Теологическая теория права icon

Теологическая теория права



НазваниеТеологическая теория права
Дата конвертации11.07.2012
Размер172.87 Kb.
ТипРеферат
Теологическая теория права


Университет Российской академии образованияСамарский филиалОтрадненская площадкаТеория государства и праваКУРСОВАЯ РАБОТАна тему:Теологическая теория права.студента I курсаюридического факультетаТумаевой И. Е.преподаватель:Капарова Е.А.Г. Отрадный 2001г.План:Понятие теологии в зарождении права.Становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях:Мифологические истоки;Законы Хаммурапи;Древневосточная теология;Древнегреческие религиозные воззрения;Зарождение христианства.Традиционно–теологические взгляды на право в Западной средневековой Европе:Влияние римско–католической церкви;Каноническое право;Учение Фомы Аквинского.Мусульманское право:Теология шариата;Религиозный смысл Корана и Сунны;Значение иджмы и влияние на нее доктринальных разработок. I. В мире всегда существовало и существует множество различныхтеорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права.Это вполне понятно, так как на протяжении всей истории развитиячеловечества, представители каждой из этих теорий ведут неутехающие споры,отражая свои взгляды и суждения на данный процесс. Каждая теория,воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по своему интересна ипознавательна, но наибольшее внимание вызвала у меня теологическая теория,согласно которой государство и право созданы Богом. Само слово теологияпроизошло от греческих слов theos – бог и logos– учение. Поскольку религиястоит у истоков образования первых прогосударств, и первыеполитико–правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на ней,то теологическая теория происхождения государства и права является самойдревней. Вообще религия – это не случайное образование, навязанное людямфилософами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслителипрошлого (это мнение иногда высказывается и теперь). Она являетсянеобходимым продуктом общества на определенных этапах развития. Религиянеобходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирнойистории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами. Вместе с религией видоизменяется и понятие права, так как своивозникновением оно, по мнению теологов, обязано религиозной морали.Рассмотрим это явление на примере древних цивилизаций, средневековой Европыи Арабского халифата.II. В своем возникновении политико–правовая мысль повсюду у древних народовна Востоке и на Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян,персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам иоперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых,космических порядков, имеющих божественное происхождение. В русле такогопонимания и освещается в мифе тема земной жизни людей, их общественного игосударственного устройства, их взаимоотношений между собой и с богами, ихправ и обязанностей – словом, всего того, что им позволено и что запрещено. 1.
В мифах ряда народов говорится о первоначальном непосредственномправлении богов, которые затем научили людей искусству управления ипередали власть земным правителям. Согласно древневавилонским и древнеиндийским мифам боги, являясьисточником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставатьсявершителями земных дел и людских судеб. Известное своеобразие присуще религиозно–мифологическим представлениямдревних евреев. По их версии, единый истинный бог находится в особомдоговорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем(верховным законодателем, правителем и судьей). Законы еврейского народа,по священному писанию евреев, получены Моисеем прямо от бога(законодательство Моисея). В обычных условиях отправление властиосуществляется людьми от имени бога, но в экстраординарных ситуациях ондействует и непосредственно (через откровения, чудеса и тому подобное). Согласно египетской доктрине, власть фараона создана и укрепленабогами, правитель – носитель их воли в стране. Издавая указы, фараонпроявляет волю бога То–та, придерживаясь, однако, древних обычаев иканонов. В соответствии с мифическими и религиозными воззрениями древнихегиптян правду, справедливость и правосудие олицетворяет богиня Маат.Судьи носили изображение этой богини и считались ее жрецами. Божественныйхарактер земной власти (фараона, жрецов) и официально одобренных правилповедения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев,законов, судебных решений), означал, что все они соответствуют Маат –естественно–божественному порядку справедливости. Восхваление божественнойсправедливости как основы земных социально–политических порядков, законов иправил человеческих взаимоотношений содержится в целом рядедревнеегипетских источников, в частности в "Поучении Птахотепа", "Книгемертвых", "Поучении гераклеопольского царя своему сыну" и др. 2. По древнешумерскому мифу, воспринятому в дальнейшем также и вВавилоне, в качестве покровителя справедливости, защитника слабых итеснимых фигурирует бог Шамаш, жестоко карающий все злое, лживое инесправедливое. Всякого, кто нарушит "стезю Шамаша" – путь правды,справедливости и права, ждет неминуемая и суровая кара. Преступить "стезюШамаша" означало совершить преступление, нарушить право. Шумерские ивавилонские правители и законодатели также настойчиво подчеркивалибожественный характер своей власти и своих законов, их соответствиенеизменным божественным установлениям и справедливости. Эти представленияшироко отражены в известном древневавилонском политико–правовом памятникеXVIII в. до н.э. – Законах Хаммурапи. Изображая свое законодательство какосуществление воли богов, царь Хаммурапи провозглашает: "По велению Шамаша,великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, послову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, ктобы отменил их". Свод судебных правил был записан в самом конце царствованиязнаменитого правителя – около 1750 года до нашей эры – и должен былсохранить на будущее плоды судебно–реформаторской и административнойдеятельности царя. Условно свод Хаммурапи подразделяется на 282 статьи,которые можно объединить в несколько тематических разделов. Начинает текстзаконов особое Введение, в котором Хаммурапи перечисляет свои царственныедостоинства, призывая в поддержку своей власти богов, и подчеркивает целисвоих нововведений: "Дать сиять справедливости в стране, чтобы погубитьбеззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого… доставлять странеблагополучие". Статьи следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовойассоциативности. Они описывали конкретные случаи и тем самым носиликазусный характер. Важным характерным принципом законов был в значительной меререлигиозный смысл тех запрещений, которые предписывались илиподразумевались. Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие жедействия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные:насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушениеустановленного богами порядка и, соответственно, особого положения лиц. Омногих таких конкретных совпадениях напоминает свиток древневавилонскихзаклинаний "Шурпу", относящийся, правда, к более позднему времени. 3. Весьма оригинален древнекитайский миф о божественном происхождениии характере земной власти, согласно которому именно персона верховногоправителя Поднебесной (то есть императора Китая) является единственнойточкой связи с высшими небесными силами. Вся власть сконцентрирована, поэтим воззрениям, в особе верховного правителя в качестве его личнойпотенции и внутренней силы, а все остальное – должностные лица игосударственный аппарат в целом – лишь помощь в осуществлении этой власти.Эти воззрения древних китайцев связаны прежде всего с даосизмом – религией,возникшей в IV – III века до нашей эры. Главная категория даосизма дао –своего рода закон спонтанного бытия Космоса, всеобщий закон природы,начало, порожающее мир форм. Все сущее произошло от дао, чтобы затем,совершив кругооборот, снова в него вернуться. Дао олицетворяет высшуюдобродетель и естественную справедливость. Важным понятием даосизма выступает "недеяние" – отрицаниецеленаправленной деятельности, идущий вразрез с естественным миропорядком.Следуя принципу недеяния, мудрый правитель упорядочивает Поднебесную,управляет государством, предотвращает смуту. Наиболее ярким приемником и разработчиком даосизма явилсядревнекитайский философ Лао–цзы (VI век до нашей эры). Он критиковалотклонение от подлинного дао, влекущее за собой социально–политическоенеравенство людей, бедственное положение народа и т.д. "Небесное дао,–утверждал он,– напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняячасть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто внем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что уних отнято. Человеческое дао наоборот". Все неестественное (культура, сферауправления государством, законодательство, войны, насилие, армия), помнению Лао–цзы, также является отклонением от дао. Таким образом, мы видим, что восхваляемое даосизмом недеяние означаловместе с тем и проповедь пассивности. Оно противилось достижениям культурыи цивилизации и носило черты консервативной утопии. Фундаментальную роль вовсей этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551 –479 года до нашей эры). Но оно уже развило патриархально–патерналистическуюконцепцию государства и права, опираясь, однако, на традиционные воззренияи проповедуя идеи морали, нравственности как в политике, так и в отношенияхмежду социальными слоями населения. В отличие от Китая, где теология как таковая не играла существеннойроли, индийская цивилизация имеет ярко выраженный религиозный характер. Всестороны жизни в древнеиндийском обществе регулировались строжайшеразработанными этико–кастовыми нормами, традиционными правилами поведения,различными для разных социальных групп и ашрам (стадий жизни человека),выполнение которых приносило религиозную заслугу, нарушение же вело крелигиозной и социальной деградации. В древнеиндийском обществе особуюценность в связи с этим имел ученый брахман, выполняющий функции воспитаниялюдей в духе неукоснительного следования дхарме, правилам поведениярелигиозного индуса, кастовым нормам и ритуалу. Этим во многом объясняетсякак специфика источников права в Древней Индии, среди которых особое местозанимали брахманские поучительные произведения – дхармашастры, так и другиеособенности традиционного права индусов. 4. В древнегреческом государстве мифологические представления людей опроисхождении власти и об отправлении правосудия как о проявлениибожественной воли на земле связаны с ранним периодом развитиядревнегреческой политико–правовой мысли. Этот период называют еще"гомеровским" (IX – VI века до нашей эры). Объясняется это наличием поэмГомера и Гесиода, где восхваляется власть богов–олимпийцев во главе сверховным богом – Зевсом. Описываемые в "Илиаде" и "Одиссее" события, на которых воспитывалась вдальнейшем вся Эллада, Зевс в нравственной плоскости выступает какверховный заступник всеобщей справедливости, сурово карающий тех, ктотворит насилие и неправый суд. Согласно поэме Гесиода "Теогония", от бракаЗевса (олицетворения всего совершенного) и Фемиды (олицетворения вечногоестественного порядка) рождаются две дочери–богини: Дике (справедливость) иЭвномия (благозаконие). Дике охраняет естественно–божественнуюсправедливость и карает неправду. Эвномия обозначает божественный характерначал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связьзаконности и полисного устройства. 5. В Римской империи, а в конкретнее в восточной ее части – Византии,в начале нашей эры на смену многобожию приходит христианство, котороевыступает с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей. Враннехристианских общинах, как об этом говорится в "Деяниях святыхапостолов", никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", асредства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нуждекаждого". Однако во II веке нашей эры формируется духовенство и церковьначинает делать акцент на божественном характере всякой власти, проповедуяпокорность властям и осуждая сопротивление насилию. Уже апостол Павелотмечал, что "начальник есть Божий слуга", поэтому "надобно повиноватьсяему не только из страха наказания, но и по совести". Заметную роль в развитии христианско–теологических концепций этики,политики и права сыграло учение Аврелия Августина (354 – 430 гг.). Разделяячеловеческий род на два разряда, "два града" (живущих по человеческимзаконам и живущих по Богу), Августин считал, что человек – существонемощное и совершенно неспособное своими силами ни избежать греха, нисоздать на земле какое–либо совершенное общество. Добро и справедливость,по его мнению, должны возобладать благодаря предустановленному вечномупорядку и непререкаемому авторитету Бога. Божественный порядок (и в земнойжизни) есть высшая целесообразность и благо, абсолютная норма всего, чтодолжно быть, то есть принудительная сила, своего рода закон для отдельновзятого индивида. Взгляды Августина существенно повлияли на развитиетрадиционно–теологических концепций более позднего периода, во многомявились их фундаментом. Вообще, появление и утверждение христианства как мировой религии сталоважным фактором обновления мира и оказало огромное влияние на всепоследующее историческое развитие. Но реальная практика и земные дела новойрелигии оказывались во многом иными, чем это представлялось энтузиастамраннего христианства. В борьбе против ересей формировавшаяся христианскаяцерковь укрепила себя и нашла поддержку в лице официальной власти. Этохорошо прослеживается в течение всего средневекового периода развитияполитико–правовой мысли (особенно в Западной Европе).III. В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чемтысячелетнюю эпоху (V – XVI века). Экономический строй, взаимоотношенияклассов, государственные порядки и правовые институты, духовный климатсредневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали влияниена содержание, дифференциацию, социальную направленностьполитико–юридических идей западноевропейского средневековья. 1. Особое своеобразие средневековой западноевропейскойполитико–правовой мысли придавал факт исключительно сильного влияния на неехристианской религии и римско–католической церкви. Эта церковь фактическибезраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всехСредних веков. Она была ядром мировоззрения феодального общества, стержнемединой христианской культуры. В руках священнослужителей политика июриспруденция оставались прикладными отраслями богословия. Известнуюбиблейскую формулу – "Нет власти не от Бога, существующие же власти от Богаустановлены"– богословы превратили в непререкаемую догму феодального строя.Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, чтомогущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитетнепосредственно от Иисуса Христа. Отсюда проистекает безусловнаяобязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви.Например, согласно доктрине "двух мечей", разрабатывавшейся в XII–XIIIвеках, основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны иоставили себе. Другой церковь вручила государям, чтобы те могли вершитьземные дела. Самой церкви использовать обнаженный меч не пристало. Однакоона пускает его в ход, но при помощи государей, наделяемых правомповелевать людьми и карать их. Как утверждали богословы, государь естьслуга церкви ("помазаник Божий"), служащий ей в делах, недостойныхдуховного лица. 2. Следует сказать, что существовавшее в то время феодальное правоносило ярко выраженный сословный характер. Привилегированным сословиемсчиталось духовенство и дворяне. Сильно ограничивались в правах горожане.Лишены были самых элементарных прав крестьяне. Как следствие этого,феодальное право было раздробленным. Составными его частями были крепостноеправо, городское право, каноническое право, занимавшее значительное место всистеме феодального права и регулировавшее отношения не только междуслужителями церкви, но и между остальными членами общества. Роль канонического права была особенно велика в тех странах, гдегосподствующая религия возводилась в ранг государственной. Творцамиканонического права были служители религиозных культур. Римско–католическаяцерковь, например, наделяла полномочиями творить право "на земле" римскогопапу. Большую роль в процессе создания и применения канонического праваиграли также высшие церковные сановники – кардиналы, церковные соборы,создававшиеся папами из высших представителей духовенства, и церковныетрибуналы. 3. Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизнисредневековой Европы папство достигло в XII веке. Тогда же завершилосьсоздание системы схоластики – католицистской теологии, ориентированной наоправдание постулатов веры средствами человеческого разума. В еепостороение огромную роль сыграл доминиканский монах Фома Аквинский(Аквинат) (1225 – 1274 года), чьи сочинения явились своего родаэнциклопедией официальной церковной идеологии Средних веков. Наряду смассой других предметов, трактуемых в этих сочинениях, Аквинат касается,конечно, и вопросов государства, закона, права. Оних речь идет в труде "Оправлении властителей", в произведении "Сумма теологии" и др. В своих произведениях ученый–богослов пытается приспособить взглядыАристотеля к догмам католической церкви и таким путем еще более укрепить еепозиции. От Аристотеля Аквинат перенял мысль о том, что человек по природеесть "животное общительное и политическое". В людях изначально заложеностремление к объединению. По этой причине и возникает политическая общность(государство). Процедура учреждения государственности аналогична, по мнениюбогослова, процесу сотворения мира Богом. Деятельность монарха схожа сактивностью Бога, который, прежде чеи приступить к руководству миром,вносит в него стройность и организованность. Так и монарх первым деломучреждает и устраивает государство, а затем начинает управлять им. Весьма своеобразна разработанная Аквинатом особая теория закона.Согласно ей, все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамидузаконов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципыбожественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в Боге,тождествен ему; он существует сам по себе и от него производны иные видызаконов. Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, какотражение вечного закона в человеческом разуме. Естественный законпредписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязываетискать истину (Бога) и уважать достоинства людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный)закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей избегать зла идостигать добродетели. Говоря о позитивном законе, Фома Аквинскийфактически вел речь о феодальном законодательстве. Классово–политическийподтекст сопряжения человеческого закона – через закон естественный – сзаконом вечным абсолютно ясен: законодательство феодальных государствнадлежит соблюдать в принципе столь же неукоснительно, сколь указаниябожественного разума. Однако очень важно учесть, что Фома Аквинский отрицалзначение человеческого закона именно как закона за теми актами светскойвласти, которые противоречили предписаниям закона естественного. Наконец, еще один вид закона – божественный. Он дан в Библии инеобходим по двум причинам. Во–первых, человеческий (позитивный) закон неспособен полностью истребить зло. Во–вторых, из–за несовершенствачеловеческого разума, люди сами не могут прийти к единому представлению оправде; помочь им достичь его может лишь Библия. На фундаменте этики, как основной социально–практической функциихристианства, Фома Аквинский построил и концепцию права. Для него оно былопрежде всего сферой правды, справедливости. Вслед за римскими юристами онсчитал справедливостью постоянное стремление воздавать каждому свое.Действие, воплощающее подобное стремление и уравненное с другим действием,есть право. Уравнивание двух этих действий, происходящее на основе ихвнутренней природы, дает естественное право. Если уравнивание совершается всоответствии с человеческими установлениями, то имеет место правопозитивное. Таким образом, как в своей теории закона, так и в концепции права ФомаАквинский настойчиво проводил мысль: правовым человеческое установлениестановится только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. Несмотря на то, что Фома Аквинский является воинствующим защитникомпапства и феодально–монархического строя, его идеология несла в себе чертысправедливости и гуманизма, а его схоластическая система была признана"единственно истинной философией католицизма". IV. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации наВостоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, котораясо временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамкахАрабского халифата. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграладеятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифоф,при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророкабыли составлены священные книги мусульман – Коран и Сунна. 1. Шариат с самого начала сложился и развивался как строгоконфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама,пронизано его религиозно–этическими представлениями. Согласно исламу,правовые установления рассматриваются в качестве частицы единогобожественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первыхпорах шариат в целом и его собственно доктринально–нормативная часть (фикх)вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматикуи мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том,что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировалиобщественные ("человеческие") отношения, а с другой – определяли отношениямусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения ирелигиозно–нравственного начала нашло свое отражение в своеобразиеправопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения.Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение вустановлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавалсяв равной мере правовой и морально–религиозный смысл: обязательные,рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собойприменения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. 2. Важнейшим источником шариата считается Коран – священная книгамусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророкуМухаммеду. Составление Корана растянулось на несколько десятилетий.Канонизирование его содержания и составление окончательной редакциипроизошло при халифе Омаре (644 – 656 гг.). В само Коране его правоваязначимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его какарабский судебник". Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята).Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь 500 стиховсодержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этомне более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (восновном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаютсярелигиозного ритуала и обязанностей. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником правабыла Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов(хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах можновстретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальныхотношений в арабском обществе (например, нормы брачного, наследственного,доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.). 3. Третье место в иерархии источников мусульманского права занималаиджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины".Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным иправовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда иливпоследствии наиболее влиятельными мусульманами теологами–правоведами(имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в видеинтерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм,которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривалисамостоятельные правила поведения и становились обязательными в силуединодушной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития праваполучил название "иджтихад". Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что онапозволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новыеправовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества,учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источникаправа, дополняющего шариат, примыкала и фетва – решения и мнения отдельныхмуфтиев по правовым вопросам. В VIII – IX веках в связи с широкимраспространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалосьдоктринальным путем в трудах таких авторитетных теологов–юристов, как АбуХанифа, Малик ибн Анас, Ахмед ибн Ханбаль и др. Однако доктринальная разработка мусульманского права, приведшая ксозданию огромной массы новых правовых норм (усложнению фикха), не означаларазрыва с классическим исламом, выраженным в Коране и Сунне. Наоборот,презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными,идущими от ортодоксального ислама. Поэтому одной из характерных чертсредневекового мусульманского права была его относительная целостность. Правда, впоследствии, доктринальная и нормативная основа шариатазначительно осложнилась за счет возникновения ряда самостоятельных школ(исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др.). И к концу средневековьяшариат стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением. Подводя итог своей работе, хочу отметить следующие аспекты.Теологические учения о праве в процессе эволюции государственно–правовогоустройства общества оказали как позитивное, так и негативное воздействие наразвитие политико–юридической мысли. Первая из эти черт несла в себеоздоровление духовного климата наций, а также законопослушничество,порожденное боязнью греха и всеобщего порицания (в период становления праваеще слишком сильно чувствовалось влияние обычаев и традиций). Неготивнаясторона заключалась в том, что церковь зачастую злоупотребляла своейправотворческой властью, подавляя свободомыслие и прогресс цивилизации итем самым тормозила формирование рационалистических правовых начал. По мере развития и укрепления права, мы видим как изменялись наряду сним и религиозные воззрения народов. В одних странах они отошли на второйплан (Средиземноморье, Западная Европа), в других – были подверженыпроцессу искоренения (бывший СССР), в третьих – до сих пор имеютколоссальное значение (страны мусульманского мира). Поэтому, эстетическаяфункция правотворчества в цивилизованном государстве состоит в том, чтобыне притеснять свободы вероисповедания, как источника личных этическихвзглядов человека на жизнь.Список используемой литературы: 1. История политических и правовых учений. Под общей редакцией В.С. Нерсесянца. М., 1996г.– 736с. 2. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т.1– М.: ТОН–ПРИОР, 1999г.–528с. 3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Под редакцией Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А.– М.: Издательская группа Норма–Инфа–М, 1999г.– 624с. 4. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко.– М.: Зерцало, 1998. 5. Основы религиоведения: Учеб./ Под ред. И.Н. Яблокова.– М.: Высшая школа, 1994г.– 368с.




Похожие:

Теологическая теория права iconСовременное нормативное понимание права
Понятие права. Основные подходы к пониманию права (теория естественного права, юридический позитивизм, нормативистская, социологическая,...
Теологическая теория права iconСписок основных дисциплин аттестационных испытаний Факультет Социологии, экономики и права Бакалавриат по направлению «Юриспруденция» (очное и заочное отделения)
Теория государства и права как наука. Происхождение государства и права. Теория права. Теория государства
Теологическая теория права iconТеологическая теория
Для этого он и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку...
Теологическая теория права iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Теория права – важнейшая часть общего курса теории государства и права. Категории теории права составляют фундамент отраслевых юридических...
Теологическая теория права iconСеминарских занятий по курсу «теория государства и права»
Теория права – важнейшая часть общего курса теории государства и права. Категории теории права составляют фундамент отраслевых юридических...
Теологическая теория права iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Теория государства и права»
Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права. Функции теории государства и права
Теологическая теория права iconПрограмма вступительных экзаменов в магистратуру по направлению «Юриспруденция» магистерская специализация «Конституционное и муниципальное право» Часть I. Теория государства и права
Тема Теория права и государства как наука и учебная дисциплина. Методология теории права и государства
Теологическая теория права iconПрограмма аттестационных испытаний Факультет Социологии, экономики и права Бакалавриат по направлению «Юриспруденция» 2 курс Дисциплина «Теория государства и права»
Теория государства и права как отрасль и учебная дисциплина. Предмет и объект научного исследования
Теологическая теория права iconПрограмма дисциплины «Теория государства и права»  для направления "Юриспруденция" подготовки магистра для магистерских
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления "Юриспруденция"...
Теологическая теория права iconПрограмма дисциплины «Теория государства и права»  для направления 030900. 68 "Юриспруденция" подготовки магистра для магистерских
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления "Юриспруденция"...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы