Крымское ханство icon

Крымское ханство



НазваниеКрымское ханство
Осадчий И. А
Дата конвертации11.07.2012
Размер235.46 Kb.
ТипРеферат
Крымское ханство


Министерство образования и науки Украины Севастопольский государственный технический университет КРЫМСКОЕ ХАНСТВО Выполнил студент группы М11д Осадчий И. А. № зач. книжки 200025 1.04.01 Севастополь 2001В начале XIII века этнополитическая ситуация в Таврике (так называлсяполуостров до XIII века) сложилась следующим образом. В горных районахобитало преимущественно христианское население. Основным занятием его былоземледелие, существенно дополнявшееся пастушеским скотоводством. Этонаселение, будучи смешанным по этническому составу (преимущественно аланы,готы), было нивелировано в этнокультурном и языковом отношении византийскимвлиянием. В степной части полуострова неоднократно происходила смена однихтюркоязычных кочевых этносов другими. С середины XI до 20-х гг. XIII веказдесь господствовали половцы (кыпчаки).В январе 1223 г. в Крым вторглись татары, до этого близ Дербентаразгромившие алано-кыпчакские войска. В источниках практически неупотребляется для обозначения завоевателей этноним "монголы", а только"татары". Разгромив Судак и перебив значительное число половцев, татарыудалились. Только во время второго похода в Юго-Восточную Европу в 1236году они начали обосновываться на полуострове. Его степная и предгорнаячасти были поделены между родами, участвовавшими в завоевании. Закреплениютатар на полуострове способствовало образование Золотой Орды, в которойКрым занял положение улуса (провинции). Резиденцией наместника стал город(Солхат или Крым (ныне Старый Крым), возникший во 2-й половине XIII века наторговом пути из генуэзской Кафы (Феодосии) в степи Евразии. Названиегорода "Крым", вскоре перешло на весь полуостров, а затем и на один изтюркоязычных народов Северного Причерноморья.В указанный период начинается формирование крымско-татарского этноса. В егосостав вошли, кроме пришельцев - татар, часть половцев, ассимилированныхзавоевателями. Заметное этнокультурное влияние оказала эмиграция измалоазийских сельджукских султанатов, отразившаяся на формировании духовнойкультуры крымских татар.Христианское население крымского улуса оказалось под сильным идеологическими политическим давлением, началась его мусульманизация и татаризация, о чеместь прямые сведения в источниках. Особенно этот процесс усилился послепровозглашения золотоордынским ханом Узбеком ислама государственнойрелигией (1313 г.).Большую роль в процессе формирования крымских татар сыграл распад ЗолотойОрды. В 1-й половине XV века центробежные процессы охватили огромнуютерриторию и привели к обособлению Казанского, Астраханского и Крымскогоханств. В состав последнего также вошли земли между Дунаем и Днепром,Приазовье и часть Кубани. Эта территория была значительно большей, чемвладения татар в Крыму. Но точно установить ее границы, особенно северные,довольно трудно, т. к. многочисленные кочевые и полукочевые народы,обитавшие на землях Причерноморья, часто меняли места кочевки или простовыходили из-под власти хана.
В 1475 году Османская империя завоевала генуэзские колонии и княжествоФeодоро, населенное христианами, впоследствии обычно именовавшимися"крымскими греками". Эти территории, охватившие большую часть ГорногоКрыма, а также ряд крупных городов и крепостей Причерноморья, Приазовья иКубани вошли в состав турецких владений, управлялись султанскойадминистрацией и не подчинялись ханам. Турция содержала в них своигарнизоны, чиновничий аппарат и строго взимала налоги с подвластных земель.С 1478 года Крымское ханство официально стало вассалом Османской Порты исохранилось в этом качестве до Кучук- Кайнарджийского мира 1774 года.Назначение и смещение ханов обычно осуществлялось по воле Стамбула.В 1-й половине XVI века зафиксировано употребление этнонима "крымскиетатары" (С. Герберштейн, М. Броневский), до этого мусульманское населениестепной и предгорной части полуострова обычно называли просто "татарами".На протяжении XVI-XVIII вв. у крымских татар, в особенности в горном Крыму,кочевое скотоводство постепенно сменяется земледелием, хотя скот еще долгооставался основным мерилом богатства населения, которое занималось такжеконеводством, разведением верблюдов, крупного рогатого скота, овцеводством."У них - (крымских татар) большие стада скота и овец, среди которыхзнаменитые курдючные овцы, имеются двугорбые верблюды и много лошадей неочень красивых, но быстрых, сильных и выносливых", - писал Тунманн (80-егг. XVIII в.).Земледелие было возможно только в тех местах Крыма, где имелись источникиводы, что позволило возникнуть монопольному владению землей, пригодной дляобработки. На первых порах землепашество ограничивалось, в основном,посевом быстросозревающего ячменя. Но с течением времени они научилисьвыращивать пшеницу, гречиху, просо, овес. Французский консул в КрымуПейсонель говорил, что из крымских портов ежегодно отходило от 100 до 150кораблей, груженных хлебом для Турции. Другие народности, населявшие Крым,занимались огородничеством, садоводством, виноградарством. Они научилитатар выращивать фруктовые деревья, арбузы, дыни, овощи, разводитьвиноград, заниматься пчеловодством.Процесс оседания татар шел особенно интенсивно в горных и южнобережныхобластях Крыма, естественно, там шел и процесс ассимиляции татар с местнымижителями. Степные татары, которых процессы ассимиляции не коснулись,продолжали заниматься в основном скотоводством. Занятие земледелием для нихеще долгое время считалось хлопотным делом, а техника земледелия оставаласьпримитивной и в XVIII в.В Ногайской Орде (Приазовье и Северный Кавказ) земледелие и ремесло носиливспомогательный характер и не получили широкого распространения. Оседлоеземледелие отсутствовало. Чтобы вырастить хлеб, весной часть ногайцевуходила в сторону от долины, где находилась их Орда, избирала удобную дляземледелия территорию и примитивными орудиями труда обрабатывали землю, акогда хлеб созревал, собирали урожай и возвращалась с продовольствием всвою Орду. Кочевое скотоводство основывалось на периодической сменепастбищ, с учетом их травостоя, сезонов, климата и количества скота.Сущетвовала достаточно определенная система кочевания, предусматривавшаядовольно четкий скотоводческий цикл с определенными маршрутами перекочевок,использованием зимних, весенних, летних и осенних пастбищ, установленныхдля каждого кочевого коллектива.В Буджаке (Приднестровье, Приднепровье) население вело оседлый образ жизни,занимаясь кроме земледелия скотоводством, пчеловодством.Черкесы (Северный Кавказ) разводили лошадей, занимались охотой, рыбнойловлей, овцеводством. Это был оседлый народ. На территории ханства возниклонесколько форм земельных держаний: ханское землевладение, бейлики (владениязнатных беев-карачеев), султанское землевладение, вакуфные земли,принадлежавшие духовенству, мурзинское землевладение, обширные земли.Первоначально когда территории Крыма еще входили в состав Золотой Орды направах улуса, они были захвачены для зимних кочевий представителями четырехзнатнейших татарских родов: Ширинов, Барынов, Аргинов и Седжетов. Впоследующем к ним присоединился Ногайский род Мансуров, выдвинувшийся навторое место, и род Яшлавов (Сулешевых).Родовая организация, просуществовала у татар вплоть до конца средневековья.Во главе родов стояли беи, которые, руководствуясь правом первого захватаземли, к моменту установления власти Гиреев уже имели свою территорию,внутри которой лучшие земли выделялись в пользу бея и назывались бейликами.В пределах бейлика особые участки земли принадлежали мурзам - членамбейского рода. Мурзы были ниже беев по социальному положению, собственно,они, составляли класс феодалов, резко обособляясь от остальных группнаселения, т. к. не имели права вступать в брак с простыми татарами,получать доходы иным путем, кроме как с земли или военной добычи.Захватив власть, дом Гиреев широко использовал разные формы земельныхпожалований за услуги, оказанные правителям. Раздавались земли с пашнями,сенокосами, зимовьями для скота, садами, мельницами. Постепенно многиеземли становились наследственными. Эта раздача земель превратила беев нетолько в крупных землевладельцев, но и в фактических хозяев страны, т. к.хотя хан и считался главой государства и высшим сеньором, вассальнаязависимость татарских родов и племен, да и других народов, подчиненныхвласти хана, была часто лишь номинальной. Высшую феодальную властьсоставляли главы указанных родов. Наиболее знатными и могущественными былипредставители рода Ширинов, которые играли главную роль в стране.Фактически, по их решению смещались и назначались ханы, они могли женитьсяна принцессах из ханского дома, занимали самые важные посты в государстве,владели одними из лучших территорий в стране. В своем бейлике владелецкроме пожизненного владения землей бейлика и собственностью, приобретеннойза счет освоения целинных земель либо пожалования, имел полную власть наднаселением. Они самовластно творили суд и расправу над зависимымнаселением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины, котораявначале была 8-10 дней в году, а потом стала заметно расти, и другие видыповинностей. В документах упоминаются всеобщий налог, подать с урожая,пошлина с купли-продажи, таможенная пошлина, подельная или подушная подать,провиант и фураж, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, запоголовье крупного рогатого скота и другое. Бей обязан был вооружать своенаселение во время военных походов. Резиденция главы Ширинских осев,владевших землями от Карасу до Керчи, находилась в Карасу- Базаре, в войскеимелось свое знамя, бей имел свое управление - диван. Мансуры,возвысившиеся в XVII в., имели только нурад-дина. Бейлик Аргинов находилсявозле Кафы и Судака. Между представителями этих родов велась непрерывнаяборьба за власть в государстве, за влияние на хана, за место в ханскомсовете - диване. Беи-карачеи (главы родов) были непременными советникамихана.Хан, являясь верховным землевладельцем, владел соляными озерами и деревнямивозле них, лесами по течению рек Альмы, Качи и Салгира и пустошами, накоторых возникали поселения новых обитателей, превращавшихся постепенно взависимое население и выплачивавших ему десятину. Обладая правомнаследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкиеродственники, хан мог стать наследником беев и мурз. Эти же правилараспространялись и на бейское и мурзинское землевладение, когда к бею илимурзе переходили земли бедных земледельцев и скотоводов. Из земельныхвладений хана выделялись земли калга-султану. В состав ханских владенийвходили также несколько городов - Солхат, Кырк-Ер (Чуфут-Кале), Бахчисарай.В Ногайской Орде право верховного распоряжения кочевьями принадлежалофеодальной верхушке во главе с бием (князем), который так же, как иКрымский хан жаловал определенные пастбищные территории отдельным феодалампри условии службы и вассальной верности. Крупные феодалы, у которыхсостояли на службе менее значительные мурзы, в свою очередь, наделяликочевьями последних в пределах пастбищных территорий, которые ими былиполучены от бия. В Буджаке также господствовали феодально-родовыеотношения. Крестьяне отрабатывали барщину и несли натуральные повинности впользу своих феодалов.Значительную категорию привилегированного сословия составляло мусульманскоенаселение, игравшее важную роль в общественной жизни страны. Духовенствупринадлежали вакуфные земли, с которых оно получало основные доходы.Определенную долю доходов духовенства составляли отчисления от военнойдобычи и налоги, собираемые со всего населения страны. Немалыми были идарения ханов, феодальной знати в пользу служителей культа.Процесс имущественной и социальной дифференциации в XVI - XVIII вв.коснулся всех народов, входивших в состав Крымского ханства. Основную массунаселения ханства составляли скотоводы и земледельцы, называвшиеся "чернымнародом". Эти люди были лично свободны, сохраняли родовую организацию,являвшуюся старой оболочкой, внутри которой проходил процесс распадародового строя. Основной социальной ячейкой являлась патриархальная семья.Родовая организация служила для господствующего класса одним из средствукрепления своего влияния внутри рода и для удержания его населения вповиновении. Переселившись в Крым, татары познакомились с земледельческойобщиной "джемаат". Применяемая в ней форма поземельных отношений была вомногом воспринята татарами. И постепенно община "джемаат" пришла на сменуродовой общине. В ней существовали коллективная собственность на землю,общественные сенокосы, общественные колодцы, коллективная запашка земли,для осуществления которой объединялись несколько семей. Земля в общинераспределялась на паях, которые со временем превращались в собственностьземледельца. Это приводило к появлению имущественного неравенства средиобщинников.Самую низшую и довольно многочисленную группу населения ханства составлялирабы - совершенно бесправные люди, объект купли-продажи. Контингент рабовпополнялся двумя путями: путем захвата пленных во время набегов на соседейили путем взимания живой дани с вассальных князей, стоявших во главеподвластных Крыму племен. Труд рабов широко использовался в хозяйстве,однако его производительность была крайне низка, а это замедляло развитиеэкономики ханства. Рабы были очень ненадежны в политическом отношении,ломали орудия труда, портили скот, часто убегали от своих хозяев.В городах Крыма, которые в XVI - XVIII вв. снова стали широко известны,кроме издавна проживавших греков, армян, евреев поселилось большоеколичество татар, турок, также занимавшихся торговлей и ремеслом.Значительный процент городского населения составляли рабы. Крупнейшимицентрами работорговли были Карасубазар, Гезлев и Кафа. Купцы и ремесленникиимели свои цеховые организации, контролировавшиеся ханскими чиновниками,которые назначали таксы на изделия различных цехов, взимали пошлины со всехторговых сделок, ведали налогообложением населения, стремясь извлечь какможно больше доходов в казну. В татарских городах были развиты производствовойлока, выделка кожи, сафьянов, седел, металлообрабатывающее ремесло,изготовлялось оружие, сбруя, обувь, одежда, ковры, предметы домашнегообихода. На рынках широко представлены были и продукты сельского хозяйства:мясомолочные (особенно ценилось ногайское коровье масло), мед, воск,виноград, овощи, фрукты, вино. Несмотря на существование денежной системы,часто осуществлялась меновая торговля, так же как и в предыдущие века.Крымские ханы были заинтересованы в развитии торговли, дававшейзначительные прибыли казне. Среди товаров, вывозимых из Крыма, называютсясырая кожа, овечья шерсть, сафьяны, овечьи шубы, серые и черные смушки.Города застраивались невысокими одноэтажными зданиями, улицы были кривыми иузкими, но дворцы хана, феодальной знати, мечети, гостиницы (ханы) дляприезжих строились добротно, с учетом вкусов мусульманского населенияханства. В Старом Крыму, Кафе, Керчи, Гезлеве было большое количествокатолических, греческих, армянских церквей. В Чуфут-Кале и Гезлеве-караимские кенассы. В Гезлеве была построена мечеть Джума-Джами, строителемкоторой по преданию был величайший турецкий зодчий Аби Синан. В Ак-Мечети иГезлеве действовали еврейские синагоги.Из городов Буджака следует отметить Килию, Бендеры, Измаил, Аккерман,крепости Очаков и Килбурун (Кинбурн). И хотя Турция в большинстве этихгородов содержала свои военные гарнизоны, подчиненность Крымскому ханствунаселения также существовала. В устье Дона находилась турецкая крепостьАзик (Азов), севернее Азика - Черкес-Кермен. На территории восточных границханства стояли крепости Тамань, Темреон, Хысров (в Черкессии). Наматериковых землях ханства находилось также определенное количестводеревянных крепостей-паланок, в которых охранную службу несли местныежители.Главной крепостью при въезде на территорию полуострова была Перекопская,являвшаяся воротами Крыма. Функции защиты Крыма выполняли города - КрепостиАрабат, Керчь. Торговыми портами были Гезлев, Кафа. Военные гарнизоны (восновном турецкие, частично из местных греков) содержались также вБалаклаве, Судаке, Керчи, Кафе.Ряд городов являлся резиденциями представителей крупнейшей знати. Например,Бахчисарай был столицей ханства, Ак-Мечеть - резиденцией калги-султана,Карасубазар - центром беев Ширинских, Кафа - резиденцией наместникатурецкого султана.Государственной религией на территории Крыма было мусульманство, а уногайских племен господствовал шаманизм. По шариату каждый мусульманиндолжен участвовать в войнах с неверными. Военная деятельность былаобязательной как для крупных, так и для мелких феодалов. Специфика военнойорганизации татар, в корне отличавшая от военного дела европейских народов,вызывала особый интерес у последних. Выполняя задания своих правительств,дипломаты, купцы, путешественники стремились не только к налаживаниюконтактов с ханами, но и старались детально ознакомиться с организациейвоенного дела, а зачастую их миссии основной целью имели изучение военногопотенциала Крымского ханства.В источниках указывается, что в Крымском ханстве не было регулярноговойска, а в военных походах фактически принимали участие все мужчины,способные носить оружие. С малых лет татары приучались ко всем тяготам иневзгодам военного 6быта,учились владеть оружием, ездить верхом, переноситьхолод, голод, усталость. Хан, его сыновья, отдельные бей совершали набеги,ввязывались в военные действия со своими соседями в основном лишь тогда,когда были уверены в успешном исходе. Большую роль в военных операцияхтатар играла разведка. Специальные лазутчики отправлялись заранее вперед,выясняли обстановку, а затем становились проводниками наступающей армии.Используя фактор неожиданности, когда можно было застать противникаврасплох, они часто получали сравнительно легкую добычу. Но почти никогдататары не выступали самостоятельно против регулярных, преобладающих вколичественном отношении войск. Ханский совет устанавливал норму, всоответствии с которой подчиненные хана должны были поставлять воинов.Часть жителей оставалась для присмотра за имуществом ушедших в поход. Этиже люди должны были вооружать и содержать воинов, за что получали частьвоенной добычи. Кроме военной повинности, в пользу хана выплачивалась сауга- пятая, а иногда и большая часть добычи, которую мурзы приносили с собойпосле набегов. Бедные люди, участвовавшие в этих походах, надеялись, чтопоход за добычей позволит им избавиться от житейских трудностей, облегчитсуществование, поэтому сравнительно охотно отправлялись вслед за своимфеодалом. Но по возвращении они обязаны были вернуть долг за полученноевоенное снаряжение натурой, и получалось, что татарская голытьба маловыигрывала от походов. Это порождало случаи, когда обделенные таким образомотказывались участвовать в новых походах.Административные округа, на которые делалась ставка (6 каймаканств и 42кадылыка), должны были во время похода выставлять запряженную парой лошадейподводу с сухарями или просом, а также вносить в ханскую казну 1000пиастров. Регулярных денежных повинностей вначале в стране не было. Ростденежных поборов на военные нужды начинается с середины XVII в., когдавводятся "оружейные" деньги и целый ряд других денежных платежей.В военном деле у татар можно выделить два вида походной организации -боевой поход, когда татарское войско принимает участие в боевых действияхвоюющих сторон, и грабительский набег - беш-баш, который осуществлялсязачастую отдельными мурзами и беями со сравнительно небольшими воинскимиотрядами с целью получения добычи и захвата пленных."Походы предпринимают ... зимой... Перед началом похода делают смотрвойску... Татары рассчитывают время похода таким образом, чтобы вернутьсяназад в Крым до того, как вскроются реки, т.к. они не подковывают своихлошадей и боятся, чтобы лошади не сбивали копыта", - отмечал инженер деБоплан (середина XVIII в.)."Если поход осуществлялся с целью получения добычи, то, не доходя дограницы несколько миль, татарское войско в скрытом месте становится наотдых, отдыхает 3-4 дня, а затем начинает организовывать войско, разделивего на три отряда, две трети составляют главный корпус, а одна третьобразует крылья -левое и правое. Каждое крыло состоит из 8-10 тысячвсадников и разделяется на 10-12 пятисотенных или шестисотенных отрядовкоторые рассыпаются по деревням, окружают селения со всех четырех сторон.Захватив богатую добычу, татары возвращаются в Крым уже другой дорогой избоязни преследования", - отмечал все тот же де Боплан. Поэтому турецкийпутешественник Эвлия Челеби и констатирует, что "для неверных этоттатарский народ-словно чума".В поход татары не брали особого имущества в надежде на добычу, захваченнуюв чужих землях. Зато серьезное внимание уделялось лошадям. Лошади у нихбыли особой низкорослой породы, но очень выносливые и неприхотливые. "Сияживотныя не боятся ни холоду, ни жару и всегда бегают рысью. Нет ни рек, ниболот, которыя бы могли их остановить",- очень точно подметил граф деМарсильли. "Обычно отправляясь в поход, каждый татарин имеет с собой отдвух до четырех заводных лошадей: устанет одна, он вскакивает на другую, алошадь бежит за хозяином, как собака, чему она приучается очень рано". (А.М. Литвин). Особое внимание обращали А. Лызлов, де Марсильли на способфорсирования татарами рек. "Приближаясь к реке, они связывают вместеповодья и хвосты обоих лошадей, на которых сами становятся, привязавсделанные из тетивы и дерева луки к спине, чтобы не замочить их и неослабить; и, став таким образом на лошадей, чрезвычайно быстропереправляются",-говорил А. Лызлов. "При переправах через реки татарыиспользуют сделанные из тростника или других болотных трав пуки (пучкитравы), на которе они кладут худое свое платье, саблю,дабы всего того непомочить", - писал де Марсильли.По описаниям Г. де Боплана и де Марсильли, татары оснащались довольнопросто, они использовали легкое седло, попоной, а иногда и шкурой овечьейпокрывали лошадь, не одевали узду, используя сыромятный ремень. Незаменимойдля наездника являлась и плеть с короткой рукояткой. Вооружены татары былисаблею, луком и колчаном с 18 или 20 стрелами, ножом, имели огниво длядобывания огня, шило и 5 или 6 сажен ременных веревок для вязанияпленников. Любимым оружием татар были сабли, изготовлявшиеся в Бахчисарае,ятаганы и кинжалы брались про запас.Одежда в походе была также непритязательна: только знатные носили кольчуги,остальные отправлялись на войну в овчинных тулупах и меховых шапках,которые зимой носили шерстью внутрь, а летом и во время дождя шерстьюнаружу. В еде татары были не прихотливы. Питались хлебом, кониной, однакотатарин решался зарезать только больную лошадь, либо когда она падет сама,что бывало очень часто. Взяв кусок, они клали его под седло, пустое внутри,и мясо там лежало и прело до тех пор, пока не делалось мягким, тогда ониохотно ели его. Но самая обыкновенная их пища состояла из простой ячменнойи гречневой каши. Они отличались на войне умением переносить голод, жажду,тяжкий труд, бессонницу, жару, холод и другие лишения и невзгоды.Существовали определенные тактические приемы, применяемые обычно татарами.В начале атаки они старались всегда обойти левое крыло неприятеля для того,чтобы удобнее выпускать стрелы. Высокое мастерство стрельбы из лука сразудвумя и даже тремя столами отмечал Эвлия Челеби. Часто, уже обращенные вбегство, они останавливались, вновь смыкали ряды, стремясь как можно теснееоценить неприятеля, преследовавшего их и рассыпавшегося в погоне, и, такимобразом, уже побежденные вырывали победу из рук победителей. В открытыевоенные действия с противником вступали только в случае своего явногочисленного превосходства. Сражения признавали только в открытом поле,избегали идти на осаду крепостей, т.к. у них не было осадной техники.Участвуя в военных действиях с союзническими целями, часто вероломнонарушали соглашения, переходя на сторону противника, если тот прельщал ихбогатыми дарами.У нас нет точной характеристики татарского войска: колеблются цифры,указывающие общее количество войск.Так, в трактате Михаила Литвина - военного и политического деятелякняжества Литовского "О нравах татар, литовцев и московитян" отмечается,что "хан в состоянии послать на войну 30000 всадников, ибо каждый мужчина,способный оседлать коня, является воином". Эта цифра не окончательная, т.к.в разных источниках она колеблется от 4000 до 200000 человек (мемуарыбарона Тотта). В зависимости от целей и задач военных действий татар войскавозглавлялись ханом, калгой нуреддин-султаном. Но никто из татар непризывался к вооружению против воли его бея или мурзы... Каждый извоеначальников должен был собрать определенное количество войск. "Если ханыотправляются в какой-нибудь поход, то впереди становятся в качестве ведущих12 от-аг (руководителей отрядов проводников), а войско выстраивается по 12колонн и ... все кони, связанные за хвосты, вынуждены идти голова к голове.В среднем с ханом в поход отправлялось ... около 80000 человек. А когдакалга-султан идет в поход, 50000 человек его войска образуют 8 колонн. Еслиже в поход выступает нуреддин-султан"... то идет 40000 его воинов шестьюколоннами. Если в поход отправляются ханский визирь, вольные султаны,прибрежные аги ..., то бывает 30000 воинов, которые образуют строй в 5колонн", - так характеризовал организацию войска Эвлия Челеби.Помимо методов военных - набегов, войн, правители Крыма часто прибегали кзолотоордынской практике сбора дани с близлежащих земель в форме больших ималых "поминков". "Платят жалование или подарки: немецкий царь, ляшскийкороль, Седмиградски Бугры, Влахи, Моровлахи и, полагаю, горски черкасы", -писал сербский просветитель Юрий Крижанич (XVII в.).Политическая организация ханства формировалась постепенно, с учетомменявшейся роли ханства на международной арене, особенностей развития этогокрая, многонациональным составом населения, зависимостью от ОсманскойПорты. Оно не было централизованным государством и дробилось на отдельныетерриториальные единицы, имевшие свою политическую организацию.Установление вассальной зависимости Крыма от Турции распространилось и навысших правителей государства. Ханы назначались и смещались по волесултана. В этом была слабость Крыма и сила Турции. Ни один хан не мог бытьуверен в своем завтрашнем дне, т.к. в любую минуту мог расстаться не толькос властью, но и с жизнью. Большинство перемещений высших должностных лицосуществлялось по наговорам и просьбам крымских беев, которые, борясь засвою самостоятельность, не допускали возвышения того или другого хана. Врезультате этих частых смен правителей к середине XVIII в. насчитывалосьоколо двухсот Гиреев, которые могли претендовать на ханский престол.Власть хана была ограничена не только волей султана, но главное -представителями наиболее знатных родов - беями- карачеями, которые былинепременными советниками хана. Род Гиреев, получив право на ханскую власть,не сумел добиться от знати, чтобы власть была наследственной инеограниченной.Существовали "малый" и "большой" советы, игравшие очень серьезную роль вжизни государства."Малым" назывался совет ("Малый диван"), если в нем принимал участие узкийкруг знати, решавший вопросы, требующие срочных и конкретных решений."Большой диван" - это собрание "всей земли", когда в нем принимали участиевообще все мурзы и представители "лучших" черных людей. За карачеями потрадиции сохранилось право санкционировать назначение султаном ханов изрода Гиреев, выражавшееся в обряде посажения их на престол в Бахчисарае.В государственном устройстве Крыма во многом были использованызолотоордынская и турецкая структура государственной власти. Чаще всеговысшие государственные должности занимались сыновьями, братьями хана илидругими лицами знатного происхождения.Первым должностным лицом после хана был калга-султан. На эту должностьназначался наследник хана или доверенное лицо из ханской фамилии. Калгауправлял страной в случае смерти хана до назначения на престол нового. Онбыл главнокомандующим, если хан лично не отправлялся на войну. Вторуюдолжность - нураддин - также занимал член ханской фамилии. Он былпрезидентом в малых и местных судах, командовал в походах меньшимикорпусами.Муфтий - это глава мусульманского совета Крыма, толкователь законов,обладающий правом смещать судей- кадиев, если они судили неправильно.Каймакан - наместник хана на время его отсутствия. Начальник крепости Ор-Капи. Чаще всего эту должность занимали члены ханской фамилии, либо членфамилии Ширин. Он охранял границы и наблюдал за ногайскими ордами внеКрыма. Должности кадия, визиря и других министров аналогичны тем жедолжностям в Турции.Кроме вышеуказанных существовала важная женская должность - вали-де-султанша, ула-султанша, которую занимала мать или сестра хана. Позначимости и роли в государстве она имела ранг, следующий за калга-султаном.В Крымском ханстве велась постоянная борьба между знатными татарскимиродами, между буджаками и ногайцами. Феодальная власть часто былаоппозиционно настроена по отношению к хану. Во внутренних распряхсказывалось влияние турецкого правительства, которое стремилось недопускать консолидации сил Крымского ханства. Турция нередко создавалаконфликтные ситуации внутри страны, что естественно ее ослабляло. Этопозволяло контролировать не только деятельность хана, но и неспокойнойкрымской знати, и направлять развитие государства в нужное османам русло.Двойственный характер политической, хозяйственной и культурной жизни Крымасказывался во всем. Здесь действовали законы шариата, считавшиеся управоверных мусульман правилами жизни. Но во многих вопросах в Крымскомханстве придерживались старинного права - чингизового торэ. Имела хождениедвоякая монета: атарская и турецкая, ряд повинностей в государствевыполнялся населением и в пользу своих феодалов, и в пользу Турции.Отдельные территории были в непосредственном подчинении турецких властей(г. Кафа, где имел резиденцию турецкий паша, отдельные поднепровские,азовские и ногайские земли). Долгое время даже не было определенногоадминистративного центра. "Где останавливался своим станом хан, тамдействовала и правительственная машина: писались и издавались указы,организовывалась армия, творился суд и расправа, давались аудиенциииностранным послам и даже чеканились монеты", - писал В. Д. Смирнов.Постоянный контроль и надзор со стороны Турции, ограничение власти инеуверенность в ее прочности приводили к тому, что лишь немногие правителииз династии Гиреев пытались по-своему решать политические проблемыгосударства, а большинство ханов являлось фактически выразителем воли иинтересов турецкого султана.Специфика взаимоотношений Османской империи и Крыма, сложившаяся в XVI-ХVIII вв., заключалась в том, что на международной арене их политикавоспринималась как разобщенная, лишенная внутреннего единства. Искусственносоздававшийся эффект раздвоенности политики давал возможность Османскойимперии выглядеть "миролюбивой" державой, а Крымскому ханству выступать вроли вполне самостоятельного государства, способного будто бы даже бытьпротивником Стамбула. Такая маскировка реального политического и военногопартнерства дезориентировала многих правителей европейских государств, атем самым значительно облегчала осуществление широких завоевательныхзамыслов Стамбула и Бахчисарая в Европе на протяжении довольно длительноговремени. Турция, гибко и умело используя эту раздвоенность крымско-османской политики стремилась к конкретной цели - не допустить коалицииславянских стран в борьбе за выход к Черному морю.Крым то выступал на стороне Польши в борьбе с Россией, то заключал договорыо дружбе и торговых контактах с Русским государством, выступая как врагПольши, то вступал в "братские" связи с украинским казачеством, то изменялэтим всем уверениям и переходил на сторону своих вчерашних врагов. Порта сосвоей стороны в одних случаях бросала в бой воинственный Крым, предлагаяему военным путем выравнивать силы восточноевропейских государств, в другихслучаях прибегала к средствам мирной дипломатии. Воспринимая ханство иОсманскую империю как самостоятельные силы, некоторые дипломаты тогдашнейЕвропы разработали и широко распространили план использования Крымскогоханства ... в вооруженной борьбе против османов, не подозревая, что именноПорта санкционировала такую деятельность татар.Завоевательная политика Турции резко изменила внешнеполитический курсевропейских держав. Сократились возможности торговых контактов Востока иЗапада, т.к. Черное море стало "внутренним", контролируемым турецкимивластями. Тем самым был нанесен огромный ущерб торговле между странамиконтинентальной Европы и Востока. Стремление восстановить торговлю наЧерном море толкало Польшу и Русь искать союза с Крымом. Торговый путь,пролегавший по Черному морю, имел для Европы не меньшее значение, чемсредиземноморский.Для некоторых стран, в частности, для Польши, турецкое завоевание во второйполовине XV в. Черного моря и закрытие Босфора для торговли, которую вели сВостоком расположенные на Черном море итальянские колонии, повысилозначение сухопутных дорог. В этот период в более тесные сношения с Польшейвступила Кафа. В течение 10-20 лет XV в. Польша осуществляла нечто вродепротектората над этим торговым центром. Этот протекторат был возможен еще ипотому, что между Польско-Литовским государством и Крымским ханством в этотпериод существовали дружественные отношения, т.к. Крымский хан Хадиш-Гирейполучил высшую власть при активном содействии правительства и магнатов этойстраны. Но падение Кафы, а также Килии и Белгорода почти полностьюпарализовало эту торговлю. Наступило время "охлаждения" турецко-крымско-польских отношении и "потепления" отношений между Россией, Крымом иТурцией, что позволило даже предпринять ряд дипломатических шагов. Так, вконце XV в. по инициативе Турции устанавливаются дипломатические связимежду Турцией и Московским государством. Московская дипломатия былазаинтересована в том, чтобы нейтрализовать превращавшуюся в мощную державуТурцию в борьбе России против остатков Золотой Орды. Первый личный контактбыл установлен в 1497 г. московским посольством, которое возглавил стольникМихаил Андреевич Плещеев. Перед посольством была поставлена задача добитьсянормальных условий для деятельности русских купцов в Кафе, Азове и вТурции. Еще раньше, в 1474 г., с Крымским ханом Менгли- Гиреем Иван IIIзаключил союз, продолжавшийся до самой его смерти. Иван IIIпокровительствовал торговле, с этой целью поддерживал в особенностиотношения с Кафой и Азовом. Туда везли большими партиями собольи шкурки,лисьи и горностаевые меха, сукна, холст, одежду и кожи в обмен на которыеполучали лошадей. Торговля процветала и при Василии III. Русскоегосударство было заинтересовано в развитии мирных торговых отношений ипротивилось всем попыткам западных держав втянуть его войну с Портой, т.к.ведущее место среди восточных государств в товарооборотe с Россиейпринадлежало Турции, а торговля с западными странами шла через Крым(главным образом, через Кафу) и Литву. Однако торговые связи безусловноигравшие значительную роль во взаимоотношениях государств, не былипостоянными, долгосрочными. Они часто прерывались, т.к. крымские ханы бралис купцов большие проезжие и торговые пошлины или просто грабили их.Весь период XV - XVIII вв. - это время почти не прекращавшихся пограничныхконфликтов и войн. Россия, Украина, Польша, Литва и другие страны постояннонаходились в состоянии большого напряжения сил, т.к. не только пограничнымземлям, но и глубинным территориям государств угрожала возможностьтатарского вторжения. Турецкое правительство часто посылало отряды янычар иартиллерию для усиления военной мощи татарской армии. Опустошительныетатаро-турецкие нападения возрастали из года в год. Так, например, если с1450 по 1586 г. было осуществлено 84 татарских нападения на украинскиеземли, то с 1600 по 1647 г.-свыше 70. Объектами турецко-татарских нападенийстановились, в первую очередь, города и местечки Украины. Они привлекалииноземцев роскошными владениями магнатов, богатого купечества, складами,полными ремесленных товаров, произведений городских промыслов, запасамипродовольствия... Забирали в плен, главным образом, мастеров иремесленников разных специальностей, труд которых использовали затем дляличных нужд. В результате этих нападении нарушались экономические связимежду отдельными частями украинских земель, разрушались ремесла, промыслы иторговля, сокращалось народонаселение этих регионов.Сношения с Крымом были крайне тяжелы европейским странам, т.к. помимометодов военных - набегов, войн, правители Крыма часто прибегали кзолотоордынской практике сбора дани с близлежащих территорий. (ТолькоРусское государство в первой половине XVII в. потратило на эти цели до 1млн. рублей. (На эти деньги можно было сооружать ежегодно по четырегорода.)"Крымцы всегда откупа или дани выпрашивают и николи нас напастовать неперестают", - утверждал Юрий Крижанич.Следуя стремлению уравновесить силы основных своих противников - Польши иРусского государства, Крым попеременно пребывал в состоянии войны то содной, то с другой державой, стремясь стравить своих врагов друг с другом.Военные же действия против Крыма затруднялись во многом его выгоднымстратегическим положением, т.к. Крым отделяла от русских и польских границширокая полоса безлюдных безводных степей, преодолеть которые было нелегко,а единственная дорога в Крым проходила через сильно укрепленный Перекоп (Ор-Капи). Кроме того, на берегах черноморского побережья и в устьях впадающихв Черное море рек, стояли грозные турецкие крепости, охранявшие всеподступы к морю и Крыму. Поэтому, понимая все трудности организациибольшого похода на Крым, военачальники ограничивались оборонительнымимероприятиями - строительством разного рода заградительных сооружений,созданием в XVI в. казачьего войска и т.д.Вот почему борьба с Крымским ханством и Турцией растянулась для России вовремени от периода падения монголо-татарского ига до конца XVIII века.Список литературы1. Возгрин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. -М.:Мысль,1992.-446с.2. Герцен А. Г., Даниленко В. Н., Ищенко С. А., Никифоров А. Р. Крым средневековый. РИЦ "Атлас", 31. 12. 1994 г.3. Дголичев В. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь 1996 г.4. Забвению не полежит (из истории крымско-татарской государственности) Казань 19925. Коваленко В. На черноморских перекрестках. Симферополь 1997 г.




Похожие:

Крымское ханство iconКрымское ханство
В степной части полуострова неоднократно происходила смена одних тюркоязычных кочевых этносов другими. С середины XI до 20-х гг....
Крымское ханство iconКазахское ханство в XV-XVII вв

Крымское ханство iconКазахское ханство в XV-XVII вв
ИртышаиКараталадоСырдарьииУрала(Яика),отАлтая и Тянь-Шаня до Каспия и Арала. Хотя, разумеется, в средневековье этничес­кие и государственные...
Крымское ханство iconВнешняя политика ивана грозного взятие казани
Еще при Великом князе Иване III оформились основными направлениями внешней политики России: балтийское (северо-западное) направление,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы