Методические материалы адресованы icon

Методические материалы адресованы



НазваниеМетодические материалы адресованы
Дата конвертации11.07.2012
Размер352,58 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

II.2. Внедрение модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования через распространение результатов проекта.


  1. Методические материалы по системе профориентационной работы с учащимися профильных классов в рамках реализации модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования (о подготовке школьников к профессиональному выбору в системе общего и дополнительного образования)


Методические материалы адресованы:

  • руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием;

  • директорам и заместителям директоров общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение.


Быстрые социально-экономические изменения в обществе задают новые параметры функционирования системы образования и одновременно ставят перед ней новые задачи. Всё более явным становится то, что главной ценностью должны стать не материальные богатства, а информация, знания, образование и интеллект.

Индустриальная экономика, основанная на производстве промышленных товаров, все более преобразуется в экономику, ориентированную на расширение и использование знаний.

Изменившиеся требования к профессиональной компетентности специалистов, вызванные глобальными проблемами и динамичными переменами в гуманитарной сфере, в научной и технической областях, делают необходимыми соответствующие изменения в области образования.

Образование должно быть ориентирование на формирование, развитие у обучающихся ведущих ценностей, знаний, позволяющих не только адаптироваться в новых социально-экономических условиях, но и быть способным внести собственный вклад в их развитие и преобразование.При этом содержание школьного профильного образования должно быть структурировано таким образом, чтобы оставалась целостной любая совокупность научных знаний, предлагаемых ученикам для усвоения.

В наши дни главная задача школа – «не передача знаний», сейчас акцент сменился на «самостоятельное мышление учащихся». Образовательная среда школы, особенно создаваемая при профилизации старших классов, может и должна претендовать на место ядра, которое содержа­тельными линиями распространяется на всю бытийную образовательную среду, вплоть до ее периферии, где происходит образование интегративного ассоциативного персонифицированного знания учащихся, растущей личности.

Общее среднее образование как компонент системы непрерывного образования предполагает, что учащийся средней школы будет обучаться дальше, но уже в учреждениях профессионального образования (получение профессии, курсы повешения квалификации и т.п.). Таким образом, учебная деятельность учащихся профильной школы постепенно должна преобразоваться в учебно-профессиональную, а затем – и собственно профессиональную деятельность в условиях открытой образовательной среды (общего и дополнительного образования). Это согласуется с общими тенденциями, среди которых выделяются: «создание связи между общеобразовательным и профессиональным образованием, развитие комбинированного обучения на базе школы и производства» и др.

В период школьного развития личности ученика должно стать формирование полноценного гражданина, который реализует свою гражданскую позицию – свой личный общественно-полезный вклад - через профессиональную трудовую деятельность. Современный школьник, обучающийся в средней школе имеет интересы, далеко выходящие за рамки официальных учебных программ. Поэтому, с одной стороны, старшеклассник стремится познать то, что часто не предусмотрено содержанием образования, а с другой стороны, общество обязывает школьника учиться и выполнять требования учебных программ.

Это направление включает специальные ориентационные курсы, диагностики, консультирование. В России имеется такой опыт, но, к сожалению, ему не придан государственный статус. Однако работодатели и выпускники школы считают, что там, где реализуется данное направление (в школах, колледжах, лицеях) эффект готовности молодежи к выбору будущей профессиональной карьеры и возможности трудоустройства выше у тех, кто знаком с основами такого выбора. Т.е. должна выстраиваться связь между общим и профессиональным образованием, реализуемая через подготовку будущих выпускников к принятию решения о построении и реализации образовательно-профессионального маршрута, должна быть заполнена специальной работой как теоретической, так и практической по решению этого вопроса в учебном процессе, а также в условиях дополнительного образования.

Перечислим основные требования к формированию понятий учебной и учебно-профессиональной деятельности, на основе которых возможно было бы разрабатывать и корректировать новое содержание общего среднего образования (содержание образования профильной школы с учетом ресурсов дополнительного образования).

1.Учет основных тенденций возрастно-психологического развития ребенка и подростка: готовность подростка к освоению разнообразных аспектов взрослой жизни, а не только ограниченность школьными предметами; готовность не только к освоению моральных норм общества, но и к их критическому осмыслению (осознанию); также важной особенностью подросткового возраста является интерес к психосексуальной стороне жизни, готовность подростка серьезно обсуждать свои жизненные и профессиональные перспективы, что предполагает интерес к конкретному обществу, где ему предстоит жить.

2.Учет особенностей развития подростков из семей с разным социально-экономическим статусом, а также - относящихся к разным национально-этническим и религиозным культурам.

3.Учет запросов общества и экономики (рынка труда). Фактически образовательные реформы часто и проводятся для того, чтобы привести в большее соответствие образование и общественно-экономическую жизнь данной страны.

4.Учет новых (прогрессивных) тенденций в самом образовании: появление новых образовательных технологий, новых знаний, новых организационных моделей образования.


  1. Методические материалы по системе профориентационной работы с учащимися профильных классов в рамках реализации модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования (о готовности подростка к проектированию профессионально-образовательного маршрута в системе общего и дополнительного образования)


Методические материалы адресованы:

  • руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием;

  • директорам и заместителям директоров общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение;

  • классным руководителям и педагогам-психологам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение учащихся в системе профильного обучения.


Ключевой идеей профильного обучения является идея расширения образовательного пространства, поэтому подросток должен быть готов к новым для него ситуациям принятия решения о выборе содержания, форм, методов, темпа, индивидуального стиля образовательной деятельности. Профильное обучение в старшей школе ставит учащихся основной школы и их родителей перед необходимостью осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности. Важность подготовки подростка к этому ответственному выбору определяет большое значение тех изменений, которые привносятся в ходе профилизации не только в старшую, но и в основную школу.

В процессе проведенного в ряде регионов страны эксперимента стало очевидно, что эта задача решается применением комплекса педагогических средств, предусмотренных таким новым для нашей школы явлением, как предпрофильная подготовка. Она стала новым педагогическим явлением, социальным феноменом, способствующим повышению готовности подростков не только к выбору профиля обучения, но и к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута в целом.

Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогичес­кой, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования, включая дополнительное образование). Без осуществления предпрофильной подготовки невозможна успешная организация профильного обучения в старшей школе.

Предпрофильная подготовка обладает значительной вариативностью и может реализовываться в различных формах. Возраст 14-16 лет является наиболее благоприятным для активизации собственных размышлений подростка о послешкольном будущем. Постепенное введение в воспитательно-образовательный процесс основной школы элементов предпрофильной подготовки, предполагающей проектно-исследовательскую, ориентационную, самопрезентационную деятельность подростков, способствует более эффективному повышению их готовности к ситуации выбора профиля обучения, которая для ряда выпускников основной школы будет носить выраженные жизнеопределяющие черты. Обретение опыта подготовки к совершению выбора профиля обучения создает у подростка необходимые предпосылки к преодолению им кризисных ситуаций при последовательном совершении образовательно-профессиональных выборов в течение всей жизни. Предпрофильная подготовка предполагает интегрирование «знаниевого» и компетентностно-ориентированного содержания образования, а значит, и принципиальные изменения содержания, форм, методов работы учителя и ученика, характера взаимоотношений между учителем и учеником.

Для каждого подростка, завершающего курс основной школы, должны быть созданы максимальные условия для формирования и осознания своих индивидуальных образовательных потребностей. Главная стратегическая задача предпрофильной подготовки состоит в том, чтобы у учащихся благодаря ситуации выбора собственного содержания образования выработалась внутренняя потребность в самореализации в каком-либо образовательном профиле. Создание условий обретения первичного опыта выбора не только содержания образования, но и преподавателя, темпа и способа учебной деятельности, спектра используемых образовательных ресурсов, должно быть главной задачей при организации элективных курсов (обязательных курсов по выбору учащегося).

Основной смысл предпрофильной подготовки - прежде всего, в создании условий для конструирования школьниками версий продолжения образования после 9-го класса и осмысления индивидуальных критериев совершаемого выбора. Эту задачу должны решить педагогически организованные процедуры, позволяющие школьнику познакомиться с возможными путями продолжения образования, их основными характеристиками, значимыми для ситуации предстоящего выбора, а также получить психологическую помощь и поддержку, необходимую в новой для него ситуации принятия в той или иной мере самостоятельного решения.

В профильном обучении важнейшим ресурсом повышения готовности учащегося к проектированию образовательно-профессионального маршрута является индивидуальный учебный план учащегося (ИУП), в том числе - осуществляемый в сетевых формах, выводящих реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ вне отдельного общеобразовательного учреждения. ИУП – индивидуальный, логически связанный набор учебных курсов различных уровней (базовых, профильных, элективных), проектно-исследовательских и творческих работ, социальных практик и т.п., выбранных для освоения учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП можно использовать учебные предметы (курсы) нескольких образовательных учреждений (организаций), а также курсы системы дополнительного образвоания.

Еще одним значимым ресурсом профильного обучения для повышения готовности учащегося к проектированию образовательно-профессионального маршрута является использование новой формы оценивания учебных достижений учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения, где существенным элементом которых выступает портфолио (способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения). Портфолио также является эффективным инструментом при оценивании образовательных результатов и построении индивидуальных учебных планов. Портфолио необходим для адекватной оценки школьниками своих достижений, для повышения степени их самостоятельности и более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения.

Таким образом, организация предпрофильной подготовки и профильного обучения предусматривает введение основных моментов в воспитательно-образовательный процесс общеобразовательных учреждений и их сетей, актуализирующие возможности обеспечения готовности учащегося к проектированию образовательно-профессионального маршрута:

- создание условий для предпрофильной подготовки и профильного обучения с точки зрения ученика, его родителей, учителей, школы, социума, государства (зачем каждому из них нужна профилизация старшей школы);

- создание единого для муниципалитета или региона ресурсного банка по предпрофильной подготовке и профильному обучению, позволяющего обобщать, анализировать и распространять в педагогическом сообществе опыт содержательных и процессуальных наработок, предупреждать наиболее типичные ошибки при их организации;

- организацию информационной работы, создание механизмов координации ресурсных потоков, необходимых для создания системы обновляемого информационного обеспечения учащихся, их педагогов и родителей в ситуации выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования;

- организацию профильной и профессиональной ориентации, регламентирование применения декларативно-агитационных, рекламно-манипулятивных, диагностико-рекомендательных и информационно-консультационных инструментов;

- создание вариативной модели «портфолио»;

- организацию для целей предпрофильной подготовки и профильного обучения нового содержания и форм взаимодействия образовательных учреждений между собой и с объектами социокультурной и профессионально-производственной среды;

- повышение готовности педагогов к нововведениям, связанным с предпрофильной подготовкой и профильным обучением, организацию совершенствования педагогического мастерства учителей.


Для того чтобы рассматривать готовность подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута, необходимо ввести понятия «готовность к выбору» и «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который может рассматриваться под разными углами зрения:

1) как серию задач, которые ставит общество перед личностью - социологический подход;

2) как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе - социально-психологический подход;

3) как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого являются профессиональная деятельность - дифференциально-психологический подход.

Современное понимание данного термина: профессиональное самоопределение – процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Профессиональное самоопределение необходимо рассматривать как процесс с учетом его внешних и внутренних условий.

Внутренними условиями профессионального самоопределения являются:

  • особенности ценностно-смысловой сферы личности, уровень осознания собственных потребностей, направленностей, мотивов и их сформированности;

  • объем предыдущего опыта личности и степень его использования;

  • индивидуально-психологические особенности личности (потенциально или реально значимые в труде, а также определяющие характер отношений и переживаний).

Внешние условия профессионального самоопределения включают в себя:

    • условия и содержание профессиональной или учебной деятельности, которой занимается или намеревается заняться человек;

  • требования этой деятельности к человеку, его качествам;

  • условия жизни, быта, особенности их влияния на профессиональное самоопределение;

  • особенности влияния на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений; господствующие в этих сферах настроения, ориентации, стереотипы и т.д.

Важно понимать различия между понятиями «социально-профессиональное самоопределение» и «готовность к выбору профессии».

Понятие  «готовность к выбору профессии»  определяется сочетанием факторов, отражающих ее различные стороны и уровни - физическая подготовленность, нейродинамическая обеспеченность действия, психологические условия готовности. Причем ведущей может стать одна из этих сторон – в зависимости от условий выполнения действия. Разработан целый комплекс понятий, характеризующих такое соответствие, ведущими среди которых являются «профессиональная пригодность» и «готовность к труду».

Наиболее полный анализ профессиональной пригодности проведен в исследованиях Н.Д. Левитова. Выделены факторы профпригодности:

  1. Способности или предрасположения к работе того или другого типа (как физические, так и психические);

  2. Знания и навыки, требующиеся для данной работы;

  3. Склонность и желание работать (учитываются мотивы как внешнего, так и внутреннего характера).

Кроме того, отмечается важность таких факторов, как достаточная скорость (производительность) работы, достаточная точность работы и безвредность работы для психофизиологического организма данного человека.

Понятие «готовность к труду» используется в психолого-педагогической литературе для описания и прогнозирования состояния подготовленности человека к трудовой деятельности. Различают временную и долговременную готовность (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин); функциональную и личностную (Ф.Т. Гецов, Б.Ф. Пуни); психологическую и практическую (Ю.К. Васильев, Б.Ф. Райский); общую и специальную (Б.Г. Ананьев); готовность к умственной и физической деятельности (А.Г. Ковалев) и т.д.

В психолого-педагогической литературе готовность к труду рассматривается как сложное, целостное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, нравственная готовность к труду, знания по общеобразовательным предметам, индивидуально-психологические качества, обеспечивающие включение в новую сферу деятельности и эффективность ее выполнения, обеспеченность трудовыми навыками и умениями, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности.

Помимо готовности как психического состояния, у человека часто проявляется  готовность как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не нужно формировать; такая  готовность – существенная предпосылка успешной деятельности и относится к длительной или устойчивой готовности, имеет определенную структуру: положительное отношение к виду деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация, а также необходимые знания, навыки, умения.

Жизненные перспективы школьника (его собственные представления о себе и своей личной и профессиональной жизни в будущем) в психолого-педагогической литературе оценивают по следующим критериям:

  • продолжительность;

  • реалистичность;

  • оптимистичность;

  • согласованность;

  • дифференцированность.

В научно-исследовательской психолого-педагогической литературе выделяют следующие критерии и конкретизирующие их показатели готовности к принятию решения о выборе профессии старшеклассниками:

1.Мотивационно-потребностный критерий, включающий такие показатели: наличие мотивов выбора профессии; положительное отношение к ситуации выбора профессии; активная позиция ученика в осуществлении процесса принятия решения о выборе профессии; наличие запасных вариантов профессионального выбора.

2.Критерий информированности предполагает наличие сферы профессиональных интересов и включает показатели: представление об индивидуальных особенностях; полнота и дифференцированность знаний о мире профессий; знания о своих ПВК и склонностях; умение работать с источниками информации; информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам человека.

3.Действенно-практический критерий содержит следующие показатели: умение ставить цель выбора профессии и составлять программу действий для ее достижения; самоанализ имеющихся вариантов выбора профессии; самоконтроль и коррекция профессиональных планов; самоактуализация потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к принятию решения о выборе профессии.

Оценка состояния готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению определяется совокупностью критериев и показателей, выявляемых на этапах предпрофильного (9 кл.) и профильного (10-11 кл.) обучения.

Определяют следующие критерии готовности к профессиональному самоопределению на завершающем этапе основной школы и в период обучения в старшей школе:

Критерии

Показатели

8-9 класс

10-11 классы

Когнитивный (К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

3. Знания многообразия мира труда и профессий; необходимость профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями

3. Знания предметной стороны профессиональной деятельности; общие и специальные ПВК

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно-ценностный (М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК

Деятельностно-практический (Д-П)

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым, учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.



Данные критерии и соответствующие им показатели прошли многолетнюю проверку в экспериментальной практике профориентацонной работы в школе. Они служат предпосылкой для обоснования в новых условиях (развития предпрофильной подготовки и профильного обучения) критериев готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута.

Проектирование образовательно-профессионального маршрута – это процесс и результат:

- самостоятельного планирования, корректировки и реализации перспектив поэтапного индивидуального продвижения в сложноорганизованном послешкольном образовательном, социокультурном и профессиональном пространстве;

- обнаружения внутренних и внешних проблем такого продвижения;

- использования ресурсов помощи и защиты в преодолении ограничителей свободы выбора.

Проектирование образовательно-профессионального маршрута нужно рассматривать в логической взаимосвязи с готовностью к профессиональному самоопределению. Готовность подростка к профессиональному самоопределению находится в органической связи с профориентационно значимыми ключевыми компетентностями. Их сформированность у подростка опосредованно влияет на повышение его готовности к проектированию образовательно-профессионального маршрута.

Проблема педагогической поддержки профессионального самоопределения подростка и проектирования им образовательно-профессионального маршрута является важнейшей составляющей содержания образования, это также, в свою очередь, требует внесения соответствующих корректив не только в само содержание, но и в критериально-оценочный аппарат профессиональной ориентации молодежи. К настоящему времени в публикациях зарубежных и отечественных авторов (Дж. Равен, В.А. Болотов, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, А.Г.Каспржак, В.В. Краевский, А.В. Хуторской, В. Байденко, П.В. Беспалов, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур и др.) не только обозначены «концептуальные координаты» компетентностного подхода, но и заявлена главная его интенция – усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» понимания результатов образования.

Связь школы и рынка труда в изменяющемся обществе приобретает иной характер. При этом школа в меньшей степени, нежели раньше, выполняет роль буфера между находящимися в хронологической последовательности общим образованием и трудовым становлением. Одновременно возрастает значимость ее как инструмента, обеспечивающего формирование у подростка способности соорганизовывать и координировать ресурсы формального и неформального образования для целей проектирования собственного образовательно-профессионального маршрута.

Такое понимание компетентности, значимой для социально-профессионального самоопределения подростка может быть конкретизировано как:

- рефлексивная компетенция - способность, осознавать, прогнозировать и планировать свои профориентационно значимые действия;

- социальная компетентность - способность действовать в социуме (проектируя и реализуя персональный образовательно-профессиональный маршрут);

- коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально-производственного окружения (проектируя и реализуя персональный образовательно-профессиональный маршрут);

- предметная компетентность – способность анализировать и интерпретировать изучаемое содержание общего среднего образования в контексте образовательного-профессиональных маршрутов (представителей социокультурного и профессионально-производственного окружения, воображаемых и реальных сверстников, собственного маршрута).

Внешними критериями готовности подростка к профессиональному самоопределению выступают:

- сформированность мотивационно-потребностных компонентов;

- необходимый уровень информированности о способах решения профориентационных проблем;

- наличие профориентационно значимого деятельностно-практического опыта.


  1. Методические материалы

(см. Приложение 2 «Примерное положение об организации ресурсного центра профессиональной ориентации учащейся молодежи в регионе (муниципалитете))

8. Методические материалы

(см. Приложение 3 «Примерное положение об организации профессиональных проб учащихся общеобразовательных учреждений»)


Методические материалы адресованы:

  • руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием;

  • директорам и заместителям директоров общеобразовательных учреждений, реализующих профильное обучение;

  • классным руководителям и педагогам-психологам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение учащихся в системе профильного обучения.


Приложение 2 «Примерное положение об организации ресурсного центра профессиональной ориентации учащейся молодежи в регионе (муниципалитете)»


1.Общие положения

    1. Ресурсные региональные (муниципальные, районные) центры профессиональной ориентации учащейся молодежи (далее – Центры) организуются в _____________ (место расположения) в соответствии с требованиями: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.); Государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»; Региональной (городской) целевой программы развития образования «________________» на _______ гг.; других нормативно-правовых актов и положений.

    2. Под Центром понимается целевая концентрация и технологическая организация используемых в сети образовательных учреждений средств психолого-педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения молодежи, которые сосредоточены в одном комплексе помещений, либо частично распределены на территории нескольких образовательных учреждений, в силу возможностей портативного перемещения оборудования и оперативного развертывания для проведения групповых занятий.

    3. Психолого-педагогическая, информационная, организаци­онно-методическая и профконсультационная деятельность Центра предусматривает повышение готовности школьников 7-9 классов к продолжению образования в учреждениях профессионального образования города _________ (региона), а также в старшей школе (с учетом нововведений, определенных ее профилизацией и сетевой организацией). Учащимся 10-11 классов Кабинет оказывает педагогическую, психологическую и информационную поддержку в проектировании послешкольного образовательно-профессионального маршрута. Деятельность Центра также направлена на профориентационно значимую интеграцию ресурсов формального, неформального (дополнительного) и информального (спонтанного) образования обучающихся всех возрастных категорий.

1.4. Центр создает условия для деятельности педагогов и психологов школ региона (муниципалитета, ОУ) по совершенствованию имеющихся, разработке и проверке новых педагогических технологий поддержки профессионального самоопределения подростков.

1.5. Использование в Центре электронных и дистанционных инструментов поддержки профориентационно-значимой активности учащихся и педагогов является важнейшим условием обеспечения партнёрских отношений школы и внешних участников профориентационной работы.

1.6. Деятельность Центров регулируется настоящим Положением, Уставами общеобразовательных учреждений (взаимодействующих с Центром), нормативными правовыми актами по профильному обуче­нию, профессиональной ориентации, социальному партнёрству школы.

2. Цель Центра: оказание психолого-педагогической поддержки школьникам и другим категориям учащейся молодежи в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута через систему непрерывного образования (общеобразовательная школа, среднее и высшее профессиональное образование) с использованием ресурсов профориентационно значимого партнёрства образовательных учреждений с профессионально-производственным и социокультурным территориальным окружением (в интересах реального сектора экономики).

3. Задачи Центра:

3.1. Совместная с региональным (городским, районным) научно-методическим центром по профессиональной ориентации аналитическая работа по изучению профессионально-производственных изменений в экономике и социальной сфере региона (города), демографически-миграционных сдвигов; выявление инновационных средств профессиональной ориентации для решения образовательно-кадровых проблем региона (города).

3.2. Создание и обновление регионального (городского) библиотечного фонда профориентационно значимой литературы (книги, периодические издания). Обеспечение целевой концентрации и высокой технологической организации средств психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения молодежи (проектирование цифровых профориентационно значимых образовательных ресурсов); создание репозитариев (структурированных банков-хранилищ) наиболее типичных сценариев оказания поддержки профессионального самоопределения молодежи и их методического обеспечения.

3.3. Формирование у молодежи компетентностей, значимых для социального и профессионального самоопределения (в интересах реального сектора экономики); оказание школьникам и их родителям диагностико-консультативной помощи по проблемам профессионального самоопределения.

3.4. Подготовка специалистов - педагогических работников и других специалистов, работающих с молодежью к использованию средств формирования у молодежи компетентностей, значимых для социального и профессионального самоопределения.

3.5. Обеспечение дистанционного сопровождения профессионального самоопределения.

3.6. Организация сетевого партнерства бизнеса, государственных и некоммерческих организаций для привлечения молодежи к последующему трудоустройству в интересах реального сектора экономики.

  1. Возрастные категории граждан, которым оказываются профориентационные услуги

Профессиональная ориентация осуществляется на следующих этапах жизни человека.

Условно их можно обозначить:

«Предпрофильный этап» (VIII-IX классы) - формирование у школьников личностного смысла выбора направления образования, умений соотносить общественные цели такого выбора со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Этому этапу соответствует проектирование получения образования в учреждении среднего профессионального образования (и возможной последующей ориентацией на продолжение образования в вузе).

«Профильный этап» (охватывает учащихся X-XI классов и учащихся колледжей, поступивших в них по окончании IX класса) - в этот период акцентируется внимание старших подростков на формировании профориентационно значимых компетентностей, коррекции и реализации их образовательно-профессиональных планов, способах оценки своих достижений.

«Постпрофильный этап» - учащиеся и студенты учебных заведений профессионального образования - вхождение в профессиональную деятельность - период углубленной подготовки к ней, формирование опыта и жизнедеятельности в трудовом коллективе.

  1. Примерный механизм реализации поставленных задач

5.1. На региональном (городском) уровне вырабатывается стратегия взаимодействия субъектов, ответственных за единую образовательно-кадровую политику с целью согласования и координации их деятельности, проведение общественной и профессиональной экспертизы нормативного и научно-методического обеспечения профориентационной деятельности с учетом миграционной, демографической ситуации и кадрового запроса. На этом уровне осуществляется организационная подготовка профориентационной деятельности в Центрах, переподготовки кадров, организация оперативного взаимодействия с социальными партнерами.

5.2. Основным инструментом реализации Программы на региональном (городском) уровне является социальное партнерство Центров с субъектами социокультурной и профессионально-производственной среды. Для этого результаты профессиональной ориентации молодежи региона (города) формулируются не только «на языке» достижений образовательных учреждений района или города, но и как фактор регионального развития.

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения молодежи региона (города, района) - комплексный процесс, включающий взаимосвязанную деятельность с социальными партнерами:

  • общеобразовательными учреждениями;

  • учебными заведениями профессионального образования;

    • предприятиями, организациями и фирмами;

  • территориальными отделами и службой занятости, кадровыми агентствами;

  • муниципальными управлениями образования и молодежной политики;

  • учреждениями дополнительного образования;

  • управлениями и учреждениями социальной защиты;

  • городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД;

  • средствами массовой информации (СМИ).

Деятельность Центра предусматривает следующие основные направления совместной деятельности с социальными партнерами по формированию готовности молодежи к профессиональному самоопределению:

Общеобразовательные учреждения предоставляют возможности Центрам для реализации профориентационных задач с учетом запроса школы.

Учебные заведения профессионального образования обеспечивают Центры и молодежь округа актуальной обновляемой информацией о возможностях продолжения образования, условиях поступления и особенностях обучения, перспективах дальнейшего трудоустройства; проводят олимпиады, слёты, конференции, летние школы, устраивают Дни открытых дверей.

Предприятия, организации и фирмы предоставляют ресурсы для экскурсий, социальных и производственных практик, профессиональных проб; организуют встречи с носителями социального и профессионального опыта.

Территориальные отделы и службы занятости проводят ярмарки учебных мест, дни профессий, дни труда, выпускают информационные бюллетени, статистические отчеты, справочные материалы о профессиональных интересах и намерениях учащихся, состоянии регионального рынка образовательных услуг и труда.

Управления и учреждения социальной защиты оказывают педагогическую поддержку самоопределения учащихся общеобразовательных школ и колледжей нуждающимся в социальной защите: детям с ограниченными возможностями, а также проявляющим девиантное поведение, осуществляя консультации учащихся по социальным и юридическим вопросам и тем самым, повышая их конкурентоспособность и социальную адаптацию. В рамках переподготовки педагогов они проводят семинары, конференции, круглые столы по проблемам организации педагогической поддержки самоопределения.

Районные (городские) управления образования и молодежной политики осуществляют связи по горизонтали между Центрами и их социальными партнерами и по вертикали – с управлениями, ведомствами, министерствами; согласовывают работу по профессиональной ориентации и адаптации в регионе (городе, районе).

Учреждения дополнительного образования информируют молодежь о возможностях развития своих способностей и предоставляют им возможность выявления склонностей, развития творческих способностей на занятиях в кружках, секциях, клубах, летних лагерях. Они оказывают молодежи помощь в демонстрации их достижений на смотрах, выставках, фестивалях, концертах, создают условия для выполнения ими профессиональных проб в различных сферах деятельности людей, что является важным этапом профессионального самоопределения.

Городские и районные военкоматы, ГУВД, ОВД информируют о путях получения профессионального военного, юридического образования, помогают в организации спортивных соревнований молодежи допризывного возраста.

СМИ организуют циклы передач, публикаций, отвечают на вопросы слушателей, зрителей, читателей по проблемам профессионального самоопределения.

На уровне района (города) проводится:

    • анализ источников и факторов формирования запроса на профориентационную работу, ресурсное обеспечение педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи;

    • разработка содержания и механизмов взаимодействия общеобразовательной школы со средним и высшим профессиональным образованием,

    • осуществляется планирование, координация, организация, материально-технического и научно-методического обеспечения системы профессиональной ориентации молодежи.

5.3. На уровне общеобразовательного учреждения при поддержке Центров могут использоваться следующие средства педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников:

Профориентационно-значимое сопровождение трудового воспитания:

  • организация сети кружков трудовой направленности и творческих мастерских;

  • разработка и реализация программ ознакомления школьников с профессиями на рабочих местах;

  • организация и проведение социально и профориентационно значимых ученических проектов;

Информационно-справочные, просветительские средства:

  • использование рекламно-агитационных материалов учебных заведений;

  • использование дистанционных электронных средств поддержки проектирования школьников образовательно-профессионального маршрута;

  • проведение занятий по профориентационной проблематике сотрудниками служб занятости;

  • использование тематических материалов средств массовой информации;

  • использование справочной литературы о путях продолжения образования и профессионального становления;

  • организация встреч школьников с представителями предприятий, учреждений, организаций, фирм и т.д.;

  • организация встреч школьников с бывшими выпускниками;

Средства диагностики и консультирования:

  • использование профориентационно значимых диагностических инструментов;

  • наблюдение за учащимися непосредственно в трудовой деятельности, реализуемой на территории школ, а также непосредственно в трудовой деятельности, реализуемой в ходе профессиональных проб и социальных практик;

Средства морально-эмоциональной поддержки:

  • группы и тренинги общения;

  • «праздники труда», конкурсы профессий или другие профориентационно значимые события;

Оказание помощи в конкретном выборе и принятии решения

  • построение системы различных вариантов действий учащихся по подготовке к выбору образовательно-профессионального маршрута;

  • создание центров виртуального карьерного роста в общеобразовательных учреждениях;

Профессиональные пробы и социальные практики

  • организация и проведение профессиональных проб на территории общеобразовательных учреждений, а также на объектах социокультурного, производственного окружения, в учебных заведения профессионального образования;

  • организация и проведение социальных практик.


Информационную и научно-методическую поддержку реализации средств педагогической поддержки профессионального самоопределения осуществляет кабинет профессиональной ориентации общеобразовательного учреждения.

На уровне учреждения среднего профессионального образования при поддержке Центров могут использоваться следующие средства педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся:

Информационно-справочные, просветительские средства:

  • использование дистанционных электронных средств поддержки проектирования школьников образовательно-профессионального маршрута;

  • проведение занятий по профориентационной проблематике сотрудниками служб занятости с учащимися и преподавателями;

  • использование тематических материалов средств массовой информации;

  • использование справочной литературы о путях продолжения образования и профессионального становления;

  • организация встреч учащихся с представителями предприятий, учреждений, организаций, фирм и т.д.;

  • организация встреч учащихся с бывшими выпускниками;

Средства диагностики и консультирования:

  • использование профориентационно значимых диагностических инструментов;

  • помощь в переориентации и реориентации на другую сферу образования и профессиональной деятельности (в случае необходимости);

Средства морально-эмоциональной поддержки:

  • группы и тренинги общения;

  • "праздники труда", конкурсы профессий или другие профориентационно значимые события;

Сопровождение профессионального образования и трудоустройства выпускников

  • создание банка данных по выпускникам;

  • мониторинг готовности учащихся колледжей к реализации

профессионально-трудового маршрута;

  • предоставление информационной, консультативной и правовой помощи учащимся колледжей;

  • проведение встреч с потенциальными работодателями;

  • обеспечение сопровождения оформления приема на работу;

  • обеспечение введения новичка в организационную структуру предприятия.

Информационную и научно-методическую поддержку реализации средств педагогической поддержки профессионального самоопределения осуществляет региональный (городской) Центр профессиональной ориентации.

Примерная организационная структура ресурсного Центра

1. Директор.

2. Учебная часть (организует и координирует образовательный и воспитательный процессы, оказывает помощь в повышении квалификации педагогических работников по профессиональной ориентации).

3. Отдел профориентации.

3.1 Социально-психологическая лаборатория (осуществляет диагностику и консультирование молодежи, психолого–педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения, помощь в выборе профиля обучения, пути дальнейшего образования и профессии, проводит мониторинг готовности молодёжи к реализации образовательно-профессионального маршрута, осуществляет работу с родителями, разрабатывает критерии и показатели готовности молодёжи к реализации образовательно-профессионального маршрута).

3.2 Научно-методическая лаборатория (осуществляет информационно-аналитическую работу, участвует в апробации программно-методического материала профориентационных курсов, осуществляет разработку индивидуальных траекторий дальнейшего профессионального становления молодежи).

4. Отдел по обеспечению работы технологического оборудования.

4.1 Лаборатория по обеспечению работы инженерных систем, транспорта и хозяйственной части.

4.2. Лаборатория ИКТ оборудования. (Обеспечивает работу ИКТ оборудования, эффективное использование ИКТ технологий, администрирование локальной сети, разработку веб-сайта).

5. Отдел по обеспечению социальных практик и социально трудовой адаптации (организует социальные практики, профессиональные пробы, деятельность производственных подразделений).

6. Отдел координации социального партнёрства (устанавливает профориентационно значимые взаимодействия между Центром и его социальными партнёрами).

7. Отдел повышения педагогического мастерства (подготовка специалистов - педагогических работников и других специалистов, работающих с молодежью к использованию средств педагогической поддержки профессионального самоопределения).

8. Редакционно-издательский отдел (обеспечивает выпуск рекламной продукции, научно-методической литературы, использование сотрудниками Центра и молодежью информационных источников и инструментов, средств деловой коммуникации).


Приложение 3 «Примерное положение об организации профессиональных проб учащихся общеобразовательных учреждений»


I. Общие положения

    1. Ведущая идея концепции педагогических основ профориентации- формирование и развитие личностных особенностей учащихся (интересов, склонностей, способностей, общественно-значимых мотивов выбора профессии, приобретения опыта конкретной профессиональной деятельности, знаний, умений, навыков и др.). Профориентация осуществляется в соответствии с запросами общества в кадрах, его требованиями к современному профессионалу и гражданину. Это позволяет рассматривать ее как важнейшее направление деятельности школы, осуществляемой в партнерстве с другими общественными институтами и организациями: семьей, предприятиями, учреждениями, специальными учебными заведениями и т.д.

Цель профориентации: способствовать профессиональному и личностному самоопределению учащихся.

    1. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности.

    2. Одним из оптимальных способов профориентации является организация профессиональных проб учащихся.

1.4. Профессиональные пробы являются своего рода моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом ученики оценивают свои индивидуальные качества и способности, соотносят их с требованиями практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социальный опыт позволяет школьникам определить, в каких сферах деятельности они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны, выявить проблемы, скорректировать свой образовательный маршрут.

1.5. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.

1.6. Важной характеристикой профессиональной пробы является достижение учащимся социально значимого результата, подлежащего оценке, внешней экспертизе с точки зрения объективных требований к продуктам данной профессиональной деятельности.

II. Технология организации социальных проб

2.1. Технология профессиональных проб предполагает последовательное прохождение трёх этапов:

  1. Подготовительный: включает в себя

Вид профориентационной работы

Информирование

Диагностика

Консультирование

Адаптация


Формы

Составление экономических, технологических, медицинских и психологических характеристик профессиональной деятельности

Проведение экскурсий

Встречи с представителями профессиональных сообществ

Анкетирование.

Диагностика и самодиагностика способностей и склонностей



Консультации

Собеседования


Занятия по развитию профессионально важных качеств

Работа профессионально-ориентированных групп и клубов.


2. Практический

2.2. Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в следующих формах и их сочетаниях:

2.3. Выполнение задания в ходе технологически завершенного процесса в условиях, приближенных к производственным. Серия последовательных имитационных (деловых) игр. Выполнение задания творческого или исследовательского характера (проект, реферат, организация творческого мероприятия, создание творческой работы).

3. Рефлексивно-коррекционный:

Осмысление результатов профессиональной пробы, оценка (внешняя экспертиза) и самооценка. Выявление проблем. Корректирование образовательного маршрута.

2.4. Место профессиональных проб в учебно-воспитательном процессе. Профессиональные пробы организуются в рамках изучения предметов на уроках, на занятиях элективных курсов и курсов по выбору учащихся, через занятия в системе дополнительного образования, а также в ходе специально организованных мероприятий.

2.5. Организаторами профессиональных проб на базе общеобразовательного учреждения являются учителя-предметники, классные руководители, педагоги организаторы, педагоги дополнительного образования.

2.6. Возраст учащихся, участвующих в профессиональных пробах 8 – 11 классы общеобразовательного учреждения.

2.7. Для организации профессиональных проб администрация общеобразовательного учреждения заключает договоры с социальными партнерами: высшими и средними учебными заведениями, предприятиями и организациями. В таком случае куратором социальной пробы является представитель соответствующей организации.

2.8. Педагог – организатор профессиональных проб оформляет технологическую карту по следующим пунктам: цель профессиональной пробы, возраст учащихся, место в учебно-образовательном процессе, план реализации профессиональной пробы, социально значимый результат, индивидуальные итоги реализации профессиональной пробы учащимся.

2.9. Итоги работы по организации профессиональных проб подводятся на заседаниях методических объединений, общеобразовательного учреждения.

Перспективное направление развития опыта профессиональных проб – организация учебно-профессиональной практики учащихся, моделирующей логически взаимосвязанную последовательность ситуаций, характерных для данной профессии для более глубокого профессионального самоопределения учащихся.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методические материалы адресованы iconВнедрение модели профильного обучения с использованием ресурсов дополнительного образования
Методические материалы по реализации индивидуальных образовательных программ учащихся старшей ступени общего образования, по вопросам...
Методические материалы адресованы iconДокументы
1. /САИО/readme.txt
2. /САИО/Курсовая работа/Методические...

Методические материалы адресованы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
Учебно-методические материалы лекционного курса: учебники, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном или
Методические материалы адресованы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины (для студентов) Учебно-методические материалы по основным видам деятельности
Учебно-методические материалы лекционного курса: учебники, конспекты (тексты, схемы) лекций в печатном или электронном представлении...
Методические материалы адресованы iconПрограмма и методические материалы
К 46 Киященко Н. И. Эстетика. Общий курс: План-программа и методические материалы. – М., 2002. — 000 с
Методические материалы адресованы iconГосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области»
Методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, учителям, педагогам дополнительного образования, а также специалистам,...
Методические материалы адресованы iconПаспорт (описание) продукта иод
Методические материалы для педагогов (методические пособия, рекомендации, разработки учебных или внеурочных занятий и пр., обеспечивающих...
Методические материалы адресованы iconПаспорт (описание) продукта иод
Методические материалы для педагогов (методические пособия, рекомендации, разработки учебных или внеурочных занятий и пр., обеспечивающих...
Методические материалы адресованы iconПриложение Электронные информационные и методические материалы к семинару «Интерактивные и компьютерные технологии в воспитательной работе, социально-педагогической и психологической службе: опыт России и Беларуси»
Уважаемые коллеги! Вам предлагаются информационные материалы на компакт-дисках объемом
Методические материалы адресованы iconПриложение Электронные информационные и методические материалы к семинару «Интерактивные и компьютерные технологии в воспитательной работе, социально-педагогической и психологической службе: опыт России и Беларуси»
Уважаемые коллеги! Вам предлагаются информационные материалы на компакт-дисках объемом
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы