Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) icon

Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.)



НазваниеВнешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.)
Дата конвертации11.07.2012
Размер260,75 Kb.
ТипРеферат
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.)


Сдавался также в МГУ (юрфак), МТУСИ, МВТУ им. Баумана ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра истории Морозов П.Н. Студент I курса группы ВУ 1-2 ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ (30-ые - 40-ые г.г.) Реферат Научный руководитель Анохина С.И., доцент кафедры истории, кандидат исторических наук. Москва. 1996г. П Л А Н :1. Международная обстановка накануне второй мировой войны.2. Участие СССР в международных событиях, предшествовавших второй мировой войне.3. Борьба СССР за предотвращение войны. Развитие отношений с ведущими капиталистическими странами.4. Борьба за предотвращение войны 1933 - 1939 г.г.5. Проведение переговоров и развитие отношений с США, Англией, Францией и Германией 1939 - 1941 г.г.6. Отношения с прибалтийскими государствами. Вхождение Прибалтики в состав СССР.7. Политика СССР в отношениях с "малыми странами".8. Отражение агрессии японских милитаристов.9. Война с Финляндией.10. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г.11. Список использованных источников и литературы.1. Международная обстановка накануне второй мировой войны. Развитие Советского Союза в предвоенные годы происходило в сложноймеждународной обстановке. Наличие очагов напряженности в Европе и наДальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второймировой войне, приход к власти в Германии партии фашистского толка ясносвидетельствовали о том, что международная ситуация активно и быстроприближалась к военному конфликту. За период между концом первой и началом второй мировой войны врасстановке сил в мировом сообществе произошли качественные изменения:возникновение первого социалистического государства, обострениепротиворечий между мировыми метрополиями и колониями, восстановление иновый быстрый экономический подъем побежденного в первой мировой войне инеудовлетворенного своим положением в мире государства - Германии.Следствием этих изменений на международной арене явилось перемена характераприближающегося конфликта. Из спора между империалистическими державами запередел мира, какой, по мнению В.И. Ленина, была первая мировая,приближающаяся война должна была превратиться в арену противодействия исталкивания интересов как империалистических государств между собой, так ивсего блока с государством иной социально-экономической формации -Советским Союзом. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, определилополитику ведущих капиталистических государств и СССР накануне второймировой войны.2. Участие СССР в международных событиях предшествовавших второй мировойвойне.2.1 Борьба Советского Союза за предотвращение войны. Развитие отношений скапиталистическими государствами накануне конфликта. Посмотрим теперь как же развивались события в международной политикенакануне второй мировой войны. Начать отсчет событий можно, на наш взгляд, с 1933 года, как датыприхода к власти в Германии Национал-социалистической партии фашистскоготолка во главе с А. Гитлером, который уже в 1934 году сосредоточил в своихруках всю полноту власти в стране, совмещая одновременно посты канцлера ифюрера. Фашисты установили в стране диктатуру, режим реакции, аннулировалиВерсальский мирный договор, который не устраивал эту быстро развивающуюсяимпериалистическую державу, и начали активную подготовку к войне за переделмира. В этот же период (30-ые годы) произошла значительная активизациявнешней политики Италии, в которой фашизм был главенствующей идеологией ужес 1922 г., усилилось ее влияние на расстановку сил в мировом сообществе. Одним из первых агрессивных актов, совершенных этими государствами,был захват в 1935 - 36 г.г. Эфиопии и установление там фашистского режима. В 1936-37 годах Германия, Япония и Италия заключили"антикоминтерновский пакт", который положил начало формированию новыхвоенных блоков, дальнейшему продвижению к военному конфликту, а такжесвидетельствовал о проявлениях агрессии фашизма против СССР. Таким образом, в Центре Европы сложился опаснейший очаг будущей войны. В это время политические круги Англии, США, Франции вели политикупоощрения Германии, пытаясь направить ее агрессию против Советского Союза.Эта политика проводилась как на мировой арене, так и внутри самихгосударств. Так, например, почти во всех странах велась кампания противСССР, активно пропагандировалась идея "растущей советской опасности", мысльо "военных приготовлениях русских". Во внешней политике британские ифранцузские лидеры, как об этом свидетельствуют документы, решали задачу,как бы отвести от себя угрозу Германской агрессии и разрядить энергиюнацизма и экспансии на Восток. В этой обстановке СССР выступает с предложениями по обеспечению мира иколлективной безопасности. В ответ на политику капиталистических государствнаша страна предпринимает следующие шаги: 1933 г. - установление дипломатических отношений с США. 1934 г. - СССР вступает в Лигу Наций, где выступает со своимипредложениями относительно создания системы коллективной безопасности иотпора завоевателям, которые, однако, не находят поддержки. В начале 1934г. Советский Союз выступает с конвенцией об определении нападающей стороны(агрессора), в которой подчеркивалось, что агрессией является вторжение натерриторию другой страны с объявлением или без объявления войны, а такжебомбардировки территории других стран, нападения на морские суда, блокадаберегов или портов. Правительства ведущих держав холодно отнеслись ксоветскому проекту. Однако Румыния, Югославия, Чехословакия, Польша,Эстония, Латвия, Литва, Турция, Иран, Афганистан, а позднее и Финляндияподписали в СССР этот документ. 1935 г. - подписание Францией, Чехословакией и Советским Союзом пактао взаимопомощи. Этот пакт мог бы сыграть существенную роль в предотвращениигитлеровской агрессии, однако по настояния Франции в этот договор былавнесена оговорка. Суть ее состояла в том, что военная помощь Чехословакиисо стороны СССР может быть оказана только в том случае, если ее будетоказывать и Франция. Вскоре именно эта оговорка и нерешительностьтогдашнего правительства Чехословакии облегчили агрессию со стороныГермании. Особую остроту события стали принимать в 1938 г., когда Германияоккупировала Австрию и включила ее в состав Третьего Рейха, вмешалась вгражданскую войну в Испании, где помогла установлению фашистской диктатуры,потребовала от Чехословакии передачи Судетской области и присоединила еепосле одобрения этой акции Мюнхенским совещанием глав правительств всоставе Англии, Франции, Германии, Италии, принявший решение о расчлененииЧехословакии, на котором СССР и Чехословакия не присутствовали. Этот"мюнхенский сговор" поощрил агрессора и подтолкнул его к дальнейшейактивизации действий, по его условиям от Чехословакии было отторгнуто около20 % ее территории, где проживала четверть населения страны и размещалосьоколо половины мощностей тяжелой промышленности. Лидеры капиталистических государств, продолжая поддержку фашистскойагрессии, подписали с Германией ряд договоров о ненападении (1938 г. -Англия и Франция). Развязав себе руки таким способом, Гитлер продолжил агрессию: в марте1939 г. полностью захватил Чехословакию и отторг от Литвы в пользу Германиипорт Клайпеду. В апреле 1939 г. Италия захватила Албанию. СССР, продолжая свою мирную политику, не признал оккупацииЧехословакии и предложил ей военную помощь, от которой правительство этойстраны отказалось. Франция не выполнила своих обязательств по договорам овоенной помощи с этой страной и не стала оказывать ей поддержку. Таким образом, внешнюю политику Советского Союза 30 г.г. (до 1939 г.)можно считать образцом стремления предотвратить войну, обуздать агрессора.Наша страна выступала самым непримиримым и последовательным противникомфашизма, разоблачала его, отождествляла с войной. Однако к лету 1939 г. положение изменилось, и результатом этогоизменения впоследствии стало подписание договоров от 23 августа и 28сентября 1939 г. и секретных протоколов к ним, по условиям которых СССРстановился чуть ли не партнером Германии. Что же обусловило такой поворотсобытий? На наш взгляд таких причин было несколько. В первую очередь необходимо отметить, что сама обстановка, сложившаясяна мировой арене к весне 1939 г., объективно способствовала тому, чтоСоветский Союз не мог продолжать свою деятельность в одиночестве, и емунадо было позаботиться о своей безопасности, так как к весне 1939 г. втораямировая война в своей локально - очаговой фазе была уже реальностью. Всложившейся военно-политической обстановке у СССР были три альтернативы:достичь военного соглашения с Францией и Англией; остаться в одиночестве;заключить договор с Германией. Наиболее выгодным представлялось англо-франко-советское соглашение о взаимной помощи, направленное противфашистской Германии. Оно привело бы к созданию единой антифашистскойкоалиции, эффективно послужило бы сдерживанию фашистских агрессоров и,возможно, воспрепятствовало бы развязыванию мировой войны. Летом 1939 г. по инициативе советской стороны начались переговоры СССР- Англия - Франция о заключении пакта о взаимопомощи и созданииантигерманской коалиции. На этих переговорах Советский Союз выступил срадикальными предложениями для решения вопроса о коллективной безопасности,однако для западных государств, продолжающих политику, выработанную наМюнхенском совещании, эти предложения оказались неприемлемы. К 20 августапереговоры зашли в тупик и фактически провалились. По просьбе англичан ифранцузов был объявлен перерыв на неопределенный срок, хотя и в Москве и вЛондоне знали, что агрессия в отношении Польши назначена на конец августа.Прийти к соглашению с западными державами СССР не удалось. Виноваты в этомобе стороны. Но виновность западных держав, особенно Англии, значительнобольше, чем Советского Союза. У советской стороны не хватило выдержки, онапроявила поспешность, переоценила степень враждебности западных держав кСССР и возможности их сговора с гитлеровской Германией. У западных державне было искреннего желания идти на сближение с СССР, что можно объяснить,по - видимому, разными причинами, в том числе и опасения возможногопредательства, и антигуманная внутренняя политика сталинского руководства,противоречащая его заверениям на мировой арене, и недооценка его силы каквозможного союзника в борьбе против фашистского блока, и глубокая неприязньк стране иной социально - экономической формации. Переговоры с СССРзападные державы вели прежде всего для того, чтобы оказывать давление наГерманию, заставить ее пойти им на уступки, они пытались навязатьСоветскому Союзу собственные условия, пренебрегали его интересами. "Вина зато, что не удалось создать широкий союз Англии, Франции и СССР, способныйсдержать германские амбиции, - признают английские исследователи Р. Хайт,Д. Морис и А. Петерс, - должна быть возложена непосредственно на западныхсоюзников. Именно те способы, с помощью которых они разрешали основныемеждународные кризисы 30-х годов, постепенно подорвали веру в делоколлективной безопасности... Французские и британские лидеры постояннопредпочитали умиротворять Берлин, Рим и Токио, чем пытаться использоватьсоветскую силу для защиты международной стабильности". Таким образом, к началу осени 1939 г. Советскому Союзу не удалосьрешить задачу достижения военного соглашения с Англией и Францией. Здесьуместно будет подчеркнуть следующее. В это время Англия и Франция ужеоформили свои договоренности о ненападении с Германией и, таким образом,объективно находились в преимущественном положении перед СССР. Однако, несмотря на неудачу, начавшиеся англо-франко-советскиеконтакты вызвали тревогу у руководства нацистской Германии. Оно осознавало,что соглашение о взаимопомощи трех великих держав могло явиться серьезнымпрепятствием на пути намеченных Гитлером экспансионистских планов, и сталоприлагать настойчивые усилия, чтобы воспрепятствовать такому соглашению. С мая 1939 г. работники внешнеполитического ведомства Германии, следуяуказания Риббентропа, неоднократно вступали в контакты с представителямиСССР в Берлине, различными неофициальными и официальными способами давалипонять о готовности Германии пойти на сближение с СССР. Вплоть до серединыавгуста 1939 г., пока существовала надежда на заключение соглашения сАнглией и Францией, советское правительство оставляло осуществлявшийсягерманской стороной зондаж без ответа, но одновременно внимательно следилоза ее действиями. Долгое время большую роль в противодействии германским"ухаживаниям за Москвой" играл нарком иностранных дел Литвинов, считавший,что нельзя идти ни на какие уступки фашистской Германии. Однако в мае 1939г. он был снят со своего поста, где его заменил В.М. Молотов. Такая заменане могла пройти незамеченной и, вероятно, она свидетельствовала о некоторыхизменениях в ориентации советского руководства. Поэтому второй причинойтого, что союз СССР и Германии стал возможен, по нашему мнению, необходимоназвать личностные амбиции и экспансионистские планы, вынашиваемыесталинским правительством. Нам кажется, что родственность этих стремлений игитлеровских планов покорения мира во многом способствовала подписаниюпротивоправных секретных протоколов 1939 г. В продолжение германских попыток сближения с Москвой в начале июля всоветское полпредство в Берлине поступило анонимное письмо, в которомпредлагалась идея реабилитации договора 1926 г. о нейтралитете илизаключения договора о ненападении и границах. Германская сторона,говорилось в письме, исходила при этом из предположения, что обаправительства питают естественное желание восстановить свои границы 1914 г.В начале августа 1939 г. в беседе с советским полпредом в Берлине АстаховымРиббентроп уже официально заявил, что СССР и Германия могли бы договоритьсяпо всем проблемам, имеющим отношение к территории от Черного моря доБалтийского. Советская сторона оставила эти попытки сближения без ответа.Видимо, Сталин хотел сначала прояснить, какие результаты можно получить отангло-франко-советских переговоров. Необходимо заметить, что у немцев был запасной вариант действий наслучай, если советское руководство откажется принять предложения Германии.На тайных переговорах в середине августа Лондон и Берлин сговорились опоездке 23 августа второго по рангу деятеля "третьего рейха" Геринга наБританские острова на негласную встречу с Чемберленом. Судя по документам,две империи собирались выработать "исторический компромисс", игнорируяинтересы не только СССР, Польши и ряда других восточноевропейских стран, нодаже Франции. 15 августа 1939 г. германский посол в Москве Ф. Шуленбург попросилсяна срочный прием к наркому иностранных дел СССР В.М. Молотову. Посолзачитал заявление Риббентропа, в котором предлагалось урегулировать кполному удовлетворению обеих сторон все имеющиеся спорные проблемы, длячего в Москву в самое ближайшее время был готов прибыть германский министриностранных дел. Хотя в заявлении открыто не говорилось о решениитерриториальных вопросов, они имелись в виду. Эта сторона советско-германских отношений, наряду с договором о ненападении и активизацииторговли с Германией, интересовали Советское правительство в наибольшеймере. Ситуация для Советского правительства была очень сложной. Оно началорискованную политическую игру. Переговоры с Англией и Францией ещепродолжались, но зашли в тупик. Германия, напротив, шла на уступки СССР,изъявила готовность учитывать его государственные интересы, она обещаладаже оказать влияние на Японию с целью нормализации советско-японскихотношений, что было выгодно для Советского Союза, так как в это время шлиожесточенные бои между советскими и японскими войсками на реке Халхин-Гол.В такой ситуации Сталин дал разрешение на приезд Риббентропа в Москву. Советско-германские переговоры осуществлялись в условиях политическогоцейтнота. В ночь с 23 на 24 августа 1939 г. в присутствии Сталина Молотов иРиббентроп подписали поспешно согласованные советско-германские документы:Договор о ненападении, по условиям которого стороны обязались невмешиваться в вооруженные конфликты против друг друга в течение 10 лет смомента подписания документа, и Секретный протокол, в соответствии скоторым Германия взяла на себя ряд односторонних обязательств: - в случае германо-польского вооруженного конфликта германские войскане должны были продвигаться дальше рубежа рек Нарев, Висла, Сан и невторгаться в Финляндию, Эстонию и Латвию; - вопрос о сохранении единого Польского государства или егорасчленении должен был решаться в ходе дальнейшего развития политическойситуации в регионе; - Германия признавала заинтересованность СССР в Бессарабии. Договор о ненападении был опубликован 24 августа 1939 г. Высшееруководство СССР не информировало о наличии секретного соглашения нипартийные, ни государственные органы. Верховный Совет СССР 31 августа 1939г. без обсуждения ратифицировал только текст Договора о ненападении. Известие о заключении советско-германского договора о ненападенииявилось полной неожиданностью не только для мировой, но и для советскойобщественности. Трудно было осознать происшедший переворот в отношенияхСССР и Германии. После подписания этого договора Лондон и Париж полностьюутратили интерес к СССР и принялись искать способы добиться от Германииобязательств на будущее, более прочных, чем те, которые она дала во времяМюнхенского совещания. Документы свидетельствуют о том, что на другой деньпосле подписания договора о ненападении с Германией, Сталин, пребывая вкрайней неуверенности относительно порядочности Гитлера, пытался склонитьАнглию и Францию к продолжению военных московских переговоров. Но никакогоотклика на эти предложения не последовало. Существуют разные точки зрения на вопрос о необходимости подписаниядоговора о ненападении с Германией. Серьезные исследователи - советские, польские, британские,западногерманские и другие - признают, что 19 - 20 августа 1939 г., вмомент согласия Сталина на приезд Риббентропа в Москву для окончательногопрояснения намерений Германии, Советскому Союзу не было оставлено выбора. Водиночку СССР предотвратить войну не мог. Союзников в лице Англии и Францииему обрести не удалось. Оставалось думать о том, как не попасть в водоворотвойны, к которой в 1939 г. СССР был готов еще меньше, чем в 1941 г. Правда, есть и другая точка зрения на этот счет. Некоторые историкисчитают, что Германия в 1939 г. также не была готова к войне с СССР.Возможно, это так, но вместе с тем нельзя было не считаться с весьмаочевидной вероятностью сделок Берлина с другими западными державами противСоветского Союза. Оценивая договор о ненападении с позиций сегодняшнего дня можноотметить, что для СССР он имел как положительные, так и отрицательныепоследствия. Положительные: - Советский Союз избежал войны на два фронта, так как договор зародилтрещину в японо-германских отношениях, деформировал условияантикоминтерновского пакта в пользу СССР; - рубеж, с которого Советский Союз мог вести первоначальную оборону,был отодвинут на несколько сот километров от Ленинграда, Минска и другихцентров; - договор способствовал углублению раскола капиталистического мира надва враждующих лагеря, сорвал планы западных держав направить агрессию навосток, воспрепятствовал их объединению против СССР. Западные державы сталивынуждены считаться с Советским Союзом как с военной и политическойдержавой, имеющей право обозначить свои интересы на политической картемира. Отрицательные: - договор подорвал моральный настрой советского народа, боеспособностьармии, усыпил бдительность военно политического руководства СССР,дезориентировал демократические, миролюбивые силы, и, поэтому, стал однойиз причин неудач советской стороны в начальный период Великой Отечественнойвойны; - договор дал благодатную почву для обвинений в адрес Советского Союзасо стороны западных держав в поддержке агрессора и развязывании войны; - был подорван международный авторитет СССР как последовательного иосновного борца против фашизма. Положительным результатом заключения Договора о ненападении долгоевремя считалось то, что СССР получил около двух лет для подготовки к войнеи укрепления своей обороноспособности. Однако это время было использованоСоветским Союзом менее эффективно, чем Германией, которая за 22 месяца вбольшей степени повысила свой военный потенциал. Если в начале 1939 г.военно-политическое руководство Германии оценивало Красную Армию какпротивника очень сильного, столкновение с которым было нежелательным, то вначале 1941 г. оно уже отмечало слабость Вооруженных Сил СССР, особенно ихкомандного состава. Юридическая, политическая и историческая оценка Секретного протокола,приложенного к этому договору, может быть, на наш взгляд, более однозначнойи категоричной. Этот протокол можно рассматривать как великодержавнуюзаявку на "территориально - политическое переустройство" в регионе, котораянаходилась с юридической точки зрения в противоречии с суверенитетом инезависимостью целого ряда государств. Она не соответствовала договорам,которые СССР заключил с этими странами раньше, с нашими обязательствами привсех обстоятельствах уважать их суверенитет, территориальную целостность инеприкосновенность. Этот протокол полностью противоречил тем официальнымзаверениям об отмене тайной дипломатии, которые делало руководство СССР длямирового сообщества, являлся ревизией стратегического курса на коллективнуюбезопасность и фактически санкционировал вооруженное вторжение в Польшу. Развязав себе руки подписанием договора о ненападении и секретныхпротоколов, Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу. Англия и Франция объявили войну Германии, но не оказали Польшедейственной военной помощи и она была разгромлена. СССР и США объявили о своем нейтралитете в войне. 17 сентября 1939 г. части Красной Армии вступили на территориюЗападной Украины и Белоруссии, что было предусмотрено положениямисекретного протокола. Итак, началась вторая мировая война. В это время (конец сентября 1939 г.) руководство СССР во главе соСталиным и Молотовым преступили границу разумного в отношениях с Германией.28 августа 1934 г. в Москве Молотовым и Риббентропом был подписан Договор одружбе и границах с приложением к нему нескольких секретных протоколов,которые, как и предыдущий секретный протокол, не были ратифицированы.Согласно этим документам изменялись сферы влияния СССР и Германии,определялись границы стран в Польше, стороны договаривались обэкономическом сотрудничестве и недопущении агитации, направленной противдругой стороны. Территория Литовского государства признавалась сферойинтересов СССР, при условии, что действующие экономические соглашения междуГерманией и Литвой не будут затронуты мероприятиями ПравительстваСоветского Союза в данном регионе. Одновременно Люблинское и Варшавскоевоеводства передавались в сферу влияния Германии с внесениемсоответствующих поправок в разграничительную линию. В одном из протоколовкаждая сторона обязалась не допускать "польской агитации", направленной нарегион другой страны. На этих же переговорах Молотов сделал заявление, в котором обосновалмысль о ненужности борьбы с фашизмом и возможности идеологическогосоглашения с Германией. Вместе с Риббентропом он подписал ноту, в которойвся ответственность за развязывание войны перекладывалось на Англию иФранцию и оговаривалось, что, в случае продолжения участия этих стран ввойне, СССР и Германия будут консультироваться по военным вопросам. Оценка данных соглашений, по нашему мнению, должна быть однозначной.Если заключение договора о ненападении в сознании советского народоправдывалось необходимостью избежать участия в войне, то подписаниеДоговора о дружбе и границах между СССР и Германией было совсемпротивоестественным. Этот документ был подписан после оккупации Польши и,следственно, явился договором, заключенным со страной, совершившейнеприкрытый акт агрессии. Он ставил под сомнение, если не подрывал, статусСССР как нейтральной стороны и толкал нашу страну на беспринципноесотрудничество с нацистской Германией. В этом договоре, на наш взгляд, вообще не было необходимости.Изменение границы разделения интересов, зафиксированное в секретномдополнительном протоколе, можно было оформить совсем другим образом.Однако, по мотивам укрепления личной власти, Сталин пошел в конце сентябряна крупные политические и нравственные издержки, чтобы закрепить, как онполагал, Гитлера на позиции взаимопонимания, но не с СССР, а лично с ним.Следует признать, что утвердившаяся с конца сентября тяга Сталина кпараллельным действиям с Германией расширила свободу маневра нацистскогоруководства, в том числе при осуществлении ряда военных операций. Таким образом, в современной исторической науке Договор о дружбе играницах от 28 сентября 1939 г. оценивается резко отрицательно. Заключениеэтого договора следует считать ошибкой тогдашнего руководства СССР. Договори все, что последовало за ним в средствах массовой информации и впрактической политике, разоружало советских людей духовно, противоречиловоле народа, советскому и международному законодательству и подрываломеждународный авторитет СССР. Подводя итог рассказу о советско-германских договорах от 23 августа и28 сентября 1939 г., необходимо отметить, что согласно выводам КомиссииСъезда народных депутатов Договор о ненападении о Договор о дружбе играницах утратили свою силу в момент нападения Германии на СССР, асекретные протоколы, как подписанные в нарушение действовавшего советскогозаконодательства и норм международного права, не имеют силы с моментаподписания. После подписания Договора о дружбе и сотрудничестве и секретныхпротоколов Советский Союз начал неуклонно выполнять все их положения.Помимо морального ущерба, причиненного советскому народу условиями этихдокументов, практическая деятельность советского руководства наносилабольшой ущерб стране. Например, недовольство среди антифашистов,проживавших в СССР, вызывали отдельные недружелюбные действия правительствапо отношению к некоторым из них. Так, осенью 1939 г. в Москве был закрытдетский дом N 6, созданный ранее специально для детей немецкихполитэмигрантов. В начале 1940 г. германским властям было переданонесколько групп немецких и австрийских антифашистов, которые былирепрессированы в 30-е годы и находились под следствием или в заключении. Вбольшинстве случаев это делалось вопреки воле передаваемых. Кроме тогоимелось множество случаев репрессий в отношении советских граждан, ведущихантифашистскую пропаганду. После введения, по условия м последнегоДоговора, Красной армии на территорию Западной Украины и Белоруссии, Литвыи Польши там начались репрессии, насаждение командно - административныхметодов руководства, подавление национального движения в этих областях. С 1939 по 1941 г.г., почти до начала Великой Отечественной войны,внешнее сближение Германии и Советского Союза продолжалось. СССР вплоть донападении Германии в 1941 г. неукоснительно соблюдал все условияподписанных им договоров. Так он не участвовал в событиях 1940 -1941 г.г.,когда Гитлер подчинил почти все государства Европы, в том числе Францию, иразгромил европейский контингент английских войск. Советская дипломатияделала все для того, что бы отсрочить войну и избежать ведения ее на двафронта, для того, что бы дать СССР подготовиться к войне. Например, в 1941г. были подписаны: - нота с Турцией, в которой обе стороны обязались хранить нейтралитет; - пакт о ненападении с Японией. Тем не менее, эти меры не могли решить главной задачи внешней политикии предотвратить войну.2.2 Развитие отношений СССР с малыми государствами в предвоенные годы. Помимо взаимодействия с ведущими развитыми державами мира: США,Англией, Францией, Германией, Италией, во внешней политике Советского Союзав предвоенный (30 - 40 г.г.) период можно выделить еще одно направление -развитие отношений с, так называемыми, малыми государствами. Из всехсобытий этого периода, в которых принимал участие СССР, нам хотелось бывыделить три основных: 1. Война с Японией 2. Война с Финляндией 3. Вхождение Прибалтийских государств в состав СССР. Посмотрим, как развивались отношения Союза ССР и милитаристской Япониинакануне второй мировой войны. Япония, в которой в 30 г.г. установился фашистский режим, издавнавынашивала экспансионистские планы в отношении Дальневосточных территорийСССР. После подписания антикоминтерновского пакта у нее появилась реальнаявозможность, в союзе с сильнейшей державой мира, реализовать эти планы. Летом 1938 г. Япония вторглась на территорию Советского Союза в районеозера Хасан, рассчитывая захватить Владивосток. Однако у СССР былодостаточно сил для борьбы с этой страной и части Красной Армии подруководством Блюхера достаточно быстро разгромили агрессоров. В мае 1939 г. Япония напала на Монголию в районе реки Халхин-Гол,пытаясь завоевать плацдарм для нападения на СССР. Согласно действующиммежду Советским Союзом и Монголией соглашениям, в эту страну для защиты еесуверенитета были введены части Красной Армии под руководством Жукова и втяжелейших боях Япония была разбита. После подписания советско-германских договоров Япония не решиласьпродолжать свою агрессию против СССР. Таким образом, благодаря успехам Красной Армии в борьбе с японскимиагрессорами один из возможных противников был выведен из состояния боевойготовности еще до начала Великой отечественной войны и Советскому Союзуудалось избежать войны на два фронта и в течение всего периода успешносдерживать Японскую агрессию. Несомненно, советско-японскую войну надосчитать справедливой со стороны СССР и необходимой в создавшейсяполитической ситуации. Совершенно противоположную оценку, на наш взгляд, необходимо датьсоветско-финской войне 1939 - 1940 г.г. Начиная с 1917 г. Советский Союз вел лояльную политику в отношениивсех малых государств и национальных окраин бывшей Российской империи, втом числе и по отношению к Финляндии. Как известно, согласно ленинскимпринципам ведения внешней политики, сразу после революции, в декабре 1917г., был подписан декрет о независимости этой страны. В 1920 г. произошлоокончательное определение границ двух независимых государств. Граница междуСССР и Финляндией была проведена в 32 км. от Петрограда (Ленинграда). В1932 г. между двумя странами был заключен договор о ненападении. Такимобразом, до середины 30 г.г. отношения Советской страны и Финляндии были вцелом нормальными. Однако, то что устраивало Советский Союз в период мирной передышкимежду двумя мировыми войнами, не могло устраивать его в обстановкеначавшегося конфликта. Непосредственная близость границы к стратегическому,политическому и экономическому центру страны, недружелюбность,высказываемая финским руководством в отношении СССР, реальная возможностьнападения Гитлера на наше государство с территории Финляндии все этиобстоятельства создавали реальную угрозу безопасности Советского Союза идолжны были быть устранены. С апреля 1938 г. по ноябрь 1939 г. СССР пытался найти выход изсоздавшейся ситуации мирным путем. В этот временной промежуток советскимруководством был выдвинут целый ряд предложений по обеспечению безопасностисоветских границ, начиная от идеи о заключении договора о дружбе и кончаяпредложениями по обмену территориями. Однако, финское руководство не пошлона уступки, на что, несомненно, имело право. В ответ на такую политику Финляндии осенью 1939 г. СССР аннулировалдоговор о ненападении 1932 г. и отозвал своих дипломатов. В ноябре 1939 г.начались боевые действия между советской и финской сторонами. Предлогом дляначала войны послужили провокации, якобы имевшие место на советско-финскойгранице. Финляндия упорно защищала свой суверенитет, однако у нее не было сил,достаточных для успешного сопротивления такой сильной стране, каковымявлялся Советский Союз. Части Красной Армии активно продвигались потерритории финского государства. Советское руководство, считая войну ужевыигранной, создало в г. Зеленогорске (г. Териоках) ПравительствоФинляндской народной республики, состоящее из финских эмигрантов, живущих вСССР. Это правительство не получило поддержки финского народа, былопризнано им самозваным. Однако, Молотов, подписавший договор о дружбе сновым правительством, отказался вести переговоры о мире с настоящимруководством. Эта акция еще более усилила сопротивление Финляндии, назащиту которой поднялись жители, возмущенные этими неправомернымидействиями. Таким образом, из - за неразумных действий своего руководства, СССРоказался в невыгодном политическом положении. В начале декабря 1939 г. финское правительство обратилось в Лигу Нацийс просьбой о помощи. Эта организация приняла решение, обязывающее СоветскийСоюз прекратить военные действия и начать переговоры о мире. Сталинскоеруководство отклонило это предписание, из - за чего СССР был исключен изЛиги наций. Зимой 1940 г. Красная Армия, продолжая наступление, ценой большихусилий и потерь сломала линию финских укреплений на Карельском перешейке(так называемая линия Монергейма). Англия и Франция, выполняя решение Лиги Наций, решили помочьФинляндии: зимой 1940 г. финской армии было поставлено английское ифранцузское оружие, было высказано предложение послать на помощь войска.Оказавшись под угрозой втягивания в войну с крупнейшими странами мира,Советский Союз был вынужден прекратить военные действия и в марте 1940 г.подписать мирный договор. По условиям этого договора СССР получал следующиепреимущества: - Карельский перешеек, полуостров Рыбачий, ряд островов передавалисьво владение Советского Союза; - Полуостров Ханко передавался в аренду СССР на 30 лет с правомпостроения на нем советских военно - морских баз. Таким образом, несмотря на некоторые положительные результаты,каковыми можно назвать удаление границы от экономических и стратегическихцентров страны и обеспечение возможности построения советских военных баз всеверных водах, советско-финская война во многом помешала успешнойподготовке к войне с Германией, явилась трагедией для обоих народов,подорвала международный авторитет СССР и в целом ее нужно оцениватьотрицательно. Третьим важным направлением во внешней политике этого периоданеобходимо назвать развитие отношений с прибалтийскими государствами,результатом которого стало вхождение Прибалтики в состав СССР. Как известно, по условиям секретных протоколов, приложенных к советско-германским договорам, территория прибалтийских государств: Эстонии, Латвии,Литвы была отнесена в сферу интересов Советского Союза, при условии, чтоэкономические соглашения между Германией и этими странами останутся в силе. В сентябре - октябре 1939 г. СССР заключил с этими прибалтийскимигосударствами договоры о ненападении и взаимопомощи, по условиям которых натерритории этих стран был размещен ограниченный контингент советских войск. Однако, не удовлетворившись таким ограниченным влиянием на эти страны,в начале июня 1940 г. в Литве, Эстонии и Латвии были сделаны заявлениясоветского руководства, которые по форме и существу носили ультимативныйхарактер. Правительство СССР утверждало, что руководства этих государствгрубо нарушили договоры о взаимопомощи, готовили нападение на части КраснойАрмии, размещенные на их территории. Утверждалось, что для координациисвоих действий против СССР три страны создали антисоветский военно-политический союз "Балтийская Антанта". В этой связи руководство СССР потребовало отставки правительствЛатвии, Литвы, Эстонии и сформирования новых, способных, как говорилось взаявлениях, "обеспечить честное проведение в жизнь" пактов о взаимопомощи,а также допуска на территорию трех стран дополнительных крупных частейКрасной Армии. В случае отказа выполнить эти требования Молотовпредупредил, что Правительством Советского Союза будут принятысоответствующие меры. На ответ Литовскому правительству было дано десятьчасов ночного, а эстонскому и латвийскому - десять часов дневного времени.Одновременно дипломатическим представителям трех стран было заявлено, что вформировании новых правительств примут участие советские представители. Почему вдруг СССР предъявил эти ультиматумы? Никаких враждебныхСоветскому государству планов у руководства этих стран не было. КогдаМолотов готовил эти ультиматумы, у него не было никаких доказательствсуществования подобных планов. Не были они обнаружены и позже, когда в рукисоветской стороны попали все архивы прибалтийских правительств. На наш взгляд, все дело в том, что уже к концу мая стал понятен скорыйисход боевых действий в Западной Европе: Франция будет разгромлена , аВеликобритания загнана на свой остров. Все эти прогнозы осуществились вначале июня. Из этой кампании Германия вышла еще более сильной вэкономическом и военном отношениях, еще более уверенной в себе, а значит,еще более агрессивной. После разгрома Франции Германия потеряластратегический интерес к сохранению "дружбы" с СССР. Именно в этот периодсоветским правительством было решено довести до конца "территориально -политическое переустройство" прибалтийских стран, "права" на котороеСоветский Союз получил по секретным протоколам 1939г. А что прибалтийские правительства? Они знали, что если откажутсяудовлетворить советские требования, вопрос будет решен силовыми средствами.В такой ситуации им мог помочь только протест Германии против подобныхдействий СССР в Прибалтике. Германское правительство сочло эти действия"отходом Москвы от своих категорических заявлений", однако нашланецелесообразным раньше времени ссориться с Советским Союзом и поэтомутвердо придерживалась политики невмешательства. В этих условиях прибалтам ничего не оставалось, как принять советскийультиматум. Старые правительства ушли в отставку, в Латвию, Литву и Эстониюбыли введены значительные силы Красной Армии, в несколько раз превышающиепо численности национальные армии этих государств. Для формирования новыхправительств и последующего руководства их деятельностью в Литву прибылзамнаркома иностранных дел В. Деканозов, в Латвию - зампредседателяСовнаркома А. Вышинский, в Эстонию секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. Кризисзавершился создание просоветских правительств, действовавших в отпущенноеим историей время на основе директив Москвы и ее представителей на местах,и подписанием в июле 1940 г. со стороны прибалтийских стран деклараций спросьбой о принятии их в состав СССР. Оценивая итоги политики Советского Союза в отношении Прибалтикинеобходимо отметить, что присоединение ее к СССР сыграло положительную рольв деле обеспечении безопасности западных границ и дало возможностьотодвинуть предполагаемый рубеж первоначальной обороны от центров страны,однако те методы, которыми велась эта политика, заслуживают самого жесткогоосуждения и противоречат всем международным и советским правовым нормам.3. Оценка внешней политики СССР 30 - 40 г.г. Подводя итог вышесказанному необходимо отметить основные итоги внешнейполитики Советского Союза предвоенного десятилетия. В результате действийСССР на внешней арене им были достигнуты следующие положительныерезультаты: - пакт о ненападении, при всех своих отрицательных чертах, несколькоотсрочил вступление Советского Союза в войну; - была обеспечена относительная безопасность Ленинграда, Мурманска,баз Балтийского флота, границы удалены от Минска, Киева и некоторых другихцентров; - удалось внести раскол в капиталистический лагерь и избежатьобъединения крупнейших держав в борьбе с СССР, а также дезориентироватьсоюзников по "антикоминтерновскому пакту" и избежать войны на два фронта. Однако, внешняя политика СССР этого периода имела и множествоотрицательных последствий и в целом задача предотвращения войны и созданиясистемы коллективной безопасности была не выполнена. Какую же оценку внешней политики Советского Союза можно дать, исходяиз вышесказанного? Как известно, Съезд народных депутатов образовал комиссию пополитической и правовой оценке договора о ненападении, заключенного СССР иГерманией 23 августа 1939 г., которую возглавлял член Политбюро, секретарьЦК КПСС А.Н. Яковлев. Эта комиссия была призвана оценить правомерностьзаключения договоров 1939 г. и итоги внешней политики СССР перед ВеликойОтечественной войной в целом. Комиссия сделала следующие выводы, которыеможно, на наш взгляд, считать наиболее верными и компромиссными длясегодняшнего состояния советской исторической науки. В отличие от бытовавшей до сих пор официальной точки зрения, комиссияСъезда, основываясь на тщательном анализе документов того времени исвидетельствах еще живых очевидцев, пришла к однозначному заключению о том,что пакт от 23 августа 1939 г., договор о дружбе и границе от 28 сентября1939 г. и другие акты и договоры с Германией, в которых нашли своевыражение внешнеполитические устремления сталинского руководства, находятсяв глубоком противоречии с ленинскими принципами международных отношений инормам права, не отражали волю советского народа и народ не несетответственности за тайные преступные сделки своего руководства, а всятайная внешняя политика противоречит идеям мира и безопасности,провозглашавшимся СССР на внешней арене. Кроме того, "политика малых войн",в которую включился и Советский Союз, не может не вызывать осуждения состороны мирового сообщества и последующих поколений. Несмотря на то, что впредвоенные годы Советским Союзом были сделаны значительные шаги впредотвращении угрозы войны, сталинская внутренняя политика геноцида поотношению к собственному народу получила свое отражение и вимпериалистических наклонностях, проявлявшихся при реализации внешнейполитики СССР, что свело все мирные инициативы нашего государства кнулевому результату. Советская внешняя политика предвоенного времени носила противоречивыйхарактер. Эта противоречивость объясняется своеобразием международнойобстановки того времени и особенностями сложившейся в СССР бюрократическойсистемы партийно-государственного руководства, которая пренебрегаланравственными критериями и критериями международного права в своейдеятельности, в том числе внешнеполитической. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Якушевский. "Противоречивый договор". "Аргументы и факты". 1989, N32.2. Хильгер. "Мы и Кремль". ФРГ, 1964.3. Бережков. "Просчет Сталина”. “Неделя". 1989, N 31.4. Яковлев. "События 1939 г. - взгляд с полувековой дистанции". "Правда". 1989, N 230.5. Сообщение Комиссии Съезда народных депутатов. "Правда". 1989, N 230.6. Донгаров. "Прибалтика. Пятьдесят лет назад". "Аргументы и факты". 1989, N 36.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconВнешняя политика СССР в предвоенные годы
Борьба СССР за предотвращение войны. Развитие отношений с ведущими капиталистическими странами
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconВнешняя политика СССР в предвоенные годы (30-ые 40-ые г г.)
Борьба СССР за предотвращение войны. Развитие отношений с ведущими капиталистическими странами
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconРеферат на тему: Внешняя политика СССР в предвоенные годы
Наличие очагов напряженности в Европе и на Дальнем Востоке, тайная подготовка стран капиталистического мира к второй мировой войне,...
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconВоенные действия вооруженных сил СССР в предвоенные 1936-1940 годы

Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconВоенные действия вооружённых сил СССР в предвоенные 1936-1940 годы
Международная обстановка в то предвоенное время характеризовалось, с одной стороны, острыми империалистическими противоречиями внутри...
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) icon«Новое политическое мышление»: внешняя политика СССР в конце 80-х годов
Мо данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому...
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconВнешняя политика СССР в 30-х годах
Борьба СССР за предотвращение войны. Развитие отношений с ведущими капиталистическими странами
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconРеферат по теме: «Военные действия вооружённых сил СССР в предвоенные 1936-1940 годы». Коляда Алексей
Международная обстановка в то предвоенное время характеризовалось, с одной стороны, острыми империалистическими противоречиями внутри...
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconВнешняя политика в годы правления Петра I. Северная война Внешняя политика в годы правления Петра I. Северная война
Держав[1]. Именно для этого России нужен был выход к морям: судоходные пути быстрее и безопаснее, Речь Посполитая всячески мешала...
Внешняя политика СССР в предвоенные годы (30-40ые гг.) iconВнешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы