т.п. Движение учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории развивает внимание к проблемам, связанными с достижением поставленных целей, готовность замечать эти проблемы и искать пути их решения, способность работать самостоятельно и умение анализировать новые ситуации, способность к самоконтролю и т.п.

Необходимым условием становления сетевой инфраструктуры является подготовка школьных управленческих команд, способных осознавать ситуацию, компетентно владеющих эффективными инструментами управления в условиях перемен, и, соответственно, способных обеспечить интенсивный переход в общем образовании на использование средств профильного обучения, соответствующих новым целям образования и обеспечивающих новое качество на выходе. Обучение преподавателей сетевых форм организации профильного обучения направлено на развитие компетенций школьных управленческих команд в ключевых областях управления школой (с учетом условий сетевой организации) путем освоения следующих модулей в режиме тренингов:

  • профильное обучение: концепция и эффективные процессы организации, управление качеством;

  • процессы обеспечения доступности образования, управление многообразием в сетевой организации.

Важно сочетать обучение с практикой таким образом, чтобы обучающиеся смогли сразу же применить новые знания. Организация внедрения профильного обучения обеспечивается подготовленными школьными управленческими командами и педагогами.

Стратегия обучения в условиях сетевого взаимодействия в рамках интеграции основного и дополнительного образования совмещается со стратегией сотрудничества, которая состоит из разработки новых форм взаимодействия участников проекта и заинтересованных сторон, нового способа организации труда совместно с теми, кого это затронет уже с самого начала, включая учащихся и их родителей. Такая стратегия требует много времени и усилий, однако выигрыш заключается в том, что не нуж­но ни с кем ничего согласовывать и никого убеждать в правиль­ности новых решений. Стратегия сотрудничества основана на том принципе, что 10 школ вместе делают один шаг, а не на том, что одна школа делает 10 шагов.

Таким образом, процесс обучения школьных управленческих команд совмещается с выстраиванием коллегиальной системы управления сетевой организацией школ, используя подходы всеобщего управления качеством.

Ведущей стратегией организации сетевого обучения является горизонтальная интеграция, представляющая собой те или иные формы кооперации с организациями, осуществляющими такую же деятельность (например, школа – школа). Эта стратегия обеспечивает развитие при наличии общих целей в условиях недостатка ресурсов. Основным недостатком является возрастание сложности и масштаба деятельности и необходимость особых форм организованности.

Стратегия вертикальной интеграции заключается в кооперации с другими организациями, находящимися в одной сфере деятельности (чаще с организациями, реализующими программы дополнительного образования). Вертикальная интеграция необходима для достижения более большей эффективности траектории образования в целом, в том числе путем снижения издержек.

Реализация сетевого варианта профильного обучения в условиях многовариантных образовательных программ учащихся с привлечением ресурсов дополнительного образования предполагает постоянное отслеживание эффективности применяемых стратегий и возможность их смены.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования iconМетодические материалы по организации вариативного профильного обучения в условиях реализации индивидуальных образовательных программ с использованием ресурсов дополнительного образования (иуп)
...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования iconВнедрение модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования
Методические материалы по реализации индивидуальных образовательных программ учащихся старшей ступени общего образования, по вопросам...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования iconМетодические материалы по системе оценки достижений учащихся в рамках реализации модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования
...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования icon20. Методические материалы по организации учебно-исследовательской работы учащихся в рамках профильного обучения с привлечением ресурсов дополнительного образования
...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования icon19. Методические материалы по организации системы дополнительного образования в условиях внедрения моделей профильного обучения
...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования iconМетодические материалы адресованы
...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования iconО направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 г. №14-51-102/13
Департамент общего и дошкольного образования направляет Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования iconП\п Критерий
Модель «Организация сетевого взаимодействия муниципального образовательного учреждения «Центр дополнительного образования детей «Центр...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования iconМетодические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей
Важнейшим условием функционирования и развития системы дополнительного образования детей является обоснованное и стабильное финансирование...
16. Методические материалы по организации сетевого взаимодействия в системе профильного обучения в рамках реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся с использованием ресурсов дополнительного образования iconПроект инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РФ
«Об организации взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках профильного обучения учащихся в общеобразовательных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы