Предпосылки возникновения и этапы развития науки icon

Предпосылки возникновения и этапы развития науки



НазваниеПредпосылки возникновения и этапы развития науки
Дата конвертации11.07.2012
Размер136.67 Kb.
ТипРеферат
Предпосылки возникновения и этапы развития науки


Российский Государственный Гуманитарный УНИВЕРСИТЕТ КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ РефератТема: «Предпосылки возникновения и этапы развития науки»Учебная дисциплина «Концепция современного естествознания» Студент: Карасев Андрей Викторович Группа: ЭЗПС Преподаватель Дронов Александр Иванович Оценка «_______________» Калуга – 2000 ПланВведение …3 стр.Что такое естествознание? …5 стр.Характерные черты науки …6 стр.Отличие науки от других отраслей культуры …8 стр.Наука и религия …8 стр.Наука и философия …9 стр.Эволюция и место науки в системе культуры …10 стр.Выводы …11 стр.Список литературы …12 стр. ВведениеНаука в ее современном понимании является принципиально новым фактором вистории человечества, возникшим в недрах новоевропейской цивилизации в XVI— XVII веках. Она появилась не на пустом месте. Немецкий философ К. Ясперсговорит о двух этапах становления науки. I этап: «становление логически и методически осознанной науки —греческая наука и параллельно зачатки научного познания мира в Китае иИндии». II этап: «возникновение современной науки, вырастающей с концасредневековья, решительно утверждающейся с XVII в. и развертывающейся вовсей своей широте с XIX в.» (К. Ясперс. Смысл и назначение истории - М.,1994.- С. 100). Именно в XVII в. произошло то, что дало основание говорить о научнойреволюции — радикальной смене основных компонентов содержательной структурынауки, выдвижении новых принципов познания, категорий и методов. Социальным стимулом развития науки стало растущее капиталистическоепроизводство, которое требовало новых природных ресурсов и машин. Дляосуществления этих потребностей и понадобилась наука в качествепроизводительной силы общества. Тогда же были сформулированы и новые целинауки, которые существенно отличались от тех, на которые ориентировалисьученые древности. Греческая наука была умозрительным исследованием (само слово теория впереводе с греческого означает умозрение), мало связанным с практическимизадачами. В этом Древняя Греция и не нуждалась, поскольку все тяжелыеработы выполняли рабы. Ориентация на практическое использование научныхрезультатов считалась не только излишней, но даже неприличной, и такаянаука признавалась низменной.Только в XVII в. наука стала рассматриваться в качестве способа увеличенияблагосостояния населения и обеспечения господства человека над природой.Декарт писал: «Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь заднимчислом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, котораянепосредственно приступает к сущему и наступает на него, с тем, чтобы мыдобыли познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесногосвода и всех прочих окружающих нас тел, причем это познание (элементов,стихий) будет таким же точным, как наше знание разнообразных видовдеятельности наших ремесленников.
Затем мы таким же путем сможемреализовать и применить эти познания для всех целей, для которых онипригодны, и таким образом эти познания (эти новые способы представления)сделают нас хозяевами и обладателями природы» (Декарт Р. Рассуждение ометоде. Избр. произв.- М., 1950.- С. 305). Современник Декарта Ф. Бэкон, также много сил потративший дляобоснования необходимости развития науки как средства покорения природы,выдвинул знаменитый афоризм: «Знание — сила». Ф. Бэкон пропагандировалэксперимент как главный метод научного исследования, нацеленный на то,чтобы пытать мать-природу. Именно пытать. Определяя задачиэкспериментального исследования, Ф. Бэкон использовал слово «inquisition»,имеющее вполне определенный ряд значений — от «расследования», «следствия»до «пытки», «мучения». С помощью такой научной инквизиции раскрывалисьтайны природы (сравни русское слово «естествоиспытатель»). Стиль мышления в науке с тех пор характеризуется следующими двумячертами: 1) опора на эксперимент, поставляющий и проверяющий результаты; 2)господство аналитического подхода, направляющего мышление на поискпростейших, далее неразложимых первоэлементов реальности (редукционизм). Благодаря соединению этих двух основ возникло причудливое сочетаниерационализма и чувственности, предопределившее грандиозный успех науки.Отметим как далеко не случайное обстоятельство, что наука возникла нетолько в определенное время, но и в определенном месте — в Европе XVI века. Причина возникновения науки — своеобразный тип новоевропейскойкультуры, соединившей в себе чувственность с рациональностью;чувственность, не дошедшую, как, скажем, в китайской культуре, дочувствительности, и рациональность, не дошедшую до духовности (как удревних греков). Никогда ранее в истории культуры не встречавшеесяпричудливое сочетание особой чувственности с особой рациональностью ипородило науку как феномен западной культуры.Западную культуру не зря называли рациональной, и ее не похожая нагреческую рациональность оказалась очень хорошо увязана с капиталистическимстроем. Она позволила все богатство мира свести в однозначнодетерминированную систему, обеспечивающую за счет разделения труда итехнических нововведений (тоже следствия рационализма) максимальнуюприбыль. Но у выдающегося социолога XX в. П. Сорокина были основания и длятого, чтобы назвать западную культуру чувственной, поскольку она стараласьпрочно опираться на опыт. Обе черты западной культуры понадобились дляразвития науки вместе с еще одной, также для нее характерной. «В греческоммышлении ответ на поставленный вопрос дается в результате убеждения в егоприемлемости, в современном — посредством опытов и прогрессирующегонаблюдения. В мышлении древних уже простое размышление называетсяисследованием, в современном — исследование должно быть деятельностью»(Ясперс К. Смысл и назначение истории- С. 104). В науке нашла своевыражение еще одна специфическая черта западной культуры — еедеятельностная направленность. Деятельностной направленности ума благоприятствовал умеренно-континентальный климат данного региона. Таким образом имело местовзаимовлияние природных, социальных и духовных факторов.Итак, если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будетвыглядеть так: наука — это особый рациональный способ познания мира,основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.Возникнув после философии и религии, наука, в определенной степени - синтезэтих двух предшествовавших ей отраслей культуры, результат «существовавшейв средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личнуюэнергию Иеговы с рациональностью греческого философа» (Пригожий И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса- М., 1986.- С. 92). Что такое естествознание? Предмет естествознания — факты и явления, которые воспринимаются нашимиорганами чувств. Задача ученого — обобщить эти факты и создатьтеоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Этораздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез исоздании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которыеформулируют законы науки. Явления, например тяготение, непосредственно даныв опыте; законы науки, например закон всемирного тяготения — вариантыобъяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют своепостоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как,скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теорииотносительности. Значение чувств и разума в процессе нахождения истины — сложныйфилософский вопрос. В науке признается истиной то положение, котороеподтверждается воспроизводимым опытом. Основной принцип естествознаниягласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в томсмысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирическипроверяться, а в том, что опыт, в конечном счете, является решающимаргументом принятия данной теории. Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую»истину, т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому онотрадиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности.Другой крупный комплекс наук — обществознание — напротив, всегда был связанс групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, таки в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду собъективными методами исследования приобретает большое значение переживаниеизучаемого события, субъективное отношение к нему и т. pJ От технических наук естествознание отличается нацеленностью напознание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики тем, чтоисследует природные, а не знаковые системы. Следует учитывать различие между естественными и техническими науками,с одной стороны, и фундаментальными и прикладными — с другой.Фундаментальные науки — физика, химия, астрономия — изучают базисныеструктуры мира, а прикладные — занимаются применением результатовфундаментальных исследований для решения как познавательных, так исоциально-практических задач. В этом смысле все технические науки являютсяприкладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим.Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников являютсятеоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение,полупроводниковая технология — практическими прикладными науками. Однако провести четкую грань между естественными, общественными итехническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряддисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплекснымипо своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находитсяэкономическая география, на стыке естественных и технических - бионика, акомплексной междисциплинарной дисциплиной, которая включает и естественные,и общественные, и технические разделы, является социальная экология. Характерные черты наукиО таком многофункциональном явлении как наука можно сказать, что это: 1)отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) специальный институт ( впонятие института здесь входит не только высшее учебное заведение, но иналичие научных обществ, академий, лабораторий, журналов и т.п.).По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами,способами, отраслями, институтами. Для того, чтобы эти взаимоотношенияпрояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те,которые отличают ее от остального. Каковы они?1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.2. Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА – в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык – однозначный, поскольку наука стремится как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА – в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА – в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА – в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.8. Наука КРИТИЧНА – в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.9. Наука ДОСТОВЕРНА – в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА – в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания ( этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.11. Наука РАЦИОНАЛЬНА – в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.12. Наука ЧУВСТВЕННА – в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг сдругом: универсальность – фрагментальность, общезначимость –обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность –критичность, достоверность – внеморальность, рациональность –чувственность.Кроме того, для науки характерны свои особые методу и структураисследований, язык, аппаратура. Всем этим и опреляется специфика научногоисследования и значения науки. Отличие науки от других отраслей культурыНаука отличается от МИФОЛОГИИ тем, что стремится не к объснению мира вцелом, а к формулированию законов развития природы, допускающихэмпирическую проверку.Наука отличается от МИСТИКИ тем, что стремится не к слиянию с объектомисследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственнуюреальность имеют в ней большее значение, чем вера.Наука отличается от ФИЛОСОФИИ тем, что ее выводы допускают эмпирическуюпроверку и отвечают не на вопрос “почему ?” , а на вопрос “как?”, “какимобразом?”.Наука отличается от ИСКУССТВА своей рациональностью, не останавливающейсяна уровне образов, а доведение до уровня теорий.Наука отличается от ИДЕОЛОГИИ тем, что ее истины общезначимыи не зависят отинтересов определенных слоев общества.Наука отичается от ТЕХНИКИ тем, что нцелена не на использование полученныхзнаний о мире для его преобразования, а на познание мира.Наука отличается от обыденного сознания тем,что представляет собойтеоритическое освоение действительности. Наука и религияОстановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, чтосуществуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистическойлитературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная веранесовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть доутверждения, что поскольку космонавты не увидели бога, то стало быть егонет.Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением вэтих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает разум, но в нейимеет место вера, без которой познание невозможно – вера в чувственнуюреальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательныевозможности разума и в способность научного знания отражатьдействительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить кнаучному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней имеетместо и интуиция, особенно на стадии формулированиягипотез. С другойстороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался дляобоснования веры, и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмомТертуллиана: “Верую, потому что абсурдно”.Итак области разума и веры не раздельны абсолютной преградой. Наука можетсосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культурыустремлено на разные вещи: в науке – на эмпирическую реальность, в религии– преимущественно на внечувственное. Научная картина мира, ограничиваясьсферой опыта, не имеет прямого отношения к регилиозным откровениям, иученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело , что в историикультуры известны случаи резких конфронтаций между наукой и религией,особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, вовремена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но такне обязательно должно быть всегда.Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни крелигиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических имифологических представлений, а также с различными сектантскимиответвлениями от официальных религий и бытовыми предрассудками. Суеверия,как правило , далеки и от подлинной веры и от рационального знания. Наука и философияВажно правильно понимать и взаимоотношения науки с философией, посколькунеоднократно, в том числе и в недавней истории, различные философскиесистемы претендовали на научность и даже на ранг «высшей науки», а ученыене всегда проводили границу между своими собственно научными и философскимивысказываниями . Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира вцелом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также ив том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие отфилософских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальныхпрактических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как вматематике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирическогоопровержения. Все это позволяет провести демаркационную линию междуфилософией и наукой.Ученых порой представляли в качестве так называемых «стихийныхматериалистов» в том плане, что им присуща изначальная вера вматериальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, чтоНекто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считывают,группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наукарационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, чтолежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийнымматериалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либофилософской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также ивыдающимися философами своего времени. Эволюция и место науки в системе культуры Взаимоотношения науки с другими отраслями культуры не былибезоблачными. Имела место довольно жесткая, порой жестокая борьба задуховное лидерство. В средние века политическая и с нею духовная властьпринадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки.] Вотчто писал русский историк и философ Н. И. Кареев о взаимоотношении науки ирелигии в то время: «На человеческую мысль была наложена церковью самаястрогая опека:занятие наукой и ее преподавание поручалось только церковникам, закоторыми, однако, власти бдительно следили... Церковь считала себя вправесилою приводить человека к истине и предавать его светской власти для казни«без пролития крови», если он упорствовал... Крайний аскетический взгляд назнание приводил даже к отрицанию какой бы то ни было науки как суетногознания, ведущего к гибели» (Кареев Н. И. Философия культуры и социальнойистории нового времени - СПб., 1893.- С. 65). Наука в основном должна была служить иллюстрацией и доказательствомтеологических истин. Как писал Дж. Бернал, «вплоть до XVIII в. наукапродолжала интересоваться главным образом небом» (Бернал Дж. Роль науки вжизни общества - М., 1957). - Но именно изучение неба и привело к последующему могуществу науки.Начиная с Коперника стало ясно, что наука не то, что теология и обыденноезнание. Борьба между наукой и религией вступила в решающую стадию. Заторжество научного мировоззрения отдал жизнь Джордано Бруно, так когда-тоза торжество философии и религии пожертвовали собой Сократ и Христос. И вот парадокс: приговорили к смерти и заставили выпить чашу с ядомСократа в начале IV в. до н. э., -и в том же веке философия победила,появились школы учеников Сократа и платоновская академия. Распяли Христа вI в., — ив том же его ученики создали церковь, которая через два векапобедила философию. Сожгли Дж. Бруно в 1600 году, — и в том же веке наукапобедила религию. Торжество смерти оборачивалось торжеством духа, которыйоказывался сильнее смерти. Физическая власть утверждается насилием,духовная — жертвой. Итак, культура развивается не только эволюционным путем накопленияотдельных достижений, но и революционным путем смены значения ее отраслей.Программа Сократа достичь всеобщего блага посредством философского знанияоказалась нереализованной и пала под давлением античного скептицизма. Людиповерили Христу и 1,5 тысячелетия ждали второго пришествия, но дождалисьиндульгенций для богатых и костров инквизиции. В эпоху Возрождения господство религиозного мышления и церкви былоподорвано как изнутри, так и снаружи. Философские и религиозные усилия посозданию общезначимых знания и веры, приносящих людям счастье, неоправдались, но потребность в систематизации и единстве знаний и счастьеосталась, и теперь наука дала надежды на ее реализацию. Произошел великий поворот в развитии культуры — наука поднялась на еевысшую ступень. В ее современном виде наука сформировалась в XVI — XVII в.и тогда же ей удалось одержать победу над другими отраслями культуры ипрежде всего над господствовавшей в то время религией. Наука победила вXVII в. все другие отрасли культуры и сохраняла доминирующую роль до XX в.Своей победой она обязана прежде всего естествознанию, которое лежит вфундаменте научного знания. Выводы С тех пор значение науки неуклонно возрастало вплоть до XX века, и верав науку поддерживалась ее огромными достижениями. В середине XX века врезультате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное помасштабу научной революции XVII века, получившее название научно-технической революции и ознаменовавшее новый, третий этап в развитиинаучного знания. Список литературы 1. Андреев Д.Л. "Роза Мира". М, из-во "Прометей.". 1991. 2. Аристотель. Сочинения. М., "Мысль", 1975 г. 3. Кант И. Сочинения, М., "Мысль", 1964 г. 4. И.П.Фарман. "Теория познания и философия культуры".М., "Наука", 1986г. 5. Н.К.Вахтомин. "Теория научного знания Иммануила Канта." М.,"Наука", 1986 г.




Похожие:

Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconПредпосылки возникновения науки социологии. Этапы институционализации социологии
Социоло́гия — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах,...
Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconВопросы к зачету по курсу «социология»
Предпосылки возникновения западноевропейской социологии и основные этапы её развития
Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconПредпосылки возникновения и этапы развития первоначальных видов ценных бумаг
Особенности формирования рынка ценных бумаг промышленно развитых стран мира
Предпосылки возникновения и этапы развития науки icon1. Предпосылки возникновения и этапы развития первоначальных видов ценных бумаг
Ведь все мы пользуемся не только обычными деньгами, но и современными электронными деньгами. С развитием компьютерных технологий,...
Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconПриродные и общественно-исторические предпосылки возникновения и развития сознания

Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconО. Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества
Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии
Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconСоцио-культурные предпосылки инновационной фазы развития
У. Ростоу выделял 5 стадий общественного развития (из них две промежуточные), мы в данной работе ограничимся тремя основными. А....
Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconВасилий Савельевич Новиков
Общие положения и требования. Этапы развития науки и этапы самосовершенствования заместителя директора по безопасности
Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconИстория возникновения, сущность и этапы развития аудита

Предпосылки возникновения и этапы развития науки iconИстория возникновения, сущность и этапы развития аудита

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы