Иностранные инвестиции в России icon

Иностранные инвестиции в России



НазваниеИностранные инвестиции в России
Дата конвертации11.07.2012
Размер218.92 Kb.
ТипРеферат
Иностранные инвестиции в России


Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Экономический Факультет РЕФЕРАТ на тему: “Иностранные инвестиции в экономике России” Студент магистратуры дневного отделения МЭО Пономарев Владимир Александрович Москва 19981. ВведениеУже стало общим местом, что экономика России достигла максимальной глубиныпадения и начала постепенно подниматься. С этой точкой зрения можноспорить, можно соглашаться, но неизбежным является одно, вне зависимости оттого, поднимается ли Россия, или это еще только предстоит, она нуждается вколоссальном количестве финансовых ресурсов только для поддержанияэкономики на плаву. Для сколько-нибудь существенного подъема средствпотребуется в несколько раз больше. Таким же общим местом является то, чтоденег в стране нет. Естественно, что иностранные инвестиции рассматриваютсяв такой ситуации как единственное спасение. Это мнение особенно спорно,даже внимательный взгляд на официальный платежный баланс России можетпоставить его под серьезное сомнение. Трудно поверить, что одни иностранныеинвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другойстороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роставнутренних инвестиций. В особенности это относится к прямым инвестициям,так как с ними в Россию поступают не только деньги, но и многолетний опыт,накопленный компаниями-инвесторами на мировых рынках. Иностранныеинвестиции могут также послужить для временного смягчения денежныхзатруднений правительства, хотя и путем роста внешнего долга, а значитроста зависимости страны. Наконец, рост иностранных инвестиций являетсянепременным спутником “встраивания” России в мировой цикл движения капиталаи будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождениюоптимальной “ниши” во всемирном разделении труда. В данном реферате хотелось бы сосредоточиться на тех формахиностранных инвестиций, которые связанны с непосредственным привлечениеминостранного капитала (создание совместных предприятий, привлечениекапитала российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание натерритории России предприятий, полностью принадлежащих иностраннымвладельцам, привлечение капитала на основе концессий и соглашений о разделепродукции), оставляя в стороне такие формы, как получение зарубежныхкредитов, получение оборудования на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогдаможно разделить на три категории: - прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им; - портфельные, при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг. - к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п.
Их исключение из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них. Граница между первыми двумя видами инвестиций довольно условна(обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентовакционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20процентов - портфельными), однако, так как цели, преследуемые прямыми ипортфельными инвесторами несколько различаются (что будет показано ниже),такие деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочихинвестиций связано со спецификой вложения (не в уставной капитал).2. Иностранные инвестиции в России - общий обзор Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций вотечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 годубыли приняты первые нормативные документы о создании и функционированиисовместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами,которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций вроссийскую экономику. Важнейшим законодательным актом, и по сей деньрегулирующим деятельность иностранных инвесторов в России, явился принятыйв 1991 году закон “Об иностранных инвестициях в РСФСР”. Главным результатомпринятия этого закона стало предоставление предприятиям с иностраннымиинвестициями национального режима, при котором такие предприятия пользуютсяна территории страны равными юридическими правами и несут равныеобязанности с чисто российскими предприятиями (за исключением деятельностив некоторых стратегических отраслях экономики). Процесс массовойприватизации в России в 1992-94 годах, стремительное развитие российскогорынка ценных бумаг и создание его нормативной базы впервые в отечественнойистории создали предпосылки для развития зарубежных портфельных инвестицийв России. Вместе с тем, несмотря на определенный прогресс в последнеевремя, противоречивость, неполнота и нестабильность нормативно-правовойбазы остаются одними из важнейший препятствий на пути привлеченияиностранных инвестиций в Россию. Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику весьмапротиворечива. Министерство экономики, Центральный Банк РФ, ГоскомстатРоссии и зарубежные экономические институты, ведущие такую статистику, даютсущественно отличающиеся друг от друга данные. Однако, если пользоватьсяданными Госкомстата, накопленный объем вложений иностранного капитала вРоссию к началу 1998 года составил около 12 млрд долларов, из которых около10,7 млрд долларов пришлось на прямые инвестиции и около 1,5 млрд - напортфельные. При этом динамика иностранных вложений по годам крайненеравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-94 годах составлялоколо 1,0 млрд долларов, за 1995 год - около 1,6 млрд долларов, в 1996 году– примерно 2 млрд долларов, в 1997 – 4,2 млрд. Следует отметить, чтоуказанный уровень иностранных вложений является (учитывая масштабыроссийской экономики) крайне низким, особенно на фоне привлечениязарубежных инвестиций другими странами мира. Так, в последние годыежегодный приток только прямых иностранных вложений в экономику Таиландадостигал 2,5 млрд долларов, Мексики и Малайзии - 10 млрд долларов, Китая -25 млрд долларов, а в экономику США - 60-65 миллиардов долларов. Особенноподчеркнуто выглядело поведение инвесторов во время осеннего кризиса 1997года, когда практически все программы кредитования переориентировались настраны Юго-Восточной Азии. Также, для сопоставления можно указать, чтообщий объем инвестиций (включающий прочие инвестиции только в 1997 годусоставил 10,4 млрд долларов, т.е. практически равнялся всем прямыминвестициям полученным Россией за время ее существования) Следствием незначительного объема инвестиций является малая роль ужесуществующих предприятий с иностранными инвестициями в экономике России -на их долю, по самым оптимистичным данным, приходится менее 2% общегообъема промышленного производства в России. Причиной такой ситуации является сохраняющийся неблагоприятныйинвестиционный климат России, основными характеристиками которого являются: . высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства; . резкий спад производства начиная с 1991 года, следствием которого, в частности, является резкое сокращение внутреннего спроса на промышленную продукцию и услуги; . несовершенство нормативно-правовой базы в экономике в целом и в области иностранных инвестиций в частности; . высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин; . недостаток качественной инфраструктуры; . фактическое отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций. Все эти причины приводят к тому, что в рейтингах инвестиционнойпривлекательности Россия находиться на до обидного низком для ранее великойдержавы уровне («ВВ-» - Standard & Poor’s, “Ba3” – “Moody’s”, “BB+” –Fitch IBCаи “B+” – Thompson Bankwatch[1]). Вместе с тем уже существующая практика иностранных инвестиций вРоссии выявила определенные закономерности, которые позволяют анализироватьсложившуюся структуру вложений зарубежного капитала и прогнозироватьразвитие инвестиционного процесса в ближайшие годы. Рассмотрим для началапрактику прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. 3. Прямые иностранные инвестиции в России Основными способами привлечения прямых иностранных вложений вэкономику России являются: . привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ); . регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; . привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; . создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны. На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономикубывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капиталапреобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц сзарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (внынешней российской терминологии фактически - обществ с ограниченнойответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когданедостатки “советской” формы СП - произвольная оценка вкладов сторон,невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидностьвклада в уставный фонд - стали очевидными, преобладающей (в особенности длякрупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупныхпакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) илисоздание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестированияостаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти рольвложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только26% прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9% вдеятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), ацелых 54% (или 2,1 млрд долларов) – в финансово-кредитную сферу)[2] До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов наоснове концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широкоприменяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранныхвложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государ-ственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов ужепроводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российскихместорождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое ихосвоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г.закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем напрактике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база(так и не принят закон, устанавливающий перечень месторождений к которымможет применяться закон соглашениях о разделе продукции). Не получили пока должного развития в России и свободные экономическиезоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” вПриморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуютпрактически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтамместных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот дляинвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечениюв СЭЗ иностранных вложений. Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередьпоказывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля такихинвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК/включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающаяи целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты смалыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля,телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничныхзданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги). Такой “отраслевой перекос” не случаен - он в значительной мереотражает реальное положение сегодняшней России в международном разделениитруда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортерсырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностраннойвысокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь напотребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестицийсвидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первуюочередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокиериски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это: 1. крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN- AMRO), отчасти - в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West); 2. средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде всего - в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России; 3. инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране. При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторовпрактически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся внаиболее тяжелом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущихвсем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность инеобходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническомуперевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных иметаллургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителейиз стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичнойпродукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности наземлю (сельскохозяйственное производство). Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных инвестициях вРоссию налицо и территориальная неравномерность - по данным Госкомстата, в1997 году свыше 67 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву иМосковскую область, а еще свыше 20% - на долю всего семи других субъектовРоссийской Федерации. Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежаидет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь -внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительскимспросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти - Приморский край),либо в регионы с высокой плотностью экспортноориентированных предприятийТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан).Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению – в 1995году в экономику Москвы поступило более 55% зарубежных инвестиций Описанная выше тенденция к неравномерному отраслевому итерриториальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании сих незначительным для экономики в целом объемом заставляет сделать вывод опрактически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшнейРоссии. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительноговоздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль“катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства,ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этойтенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) можетпривести к т.н. “венесуэлизации” российской экономики - структуренационального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокийтехнологический разрыв между передовыми экспортноориентированнымиотраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК,деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия иобслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-производительным производством в других отраслях, ориентированных только навнутренний спрос (все остальные отрасли). Избежать этой тенденции и добиться существенного количественногоувеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно,очевидно, путем выработки комплексной государственной программы попривлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран,в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общегоулучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти: - создание реально действующей системы льгот для иностранныхинвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализациямеханизма раздела продукции и создание реально действующих свободныхэкономических зон); . четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами; . создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции; . снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов; . введение частной собственности на землю; . создание механизмов страхования иностранных инвестиций. К сожалению, надо отметить, что в настоящее время реализацияперечисленных выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего.Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира запривлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенногоколичественного роста и изменения структуры прямых зарубежных вложений вРоссию в ближайшем будущем, хотя определенный пропорциональный рост и можетнаблюдаться.4. Портфельные иностранные инвестиции в Россию Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов вценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценныебумаги, эмитируемые государственными и местными органами власти с цельюполучения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор,в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” поотношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, невмешивается в управление им. Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является дляроссийской экономики достаточно задачей. С помощью средств зарубежныхпортфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач: . пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов; . аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов; . пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти; . эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов. Ниже будут рассмотрены два основных потока привлекаемых в Россиюиностранных портфельных инвестиций: - вложения портфельных инвесторов в акции и облигации российскихакционерных обществ, свободно обращающиеся на российском и зарубежном рынкеценных бумаг; - вложения иностранных портфельных инвесторов во внешние и внутренниедолговые обязательства Российской Федерации, а также ценные бумаги,эмитированные субъектами Федерации. 4.1. Рынок корпоративных ценных бумаг Проникновение западных портфельных инвесторов на российский рыноккорпоративных ценных бумаг началось фактически лишь в ходе ваучернойприватизации в 1992-93 гг. Приватизация впервые обеспечила рыночноепредложение акций российских промышленных предприятий для стороннихинвесторов, привлекательность вложений в которые объяснялась следующимифакторами: - ваучерная (и ранняя денежная) приватизация практически непреследовала цели получения в государственный бюджет доходов отприватизации - главной ее целью было формальное юридическое преобразованиегосударственных предприятий в акционерные общества и создание таким образомпредпосылок для возникновения в России рынка капиталов. Следствием такогоподхода явился достаточно произвольный порядок определения уставныхкапиталов новых акционерных обществ и крайне низкая цена, по которой акциибыли проданы государством (так, капитализация нефтедобывающего объединения“Сургутнефтегаз” с объемом ежегодной добычи нефти свыше 33 млн тонн по ценечекового аукциона в 1994 году составила всего около 16 млн долларов).Поэтому одним из важнейших факторов, способствовавших приобретению акцийнекоторых российских АО иностранными портфельными инвесторами, былаогромная недооцененность этих ценных бумаг по сравнению со сходнымикомпаниями в других странах (даже с учетом странового риска России); - акции многих российских предприятий (в особенности - предприятийэкспортноориентированных отраслей) имели, с точки зрения портфельныхинвесторов, большой потенциал курсового роста в будущем. Несмотря на то,что в настоящее время эти компании не могут позволить себе выплатудивидендов своим акционерам, перспектива их развития позволяетпредположить, что в будущем эти АО могут стать устойчиво прибыльными, азначит - выплачивать высокие дивиденды по своим акциям, следствием чегоявится их курсовой рост; - высокая рисковость вложений в Россию, экономическая и политическаянестабильность должны были неизбежно привести к высокой нестабильностикурсов российских акций и создать возможность получения высокойспекулятивной прибыли от операций с ними. Вместе с тем высокий общий уровень рисков и почти полное отсутствиеправового регулирования рынка ценных бумаг сдерживали ориентированных навложения в Россию инвесторов. Вследствие этого первыми иностраннымифинансовыми институтами, которые стали вкладывать в 1993-94 гг. свои иклиентские средства на российском рынке корпоративных ценных бумаг, явилисьлибо отделения крупных международных финансовых компаний (Credit SuisseFirst Boston, Fleming, Pioneer), либо молодые компании, созданныеспециалистами, хорошо знакомыми с российской спецификой (Brunswick, группа“Диалог”). Специфика нарождающегося рынка ценных бумаг России способствовалатому, что страна была отнесена инвесторами к так называемым “возникающимрынкам” (emerging markets), традиционно отличающимся высокими рисками,неразвитой инфраструктурой рынка капиталов, неустойчивостью курсов ценныхбумаг. Портфельные инвестиции на таких рынках так же традиционно сопряженыс высокой вероятностью значительных убытков и потери ликвидности вложений,но, в силу неустойчивости рынка способны приносить и фантастические дляустойчивых рынков прибыли. Работа по портфельному инвестированию на“возникающих рынках” является весьма специфичным видом финансового бизнеса,привлекающим весьма малую и наиболее рискованную часть инвестиционногокапитала развитых стран. Именно капитал такого рода и стал в первую очередьвкладываться в акции российских акционерных обществ, образованных впроцессе приватизации. В этот период выявились и наиболее привлекательные для западныхпортфельных инвесторов акции российских предприятий. За весьма редкимиисключениями к ним относились: - акции крупнейших нефтегазодобывающих предприятий, предприятийцветной металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых другихсырьевых отраслей, в значительной мере ориентированных на экспорт своейпродукции, а также обслуживающих экспорт морских пароходств; - акции предприятий - национальных или региональных монополистов встратегических отраслях национального хозяйства - энергетике,телекоммуникациях и т.п. Интересной особенностью этих вложений было то, что предпочтение привложениях отдавалось ценным бумагам тех предприятий, контрольные пакетыакций которых были закреплены за государством. Причиной этого является то,что процесс обращения акций “новых АО” после завершения чековойприватизации во многом сводился к скупке их российскими финансовымигруппами, борющимися за полный контроль над приватизированнымипредприятиями. Вместе с тем практика “возникающих рынков” (полностьюподтвердившаяся и в России) свидетельствует о том, что для этих рынковвесьма характерны грубые нарушения прав мелких акционеров крупными, чтоприводит к резкому обесцениванию акций, принадлежащих портфельныминвесторам (которые, как правило, владеют относительно некрупнымипакетами). Нахождение контрольного пакета акций в руках государства, такимобразом, является своеобразной страховкой от подобного произвола. Указанный выше выбор активов для портфельного инвестирования был неслучаен. Во многом он повторяет логику прямых иностранных вложений в Россию- инвесторы предпочитали вкладывать средства в акции предприятий, напродукцию которых в долгосрочной перспективе существует платежеспособныйвнешний или внутренний спрос, что позволяет ожидать в будущем значительныхприбылей этих АО и высоких дивидендов по их акциям. Вместе с тем многих портфельных инвесторов привлекала на российскийрынок акций в первую очередь возможность получения сверхвысоких прибылейза счет спекуляций с российскими ценными бумагами, имеющими оченьнестабильную курсовую динамику. Помимо традиционных для "возникающихрынков” рисков, в России такой нестабильности способствовал дополнительныйспецифический фактор. Чековая приватизация, явившаяся практически бесплатной раздачейгосударственной собственности в виде акций вновь созданных АО в частныеруки, привела к тому, что акции российских предприятий оказались лишеныодной из своих титульных функций - давая акционеру право на участие вуправлении акционерным обществом и получение части его прибыли в видедивидендов, они не являлись инструментом привлечения средств в основнойкапитал предприятия для долгосрочного развития. Даже те относительнонезначительные средства, которые были получены от продажи части акций наденежных аукционах, пошли не на прямое финансирование соответствующихпредприятий, преобразованных в АО, а в федеральный и региональные бюджеты.Таким образом, рынок российских акций оказался практически оторван отреального сектора, и акции во многом превратились в чисто игровой,спекулятивный финансовый инструмент. Этому способствовал и тот факт, чтоподавляющее большинство “новых АО” даже при благоприятноймакроэкономической ситуации будет в состоянии платить дивиденды по своимакциям лишь через несколько лет - таким образом, практически невозможнымбыло и определение сколько-нибудь разумной цены тех или иных акций исходяиз предполагаемых дивидендов. В силу указанных причин спекулятивные тенденции среди иностранныхпортфельных вложений в России стали фактически доминирующими. Отрывспекулятивного рынка акций от нуждающегося в инвестициях реального сектораприводит к тому, что портфельные инвестиции в акции, несмотря на свойдовольно значительный объем не оказывают практически никакого прямогоположительного воздействия на экономику и не выполняют своей основнойзадачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные вэкономическом смысле отрасли и предприятия. Выражением такого отрыва является также то, что большинствуроссийских предприятий крайне трудно привлечь средства иностранныхпортфельных инвесторов путем выпуска новых эмиссий акций и облигаций,реальные денежные средства от продажи которых пошли бы на финансированиепроизводства. Практически единственным шансом на это продолжает оставатьсяуход за пределы национального фондового рынка (т.е. выпуск ADR или GDR). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящий моментиностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий неиграют для российской экономики значительной положительной роли. Причинаэтого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении нароссийском рынке капиталов, которое создалось в результате общегоэкономического кризиса и проведения чековой приватизации. В связи с этимрегулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальноймировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельныхвложений из-за рубежа и включения средств иностранных портфельныхинвесторов в российский инвестиционный цикл. Главными задачами, стоящими вэтой связи перед российскими экономическими властями и предприятиями,являются: - создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовой базы,регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими предприятиями и порядок ихобращения на фондовом рынке; - правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иныхкорпоративных ценных бумаг; - создание надежной общенациональной инфраструктуры фондового рынка,открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов; - организация выпуска российскими предприятиями новых эмиссий ценныхбумаг, предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежных рынкахкапиталов; - создание внутрироссийской системы коллективных инвестиций (в первуюочередь - инвестиционных фондов и трастовых структур), что должно придатьрынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить егопривлекательность для спекулятивного иностранного капитала. Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономическогои политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранныхпортфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестицийокажется практически потерянной для развития российской экономики. 4.2. Рынок государственных и муниципальных ценных бумаг Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов засчет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемыесоответствующими органами власти долговые ценные бумаги является оченьшироко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.Существенным его преимуществом является то, что такое финансированиебюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех государств,которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются впроведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способприобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезнипревратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальныхбумаг). Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций вгосударственные ценные бумаги: - привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынокгосударственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило,номинированных в национальной валюте; - размещение государственых (муниципальных) облигаций, специальнопредназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного долга, обычнономинируются в одной из ведущих мировых валют. Появившийся в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигацийвнутреннего займа (ГКО/ОФЗ), имевший своей целью финансирование дефицитафедерального бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первыхпорах был закрыт для вложений зарубежных средств. Такой запрет,существующий в различных формах в разных странах мира, в целом вполнеобоснован - рынок внутреннего долга является также и мощным инструментомреализации денежной политики, и приток или отток с этого рынка более“мобильных”, чем средства внутренних инвесторов, иностранных денег можетсущественно дестабилизировать денежное хозяйство страны. Вместе с темсверхвысокая доходность ГКО/ОФЗ, благоприятная динамика курса рубля поотношению к доллару и меньшая рисковость вложений в эти ценные бумаги посравнению с другими российскими активами привели к тому, что зарубежныепортфельные инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладыватьденьги на этом рынке в обход существующих запретов, заключая договора сроссийскими банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п.Статистики таких скрытых вложений не существовало, но, по некоторымоценкам, на долю иностранных инвесторов к началу 1996 года приходилось до 3-5 процентов всех вложений в ГКО/ОФЗ, что составляло от 600 млн до 1 млрддолларов. Этот фактор, а также то, что к началу 1996 года стала очевиднойнехватка средств россйских инвесторов для финансирования расходов бюджета,привел к тому, что в феврале 1996 года иностранные портфельные инвесторыбыли допущены на российский рынок краткосрочных облигаций внутреннихзаймов. Однако предложенная российскими властями схема инвестиций,призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ от непредсказуемогопритока/оттока иностранного спекулятивного капитала, существенно снизиладоходность и ликвидность таких вложений. Несмотря на это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольнозначительному проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов Основными иностранными инвесторами, вкладывающими на рынке внутреннегороссийского долга средства своих клиентов, являются крупнейшие зарубежныефинансовые структуры - Merrill Lynch, Lehman Brothers, J.P. Morgan, CreditSuisse и т.п. В настоящее время основной задачей правительства становитсяне дополнительное привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснитьих в реальный сектор (до сих пор во многом безуспешная).На рынке международных облигаций России тоже удалось добиться определенногоуспеха, так 24 марта 1998 года Россия выпустила уже 4 выпуск еврооблигаций,на сумму 1.25 млрд немецких марок, под 9,442% годовых.[3]5. Заключение Подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что привлечениеиностранных инвестиций в российскую экономику, являющееся одним изнеобходимых условий выхода страны из экономического кризиса, требуетзначительных нормотворческих и организационных усилий как от российскихфедеральных и региональных властей, так и от отдельных предприятий ифинансовых институтов. В целом эти усилия должны быть направлены на: - улучшение общего инвестиционного климата России, стабилизацию экономической и законодательной ситуации и создание эффективного экономического законодательства; - организацию эффективного внутрироссийского рынка капиталов, обеспечивающего полноценную связь рынка ценных бумаг с реальным сектором;-----------------------[1] Инвестиционный вестник Интерфакса, N 12 (119) от 30 марта 1998 года[2] Данные Госкомстата РФ за 1997 год[3] Инвестиционный вестник Интерфакса, N 12 (119) от 30 марта 1998 года




Похожие:

Иностранные инвестиции в России iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в России iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в России iconИностранные инвестиции в России

Иностранные инвестиции в России iconИностранные инвестиции в экономику России

Иностранные инвестиции в России icon1. Введение. 1 Иностранные инвестиции в царской россии. 3
Экономическое же определение инвестиций можно сформулировать следующим образом: инвестиции – это расходы на создание, расширение,...
Иностранные инвестиции в России iconИностранные инвестиции в России: основные доноры, масштабы, направления и перспективы

Иностранные инвестиции в России iconИностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики
Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,...
Иностранные инвестиции в России iconПрямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности россии: новые механизмы привлечения капитала
Работа выполнена на кафедре международных экономических отношений и внешнеэкономических связей Московского государственного института...
Иностранные инвестиции в России iconКурсовая работа На тему: «Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики»
Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,...
Иностранные инвестиции в России iconИностранные инвестиции

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы