Современная налоговая система России icon

Современная налоговая система России



НазваниеСовременная налоговая система России
Дата конвертации11.07.2012
Размер370,68 Kb.
ТипРеферат
Современная налоговая система России


Тема: Современная налоговая система России. Содержание|Введение. |2 ||I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития |4 ||рыночной экономики | ||1.1. Сущность налога |4 ||1.2. Функции налогов |7 ||II. Налоговая система России |9 ||2.1. Основные принципы построения налоговой системы |9 ||в экономике России. | ||2.2. Структура действующей налоговой системы Российской |12 ||Федерации | ||III. Основные налоги собираемые на территории России. |22 ||3.1. Подоходный налог с физических лиц |23 ||3.2. Налог на прибыль предприятий и организаций |26 ||3.3. Добавленная стоимость. |30 ||3.4. Акцизы. |32 ||IV. Противоречия действующей налоговой системы России |34 ||4.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы |35 ||4.2. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской |39 ||Федерации | ||4.3. Нестабильность налоговой системы России |40 ||V. Пути реформирования налоговой системы |42 ||Заключение. |46 ||Литература. |49 ||Приложения |50 |Введение. Среди экономических рычагов, при помощи которых государствовоздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Вусловиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговуюполитику в качестве определенного регулятора воздействия на негативныеявления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощныминструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления иобеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческимиинтересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственнойподчиненности, форм собственности и организационно - правовой формыпредприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Припомощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включаяпривлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход иприбыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления кэкономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регуляторарыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народногохозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику вразвитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов оналоговой системе. Среди них: V «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», V «О налоге на прибыль предприятий и организаций», V «О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов,сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права иобязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление иотмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот ихплательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и всоответствии с вышеуказанным законом. В данной курсовой работе предпринята попытка, разобраться в действующейналоговой системе России, выделить её основные противоречия и пути еёреформирования. Содержание курсовой работы изложено на 50 листах машинописного текста.При подготовке курсовой работы изучалась литература, список которойпредставлен настранице 49.I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики1.1. Сущность налога Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Какизвестно, налоги появились с разделением общества на классы ивозникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти ... »[1].В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись безналогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворениюколлективных потребностей ему требуется определенная сумма денежныхсредств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя изэтого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходовгосударства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд,охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше онодолжно собирать налогов. Закон Российской Федерации «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации» определяет общие принципы построенияналоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другиеплатежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков иналоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором,пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджетсоответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемыйплательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательнымиактами. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических ифизических лиц, получающих доходы, участвовать в формированиигосударственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшимзвеном финансовой политики государства в современных условиях. Закон также определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налоговявляются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица,на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность,уплачивать налоги»[2]. В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения,льготы по налогам согласно закона. Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы(прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельностиналогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природнымиресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества,добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты,установленные законодательными актами. По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемыхзаконодательными актами, следующая льгота: V необлагаемый минимум объекта налога; V изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; V освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков; V понижение налоговых ставок; V вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); V целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); V прочие налоговые льготы. Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы Россиинеобходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя». Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой сналогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибылиналогоплательщика. Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятиегосударством в пользу общества определённой части валового внутреннегопродукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основныеучастники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическоесодержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов играждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводуформирования государственных финансов.1.2. Функции налогов Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки ифункции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции -фискальную, стимулирующую и регулирующую. В настоящее время налоговойсистеме России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняетреализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступлениянеобходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственныхрасходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги впервую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивалифинансирование общественных расходов, в первую очередь расходовгосударства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующаяфункции менее важны. Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путёмучастия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямогодирективного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций вотдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала вразличных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособногоспроса населения. Однако между стимулирующей и регулирующей функцияминалогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано наотраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономическиепроцессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена кмикроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния наспрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы ростапроизводства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействиедостигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот исанкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.II. Налоговая система России «Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых вустановленном порядке, образует налоговую систему» [3].2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике России. Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определитьосновные принципы налогообложения. Как правило, они едины дляналогообложения любой страны и заключаются в следующем: Уровень налоговойставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е.уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующимрасширение производства. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носилооднократный характер. Многократное обложение дохода или капиталанедопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитыхстранах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающейкривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всегоодин раз вплоть до его реализации. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика внеизбежности платежа, т.е. обязательность уплаты налогов. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными иудобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающихналоги.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимсяобщественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемогоВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этими принципами должно руководствоваться любое государство припостроении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всехфункций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерациине был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильнооценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действиясуществующего налогового законодательства выявились многочисленныепротиворечия. Непродуманные попытки исключить эти противоречиямногочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в своюочередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности.Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть иположительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена наследующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиямприходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). Вусловиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного(постепенного) переноса налогового бремени на граждан. Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странамидоли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём долякосвенных налогов в последнее время возрастает. Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизудоверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структурвышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля запоступлением всех налогов, включая региональные и местные. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественнонаправленных на стимулирование производства. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушенияналогового законодательства, включая меры финансовой, административной иуголовной ответственности. Установлена обязательность постановки всех субъектовпредпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговыхорганах, с правом открытия расчётного счёта в банках только послерегистрации в налоговых органах. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий насчетах средств на уплату налогов, по сравнению с остальными расходамипредприятия. Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по ихпросьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а такжефинансовых санкций, если их применение может привести к банкротству ипрекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые вРоссии вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы былиподразделены на федеральные, региональные и местные. Федеральные налогивзимаются по всей территории России. В настоящее время к федеральнымотносятся следующие налоги: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы на отдельные группы и виды товаров; в) налог на доходы банков; г) налог на доходы от страховой деятельности; д) налог от биржевой деятельности; е) налог на операции с ценными бумагами; ж) таможенные пошлины; з) отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые вспециальный внебюджетный фонд РФ; и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые вфедеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, вкраевые, областные бюджеты краёв, областей, областной бюджет автономнойобласти, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов впорядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ; к) подоходный налог с физических лиц; м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды; н) гербовый сбор; о) государственная пошлина; п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"и образовываемых на их основе слов и словосочетаний; с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов,выраженных в иностранной валюте. Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "р"зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л"являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним,зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составеРФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджетавтономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты другихуровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики всоставе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружныхбюджетов автономных округов. Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах «н» - «п»зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждениисоответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральныеналоги (в т.ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщикиналогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фондустанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей еётерритории. Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте «с» зачисляются всоответствующие бюджеты в порядке, определенном законодательным актомРоссийской Федерации об этом налоге. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономныхобластей, автономных округов. К этим налогам относятся: а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равнымидолями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ,краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономнойобласти, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов,городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков; б) местный доход; в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями изводохозяйственных систем; г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами. Налоги, указанные в подпунктах «а», «б» и «в», устанавливаютсязаконодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории.При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ илирешениями органов государственной власти краёв, областей, автономнойобласти, автономных округов, если иное не установлено законодательнымиактами РФ. Сборы, указанные в подпункте «г», Зачисляются в республиканский бюджетреспублики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краёви областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджетыавтономных округов и используются целевым назначением на дополнительноефинансирование образовательных учреждений. Ставки этого сбора не могутпревышать размера одного процента от годового фонда заработной платыпредприятий, учреждений и организаций. Они устанавливаются законодательнымиактами республик в составе Российской Федерации, решениями органовгосударственной власти краёв, областей, автономной области и автономныхокругов. К местным относятся следующие налоги: а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогузачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объектаналогообложения; б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу всоответствующий бюджет определяется законодательством о Земле. в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет поместу их регистрации; г) налог на строительство объектов производственного назначения вкурортной зоне; д) курортный сбор; е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими(без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскимиорганами исполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретенияразового талона или временного патента и полностью зачисляются всоответствующий бюджет; ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций,независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции, наблагоустройство территорий и другие цели. Ставка сборов в год не можетпревышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячнойоплаты для физического лица, а для юридического лица - размера 1% отгодового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленногоЗаконом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах ирайонах устанавливаются соответствующими органами государственной власти, ав посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей; з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица,рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услугпо рекламе; и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники иперсональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физическиелица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммысделки; к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие вгородах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год; л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сборвносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделиянаселению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеровминимальной месячной оплаты труда год, с физических лиц - 20 установленныхзаконом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговлеэтими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния идругие мероприятия - половины установленного законом размера месячнойоплаты труда за каждый день торговли; м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей.Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимостизаявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейныебилеты; н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицамипри получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, непревышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплатытруда в зависимости от общей площади и качества жилья; о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические ифизические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этогоместах в размере, установленном местными органами государственной власти; п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносятпроизводители продукции, на которой используется местная символика (гербы,виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемойпродукции; р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические ифизические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческогохарактера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственнойвласти, на территории которых находится ипподром; с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре натотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша; т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сборвносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие вигре, в размере, не превышающем 5% этой платы; у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок,предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций сценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем0.1% суммы сделки; ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор вносяткоммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие отместных органов государственного управления осуществления организационныхмероприятий, в размерах, установленных местными органами государственнойвласти; х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносятюридические и физические лица, в размере, установленном органамигосударственной власти; ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора являютсяюридические и физические лица - собственники указанных средств иоборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок еговзимания устанавливается местными органами власти; ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурнойсферы в размере, не превышающем 1,5% объёма реализации продукции (работ,услуг), произведённой юридическими лицами, расположенными насоответствующей территории. Налоги, указанные в пунктах"а" - "в" устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей еётерритории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательнымиактами республик в составе РФ или решением органов государственной властикраёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов ииных административно-территориальных образований, если иное непредусмотрено законодательным актом РФ. Налоги, указанные в пунктах "г" и "д" могут вводится городскимиорганами власти, на территории которых находится курортная местность. Суммыналоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджетыгородов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долямизачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городоврайонного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областныебюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находитсякурортная местность. Налоги и сборы, предусмотренные пунктами "з" - "х" могутустанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммыплатежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджетырайонов, городов, либо по решению районных и городских органов власти - врайонные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельскихнаселённых пунктов. Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов,указанных в пунктах «ж», «з», «о», «ф», «х» и «ч» относятся на финансовыерезультаты деятельности предприятий, земельного налога на себестоимостьпродукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваютсяпредприятиями и организациями за счёт части прибыли, остающейся послеуплаты налога на прибыль (доход). По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можноразделить на: V налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); V налоги с имущества (предприятий и граждан); V налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы). По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: V подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); V на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); V поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; V налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: V налог на добавленную стоимость; V акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); V на наследство; V на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего делообстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются варендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости отстепени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается напотребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налогаперекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. Вдолгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителяперекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов можетпривести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения -к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений илиперелив капитала в другие сферы деятельности.III. Основные налоги собираемые на территории России. Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательныхплатежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляютналог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсамии подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всехналоговых доходов консолидированного бюджета. Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественностьналогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводитьсвои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджетаиграют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета,серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительныесилы налоговых инспекций и налоговой полиции. Основная доля поступлений в федеральный бюджет обеспечена: V НДС - 48,3%, V акцизами - 23,3%, V налогом на прибыль - 19%, V подоходным налогом с физических лиц - 2,7%, V платежами за пользование природными ресурсами - 3,5%, V прочими налогами и сборами - 3,2%. Распределение налогов по видам по субъектам Федерации таково: V НДС - 15,9%, V акцизы - 3,1%; V налог на прибыль - 24,1%; V подоходный налог с физических лиц - 19,2%; V платежи за пользование недрами и природными ресурсами - 5,1%; V прочие - 32,6%. Рассмотрим эти налоги подробнее.3.1. Подоходный налог с физических лиц[4] - является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходовтрудящихся. Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие,так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации,включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход,полученный в календарном году. При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как вденежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемымценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы,полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложенияв рубли по официальному курсу. Если физическое лицо получило доход от предпринимательскойдеятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица,уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующегоналога. Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, неподлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложениюгосударственные пособия по социальному страхованию и по социальномуобеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности), а также другиевиды в денежной и натуральной форме, оказываемой физическим лицам изсредств внебюджетных, благотворительных и экономических фондов,зарегистрированных в установленном порядке. Не подлежат налогообложению всевиды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионнымзаконодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доходтакже доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц впорядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных отпредприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей илиуслуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного закономразмера минимальной месячной оплаты труда. Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетомразличного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различныхкатегорий лиц. Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемыйпериод, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей ииждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячнойоплаты труда за каждый месяц с учетом возраста. Важно отметить, что указанное уменьшение облагаемого налогом доходапроизводится супругам, опекуну или попечителю, на содержании которыхнаходится ребенок (иждивенец). Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами иперечисленные ими на благотворительные цели. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основедекларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемойналоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года,следующего за отчетным. Сравним ставку подоходного налога в нашей стране и в экономическиразвитых странах. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога вэкономически развитых странахв 1993 году:|Страна |% ||Канада |29 ||США |31 ||Великобритания |40 ||Австралия |47 ||Япония |50 ||Италия |51 ||Германия |53 ||Франция |57 ||Швеция |72 | В России высшая ставка этого налога составляла, впрочем как и сейчас,40%. Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран высшаяставка этого налога выше, чем у нас, но в этих странах налоговый пресспроизводителей (различных фирм, предприятий и т.д.) намного меньше, чем внашей стране. Поэтому в России не выгодно регистрировать своё дело ипроизводить что-либо. В последние два десятилетия заметна тенденцияпонижения ставок подоходного налога. Многие российские экономисты полагают, что для «справедливой» налоговойсистемы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.3.2. Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыльявляются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющиесобой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности иорганизационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные натерритории России предприятия с иностранными инвестициями, международныеобъединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные всоответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющиепредпринимательскую деятельность. Законодательство «О налоге на прибыль предприятий и организаций» нераспространяется на: V банки, кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок; V предприятия - по доходам страховой деятельности; V предприятия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. От других видов деятельности названные предприятия, кроме банков,уплачивают налоги согласно данному закону. Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связиважным моментом является правильное определение затрат, включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг). Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они такжеподлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. Вэтом случае доходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу Центральногобанка России на момент поступления доходов на валютный счет. Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренныхзаконодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счетприбыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы: V направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату; V в размере 30% от капитальных вложений на природоохранительные мероприятия; V затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии; V взносов на благотворительные цели, в различные фонды социально- культурные и оздоровительные, на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужащих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к облагаемой налогом прибыли. Особые льготы помимо общих, установлены для малых предприятий, непревышающих 200 человек: V исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке; V освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительных, ремонтно-строительных и по производству строительных материалов - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Важном моментом налогообложения является то, что для арендныхпредприятий, созданных на основе аренды имущества государственныхпредприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль,исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы,подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет. Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранныхюридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибылииностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью натерритории Российской Федерации. Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог наприбыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия поприбыли от посреднических операций и сделок - 45%. В случае если непредставляется возможным определить прибыль, полученную иностраннымюридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитыватьее исходя из нормы рентабельности 25%. Международные договоры об избежании двойного налогообложения ипредотвращению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условиемсбалансирования взаимных интересов двух или нескольких стран,заинтересованных во взаимной защите капиталовложений и обеспеченииидентичного налогового режима для юридических лиц договаривающихся стран. Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с другихвидов доходов и прибыли. Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели,являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации,включая созданные на территории России предприятия с иностраннымиинвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемыхуслуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовойторговли) и снабженческо-сбытовые организации в размере 0,03% от оборота. Важное место в налоговой системе предприятий занимают платежи,связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения,медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов поотношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий,организаций, учреждений независимо от форм собственности определен вразмере 39%, в том числе: V фонд социального страхования - 5,4%; V государственный фонд занятости населения - 2%; V обязательное медицинское страхование - 3,6%; V в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%. Активизация перехода к рыночным отношениям обусловливает необходимостьпоявления новых налогов, непосредственно связанных с формированиемстоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость.3.3. Добавленная стоимость. включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практическиисчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров истоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на ихизготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация инекоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость,создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница междустоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения истоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки. Плательщиками налога с оборота являются: V предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы; V предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью; V индивидуальные (семейные), частные предприятия; V различные международные объединения и иностранные юридические лица. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью без оформления юридическоголица, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ,услуг) превышает 500 тыс. руб. Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость накаждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя,т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очереднойстадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являютсяобороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в томчисле производственно-технического назначения, как собственногопроизводства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ иоказанных услуг. Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территориюРоссии в соответствии с установленными таможенными режимами, исключаягуманитарную помощь. Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых отналога. Этот перечень является единым на всей территории РоссийскойФедерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сференародного образования, связанные с учебно-производственным процессом, платаза обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги посодержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными ипрестарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, атакже соответствующих предприятий; услуги учреждений культуры и искусства,религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другиеразвлекательные мероприятия. Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счетгосударственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учрежденияминародного образования.3.4. Акцизы. Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, иоплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость,введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога соборота и налога с продаж. Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории РоссийскойФедерации предприятия и организации, включая предприятия с иностраннымиинвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленныеподразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимоот форм собственности и ведомственной принадлежности. Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизныхтоваров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам,включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами,относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво,табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровыеизделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленнуюстоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизовутверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всейтерритории России.IV. Противоречия действующей налоговой системы России Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г.Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщикане обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементамихозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютнымрегулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективнойналоговой системы является кризис экономики. Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономическогокризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках.Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов.Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмовпроизводства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемыгосударства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество,завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства.Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов,отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней. Вомногом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере, поформе, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желаниевнедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе,который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременемлегли на предприятия, экономика которых и без того была подорвананепродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также иснижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС,первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря нато, что его ставка в последующем была снижена, он по-прежнему являетсяодним из факторов роста цен. К серьезным недостаткам налогового режима,ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести егонестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным,если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечениеиностранного капитала в российскую экономику. Не удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее времяпредъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, онанедопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна дляналогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, онадопускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все этизамечания справедливы.4.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы Сегодня по сути у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С однойстороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой - мало ктопонимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службыпо развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговыхинспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими.Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься отспецифических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этомсвидетельствует и мировой опыт. Первая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата.Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующемЗаконе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеждается одно общее определение, что противоречит правилам элементарнойлогики. (Приложение 1) Определение понятия «плательщик налога» неполно. (Приложение 2). А определение объекта налогообложения дано путем перечислениявозможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению(Приложение 3). Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нетникакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями. Определить понятия «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении ихсущественные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей,входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов иорганов местного самоуправления в области установления и взимания такогорода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов вдоход государства, например некоторых видов имущественных санкций. Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу наприбыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размерналога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права:установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И ужесовершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы инеточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснениямиГосналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовымисуррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости иразмытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, ксожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня. Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимостьиздания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Онаобъективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится встадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчаспредставляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочныхработ и установки оборудования. Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такойподробной информацией о недостатках налогового законодательства, егоспорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ниМинфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия вразработке и издании правоприменительных актов по налогам. Третья группа проблем, которые необходимо разрешить в новом налоговогокодекса, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должныосуществляться в рамках строгих правовых процедур, детальнорегламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупныхнедостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чреватооткровенным произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочияминалоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд,но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своимматериально-техническим возможностям. Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговыхправоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы ихреализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушенияи неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственныйорган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об измененияхв налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он долженуплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, еслиналогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатитвовремя тот или иной налог по вине налогового органа. Одной из самых сложных и слабо разработанных считается системаответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения.Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимостиот субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа виныв системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций,отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала доконца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственностьналогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов крешению проблемы.4.2. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеютмножество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотримдействие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что этоодин из наиболее критикуемых действующих налогов. В условиях инфляционных процессов и огромной ставки НДС этот налог сталсегодня одним из решающих факторов сдерживания развития производства всвязи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почтина четверть и так уже выросшие многократно цены. Его роль проявляется втом, что реализуется только 65-70% произведенной продукции, а такжекатастрофических размеров достигла взаимная задолженность предприятий иорганизаций. Так как этот налог несомненно очень перспективен в рыночнойэкономике, то согласиться с предложениями о его ликвидации нельзя. Нужноотрабатывать его механизм, имея ввиду существенное снижение ставки.Снижение ставки НДС, в свою очередь, нацелено на увеличение объемовпроизводства, работ и услуг, что, как показывают расчеты, может значительнорасширить ограниченные возможности бюджета. Кроме того, этого же можно былобы добиться при оправданном увеличении ставок налога на имуществопредприятий. Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные видыпродукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировойпрактике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров созначительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью,и фактической себестоимостью. Рыночная экономика неизбежно порождаетнеобходимость в акцизах.4.3. Нестабильность налоговой системы России В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, нанестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок,порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождаетзначительные трудности в организации производства и предпринимательства, ванализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив,исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы является периодомвозрождения и становления налоговой системы России. Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабоадаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций,практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Делов том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия оналогах. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежноотражаются на необходимости корректирования отдельных элементов системыналогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессыинфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита,падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняютсяставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятсяновые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения идополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение онорме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти вправе вводить или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом «Обосновах налоговой системы в Российской федерации». В результате, как грибыпосле дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог нападение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, запрогон скота или на содержание футбольной команды. Тревожно, что наосновании указа внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры ввиде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области илиреспублики, а также за вывоз товаров за пределы региона. Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, числолоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только нестабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупныепредприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионахстраны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количестваналогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно впериод перехода российской экономики к рыночным отношениям, а такжепрепятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.V. Пути реформирования налоговой системы Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достиженияэкономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российскихграждан является создание эффективно работающей налоговой системы. Запоследние годы в основном определились контуры этой системы, требующиедополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективнымиэкономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мересоответствовали предъявленным требованиям, необходима выработкадолгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системыРоссии, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития,обоснована налоговая политика.Пути реформирования правовой базы налоговой системы На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материяэмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не можетбыть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российскаяналоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о«корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в ихпроведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне,как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь приналичии чётко сформулированных целей социально-экономической политики,проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при«совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами,которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство,возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь являетсяважнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок вконструировании правовой формы налогообложения, допущенных на раннихстадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё жевозобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системысформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзнымизменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовойформы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулированииналоговых отношений. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка ипринятие Налогового кодекса РФ. Принятие Налогового кодекса РФ позволит вопределённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговойсистеме. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепитьобщепринятые налоговые термины и положения, будет способствовать иходнозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков иналоговых органов. Несмотря на критику, он соответствует основнымтребованиям, предъявляемым к налоговым кодексам стран с рыночнойэкономикой. При этом в нём, в основном, сохранена преемственность с ужедействующей в стране налоговой системой. Высказываемые критическиезамечания в её адрес совсем не означают, что она негодна в принципе и еёнужно «разрушить до основания». Нет, механизм нужно попросту отладить изаставить работать. Хотя не секрет, были предложения коренным образомизменить её, отказавшись, к примеру, от налога на прибыль, а основной кренсделать в сторону налогов на потребление, на недвижимость и т. д. Но практика показывает, что наша действующая, хотя и несовершенная,налоговая система в принципе соответствует налоговым системам странЗападной Европы, США, Японии. А поскольку Россия всерьёз намеренаучаствовать в международном разделении труда, то такая корреляция вполнеуместна. Кроме того, наши счётные работники, бухгалтеры, налоговые органыпривыкли и более-менее научились работать с действующими налогами. Это тоженемаловажно. К несомненным достоинствам Кодекса относится то, что в нёмзначительно снижено общее количество налогов. При этом ряд «родственных»налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательногомедицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперьобъединяются в единый социальный налог, который государство затем будет«расщеплять» и направлять денежные средства в соответствующие сферы.Укрупняются налоги, имеющие сходную базу. Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисленияналоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, какналог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница междувыручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этомпредприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы своиматериальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно,позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет,что порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях (а в рядеотраслей и того больше) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять. Ксожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно высокой - 35%.Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, вчастности, для стимулирования малого бизнеса. Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следуетобратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемостиналогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц,увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовомуадресу производства или местоположения основного офиса. Однако любая система безжизненна и не выполняет поставленных задач безсоответствующего кадрового обеспечения. История развития цивилизациинаглядно показывает, что действительно «кадры решают всё». Следовательно,на одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовкипрофессиональных кадров для системы налоговой службы Российской Федерации.Анализ качественного состава работников налоговой службы свидетельствует отом, что сформировалась отдельная самостоятельная отрасль, требующаяособого подхода к профессиональной подготовке и переподготовкеспециалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых работников в




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Современная налоговая система России iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Современная налоговая система России iconДокументи
1. /Современная налоговая система России (Курсовая).doc
Современная налоговая система России iconСовременная налоговая система РФ

Современная налоговая система России iconНалоговая система России

Современная налоговая система России iconНалоговая система России

Современная налоговая система России iconНалоговая система России и пути ее совершенствования

Современная налоговая система России iconНалоговая система России
Налогообложение в России
Современная налоговая система России iconНалоговая система и налогоплательщики в России: варианты взаимодействия

Современная налоговая система России iconНалоговая система России: сущность, проблемы, перспективы развития

Современная налоговая система России iconДокументы
1. /Налоговая система России.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы