Сущность и основные элементы рыночного механизма icon

Сущность и основные элементы рыночного механизма



НазваниеСущность и основные элементы рыночного механизма
Дата конвертации11.07.2012
Размер171.11 Kb.
ТипРеферат
Сущность и основные элементы рыночного механизма


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Башкирский ордена Трудового Красного Знамени государственный аграрный университет факультет Бухгалтерский учет и аудит направление заочное (на базе высшего) специальность Бухгалтерский учет и аудит Кафедра экономической теории СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА Контрольная работа Оценка___________ Дата _____________ Подпись__________ Уфа - 2000 Сущность и основные элементы рыночного механизма.1. Введение2. Основные элементы рыночного механизма:1) Спрос и предложение;2) Цена равновесия;3) Конкуренция – двигающий механизм рынка.3. Преимущества и недостатки рыночного механизма Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможноосветить все грани этой важнейшей экономической категории. По определениюпрофессора Чепурина, рынок – это способ взаимодействия производителей ипотребителей, основанный на децентрализованном и безличностном механизмеценовых сигналов. Важнейшими условиями возникновения рынка являютсяобщественное разделение труда и специализация. По определению Кэмпбелла Р. Макконнелли и Стэнли Л. Брю рынок – этоинституту или механизм, сводящий вместе покупателей ( предъявителейспроса) и продавцов ( поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рыночная экономика основана на том, что производители свободны отвласти "традиций" и не подчинены государственным органам. Каждый решает,что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели —личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условияхразделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт недля своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт,произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменявего, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворениясвоих потребностей. Главная установка рыночной экономики — свобода выбора видов и формдеятельности — декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь точеловек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый,целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности влюбой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельностиподразумевается производство разнообразных видов продукции, товаров,оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность. При функционировании рыночной экономики действуют следующие принципы: 1) Свободы ценообразования. Цена никем не назначается, а формируетсяв результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом ипокупателем. Именно такие цены принято называть рыночными. 2) Децентрализации управления является производным от другихпринципов и вытекает из свойств этой экономической системы.
Децентрализацияэкономики рыночного типа проявляется в отсутствии устанавливаемого центромгосударственного плана, подлежащего обязательному выполнению. Он заменяетсяиндикативным, рекомендательным, советующим планом-прогнозом (бизнес-планом). 3) Экономической ответственности. При рыночной экономике действуетпринцип экономической ответственности, предусматривающий экономическиеспособы, меры и средства возбуждения ответственности, возмещение ущербалицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставитсясоблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно караетсяреальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки. 4) Конкуренции между предприятиями организациями, предпринимателями.В западной экономической литературе конкуренция представляется каксоперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически болеевыгодные условия производства и реализации продукции. Рыночная экономика не может существовать и функционировать безгосударственного регулирования, которое проявляется в формировании сводаправил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении,контроле за соблюдением; изъятии части прибыли, дохода через действиесистемы налогообложения, посредством обязательных платежей в бюджет.Государственное регулирование рынка осуществляется на основезаконодательства, выпускаемых правительством нормативных актов, черезгосударственное планирование. Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трехосновных элементах. Во-первых, это цены. Изменение относительных цен служитдля производителя ориентиром при определение необходимости измененияобъемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологиипроизводства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будетпотреблен продукт. Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный), поопределению Чепурина, - это представленная на рынке потребность в товарах,определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могуткупить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение- этоколичество товара , которое имеется в продаже при данной цене . Изменениесоотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных ценвокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливаетсятот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложенияи в конечном итоге равновесие производства и потребления. В-третьих, это конкуренция. Она является необходимым элементом рыночногомеханизма. Однако характер конкуренции может быть различным, чтосущественно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, илисовершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуетсямножеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции,свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один изпродавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать нарыночную цену. В этой работе я бы хотела дать анализ основным элементам рыночногомеханизма. И раскрыть роль каждого в функционировании рыночной системы. Такие основополагающий понятия как спрос и предложения нельзярассматривать отдельно друг от друга, ибо они находятся во взаимосвязи ивзаимообусловлены. Термин спрос имеет для экономиста специфическое значение. Спросизображается в виде графика, показывающего количество продуктов, котороепотребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных втечение определенного периода времени. Коренное качество спроса заключаетсяв следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет ксоответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочихравных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величиныспроса. В общем существует отрицательная или обратная связь, которуюэкономисты назвали «законом спроса» Что лежит в основе этого закона ? Чтобыответить на этот вопрос проанализируем этот закон. Обычно людидействительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем повысокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающийсовершить им покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будутпокупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество ониприобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охотупокупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тотфакт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством ихверы в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законеспроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен,а путем их снижения. Обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можемизобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величинуспроса Q и цену Р. Каждая точка представляет собой конкретную цену и соответствующееколичество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. Кривая спроса P P1 P2 D 0 Q1 Q2 Q Эта кривая называется кривой спроса и в ней находит отражение законспроса – люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой. На спрос влияют кроме ценовых также и неценовые факторы. Вот некоторыеиз них: 1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменениепотребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменениямимоды, будет означать, спрос возрастет по каждой цене. Важно отметить, чтотехнологические изменения в виде появления нового продукта способныпривести к изменению потребительских вкусов. 2. Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числапотребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числапотребителей находит отражение в сокращении спроса. 3. Доход. Воздействие на спрос изменений дохода несколько болеесложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит кувеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупаютбольше дорогих вещей. И, наоборот, при снижении дохода спрос на такие вещипадает. Товары, на которые спрос изменяется в прямой связи с изменениемдохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами.Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то естьвозрастает при снижении дохода, называются товарами низшей категории. 4. Цены на сопряженные товары. Здесь объяснение я нахожу в одномпростом примере. Повышение цены на сливочное масло влечет за собойповышение спроса на более дешевый маргарин. 5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, какбудущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменитьспрос. Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен вбудущем могут побудить их покупать теперь, чтобы упредить угрожающееповышение цен. И наоборот ожидание понижения цен на товары ведет ксокращению спроса. Итак, мы знаем закон спроса. Я думаю, что этот закон этохарактеристика рынка с точки зрения покупателей или потребителей. А с точкизрения продавцов? С этой точки зрения на все вопросы отвечает предложение.Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количествапродуктов, которые производитель желает и способен произвести и предложитьк продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен втечение определенного периода времени. Данное Кэмпбеллом Р. Макконелломм иСтэнли Л. Брю определение предложения показывает, какие количествапродукта, будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом всеостальные факторы остаются неизменными, причем рассматривается вопрос сточки зрения выгодности цены. Теперь нетрудно понять, что между ценой ипредложением существует прямая или положительная связь. С повышением ценывозрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также ипредложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Онпросто показывает, что производители хотят изготовить и предложить кпродаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели быэто сделать по низкой цене. Как и в отношении спроса мы можем показатьзакон предложения в виде графика. Кривая предложения P S P2 P1 0 Q1 Q2 Q Q – количество товара, доставленного на рынок. Р – движение цены. S –кривая предложения. Существует тесная связь между предложением и издержками производства.Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, прежде всего,его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимаютиздержки производства. Поскольку в условиях совершенной конкуренциипроизводитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены,постольку именно уровень издержек производства оказывает определяющеевоздействие и на размер прибыли, и на возможности расширения производства,и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынужденапокинуть его. Определим основные виды издержек фирмы. Издержкиподразделяются на две большие категории: постоянные и переменные.Постоянные издержки — это расходы, которые остаются неизменными, каково быни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за арендупомещения, затраты на оборудование, оплата управленческого иадминистративного персонала и т. п.Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства.Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы. Динамикапеременных издержек неравномерна: начиная с нуля, по мере ростапроизводства они первоначально растут очень быстро; затем, по мередальнейшего увеличения объемов производства, начинает складываться факторэкономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становитсяуже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем, однако, когдавступает в действие закон убывающей производительности, переменные издержкиснова начинают обгонять рост производства. Таким образом, совокупное предложение как сумма рыночного предложенияотдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства Необходимо заметить, что и на предложение также влияют неценовыефакторы: 1) Цена на ресурсы. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение. Например, если цены на семена и удобрения кукурузы снизятся, можно ожидать увеличения предложения кукурузы и наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение. 2) Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволит более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данной ценах на ресурсы снизятся производственные издержки ,и увеличится предложение. 3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, то есть включают их в себестоимость. Поэтому повышение налогов, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив когда государство дотирует или по-другому субсидирует производство, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение. 4) Цены на другие товары. Например, снижение цены на пшеницу может побудить производителей выращивать кукурузу и т.д. 5) Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. 6) Число продавцов. Чем больше на рынке поставщиков товара, тем больше его предложение. Итак, осуществив анализ спроса и предложения попытаемся определить,что же получено в результате действия механизма спроса и предложения.Ограниченное количество имеющихся в обществе товаров распределено междувозможными их потребителями. Это было, как утверждает П. Самюэльсон,«распределение по кошельку». Если мы наложим друг на друга кривую спроса икривую предложения мы увидим, что в какой –то точке они пересекутся. [pic] Здесь в точке Е будет равновесная цена, или как еще называют ееэкономисты – цена рыночного клиринга. Причем равновесие здесь означает«покой» или «гармония». Важно подчеркнуть, что при цене равновесияустанавливается равенство не покупок и продаж — такое равенство существуетпри любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределахкоторой потребители намерены продолжать делать закупки, будетсоответствовать тому количеству продукции, которое производители намереныпродолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствоватьтенденция к повышению или понижению цены. Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели кустановлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося вобществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Ноэто лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что ценына рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложенииили спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга,а, напротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товараприводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен,которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенныймомент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общемравновесии рынка. В точке равновесия экономическое движение прекращается.Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия —уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей илипотребителей. Конечно, равенство спроса и предложения — это теоретическаяабстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бываетвесьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболееважные закономерности функционирования рыночного механизма. Как мы уже говорили, двигающим механизмом рынка является конкуренция.Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей(общества) предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов. Однако именноконкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащимобразом удовлетворять эти желания. Проиллюстрируем сказанное. Мы видели,что увеличение потребительского спроса на какой-нибудь продукт повышаетцену этого товара сверх издержек его производства, включающих заработнуюплату, ренту, процент и нормальную прибыль. Образующаяся в результатеэкономическая прибыль служит, по существу, сигналом для производителей отом, что общество требует большое количество этого продукта. Именноконкуренция – особенно способность новых фирм вступать в данную отрасль –одновременно вызывает расширение производства и понижение цены продукта доуровня, точно соответствующего издержкам производства. Однако если вотрасли отсутствует конкуренция и в ней господствует, скажем, однагигантская фирма (монополист), которая в состоянии воспрепятствоватьвступлению в отрасль потенциальных конкурентов, такая фирма может,предотвращая расширение отрасли, продолжать извлекать экономическуюприбыль. Между тем конкуренция не ограничивает свою роль гарантированиемнадлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляетфирмы переходить на самые эффективные технологии производства. Наконкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самуюэкономичную технологию производства, в конечном счете, означает ихустранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболееэффективные методы производства. Например, как мы уже видели, конкуренцияобеспечивает обстановку, способствующую техническому прогрессу. Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочныхопераций конкурентной рыночной системы является то, что она создаетнеобычайное и важное тождество – тождество частных и общественныхинтересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственнойвыгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы,одновременно – как бы направляемые «невидимой рукой» - способствуютобеспечению государственных или общественных интересов. Предприятия,стремящиеся получать более высокую прибыль, с одной стороны, и поставщикиресурсов, добивающиеся большого денежного вознаграждения за них, - сдругой, сговариваются между собой об осуществлении тех самых изменений враспределении ресурсов – а, следовательно, и в структуре продукции, которыев данное время требует общество. Иными словами, сила конкуренцииконтролирует или направляет мотив личной выгоды таким образом, что онавтоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересовобщества. Концепция «невидимой руки» заключается в том, что, когда фирмымаксимизируют свою прибыль, общественный продукт тоже максимизируется. Теперь, когда мы определили и раскрыли основные элементы рыночногомеханизма, я думаю, необходимо, определить какие же преимущества инедостатки имеются у рыночной системы. То есть дать ей оценку. Рынок как определенный механизм распределения и использованияограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как вжестко централизованной экономической системе), а на добровольном обмене,имеет целый ряд очевидных преимуществ. Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблемупроизводства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынокпроисходит стихийное приспособление объемов и структуры производства кобъему и структуре общественных потребностей, распределение факторовпроизводства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и вкаком количестве производить. Рыночная экономика в принципе (за некоторымивесьма редкими исключениями) не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.д. В отличие от затратного, расточительного характера командно-административной системы, с большим трудом, медленно и болезненновнедряющей достижения научно-технического прогресса, рыночная системастремится использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом.Производитель в условиях жесткой конкурентной борьбы может укрепить своипозиции, расширить рынки сбыта, увеличить получаемую прибыль главнымобразом путем снижения издержек, роста производительности труда,совершенствования технического уровня производства. Используя последниедостижения науки и техники, производитель получает хотя и временные, новесомые преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения индивидуальныхиздержек и получения квазиренты. Таким образом, сам рыночный механизмсоздает постоянно действующие стимулы для повышения эффективностипроизводства. Командно-административная система, провозглашая на словахпринцип распределения по труду, на практике осуществляет жесткийцентрализованный контроль за уровнем доходов, что неизбежно порождаетпреимущественно уравнительное распределение, не создающее должных стимуловк труду. С этой точки зрения рыночный механизм обладает несомненнымпреимуществом, поскольку устанавливает четкую зависимость между реальнымвкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемогодохода. Рынок в должной мере вознаграждает тех, кто интенсивно и эффективноработает, строго дифференцирует доход каждого и тем самым постоянноподдерживает действенные стимулы к труду. Следует особо подчеркнуть, что в рыночной экономике не существуетпроизводства ради производства. В центре рынка стоит потребитель, на негопостоянно ориентировано производство. Основная задача любоготоваропроизводителя — найти на рынке потребителя своей продукции, продатьему товар. От того, насколько успешно решается эта задача, в конечном итогезависит благосостояние производителя. Поэтому именно потребитель, используянаходящиеся в его распоряжении деньги, оказывает в конечном итогеопределяющее влияние на то, что производится и куда идут произведенныетовары. Наиболее эффективно свои функции рыночный механизм осуществляет вусловиях экономической свободы, которая подразумевает свободупредпринимательства, свободу перемещения ресурсов по разным сферамприменения, свободу выбора продавцов и покупателей, свободуценообразования. Это означает, что важным преимуществом рыночной экономикиявляется то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективнофункционировать без прямого вмешательства государства. Эта система обладаетопределенным внутренним порядком и подчиняется определеннымзакономерностям. Наконец, очевидно, главным преимуществом рыночной системы является то,что это не какая-то умозрительная схема, искусственно сконструированная инасильственно внедряемая. Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад,развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, изменяясь,приспосабливаясь к менявшимся условиям и тем самым доказал своюжизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать какдостижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всехизвестных до сих пор форм организации общественного производства. Было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальный механизм,лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Рыночная экономика являетсядинамичной, но недостаточно стабильной системой. Эта макроэкономическаянестабильность рыночной системы имеет целый ряд проявлений: неустойчивыетемпы экономического роста и циклический характер развития;недоиспользование ресурсов и неполная занятость; нестабильность общегоуровня цен и инфляция. Как уже отмечалось, одним из обязательных элементов рыночногомеханизма, его движущей силой является конкуренция. Однако внутри самойрыночной системы происходят процессы, которые могут существенно ослабитьсилы конкуренции. Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренцияболее чем желательна, каждый отдельный предприниматель стремится избавитьсяот тех жестких ограничений, которые она налагает на него. Во-вторых,технический прогресс, постоянно стимулируемый рыночным механизмом, вомногих отраслях требует, с чисто технологической точки зрения,крупномасштабного производства, что ведет к увеличению размеров фирм. Такимобразом, рынок внутри себя неизбежно рождает монополию, а монополия,господствуя на рынке, концентрирует в своих руках экономическую власть иполучает возможность устанавливать монопольные цены и извлекать монопольнуюсверхприбыль. Рыночный механизм в целом эффективно распределяет ограниченныересурсы. Однако рынок — это механизм, базирующий свою деятельность наценностных показателях, выраженных в деньгах. Поэтому и эффективностьраспределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды ииздержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага,могут быть учтены рынком, т. е. получают свое отражение в цене. Говоря о недостатках рыночной системы, обычно особо подчеркиваютсоциальные проблемы. Действительно, рынок порождает значительнуюдифференциацию доходов, имущественное расслоение населения. Но посколькутовары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег,рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточностидохода, а другим — получать чрезмерные доходы и пребывать в роскоши. Крометого, рынок предъявляет одинаково жесткие требования ко всем, но разныелюди находятся в разном положении: в любом обществе существуют достаточномногочисленные социально уязвимые слои — больные, инвалиды, сироты и т. д.,которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе. Рыночнаясистема сама по себе не заботится об этих людях и может оставить их безсредств к существованию. Вместе с тем такая постановка вопроса не вполне корректна. Ведь рынокпредставляет собой социально нейтральный механизм, призванный решатьэкономические проблемы распределения ограниченных ресурсов. Социальныепроблемы должно решать государство и проводить активную социальнуюполитику. В целом же наличие у рыночного механизма существенных недостатковприводит к необходимости его регулирования, главным образом путемвмешательства государства в экономическую жизнь. Основные функциигосударства состоят в проведении макроэкономической политики(антициклической, антиинфляционной, политики полной занятости) иантимонопольной политики, в предоставлении общественных благ ирегулировании внешних эффектов, а также в решении социальных проблем. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Казаков А.П. Экономика. Курс лекций по экономической теории и предприниматьельству; М.: 1997 с. 12-19;2. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс»; М.: Издательство «Республика» 1993, с.62-87;3. Самуэльсон П. Экономика т.1 М.: НПО «Алгон» ВИИСИ «Машиностроение» 1994; с.51-55;4. Курс экономической теории; под ред. Чепурина М.Н.,Киселевой Е.А. Издательство «АСА» К.:1994; с.107-151.




Похожие:

Сущность и основные элементы рыночного механизма iconОсновные элементы рыночного механизма. Понятие рынка совершенной конкуренции
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции
Сущность и основные элементы рыночного механизма iconМиинстерство образования российской федерации ростовская государственная экономическая академия Кафедра «Банковского дела» курсовая работа по дисциплине Деньги, Кредит, Банки на тему: «Функции и роль банков в экономике»
Банки – одно из центральных звеньев в системе рыночного механизма. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания...
Сущность и основные элементы рыночного механизма iconЛекция Механизм функционирования рынка
Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма....
Сущность и основные элементы рыночного механизма iconРеферат на тему "Законы спроса и предложения в системе рыночного механизма" по дисциплине Микроэкономика Студентка 1 курса алтемирова о. Л. Преподаватель: Депутатова Н. Ю
Реферат на тему "Законы спроса и предложения в системе рыночного механизма" по дисциплине Микроэкономика
Сущность и основные элементы рыночного механизма iconКонкуренция и сотрудничество как составляющие рыночного механизма

Сущность и основные элементы рыночного механизма iconАнализ и моделирование границ
Теоретические основы механизма рыночного ценообразования
Сущность и основные элементы рыночного механизма iconГосударственный университет
Сущность и элементы корпоративного портфеля. Основные принципы и методы портфельного анализа
Сущность и основные элементы рыночного механизма iconГосударственный университет
Сущность и элементы корпоративного портфеля. Основные принципы и методы портфельного анализа
Сущность и основные элементы рыночного механизма iconВопросы к экзамену по курсу «маркетинг» (часть 1 и 2) Понятие маркетинга, сущность и принципы маркетинга в туризме. Система маркетинга, основные задачи
Маркетинговая среда. Основные элементы комплекса маркетинга. Маркетинговые инструменты
Сущность и основные элементы рыночного механизма iconКонтрольная работа по дисциплине «Политология» на тему: «Политическая психология»
Сущность, основные элементы и особенности формирования политической психологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы