История развития Феминизма в России icon

История развития Феминизма в России



НазваниеИстория развития Феминизма в России
Дата конвертации11.07.2012
Размер306,05 Kb.
ТипРеферат
История развития Феминизма в России


Прогресс любого общества определяется по положению в нем прекрасного пола. Ш.Фурье.введения. Женское движение в России получило широкоераспространение в середине 19 в. Оно возникло и развилось за короткое времяи оказало большое влияние на многие аспекты жизни российского общества.Безусловно, у него были предпосылки - социальные, экономические,культурные. В данной работе мне хотелось бы сделать небольшой обзорженского общественного движения середины 19 в. На фоне европейских стран, идущих по пути модернизации, Россия в нач.19 в. - крестьянская страна с феодальным укладом экономики, патриархальнымукладом жизни -^Патриархальность - есть то главное, историческое, но кнесчастью, совершенно народное зло, против которого мы обязаны боротьсявсеми силами". (М.Бакунин Философия, социология, политика. М.1989, с. 515) Идеи эмансипации изначально относились не к женщине, а к мужчине.Патриархатные^ установки на господство/угнетение давили на мужскуюличность: мужчины воспринимали себя уже субъектом истории, ее ценностью.Дух критики, сомнения в незыблемости существующего порядка, осмыслениеидей о ценности и суверенности личности, правах человека и гражданина,инициативности личности и т.д. привели к утверждению мысли опринципиальном равенстве людей. События Великой Французской революции, попытки изменить патриархатноеделение ролей на "мужские" и "женские", представления о "женственности" и^мужественности", появление такого общественного феномена как новое женскоесамосознания и его носительниц "новых" женщин - все эти знаки общественной Одной из определяющих установок патриархатной модели мира являетсяустановление в обществе специфических властных отношений в дихотомиигосподство-подчинение. В отношении полоролевых нормпатриархатность проявляется в жестком разделении женских и мужских ролей,определении женских-мужских качеств и свойств, обусловленных биологическимиразличиями между полами. Ценностная система строится на признании замужчиной главной и ведущей роли в обществе, все проявления "мужского"априорно воспринимаются как норма.эмансипации не прошли незамеченными для России. И если Франция, повыражению Людвига Берне, была циферблатом Европы и показывала европейскоевремя, то русское передовое общество внимательно следило за ним, соотносяевропейские умонастроения с российскими, воспринимая, усваивая и развиваяновые идеи. Осознание российской реальности: позор рабовладения, патриархатнаязависимость всех классов и слоев общества от абсолютной власти и особенноугнетенное состояние такой социальной группы как женщины - все этопривело к росту общедемократических настроений и к включению женщин вряды подлежащих эмансипации. Требование эмансипации женщин стало одним изобщедемократических лозунгов. Тема эмансипации женщин оказалась актуальнойдляРоссии, России переживала момент определения статуса женщины в публичнойсфере. Процесс «выведения» женщины из сферы замкнутого феодальногодомохозяйства начался давно. Как и многие значимые социальные процессы онначался "сверху” - толчок ему дала деятельность Петра 1 по созданиюсветского государства. Женское образование было поставлено на уровеньгосударственной задачи, стало развиваться, распространяться по стране.Решающую роль в становлении женского образования, его идеологии в начале 19в. сыграла имп. Мария Федоровна, при ней расширился круг женских учебныхзаведений, появились гимназии. Выведя для себя формулу "крепка семья -крепка держава^ и определив главным действующим лицом в семье женщину, онанакинула педагогическую узду на женское воспитание и образование. Итог: противоположный ожидаемому - эпоха Николая 1 -эпоха "непонятых^женских натур, по свидетельству А.Афиногенова, в семейных трагедиях - борцыза женскую эмансипацию. Конечно, ограниченный круг девушек обучался винститутах, но постепенно шло приобщение русских женщин к культуре черезизучение языков, чтение, размышление, восприятие политических убеждений,естественно монархических. Таким образом, в начале XIX века формировался тип русскойженщины, характеризуемый такими качествами как начитанность, живость ума,проявление интереса к искусствам и наукам. Лотман - сформировалась тасоциальная среда, в которой книга (роман) стал привычным атрибутом женскойжизни как столичной, так и уездной барышни. Появилась первая женскаяорганизация - Императорское женское патриотическое общество (1812 )Патриотические настроения привели к участию женщин в общественной жизни. Именно в расчете на этих женщин в нач. XIX века появились первыеженские журналы: "Журнал для милых" (с 1804 г.), "Московский Меркурий"(с 1805 г.), "Дамский журнал" (с 1823 г), "Ваза" (с 1832). События 1825года подтвердили появления в России нового женского самосознания. Нельзя отрицать гражданского звучания поступка жен декабристов,общественного значения их судеб. Их отъезд в Сибирь был воспринятсовременниками, как поступок нравственных сообщниц, несмотря на все попыткиправительства представить его как проявления чувственной любви исупружеского долга. Так же, как и их мужья, жены декабристов были детьмиВеликой Французской революции и Отечественной войны 1812 года. В 30-40 гг. - постановка «женской проблемы» впрессе: неравенство в браке, ложность женского воспитания и образования,бесправие в семье и обществе. Тема женской судьбы в женской литературе -выработка идеи права женщины на счастье, на самоопределение, что станетодной из популярных идей феминизма. Особое место в подготовке общественного мнения к восприятию проблемженской личности в России занимает известная французская писательница ЖоржСанд. Появление в начале 30-х гг. в России романов Жорж Санд усилилоинтерес к "женской" теме, вызвало к жизни обширную прессу. Влияние Жорж Санд на русское общество 30 - 40-х годов, посвидетельству современников, было огромным. Период между 1830 -1850 гг.называли 20-летием "жоржзандизма". В ее романах проповедовались идеиосвобождения общества от предрассудков в защиту человеческих прав женщин, стребованием равных прав мужчин и женщин в любви, браке, семье, быладвойственной. Идеал женщины Жорж Санд вобрал в себя опыт общественной деятельностиженщин-республиканок, участниц французских революций 1830, 1848 гг.,свидетельницей которых она была и которых имела возможность наблюдать в ихбурной общественной жизни. Да и сам факт появления такой личности как Жорж Санд, практикой своейжизни отрицавшей традиционные нормы поведения для женщины, взявшей на себяновую для женщины роль -писательницы, общественной деятельницы, идеолога,воспринимался современниками как образ "новой" женщины, способной обновитьмир. Книги Жорж Санд заставляли задуматься о многих вещах, начиная сотношений между мужчинами и женщинами, кончая вопросами предназначенияженщины, пренебрежения и предубеждения общества в отношении женщины. Этопонимали и сторонники и противники Ж. Санд. По свидетельству Н. В. ГоголяЖорж Санд "... в немного лет произвела сильное изменение в нравах, чем всеписатели, заботящиеся о развращении людей". ^ Развитие социально-политических идей в 30-40-х годах, в том числе иидеи эмансипации женщин, были вызваны внутренними процессами,происходившими в стране, хотя, безусловно, сказывалось влияниепрогрессивных идей Запада; полемика в прессе - это способ осмысления,выработки своей версии, попытка противостояния. Женское литературное сословие развивало тему женской судьбы, неравнойборьбы, которую вела одаренная женщина с предрассудками общества,деспотизмом семьи, предложило образы благородных, высоких женских натур вроманах Зенаиды Р-вой (Елена Ган) - "Напрасный дар" (1842), "Суд света"(1840), "Теофания Аббиаджио" (1840); Марии Жуковой - ^Провинциалка" (1837),"Две сестры" (1843), "Эпизод из жизни деревенской дамы" (1847),Е.П.Растопчиной - "Нелюдимка", "Дочери Дон-Жуана". "Женская" литература в 30-40 гг. переживала период расцвета,пользовалась популярностью у читателя. Национальный идеал русской женщины -пушкинская Татьяна - начал блекнуть в глазах передовой общественности. Так,в переписке Белинского - Боткина Татьяна была осуждена за то, что"добровольно2 Гоголь Н.В. ПСС. М.. 1952. т. 8. с. 457.осудила себя на проституцию со своим старым генералом", Белинскийсоглашаясь с Боткиным пишет: "с тех пор, как она хочет век быть верноюсвоему генералу, ее прекрасный облик затемняется"*. "Женская^ беллетристика 60-х годов продолжила традицию ^озвучания"женского взгляда на мир - Евг .Тур, В.Крестовский (псевд. Н.Хвощинской), Ю.Жадовская, С. Смирнова, О. Шапир и др. За женщиной признавалось принципиальное право на счастье, на своюженскую судьбу. Это был бесспорный шаг вперед, но воспринятый не бесспорно.Такая версия с трудом пробивала себе дорогу в общественном мнении.Дебатировался вопрос о женском долге, о пределах женской свободы. Писатели,подхватившие идею женской свободы в любви подвергались общественномуосуждению. Так например, подвергся критике со стороны известнойобщественной деятельности М.К. Цебриковой писатель М.В. Авдеев, которыйсделал женскую тему стержневой в своем творчестве и на протяжении всейсвоей жизни разрабатывал ее ("Подводный камень" - 1860, "Между двух огней"- 1868 и др.). По мнению Цебриковой Авдеев отстаивал в своих романах несвободу выбора в любви, а свободу адюльтера^ - такая постановка вопросаявляется упрощением и дискредитацией проблемы женской независимости.рефорлуа 1861 Г. И РАСКЛАД ПАТРИАРХАТНОГО УКЛАДА.Экономический кризис привел к тому, что правительство вынуждено было пойтина реформы. Медленно и мучительно шло реформирование - освобождениекрестьян, освоение новых форм экономических отношений, развитиепромышленности, земского и городского самоуправления, судебной,образовательной реформ. Поражением в Крымской войне царский режимпродемонстрировал свою неспособность решать военные, экономические иполитические проблемы страны. В стране накопилось техническое, социальное, кадровое отставание.Начался кризис дворянского государства, приведший его к краху. Кризис поразил все стороны российской жизни. В экономике он назревалдавно. Существующее крепостное право сдерживало развитие промышленности,сельского хозяйства. Кризисные явления проявлялись в низкойпроизводительности труда подневольных крестьян; развитие товарно-денежныхотношений подрывало барщинное хозяйство. К сер. XIX в более 12% дворян-помещиков продали свои имения, в 1859 г.были заложены имения с 7 млн. крепостных, т.е. 2/3 крепостного населения. Процессы разорения крестьянства и дворянства шли одновременно.Следствиями распада старого экономического уклада был выход на общественнуюарену новой внесословной социальной группы - "разночинцев", становление иутверждение новых классов - буржуазии и пролетариата. Для женщин-дворянок это означало сокращение числа женихов, отвечающихпрежним представлениям об идеальном Письмо Боткина от 20.03.184. Цит. по Пылину А.Н. Жизнь и перепискаВ.Г.Белинского. СПб, 1876,с.143. Письмо Белинского от 04.04.1841 г. Там же, с. 149. 5 Цебрикова М.И. -Вестник Европы, 1881, № 6.женихе, привело к сокращению возможности осуществить традиционный женскийжизненный путь: раннее замужество, жизнь в сфере семьи, выполнениеобязанностей жены-матери-хозяйки. т.е. тех функций и ролей, к которым ееготовили. Разорение дворянских гнезд вело к высвобождению разного родаженщин -бедных родственниц, просто "девушек из хороших семей", живших в нихна правах компаньонок, экономок, приживалок. Все они оказались вне рамоктрадиционной женской жизни своей среды.. В этот исторический период происходит распадпатриархального уклада жизни, сопровождавшийся ростом недовольства икритического отношения к традиционным ценностям, идеалам, нормам поведения,поиску и утверждению новых отношений. Шел процесс выработки новой ценностно-нормативной базы, моделейповедения. Определялось новое видение мира, претензии на влияние.Пересматривались нормы и для мужчин и для женщин. Нововведения для мужчин вызывали раздражение у либерально-консервативной части населения, что же до изменения норм поведения дляженщин, изменение их социального статуса, социальных ролей и т.д. - все этовызывало бурный протест. Для первой четверти XIX в. "новым" человеком, готовым креформаторству, социальным изменениям был дворянский революционер,декабрист. Кризис 1859-1861 гг. подвел черту под революционностью дворянства каккласса. Для середины XIX в. агентом социальных перемен стал разночинец-демократ. Человек более демократического происхождения, вступивший в мир вменее благоприятных условиях, чем дворянин, имевший другой социальный опыт,вышедший зачастую из "низов" и хорошо знавший народную жизнь.Отличительными чертами разночинцев были: наличие образования, избавление отродительской опеки, ига патриархальной семьи (разрыв-уход-побег из дома),занятие полезной общественной деятельностью (работа в школах, больницах, внауке, литературе... ). Мироощущение, умонастроение разночинцев отличались критическимотношением ко всем сторонам российской действительности, отрицаниемпрактически всех принятых ценностей, норм дореформенной России.Непримиримость к социальной несправедливости, политическому и духовномугнету, представления о долге перед народом, стремление служить ему,ожидание перемен - характерные для этой среды умонастроения. "Новые" люди концентрировались в обеих столицах, обновляя и развиваяидеи 30-40-х годов, разрушая старые общественные установки, утверждаяновые, задавая тон. Эти умонастроения вылились в общественное движение, резко инепримиримоотрицавшее господствующую идеологию, мораль, нормы поведения, получившееназвание "нигилизм". Вербовка сторонников нигилизма шла по принципунеприятия существующей действительности. "Нигилизм у всех на языке", -писал в 1863 г. в"Современнике" М.А.Антонович, - "все о нем толкуют, как о предмете,известном и определенном, хотя никому не приходит вголову объяснить смысл этого слова и характер тех явлений, которые хотят имобозначить"^. Нигилисты отвергали идеалистическую философию, религию, деспотизм вовсех его проявлениях, либеральное обличительство... Требовали свободуличности, равноправия женщины, проповедовали "разумный эгоизм",утилитаризм, придавали большое значение естественным наукам и опытномузнанию. Это бьшо первое общественно-политическое движение востребовавшееженщин и имевшее их в своих рядах. Представление о нигилистках мы можемсоставить помемуарной и художественной литературе. Образ их очерчен и в той и в другойлитературе карикатурно: стриженные волосы, круглые синие очки, бесформеннаянебрежная одежда, зачастую мужского кроя, папироса в руках, заученные,неестественные речи. Основной характеристикой нигилисток, судя по литературе, являласьбезнравственность, проявляющаяся:1. В отрицании церковного брака, (гражданские браки).2. В посещении, в силу каких-то низменных и тайных побуждений, лекций поестественным наукам и чтении соответствующей литературы.3. В критике своих родителей, разрыве с семьей (т.е. в пренебрежении своимитрадиционными ролями, обязанностями жен, дочерей).4. В подражании мужской манере поведения, в ношении одежды с элементамимужского костюма. Женский нигилизм, как и мужской, проявлялся вантиповедении, в эпатаже общества. Но, возможно, нигилистки в большейстепени акцентировали внимание на своей внешности, выражая черезантиженственный, антиэстетический вид свой радикализм. Их внешний вид,манера поведения демонстрировали всем их протест против науки "нравиться",их отказ от традиционной женской роли. Поскольку нигилистки разделяли идею равенства мужчин и женщин, тозаимствованием предметов мужского гардероба (красная косоворотка из-подплисовой поддевки, мужская шляпа), делался акцент на этой версии жизни, темсамым нарушалось традиционное восприятие женщины как эстетического объекта,как носителя определенных социальных функций. Их одежда, скорее, былабесполой. Реакция общества на нигилисток была однозначноотрицательной. Помимо выражения своих убеждений через внешний вид, это былатакже и демонстрация пренебрежения общественным мнением. Дочери обедневших дворян, чиновников, мещан одевались подобнымобразом и мысли о женской хрупкости, покорности, инфантилизме,несостоятельности отступали. Идеал женской красоты: тонкая талия,субтильность, нежные руки, бледный цвет лица, отражавший предпочтительныесоциальные женские роли - девушки на выданье (невесты), светской дамы(жены), подвергался пересмотру. Такие составляющие женского костюма XIX в., которыепрепятствовали какой-либо деятельности - кринолин, корсет, тонкие, легкорвущиеся ткани, а также длинные волосы,Современник", 1863, янв-февр., с.95.требующие особого ухода - безжалостно искоренялись .Новое самосознание,самоощущение женщины, претензия на новые социальные роли в общественнойжизни кодировались через новый образ. "Новые" женщины 60-х, не впадая вкрайностьнигилисток также пересмотрели нормы красоты и изменили свой внешний облик.Они отказались от кринолинов, дорогих тканей, платье стало проще,практичнее, дешевле. На какое-то время это стало модным. В Одессе появилосьдаже "Общество ситцевых платьев". На несколько десятилетий образованные женщины, с претензией на"другую" жизнь, или как тогда говорили ^женщины с тенденциями^, оделись всвоеобразную униформу: черное шерстяное платье (в противовес светлому шелкуаристократок) без всяких украшений, иногда с белым воротничком и манжетами.Зачастую, как нигилистки, стригли волосы. В таком внешнем облике нашлоотражение иматериального положения и жизненные установки "новых" женщин- стыдно тратить деньги на женские прихоти, гг. Их решимость, выраженнаякак в их внешнем виде, так и в их деятельности - в частности, участие вСлепцовской коммуне на Знаменской улице (1863 г.), в которой проживалисовместно и мужчины и женщины, их просветительская, литературнаядеятельность, а иногда и ничегонеделанье - перепугали насмерть российскуюинтеллигенцию, вызвали к жизни особую "антинигилистическую" литературу. Это романы Н.С.Лескова "На ножах" (1870-1871), "Некуда" (1864),Клюшникова В.П."Марево" (1869); Вс.В.Крестовского "Папургово стадо" (1869)- обличали нигилизм, новую идеологию, ее носителей. Особенно в невыгодномсвете решены образы женщин, ищущих свой путь в жизни. Осуждался имивыбранный путь - участие в "общем деле". Одновременно предпринималась попытка идеализации традиционногоженского образа. Но она проходила с трудом. Положительные героини выходиливесьма условными и схематичными на фоне с блеском описанных барышень ибарынь, мучающихся скукой и впадающих в грех общественной активности. Вопросы любви, семьи, брака, будущего русской женщины были настолькоактуальны, что мимо них не мог пройти ни один литератор. Писателивглядывались в окружающую действительность, фиксировали новые явления,пытались их понять, дать оценку, зачастую противоречили себе, меняли своивзгляды... Они исследовали женскую жизнь различных классов, социальныхслоев, социальных групп. Купечество -А.Н.Островский "Гроза" (1852) и др.произведения; крестьянство - А.Д.Писемский "Горькая судьбина" (1859),А.Н.Некрасов "Саша" (1855). Мещанская, чиновничья среда исследоваласьН.Помяловским "Молотов" (1861), "Мещанское счастье" (1861); А.Ф.Писемским "Тысяча душ" (1858), "Виновата ли она?"(1855). Дворянская среда - И.С.Тургеневым "Рудин" (1856), "Накануне"(1860), "Новь" (1878), Гончаровым- "Обломов" (1857 - 1858) "Обрыв" (1860). Жизнь героинь всех этих романовпредстала передчитателем полной неудовлетворенности. Они протестуют против тираниипатриархальной семьи, томятся от вынужденной бездеятельности, стремятся кнезависимости, самостоятельности, служению "общему делу" . . . Наметившееся с начала XIX в. в русской литературе "ядовитоепрезрение к мужчине (еще с пушкинского "Евгения Онегина"), и уже неотвечавший духу времени идеал женщины -Татьяны Лариной, привели к поискуидеала, положительного образа женщины. В русской литературе появиласьчереда образов мужчин, образованных, но слабых духом и женщин сильныхдухом, готовых к действию, но скованных общественными установками,отсутствием знаний и социального опыта, ищущих в мужчинах учителей иразочаровавшихся в них. Это Обломов и Ольга Ильинская в "Обломове", помещикАгарин и Саша в "Саше" Некрасова. Литература фиксирует девальвацию ценностей брака и семьи в глазахженщин. Но что взамен? Писатели не могли найти ответа. В поисках выхода онипредлагают решения малореальные, соединяя русских женщин узами брака синостранцами и с их помощью решают проблемы женщин. Елена Стахова из"Накануне" уезжает с болгарином Инсаров служить чужой Отчизне, а ОльгаИльинская из "Обломова" в браке с русским немцем Штольцем открывает в себедеятельную личность и активно содействует делам мужа. Влияние литературы на общественную жизнь России всегда было велико,так как это был практически единственный канал распространения информации иновых идей. Художественная литература ввела термины, которые стали обозначатьпредставителей различных общественных движений, представителей того илииного социального явления: "кисейная барышня", "нигилист", "нигилистка","новые люди". "Тургенев создал слово "нигилист"... Помяловский создал выражение"кисейная барышня", хотя и не пользующееся подобно слову "нигилист",всесветской известностью, но всероссийской несомненно. Получить в 60-х гг.прозвание "нигилист", "нигилистки" было почетно, "кисейная барышня" -позорно, " -писала шестидесятница Е.А.Штакеншнейдер . Конечно, такое отношение было лишь в среде людей, сочувствующихпеременам, содействующим им. Основное население страны с ужасом наблюдалопроисходящее. "Все пошло в переборку" говорили в то время, имея ввиду, чтовсе подвергалось критическому переосмыслению начиная с основ российскойгосударственности, религиозных воззрений, моральных норм вплоть допроявлений во внешнем облике. В контексте идеи отмены рабства, ценности человеческой личности былаподнята проблема изменения отношений между мужчиной и женщиной в браке,семье, вплотную подошли к постановке вопроса об общественной деятельностиженщин. Изменение положения женщин в обществе рассматривалось какнеобходимый шаг на пути реформ. Общий кризис отразился на состоянии семьи. Старая модель семьи -патриархальная, тирания которой угнетала и мужскую и женскую личность,вызвала к жизни мощный протест со стороны молодого поколения. Особенноугнетенное положение в семье занимала женщина, зависимая экономически,социально и психологически. Вся женская судьба находилась в прямойзависимости от мужчины: отца, мужа, братьев. Молодое поколение пересматривало морально-этические нормы,зафиксированные в "Домострое" и перешедшие в" Штакеншнейдер Е.А. "Дневники и записки" (1854-1886), М., Л., 1937, С.292.официальную идеологию, частично в Свод законов Российской империи. Разрыв молодого поколения со старым, проблема "отцов и детей" сталахарактерной чертой 60-х гг. XIX в. Семья воспринималась молодежью обоегопола как препятствие к личной свободе. "Мне то и дело приходилось бытьсвидетельницей, как молодежь обоего пола уходила из-под родительскогокрова", -вспоминала шестидесятница Е.Н.Водовозова^. Об этом писала и С.Ковалевская: "Можно сказать, что в этот промежутоквремени, от начала 60-х до начала 70-х гг., все интеллигентные слоирусского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладоммежду старыми и молодыми. О какой дворянской семье ни спросишь в то время,о всякой услышишь одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-закаких-нибудь вещественных, материальных причин возникали ссоры, аединственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера. "Несошлись убеждениями!" - вот только и всего, но это "только" вполнедостаточно, чтобы заставить детей побросать родителей, а родителей отречьсяот детей. Детьми, особенно девушками, овладела в то время словно эпидемиякакая-то - убегать из родительского дома. В нашем непосредственномсоседстве пока еще, бог миловал, все обстояло благополучно; но из другихмест уже приходили слухи: то у того, то у другого помещика убежала дочь,которая за границу - учиться, которая в Петербург - к "нигилисткам"^.Толкали девушек на уход из дома не толькоэкономические причины, но и появившееся понимание права на собственное ^я",и осознание ценности своей личности, и ощущение деспотизма патриархальнойсемьи, протест против рутинной жизни в рамках этой семьи с необходимымподчинением как определяющим моментом женской жизни. Кризис семьи вылился впренебрежении кофициальному, единственно признаваемому законом, церковному браку.Пренебрежительное отношение к закону, ценностям и нормам предшествующихпоколений мы можем видеть в массовом распространении среди молодежификтивного брака, использовании церковного брака как средства высвобожденияженщин из плена семьи. То, что фиктивный брак стал только что неразновидностью обычного брака в среде русской интеллигенции,свидетельствуют многочисленные мемуары современников. "Фиктивные браки сцелью освобождения генеральских и купеческих дочек из-под ига семейногодеспотизма... сделались обыденным явлением жизни", -утверждал СкабичевскийА.М/° "Фиктивный брак был, конечно, мерой отчаянной", - писал Шелгунов. -"Он являлся последним средством для выхода, когда не оставалось никакихдругих средств. Конечно, он был явлением ненормальным, но ведь и порядок,вызвавший его, был тоже ненормальным. . . " ^. Традиционный, иерархическийбрак пересталсоответствовать изменившимся нормам жизни. Такие известные женщины, какМ.В.Трубникова, Е.И.Конради, В.Н.Фигнер,» Водовозова Е.Н. К свету (из жизни людей 60-х годов). - Голос минувшего,1916^4, с.5. ^ Ковалевская С. Воспоминания. Повести. М. 1974, с. 57. ^Скабичевский А.М. Литературные воспоминания. М., Л., 1928, С.249-250. IIШелгунов, Шелгунова, Михайлов. Воспоминания. М., Л., т. 1, с. 140.княгиня-нигилистка З.С.Оболенская, писательница Е.В.Салиас де Турнемир,О.Р.Скарятина^ были инициаторами разрыва с мужьями, прежде всего по"несогласию во взглядах". Уход женщины от мужа стал явлением возможным, почти что обыденным исоответственно воспринимался современниками. Поиски идеала супружеских отношений, новых форм брака шли в средедворянской и разночинной интеллигенции. Большинство соглашалось с мнением,что старая семья с ее писанными и неписаными законами, нормами поведения,духом подчинения себя изжила, что нужна новая, построенная на болееразумных началах. В демократических рядах не было сомнений в необходимости реорганизациисемейно-брачных отношений. Проблема была разработана прежде всегоЧернышевским. По Чернышевскому, чтобы добиться свободы и равенства вбудущем, нужно бороться с проявлениями рабства, начиная с личной жизни, ссемьи, положения в ней женщины. В своем дневнике Чернышевский писал: "По моим понятиям, женщиназанимает недостойное место в семействе. Меня возмущает кроме тогонеравенство. Женщина должна быть равна мужчине. Но когда палка былаискривлена в одну сторону, чтобы выпрямить ее, должно много перегнуть вдругую сторону. Так и теперь: женщины ниже мужчин. Каждый порядочныйчеловек обязан по моим понятиям ставить свою жену выше себя - этотвременный перевес необходим для будущего равенства." т.е. Чернышевский предлагает "позитивную дискриминацию" женщин,необходимую для их самоутверждения, психологической адаптации в обществе вновых ролях. Равноправность женщины в браке - вот основополагающий принцип. Правоженщины следовать своему чувству - другой. Как безусловное составляющеепути освобождения женщин - полная, безграничная свобода женщины в отношениисамой себя, по выражению Чернышевского "...о праве сердца быть всегдасвободным." Речь идет о свободе выбора в сексуальной сфере, в которойособенно сильно табуирована жизнь женщины в традиционной культуре. Вкоторой женщина была скована моралью, традицией, обычаями и свободоймужчины. Позиции различных общественных движений в отношении "женскоговопроса" были различны. Сторонники решения "женских" проблем, а это кромеконсерваторов - представители всех направлений в общественных движениях,были едины в том, что надо выводить женщин из зависимого положения,поднимать их значение в обществе.возникновения ^Ж^Н^КЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВТрК^НИЙ. Новый общественный подъем начался в 1856 г. Смерть Николая 1,совпавшая с поражением в войне, была воспринята как конец произвола.Начался процесс активизации общественных сил страны. Определилисьнаправления в общественном движении.12 Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении. М., 1988, с.70-71. Начальный этап либерального движения, в рамках которогозародилось женское движение, пришелся на 1857 - 1 половину 1858 г. В этовремя формулируются идеи движения, выделяются его центры, создаютсяразличные кружки - в 50-х гг. XIX в. в Москве и Санкт-Петербургеобразовалось много кружков единомышленников, в которых приняли участиеженщины, создавшие затем и свои кружки. Из демократических рядов исходили идеи, что женщина должна активноучаствовать в жизни общества, что нельзя ограничивать ее сферойузкосемейных интересов. Рупором этих идей был журнал ^Современник^ -печатный орган революционно-демократических сил, один из наиболеепопулярных и читаемых журналов той поры. Именно на его страницах и началасьдискуссия по женскому вопросу. Лагерь либералов продолжал эксплуатироватьтемуобщественного значения женщины как воспитательницы молодого поколения ". Посути женщину ориентировали на выполнение все тех же традиционных ролей, нов более расширенном виде, в более качественном исполнении. Либеральная тенденция плавно переходила в охранительную. Женскоемнение также прозвучало в прессе. Первая русская феминистка, одна из первыхв России женщин - экономистов, публицист М.Н.Вернадская^ подняла вопросыженской трудовой деятельности на страницах журнала "Экономическийуказатель". Она ратовала за возможность выбора женщиной жизненнойстратегии, считала, что традиционная жизненная программа женщины обедняетее жизнь: "Нельзя из каждой женщины сделать хозяйку и воспитательницу"^. Но в России, с ее феодально-сословным устройством, с барскимпренебрежением к труду со стороны привилегированных сословий, все этипризывы выглядели утопично. Не удивительно, что русские женщины стремилисьисключительно к умственному труду. Это был прорыв, который не оценилисовременники.Вернадская рано умерла, не успев в полной мере раскрыться какисследователь. Признанными теоретиками "женского вопроса^ стали прежде всегоМ.Л.Михайлов и Д.И.Писарев. В 1860 г. "Современник напечатал статью М.Л.Михайлова "Женщины, ихвоспитание и значение в семье и обществе"^, которая создала Михайлову славу"творца женского вопроса" и вывела "Современник^ в лидеры. Михайлов объявлял процесс продвижения общества в сторону женскойэмансипации самой главной характеристикой переживаемого времени. Ратовал запреобразование женского воспитания, обучения, предоставление женщинамдоступа ко всем видам деятельности, гражданских прав. Видел в этом путьвыхода из кризиса. Возможно, что такой ярко выраженный феминистский взгляд наобщественные процессы сложился у Михайлова под влиянием французскойфеминистки Эжен Д^Эрикур, с которой Михайлов^ Письма к русской женщине А.Х-ва. - Журнал для воспитания, 1857, т.1 Кривошеий М. Значение женщины. - Светоч, 1860, М 7. Соколовский Н. Наша женская литература. - Светоч, 1860, № 12.. ^ Вернадская Мария Николаевна (Шингарева), 1832-1861. ^ Там же, с.89. ^ М.Л.Михайлов. - Современник, 1860, ^ 4.познакомился в Париже в 1858/59 гг. и которая утверждала, что ^Если мыхотим освободить мужчин и вообще человечество, необходимо, чтобы женщиныстали свободны, образованны, начитаны и могли бы расцвести в соответствии ссобственным духом"". "Современник" поднял тему поисков реальных путей решения. Журналпервым поставил вопрос о необходимости высшего образования для женщин вРоссии. "Надо учиться, учиться в той же мере, в какой учится мужчина"","Вы сделаетесь умными, мыслящими и полезными людьми..."^, "Участие в трудеи промышленности, в науке и искусстве вообще должно быть доступно каждомусовершеннолетнему члену общества"^ - декларировали демократы. С другой стороны революционные демократы - Чернышевский, Добролюбов,Писарев, Слепцов связывали решение женский проблем с решениемсоциально-экономических проблем страны, рассматривали "женский вопрос" какодин из многих социальных вопросов, которые нужно решать одновременно. Этобыла наиболее характерная точка зрения для русской общественной мысли. Либеральный лагерь предлагал менее радикальный путь решенияэкономических проблем женщин. Со стороны юристов (Кавелин, Любавский,Беляев, Мотовилов и др.) раздавалось требование пересмотреть законынаследования в интересах женщин, как один из путей нахождения средств ксуществованию женщин привилегированных сословий^. В либеральных кругах вызревала идея о необходимости социальногопризрения определенных категорий женщин. Появление в 1863 г. романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" Не моглабыть расценена иначе, как появление учебника жизни, нового Евангелия дляпрогрессистов, проповеди разврата - для консерваторов, тем более, чтопоявился он на страницах "Современника". Роман пользовался бешеным успехом,имел длительное влияние на современников. Вопросы положения женщины, образ "новой" женщины, вопрос о фиктивномбраке, как одном из путей выхода женщины из-под родительской опеки, о"новой" семье, о новых взаимоотношениях между супругами, о труде женщин иего значение в жизни женщины, о женских трудовых ассоциациях (артелях)основанных на новых без эксплуатационных началах - вот круг проблем накоторые роман давал ответ.Н.Г.Чернышевский знал о существовании реальных женских артелей и по сутидела в художественной форме распространял этот опыт. Особенно важно было то, что главной героиней романа была женщина,которая находила счастье в трудовой деятельности. Героиня Чернышевскогознала выход - это было занятие "неотступным делом". Через то она сталасамодостаточной личностью, главным действующим лицом в своей собственнойжизни. Пример вдохновляющий.^ Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Указ.соч., т.2, с.76. ^ М.Л.Михайлов. - Современник., 1861, №4. ^ Д.И.Писарев. Сочинения: в 4-х тт.,М., 1956, т.З, С.212. ^М.Л. Михайлов. Сочинения в 4-х тт., М, 1956, т.З, с.428. МЛ.Михайлов. - Современник, 1860, М 4, С.473. 21 Ограничения в наследованиидля женщин существовали до 1912 года. Что же это за дело? Чернышевский рекомендовал своей героине и черезнее всем читающим женщинам заняться учением: медициной, присутствовать наоперациях (что было возможно в 60-е годы); создавать артели и трудиться вних не благо женщин с более низким социальным статусом, выполняя в их средероль наставницы, учительницы жизни. Он увидел в реальной жизни новые формысоциальной организации, развил их, сильно идеализируя. Вера Павловна стала идеалом для образованных женщин и девушек.Серьезным оказалось влияние романа и на развитие семейно-брачных отношений.Старые семейные отношения изживали себя, семья переживала кризис. Новомупоколению была нужна другая семья, построенная на новых разумных началах.Но было не ясно какая семья, на каких принципах основанная должна придти насмену. Чернышевский предложил вариант решения вопросов семьи/брака илюбви. В романе утверждались новые нравственные нормы, за которые вофициальном отзыве цензора О.А.Пржецлавского роман был квалифицирован как"аморальный, отрицающий христианскую идею брака" и проповедующий вместо ее"чистый разврат"^. Возможность фиктивного брака, отношение мужа к жене как к другу,соратнице, равноправность женщины в браке и даже право жены на другуюлюбовь, которую муж принимает с уважением - вот принципы новой семьи поЧернышевскому. В 1869 г. вышла книга Дж.Ст.Милля "Подчиненностьженщины^, которая разъясняла проблемы женщин, поставив их в прямуюзависимость от интересов мужчин. ^Женщины -искусственные продукты",утверждал Милль, "И будут ими до тех пор пока общественные учреждения недадут женщинам такой возможности, как мужчинам развивать свободнособственную своеобразную личность"" . Он обращал внимание на суть женскоговоспитания, которое по его словам порабощало ум женщины и "...было бычудом, если бы наука нравиться мужчинам не стала бы полярной звездойженского воспитания и женского характера" "Милль указывал женщинам путь - "иметь возможность зарабатывать деньги -необходимое условие достоинства женщины". " В результате общенациональной дискуссии 1860 -1870-х гг. по поводу"женского вопроса", как в публицистике, так и на страницах художественнойлитературы, идея эмансипации женщины была понята в России на часть общейпроблемы освобождения человеческой личности. Как проблема становления иреализации личности женщины в интересах самой себя и общества. Этаопределило широкое общественное звучание темы, поддержку всех классов исословий, в таком виде эта идея вошла в общественное сознание, стала частьюобщей задачи по демократическому переустройству России. В результате дискуссии, женских инициатив в 1850 -1870-х гг., вРоссии произошли изменения в общественном сознании. Был поколеблен идеалженственности,22 Цит. по Рейсер С.А. Некоторые проблемы изучения романа Чернышевского"Что делать?". Л., 1975, С.829.23 Милль Дж.Ст. Подчиненность женщины, СПб, 1869, с.бЗ. 2^ Там же, с. 37.25 Там же, с. 120.сформулированный императрицей Александрой Федоровной в послании к смолянкамв 1836 году: "В каком бы Вы положении не очутились, пусть в Вас замечают неВаш ум, не Ваш талант, а Вашу скромность, сдержанность и женскуюдобродетель. Не старайтесь блистать, но исполняйте строго и добросовестноВаши обязанности. . . " Новый взгляд на женщину как на гражданку, без сознательного участиякоторый не может существовать современное цивилизованное общество,воздействовал на женщин, привел к росту женской активности и в дальнейшем кстановлению женского движения как такового. Отличительной чертой становления женского движения в России был тотфакт, что его становление проходило при деятельном участии мужчин. Женскаямолодежь, воспринявшая новые идеи, былавынуждена задуматься об не только о цели женской жизни, но и обэкономической стороне ее. Все эти женщины стремились в Санкт-Петербург - город европейскойориентации, снискавший в начале 60-х гг. славу города, где можно обустроитьсвою жизнь по-новому.особенности ^к^н^крго ДЩ1ЖРЩЯ СЕРЕДИНЫ XIX в. 1857- первая половина 1858 - начальный этап либерального движения, врамках которого зародилось женское движение. Формулируются идеи - на первомэтапе усваиваются идеи политического либерализма, возникают центры движения-Петербург, Москва. Формируются либеральные кружки, в которых принимаютучастие женщины, а затем собственно женские - "Общество доставления дешевыхквартир жителям СПб^ (1858 -) в духе либеральной идеологии достойногосуществования всех социальных слоев, поддержки их инициатив. Разочарование- не удалось сделать "всех участвующих равноправными^ партнерами. Поискновой социальной Среды. Первая волна женского движения - рубеж 50-60-х гг.Цели 1-го этапа - достижение права на образование, на труд. Созданиеструктур, через которые можно было осуществить эти идеи - ВЖК, Женскиймедицинский институт. Женская Издательская артель, женские усвоенныеобществом, вроде той, что необразованная зависимая женщина не в состояниивоспитать достойных граждан. Можно сказать, что все легальные средствапризнавались годными в достижении цели. В результате женское движение стало реальностью в общественной жизнистраны. Институализировалось как особая разновидность благотворительнойдеятельности женщин в интересах женщин всех сословий и состояний,характеризовалась эмансипационной идеологией. В конце 19 в. в СПб помимо вышеназванных существовали женскиеорганизации: Первый дамский художественный кружок, Общество взаимной помощиженщин-врачей, Общество поощрения женского профессионального образования,Общество попечения о молодых девушках в СПб, Общество охранения здоровьяженщин, Женская артель бухгалтерш и кассирш в СПб. Часть организаций имела благотворительный характер, часть - объединялаженщин по профессиональному признаку с целью орагнизации взаимной поддержкив освоении новых сфер деятельности. Женские орагнизации также активносоздавались в других крупных городах и в провинци. Возник женский клуб вСаратове, который просуществовал не долго - Министерство Внутренних Дел неутвердило устав клуба. Правительство относилось с подозрением к различнымженским инициативам, не разрешало деятельность не традиционного, неблаготворительного толка. Активистки саратовского клуба преобразовали своюинициативу в женский Комитет при Обществе пособия беднейшим, подпредседательством А.А.Кальманович, в будущем известной феминистки, члена ЦКСоюза Равноправности Женщин. Собственной отдельной идеологии не было, использовались либеральнаяидеология. Число организаций, поддерживающих эмансипационныенастроения женщин всех сословий, увеличивалось. Цель их была одна -поддержка, направления и формы деятельности разные. Можно с уверенностью констатировать тот факт, что женское движение вРоссии на начальном этапе характеризовалось эмансипационными настроениями,идеологией, целями: за образование равное мужскому, за право на труд вобщественном производстве, за право участия в общественной жизни(избирательные права женщин не имелись в виду), за равенство в браке. Онополучило признание в обществе, право насуществование, институализировалось. Активисток движения этого периоданазывали "деятельницами по благотворению и просвещению^. Не смотря наочевидные успехи в деле эмансипации: многие проблемы женщин в принципестали решаемыми (в вопросах образования, трудоустройства, семейно-брачныхотношениях), но до приобретения ими равных прав и возможностей (эта идеяобсуждалась), до качественно иного положения в структуре общества было ещедалеко. Появившиеся в 60-х гг. "новые^ женщины,"шестидесятницы": писательницы, издательницы, журналистки, переводчицы,врачи, общественные деятельницы были результатом эмансипационного процесса,эмансипационной идеологии. Следуя идеям времени, они осуществляли своеправо на труд. Даже не имея острой необходимости в заработке, эти женщины переплетные мастерские. Исключительно частная инициатива, лоббированиечерез "каналы^ своего сословия.Женское движение 19 в. определялось главной идеей -ценностью женскойличности для общественного прогресса, главной целью имело - расширениегражданских прав и свобод женщин в экономической, культурной, общественнойсферах жизни общества. Для достижения этих целей был выбран путь -получениеженщинами качественного образования, для внедрения в новые сферыдеятельности, усвоение новых социальных ролей и через то повышение своегосоциального статуса в обществе. Тактика вырабатывалась специально длякаждого объекта воздействия, в каждом конкретном случае использовалисьаргументы доступные пониманию и входящие в сферу интересов объекта. Так,для Военного министерства использовались одни доводы, для МинистерстваНародного Просвещения - другие.. . Активно использовались личные связи;мотивы, идеи уже тем не менее появились в конторах, магазинах, швейныхартелях, переплетных мастерских, ломая устоявшиеся представления оприличном дамском поведении, подрывая патриархальные устои и традициироссийского общества. (Энгельгартд) К концу 19 в., когда передовая общественность вслух заговорила оКонституции и всеобщем избирательном праве, стало очевидным, что понятиевсеобщности на женщин не распостраняется. Даже самые прогрессивныеобщественные деятели считали политические права женщин чем-то немыслимым.Равные права женщин в представлении российской общественности означали:право на высшее образование, самостоятельный заработок, но не более.активистки ^^Н^КРГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИХ^ЩЯ.Лидерами женского движения на начальном этапе были: Н.В.Стасова 1822 г. р.,дворянка, домашнее образование. А.П.Философова 1837 г.р., потомственнаядворянка, домашнее образование.М.В.Трубникова 1835 г. р., хорошее домашнее образование. кн. А.А.Оболенская(1817 г. гимназия приближенная по программе к мужской.). Общественный подъем в среде интеллигентской молодежи вылился в«...устройство кружков для взаимной помощи... в складчинах для устройствабиблиотек, частных школ, курсов, чтений... в распространении образования ив низших классах... в устройстве всякого рода ремесленных заведений наобщие средства... на началах ассоциации»^. Коллективный энтузиазм эпохи не обошел женщин. Первые русскиефеминистки принадлежали к привилегированному классу -дворянству. Идеиравенства, братства, уважение к человеческой личности как таковой былиестественными для той среды из которой они вышли. Начали они сблаготворительности и прошли путь дообщественной деятельности. К моменту их встречи в 1859 г. за спиной каждойиз них был собственный жизненный опыт, который привел к мысли онеобходимости какой-либо полезной деятельности. Женщина, вокруг которой произошло это объединение -Трубникова МарияВасильевна.Трубникова Мария Васильевна. (1835-1897) Дочь декабриста Ивашева В. И француженки Камилы Ледантю, Родилась вСибири, в Петровском заводе. Родители ее рано умерли и сиротство отложилона ней свой отпечаток - она была впечатлительной и отзывчивой натурой. Вдоме тетки, кн. Хованской она получила хорошеедомашнее образование, обучаясь вместе с сыновьями Хованской. Зналаевропейские языки, читала литературу исторического,^ Стасов Д.В. Каракозовский процесс. Воспоминания. - Былое, 1906, М 4,С.277-278.философского содержания. Воспитывалась в уважении к подвигу декабристов, наидее служения народу. В 1854 г. вышла по любви замуж за КонстантинаТрубникова. В 1855 г. переселяется в СПб и ведет широкий образ жизни, наполученное ею значительное состояние. Продолжает заниматьсясамообразованием, содержит либеральный салон. Вокруг Трубниковой собираютсякружки бывших лицеистов - два брата Серно-Соловьевича, Алейников,Ламанский, Рихтер, Шамшин, Унковского. Посещают ее салон профессораПетербургского Университета (в частности Кавелин), молодые женщины-дворянки. Либеральный салон испытывает влияние более радикальных кругов,т.к. члены кружка М.В.Трубниковой были близки к Чернышевскому. ТакН.А.Серно-Соловьевич находился в непосредственном контакте с Чернышевским идаже был арестован с ним в один день 7 июля 1862 года^. А.А.Рихтер посвидетельству Л.Ф.Пантелеева был связан с «Землей и волей» и былпочитателем «Великорусса»^. В литературе имеются данные о том, что будущийсенатор Шамшин был причастен к «Земле и воле», роль Унковского вобщественном движении в середине XIX века известна^. Трубникова состояла впереписке с Э.Д^Эрикур,Дж.С.Миллем, интересовалась вопросами женского воспитания и т.д. МужМ.В.Трубниковой - Константин Трубников увлекся новыми перспективамикапиталистической деятельности. С конца 50-х годов в России наблюдаласьакционерная лихорадка и он издавал «Журнал для акционеров», что такжепривлекало в их дом людей демократических и реформистки настроенных.Например, частным гостем в доме был Д.В.Стасов, сотрудник журнала, юрист,преподаватель Университета, который сам создает в 1858 году один из первыхчастных кружков для проработки будущей реформы суда. В 1859 году Стасовсовместно с А.Рубинштейномсоздает Русское Музыкальное общество, вокруг него складывается группапередовой молодежи. Трубникова и Стасов имели общие взгляды, интересы. Его влияние наТрубникову было несомненным. Следуя традиции, М.В. доверила мужу право нараспоряжение своим капиталом, который он благополучно потерял в биржевыхоперациях. В литературе встречается упоминание, что М.В. не была счастливав браке. Неудачное замужество, разорение семьи привели к разрыву.Трубникова оставляет мужа и одна, без средств к существованию растит 4-хдочерей, зарабатывая на жизнь переводами, литературной работой. Напряжение сил в жизненной борьбе подорвали ее здоровье и физическое ипсихическое. И несмотря на то, что умирает она в 1897 году, к тому времениона уже давно отошла от общественной деятельности, проживая безвыездно вдеревне, в имении одной из своих замужних дочерей.Стасова Надежда Васильевна. (1822-1895)^ Н.А.Серно-Соловьевич. Публицистика. М., 1963, с.267, 369. ^Л.Ф.Пантелеев. Воспоминания. М., 1958, С.340-341. 29 А.И.Герцен. ПСС,т.ХУТ, ПГ, 1920, с.70. Его жена стала известной феминисткой с антиправительственными настроениями. Интересно, что такое счастливое супружество вызывало недовольство в семье Дягилевых со стороны матери (отец отошел от семейных дел). Мать Ноночки считала, что Философов слишком мягок с ее дочерью, идет у нее на поводу. Судя по всему, супруги Философовы были людьми одного поколения, одной эпохи по своим воззрениям: антикрепостиническими и антипатриархальными в своей сути. Философова единственная перешла рубеж XX века, активно участвуя вженском движении наряду с молодым поколением, воспринимая новые идеи. Онапрошла долгую жизнь, воплотила себя в традиционных женских ролях жены-матери (имела 9 детей), была счастлива в них и сумела реализовать себя какобщественная деятельница, известная буквально по всей России, получившаяпризнание в международном женском движении. В мае 1859 г. они встретились.Познакомившись со Стасовой, Трубникова пригласила ее на следующий день к себе, где Стасова застала баронессу Корф, Н.А.Белозерскую, А.П.Философову, баронессу Штакельберг и В.В.Ивашеву (сестру Трубниковой). Обменявшись мыслями о тяжелом положении беднейших жителей СПб, особенно женщин, они вчерне написали Устав общества дешевых квартир и наметили план действий. Основная идея общества заключалась в помощи представителям социальных низов вести достойный человека образ жизни, заключавшееся в проживании в приличной квартире, содержать которую будет помогать общество на кооперативных началах.^Хзан^ки^ ПРОЕКТЫ ВТОРОЙ половины XIX в. Общество было поставлено на ноги быстро. Путем самообложения собрали необходимую сумму в 500 руб. Председательницей общества избрали Трубникову, казначеем В.В.Ивашеву. Буквально сразу же в Обществе произошел раскол, т.к. часть участницнастаивала на полном контроле над жителями квартиры. Другая частьпридерживалась более демократических взглядов, исключая методы традиционной благотворительности. Они делали акцент на уважении к человеческому достоинству опекаемых, на их активность, самостоятельность и только помощь Общества в становлении их как свободных граждан. Часть кружковцев, ориентированных на традиционную благотворительность, открыли «свою» квартиру в доме барона Фридерикса, а кружок Трубниковой стал более однородным как по социальному положению его участниц, так и по их взглядам. Устав «Общества дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям СПб» был зарегистрирован 3 февраля 1861 г., но работать общество начало раньше. Цель общества - «помогать встать на ноги, а не делать из бедныхпаразитов общества... и помогать не




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

История развития Феминизма в России iconИ. В. Челышева медиаобразование в россии: краткая история развития а. В. Федоров, И. В. Челышева медиаобразование в россии: краткая история развития монография
Медиаобразование в России: краткая история развития – Таганрог: Познание, 2002. 266 c
История развития Феминизма в России iconЭтапы феминизма

История развития Феминизма в России iconИсследование исторических документов
Ведь само слово история подразумевает “бывшее раньше”. История – это постоянные изменения. Они бывают бурными, динамичными и вяло...
История развития Феминизма в России iconРабочая программа дисциплины «история востоковедения в россии»
Корреквизиты: «История Китая», «История Японии», «История Кореи», «история стран Восточной Азии»
История развития Феминизма в России iconИстория развития федерализма в россии. 2 Понятие и принципы федеративного устройства россии 4
Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. 13
История развития Феминизма в России iconНовые книги, опубликованные членами Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России
Федоров А. В., Челышева И. В. Медиаобразование в России: Краткая история развития. 2002. 266 с
История развития Феминизма в России iconИстория развития туризма в России
История туризма – временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии
История развития Феминизма в России iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
История развития Феминизма в России iconИстория развития туризма в России

История развития Феминизма в России iconИстория развития бухгалтерского учета в России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы