Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации icon

Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации



НазваниеРазгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации
Дата конвертации11.07.2012
Размер320,37 Kb.
ТипРеферат
Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран


Московский государственный университет экономики, статистики и информатики КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИКурсовая работа по теме: Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы ЗИ-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А.В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И.С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава 1. Содержание приватизации. | |2 || | ||1.1. Пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и | ||приватизация. | |2 || | | ||1.2. Формы и методы приватизации. | |4 || | | ||Глава 2. Этапы приватизации в России.| |9 || | | ||2.1. Акционирование и ваучерная приватизация. | |9 || | | ||2.3. Денежная приватизация. | |10 || | | ||2.4. Итоги и перспективы приватизации. | |11 || | | ||Глава 3. Опыт зарубежных стран.| |15 || | | ||3.1. Опыт ваучерной приватизации. | |15 || | | ||3.2. Опыт платной приватизации. | |16 || | | ||Заключение. | |19 || | | ||Словарь терминов. | |20 || | | ||Литература. | |22 | ВВЕДЕНИЕ. Реформы отношений собственности являются важнейшим элементом перехода крыночной экономике. Однако подходы к проведению этих реформ, их темпам имасштабам, а также альтернативы форм реорганизации государственного сектораэкономики могут существенно различаться. Не во всем благоприятныйпервоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельнобыстрого разгосударствления и приватизации большинства предприятий,заставил частично пересмотреть не только роль государства, но и местогосударственного сектора в переходной экономике. Потенциальное противоречие между функциями собственности и контроля вкорпоративных формах предпринимательства привело к серьезным конфликтаминтересов в большинстве крупных приватизированных предприятий. Во всехпостсоциалистических странах на фоне слабой законодательной проработки правсобственности интересы менеджмента противостояли интересам акционеров. Абыстрая массовая приватизация по ваучерным схемам сопровождалась еще иконфликтами интересов внутренних и внешних инвесторов. В связи с этим широко распространенная в первые годы рыночных реформточка зрения на быструю приватизацию и накопление “критической массы”частной собственности сменилась пониманием особой роли государства игосударственного сектора в переходной экономике. В переходной экономике государственный контроль отличается отгосударственного управления в плановой экономике. Государственныепредприятия должны быть выведены на режим функционирования, соответствующийосновным требованиям рыночной среды, т. е. быть «маркетизированы». Этитребования в основном сводятся к следующему: жесткий бюджет, конкуренция,реструктуризация производства и финансов, организация корпоративногоуправления. Глава 1. Содержание приватизации.1.1. Пути разгосударствления. Самоуправление предприятием и приватизация. Известны два пути преодоления тотального выведения предприятий из-подпрямого контроля государства, т.е. разгосударствления: через самоуправлениеили через приватизацию. Самоуправленческая модель предприятия, позволяющая обеспечитьопределенную степень хозяйственной обособленности, с одной стороны, инекоторые черты групповой собственности, с другой, появилась в недрахадминистративно-плановой экономики именно как форма ухода от тотальногогосударственного контроля и усиления мотивации к эффективной хозяйственнойдеятельности. Наибольшее распространение самоуправленческая модель получилав Югославии и Польше, но отдельные ее элементы использовались и в другихбывших социалистических странах (например, система рабочего участия вприбылях предприятий в Венгрии). Самоуправленческая модель базировалась на весьма аморфных отношенияхсобственности, когда эти отношения распространялись главным образом наполученные предприятием хозяйственные результаты, а не на капитал. Еслисравнивать самоуправление с формами собственности, принятыми в рыночной и впереходной экономике, то по своей сути оно больше всего приближается каренде предприятия его трудовым коллективом, когда первоначальный(авансированный) капитал остается в собственности государства какарендодателя. Подобная модель хозяйственного обособления предопределяетзаинтересованность самоуправленческого трудового коллектива прежде всего вросте текущих доходов предприятия, оставляя в стороне любую мотивацию впреумножении капитала. Поэтому система заинтересованности строится не напринципе максимизации общей массы прибыли фирмы, как это преимущественнобывает в условиях рыночной экономики, а на увеличении текущих доходовкаждого отдельного члена самоуправленческого коллектива. А поскольку приэтом заработная плата воспринимается как элемент дохода, а не издержекпроизводства, цены на продукцию таких предприятий не служат им ориентиром всоотношении рыночного спроса и предложения. Это, в свою очередь, означает,что самоуправленческие предприятия если и возможны в рыночной и переходнойэкономике, то лишь в каких-то определенных конкретных случаях мелкогопредпринимательства. Доминирующей формой они быть не могут. Сущность приватизации. Приватизация в переходной экономике являетсяпреобладающей формой разгосударствления, с одной стороны, и наделенияграждан собственностью за счет тех или иных форм перераспределенияобщественного имущества, с другой. Под приватизацией, как правило, понимаютпродажу или безвозмездную передачу государственной собственности в рукиотдельных граждан, трудовых коллективов или юридических лиц. На базегосударственных предприятий могут возникать частные и смешанные фирмы вразличных организационно-хозяйственных формах—от индивидуальныхпредпринимательств до всех видов корпораций. Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническомкомплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам,базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет ссобой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурныхсдвигов бывших государственных предприятий. Зарождение и развитие отношений по капиталу (при сохранении впревращенной форме отношений по труду) кардинальным образом меняют всюсистему интересов в рамках предприятия и требуют новых механизмов ихсогласования. В процессе приватизации в ходе массовых трансакций (передачи,перехода прав собственности) появляются новые социальныекатегории—собственников (акционеров), управляющих (менеджеров), наемныхработников. Приватизация, таким образом, создает предпосылки для коренныхизменений в структуре общественных групп и отношений. По существу, приватизирующиеся предприятия переходного периода—этоосновная ячейка, где совершается главное таинство рыночной трансформацииэкономики. Успешность и темпы трансформации зависят как от общей логики ипоследовательности проходимой экономической политики (внешние условия исреда функционирования капитала), принципов и методов самих реформотношений собственности (подходы к приватизации и реформированиюгоссектора), так и от рыночной реструктуризации экономики (консолидация иэффективный перелив капиталов). При этом именно рынок капитала являетсяключевой проблемой создания эффективного комплекса рыночных механизмов впереходной экономике. Конкретные методы проведения реформы собственности зависят от того, накаких принципах передается государственное имущество новым собственникам.Это прежде всего выбор между платной (за полную стоимость или на льготныхусловиях) или бесплатной формами приватизации. Весьма остро перед началомприватизации во всех странах стоял вопрос о том, кто может претендовать наимущество приватизируемых государственных предприятий — все граждане,только члены трудовых коллективов, обладатели достаточных для выкупакапиталов. Актуальным был и вопрос о масштабах допуска к приватизациииностранного капитала. По всем этим проблемам в постсоциалистическихстранах шли острые дискуссии социально-политического и экономическогоплана. Приватизация вообще является одним из наиболее политизированныхэлементов рыночной трансформации. Огромные массы меняющих форму собственности государственных активов вовсех постсоциалистических странах потребовали достаточного разнообразиявозможных легальных форм приватизации. Причем соображения социальнойсправедливости, получавшие все большую общественную поддержку, в ходереформ раздвинули круг возможных участников за счет включения в число новыхвладельцев активов населения, работников и управляющих компаний, бывшихвладельцев или их наследников, утративших некогда право собственности впроцессе социалистической национализации. Характерно также, чтоприватизация во многих странах с переходной экономикой проводиласьодновременно с либерализацией законодательства о предприятиях ипредпринимательской деятельности.1.2. Формы и методы приватизации. Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяетосмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционнойактивности и эффективности экономики. В принципе, все разнообразие методовможет быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценныхбумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникамкомпаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Возможна и более детальная группировка форм приватизации. Так,Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации впостсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизацияпо ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/илиработниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передачамуниципальным органам, акционирование, акционерное государственноепредприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативностьперечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всехстранах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшаяпокупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценойгосударственных активов заставляла в ходе реформы собственности менятьприоритеты в выборе методов приватизации. Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяетсравнительно быстро распределить государственные активы среди большогочисла граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационныесвидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерныесхемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместес тем полученные по таким схемам собственнические права не могутквалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скореевсего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций илиобращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии,Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании. Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населенияпринять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошличерез этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро.Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболеепроблемной части государственных активов—крупных промышленных предприятий.Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов отприватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнегогосударственного долга. Ваучерные схемы, конечно, не самый лучший путь для формирования рынковкапиталов. Обилие возникавших инвестиционных фондов и компаний проблемы нерешало. Из стран, доводивших быструю массовую приватизацию, только в Чехии,Словакии и Словении финансовые рынки обладают достаточной устойчивостью длястановления частного сектора экономики. Этому в немалой степени послужилачастичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях,ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России, Казахстане,Монголии и особенно в Албании (судя по событиям начала 1997 г.) финансовыерынки находятся в недостаточно устойчивом состоянии, хотя и имеютпостоянный рост. В большинстве же случаев изменения в правах собственности,особенно на крупных предприятиях, не сопровождались мерами по их рыночнойреструктуризации. Финансовые и инвестиционные институты, миновав наиболеевыгодный спекулятивный этап создания рынка ценных бумаг, оказались слишкомслабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором. Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественныхкомплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах,аукционах, тендерах и т. п. имеет преимущество—получение денег, которыемогут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций вприватизируемую компанию. Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов,прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не моглаприватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупныхпромышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении сваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Изэтого следует, что первичное закрепление прав собственности нагосударственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходитьдостаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода).Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемыхактивов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удаетсяпродать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь не идет осделках, растягивающихся на многие годы). Большинство же предприятийреализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажидля продавца состоит главным образом в смене государственной собственностина частную (как было, например, в Восточных землях Германии). Дляпокупателя результат определялся способностью извлечь прибыль изприобретенных активов. Особый случай—продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах спереходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей-нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западныетоварные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростомрыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был вВенгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в техстранах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия дляразвития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгодустартовых условий приватизации, хотя реальные инвестиции все же были меньшеожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризацииэкономики. Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому прогрессуфинансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат дляроста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном илисмешанном капитале. Передача или льготная продажа государственных активов работникамприватизируемых компаний получила распространение в рядепостсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, гдепервоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, вВенгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался вобщей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичнойпередаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированныхкомпаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого методаприватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям—от весьмасущественных элементов собственности и дохода (как, например, было вроссийском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустыхсвидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однаконаиболее существенными негативными последствиями данного метода являютсядефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время послеприватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративногоуправления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен. Следующим методом приватизации является реприватизация, т. е.восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества врезультате конфискационной национализации. Основными формами реприватизацииявляются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам внатуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованногоимущества деньгами или специальными ваучерами. Реприватизация в обеих этихформах проводилась в бывшей Чехословакии (затем в Чехии), Венгрии,Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических странпоказал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях,когда она предшествует основным акциям по приватизации. Запаздывание спроведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести кконфликтам между инвесторами, уже вложившими свои капиталы, и лицами,предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такаяситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций. Глава 2. Этапы приватизации в России.2.1. Акционирование и ваучерная приватизация. В России задача быстрого ухода государства из сферынепосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массовогоакционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срокбыла создана законодательная база приватизации, где были прописаны ееформы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных ииндивидуальных собственников. Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал,рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственныхпроизводственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особыхтрудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров ипроизводить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акцийприватизированных предприятий. В первичном размещении акций большинства компаний принимали участиеследующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовыеколлективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционныефонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и ихобъединения). Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные помировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провестипервичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и безкрупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контрольнад 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, итаким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшегоперераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались,и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутреннихакционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних—увеличиласьпочти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном кпредприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям(черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство жеприватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях,стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупныеспекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акцийкомпаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавшихогромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Однако на ваучерномэтапе и некоторое время после него у коммерческих банков не былоосмысленной инвестиционной стратегии, если не считать расхожего тезиса онеобходимости диверсификации портфелей. Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось.Однако главное все же было достигнуто: в России началось формированиеинституциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенныетенденции изменения социальной структуры на базе формирования частногосектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал более25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% ихакций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г.количество приватизированных предприятий превысило количествонеприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа.В 1995 г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.2.2. Денежная приватизация. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемыйденежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавалисьбы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать ифондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. иимел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета, во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компаний. На денежномэтапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакетыдолжны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно,обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции вразвитие компаний. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, покрайней мере, по трем причинам. Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целяхоживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакетыакций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, употенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезнаяальтернатива для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний планвыдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевуюсоставляющую.2.3. Итоги и перспективы приватизации. На первоначальном этапе рыночной трансформации устойчиво преобладалимнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических правможет быть проведена в сравнительно короткие сроки, быстро создасткритическую массу частных собственников и основу стабильного повышенияэффективности экономики. Иллюзии рассеивались по мере той или иной степениреализации приватизационных программ: на волне приватизации подъемаэкономики не произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и сраспространенным в России взглядом на приватизацию как на ошибочный курсвластей, способствовавший развалу экономики. В мировой экономическойистории не было еще прецедентов, когда на огромном геополитическомпространстве практически одновременно и в столь короткие сроки были быприведены в движение фактически все государственные активы. Процесс такогоразмаха не мог пройти гладко, с абсолютно позитивным или близким кнамеченному результатом. Проблемы были неизбежны и в основном могут бытьсведены к следующему. Во-первых, несовершенство, неразвитость институтов собственности впереходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсациисторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатурыфактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированнымиактивами. Права новых собственников плохо защищены. Юридическая сменасобственности на государственные активы не обеспечивает новому собственникуполной уверенности в правах и не стимулирует поэтому рациональногоэкономического поведения. Таким образом, в переходных экономиках (как,впрочем, и в любых других) приватизация выходит далеко за рамки чистоюридического процесса. А потому даже вполне добротная юридическая основаприватизации—это очень важная, но всего лишь часть процесса измененияотношений собственности. Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменениемформы собственности на государственные активы изменятся сами собойэкономические отношения в распределении ресурсов. На самом делерегулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государствабезотносительно к форме собственности на активы. И необходимы большиедополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и властьпосле смены юридического статуса. В-третьих, в трансформирующихся экономиках переход прав собственностине ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всехстран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросампрофессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом,внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даженезависимо от их размеров. В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная, цельприватизации—недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было огромным.Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью новойдля России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых залоговыхаукционов (осень—зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство(госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральныхпакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначеннымв залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки,предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговомаукционе, получили право управлять залоговыми пакетами в течение всеговремени залога. По истечении этого времени (намеченный срок—1 сентября 1996г.) в случае невозврата кредитов (а иначе и не могло быть прикатастрофическом состоянии госбюджета) залогодержатель получал правопродать залоговые пакеты и погасить за счет выручки предоставленныеправительству кредиты. С определенными оговорками залоговые схемы можноназвать специфическим методом приватизации—практически все залогодержателипредпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы были выставленыакции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых аукционовоколо 1 млрд. долл. Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов междуучаствовавшими банками (их инвестиционными компаниями), а после завершенияаукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями именеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допускаяпредставителей банков в корпоративные органы управления, препятствуяоткрытию всей финансовой информации и тормозя тем самым началореструктуризации предприятий (таким, например, было противостояние«Норильского никеля» и ОНЭКСИМбанка). Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российскихпромышленных предприятий под частное управление. Но на их результативностисказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России.Залоговые аукционы практически были закрытыми для большинства банков,создавая выгодные условия сделок только «для своих». Поэтому суммы залога ицена последующих продаж оказались, по различным оценкам, в 3—5 раз нижетого, что могло быть получено на открытых торгах. В 1997 г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственногоимущества и об основах приватизации муниципального имущества РоссийскойФедерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий(большая часть из них уже приватизирована), а имущественных долейгосударства. Набор методов приватизации расширен за счет продажипроизводных ценных бумаг. Сокращены и могут использоваться более гибко(вплоть до полной отмены) льготы трудовым коллективам. Важно, что стоимостьимущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, асовокупно—на основании уставного капитала, балансовой оценки и рыночнойстоимости. Восстановлено забытое понятие аренды с выкупом (по рыночнойстоимости). С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуациюпрежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкуюбюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядокприватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупныесделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансовогоконсультанта нацелена на получение максимальных поступлений в федеральныйбюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакетыакций и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах синвестиционными и социальными условиями. Предусмотрено также продолжитьпрактику сдачи федерального имущества в аренду. Крупнейшими сделками в 1997—1998 гг стали продажи пакетов акцийкомпаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных дляэтого из запретительных списков. Планы приватизации компаний, условия конкурсов и аукционов по продажекрупных пакетов вновь стали предметом длительных острых конфликтов междупотенциальными инвесторами, федеральными и региональными властями. Чтобыупорядочить процесс подготовки и проведения приватизационных сделок,Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или инойстепенью государственного участия и соответствующими ограничениями вприватизации. Выделяется пять типов предприятий: . региональные и национальные естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «БЭС России» и др.); . акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»; . акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе финансово- промышленные группы) с сохранением у государства «золотой акции»; . акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в управление субъектам федерации; . все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению. В первом квартале 1998 г. пакеты акций, находящиеся в федеральнойсобственности, по величине доли в уставном капитале АО распределялисьследующим образом: более 50%—831 АО; от 25 до 50%—2004 АО; до 25%—1400 АО;«золотая акция»—631 АО. Всего на начало 1998 г. в России зарегистриро-чана31 тыс. АО. Глава 3. Опыт зарубежных стран.3.1. Опыт ваучерной приватизации. Приватизация в постсоциалистических странах не была равномернымпоступательным процессом смены титула собственности предприятий сгосударственного на частный или смешанный. Формирование структурыэкономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка,осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировкамипервоначальных программных установок. Практически повсеместно началунормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствиисо специальными законами и государственными программами предшествовал этаптак называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникаммалых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию(возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной послевторой мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая»приватизация столкнулась с существенными трудностями. В Болгарии, Польше,Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерныесхемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялисьна практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах ужевозникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различныепредставители и группы правящего слоя боролись за контроль надгосударственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферуваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не моглопродать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизацияуже полностью потеряла привлекательность для населения. Примечательно, чтона референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство гражданвысказались в поддержку платной приватизации. Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации вВосточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в1992—1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации вРоссии. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменятьна акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличиеот России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратилисуществование после завершения приватизации, а превратились в собственниковбывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положениеобстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективноеуправление приватизированными предприятиями. Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии,выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. Вусловиях экономической либерализации государство во многом теряетвозможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшеевладельца, становится объектом злоупотреблений.3.2. Опыт платной приватизации. Опыт платной приватизации. В середине 90-х годов возникла новая волнаинтереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшимбюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские страны. Причина кризиса—в нереформированности бюджетной сферы. Государствосохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, ноналоговая база и организация сбора налогов не дают возможностипрофинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Болеетого, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государстводобивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокойинфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональнаинфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилосьэтого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики сталипоявляться такие статьи государственных расходов, которых раньше впостсоциалистических странах не было (например, выплата пособий побезработице). Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., чтоеще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для всехпереходных экономик. В 1995—1996 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротойвстала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше иЧехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупныхобъектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудностьсостоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычноотличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальнойинфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью.Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компанииприходилось выставлять на торги пять-шесть раз. В числе объектов, которые были выставлены на продажу в этигоды,—электростанции, сети энерго- и газоснабжения в Венгрии, Польше иЧехии, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, сети заправочныхстанций в Румынии и Болгарии, национальные авиакомпании в Польше и Чехии,машиностроительные предприятия, ранее составлявшие сердцевинуиндустриального комплекса. Из-за высокой стоимости эти компании ипредприятия достаются главным образом иностранному капиталу. Для некоторых стран, например для Болгарии, характерно стремлениепродать госпредприятия дешевле, но как можно быстрее. Это объясняетсянеобходимостью срочно пополнить бюджет, а также связано с необходимостьюпроизводить крупные платежи по внешнему долгу. По этой же причине Болгария,единственная из стран Восточной Европы, возобновила практику приватизациипо «схеме Брэйди» (названной по имени министра финансов США конца 80-хгодов), которая предусматривает продажу государственной собственностизарубежным инвесторам и проведение экологических мероприятий международногозначения в зачет погашения внешнего долга. В процессе приватизации государство поощряет формирование крупныхпромышленно-финансовых структур (аналогичных российским). Такие структурывозникают, например, в результате приобретения банком контрольного пакетаакций крупного производственного предприятия. Не смотря на то что подобныеобъединения финансового и производственного капитала ведут к монополизациирынка, восточноевропейские страны видят в них возможность добиться ростапроизводства за счет экономии на масштабе. В то же время интерес к политикеподдержания конкуренции заметно ослаб. Например, в Польше в 1995 г.парламент пересмотрел антимонопольный закон, изменив критерий«монополистического положения», с которого начинается применение санкций кмонополисту, с 20 до 40% объема продаж в отрасли. Благодаря этому из сферыдействия антимонопольного закона были выведены многие предприятияэнергетики, транспорта и телекоммуникаций, то есть тех отраслей, гдеособенно остро стоит вопрос о реструктуризации и приватизации. В том жегоду польское правительство объявило о планах объединения государственныхпредприятий в нефтеперерабатывающей, сталелитейной, фармацевтической идругих отраслях. Органы антимонополистического регулирования в Польше (каки в других восточноевропейских странах) осуществляют наблюдение за рынкомпо критерию не столько доли компании в отраслевом производстве или сбыте,сколько «монополистического поведения», то есть значительного завышенияцен, снижения качества продукции, незаконного препятствования вступлениюновых конкурентов на рынок и т. п. Такой подход соответствует доминирующимв мире тенденциям антимонопольного регулирования. Приватизация и другие институциональные преобразования в ВосточнойЕвропе создали ту среду, которая благоприятствует экономической активностии помогла быстро преодолеть глубокий кризис. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Реформа отношений собственности - один из главных элементов рыночнойтрансформации постсоциалистической экономики. Преодоление тотальногоогосударствления, свойственного административно-плановой системе,осуществляется главным образом с помощью приватизации. Под приватизациейпонимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности вруки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. В результатеприватизации могут возникать частные или смешанные фирмы в различныхорганизационно-хозяйственных формах—от индивидуальных предпринимательств довсех видов корпораций. В переходной экономике известны следующие основныеметоды приватизации: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг,льготная продажа или бесплатная передача активов работникам предприятий,массовая ваучерная приватизация и реприватизация. Каждый из этих методовприватизации может реализоваться в разнообразных конкретных формах. Впереходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах иболее быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошлаэтапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время вбольшинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелкихпредприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизациякрупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальнымигосударственными программами, и с большими трудностями. Рыночнаяреструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участиягосударства, а также проведения реформ предприятий. Словарь терминов1. Акционерное общество – крупное предприятие, возникающее в результате объединения денежных средств (индивидуальных капиталов, государственных средств, личных сбережений) путем реализации акций.2. Акция – ценная бумага, дающая ее владельцу право получать определенную долю дохода акционерного общества и участвовать в управлении ее делами.3. Аренда – предоставление средств производства их собственником во временное пользование другому пользователю за плату.4. Арендная плата – плата за пользование средствами производства, взятыми в аренду.5. Аукцион – продажа в заранее установленное время каких-либо товаров или имущества с публичных торгов по максимальной из предложенных покупателями цен.6. Банк – финансовое предприятие, сосредоточивающее временно свободные денежные средства с целью их предоставления в долг за плату (под проценты).7. Бизнес – частнопредпринимательская деятельность с целью получения дохода средствами, не противоречащими закону.8. Вексель – бесспорный денежный долговой документ.9. Государственный бюджет – основной централизованный фонд денежных средств государства, обеспечивающий оптимальную структуру народного хозяйства, гарантированный уровень жизни всех членов общества, обороноспособность страны, государственное управление.10. Заработная плата – денежная оплата труда наемного работника, эквивалентная в рыночной экономике стоимости его рабочей силы.11. Инвестиция – долгосрочное вложение денег в какое-либо перспективное предприятие.12. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительными операциями по ценным бумагам (выпускают ценные бумаги), производят их куплю-продажу на фондовой бирже, а также выдают целевые долгосрочные ссуды.13. Индексация доходов – механизм периодической компенсации населению роста цен с помощью надбавок к заработной плате.14. Инфляция – обесценивание бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска по сравнению с потребностью.15. Курс акции – ее цена на фондовой бирже, которая прямо пропорциональна уровню дивиденда и обратно пропорциональна уровню ссудного процента (т.е. дохода, получаемого вкладчиком банка).16. Прибыль – превышение выручки от продажи товаров над издержками производства.17. Приватизация – переход части государственного имущества в собственность трудовых коллективов либо частных лиц.18. Разгосударствление – предоставление реального права самоуправления трудовым коллективам и регионам.19. Рынок – такая организация общественного производства, при которой производители товаров сами решают: 1) когда, в каком количестве и какие товары производить, 2) как эти товары произвести, 3) для какого потребителя производятся товары. В узком смысле рынок – это сфера обращения товаров, купля-продажа.20. Собственность – форма присвоения участниками производства условий и результатов общественного производства.21. Финансы – экономические отношения, регулирующие образование, распределение и использование специальных фондов денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общих народнохозяйственных потребностей.22. Фондовая биржа – учреждение, где продаются и покупаются ценные бумаги.23. Цена – денежное выражение стоимости товара.24. Экономика –народное хозяйство страны, т.е. система отраслей производства, продукт которых обеспечивает потребности общества.25. Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг. ЛИТЕРАТУРА1. Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.2. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992.3. Приватизация предприятия. Сборник законодательных актов. Комментарий законодательства РСФСР и СССР – М.: Российский коммерсант 1991 г.Приватизация в постсоциалистических странах не была равномернымпоступательным процессом смены титула собственности предприятий сгосударственного на частный или смешанный. Формирование структурыэкономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка,осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировкамипервоначальных программных установок. Практически повсеместно началунормальной леги-тимной приватизации по стандартным схемам и в соответствиисо специальными законами и государственными программами предшествовал этаптак называемой спонтанной приватизации. В условиях отсутствия илинесовершенства законодательства на первоначальном этапе реформысобственности происходил довольно масштабный и бесконтрольный процесспередачи активов государственных предприятий в пользу негосударственныхсобственников. Возникали многочисленные компании с ограниченнойответственностью, мелкие частные фирмы, дочерние предприятия, СП, холдингии пр., целью которых был быстрый перевод дешевых государственных активовпредприятий в руки их собственного менеджмента, а также стороннихфизических и юридических лиц. Альянсы новых собственников согласованно лоббировали во властныхструктурах всех уровней. Власть, унаследовавшая со времен административно-плановой системы инертность, неспособность к гибкой реакции на происходящиепроцессы, не могла противостоять агрессивной предприимчивости новыхсобственников. В конце концов, в большинстве стран стихийные процессыявного разбазаривания государственной собственности, свойственного этапуспонтанной приватизации, были пресечены. Так, в Польше состоялся рядсудебных процессов по вопросам правомерности заключенных приватизационныхсделок. Централизации и упорядочению процессов приватизации способствовалопринятие приватизационного законодательства и развернутых государственныхпрограмм. Прежде всего была четко определена та часть собственности,которая на длительное время полностью остается в руках государства либоподлежит той или иной форме государственного контроля. Специальные законыи разделы государственных программ содержали перечни десятков и сотенпредприятий, запрещенных к приватизации или приватизируемых созначительными ограничениями. В большинстве стран приняты законы оприватизации отдельно крупных и мелких предприятий (в том числемуниципальных)- о так называемой большой и малой приватизации. Помимособственно приватизационных, были также приняты законы о банкротстве иликвидации предприятий. Малая приватизация в большинстве стран проходила быстро и эффективно, иее можно было считать завершенной уже к середине 90-х годов. В процессмалой приватизации были вовлечены главным образом предприятия торговли,общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг, мелкогопромышленного производства. Объекты малой приватизации продавались, какправило, за «живые» деньги на аукционах и конкурсах. При этом льготы длятрудовых коллективов были минимальными или совсем отсутствовали (кромеРоссии и некоторых других республик бывшего СССР), а ваучерные схемы выкупана малую приватизацию не распространялись. При малой приватизации обычно учитывались интересы населения. Так, припродаже предприятия торговли или сферы услуг новый собственник обязывался втечение определенного времени сохранять прежний профиль предприятия(например, в Чехии и Словакии—не менее двух лет). Существовали иограничения на перепродажу малых объектов, в том числе иностраннымсобственникам. В случаях нарушения этих положений законодательствомпредусматривались крупные штрафы. Большая приватизация столкнулась во всех постсоциалистических странах ссерьезными трудностями. Средств населения и инвестиционных структур былоявно недостаточно для инвестирования в крупные предприятия. Национальныйчастный капитал динамично развивается во всех странах с переходнойэкономикой, но все еще недостаточен для крупных инвестиционных проектов.Иностранные инвесторы вместо роли стратегических собственников предпочитаютв основном портфельные инвестиции. И хотя в целом вложения иностранногокапитала в экономику постсоциалистических стран постоянно растут, объем ихвсе еще недостаточен для быстрой рыночной реструктуризации крупныхкомпаний, не говоря уже о больших группах. Процесс приватизации в большинстве постсоциалистических стран близитсяк концу, правительственные программы наметили завершение переходагосударственных активов в частные руки уже в конце 90-х годов. В странах,где приватизация по тем или иным причинам была произведена позже (Болгария,Румыния), с 1997 1 резко ускорилась, и в ближайшие 2—3 года отставание визменении структуры собственности будет преодолено. В целом приватизациявезде проходила медленнее, чем первоначально намечалось и со значительнымитрудностями. Сравнительно быстро была проведена только массовая ваучерная приватизация, но ее высокиетемпы негативно повлияли на формирование рынков капитала, обусловивповсеместную недооценку корпоративных ценных бумаг, нарушения прав мелкихакционеров, плохую информированность рынков о компаниях-эмитентах.Отсутствие необходимой информации было особенно губительным для небольшихфирм, ценные бумаги которых пока не могут нормально обращаться на фондовыхрынках. Но, с другой стороны, заниженные цены на бумаги мелких компанийнередко приводят к быстрому появлению у них стратегических инвесторов.Иногда это инспирируется собственным менеджментом компаний, действующим всоюзе с банками, имеющими свой интерес в приобретении активов по заниженнойцене. Особая проблема—необходимость довольно значительной «дополнительной»приватизации, т. е. сокращения доли государства в капиталеприватизированных компаний или полной продажи государственных долей ипакетов акций. «Недоприватизация» в ряде стратегически важных отраслей,особенно в отраслях естественных монополий, стала фактором, препятствующимэкономическому росту. В переходной экономике существуют сотни компаний, гденезначительное участие государства в капитале не дает ни контроля, нидоходов. Государству выгоднее избавиться от них, чем продолжать номинальнооставаться собственником. Во многих крупных компаниях, полностью иличастично остающихся в собственности государства, издержки производствадостигли такого уровня, что их покрытие потребителями стало практическиневозможным. Это особенно актуально для энергетики, газоснабжения, крупныхтранспортных компаний. В ряде стран (Чехия, Венгрия, Румыния) поставленазадача в течение 1—2 лет провести приватизацию таких компаний, так кактолько частный инвестор сможет переломить тенденцию монопольного ростаиздержек и цен и обеспечить повышение эффективности. Необоснованная «недоприватизация» оказывается выгодной государственномучиновничеству. Представители государства часто голосуют в интересахнаиболее крупных акционеров, естественно, не безвозмездно. Такая весьмараспространенная комбинация политики и бизнеса наносит вред государству иможет быть пресечена только последовательным завершением приватизациивезде, где это возможно. До сих пор не найден и выход из двойственного ичреватого коррупцией положения представителей государства в крупныхкомпаниях: голосуя в интересах государства за направление значительнойчасти прибыли в инвестиции и развитие, они выступают против интересовбольшинства акционеров, приоритет которых состоит прежде всего в ростедоходов на капитал. обслуживание. Опыт показывает, что ряд крупных банков уже готовформировать мощные финансово-промышленные корпорации такого типа. Впромышленности России есть практически готовые к подобному реформированиюотрасли—авиастроение, энергетическое машиностроение, производствовооружений, химическая и нефтехимическая промышленность. §3. Пути перехода восточноевропейских стран от кризиса к росту Трансформационный спад, содержание которого мы раскрыли на примереРоссии в предыдущей главе, поразил и восточноевропейские государства,потому что общие закономерности переходного периода во всех странаходинаковы. Государства Восточной Европы прошли «дно» экономического спада впервой половине 90-х годов. В середине нынешнего десятилетия почти все изних вошли в стадию роста, кроме Болгарии, где в 1996—1997 гг. экономическаяситуация вновь резко ухудшилась (см. табл. 25.2). Переход к экономическому росту означает завершение в Восточной Европеначального этапа трансформации, в ходе которого были в той или иной степенирешены задачи финансовой стабилизации, либерализации и институциональныхпреобразований.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации iconСодержание приватизации
Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран
Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации iconКурсовая работа по теме: Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран
Не во всем благоприятный первоначальный опыт реформы собственности, когда ставилась задача предельно быстрого разгосударствления...
Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации iconКафедра Экономического Анализа и Аудита курсовая
Научный руководитель- к э н. Макальская А. К. Выполнила- студентка гр. Ву-4-2 Харина Екатерина. Москва-2003г Содержание Введение...
Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации iconА. Д. Меньшиков: жизнь и причины падения Московская геологоразведочная Академия реферат на тему: А. Д. Меншиков: жизнь и причины падения Выполнила студентка группы врм стручева О. М. Москва,1999 Содержание Введение

Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации iconСодержание Введение 3 Глава Сущность и содержание маркетинга в туризме 5 Глава Процесс планирования маркетинга в сфере туризма 17 Глава Особенности рекламы в сфере туризма 22 Заключение 27 Список литературы 28 Введение
С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в один из важнейших видов мирового...
Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации icon«Место сборника «Вечер» в творчестве А. Ахматовой» Подготовила: студентка III курса филологического факультета группы ин-36 Гладкая Яна Руководитель работы: доц. Орлова Ольга Васильевна Полтава2002 Содержание Введение 1-4 1 глава Царскосельский период жизни А. Ахматтовой 5-15 2 глава Место сборника

Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации icon«Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир».|| || || || || || || || ||Выполнила студентка: 14 группы ||1-го курса заочного отделения ||Академии экономики и ||управления ||Тен Галина Геннадьевна || || || || || || || || || || || || || || ||Тамбов ||2001 |содержание:|№ п/п| | || | |

Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации iconСодержание. Введение. 2 Глава Что такое недвижимость? 3 Глава Оценка недвижимости. 4 Глава Расчет видов износа. 7 Глава Факторы, негативно влияющие на рынок недвижимости 17 и пути их устранения. Заключение. 19 Список использованной литературы. 20 Введение
Появился слой новых владельцев недвижимости как в сфере личного потребления, так и во многих сферах предпринимательской деятельности....
Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации iconПриватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт

Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран. Выполнила студентка группы зи-103 (1 курс, 1 семестр) Садова А. В. Шифр 98190 Преподаватель: Агапова И. С. Москва 1998 Содержание:| | | ||Введение.| |1 || | | ||Глава Содержание приватизации iconКредитно-денежная система. Кредитная система в Российской Федерации|Выполнила |студентка || |1 курса 1 группы|| |Шатровская Е. Г || |шифр 00604 ||Проверил |преподаватель || |Суханова Е. В. | 2003г. СодержаниеВведение Кредитно-денежная система Банковская система Роль Центрального банка в экономике Сп

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы