Монархия и демократия icon

Монархия и демократия



НазваниеМонархия и демократия
Дата конвертации11.07.2012
Размер100,27 Kb.
ТипРеферат
Монархия и демократия


Монархия.А.С. Пушкин сказал о монархии:“Должен быть один человек, стоящий выше всего, выше даже закона”Мы знаем, что Россия долгое время оставалась абсолютной монархией.Монархия не является специфическим русским изобретением. Она родилась,можно сказать, биологически: из семьи, переросшей в род, из рода в племя,из племени в народ, из народа в нацию; так же и тут - от вождей, князьков,царьков –до монархии российского масштаба.Монархия (от греч.”monarchia”-единовластие, единодержавие) - формауправления государством, при которой верховная власть сосредоточена вруках единоличного главы государства-монарха; власть монарха, как правило,передаётся по наследству. Но не всегда. Так, Польша была республикой–‘Речь Посполита” - и возглавлялась королями, которые были выборные.Византия была монархией - из ее 109 царствовавших императоров было убито74.В 74 случаях из 109 престол переходил к цареубийце по праву захвата.Абсолютная монархия характеризуется полным бесправием народа, отсутствиемпредставительных учреждений и сосредоточенности всей власти в рукахмонарха.Абсолютизм (от лат.”absolutus”- неограниченный, безусловный) илиабсолютная монархия, как тип гос-ва, в котором власть безраздельнопринадлежит государю, существовал в России с конца XVIII столетия дофевраля 1917 г.В России синонимами слова “абсолютизм” служили понятия “самодержавие”,”самодержавная монархия”. Известный теоретик русского монархизма ИванСолоневич писал: ”Монархия есть единоличная власть, подчиненная традициямнашей страны, ее вере и ее интересам, иначе говоря, власть одного лица.”Более трех веков складывались основные черты российского абсолютизма:самимсамодержцем, от его имени или по его поручению издавали законы, творилсясуд, пополнялась и расходовалась государственная казна. В странеустановилась единая налоговая система. Монарх опирался на административныйаппарат, состоявший из профессиональных чиновников. Другими чертамироссийского абсолютизма стали: полное закрепощение крестьянства, наличиепостоянной армии и полиции, регламентация всей жизни общества и гос-ва.Абсолютизм рассматривался многими политическими мыслителями как наиболеесовременная форма правления, из-за неделимости верховной власти, еепостоянства, применимости к большим по размеру странам. Иногда путаютабсолютизм европейского типа с российским самодержавием. Это не одно итоже.Абсолютизм утверждает, что монарх стоит выше всякого права и закона, чтоему все дозволено, вплоть до уголовного преступления. Самодержавиеуказывает на правовую, законную природу власти монарха. Монарх – частьправовой системы, его полномочия устанавливаются законом, и он отвечает засвои действия только перед законом, Богом и своей совестью. А смыслпонятия “самодержавие” заключается в независимости монарха от чужой воли(от армии, гвардии, народного голосования, иностранных держав, финансовыхкругов.)Монархия – это единовластие. Но, оказывается, существуют два совершенноразных типа единовластия.Если единовластие религиозно, т.е. изначально нравственно, если оноотстаивает национальные интересы, демонстрирует чувство чести, верности,то это монархия.Если же единовластие безбожно, бессовестно, бесчестно, антинационально,если оно оставляет за своей колесницей горы трупов” врагов народа”, это немонархия, а – тирания. Аристотель давал такое определение тирании:”Тирания – это искажение монархии. Это власть одного самолюбца, монарха,руководствующегося собственными интересами или интересами небольшогосообщества.”Крестьянские бунты, восстания и войны потрясали Россию на протяжении болеечем трех веков. Крестьяне боролись против своего бедственного положения ичасто жестоко, беспощадно расправлялись с притеснителями. Казалось бы,борьба крестьян за освобождение не могла не быть направлена против самогогосударственного устройства, которое закрепило их рабское положение, а,значит, и против самодержавного монарха. Однако крестьянское сознание неподнималось до такого обобщения, никогда крестьянство не объединялопомещика и царя в единого врага. Крестьяне стремились освободиться толькоот своего властителя. А в царе они всегда видели заступника, от которогоможно ждать помощи и заботы. Если их нет, то означает это лишь одно –государь не знает о бедственном положении крестьян, а “злые” боярескрывают от него всю правду. Царскую власть крестьяне понимают как даннуюБогом. Даже само слово “царь”, полагали они, создано Богом. Ведь и вцерковных текстах Бог часто именуется царем: ”Царь небесный”,”Царьнетленный”. Один – на небе, другой – на земле. Уже само миропомазанье вовремя церемонии поставления на царство царя напоминало Христа (от греч.“hristos” – помазанник), а потому и царя можно назвать Христом.Монархия бывает:1.Дуалистическая (законодательная власть у парламента, подчиняющегосямонарху, который осуществляет исполнительную власть.)2.Парламентная монархия (власть монарха существенно ограничена, а иногда исведена к нулю законодательной властью парламента, избирающего иисполнительную власть.)3.Неограниченная монархия (царь вобрал в себя законодательную иисполнительную власти. Принцип неограниченной монархии таков: чтоблагоугодно государю, то имеет силу законов.) Самый серьезный вклад в развитие абсолютизма, как системы, внес ПетрI. В 1721 г. сенат присвоил ему титул императора, и Россия сталаназываться империей. Петр сосредоточил в своих руках всю полноту власти,отстранив от участия в государственных делах и патриарха, и Боярскую думу,которые теперь не могли противодействовать единовластию царя. В воинскомуставе 1716 г. один из артикулов гласил: “Его величество есть самовластныймонарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен, носилу и власть имеет своими землями и государством, яко христьянскийгосударь, управлять.” А в духовном регламенте 1721 года для церкви былосказано:”Император всероссийский есть монарх самодержавный инеограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но иза совесть, сам бог велел. Русская монархия отличалась от западной тем,что ее не ограничивали никакие права сословий, никакие привилегииобластей, и на широком просторе Руси она хозяйничала как хотела. Еще один вид монархии – деспотия. Король Франции ЛюдовикXVI,которому принадлежит знаменитая фраза: ” Государство – это я!”,утверждал, что “тот, кто даровал королей, желал, чтобы их чтили, как Егонаместников, и Одному ему предоставляется право судить об их поступках.Его воля заключалась в том, чтобы всякий рожденный подданный повиновалсябез рассуждений”.Монтескье пытался отделить монархию от деспотии. Принцип взаимоотношенийосновывался на чести, которая заменяет политическую добродетель.”Честь, -писал Монтескье, - приводит в движение все части политическогоорганизма;самим действием своим она связывает их, и каждый, думаетпреследовать свои личные интересы, но следуя чести стремится в то же времяк общему благу. В монархии источником всякой политической и гражданскойвласти является государь, и "власти посредствующие, подчиненные изависимые образуют природу монархического правления, т.е. такого, гдеправит одно лицо посредством основных законов”. Самой естественной из нихбыла власть дворянства. ”Она, - по мнению Монтескье, - содержиться в самойсущности монархии, основное правило которой :”нет монархии, нет идворянства; нет дворянства, нет и монарха”.”В монархии, где нетдворянства, монархия становиться деспотией, а монарх – деспотом.”Монтескье считал, что положение и размер государства серьезно влияют наформу правления. Напрочь отрицая деспотию, как форму правления, Монтескьеполагал, что монархия управляемая по твердым законам, пригодна для стран сбольшой территорией (Россия), а республика где с наибольшей полнотойобеспечивается свобода и равноправие народа, возможна только в странах смалой территорией.Опираясь на Монтескье, Екатерина II утверждала, что в России нетдеспотизма, а “Государь – есть источник всякие государственные игражданские власти” – писала она. Она утверждала, что “ существующий вРоссии порядок закономерен и единственно возможен. Всякое другоеправление, не только было бы вредно России, но и вконец разорительно”. Вэтом Екатерина полностью права. В России того времени монархия являласьнаиболее справедливой формой правления. Это видно по нескольким причинам:1.Монархия опирается на дворянство, а дворянство было самым влиятельнымсословием того времени.2. В России XVII века не было мощной политической силы, которая могла бысвергнуть монарха.3. В XVII веке не было человека или группы людей, которые могли бы встатьу руля программы по свержению монархии.4. Не существовало даже самой программы. Демократия.Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правлениягосударством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенствомперед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формойреализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарнаямонархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системойнародного представительства.Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческимимыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оновыражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных)и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал однимиз “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматургАрисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” унас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мысами служим примером для других. И называется наш строй демократией ввидутого, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; позаконам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бываеттакже и того, чтобы человек, способный принести пользу государству, лишенбыл к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствиибедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так иво взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другув повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественныхделах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам,особеннотем из них которые созданы в интересах обиженных. Богаством мыпользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом дляхвастовства; что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно длячеловека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.”Существует несколько видов демократии:1. Первобытная демократия – естественная форма самоуправления в условиях низкого уровня развития производства, преобладание коллективного труда, совместимого владения землей, уравнительного распределения средств существования внутри общины.2. Рабовладельческая – это демократия типа Афин или республиканского Рима: рабы автоматически исключаются из всей системы гражданских отношений, их приравнивали к говорящим орудиям труда. Только свободные граждане пользовались правом избирать государственных чиновников, участвовать в народных собраниях, владеть имуществом, передавать и получать его по наследству, вступать в сделки и т.д. При этом решающий голос во всех государственных делах имела кучка наиболее богатых и влиятельных рабовладельческих семей, от которых в экономическом отношении зависела основная масса свободных граждан. Представители именно этих семей постоянно сменяли друг друга на выборных государственных должностях.3. Эксплуататорская, где демократия носит ограниченный характер, ее благами пользуется в основном господствующий класс и примыкающие к нему социальные слои.В эпоху феодализма с его иерархической структурой для демократии, посуществу, места не было. Элементы демократии начали зарождаться в формепредставительных учреждений, ограничивавших абсолютную власть королей, -парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, дума вРоссии. Включая представителей двух, а затем трех сословий – дворянства,духовенства, зарождавшейся буржуазии (крепостные крестьяне были лишеныправа участия в работе этих органов), они поначалу были призваныконтролировать государственные расходы, а позднее превратились взаконодательные учреждения, выступающие от имени нации. Вместе с тем вфеодальную эпоху в купеческих республиках и вольных городах, типа Генуи иВенеции в Италии, демократические традиции античности были сохранены иприспособлены к новым социально-экономическим отношениям.Демократия делится на политическую и неполитическую. Ярким примеромнеполитической демократии является демократия первобытная, когдаотсутствовали классы и классовые противоречия. Неполитическая демократиявоплощалась в учреждениях родового и племенного самоуправления.С возникновением экономического неравенства, частной собственности иэксплуатации появляется политическая демократия, развитие которого вклассовом обществе неразрывно связано с господством одного из классов.В классовом обществе демократия как форма государства является выражениемдиктатуры господствующего класса. Отличиями демократии от других формуправления государством являются: официальное признание принципа подчиненияменьшинства большинству, равноправие граждан, выборность основных органовгосударства, наличие прав и политических свобод граждан, верховностьзакона, разделение властей, независимое судопроизводство. Различаютинституты непосредственной и представительной демократии: первыепредполагают принятие основных решений непосредственно самими избирателями(например, в порядке референдума), полномочными выборными учреждениями(парламентом и др.).Существует и буржуазная демократия _ наиболее развитый исторический типдемократии в эксплуататорском обществе. Буржуазная демократия являетсяформой диктатуры капиталистов над пролетариатом. Она характеризуется явнымпротиворечием между обьявленной “властью народа” и действительнымгосподством эксплуататоров. Функции институтов буржуазной демократиисостояли в обеспечении классового господства, гарантирующего привилегииэксплуататоров, и в маскировки их господства. Буржуазная демократия,возникнув как политическое выражение экономической системы капитализма,явилась большим прогрессом по сравнению с феодальным политическим строем,она создала значительно более широкие возможности для развитияпролетариата.Теперь я хочу обратиться к вопросу: возможна ли была демократия в России вXIX?Любой политический режим должен иметь какую-то платформу, чтобы закрепитьсяв данном государстве.Демократический режим должен иметь следующие основания:1. Признание народа высшим источником власти.2. Выборность основных органов государства.3. Равноправие граждан (прежде всего равенство избирательных прав).4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений. Если все эти признаки в государстве присутствуют, значит в данном государстве демократия вполне возможна. Теперь посмотрим, какие из этих признаков были возможны в России? 1. В России народ высшим источником власти не являлся, ввиду того, что в нашем государстве XIX политическим режимом была монархия. 2. Государственные органы были выборными, но право голоса было далеко не у каждого. 3. В России XIX равноправия не было. Все решал имущественный ценз. И если у человека не было достаточного капитала, право голоса ему не давали. 4. Как я уже сказал, Россия того времени была монархией, а, следовательно, власть принадлежала монарху. Вся страна подчинялась воле императора. Таким образом, в России XIX века не было оснований для демократии. Так что монархия было единственно возможной формой управления Российским государством как в XIX, так и в XVII веке. Используемая литература.1.»Энциклопедия для детей» – Том 2 – Лариса Бадя «Абсолютизм в России».2.»Поиски пути. Русская общественная мысль второй половины XVIII века. Огосударстве и обществе» -В. И. Моряков. 3.»Краткий философский словарь» – «Демократия» –стр.130-132 – В. Викторова.4.»Политика и право» – «Монархия» - стр. 29-31-А. Ф. Никитин.5.»Краткий философский словарь» - «Монархия» –стр. 361-362. – В. Викторова.6.»Политика и право» – «Демократия» –стр.37-39. –А. Ф. Никитин.7.»Юридический энциклопедический словарь» -«Демократия» – стр.103-104, «Монархия» – стр.226-227. – А. Я. Сухарев.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Монархия и демократия iconДемократия и Монархия: Прошлое и настоящие

Монархия и демократия iconДемократия и Монархия: прошлое и настоящие
История мировой цивилизации насчитывает много тысячелетий. Многие века люди трудились и созидали, воевали и мирились, строили и разрушали....
Монархия и демократия iconДемократия что такое демократия?

Монархия и демократия iconДемократия Древней Греции. Пути и возможности достижения Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения
Все в современном мире «помешаны» на демократии. В наиболее развитых странах лидируют демократические тенденции. Все пытаются добиться...
Монархия и демократия iconТрудовая демократия

Монархия и демократия iconДемократия и выборы

Монархия и демократия iconБританская монархия

Монархия и демократия iconПерикл, афинская демократия

Монархия и демократия iconДемократия и средний класс

Монархия и демократия iconМонархия, республика и их виды

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы