Система валютного регулирования в республике Беларусь icon

Система валютного регулирования в республике Беларусь



НазваниеСистема валютного регулирования в республике Беларусь
Дата конвертации11.07.2012
Размер286,18 Kb.
ТипРеферат
Система валютного регулирования в республике Беларусь


Министерство образования Республики Беларусь БГЭУ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу: «Основы банковского дела» на тему: «СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ» МИНСК - 1999 Национальная валютная система, как форма организации валютныхотношений страны, сложившихся исторически и закрепленных национальнымзаконодательством, документами международного права – является составнойчастью денежной системы. С другой стороны, национальная валютная системаявляется относительно самостоятельной системой, выходящей за национальныерамки в результате расширения влияния и развития мирового рынка. Главная задача национальной валютной системы заключается в обеспечении оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересахгосударства. Главные элементы валютной системы (валютный режим, механизмы валютногорегулирования) способствуют интеграции национальной экономики в мировую,что должно быть учтено государством в законодательных актах при определениипорядка организации валютной системы, функционирования составляющих ееэлементов.[3] 1. Основные понятия системы валютного регулирования и функцииНационального Банка в этой системе. Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методоворганизации денежных потоков как в иностраннйо валюте, так и в национальнойвалюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращенияоттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранениястабильной динамики валютного курса. Основными элементами системы валютного регулирования являются: законодательные и нормативно-правовые документы, определяющие основныепринципы и организационно-правовую структуру валютного регулирования,уровни реализации данной системы; органы валютного регуоирования; процедура регламентации проведения валютных операций (при директивноммеханизме валютного регулирования).[9] Первый элемент системы предназначен для определения: стратегических целей, достигаемых применяемым механизмомрегулирования; органов валютного регулирования, их состава и функций. Органы валютного регулирования, в соответствии со своими функциями,устанавливают регламент валютного регулирования на каждом его уровне -уровень контроля. Система валютного регулирования Республики Беларусь представляет собойсовокупность субъектов и объектов регулирования, а также наборинструментов, используемых первыми в отношении вторых для достижения целипо обеспечению устойчивого обменного курса национальной денежнойединицы.[1] Одним из субъектов валютного регулирования является Национальный БанкРеспублики Беларусь. Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельностьНационального банка Республики Беларусь (НБ РБ), является обеспечениевнутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этойцели Национальным банком (НБ) используются различные инструменты прямого икосвенного воздействия на обменный курс национальной валюты. В соответствии с законодательством Республики Беларусь (РБ) [2] наНациональный банк возложены функции исполнительного органа государственноговалютного регулирования и контроля по определению сферы и порядкаобращения иностранной валюты на территории Республики Беларусь,регулирования курса национальной валюты к иностранным валютам,лицензирование деятельности коммерческих банков по операциям с валютнымиценностями. 2. Критерии оптимальности национальной валютной системы. Особенностиразличных видов валютных режимов и выбор эффективного механизма валютногорегулирования. Направления деятельности органов государственного валютногорегулирования (НБ РБ, Министерства финансов и др.) определяются, исходя изкритериев оптимальности национальной валютной системы. Для выбораоптимального валютного режима и эффективной системы валютного регулированиядолжны быть определены критерии оптимальности элементов национальнойвалютной системы, рассмотрены особенности различных видов валютных режимовдля применения в нашей стране и уточнены действующие принципы директивногомеханизма валютного регулирования – определение сферы валютногорегулирования (1), монополизация валютных операций уполномоченными банками(2), декларирование цели и необходимости проведения внешнеэкономическойоперации (3), лицензирование прав резидентов на авуары за границей (4),изоляция внутреннего рынка национальной валюты от европейского рынка (5),запрет компенсационных и арбитражных операций резидентами на рынке«FOREX».[9] Валютный режим – это совокупность форм и методов, используемых приустановлении валютного курса, т.е., режим установления курса обмена валют. Главная цель любого валютного режима – сохранение внешнейконкурентоспособности экономики на основе укрепления платежного баланса истабилизации производства. [5] В переходной экономике обменный курс выполняет важную функцию. Ониспользуется для устранения искажений в структуре относительных цен натовары и услуги, оставшиеся от предыдущего состояния экономической системы,в которой ценообразование не велось с учетом рыночных механизмов. Вэкономике рыночного типа производители экспортируемых товаров подстраиваютсвое производство под мировые цены, после чего происходит корректировкаотносительных цен на не экспортируемые товары. В результате, национальнаяэкономика органично встраивается в мировую структуру относительных цен. Приизменении цен на внешних рынках стабилизатором цен на внутреннем рынкеявляется адекватно измененный курс национальной валюты. Таким образом,внешние потрясения не будут отражаться на конкурентоспособностиотечественной экспортной продукции.При выборе системы обменного курса (валютного режима) правительства, какправило, руководствуются следующими критериями [6]: текущим уровнем конкурентоспособности экономики; состоянием платежного баланса и финансовой системы; состоянием валютных резервов; экономическим и политическим климатом в стране и др. Выбирая ту или иную систему обменного курса, Центральный банкфактически делает выбор между целевыми агрегатами регулирования, средикоторых можно выделить – внутренние кредиты, дефицит платежного баланса,международные резервы и внешний долг. Главный критерий оптимальности валютного режима и механизма валютногорегулирования можно определить как минимизация отклонения объемов реальногопроизводства народного хозяйства в условиях кризиса, возникающего из-завнешний и внутренних факторов, от объемов производства в периоды подъемаэкономики. Разработка механизмов валютного регулирования, способствующихприостановлению и последующему предотвращению оттока отечественногокапитала в переходные периоды развития и период, охватывающий развитиеэлементов финансового рынка – эту задачу можно рассматривать, как основнуюдля решения проблемы дефицита платежного баланса Республики Беларусь. Исторически, движение денежных потоков классифицируют на потокитекущего и капитального характера. С позиции воздействия на эти потокисредств выделяется директивное направление валютного регулирования иэкономическое (либеральное). Результаты реализации данных направленийвалютного регулирования направлены на изыскание дополнительных источниковфинансирования внешнеэкономических диспропорций и создания условий для ихликвидации: применение директивного направления валютного регулированияопределяется экспертами МВФ, как использование механизмов директивноговмешательства; применение экономического механизма определяется как применениеопераций на «открытом рынке» (либеральное направление). [9] В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют дваосновных режима [5]: механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты поотношению к курсу другой валюты или корзине валют; режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающихвалютно-обменных курсах. Стабилизация экономики может осуществляться через один изперечисленных режимов. Применение в явном виде определенного механизмавалютного регулирования, одного из двух валютных режимов в конкретнойстране не происходит, так как не дает положительного эффекта в силу наличиянациональных особенностей данного хозяйственного механизма. Вместе с тем,гибкие валютные режимы, такие как «управляемые» или «привязки к несколькимвалютам», завоевывают все большее количество стран. Эволюция валютных режимов в мировой практике свидетельствует о наличиитенденции постепенного перехода стран от режимов фиксирования валютно-обменного курса к более гибким валютным режимам. В основе механизмаобразования курса валют при гибких валютных режимах лежит реальный спрос ипредложение на национальную валюту на внутреннем и внешнем рынках. 2.1. Применение валютного режима в форме механизма Валютного Совета иединой валютной зоны, фиксированного обменного курса. 2.1.1. В случае отказа от применений развития валютных режимов, странавходит своей территорией в зону действия определенной валюты (зонумеханизма Валютного Совета). Валютный режим в форме механизма Валютного Совета и единой валютнойзоны полностью исключает возможность финансирования расходов государствакредитной или бюджетной эмиссией центральным банком и правительством.Валютное обеспечение режима Валютного Совета и единой валютной зоныозначает, что государству необходимы достаточные иностранные резервы дляобеспечения свободной внутренней конвертируемости национальной валюты.Данное условие является основным при выборе валютного режима в формеВалютного Совета и единой валютной зоны. [5] Принимая валютный режим в форме механизма Валютного Совета и единойвалютной зоны, страны привязывают курс своей валюты к курсу валюты болеекрупной страны. До тех пор, пока денежно-кредитная политика этой крупнойстраны является стабильной, малая страна будет выигрывать от этого. Механизм Валютного Совета устанавливает фиксированный обменный курс поотношению к той иностранной валюте, к которой привязывается внутренняявалюта, а иностранные резервы внутренней валюты полностью обеспечены приконвертации внутренней валюты. Такой валютный режим означает, что эмиссиянациональной валюты осуществляется только лишь в обмен на резервы виностранной валюте, к которой привязана внутренняя валюта. Для стран с высоким уровнем инфляции и длительным ее периодом, врезультате чего правительство потеряло доверие общества, пересмотр валютныхкурсов становится чрезмерно обременительным. Достаточно эффективным режимомдля таких стран может стать режим вхождения в Валютный Совет и единуювалютную зону. 2.1.2. Фиксированные курсы обязывают органы финансового регулированияк проведению более жестокой денежно-кредитной политики и «дисциплине цен»,что помогает в сжатые сроки снизить темпы инфляции с меньшими потерями дляэкономики. Фиксация курса может в среднесрочном плане способствоватьограничению роста инфляции издержек в экономиках, находящихся под влияниемимпорта. Фиксирование обменного курса в пределах утвержденного размерадопускает бюджетную и кредитную эмиссии без соответствующего обеспечениярезервами в иностранной валюте. Такая гибкость может привести к серьезнымосложнениям в состоянии резервов государства в иностранной валюте. Прификсированном обменном курсе и мобильном капитале Центральный банк не можетодновременно регулировать предложение денег и обменный курс, так какхозяйствующие субъекты имеют возможность обращать национальную валюту виностранные активы. Денежная экспансия снижает ставку процента, и капиталустремляется за границу. При значительном увеличении объема денежной массы,фиксированный обменный курс, по мере истощения иностранных резервов, будетиспытывать возросшее давление. Центральный банк будет вынужден принять мерыпо ужесточению денежно-кредитного регулирования и повысить краткосрочныепроценты ставки по депозитам для удержания фиксированного уровня обменногокурса. Удержать фиксированный обменный курс становится достаточнопроблематично. Центральный банк может попытаться устранить воздействиеизменений в валютных резервах на денежную массу посредством девальвацииобменного курса. Если такая корректировка не производится, обменный курсможет потенциально испытывать еще большее давление. Как показывает мировой опыт, фиксированный валютный курс наиболееэффективно действует в стране со следующими условиями в экономике [6]: небольшая и открытая экономика, находящаяся под влиянием сильнойвалюты (или валюты основного торгового партнера); значительная часть внешней торговли осуществляется со страной, квалюте которой привязана национальная валюта (для создания стабильныхусловий торговли для национальных производителей); макроэкономическая политика ориентирована на поддержание инфляции науровне страны, к валюте которой предполагается осуществлять привязку (приусловии низких уровней инфляции); в стране осуществляются структурные реформы, и обеспечивается реальнаянезависимость Центрального банка. При этом фиксированный валютный курс без проведения ощутимых реформ неможет обеспечить длительной макроэкономической стабилизации. Поэтому свведением фиксированного курса правительству необходимо одновременноуравновесить такие макроэкономические показатели, как объем денежной массы,объем товаров и услуг и уровень цен. Очень важно не допустить ростаноминальной заработной платы, так как иначе ее рост будет съедать прибылипредприятий-экспортеров, которые не смогут соответственно повысить своицены ввиду необходимости сохранения конкурентоспособности на мировом рынке. Т.о., при использовании механизма Валютного Совета и единой валютнойзоны, фиксированного обменного курса, стране необходимы значительныеиностранные резервы для завоевания, а затем поддержания доверия кнациональной валюте, а также обеспечения полной конвертируемостинациональной валюты в иностранную валюту, с которой она объединена в случаережима Валютного Совета. Механизм валютных ограничений предусматривает ускорение валютныхпоступлений на корреспондентсткие счета Центрального банка и уполномоченныхбанков, сдерживание вывоза валютных ценностей из страны, так как механизмвалютных ограничения, как правило, распространяется на движение капитала.Основанная на этом режиме экономическая политика руководящих органов страныобеспечивает постепенность экономического подъема и перехода к рыночнойэкономике, стабилизацию потоков сбережений резидентов на стадии, когдадоверие к валютной стратегии руководства еще не вполне установилось. Фиксированный валютный курс эффективен [6]: при значительных резервах иностранной валюты у центральногорегулирующего органа; при отсутствии неожиданных ценовых шоков; в случае привязки к корзине валют. В странах с переходной экономикой использование номинального валютногокурса ограничено тем, что в этих странах инфляция имеет не толькомонетарное происхождение, но также связана с деформацией механизмаценообразования, сильным монополизмом в экономике и кризисом неплатежей.[6] Фиксированный валютный курс, как правило, не является эффективным прикризисе платежного баланса ввиду неизбежности макроэкономическойкорректировки. При фиксированных валютных курсах эффективность фискальнойполитики относительно выше, чем монетарной, так как весь эффект отизменения объема денежной массы уходит на цели поддержания валютного курсаи не затрагивает уровней занятости и выпуска. 2.2. Влияние теневого валютного рынка на выбор валютного режима Неотъемлемым сегментом официального валютного рынка при данномвалютном режиме обменного курса является наличие теневого валютного рынка. Оптимальность валютного режима и механизма валютного регулированияпроявляется в следующем[3]: минимизации спекулятивных факторов, влияющих на динамику валютно-обменного курса национальной валюты, как на сегментах внутреннего валютногорынка, так и на внешнем валютном рынке «FOREX»; в повышении конкурентоспособности экспортной отечественной продукции,выражающейся как в сокращении дефицита текущего счета платежного баланса,так и минимизации оттока капитала. Валютно-обменные котировки теневого рынка ориентируются на котировкинеорганизованного рынка нерезидентов, на котором используется механизмвалютного режима свободного плавания обменного курса. В конечном итогевалютно-обменные котировки теневого рынка окончательно подрывают довериесубъектов хозяйствования (резидентов и нерезидентов) и физических лиц кнациональной валюте. По этим причинам с середины 70-х годов развивающиесястраны начали постепенно менять системы методов расчета обменного курса. Отпривязывания валютно-обменного курса национальной валюты к одной валютеони переходят к ориентации курса национальной валюты к корзине валют, либок применению более гибкой системы расчета валютных курсов, при которой курснациональной валюты часто пересматривается. Решение возрастающего числа развивающихся стран перейти от привязки котдельной валюте к методу корзины валют, частично, вызвано желаниеммаксимально снизить неблагоприятное воздействие на экономику колебанийвалютного курса основных валют, которые происходят с момента всеобщегопризнания плавающих валютных курсов в 1973 году и особенно в 80-е годы.Курсовые колебания создали для развивающихся стран массу проблем, начинаяот неопределенности доходов от инвестиций в сектор от экспортируемыхтоваров, до управления государственными финансами, внешним долгом ирезервами в иностранной валюте. Развивающиеся страны стали также все более активно обращаться к режимус более гибким установлением обменного курса национальной валюты, прикотором валютный курс часто пересматривается. Эти системы именуются вофициальных документах как «приспособление к индексам», «управляемоеплавание» или «независимое плавание», но эти термины не соответствуютдействительности, так как в большинстве случаев валютный курсустанавливается органами государственного валютного регулирования, хотя егодостаточно часто пересматривают. Одна из проблем для развивающихся и неслишком стабильных экономик состоит в том, что внешние обменные рынкимногих таких стран слишком слабы, чтобы предотвратить чрезмернуюизменчивость курсов. 2.3. Использование свободно плавающего валютного курса Своевременно учитывающим соотношение спроса и предложения нанациональную валюту является режим свободного плавания валютно-обменногокурса. В случае отсутствия достаточных резервов для интервенций в целяхподдержания объявленного фиксированного уровня обменного курса, дляЦентрального банка наиболее приемлемым становится вариант выбора валютногорежима свободно плавающего курса. Однако принятие такого решения отпугиваетнеобходимостью частого изменения валютного курса и проведения валютныхинтервенций со стороны государства по открытым правилам. Государственныеорганы валютного регулирования лишаются возможности распределенияиностранной валюты директивным способом. При валютном режиме свободноплавающего курса происходит частое изменение валютного курса под влияниемизменений реального спроса и предложения на иностранную валюту навнутреннем и внешнем валютных рынках. Центральный банк, как правило, следит за обменным курсом и определяетего влияние на изменение внутренних цен. В странах с переходной экономикойскладывается ситуация, когда внутренние цены ориентируются на обменныйкурс. В промышленно развитых странах обменный курс зависит от уровня цен.Центральный банк может влиять на динамику обменного курса посредствомизменения процентной ставки. Для успешного применения валютного режимасвободноплавающих обменных курсов нужно гораздо меньше резервов виностранной валюте, чем для успешной реализации режима с фиксированнымобменным курсом. Гибкие валютные курсы наиболее благоприятны для стран со стабильной ипланируемой денежной и бюджетной политикой. Устранение нестабильностиэкономической политики как источника внутренней нестабильности означает,что наибольшее влияние будет оказывать внешнеторговый сектор, гибкиевалютные курсы помогут преодолеть их отрицательное влияние с наименьшимипотерями для экономики. Если экономика страны широко диверсифицирована, то ценоваяэластичность спроса будет достаточно высока, и система плавающего валютногокурса будет способна нормально функционировать и более эффективнореагировать на потребности, как внутреннего регулирования, так и внешнего.Чем выше открытость экономической системы, тем сильнее воздействиерегулирования валютных курсов на стабильность местных относительных цен внациональной валюте и распределение ресурсов. Валютный режим, ориентированный на плавающий валютный курс наиболееэффективен [6]: в странах со стабильной экономикой с многосторонними внешнеторговымиотношениями и прогнозируемой фискальной и денежно-кредитной политикой; в условиях гиперинфляции; при системе управляемого плавания; для урегулирования кризиса платежного баланса. Выбор свободноплавающего курса снимает проблему определения уровняобменного курса национальной валюты, так как проблема определения стоимостинациональной валюты разрешается на рынке. К преимуществам такого режиматакже относится и тот факт, что в такой ситуации не возникает проблемадисбаланса платежного баланса в результате истощения резервов государства виностранной валюте, имеющая место при режиме фиксированного обменногокурса. При этом следует отметить, что замедление темпов инфляции истабилизация экономики с помощью регулирования объема денежной массы ииспользования свободно плавающего валютного курса требуют от Центральногобанка страны осуществления определенных интервенций с целью недопущениячрезмерных колебаний валютного курса. Как показывает опыт наиболеепрогрессивных в реформах бывших социалистических стран, управляемоеплавание возможно только в случае, если Центральному банку удаетсянакопить достаточный объем валютных резервов либо за счет достиженияположительного сальдо текущего счета, либо за счет займов международныхорганизаций. Как и любой другой режим, режим свободноплавающего курса долженрассматриваться с учетом национальных особенностей экономики страны, вкоторой планируется его применение, так как наличие форм внутреннеготеневого рынка и спекулятивных проявлений на неорганизованном рынкенациональной валюты могут привести к отрицательным последствиям. Полнаясвобода движения капиталов в условиях перестройки экономики может вызватьрост спекулятивных операций с национальной валютой, которые носят особенноразрушительный характер на начальной стадии процесса реформ, на этапеотсутствия достаточного доверия к политике правительства. Значительноедвижение капиталов может вызвать большие колебания уровня официальныхвалютных запасов и, тем самым, воздействовать на денежную массу. Данныеколебания, в свою очередь, делают процентную ставку по депозитам оченьнеустойчивой и создают атмосферу еще большего недоверия, не способствующуюразвитию производства и росту капиталовложений. В этих условиях (экономика страны испытывает период структурныхпреобразований) валютные ограничения могут содействовать стабильности инезависимости денежной политики государства. Центральным банком должны бытьразработаны четкие принципы организации валютного контроля, как одного изнаправлений валютного регулирования, позволяющего минимизироватьдестабилизирующий фактор спекулятивных ожиданий. Валютный контроль должен предшествовать валютному регулированию наэкономических принципах. Ограничивая движение капитала, государственныеорганы валютного контроля получают возможность маневра для установленияпроцентной ставки по депозитам в зависимости от внутренних целейгосударства, а не от уровня процентных ставок за рубежом. [9] 2.4. Преимущества и недостатки альтернативных режимов валютного курсаи условия, определяющие выбор одного из них. Выбор валютного режима определяется в немалой степени экономическимицелями правительства, причинами кризиса экономики: режим фиксированных валютных курсов в большей мере сдерживаетправительства с отрицательным сальдо в международных расчетах.Следовательно, при переходе к режиму плавающих валютных курсов страны сдефицитом платежного баланса получают больше свободы; для стран с дефицитом платежного баланса рекомендуется дефляционнаяполитика, для стран с активным сальдо – инфляционная. При этом отказ отфиксированных курсов и переход на режим плавающих приводит к инфляционнойполитике. В случае кризисных явлений экономики внутри страны необходиморассматривать и учитывать причины их возникновения – в финансовой сфере,либо в сфере товарного производства. В случае если кризисные явления вызваны потрясениями на финансовыхрынках в результате краткосрочных конъюнктурных колебаний, как правило,применение валютного режима фиксированного курса позволит в течениекраткосрочного периода стабилизировать кризисные явления, при условииналичия сильной валютно-резервной позиции Центрального банка. В случае возникновения причин кризиса в сфере материальногопроизводства, применение режима фиксированного курса без кардинальнойструктурной перестройки хозяйственного механизма приведет к истощениювалютных резервов государства и к усилению внешнеэкономических диспропорцийв форме дефицита платежного баланса. Можно заключить, что выбор оптимального варианта режима валютногокурса должен осуществляться с учетом национальных особенностей состоянияэкономики: система фиксированных валютных курсов является более эффективной вделе стабилизации денежного обращения и денежного рынка, в то время какгибкие валютные курсы имеют преимущества при стабилизации производства иулучшении платежного баланса; валютный режим Валютного Совета и единой валютной зоны, фиксированноговалютно-обменного курса, как правило, применяются в периоды краткосрочныхконъюнктурных колебаний на внутреннем финансовом рынке. Длительноеиспользование режима фиксированного обменного курса может привести кнеоправданным расходам государства по поддержанию зафиксированного уровняобменного курса и усилению внешнеэкономических диспропорций. Кроме того, при выборе системы валютных курсов важно учитывать степеньинфляции и уровень состояния резерва иностранной валюты: если уровень инфляции в стране незначительно превышает уровеньинфляции за рубежом, то должно быть проведено снижение курса собственнойвалюты. Но, если разница в уровнях инфляции значительна, и дисбаланс вструктуре стоимости и цен достиг огромных значений, то для выхода изсложившегося кризиса применяется система плавающих валютных курсов как накраткосрочный, так и на долгосрочный период; если запасы иностранной валюты сильно истощены, а внешний долг достигочень значительного уровня, то необходимо большее регулирование валютногокурса для того, чтобы не только поддержать международнуюконкурентоспособность, но и для накопления запасов, необходимых длякорректировки неустойчивости платежного баланса. Ни один оптимальный валютный режим в полной мере не может защититьнациональную экономику от проявлений внешних кризисных явлений. Валютныйрежим является только дополнением главному элементу национальной валютнойсистемы – механизму валютного регулирования (в условиях экономикипереходного периодана принципах «валютного контроля»). Только эффективныймеханизм валютного регулирования, построенный на четко определенных взаконодательном порядке принципах, через который предупреждаются иминимизируются последствия кризисных явлений на внешних финансовых рынках,в полной мере может защитить внутренний валютный рынок от внешнихпотрясений в краткосрочном периоде. Директивные меры валютного регулирования в определенном отрезкевремени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутристраны, мобилизуя национальные сбережения для производства капиталовложенийне в иностранные предприятия, а внутри страны, что является не маловажнымфактором в условиях недостаточной поддержки со стороны инвесторов из-занедоверия к политике своего правительства. Вместе с тем, директивное регулирование в целом не может заменитьэкономической политики, ориентированной на стабилизацию цен. Валютныеограничения не могут обеспечить долгосрочной стабильности обменного курса ивалютной политики. Такой результат возможен только при условии направлениямеханизма денежно-кредитного регулирования на стабилизацию цен иустановление прочного внешнеторгового равновесия.[9] 3. Развитие валютной системы в Республике Беларусь и проблемы еерегулирования. За последние годы в республике сложилась сложная валютная система, прикоторой стало возможным существование нескольких валютных курсов, чтовыражается в различных значениях фактического обменного курса белорусскогорубля, применяемого к различным валютным операциям, субъектам и валютам. На легальном валютном рынке Республики были установлены 2 курса:официальный курс Национального банка и относительно рыночный курс,используемый при совершении различного рода сделок "купли–продажи"иностранной валюты на отдельных сегментах валютного рынка и при другихвалютных операциях. Регулирование этих курсов, хотя и в различной степени,осуществлял Национальный Банк РБ. Относительно высокий курс белорусскогорубля негативно влиял на состояние торгового баланса республики, с однойстороны, поднимая цену экспорта и делая его неконкурентоспособным, сдругой стороны, стимулируя импорт по причине его относительногоудешевления. Одним из инструментов воздействия на обменный курснациональной валюты был выбран режим административного установленияпредельного размера обменного курса. 3.1. Политика валютного регулирования в РБ и ее влияния наэкономическую стабилизацию страны. В 1997 году для исправления ситуации с повышением курса белорусскогорубля, осложненной наличием в то время системы множественных валютныхкурсов, Национальный банк начал проводить девальвацию курса национальнойвалюты, в результате чего достигнуто было снижение курса белорусского рубля (в начале 1997 года на 47%). Сократилась разница между официальным курсомбелорусского рубля и котировками белорусского рубля на рынке нерезидентов.Т.о., в результате контролируемого снижения белорусского рубля эффективныйобменный курс белорусского рубля ко всем иностранным валютам снизился всреднем с 75 до 63 %, что стало фактором увеличения ценовойконкурентоспособности и роста объемов национального экспорта. Для увеличения объема предложения иностранной валюты на внутреннемвалютном рынке Национальный банк использовал административный инструментнасыщение рынка - установление требования к белорусским юридическим лицамобязательности продажи части поступлений в свободно конвертируемой валюте ироссийских рублях на торгах Межбанковской валютной биржи. В течение практически всего 1997 и в начале 1998 года Национальныйбанк осуществлял валютные интервенции на российском рынке, что в немалойстепени способствовало поддержанию курса белорусского рубля за рубежом. Аправо, установленное коммерческим банкам, совершать сделки по свободномукурсу с нерезидентами, должно было уменьшить потребность в валютнойинтервенции Национального банка. Резкое падение курса белорусского рубля на внешнем валютном рынке вначале прошлого года, которое явилось следствием значительной кредитнойэмиссии и началом выполнения программы поддержки сельского хозяйства,привело Национальный банк к необходимости ужесточения мер с цельюнедопущения проведения спекулятивных сделок с белорусским рублем на внешнемрынке. В результате чего было принято решение, запрещающее проводитьрасчеты в белорусских рублях по операциям между нерезидентами республикиБеларусь. В качестве меры, направленной на сокращение источниковпоступления белорусских рублей в распоряжение нерезидентов было введеноограничение по оплате отдельных статей импорта белорусскими рублями, т.е.установлено требование их оплаты исключительно иностранной валютой. Проводятакие мероприятия, Национальный банк преследовал цель - переместить объемсделок с белорусскими рублями на внутренний валютный рынок РеспубликиБеларусь для обеспечения возможности оперативного регулирования проводимыхна нем операций. Необходимость кардинального пересмотра основных принципов денежно-кредитной и валютной политики стала очевидной после «августовского»российского и мирового финансового кризиса, в результате которых былооказано «негативное» влияние на состояние валютной системы, денежно-кредитной сферы Республики Беларусь и экономики в целом. Это выразилось,прежде всего, в усилении девальвационных и инфляционных процессов,сокращении товарооборота с Россией и другими странами СНГ, росте взаимнойзадолженности между субъектами хозяйствования, ухудшении платежно-расчетныхотношений. [3] Критерии эффективности функционирования различных валютных режимов внашей стране можно оценить на основании полученных качественныххарактеристик взаимосвязи обменных курсов на организованном инеорганизованном валютных рынках: в первом полугодии 1995 года НБ РБ применяет режим свободногоплавания; в первом полугодии 1996 года в РБ применялся фиксированный валютныйрежим; со второго квартала 1996 года во втором полугодии НБ РБ вводит режимуправляемого плавания обменного курса «скользящая фиксация» (национальнаяразновидность фиксированного валютного режима с определенными элементамифлоутинга); второе полугодие 1997 года характеризуется частичной либерализациейвалютного режима на внутренне валютном рынке. Проявление валютной спекуляции по отношению к белорусскому рублюнаиболее значительно во втором полугодии 1998 года, менее зависимо – напервое полугодие 1995 года и такая же тенденция наблюдается во второмполугодии 1997 года, т.е. имеет меньшую выраженность и эффективность привалютном режиме свободного плавания обменного курса. [3] В нашей стране принципы валютного контроля не систематизированы и неопределены. Этим объясняется отсутствие четкого механизма валютногорегулирования. Отсутствие отлаженного механизма доказывается наличием«ножниц» обменных курсов на официальном валютном рынке и нанеорганизованном рынке нерезидентов. Комбинированое и комплексноеприменение принципов валютного контроля при наличии положительныхмакроэкономических показателей позволит постепенно отказаться отдирективных направлений и перейти на механизмы открытого рынка. 3.2. Направления политики валютного регулирования в РБ на 1999 год ианализ результатов ее проведения. 3.2.1. Одним из приоритетных направлений денежно-кредитногорегулирования в 1999 году при решении основных задач денежно-кредитнойполитики на 1999 год является стабилизация валютного рынка и обеспечениеустойчивости национальной валюты. Исходя из поставленных задач,Национальный банк Республики Беларусь определил направления политикивалютного регулирования на 1999 год [4]: рыночное удовлетворение потребностей всех агентов экономическойдеятельности в иностранной валюте; уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса; наращивание золотовалютных резервов государства; создание предпосылок конвертируемости белорусского рубля по текущимоперациям. Среди главных задач выделяется проблема устранения разрыва котировокмежду курсами белорусского рубля на внутреннем и внешнем рынках и переходак единому обменному курсу национальной валюты. Эта проблема является вбольшей степени административной, требующей «только принятияуправленческого решения», а также проведения комплекса тактическихпревентивных мер политики «дорогих денег», чтобы не допускать слишкомбольшого стартового обвала курса, и мер по недопущению кризиса ликвидностибанковской системы в период начального ажиотажного спроса клиентов наиностранную валюту. Для их решения проводится ряд мероприятий, направленных на обеспечениесбалансированного спроса и предложения на валютном рынке, повышениепривлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов,сокращение оборотов теневого рынка. При этом процесс регулированияобменного курса белорусского рубля должен осуществляться с учетом уровняинфляции, состояния платежного баланса и конъюнктуры финансового рынка. В качестве основных регуляторов стабильности валютного курсапредусматривается использование таких монетарных инструментов, какрегулирование динамики и структуры денежной массы, политики процентныхставок, операций с ценными бумагами, сочетаемое одновременно с контролемвнешнеэкономических операций. Процесс стабилизации обменного курса национальной валюты и ситуации навалютном рынке сопровождается дальнейшей поэтапной либерализациейвнутреннего валютного рынка, включающей следующие меры: постепенное снятие всех ограничений на внебиржевом валютном рынке; расширение использования национальной валюты для расчетов повнешнеэкономическим операциям; формирование официального курса белорусского рубля на рыночной основе; отмену административного распределения иностранной валюты на торгахБВФБ; постепенное снижение и отмену обязательной продажи валютной выручки; постепенное снятие ограничений на продажу валюты нерезидентамРеспублики Беларусь. В процессе оперативного регулирования обменного курса белорусскогорубля Национальный банк выполняет свои основные функции, заключающиеся всглаживании резких колебаний курса посредством регулирования банковскойликвидности, операций СВОП. В плановом порядке в 1999 году ведутся работыпо накоплению официальных валовых международных резервов, по сосредоточию вНациональном банке всех государственных резервов в иностранной валюте идрагоценных металлах. 3.2.2. Анализ развития событий на валютном рынке республики в начале1999 года свидетельствует о наличии следующих ключевых тенденций в этотпериод [7]: сохраняется ограничение хождения национальной денежной единицы запределами республики; сокращаются объемы внешней торговли (в первую очередь экспорт), и какрезультат, уменьшаются поступления валютной выручки; чрезмерный рост запросов на валютные средства для организациисельскохозяйственных компаний; поиск скрытых внутренний валютных резервов; российско-белорусские интеграционные процессы в области денежныхотношений; переговоры с международными финансовыми организациями о кредитах. Главной особенностью в регулировании валютного рынка являетсянедостаток валютных средств на всех его сегментах. Суммарный объем валютно-обменных операций на внебиржевом рынке по сравнению с соответствующимпериодом прошлого года сократился более чем в 6 раз, а на рынке наличнойвалюты – более чем в 4 раза.[8] Такая тенденция вызвана следующимифакторами: сокращение экспортных поставок белорусской продукции на внешний рынок; отсутствие зарубежных инвестиций в экономику республики; возрастающий импорт товаров и услуг; развитие таких форм сделок между субъектами хозяйствования, как бартери взаимозачет; практика льготного освобождения от обязательной продажи валютнойвыручки (реальное значение – 14%, против декларируемой нормы обязательнойпродажи – 30%); замкнутость национальной денежной единицы. В то же время, при снижающемся предложении валюты на внутреннем рынкереспублики постоянно возрастает спрос на СКВ со стороны: государства – с целью погашения внешней задолженности (внешнийгосударственный долг РБ в начале 1999 года > 1 млрд.USD, что составляет –7.2% к ВВП, и 12.6% к экспорту товаров и услуг), пополнения валютныхрезервов, оплаты товаров стратегического импорта; субъектов негосударственных форм собственности – для оплаты импортатоваров и услуг; населения – для лечения, выезда за границу, а также для покупкитоваров, сбережений; предприятий народнохозяйственного комплекса – для закупки основныхсредств, сырья, комплектующих изделий. Данные процессы предопределили позицию Национального Банка РБ впоисках решения проблемы валютного дефицита и определили инструментырегулирования валютного рынка как монетарные. 1). Жесткая денежно-кредитная политика в начале года была направленана получение международных кредитов (чрезвычайного компенсационногофинансирования от Международного валютного фонда в размере 100 млн.долларов США и кредита от Всемирного банка в размере 25 млн. долларов США),необходимым условием для получения которых явилось выполнение требований: полная либерализация валютного рынка; отмена государственного контроля ценообразования; проведение приватизации предприятий агропромышленного комплекса; сокращение объемов кредитной эмиссии; обеспечение положительной ставки рефинансирования по отношению куровню инфляции. 2). Политика валютного регулирования РБ в этом году находится подзначительным влиянием интеграционных процессов между РБ и РоссийскойФедерацией (РФ). Была разработана Концепция введения единой валюты,формирования единого эмиссионного центра и общей банковской системы СоюзаРоссии и Беларуси. Концепция предусматривает унификацию денежно-кредитнойполитики, достижение реальной конвертируемости национальных валют, созданиеобщего рынка ценных бумаг и разработку нормативной и законодательной базыдля создания общей валютной системы. В результате ожидается оживление денежно-кредитной системы РБ за счетдоступа к российским валютным резервам и снижения внешнего долга республикиперед РФ и западными кредиторами. 3). Для мобилизации внутренних резервов в снижении валютного дефицитабыло принято решение о привлечении средств населения на вкладные счетасистемообразующихся банков под гарантию правительства о сохранностивкладов, так как только по самым приблизительным оценкам НБ “на руках” унаселения находится порядка 2 млрд. долларов США. Также важным внутренним источником валюты является возврат валютныхкредитов, срок которых уже истек, (общая сумма составляет около 120-130млн. долларов США), для чего была создана специальная комиссия по возврату“плохих” кредитов. Одновременно произошли изменения на официальном рынке наличной валюты.Помимо предпринятых Национальным банком мер по легализации валютного рынка(разрешение уполномоченным банкам и финансовым организациям, имеющимлицензию на проведение валютно-обменных операций, приобретать иностраннуювалюту у населения по курсу, складывающемуся на основе спроса ипредложения) происходит рост курса доллара относительно белорусской валюты.Относительная стабильность обменного курса в первой половине 1999 годахарактеризуется ростом совокупной денежной массы за 1998 г. и увеличениемобъема наличных денег в обороте при росте курса доллара к белорусскомурублю. Одновременно, жесткий государственный контроль ценообразования иотсутствие возможности официального приобретения валюты оказалисдерживающее влияние на спрос. Однако не следует забывать, что девальвация может не привести кзначительному расширению экспорта из-за ограниченности доступа на западныерынки. Девальвация улучшает благосостояние страны только в тех случаях,если она не ухудшает торговый баланс и условия торговли. Секрет успешнойдевальвации состоит в том, что всплеск инфляции ограничивается уровнем,вызванным девальвацией, в противном случае, инфляция усилится присохранившемся дисбалансе в экономике.[6] 4). НБ приняты меры по обеспечению положительной ставкирефинансирования по сравнению с реальным уровнем инфляции и снижениемвлияния дополнительной денежной массы на валютный рынок, проведенымероприятия по безэмиссионному кредитованию агропромышленного комплекса засчет коммерческих банков, снижены нормы обязательной продажи валютнойвыручки с одновременной отменой всех льгот. 3.2.3. Можно сделать вывод, что проблема дефицита валюты в РБ частичноможет быть решена: за счет увеличения экспорта РБ и уменьшения доли бартерных операций вовнешнеэкономической деятельности; обеспечение положительного уровня ставки рефинансирования по отношениюк реальной инфляции; ликвидации множественности валютных курсов до двух – биржевого ирыночного, что позволит, с одной стороны, удовлетворять заявки поприобретению валюты для оплаты товаров критического импорта, с другой –сформировать механизм курсообразования, при котором преобладающая частьсубъектов валютных отношений готова не только покупать, но и продаватьвалюту; поиска внешних источников валютных средств; создания и внедрения оптимального механизма распределения валютныхсредств. В целом, валютное регулирование в первое полугодие 1999 года былонаправлено на решение проблемы стабильности валютного курса, сокращениянескольких валютных курсов, легализации валютно-обменных операций на рынкеналичной валюты, решения проблемы недостатка валютных средств на всехсегментах валютного рынка. [7] Список используемой литературы: 1). Гулькович С. «Система валютного регулирования в РеспубликеБеларусь» - Банковский вестник, №7, 1998 г. 2). Банковский кодекс Республики Беларусь, ст. 32. 3). Пупликов С.И. «Роль национальной валютной системы РеспубликиБеларусь в предупреждении и минимизации последствий мирового и финансовогокризиса на экономику страны»- Вестник Ассоциации белорусских банков, №29,30.07.1999 г. 4). «Основные направления денежно-кредитной политики РеспубликиБеларусь на 1999 год», утв. Протоколом заседания Правления НБ РБ № 41 от01.03.1999 г. 5). Пупликов С.И. «Режим валютного курса: возможные варианты выбора» –Банковский вестник , №2, 1998 г. 6). Гаврилов В. «Особенности использования валютного курса длядостижения макроэкономической стабилизации» –Банковский вестник, № 4,1999г. 7). Бриштелев А.С. «Проблемы валютного регулирования в РеспубликеБеларусь» – Вестник Ассоциации белорусских банков, № 15, 16.04.1999 г. 8). Бриштелев А.С. «Валютное регулирование в Республике Беларусь» –Вестник Ассоциации белорусских банков, № 12, 26.03.1999 г. 9). Пупликов С.И. Роль валютного регулирования РБ в предупреждении иминимизации последствий мирового кризиса на экономику страны.- ВестникАссоциации белорусских банков, № 36, 24.09.1999 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Система валютного регулирования в республике Беларусь icon«Валютное регулирование»
...
Система валютного регулирования в республике Беларусь iconКонтрольная работа по курсу: «Основы банковского дела» на тему: «система валютного регулирования»
С другой стороны, национальная валютная система является относительно самостоятельной системой, выходящей за национальные рамки в...
Система валютного регулирования в республике Беларусь iconАкадемия управления при президенте республики беларусь факультет менеджмента комплексная курсовая работа жилищная политика в республике беларусь
Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего отношения в жилищной сфере
Система валютного регулирования в республике Беларусь iconАкадемия управления при президенте республики беларусь факультет менеджмента комплексная курсовая работа жилищная политика в республике беларусь
Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего отношения в жилищной сфере
Система валютного регулирования в республике Беларусь iconВведение. 3 Введение. 3 Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. 5
Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и экономической нестабильности...
Система валютного регулирования в республике Беларусь icon«Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь и за рубежом»
Материалы международной научно-практической конференции «Инновации и подготовка научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь...
Система валютного регулирования в республике Беларусь iconФинансовый рынок ценных бумаг в Республике Беларусь
Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают...
Система валютного регулирования в республике Беларусь iconПлан введение составные элементы валютной системы
Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических...
Система валютного регулирования в республике Беларусь iconКонституционный строй в Республике Беларусь

Система валютного регулирования в республике Беларусь iconБюджетная политика в Республике Беларусь

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы