Профессиональное самосознание личности icon

Профессиональное самосознание личности



НазваниеПрофессиональное самосознание личности
Дата конвертации11.07.2012
Размер335,08 Kb.
ТипРеферат
Профессиональное самосознание личности


ОГЛАВЛЕНИЕГлава I. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте. 1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры. 1.2.Особенности самосознания в юношеском возрасте. 1.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте. 1.4. Особенности профессионального самосознанияГлава II. Экспериментальное исследование развития профессионального самосознания студентов медицинского колледжа. 2.1. Организация и методы исследования 2.2. Анализ результатов исследования 2.3. Выводы.ЗаключениеЛитератураПриложение ВВЕДЕНИЕ Проблема развития самосознания является одной из ключевых впсихологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежныхпсихологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики егоразвития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и впрактическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмовформирования личности в онтогенезе. Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть q1особенности формирования самосознания в юношеском возрасте, как важномпериоде личностного и профессионального самоопределения. Практическая значимость работы определяется возможностью использованияполученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов. Теоретической основой работы послужили исследования как отечественныхавторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина,М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса,Р.Бернса и др. В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структурасамосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивныеаспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознаниеми познанием других людей, и др. Предметом исследования стали особенности становления профессиональногосамосознания в юношеском возрасте. Объектом исследования выступили 30 студенток первого курса и 30студенток третьего курса отделения «Лечебное дело» Муромского медицинскогоколледжа в возрасте 17-19 лет. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что такие личностиобразования в структуре самосознания как самооценка и самоотношение влияютна процесс формирования профессионального самосознания. Задачи исследования: 1) Анализ литературы по проблеме формирования самосознания в юношескомвозрасте. 2) Проведение сравнительного анализа результатов исследованиястудентов I и III курсов. Исследование проводилось в период 2001-2002 учебного года на базеМуромского медицинского колледжа. Для решения поставленных задач был использован следующийдиагностический блок: 1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификацииА.М.Прихожан. [38]. 2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева [38]. 3. Методика диагностики социально-психологических установок личности вмотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [39]. 4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии [30]. 5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко[39]. 7. Сочинение «Я в профессии через 10 лет». Глава 1. Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте. 1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры. Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как вотечественной, так и в зарубежной психологии. В отечественной психологииэти исследования сконцентрированы в основном вокруг трех групп вопросов:философско-методологические историко-культурные аспекты самосознания,связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральнымсамосознанием [И.С.Кон,1978, А.Г.Спиркин 1972, А.И.Титаренко 1974] и др;общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемыразвития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977; С.Л.Рубинштейн,1989] и др.;социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контекстепроблемы развития личности ( Л.И.Божович, 1968; И.И. Чеснокова, 1977г.,С.Л.Рубенштейн, 1989г.( ;социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностямисамооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием ипознанием других людей ( А.В.Захарова, 1980г.; А.И. Липкина, 1976г.;В.В.Столин, 1983г.( и др. В литературе используется множество самых разнообразных терминов:«самсознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение ксебе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнестипонятия, упорядочить терминологическое поле проблемы. (М.И.Лисина, 1980г.;В.В.Столин, 1983г.). Понятие «самосознание» используется, как родовое, для обозначения всейобласти в целом, включая, как процессуальные, так и структурныехарактеристики. Термины «самосознание», «представление о себе» применяютсядля описания когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе.Эмоциональная сторона самосознания описывается с помощью терминов«отношение к себе» и «самооценка». «Образ Я» рассматривается, какструктурное образование самосознания, своего рода «итоговый продукт»неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной ирегуляторной. (В.В.Столин, 1983г.(. Наибольший интерес у отечественных психологов вызывает проблемавозникновения самосознания, его структура и уровневая организация.И.И.Чеснокова (1977г.) предлагает различать два уровня самосознания покритерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. Напервом уровне такое соотнесение происходит в рамках сапостовления «Я» и«другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается вдругом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутреннимиприемами самосознания являются преимущественно самовосприятие исамонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит впроцессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует ужеготовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными,полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качествеспецифического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ исамоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение стой мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точкизрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознаниена втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своейобщественной ценности, собственного достоинства. (И.М.Чеснокова, №49( И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я».Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремякомпонентами когнитивным, аффективным и производным от первых двухповеденческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные,представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиесяв психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; вышерасположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем этичастные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этотобраз «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентацией личности,связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств,необходимых для достижения этих целей (И.С.Кон, 1978г., №16, с.72-73(. По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трехуровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, всистеме его коллективной предметной деятельности и детерминированных егоотношениях и в системе его личностного развития, связанного смножественностью его деятельностей. (В.В.Столин №43(. По мнению М.И.Лисиной (1986г.), образ себя имеет аффективно-когнитивный характер и состоит из эмоционального отношения человека к себеи когнитивных представлений (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеетсложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в которомпредставлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, внем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует ифункционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самыеновые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменениепредставлений о себе. (М.И.Лисина, № (. С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через рядступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все болееуглубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной ииногда резко колеблющейся самооценкой.» (С.Л.Рубенштейн, 1989г., № 40,с.245( Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологиисамосознания, чрезвычайно богата. У.Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственноеобразование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект. Это двестороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из нихявляет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта(Я, как объект). По мысли Джемса, Я, как объект,- это все то, что человекможет назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие ирасполагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальноеЯ и физическое Я.(Р.Берис №2( Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я»изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия.Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентацияличности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Поддействием механизма взаимного обогащения происходит становление Я-концепциииндивида. (Р.Бенс, №2(. В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозьпризму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основепродукт определенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс, которыйслужит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксонрассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную сменустадий, имеющих свои особенности. [Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров № 48]. К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя,механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерсрассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивногосамовосприятия. [Р.Бернс № 2 с. 58, с. 367]. Как мы имели возможность убедиться, во многих психологических теорияхпроблема самосознания является одной из центральных. Большинствоисследователей проблемы самосознания считают, что самосознание – это преждевсего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самомусебе. “Самосознание в психической деятельности личности выступает как особосложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени,связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграциюподобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своегособственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразнымипереживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе.” [И.И.Чеснокова № 49, с. 122]. Самосознание – это динамическая система, которая на разных возрастныхэтапах имеет свои особенности. 1.2. Особенности самосознания в юношеском возрасте. Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитиесамосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления ипоступки с определенными приступами и образом собственного “Я”.[И.С. Кон №14]. Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередко переживаетсякак смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которуюнеобходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении иодновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Представление юноши о себе всегда соотносится с групповым образом“Мы”, то есть образом типичного сверстника своего пола, но никогда несовпадает с этим “Мы” полностью. Чем старше и более развит человек, тембольше находит он различий между собой и “усредненным” сверстником.[И.С.Кон № 14]. Исключительно важной инстанцией самосознания, во многом закладываемойв ранней юности, является самоуважение. Это понятие многозначно, оноподразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувствособственного достоинства, и положительное отношение к себе, исогласованность своего наличного и идеального “Я”. В зависимости от того,идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либоотдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частноесамоуважение. Поскольку высокое самоуважение ассоциируется сположительными, а низкое – с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения –это “личная потребность максимизировать переживание положительных иминимизировать переживание отрицательных установок по отношению ксебе”(Г.Каплан, 1980) [И.С.Кон № 14]. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит всебя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение,напротив, предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, чтооказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие исоциальное поведение личности. Для юношей с пониженным самоуважениемтипична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше другихсклонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо»,«представляемое Я». Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны, ониболезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше всегобеспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если уних что-то не получается в работе или, если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждает уклоняться от всякойдеятельности, в которой имеется момент соревнования. Такие люди частоотказываются от достижения поставленной цели, так как не верят всобственные силы. [№4]. В юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознанияидет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральныхмоментов здесь является смена оснований, критериев для самооценки – онисмещаются, говоря словами Л.С.Выгодского, «из вне, во внутрь», приобретаякачественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком другихлюдей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований)создает условия для формирования в подлинном смысле слова собственногоотношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих,частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценкаотдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении ксебе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное«принятие себя», «самоуважение». Именно в юности формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинаетосновываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений,результатов деятельности. [№46] Самооценки отводиться ведущая роль в рамках исследования проблемсамосознания. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качестви места среди других людей.[№18] Самооценка характеризуется как стерженьпроцесса самосознания, показатель индивидуального уровня его развития,интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный впроцесс самопознания. Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитиемкогнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанногоотношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать ивести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываютсяотносительно устойчивые представления о себе, как целостной личности,отличной от других людей. Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимымвнутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности,отношений. Она является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил,реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. [А.В.Захарова] Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, чтоэффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутвержденияневозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. [№37] В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции вобщении: расширение его сферы с одной стороны, и растущую индивидуализацию,обособление - с другой. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущаютпотребность в нахождении своей позиции в их среде, своего «Я». Ноосмысление этой потребности и путей ее реализации, возможно при наличиипотребности в уединении. [А.В.Мудрик. №26] В юности обостряются способности к чувствованию в состояния другихлиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именнопоэтому юность может быть столь сенситивна, столь тонка в своих проявленияхк другим людям, в идентификации с ними. Идентификация утоньшает сферучувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.[В.С.Мухина№27] Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретаеткачественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оцениватькачества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связис решением задачи профессионального самоопределения. 1.3. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Профессионализация, как форма становления субъекта деятельности,влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознание являетсяодним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъектадеятельности. Формирование профессионального самосознания происходит нафоне социального опыта личности с включением этого опыта в«профессиональное Я» личности. Существует несколько подходов к пониманию профессиональногосамосознания. Например, Б.Д.Порыгин (1971г.) считает, что профессиональноесамосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторойпрофессиональной группе. В.Д.Брагина делает основной акцент впрофессиональном самосознании на познании и самооценки профессиональныхкачеств и отношении к ним. П.А.Шавир трактует это понятие, какизбирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачипрофессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своейпрофессиональной деятельности. Подобные интерпретации термина«профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скореевзаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.[Л.М.Митина №24] По мнению А.К. Марковой профессиональное самосознание включает: - осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств; - осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой; - учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; - самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную; - положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я- концепции”. У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания, повышаетсяуверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастаетстремление к самореализации.[А.К.Маркова № 22]. При этом, как указывает А.К.Маркова, в процессе профессионализациименяется и профессиональное самосознание. Оно расширяется, меняются самикритерии оценивания своих профессиональных возможностей. В большинстве исследований в качестве ведущих компонентов структурысамосознания рассматривается зависимость: 1. самосознания от ведущей деятельности предыдущего периода; 2. самосознания от возникновения рефлексии, осознания своей индивидуальности, открытия “Я”; 3. самосознания от профессионального самоопределения. В плане исследования целостного процесса профессионального определениявыделяют три направления. Сущность первого подхода заключается в том, что профессиональноесамоопределение рассматривается в узких, четко обозначенных – каксущественный и неотъемлемый компонент индивидуального профессиональногостановления личности. Другими словами выбор профессии личностью являетсяпоказателем того, что процесс профессионального самоопределения переходит вновую фазу своего развития. Как считает Т.В.Кудрявцев профессиональноестановление личности проходит в своем развитии четыре стадии: 1. формирование профессиональных намерений; 2. профессиональное обучение; 3. профессиональная адаптация; 4. частичная или полная реализация личности в профессиональном труде. [№ 17]. Второй подход к изучению профессионального взросления личностиразрабатывался И.С. Коном, выделяющим в качестве одного из главныхпоказателей морально-психологической зрелости способность трудиться радибудущего. Согласно этому подходу, важнейший аспектом становления «Я»является формирование жизненных планов личности. С одной стороны, жизненныйплан возникает в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставитперед собой человек. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивовличности, становление устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессестановления жизненных планов происходит дифференциация и конкретизациямотивов и целей, постепенно вырисовывается более или менее реальный,ориентированный на действительность план. По утверждению автора способности, склонности и интересы присутствуютна начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностнаяориентация, как общественная – осознание социальной ценности той или инойпрофессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, чточеловек хочет для самого себя, складывается позднее. Таким образом, в работах И.С. Кона придается особое значение связимежду общим социальным развитием личности и ее профессиональнымсамоопределением. Е.А. Климов в изучении профессионального самоопределения рассматриваетэтапы этого процесса, связанные с изменениями этапы этого процесса,связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений ииндивидуально-психологических особенностей личности. Это и являетсяосновной для развития третьего подхода к проблеме выбора профессии. По мнению Е.А. Климова, «профессиональное самоопределение, понимаемоекак одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, можетрассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях:гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) ипрактическом (в форме реальных изменений социального статуса, местачеловека в системе межлюдских отношений)». [Е.А. Климов, 1983, с 62-63]. В работах С.Н. Чистяковой профессиональное самоопределение связываетсясо всесторонним развитием личности и ее общественной активностью. [С.Н.Чистякова № 50]. Сам по себе выбор профессии является не только следствием, но иактивизирует процесс развития личности. В ходе освоения профессией возрастает информированность, разнообразие,полнота самохарактеристики субъекта деятельности в положительном плане иуменьшается информированность самохарактеристики в отрицательном плане.Профессиональное самоопределение рассматривается в его возрастной ииндивидуальной динамике. Она выделяет, что самое ценное при выборепрофессии – определить, какие из качественных сторон профессии для васнаиболее желаемые, возможные. Е.Ю.Прежниковой (1994г.) были выделены основные задачипрофессионального самоопределения: - формирование общей готовности к самоопределению; - а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе. Главная цель профессионального самоопределения заключается впостепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному исамостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своегоразвития (профессионального, жизненного и личностного), готовностирассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находитьличностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.(Н.С.Прежников №33( 1.4. Особенности профессионального самосознания медицинских работников. В профессиях, связанных с взаимодействием человек-человек, огромноезначение имеет ориентация на другого, как равноправного участникавзаимодействия. Немного существует профессий, в которых ценностный подход кпрофессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальнуюсудьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностного подхода –это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равнуюценности собственного Я». Особенно важна способность к гуманистической,нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднегомедицинского работника. Поскольку объектом исследования и субъектомвзаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то отмедицинских работников требуется высокая мера ответственности за результатысвоей деятельности. Медицина, как человековедческая наука, не можетсуществовать без определенных нравственно-этических принципов, норм икритериев.(Ю.П.Лисицин, А.М.Изуткин, И.Ф.Матюшин №21( Актуальность ценностного подхода в медицине сейчас, в условиях НТР,особенно возросла. В данный момент сложилась очень непростая социальнаяситуация профессиональной деятельности врача, которая имеет достаточночеткие характеристики: - социальные ожидания от эффективности профессии превышают возможности самой профессии («сейчас врач посмотрит, а потом врач обязательно поможет»); - врач начинает осуществлять гуманистическую деятельность на фоне общей дегуманизации (воплощение противоречия: человек – это высшая ценность, и в то же время цена человеческой жизни равна практически нулю); - создается профессиональный фантом социальной ответственности (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяет границы его социального влияния).(Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдшу№1,с40( Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости,предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, а так женеобходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Средний мед.персонал (СМП) должен обладать такими социальнымихарактеристиками, как: зрелый возраст, физическое и психическое здоровье,развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободы иответственности, нравственность, инновационный потенциал.(А.Н.Стрельникова№44( Профессиональные качества СМП, которые наиболее значимы в медицине (порезультатам социологического исследования Нижегородского мед.училища) - профессионализм; - милосердие, сострадание; - доброта; - умение общаться с людьми; - чувство долга; - аккуратность; - умение владеть собой.(№29( Помимо безупречного владения профессиональными навыками медицинскийработник должен уметь построить взаимоотношения с пациентами. Даже еслимед.сестра от природы коммуникабельна, важна, что бы она умелаанализировать свое общение с людьми и сознательно использовала свои навыкидля совершенствования профессиональной деятельности. Коммуникация лежит воснове гуманистической сестринской помощи. Основой для коммуникации и в качественном итоге для построениявзаимоотношений служат: участие, открытость, умение слушать, воспринимать,проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, бытьискренним и уважать другого человека(№13(. Успех понимающего общения зависит от способности медсестры и эмпатии. Эмпатия (от английского – вчуствование) – это способность чувствоватьэмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловыеоттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельстваглазами собеседника. [Н. Творогова №44]. Быть в состоянии эмпатии, значит на какое-то время войти в мирдругого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свойсобственный мир. По данным социологического опроса 350 мед. Сестер ЛПУ Курскаприоритетными специальностями для мед. Сестер являются: - хирургия (операционная) – 17,1% - косметология – 8,6% - фельдшер – 7,4% - отделение реанимации – 6,7% - анестезистки – 5,7% - процедурные – 5,7% - рентгенлаборанты – 5,2% - функциональная диагностика – 4,8% - участковые – 4,3% - старшие – 3,3% - лаборанты клинической лаборатории – 3,3% - гинекологические, терапевтические, медсестры физиотерапии, медсестрыяслей/садов – по 2,4%. В остальные специальности вошли составившие меньше 1,0% геннаяинженерия, психиатрия, нетрадиционная медицина и т.д. В результате опроса выяснилось, что по призванию выбрали специальность72,6% медсестер, случайно – 14,5%, по настоянию родителей 9,5%, по советузнакомых – 3,4%. Отвечая на вопрос: «Что Вас не устраивает в работе?» - всреднем 20,2% специалистов указали на высокие психоэмоциональные нагрузки.На физические перегрузки обратили внимание в среднем 11,6% опрошенных.Заработная плата не удовлетворяет в среднем 57,1% опрошенных. Только 41,3%специалистов считают свою работу престижной. Остальные придерживаютсяпротивоположного мнения, мотивируя свой ответ низкой заработной платой(30,7%) и со стороны общества (28%). Не случайно 35,5% опрошенных навопрос: «Хотели бы вы уйти из медицины?» - ответили утвердительно. [И.Г.Греков №6]. Исследование Белгородского училища повышения квалификации СМП выявилокатастрофические показатели. Самооценка медсестер в 99% случаев быланизкой. Высокой самооценки не было вообще. Как показал анализ полученных данных, половина слушателей, прошедшихтестирование, имеют минимум коммуникативных умений и навыков, хотяустановление психологического контакта с пациентом и его родственниками –неотъемлемая часть работы медсестры. Общение вызывает серьезные затруднения, отношения с пациентамимедсестры строят по принципу воздействия. Проведенные исследования слабовыявили эмпативность и рефлексию у опрошенных. [А.Н. Стрельникова № 44]. Изучение условий труда и быта медицинских работников убеждает в том,что среди всех групп населения они оказались наименее социально защищены всовременных условиях. Диссонанс между оплатой труда , условиями работы истепенью ответственности формируют комплекс причин, побуждающих персонал куходу из отрасли, к трудовой пассивности, формальному выполнениюобязанностей. Проведенные исследования указывают на необходимость изучения структурсамосознания медицинских работников, так как работа накладывает наспециалистов серьезные обязанности в области профессиональной грамотности. Глава 2. Экспериментальное исследование развития профессионального самосознания студентов мед.колледжа. 2.1. Организация и методы исследования. Исследование проводилось в период 2001/2002 учебного года вМедицинском колледже города Мурома. В экспериментальном исследованиипринимали участие 30 студенток I курса и 30 студенток III курса отделения«Лечебное дело» в возрасте 17-19 лет. Комплексное исследование проводилось на основе следующих методик: 1. Методика Исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификацииА.М.Прихожан. [38]. Цель: Исследование самооценки личности. Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании)студентами ряда личных качеств. На вертикальных шести линиях отмечаютзнаком уровень развития этих качеств (показатель самооценки). Размеры шкал100 мм, ответы получают количественную характеристику. Результатыоцениваются по специальной таблице. 2. Методика исследования самоотношения Р.С.Пантилеева. [38]. Цель: Исследование самоотношения личности. Краткое описание шкал: 1. Открытость – открытое или закрытое (Защитное) отношение к себе.«Внутренняя честность» или «закрытость». 2. Самоуверенность – высокое самоотношение, ощущение силы «Я» илиощущения Слабости, Сомнение в способности вызывать уважение. 3. Саморуководство – отражает представление о том, что основнымисточником активности и результатов субъекта является он сам, отражаетчувство субъекта по поводу управляемости и предсказуемости собственного«Я». 4. Отраженное самоотношение – отражает представление субъекта о том,что его личность способна вызывать у других уважение, симпатию – илипротивоположные им чувства. 5. Самоценность – «Я как ценность», отражает ощущение ценностисобственной личности и предполагаемую ценность своего «Я» для других. 6. Самопринятие – в основе лежит чувство симпатии к себе, принятиясебя таким, какой ты есть. 7. Самопривязанность – желание или нежелание изменяться по отношению кналичному состоянию. 8. Внутренняя конфликтность – отражает чувство конфликтности,направленное на себя. 9. Самообвинение – отрицательные эмоции в адрес «Я». Тестовый буклет 110 пунктов, две градации ответов: «согласен».Значения подсчитываются по 9-ти школам с помощью ключа-трафарета. Сырыебаллы переводятся в стандартные оценки – «стены». Интерпретация проводитсяпутем анализа профиля 9-ти показателей. 3. Методика диагностики социально-психологических установок личности вмотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной [39]. Цель: Выявить степень выраженности социально-психологическихустановок. 1. «Ориентация на процесс» - люди, ориентированные на процесс, менеезадумываются над достижением результата. Их процессуальная направленностьпрепятствует их результативности. 2. «Ориентация на результат» - люди, ориентирующиеся на результат –одни из самых надежных. Они достигают результата в своей деятельностивопреки суете, помехам, неудачам. 3. «Ориентация на альтруизм» - наиболее ценная общественная мотивация,наличие которой отличает зрелого человека. 4. «Ориентация на эгоизм». 5. «Ориентация на труд» - люди, ориентирующиеся на труд, все времяиспользуют для того, чтобы что-то сделать. Труд приносит им радость иудовольствие. 6. «Ориентация на свободу» - главная ценность для этих людей этосвобода. 7. «Ориентация на власть» 8. «Ориентация на деньги». Тестируемые отвечают на 80 вопросов двумя способами: «да» или «нет»,результаты подсчитываются по специально подготовленному ключу. 4. Опросник Мегробяна по изучению эмпатии [30]. Цель: измерение трех различных и сравнительно независимых друг отдруга компонентов эмпатии. 1. Э – эмпатическая тенденция, способность к сопереживанию,впечатлительность; 2. П – тенденция к присоединению, способность к проявлению тепла,дружелюбия, поддержки; 3. СО – сензитивность к отвержению, соответственно способность квозникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свойадрес. Респодентам предлагается рассмотреть 83 вопроса и дать оценку каждомуиз них по 9-бальной шкале (от –4 до +4 с шагом в 1 балл). Результатыоцениваются по ключам. 5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.[39] . Цель: Исследование каналов эмпатии и общего уровня эмпатическихспособностей. 1. Рациональной канал эмпатии характеризует направленность внимания,восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека –на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому,открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. 2. Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующеговыходить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать,сочувствовать. 3. Интуитивный канал эмпатии. Свидетельствует о способностиреспондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицитаисходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. 4. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Облегчают илизатрудняют действие всех эмпатических каналов. 5. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важноекоммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферуоткрытости, доверительности, задушевности. 6. Идентификация – умение понять другого на основе сопереживаний,постановки себя на место партнера. Респондентам предлагается ответить на 36 вопросов (да или нет),анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровняэмпатии. Оценки по каждой шкале могут варьировать от 0 до 6 баллов иуказывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии. 6. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко. [39]. Цель: исследование показателей коммуникативной установки. 1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.Чем больше сумма баллов, тем отчетливее выражает этот признак (max. 20баллов). 2. Открытая жестокость в отношениях к людям. Личность не скрывает и несмягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинстваокружающих: выводы о них резкие, однозначные (max. 45 баллов). 3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Личность делаетобъективно обусловленные отрицательные выводы о некоторых типах людей иотдельных сторонах взаимодействия (max. 5 баллов). 4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщениянегативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении засоциальной действительностью (max. 10 баллов). 5. Негативный личный опыт общения с окружающими показывает, в какоймере везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместнойдеятельности (max. 20 баллов). Респондентам предлагается ответить на 25 вопросов («да» или «нет»).Результаты оцениваются по ключам. 7. Сочинение «Я в профессии через 10 лет». Цель: исследование представлений о будущей сфере деятельности. Респондентам предлагается написать сочинение в течение 30 минут.Результаты выбора профессии оцениваются в процентном соотношении. 2.2. Результаты экспериментального исследования. Результаты исследования уровня самооценки. Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки.|Шкалы |Уровень самооценки || |I курс |III курс ||Ум, способности |58 ср. |66 выс. ||Авторитет у сверстников | 61 выс. |65 выс. ||Умелые руки | 59 ср. |66 выс. ||Внешность | 56 ср. |64 выс. ||Уверенность в себе |57 ср. |64 выс. | Представим данные таблицы графически уровень самооценки в % от общегочисла испытуемых: Результаты исследования показали высокий уровень самооценки устудентов III курса по всем шести школам. У первокурсников на всех шестишкалах встречаются низкие показатели самооценки, наиболее выражены средниепоказатели, и больше показателей очень высокой (завышенной) самооценки, чтоговорит о личностной незрелости, неумении правильно оценить результатысвоей деятельности, сравнивать себя с другими. Третьекурсники адекватносравнивают себя с другими людьми, сопоставляют свои качества с внутреннимиэталонами или результатами деятельности других. Они высоко оценивают себя,свою личность, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению спервокурсниками, так как они уже многое умеют выполнять самостоятельно –провести обследование, поставить диагноз, назначить лечение. Становление самооценки связано с расширением и углублением знаний осебе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением ихпобудительно – мотивационной роли [9]. Применяем метод Стьюдента (t-тест) для независимых выборок. С помощьюэтого метода проверяем существует ли достоверная разница между среднимипоказателями первокурсников и третьекурсников. t критическое = 1,67. Попервому показателю шкалы самооценок t эмпирическое = 3,2 ; по второмупоказателю t эмп.= 2,6 ; по четвертому показателю t эмп. = 3,0 ; по пятомупоказателю t эмп.= 3,6 ; по шестому показателю t эмп.= 2,9. Полученные показатели по всем шести школам выше того, котороесоотвествует уровню достоверности 0,05 для 58 степеней свободы (L=60), этопозволяет сделать вывод, что различия между средними есть и они значимы. То есть в самооценках третьекурсников произошли значимые изменения. Результаты исследования самоотношения. Таблица 2. Количественные показатели уровня самоотношения:|Шкалы самоотноешния ||1. |На процесс |На результат ||2. |На свободу |На альтруизм ||3. |На результат | На труд ||4. |На труд |На процесс ||5. |На альтруизм |На свободу ||6. |На эгоизм | на деньги ||7. |На власть |На эгоизм ||8. |На деньги |На власть | Из таблицы видно, что I курс более всего ориентирован на процесс, аменее всего на деньги. III курс более всего ориентирован на результат, аменее всего на власть. Это связано с тем, что первокурсников в первуюочередь интересует все, что связано с процессом познания, овладения ихбудущей профессией. Им важен процесс овладения трудовыми навыками, которыепозволят включиться в производственную деятельность в будущем. Третьекурсникам же наиболее важен результат их деятельности, они ужемногое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы –назначенное ими лечение, выполненные ими лечебные процедуры должныоблегчить страдания пациентов. Применяя метод Стьюденса, получаем по первому показателю t эмп. = 2,4;по второму показателю t эмп. = 4,7; по третьему показателю t эмп. = 5,2;по четвертому показателю t эмп. = 0,8; по пятому показателю t эмп. = 2,8;по шестому показателю t эмп. = 2,5; по седьмому показателю t эмп. = 2; повосьмому показателю t эмп. = 4,8. Полученные данные по 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 установкам вышекритического значения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для58 степеней свободы, что позволяет сделать вывод о том, что различия междусредними I и III курсов есть, и они значимы. По 4 установке – «ориентация на эгоизм» различий между средними I иIII курсов нет, разница между средними не достоверна. Результаты исследования компонентов эмпатии: Э – эмпатическая тенденция; П – тенденция к присоединению; СО сензитивность к отвержению. Таблица 4. Количественные показатели компонентов эмпатии.| | | | | | | || |Компоненты эмпатии || |Э |П |СО ||Среднее |19,0 |30,0 |15,0 |27,0 |7,0 |12,5 | В контрольном исследовании, проведенном на студентах педагогическогоинститута были получены следующие нормативы:| |Мужчины |Женщины || |Э |П |СО |Э |П |СО ||Среднее |10,5 |31,9 |-3,8 |44,4 |45,6 |5,7 ||Станд. |17,1 |18,3 |11,7 |23,6 |16,8 |18,7 ||отклон. | | | | | | | Построим диаграмму: [pic] - I курс - III курс Построим таблицу компонентов эмпатии на базе данных нормативовстудентов пединститута.| |Компоненты эмпатии || |Э |П |СО || |I |III |I |III |I |III ||+1 выше среднего| |13,3% | |6,6% |63,3% |100% ||М среднее | | | | | | ||-1 ниже среднего|36,6% |60% | |33,3% |36,6% | ||-2 ниже |63,3 | |26,6 |100% |60% | ||среднего | | | | | | | По результатам исследования можно сказать, что все компонентыэмпатии у третьекурсников развиты выше. Эмпатическая тенденция, то естьспособность к сопереживанию, впечатлительность у третьекурсников болееразвита, по сравнению с первокурсниками. Студенты III курса почти освоилипрофессию медицинского работника и огромное количество часов практическихзанятий провели в лечебных учреждениях, непосредственно у постели больного,поэтому они более способны чувствовать состояние другого человека, точновоспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Тенденция к присоединению так же выше у третьекурсников, что говоритоб их умении проявлять тепло, дружелюбие, поддержку в трудную минуту. Сензиативность к отвержению, то есть способность к возникновениюадекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес утретьекурсников так же выше. Скорее всего это связано с тем, что они осознают всю ответственность засвою работу, правильно воспринимают замечания в свой адрес по поводу каких-либо ошибок, неточностей в работе. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю tэмп=4,6; повторому показателю tэмп=8; по третьему показателю tэмп=5,5. Полученные данные по всем трем компонентам эмпатии выше критическогозначения, которое соответствует уровню достоверности 0,05 для 58 степенейсвободы, это позволяет сделать вывод. Что различия между средними I и IIIкурсов есть и они значимы. Результаты исследования каналов эмпатии, общего уровня эмпатическихспособностей. Каналы импатии: 1. Рациональный 2. Эмоциональный 3. Интуитивный 4. Установки, способствующие эмпатии 5. Проникающая способность в эмпатии 6. Идентификация в эмпатии III курс 1. интуитивный 2. эмоциональный 3. установки, способствующие эмпатии 4. рациональный 5. проникающая способность в эмпатии 6. идентификация в эмпатии Таблица 5. Количественные показатели каналов эмпатии:| |I курс |Суммарная|III курс |Суммарная|| | |оценка | |оценка || |Каналы | |Каналы | || | |I курс |III курс ||30 и более |Очень высокий | |20% ||29-22 |Средний |23,3% |80% ||21-15 |Заниженный |53,3% | ||Менее 14 |Очень низкий |23,3% | | По данным таблицы можно сказать, что у третьекурсников наблюдаютсяочень высокие и средние показатели общего уровня эмпатии, можно сказать,что по мере обучения и освоения профессии эмпатия у студентов повышается. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп.= 4,7;по второму показателю t эмп.= 5; по третьему показателю t эмп.=8; почетвертому показателю t эмп.=5,3; по пятому показателю t эмп.= 7; пошестому показателю t эмп.= 4,7; по показателю общей эмпатии t эмп.= 12,1. Полученные данные по всем шести каналам эмпатии и общему уровнюэмпатии выше критического значения t кр.= 1,67, что позволяет сделатьвывод, что различия между средними показателями I и III курсов есть и онизначимы. Результаты исследования коммуникативной установки (негативной). Компоненты установки: 1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям в суждениях о них. 2. Открытая жестокость в отношениях к людям 3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. 4. Брюзжание. 5. Негативный личный опыт общения с окружающими. Таблица 6. Количественные показатели компонентов коммуникативной установки.| |Компоненты установки || |I курс |III курс ||20 |Завуалированная |52,9 |35,0 |38,9 |66,5 |51,5 || |жестокость | | | | | ||45 |Открытая |33,6 |19,0 |23,1 |55,3 |40,4 || |жестокость | | | | | ||5 |Обоснованный |59,0 |44,4 |56,2 |78,0 |58,0 || |негативизм | | | | | ||10 |Брюзжание |32,2 |15,6 |20,5 |61,0 |45,0 ||20 |Негативный опыт |34,8 |24,0 |19,5 |67,0 |55,5 || |общения | | | | | | По данным таблицы менее всего выражена негативная коммуникативнаяустановка у врачей, воспитателей, медсестер. У студентов III курса менеевыражена негативная коммуникативная установка, по сравнению спервокурсниками, так как у них более длительный опыт общения и деятельностис пациентами на практике, и они понимают, что сопереживание, уважение,участие и искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающихвзаимное общение. Применяя метод Стьюдента, получаем по первому показателю t эмп. =3,3; по второму показателю t эмп. = 3,5; по третьему показателю t эмп. = 5;по четвертому показателю t эмп. = 2,3. Полученные данные по всем пяти компонентам установки вышекритического значения t кр. = 1,67, что позволяет сделать вывод, чторазличия между средними показателями I и III курсов есть и они значимы. Результаты сочинения «Я в профессии через 10 лет» Таблица 7. Показатели выборов профессии в % соотношении от группы.|Профессии ||I курс |III курс ||Средн. Мед. Работник 46,6% |Психолог 26,6% ||Врач 13,3% |Врач-онколог 23,3% ||Фельдшер ОСМП 13,3% |Фельдшер ОСМП 20% ||Фельдшер ФАП 10% |Фельдшер ФАП 10% ||Не знаю 16,6% |Фельдшер СЭС 10% || |Лаборант 6,6% || |Не знаю 3,3% | По результатам сочинения можно сказать, что студенты III курса болееконкретно представляют себе бедующую сферу деятельности. Они отсортировалии оценили различные виды деятельности с учетом своих интересов, установок,способностей, ценностей. Это свидетельствует о развитии у нихпрофессионального самосознания. По результатам исследования можно сделать выводы: 1. Главное психологическое приобретение в юношеском возрасте – это открытие своего внутреннего мира, возникающее в процессе социального взаимодействия. Как неизбежный всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время, подтвержденное внутренним изменениям и колебаниям психического приобретения. 2. Исследование самооценки показало высокий уровень ее развития у студентов третьекурсников. Они высоко оценивают себя, более уверены в себе, в своих способностях, по сравнению с первокурсниками. 3. У третьекурсников более высокий уровень развития самоотношения, они относятся к себе, как целостной личности, отличной от других людей. 4. Главной социально-психологической установкой у третьекурсников является ориентация на результат, они уже многое могут выполнять самостоятельно, поэтому им важен итог их работы. Первокурсники более всего ориентированы на процесс, так как им важен процесс овладения трудовыми навыками, которые позволяют включиться в производственную деятельность в будущем. 5. Эмпатические способности в процессе обучения повышаются к третьему курсу. Развивается способность к сопереживанию, впечатлению, способность чувствовать состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира. Важнейшая роль отводится интуитивному каналу – прошлому опыту, хранящемуся в подсознании. 6. Все компоненты негативной коммуникативной установки у студентов третьего курса значительно ниже, по сравнению с первокурсниками. У третьекурсников более длительный опыт общения и деятельности спациентами на практике, они понимают, что сопереживание, уважение, участиеи искренность выступают в качестве основных факторов, облегчающих взаимноеобщение, они знают, что общение может оказывать максимальную помощь иподдержку пациентам. 7. Третьекурсники конкретно представляют себе будущую сферу деятельности с учетом своих интересов, способностей, ценностей. Заключение. Проблема профессионального самосознания личности относится к числуактивно разрабатываемых в теоретическом и практическом направлениях.Внимание к этой проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое исследование профессионального самосознанияличности отвечает насущным потребностям народного хозяйства. Это связано стем, что незавершенность профессионального самосознания, растянутость этогопроцесса во времени – во многих случаях причина недостаточнойудовлетворенности части людей своей профессией. Во-вторых, это ключевая проблема психологии профессиональногостановления личности, в которой профессиональное самосознаниерассматривается, с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонентпрофессионального развития человека, с другой – как критерий одного изэтапов этого процесса. Необходимо изучать проблему развития профессионального самосознанияличности, ибо она затрагивает общую проблему жизненного становленияличности. Литература. 1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М.: ЛПА «Кафедра – М»,1998г. 2. Бернс Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986г. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968г. 4. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1973г. 5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994г., №3, с.43-52 6. Греков И.Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности // Мед.сестра. 2000г., №1, с.40-41 7. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., Знание, 1989г. 8. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: МПСИ; Варонеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000г. 9. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989г., №1, с.5-14 10. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974г. 11. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1984г. 12. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1984г. 13. Коммуникация // Мед.помощь 1998г., №4, с.41-43. 14. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989г. 15. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание – М.: Политиздат. – 1984г. 16. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978г. 17. Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности// Вопросы психологии. 1983г., №2, с.51-59. 18. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985г. 19. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Просвещение, 1976г. 20. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986г. 21. Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матююшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М., 1984г. 22. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996г. 23. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: МПСИ, 1998г. 24. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997г., №4, с.28-38 25. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990, №3, с.58-64. 26. Мудрик А.В. Современный старшеклассник // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: ИПП, 1996.-с.266-275 27. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998г. 28. Обносов В.И. Динамика профессиональных представлений учащихся // Вопросы психологии. 1986г., №6, с. 28-32 29. Поштом М.Л., Дадыкин В.А. Какие вы сегодняшние и будущие медицинские сестры? // Сестринское дело. 2000г., с. 4-5 30. Прикладная социальная психология. / Под ред. Сухова А.Н., Дергача А.А. – М.: Издательство ИПП; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998г. 31. Прихоэлан А.М. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987г. 32. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – В.: ИПП, НПО «МОДЭК», 1996г. 33. Пряжнеков Н.С. Психологический смысл труда: - М.: Издательство ИПП, Воронеж: НПО «МОДЖ» , 1997г. 34. Прыгин Г.С., Степанский В.М., Фарютин В.П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. 1987г., №4, с.45-50 35. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. – М.: МПСИ, Изд. «Флинта», 1998г. 36. Психология современного подростка / Под ред. Д.М.Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987г. 37. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: МПА, 1995г. 38. Ратанова Т.А., Шлехта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: МПСИ: Флинта, 1998г. 39. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара. Бахрах, 1999г. 40. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т.Тн.-М.: «Педагогика», 1989г., с.236-249 41. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986г., №6, с.14-22 42. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972г. 43. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983г. 44. Стрельникова А.Н. Зачем мед.сестре самооценка. // Мед.сестра 2000г., №1, с.42-43 45. Творогова Н. Эмпатия // Сестринское дело. 1998г., №1, с.24-25 46. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Педагогика, 1987г. 47. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997г., №2 48. Фельдштейн Д.М. Психология взросления. М.: МПСИ: Флинта, 1999г. 49. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995г. 50. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. Изд. Наука. М., 1977г. 51. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация. М., 1983г. Приложения. Приложение 1 Таблица 1. Количественные показатели уровня самооценки.|№ п/п |Показатели самооценки || |Ум, |Характер|Авторитет|Умелые |Внешность|Уверенност|| |способност| | |руки | |ь в себе || |и | | | | | || |Э |П |СО || |I |III |I |III |I |III ||1 |14 |26 |14 |27 |7 |6 ||2 |17 |22 |12 |23 |1 |14 ||3 |13 |30 |13 |21 |6 |8 ||4 |15 |24 |12 |19 |6 |12 ||5 |12 |27 |14 |25 |4 |7 ||6 |17 |19 |12 |18 |3 |16 ||7 |18 |18 |16 |25 |11 |19 ||8 |15 |14 |13 |40 |1 |10 ||9 |18 |19 |17 |46 |13 |11 ||10 |15 |13 |19 |23 |12 |13 ||11 |17 |17 |12 |18 |10 |15 ||12 |13 |28 |17 |24 |3 |17 ||13 |21 |19 |12 |46 |9 |18 ||14 |15 |19 |15 |18 |16 |17 ||15 |10 |24 |22 |23 |3 |12 ||16 |22 |32 |13 |34 |13 |13 ||17 |31 |34 |14 |22 |9 |18 ||18 |19 |29 |12 |32 |7 |17 ||19 | 12 |30 |21 |29 |8 |14 ||20 |34 |29 |19 |28 |4 |15 ||21 |30 |31 |12 |35 |13 |12 ||22 |19 |34 |13 |29 |6 |8 ||23 |29 |22 |20 |26 |11 |9 ||24 |23 |42 |12 |26 |7 |7 ||25 |29 |44 |18 |22 |2 |14 ||26 |14 |58 |17 |39 |1 |11 ||27 |24 |48 |112 |27 |14 |12 ||28 |24 |44 |14 |33 |2 |13 ||29 |14 |45 |23 |26 |5 |11 ||30 |23 |52 |22 |35 |6 |6 ||Среднее |19,0 |30,0 |15,0 |27,0 |7,0 |12,5 ||Стандартно|6,3 |11,5 |3,5 |7,6 |4,3 |3,7 ||е | | | | | | ||отклонение| | | | | | | Приложение №5 Таблица №5. Количественные показатели каналов эмпатии.|№ п/п |I курс |Суммарная|I курс |Суммарная|| | |оценка | |оценка || |Каналы | |Каналы | || |I курс |III курс | |1 |2 |3 |4 |5 |1 |2 |3 |4 |5 | |1 |20 |19 |3 |4 |10 |17 |25 |2 |6 |10 | |2 |10 |27 |5 |6 |8 |7 |18 |2 |3 |7 | |3 |14 |35 |5 |10 |20 |10 |13 |3 |5 |18 | |4 |16 |18 |4 |10 |15 |7 |17 |2 |4 |15 | |5 |9 |18 |4 |6 |10 |12 |22 |4 |7 |17 | |6 |16 |18 |3 |5 |15 |14 |14 |2 |2 |7 | |7 |16 |18 |4 |6 |12 |8 |27 |5 |4 |9 | |8 |13 |35 |3 |8 |30 |20 |23 |3 |3 |10 | |9 |9 |27 |3 |5 |20 |11 |12 |4 |5 |12 | |10 |17 |26 |5 |10 |15 |9 |18 |2 |2 |18 | |11 |18 |27 |4 |6 |10 |15 |18 |4 |7 |11 | |12 |9 |19 |3 |8 |10 |10 |16 |3 |2 |13 | |13 |13 |26 |3 |4 |17 |7 |23 |4 |4 |8 | |14 |13 |24 |4 |6 |19 |13 |11 |2 |3 |11 | |15 |13 |10 |3 |10 |20 |16 |17 |2 |6 |9 | |16 |15 |20 |4 |5 |15 |15 |20 |5 |5 |20 | |17 |10 |20 |2 |4 |15 |10 |25 |4 |7 |10 | |18 |12 |30 |5 |5 |8 |8 |20 |3 |8 |5 | |19 |18 |25 |2 |5 |15 |9 |27 |2 |5 |15 | |20 |15 |10 |2 |4 |8 |12 |29 |2 |4 |5 | |21 |15 |20 |5 |10 |15 |10 |20 |3 |8 |7 | |22 |10 |40 |5 |5 |10 |5 |10 |3 |3 |8 | |23 |12 |27 |4 |8 |15 |8 |15 |4 |5 |7 | |24 |10 |20 |5 |5 |15 |6 |20 |5 |4 |10 | |25 |15 |25 |3 |5 |10 |9 |18 |5 |5 |15 | |26 |7 |20 |4 |5




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Профессиональное самосознание личности iconПедагогическая концепция проектно – исследовательская деятельность как условие развития креативности и самостоятельности учащихся
Профессиональное самосознание личности является и основным источником, и механизмом профессионального развития и усовершенствования...
Профессиональное самосознание личности iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Основы профориентологии»
Профессиональное самоопределение личности на разных стадиях становления личности
Профессиональное самосознание личности iconТема: профессиональное самоопределение педагогов в свете новой парадигмы образования
В данном направлении профессиональное развитие рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней...
Профессиональное самосознание личности iconН. Л. Иванова (гу-вшэ) Самоопределение личности и проблемы подготовки специалистов для современного бизнеса
Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта гу-вшэ 2007 г. «Социальное и профессиональное самоопределение...
Профессиональное самосознание личности iconПрофессиональное образование Статья 70. Профессиональное образование
Профессиональное образование включает в себя следующие уровни образования: среднее профессиональное образование и высшее образование...
Профессиональное самосознание личности iconСодержание 1 Проблемы и специфика философского знания. Структура и функция философии
Философия стремиться показать каково значение для человека вот такого осознания, понимания, обоснования, каким образом это влияет...
Профессиональное самосознание личности iconОрганизация научно-исследовательской работы в системе дополнительного образования
Осква на пути к культуре мира. Основная цель проекта состояла в формировании личностных качеств. К этим качествам относятся национальное...
Профессиональное самосознание личности iconСообщение к педсовету «Развитие личности учащихся и их творческих способностей средствами национальной культуры и традиций»
Влияние на этот процесс оказывают и межнациональные отношения, они же участвуют и в формировании личностных качеств. К этим качествам...
Профессиональное самосознание личности iconПроблема личности в работах В. С. Мерлина пла общее понятие личности Влияние социальных взаимоотношений на формирование и развитие личности Роль психологических конфликтов в развитии личности. 4

Профессиональное самосознание личности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 13. 00. 08 «Теория и методика профессионального образования»
Система педагогических наук. Предмет профессиональной педагогики. Связи профессиональной педагогики с другими науками. Основные категории...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы