Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха icon

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха



НазваниеЖизнь и творчество Николая Константиновича Рериха
Дата конвертации11.07.2012
Размер104.92 Kb.
ТипРеферат
Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха


Реферат по предмету «Культурология.» на тему: «Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха» Москва 1998 Введение. Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелейрусской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальныхзнаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник,ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие. Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три годав США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художникпровел в большой научной экспедиции по Центральной Азии. На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощренийхудожеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусстви музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научныхисследований. Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха»,легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурныхценностей в случае вооруженного конфликта. За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Ониразошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке,Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе,Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами миравыпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха. Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны ипронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашегоизобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, которыйполучил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года вПетербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились егоредкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией,сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые онполучал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца.Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изварепод Петербургом. Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густымитуманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. Впоследствии это отобразилось во многих его работах. В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены вуниверситет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил наюридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический.Особенно Рериха увлекла археология. Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первыхже дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоятельно работатьнад историческими композициями. Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И.Репин.
Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой крусской истории, широтой своих творческих планов. К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих поступил вмастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Онразбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавшийприроду, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры.Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую рольиграет пейзаж. Он становится одним из компонентов содержания егопроизведений и основным источником настроения. Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эскиза на«сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется заосуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший моментистории - образование в IX веке древнерусского государства. Этот период емупредставлялся сложным, полным острой напряженной борьбы как внутри племен,так и с соседями. Рерих долго обдумывает отдельные сюжеты, пробуетразрабатывать различные композиции. Постепенно у него складывается замыселбольшой серии «Начало Руси. Славяне.» В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род народ». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этойкартине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохис ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженнымимоментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верновзятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянскийгородок. Над ними художник особенно много работал. Он неоднократносоветовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка,форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получалполное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину. И в то же самое время в картине нет рабского следованияархеологическим деталям, стремления к предельно точному реконструированиюпрошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить восновном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведениям, единичнымпамятникам материальной культуры, Рерих остро ощутил невозможность созданияхудожественных произведений только на основании этого материала. Он пришелк твердому убеждению, что художнику следует широко дополнять известныефакты поэтическим вымыслом, догадкой и стремится передавать в картинепрежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческоенастроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха,а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины былокончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П.Третьяковым. После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих сувлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славяне». Одна задругой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первыхтак широко и талантливо стал показывать мало еще изученный мир славянскойРуси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работособенно интересны «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901), исполненныево Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своегохудожественного образования. В свое время эти картины получили высокуюоценку современников. Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательница»,«Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжаяохота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны сДревней Русью, с думами о родине. Но большим творческим планам сопутствуетострая тоска по родине. И летом 1901 года художник покидает Францию. По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изучениерусской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершениястарого, поисков новых тем и художественных решений. Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зловещие»(1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей.Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-тозловещее, тягостное заключено в их неподвижности и настороженности. В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Городстроят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращаетсяк славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбахнарода. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей большевсего удивляла необычная манера письма. По достоинству картину смоглиоценить тогда немногие, и прежде всего В. Серов, настоявший на приобретенииее в Третьяковскую галерею. Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичнойдекоративной манере письма сказались и в других произведениях этоговремени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «БойАлександра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905). В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие поРоссии - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего годапутешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», какназывал ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, НижнийНовгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков,Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города. Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусскойархитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старойживописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметыприкладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищалсятанцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные,веками им взлелеянные». Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылосьвеличественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формампамятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время отстилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точнопередает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерихпишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиляэпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большаяживописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широкопоказано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самоеценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеономнашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один избиографов художника. К сожалению, эта серия произведений была потерянаРоссией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона. Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое -страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. Сэтих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандойродного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения. Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества.Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народному, национальномунеустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных ещематериалов. В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него малоизвестным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной формесвое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельнуюточность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические,овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление обэпохе. Герои его искусства - народ: мудрейшие старцы племени и рода,труженики, воины. Их жизнь полна кипучей энергии. Они сами решает своюсудьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города,мужественно обороняются. Горячей любовью к трудолюбивым отважнымзачинателям Руси, гордостью за наше прошлое пронизаны эти глубоконациональные произведения. Каждое из них создавалось художником на основебольшого знания русской истории, памятников старины, развития лучшихтрадиций русской культуры. Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано выросв интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественныеидеалы, его взгляды на высокое назначение искусства. В 1900-х годах, особенно после революции 1905 - 1907 годов, Рерих всюстрасть своей души, все помыслы направляет к будущему, призывает творитьдля народа, создавать искусство, насыщенное большими идеалами гуманизма. Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поискамиэтого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второйпериод творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси исоздавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнемупериоду - эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостьюисследует он исторические материалы, производит археологические раскопки,собирает богатейшую коллекцию предметов этого времени. К 1916 году ихнасчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в миречастных коллекций подобного рода. В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного,самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотическихчувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл. В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой». Оновоспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холодноесеверное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие серые ладьи скрасными парусами. И кажется, что сражаются не только отважные воины, но иэти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яростной битве, в смятениепришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо.Клубятся тяжелые багрово-синие тучи... «Бой», пожалуй, было последнее произведение, исполненное маслянистымикрасками. По технике письма и по содержанию оно как бы завершает собойпервый период творчества Рериха. Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинаютзанимать образы народных сказок. В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчестваисследует историю и искусство не только России, но и других стран. СуроваяСкандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», в которуютакже входил знаменитый «Бой». С 1910 года он вместе с композитором И. Ставринским он начал работатьнад новым балетом «Весна священная», и таким образом постепенно начинаетприобщаться к театру. В 1914 году осуществилась заветная мечта Рериха ополной постановке оперы «Князь Игорь». В 1923 году осуществилась его многолетняя мечта - путешествие в Индиюи Центральную Азию. В Индии Рерих изучал первоисточники классическойвосточной философии, его также увлекали и современные философские течения.Особенно он ценил Тагора и Ганди, о которых писал: «Тагор и Ганди являютсяредчайшим выражением современной Индии». Широко известна его картина «Тень Учителя», написанная Рерихом в 1932году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказания Востокачасто повествуют о людях, оставивших свою тень. Она может появитьсянеожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге. В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то,что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-тоскользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге передчеловечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые деяния. Этафилософская мысль художника и определила идейное содержание и построениекартины «Тень Учителя». В искусстве Рериха большое место занимают образы русских подвижников.В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы открываем врата», «Имы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. Сергий-строитель». В этих произведениях на фоне поэтически написанных русскихпейзажей изображены подвижники, которые проводят свои дни в неустанныхзаботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу. В 20 - 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные вистории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Такпоявляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Микулична». Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в которых он впонятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл ивозвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества.Нередко при этом он использовал уже веками существующий образ богоматери иинтерпретировал его по-своему. В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламеннаямадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На рукаху нее - полотнище с символом Знамени мира. В свое время это произведениебыло широко известно мировой общественности. Оно находилось в одном изпомещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге. В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, вкоторый вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимаютпроизведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума,вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера,бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, яркимисточником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям онпосвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное иизвестное полотно, как «Помни!» (1945). В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. Частосреди гор, у водных источников художник изображал отшельников. Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии закатов и вночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реальноместественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, закакой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерством. Многие изего картин стали для зрителей художественным открытием... Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. Но он навсегдасохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через всежизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувство любви кРоссии, преданности ей. Список литературы.В. В. Шолохаев «История России», Москва, 1996.В. П. Князева «Н. Рерих», Москва, 1968.




Похожие:

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconРеферат по предмету «Культурология.» на тему: «Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха» Москва 1998 Введение
Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих человек интереснейшей биографии, феноменальных...
Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconЖизнь и творчество Николая Языкова

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconТворчество Ивана Константиновича Айвазовского

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconЖизнь и творчество И. Бунина Реферат По литературе Ученика 9б класса Кухаренко Олега 2000 год Жизнь и творчество И. А

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconЖизнь и творчество Николая Семеновича Лескова
Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная мелодия, возникающая на основе реальных событий...
Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconЛ. Н. Андреев. Жизнь и творчество|Студент V курса ||вечернего отделения ||2 англ группы ||Рудомёткин Андрей || || || ||Преподаватель – || ||Авраменко А. П. | Москва 2001 Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Андреев Леонид Николаевич (9 (21). 1871, Орел – 12 1919, д. Нейвала, Финляндия) – прозаик, драм

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconМосковский Г
Перед тем как рассмотреть работу о «Героях и толпе» этого выдающегося российского ученого Николая Константиновича Михайловского (1842—1904),...
Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconТворчество Николая Гумилева

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconОсип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество»

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха iconТеоретическое обоснование дружбы Пушкина и Жуковского на основе реферирования двух книг. Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы