Нормы международного права icon

Нормы международного права



НазваниеНормы международного права
Е.В. гр
Дата конвертации11.07.2012
Размер312.68 Kb.
ТипРеферат
Нормы международного права


Филиал Международного Славянского Института юридический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: «международное право» ВЫПОЛНИЛ: Тетко Е.В. гр.7225 вариант 12 БИШКЕК 2000 г. 1. Понятие и формы реализации норм международного права Реализация — это воплощение норм международного права в поведении,деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществлениенормативных предписании. В официальных документах ООН, в различных изданияхполучил распространение термин «имплементация» (англ. «implementation» —осуществление, проведение в жизнь).Можно выделить следующие формы реализации. Соблюдение. В такой формереализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий,которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюденииДоговора о нераспространении ядерного оружия 1968 т. одни государства(ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерныевзрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие(неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие илидругие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектовсвидетельствует о том, что нормы права реализуются. Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов поосуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающихконкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В такомвиде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г.Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, вчастности, гласит:«Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать иобеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под егоюрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...». Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленныхвозможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения обиспользовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно.В данной форме реализуются так называемые управомочиваюшие нормы. В отличиеот первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения(действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН поморскому праву сказано: «Каждое государство независимо от того, является лионо прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы судапод его флагом плавали в открытом море». 2. Содержание процесса реализации норм Поскольку норма международного права существует и действует в системенорм, постольку реализация всегда предполагает осуществление определеннойсовокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общимцелям — норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом. Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты,которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями. Нередко требуются дополнительные правовые и (или)организационные меры со стороны государств для своевременного,всестороннего и полного осуществления норм международного права. Тогдапроцесс реализации может включать два вида деятельности:1) правовое и организационное обеспечение реализации — правообеспечительноенормотворчество, контроль, правоприменение. Результатом такойдеятельности являются правовые акты — либо нормативные, либоиндивидуального регулирования (применения);2) непосредственная фактическая деятельность по достижению социальнозначимых результатов (например, перемещение ракет, пусковых установок,оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии сДоговором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности именьшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъектыдостигают определенного состояния, сохранения, упразднения предмета илиявления. В данном случае реализация одних норм (правообеспечительных) —необходимоеусловие реализации других (регулятивных). Таков процесс реализации норм международного права независимо от того, вкакой сфере общественных отношений он происходит — внутригосударственнойили межгосударственной. Реализация норм международного права основывается, прежде всего, на такихпринципах, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела,мирное урегулирование споров, сотрудничество государств. Особое значениедля процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнениямеждународных обязательств (pacta suni servanda). Принцип распространяетсвое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формывыражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять своюдеятельность, что предполагает возможность максимального приближения и, вконечном счете, достижения результата, на который рассчитывали создателинорм. Принцип обязателен не только во взаимоотношениях между государствами, нораспространяется также на сферу внутригосударственных отношений пореализации норм международного права. Государства должны обеспечитьсогласование их законов и практики с обязательствами по международномуправу. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы международногоправа (см. гл. 7). Реализация норм международного права — проблема не только сугубоюридическая, но также социальная и политическая. Задача международногоправа — закрепление в юридической форме и обеспечение функционированияопределенной системы отношений. Поэтому эффективность международного праваи его норм зависит, в конечном счете, от наличия соответствующихполитических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояниясамих международных отношений и внутригосударственного правопорядка. Вместе с тем немалые потенциальные возможности в усилении регулирующеговоздействия таятся в самом международном праве. Очевидна потребностьпостоянного развития и совершенствования механизма реализации(имплементации) норм международного права, специфических правовых иорганизационно-правовых средств обеспечения их выполнения. Механизм реализации норм международного права Механизм реализации норм международного права представляет собойсовокупность нормативных и институционных (организационно-правовых)средств, используемых субъектами международного права на международном инациональном уровнях, с целью реализации норм. Механизм реализации норм международного нрава Внутригосударственный механизм Международный механизм| Нормативный |Организационно | | Конвенционный |Институционный || | | | | ||механизм |правовой | |механизм |механизм || |механизм | | | |1. Внутригосударственный нормативный механизм реализации Усиление взаимосвязанности государств, расширение сотрудничества в целяхрешения международных и внутренних проблем приводят к росту числамеждународных договоров, сходных по предмету регулирования с национальнымиправовыми актами. Большинство норм международного права, как ужеотмечалось, реализуется в рамках национальной юрисдикции при помощивнутреннего права. Выполнение международных обязательств становится все вбольшей степени зависимым от согласованности двух правовых систем —международной и внутригосударственной, что предопределяет необходимостьпроведения правотворческих и правореализующих мероприятий по выполнениюнорм международного права на национальном уровне, созданиявнутригосударственного механизма реализации норм. Внутригосударственный механизм реализации представляет собой совокупностьнормативных средств и государственно-властных институтов, обеспечивающихосуществление норм международного права в сфере юрисдикции государства.Нормы международного права — в тех случаях, когда они адресованыгосударству как целостному субъекту,— не предписывают обычно те средства иметоды, которые государство будет использовать при выполнении международныхобязательств. Существенные аспекты обеспечения реализации международно-правовых норм относятся к сфере внутригосударственного правоприменения. Этосвязано с тем, что в реализации указанных норм активное участие принимаюторганы государства и их должностные лица, различные организации,учреждения, индивиды. Их полномочия, конкретные права и обязанности в связис действием международных договоров регламентируются с помощьювнутригосударственного механизма — нормативного и организационно-правового. Внутригосударственный нормативный механизм реализации международно-правовых норм включает: 1) нормы общего характера, прежде всегоконституционные положения, фиксирующие основные гарантии добросовестноговыполнения государством международных обязательств; 2) нормы о функциях иполномочиях органов, должностных лиц, иных организаций и лиц в связи свыполнением международных договоров; 3) нормы о формах и способахреализации международно-правовых норм. К нормам общего характера относятся прежде всего положения КонституцииРоссийской Федерации о месте общепризнанных принципов и норм, международныхдоговоров в правовой системе РФ и о преимущественном применении правилмеждународных договоров при противоречиях с правилами законов (ч. 4 ст.15), о признании и гарантиях прав и свобод человека и гражданина согласнообщепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), нормыст. 46, 62, 63, 71, 72, 79 и ряда других. Наиболее существенные вопросывыполнения международных договоров решаются в Законе РФ «О международныхдоговорах Российской Федерации». Нормы о функциях и полномочиях (нормы о компетенции) содержатся как вКонституции РФ применительно к Президенту, Федеральному Собранию,Правительству, так и в федеральных законах, иных нормативных правовыхактах, посвященных статусу и функциям отдельных органов (Федеральныйконституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994г., Закон «О прокуратуре Российской Федерации», Положение о Министерствеиностранных дел РФ и т. д.) либо регламентирующих определенные видыдеятельности (Основы законодательства о нотариате, Таможенный кодекс РФ,Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже»). Нормы о формах и способах реализации международно-правовых нормфиксируются в специальных актах, как на федеральном, так и на региональномуровне, поскольку выполнение международных договоров РФ отнесеноКонституцией РФ к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Нормативныеположения сочетаются в этих актах с предписаниями правоприменительногохарактера. 2. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации Под таким механизмом понимается комплекс участвующих в осуществлении норморганов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнениямеждународных обязательств. В реализации норм международного права принимают участие различные постатусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства. Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и касающиесяобеспечения выполнения международных норм. Такие законы по своему существуявляются правообеспечительными и (или) конкретизирующими актами. Ониопределяют конкретных субъектов реализации норм, устанавливают ихполномочия, предусматривают или конкретизируют санкции и т. д. Знаменателенв этом смысле Федеральный закон «О порядке предоставления Российскойфедерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности поподдержанию или восстановлению международного мира и безопасности»,принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Он ориентирован наобеспечение обязательств Российской Федерации в связи с решениями СоветаБезопасности ООН и региональных органов, а также на основании двустороннихи многосторонних международных договоров. Согласно Закону РоссийскаяФедерация самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другимимеждународными договорами определяет в каждом случае целесообразностьсвоего участия в деятельности по поддержанию или восстановлениюмеждународного мира и безопасности. Определены полномочия Президента РФ иПравительства РФ по принятию решений о предоставлении российского персоналадля участия в миротворческой деятельности и их полномочия, с учетомкомпетенции Совета федерации, связанные с предоставлением РоссийскойФедерацией воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия вмеждународных принудительных действиях с использованием вооруженных сил. Широкое распространение получили указы и распоряжения Президента РФ,постановления Правительства РФ, ориентированные на обеспечение исполнениямеждународных обязательств. В числе новейших актов можно назвать указПрезидента РФ «О подготовке Российской Федерации к выполнению международныхобязательств в области химического разоружения» от 25 марта 1995 г. Министерство иностранных дел РФ, согласно Положению о нем 1995 г.,подготавливает предложения о выполнении международных договоров и вноситэти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ,осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ. В необходимых случаях создаются межведомственные комиссии скоординирующими функциями. Такова, например, Правительственная комиссия попротиводействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконномуобороту, созданная в июле 1994 г. Характерно, что в Положении о Комиссии вчисле правовых средств, которыми она руководствуется в своей деятельности,указаны и международно-правовые нормы, действующие на территории России. Вперечне задач Комиссии — выработка и осуществление на основемежправительственных и межведомственных соглашений и договоренностеймероприятий в области международного сотрудничества по контролю занаркотиками. Комиссия, в частности, компетентна осуществлять контроль заходом выполнения министерствами и ведомствами обязательств России,предусмотренных международными соглашениями в этой области. 3. Международный конвенционный механизм реализации Международный механизм как комплекс средств и институтов, используемыхгосударствами для обеспечения реализации международно-правовых норм,состоит из двух взаимосвязанных компонентов — международного договорно-правового (конвенционного) механизма и международного организационно-правового (институционного) механизма. Международный договорно-правовой (конвенционный) механизм реализациивключает правообеспечительное нормотворчество, толкование, международныйконтроль, правоприменение. Правообеспечительное нормотворчество. Здесь можно выделить следующиеразновидности: 1) предварительное нормотворчество (в том числе создание «пробных» нормправа), предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призванообеспечить. «Экспериментальные» нормы позволяют предопределитьэффективность будущих норм, обнаружить их недостатки с цельюсовершенствования будущего договора; 2) конкретизация, осуществляемая или одновременно с созданием первичных,основных норм, или в процессе их реализации. Например, одновременно сДоговором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности именьшей дальности 1987 г. был подписан ряд договоров в целях егоисполнения: Меморандум о договоренности, об установлении исходных данных всвязи с этим Договором, Протокол о процедурах, регулирующих ликвидациюракетных средств, подпадающих под действие Договора, а также договоры СССРи США с рядом государств о проведении инспекций на их территории. В международно-правовом регулировании конкретизация имеет исключительноважное значение. Высокая степень обобщенности первичных норм можетзатруднить реализацию, в связи с чем необходимо их развитие. Так, ст. 2Устава ООН лишь перечисляет принципы, которыми должны руководствоватьсягосударства во взаимных отношениях. Конкретное же содержание ихраскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствиис Уставом ООН 1970 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе 1975 г. и др. В них указывается, что развитиесодержания принципов будет способствовать обеспечению более эффективного ихприменения; 3) закрепление нормами международного права необходимых (или возможных)мер внутригосударственного правотворчества. Причем ими могутустанавливаться рамки такого нормотворчества и даже определяться содержаниебудущих норм внутреннего права. Статья 1 Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г.гласит: «Стороны обязуются принимать в законодательном или ином порядкелюбые соответствующие нормы, необходимые для полного осуществленияКонвенции и ее приложения, которое является неотъемлемой частью Конвенции»; 4) установление рамок правового регулирования и (или) правового режима.Предусматривается, например, что в одних ситуациях субъекты должныруководствоваться внутренним законодательством, в других — толькомеждународными нормами; 5) определение компетентных органов государства, на которые возлагаютсяправа и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Так, вмежправительственном Соглашении между Российской Федерацией и Польшей обизбежании двойного налогообложения доходов и имущества 1992 г. такимикомпетентными органами названы Министерство финансов Российской Федерации иМинистр финансов Польши. Правообеспечительные нормы содержатся, как правило, в тех же договорах,что и основные нормы — регулятивные. Однако в некоторых случаях государствамогут заключать дополнительные (специальные) соглашения во исполнениеосновных. Например, соглашения о гарантиях предусматривают, что государствоможет выступать гарантом какого-либо договора, в связи с чем берет на себяобязательства поддерживать конкретное положение международно-правовогохарактера. Гарантии являются средством поддержания определенного статусатерриторий (например, нейтралитета). Другим примером гарантий может служитьзаявление трех ядерных держав (СССР, США и Англии), которым онигарантировали обеспечение безопасности неядерных государств — участниковДоговора о нераспространении ядерного оружия и обязались принятьнемедленные действия в случае ядерной агрессии против такого государства. Толкование. Оно также является средством обеспечения реализации иможет осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения.Конкретизация и толкование тесно взаимосвязаны. Конкретизация немыслима безтолкования, а последнее нередко переходит в конкретизацию. В Совместномзаявлении СССР и США 23 сентября 1989 г. подчеркивается целесообразность выступить с «Единым толкованием норм международного права, регулирующихмирный проход». Судя по названию, это акт толкования, анализ же егосодержания позволяет сделать вывод, что это в то же время и актконкретизации. В документе уточняется, что право мирного прохода черезтерриториальные воды распространяется на все суда, включая военные корабли,вне зависимости от груза, вооружения или двигательной установки. Дляосуществления права не требуется предварительного уведомления илиразрешения (п. 2). Отмечается также, что закрепленный в Конвенции ООН поморскому праву 1982 г. перечень видов деятельности, при осуществлениикоторых проход не считается мирным, является исчерпывающим (п. 3),следовательно, не допускает расширительного толкования и ограничения правамирного прохода. В п. 4 документа конкретизируются права прибрежногогосударства, если у него возникают сомнения относительно характера прохода.Документ содержит ряд других дополняющих и разъясняющих Конвенцию положений. Международный контроль. Главное в контрольной деятельности — установлениефактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствиятребованиям норм права, т. е. проверка. Она осуществляется путемсопоставления информации о деятельности государства (или иных субъектов)либо путем сравнения деятельности с требованиями норм права. Основой любогометода контроля является сбор и оценка информации. Сбор информации — это получение сведений о реализации международно-правовых норм всеми законными средствами: наблюдение; аэрофотосъемка (еслиона разрешена договором), в том числе с использованием искусственныхспутников Земли, сейсмического оборудования и других технических средств;инспектирование; обмен информацией и специальными докладами; участие вработе совещаний и т. д. Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм. Контроль может осуществляться либо индивидуально, т. е. с помощьюнациональных средств, либо совместно, посредством использованиямеждународного институционного механизма: международных органов,организаций, комиссий, комитетов и др. (Комитет по правам человека. Комитетэкспертов МОТ, Комиссия по наркотическим средствам , Международный комитетпо контролю над наркотиками, МАГАТЭ и др.). Значительная частьмеждународных договоров содержит специальные нормы о контролированиидействительного положения в области реализации обязательств. Не случайно втаких договорах особое внимание уделяется правилам процедуры органов, ихфункциям и полномочиям. Государства рассматривают контроль как одно из основных средствобеспечения соблюдения договоров. Практика идет по пути усиления роликонтроля, и это закономерно: когда на повестке дня стоит решение глобальныхвопросов, расширение согласия и сотрудничества невозможно без надлежащихмер проверки. Выдвинута идея создания общей многонациональной системыконтроля под эгидой ООН. Она поддерживается многими государствами. Правоприменение. В международно-правовом механизме реализацииправоприменение представляет основанную на нормах международного праваиндивидуальную или коллективную деятельность государств или иных субъектовпо обеспечению реализации норм в конкретных ситуациях. Правоприменительная деятельность необходима, как правило, в случаях,когда происходят «сбои» нормального процесса реализации и требуютсядополнительные усилия со стороны правоприменительных органов. Поскольку круг субъектов договора или иного нормативного акта ограничен,не исключается, что правоприменительные органы могут рассматривать не какое-то конкретное дело, а ситуацию по реализации договора в целом или отдельныхего положений. Правоприменительная деятельность начинается с выяснения фактическихобстоятельств. Государства или иные субъекты правоприменения выбираютспособы и процедуру выяснения обстоятельств, которые считают наиболееподходящими для данного случая, если такие способы специально не оговореныв договоре. Любая процедура в конечном счете сводится к получениюинформации об обстоятельствах реализации норм, от ее полноты идостоверности зависит правильность оценки и принятия решения. Закономерно вэтой связи все большее внимание различным специальным миссиям поустановлению фактов. Так, Документ Московского совещания Конференции по человеческомуизмерению СБСЕ предоставляет государствам — участникам СБСЕ правовоспользоваться помощью миссий экспертов или докладчиков СБСЕ для решениявопросов, относящихся к человеческому измерению. Можно выделить следующие каналы получения информации о фактическихобстоятельствах: а) использование данных контрольной деятельности; б)получение информации на переговорах, консультациях, в международных органахи организациях, из докладов государств; в) проведение расследования; г)судебное или арбитражное разбирательство. Правоприменительные органы не осуществляют контроль (если не являютсяодновременно контролирующими), а используют информацию, полученную в ходеконтрольной деятельности специальными органами. Расследование такжепредполагает сбор информации о конкретных фактах уполномоченными органами.Договоры, предусматривающие возможность проведения расследования, могутопределять порядок и условия его проведения. Например, в ст. 20 Конвенции против пыток и других жестоких,бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.говорится, что если Комитет против пыток сочтет целесообразным провестирасследование, он назначает одного или нескольких своих членов дляпроведения расследования и срочного предоставления Комитетусоответствующего доклада. Расследование может включать, с согласиягосударства-участника, посещение его территории. Полномочия по проведению расследований возлагаются на Совет БезопасностиООН. Об этом говорится в Уставе ООН, а также в ряде договоров (Договор озапрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружияи других видов оружия массового уничтожения 1971 г., Конвенция о запрещенииразработки, производства и накопления запасов бактериологического(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. и др.). Вчастности, ст. 34 Устава ООН гласит: «Совет Безопасности уполномочиваетсярасследовать любой спор или ситуацию, которая может привести кмеждународным трениям или вызвать спор, для определения того, не может липродолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международногомира и безопасности». Достаточно полную и разнообразную информацию может получать Международныйсуд ООН. Во-первых, факты, имеющие отношение к делу, сообщают Суду самиучастники спора. Он может обращаться непосредственно к государствам в целяхполучения доказательств на месте, требовать от представителей сторонпредъявления любого документа или объяснений. Во-вторых, Суд заслушиваетсвидетелей и экспертов. В-третьих, он может поручить производстворасследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии илидругой организации по своему выбору. Юридическая квалификация и принятие решения — следующие стадиимеждународного правоприменительного процесса. Когда деятельность государствне совместима с нормами, реакция государств и юридическая оценка этогооблекаются в соответствующую форму — устное или документально оформленноесожаление, предупреждение, протест, решение о прекращении договора,применение других ответных мер и др. Обосновывая решение, правоприменительдает юридическую оценку действиям государства-исполнителя (нарушителя),ссылаясь на нормы международного права. Таким образом, Правоприменительная деятельность завершается принятиемправоприменительного акта — решения по конкретному делу (вопросу).Поскольку основным назначением правоприменения является обеспечениереализации норм международного права, то правоприменительные акты — этоакты, предусматривающие меры обеспечения: меры содействия реализации(оказание помощи в разработке национального законодательства, предложения ирекомендации по совершенствованию правореализационного процесса и др.) имеры воздействия (прекращение договора, возмещение ущерба, исключение измеждународного общения, экономические и другие санкции). В зависимости отситуации правоприменительные органы могут принимать несколько решений,предусматривающих различные меры. Примером может служить деятельность Совета Безопасности ООН в отношенииИрака в связи с его агрессией против Кувейта. Резолюции СБ свидетельствуюто постепенном ужесточении мер воздействия на Ирак: от осуждения вторжения итребования незамедлительного вывода войск с территории Кувейта (резолюция660) до санкционирования применения любых мер, включая применение силы(резолюция 678). Акты применения могут иметь рекомендательный характер (комитеты, комиссиипринимают, как правило, рекомендации) либо содержать обязательныепредписания (некоторые решения Совета Безопасности ООН, Международногосуда, арбитражных судов, индивидуальные решения государств). Международная правоприменительная деятельность осуществляется вопределенных организационно-правовых формах. 4. Международный институционный механизм реализации Международная правоприменительная деятельность осуществляется вопределенных организационно-правовых формах, которые можно охарактеризоватькак институционный механизм реализации. Право предполагает его юридическую гарантированность. Встает, такимобразом, вопрос о юридической обеспеченности норм международного права вслучаях спорных ситуаций их применения и в случае их нарушения. Средствасодействия должны дополняться мерами по защите прав потерпевших государств,по решению споров и конфликтных ситуаций, мерами ответственности. Многие договоры содержат положения не только о содействии осуществлениюих норм, но также о мерах в случаях спорных ситуаций, возникающих впроцессе реализации, в том числе в связи с нарушением норм. Организационно-правовыми формами разработки и применения таких мер являются переговоры,посредничество и согласительные комиссии, консультации, встречи,конференции, международные организации и органы, международные судебная иарбитражная процедуры. В своей основе они представляют собой совокупностьсредств мирного разрешения международных споров. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г.принцип мирного разрешения споров обязывает государства стремиться «кскорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путемпереговоров, обследования, посредничества, арбитража, судебногоразбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или инымисредствами по своему выбору». Названные и иные мирные средства могутиспользоваться государствами не только для разрешения споров, но и в целяхрешения иных проблем — международного нормотворчества (включаяправообеспечительное), осуществления правоприменительной деятельности, вконечном итоге — для обеспечения реализации норм международного права. В определении места и роли той или иной организационной формы в процессереализации норм международного права многое зависит от уровня и сферысотрудничества, количества участников, заинтересованных в рассмотренииконкретного вопроса, от срочности, сложности и характера вопросов и другихобстоятельств. Переговоры. Это — установление контактов и обмен мнениями в целях решениявопросов, представляющих взаимный интерес для государств-участников.Переговоры могут использоваться для подготовки и заключения международныхдоговоров (в том числе конкретизирующих), разрешения споров междугосударствами, обсуждения хода реализации норм и принятия, если необходимо,мер в целях повышения их эффективности или в целях защиты нарушенных прав.Они являются наиболее распространенной формой обсуждения и решениямеждународных проблем. Непосредственный контакт представителей государствпозволяет быстро и детально ознакомиться с позициями друг друга, взаимнымипретензиями, выяснить возможность и пределы уступок и компромиссов, накоторые могут пойти государства. По числу участвующих государств переговоры делятся на двусторонние имногосторонние. Переговоры могут проводиться на различных уровнях в зависимости отстатуса участвующих в них должностных лиц: на уровне специальноуполномоченных, послов, министров иностранных дел. Особое значение имеютпереговоры на высшем уровне — с участием глав государств и правительств. Как правило, организация и проведение переговоров — дело самихгосударств. Однако в определенных ситуациях они могут воспользоватьсяпомощью третьих государств (одного или нескольких), международных органовили организаций и даже частных лиц. В зависимости от роли третьих государств различают переговоры,организованные посредством добрых услуг, и переговоры с помощьюпосредничества третьего государства. Ни добрые услуги, ни посредничество не являются самостоятельными формамирешения проблем. Основная цель добрых услуг и посредничества — содействиемирному урегулированию споров путем переговоров. Добрые услуги. Это — деятельность третьих государств но организациипроведения переговоров между спорящими сторонами. Добрые услуги могут быть оказаны либо по просьбе спорящих сторон, либо поинициативе самих третьих государств. Роль третьего государства заключаетсяв том, что оно создает благоприятные условия для установления контактовмежду спорящими сторонами, содействует вступлению их в переговорыпосредством выяснения и передачи условий переговоров, предлагаемых однойстороной другой стороне, предоставления территории для встречипредставителей спорящих сторон, выполняет различные просьбы спорящихсторон. С началом переговоров полномочия третьего государства обычнозаканчиваются, хотя оно может с согласия сторон присутствовать напереговорах. На решение спора третье государство не может повлиять. Егоуслугами государства воспользовались лишь для установления контакта,встречи. Посредничество — это деятельность третьих государств или международныхорганизаций с целью не только организации переговоров, но и оказания помощив решении спора по существу. Посредник является активным участником переговоров и имеет возможностьвлиять на процесс переговоров, а также на их результат. Он обязан глубокоизучить суть спора и ситуацию, возникшую в связи с ним. На основе анализа иоценки ситуации он может давать советы, рекомендации участникампереговоров, предлагать проекты такого решения. Посредничество осуществляется в интересах спорящих сторон, какие-либопопытки навязывать решение должны быть исключены. В ст. 6 Конвенции омирном решении международных столкновений 1907 г. подчеркивается, что«добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбеспорящих сторон или по почину непричастных столкновению Держав, имеютисключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными». Международное право не содержит специальных процессуальных норм,регламентирующих процедуру переговоров. Стороны сами могут определятьправила и руководствоваться общими принципами международногоправа—суверенного равенства, сотрудничества государств друг с другом,невмешательства во внутренние дела другого государства и др. Результатом переговоров может быть выяснение позиций государств, обменмнениями по тому или иному вопросу, подписание соглашения или принятиеиного решения (например, о применении мер в отношении государства-нарушителя, о передаче дела в судебные или арбитражные органы и др.). Консультации. В договорах нередко предусматривается, что наряду спереговорами государства проводят консультации, встречи, причем иногда водном договоре речь идет и о переговорах, и о консультациях, и о встречах. На консультациях чаще всего государства обсуждают вопросы, ужеурегулированные правом, дают по ним друг другу советы. Для встречи характерным является непосредственный характер, тогда какпереговоры и консультации могут проводиться и путем переписки, а также потелефону. Встречи и консультации, предусмотренные в одном договоре, непротивопоставляются друг другу, подчеркивается лишь необходимость болеетщательной подготовки, кроме того, авторитетность одной (встречи) иоперативность, рабочий характер другой (консультации). Международные конференции. В рассматриваемом контексте международнаяконференция — это временный форум государств — участников договора дляопределения мер по обеспечению его выполнения. Основные цели конференций:обсуждение информации по исполнению договора, разработка рекомендаций,учреждение специальных органов для обеспечения выполнения обязательств подоговору, рассмотрение и принятие поправок. Этот перечень не являетсяисчерпывающим, каждая конференция может иметь свои цели и задачи взависимости от сферы сотрудничества, намерения участников и т. д. Конференциям по рассмотрению договоров государства придают большое и всевозрастающее значение. Можно признать уже типичной ситуацию, когда,заключая договор, государства предусматривают созыв участников договоровдля рассмотрения того, как сказано, например, в ст. 12 Конвенции озапрещении разработки, производства и накопления запасовбактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении1972 г., «как действует конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что цели,изложенные в преамбуле, и положения конвенции... осуществляются». В сентябре 1991 г. в Женеве состоялась третья конференция по рассмотрениюдействия Конвенции. Изучив практику реализации, государства пришли к выводуо необходимости предусмотреть определенные меры проверки. Было приняторешение об учреждении Специальной группы правительственных экспертов,которая должна провести работу по определению критериев запрещенной инезапрещенной деятельности. Кроме того, в целях обеспечения реализацииКонвенции государства договорились о таких мерах, как обмен данными обисследовательских центрах, о национальных программах исследований в областибиологической защиты, о вспышках инфекционных заболеваний, а также оразработке законодательных и иных мер с целью предотвращения запрещеннойДоговором деятельности. Конференции являются необходимым и важным этапом в претворении договорныхположений в жизнь, анализируя на многосторонней основе ход выполнениядоговора. Третья конференция (1989 г.) участников Договора о запрещенииразмещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и другихвидов оружия массового уничтожения 1971 г. констатировала: ^Рассмотрениедействия Договора, проведенное конференцией, подтверждает, чтообязательства, принятые в соответствии со ст. 1 Договора, добросовестновыполняются всеми государствами-участниками». Важную роль сыграликонференции по другим договорам, в частности по Договору онераспространении ядерного оружия, по Конвенции о запрещении военного илилюбого иного враждебного использования средств воздействия на природнуюсреду. В силу специфики международного права проведение конференций призванооказать действенную помощь в реализации его норм и является важным условиемповышения их эффективности. Международные органы. Расширение и углубление сотрудничества государствнеизбежно ведут к усложнению организационных форм его обеспечения.Государства все чаще создают специальные международные органы — комитеты,комиссии, рабочие группы. Они могут создаваться на постоянной основе(комитеты по защите прав человека, комиссии по экономическому, торговому,научно-техническому сотрудничеству и др.) либо для решения какого-либоконкретного вопроса или спора (следственные и согласительные комиссии,миссии экспертов и докладчиков по выяснению фактов и др. Конкретные функции и порядок действия международных органов определяютсядоговорами, на основе которых они учреждаются, специальными соглашениями,резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Так, Генеральная Ассамблея в 1977 г.учредила Специальный комитет по усилению эффективности принципанеприменения силы в международных отношениях. Во исполнение Декларации 1960г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам в 1961 г.создан Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации. Всоответствии со ст. 8 Конвенции об охране всемирного культурного наследия1972 г. учрежден межправительственный Комитет всемирного наследия. Задача подобных международных органов — изучение и оценка действияконкретных принципов и норм, а также разработка мер по более успешному ихосуществлению. В докладах комитетов о своей работе, в резолюцияхГенеральной Ассамблеи четко прослеживается мысль о том, что их деятельностьслужит необходимым условием и вместе с тем значительным средством усилениядейственности норм международного права. Комитет по правам человека учрежден в соответствии со ст. 28Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Он изучаетдоклады, представляемые государствами — участниками Пакта, т. е., посуществу, проводит контроль за реализацией обязательств. Комитет направляетсвои замечания государствам относительно соблюдения Пакта, получает ирассматривает сообщения, что какое-либо государство не выполняет своихобязательств. Комитет может оказывать добрые услуги заинтересованнымсторонам, в некоторых случаях создает согласительные комиссии. Создание международных органов предусматривают и другие многосторонниедоговоры; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовойдискриминации 1966 г. (Комитет по ликвидации расовой дискриминации),Конвенция против пыток 1984 г. (Комитет против пыток) и т. д. Учреждаются также двусторонние межправительственные органы — смешанныекомиссии, рабочие группы и др. Как правило, на смешанные комиссиивозлагаются следующие функции: а) контроль и координация выполнениясоглашений; б) разработка программ дальнейшего развития сотрудничества; в)разработка мер по решению проблем, которые могут возникнуть при выполнениисоглашений; г) выработка рекомендаций по развитию сотрудничества. Международные организации. В процессе реализации норм международногоправа особое место занимает непосредственная оперативная деятельностьмеждународных межправительственных организаций. Они создаются длякоординации сотрудничества государств в определенной сфере и по возможностиоказывают необходимую помощь государствам в реализации договоров в той жесфере сотрудничества. В свою очередь государства содействуют в достижениимеждународными организациями их уставных целей. Так, согласно Конвенции омерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза,вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.,государства-участники могут обращаться за содействием к ОрганизацииОбъединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры относительноинформации, консультаций и услуг экспертов и добрых услуг, а Организация посвоей инициативе может проводить исследования по вопросам незаконногоперемещения культурных ценностей, делать государствам предложения повыполнению Конвенции. Если возникнут разногласия относительно ееприменения, ЮНЕСКО может предложить добрые услуги для достижения соглашениямежду государствами. Деятельность международных организаций по оказанию помощи государствам вразвитии образования, культуры, средств информации (ЮНЕСКО), впредоставлении оборудования, ядерной технологии и материалов дляиспользования их в мирных целях (МАГАТЭ), в содействии развитию сельскогохозяйства, промышленности, транспорта, здравоохранения и других сферах(ПРООН), другие виды помощи — это, по существу, создание материальной базыреализации норм международного права государствами. В будущем роль международных организаций в данной сфере будет возрастать, особенно восуществлении прав человека, а именно: получение информации черезмеждународные информационные центры и агентства, доступ к культурнымценностям путем осуществления международных . культурных программ, охраназдоровья и т. д. Что касается правового обеспечения реализации норм международного права,то организации могут наделяться весьма широкими и разнообразнымиполномочиями. Они принимают конкретизирующие и детализирующие акты(например, Декларация о принципах международного права 1970 г., принятаяГенеральной Ассамблеей), акты толкования (резолюция Генассамблеи ООН от 14декабря 1974 г. «Определение агрессии»), осуществляют контроль заисполнением международных обязательств (рассмотрение докладов о мерах поисполнению обязательств, обсуждение эффективности реализации договора,проведение инспекций и др.). Существенная роль, международных организаций также в деле решения споров.Он вправе предоставлять добрые услуги в споре о толковании и применениинорм международного права (такое право по некоторым соглашениямпредоставляется, например, ЮНЕСКО). Они осуществляют функции иправоприменительных органов — от выяснения обстоятельств до принятиярешений (правоприменительного акта) по конкретному вопросу, включаяприменение санкций (деятельность Совета Безопасности и Международного СудаООН, Суда Европейских сообществ, арбитражных и других органов, входящих вструктуру международных организаций). Мирное решение международных споров является важнейшей функцией ООН, В п.1 ст. 1 Устав ООН предусматривает, что одной из целей ООН является«...проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости имеждународного права, улаживание или разрешение международных споров илиситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Мирному разрешению споров специально посвящена гл. VI Устава ООН.Поскольку главная ответственность по поддержанию мира возлагается на СоветБезопасности, ему вверяются основные полномочия по разрешению споров. Онрассматривает любой спор или ситуацию, которая способна привести кмеждународным трениям или вызвать спор, для определения того, не может липродолжение спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира ибезопасности. Совет Безопасности может: 1) потребовать от сторон разрешения спора припомощи мирных средств (п. 2 ст. 33); 2) рекомендовать надлежащую процедуруили методы урегулирования (п. 1 ст. 36); 3) рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими(п. 2. ст. 37); 4) делать спорящим сторонам в любом споре рекомендации поих просьбе с целью мирного решения спора (ст. 38). Если стороны уладили спор после передачи его в Совет Безопасности, онпрекращает дело. Вместе с тем ни одна из спорящих сторон не можетпрекратить дело в Совете Безопасности по своему усмотрению. Споры могут рассматриваться также в Генеральной Ассамблее ООН. Всоответствии с п. 2 ст. 11 Устава она может обсуждать и давать рекомендациипо любым вопросам, относящимся к поддержанию мира и безопасности по просьбелюбого члена Организации, государств — не членов, а также СоветаБезопасности. Если Совет Безопасности уже рассматривает спор, ГенеральнаяАссамблея не может делать какие-либо рекомендации в отношении него, еслиСовет не запросит об этом. Региональные структуры. Международные споры могут рассматриваться также врегиональных организациях (например, ОАЕ, ЛАГ, ОАГ) и в рамках иных формпостоянного сотрудничества (ОБСЕ). Устав ООН рекомендует использоватьвозможности региональных соглашений и органов для разрешения споров допередачи их в Совет Безопасности. Последний же должен поощрять мирноеразрешение местных споров при помощи таких организаций. В частности,Организация африканского единства и Лига арабских стран сыграли позитивнуюроль в решении ряда спорных территориальных проблем. Организация побезопасности и сотрудничеству в Европе (прежде СБСЕ) оказывает позитивноевоздействие на урегулирование сложных, конфликтных ситуации в ряде районовбывшего Союза ССР. В ОБСЕ складывается для этого надлежащая правоваяоснова. В рамках ОБСЕ принята конвенция по примирению и арбитражу.Предусматривается создание примирительного арбитражного суда. Деятельность следственных и согласительных комиссий обычно связана снарушением норм международного права или угрозой такого нарушения. Онивыясняют фактические обстоятельства нарушения норм или угрозы нарушения (втом числе посредством использования данных контрольной деятельности) и даютим юридическую оценку. Следственные комиссии. Согласно Конвенции о мирном решении международныхстолкновений 1907 г. следственные комиссии обязаны облегчать разрешениеспоров выяснением вопросов факта посредством беспристрастного идобросовестного расследования. Они учреждаются на основе особого соглашениямежду спорящими сторонами, в котором точно определяются факты, подлежащиерасследованию, порядок образования комиссии, объем полномочий, а такжеместо пребывания комиссии, язык, которым она будет пользоваться (ст. 10). Каждая спорящая сторона обязана сообщать комиссии факты, представлятьакты, бумаги и документы, которые будут необходимы для раскрытия истины(ст. 19), обеспечить явку свидетелей и экспертов, находящихся на еетерритории (ст. 23). Следственные комиссии являются лишь элементом системы правоприменительныхорганов, поскольку выполняют лишь часть функций, присущих последним,—выяснение фактических обстоятельств. В итоге своей работы следственнаякомиссия составляет доклад, который не имеет обязывающего значения. Загосударствами — участниками спора сохраняется полная свобода воспользоваться им посвоему усмотрению. Согласительные комиссии. В отличие от следственных согласительныекомиссии не ограничиваются выяснением фактов; они оценивают факты и могутвырабатывать условия урегулирования вопроса (или спора), хотя предложениясогласительной комиссии также не являются обязательными для сторон. Международные судебные учреждения. К ним относятся судебные и арбитражныеорганы. Первым международным судебным органом была Постоянная палатамеждународного правосудия, которая действовала в соответствии со Статутом,принятым Ассамблеей Лиги Наций в 1920 г. В 1946 г. все судьи Палаты подалигенеральному секретарю ООН заявление об отставке в связи с учреждениемМеждународного суда ООН. Международный Суд ООН является одним из главных органов Организации и ееглавным судебным органом. Его правовое положение определяется главой XIVУстава ООН и Статутом Международного Суда. Основная функция Суда —разрешение споров •между государствами по их инициативе. Для участвующих в деле исогласившихся на юрисдикцию Суда государств его решение являетсяобязательным. Европейский суд по правам человека был учрежден на основании Конвенции озащите прав человека и основных свобод 1950 г. Его юрисдикцияраспространяется на все случаи толкования и применения этой Конвенции.Решения Суда являются обязательными для государств и окончательными. Экономический суд СНГ действует с 1994 г. Его статус определен ст. 32Устава СНГ и специальным Положением. К его ведению отнесено разрешениемежгосударственных споров, возникающих при выполнении экономическихобязательств, а также других споров, обусловленных соглашениями государств— членов СНГ. В соответствии с Положением государство, в отношении которогопринято решение Суда, обеспечивает его выполнение. Международный арбитраж (третейский суд) — это временный международныйорган, создаваемый по взаимному согласию государств для разрешениявозникшего международного спора (или споров в будущем). Общие правилаучреждения и деятельности арбитражных судов закреплены в Конвенции о мирномрешении международных столкновений 1907 г. Стороны, обращающиеся к арбитражному разбирательству, подписываютсоглашение (третейскую запись), в которой определяется предмет спора,порядок и сроки назначения судей, их состав и полномочия и другие вопросыдеятельности арбитражного органа. Решения принимаются большинством голосов,являются окончательными и обязательными для спорящих сторон. ПЛАН РАБОТЫ: 1. Понятие формы и содержание реализации норм международного права; 1) Понятие и формы реализации норм международного права 2) Содержание процесса реализации норм 2. Механизм реализации норм международного права; 1) Внутригосударственный нормативный механизм реализации 2) Внутригосударственный организационно-правовой механизмреализации 3) Международный конвенционный механизм реализации 4) Международный институционный механизм реализации ЛИТЕРАТУРА Проблемы реализации норм международного нрава Г. В. Игнатенко. 1999; Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. Захарова Н.М. М 1987 Международное право. Г. В. Игнатенко М.1995




Похожие:

Нормы международного права iconПрограмма элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана...
Нормы международного права iconПрограмма элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права»
Программа элективного курса «Нормы Международного Гуманитарного Права» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана...
Нормы международного права iconНормы и принципы международного права

Нормы международного права iconПояснительная записка Изучение курса «международного частного права»
Целью настоящего курса является приобретение студентами теоретических знаний в области международного частного права, а также основных...
Нормы международного права iconПояснительная записка Изучение курса «международного частного права»
Целью настоящего курса является приобретение студентами теоретических знаний в области международного частного права, а также основных...
Нормы международного права iconКафедра международного права Вступительные испытания для поступающих в магистратуру мгимо (У) по программе «Международное экономическое право»
Понятие международного права, его особенности и функции. Система международного права
Нормы международного права iconКафедра международного права мгимо (У) 2009-2010 учебный год Вопросы к письменному зачету по международному праву для студентов 2 курса мп факультета
Комиссия международного права и ее роль в кодификации и прогрессивном развитии международного права
Нормы международного права iconКафедра международного права мгимо (У) 2009-2010 учебный год Вопросы к письменному зачету по международному праву для студентов 2 курса мп факультета
Комиссия международного права и ее роль в кодификации и прогрессивном развитии международного права
Нормы международного права iconПонятие международного банковского права глава предмет, метод и источники международного банковского права
Международные органы, участвующие в разработке и принятии нормативных актов международного банковского права
Нормы международного права iconОбщепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы