Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 icon

Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6



НазваниеБуддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6
Дата конвертации11.07.2012
Размер224.51 Kb.
ТипБиография
Буддизм. История развития


План 1. Что такое религия? 2. Когда и где возник буддизм? 3. Первоисточники 4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды 5. Его биография и происхождение 6. Первая проповедь и первые ученики 7. Деятельность Будды 8. Община 9. Отшествие Будды в Нирвану 10.Учение Будды 11. Истина о четырех отделах 12. Интеллектуализм буддийской этики 13. Любовь в буддизме 14. Отрицательный характер его заповедей 15. Нирвана 16. Буддийская община 17. Образ жизни монахов 18. Зародыши культа 19. Распространение буддизма 20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны 21. Переход к христианству 22. Значение мировых религий Буддизм 1. Что такое религия? Религия является одной из древнейших и основных (наряду с нау-кой,образованием, культурой) форм духовной культуры. В совре-менной наукепопулярно определение религии, исходящее из приз-нания ее основой веры вБога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространениеимеют другие подходы к понима-нию сущности религии: религия есть системавзглядов, в основе ко-торых лежит понятие священного, святого, религия естьодна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружаю-щемумиру, удовлетворения его духовных потребностей. Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важ-нейшиеособенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религи-озного учения; 2) знания наиболее существенных положений вероучения; 3) признания и следования нормам нравственности, содержа-щимся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, представляемых к повседнев-ной жизни человека; Существуют различные типы религий: монотеистические, поли-тистические;ритуальные и религии спасения, национальные и ми-ровые. Главные мировые религии в современном мире – христианство, ислам,буддизм Крупнейшие религии сегодня:Христианство – 1024 млн. человекИслам – 529 млн. человекИндуизм – 478 млн. человекКонфуцианство – 305 млн. человекБуддизм – 268 млн. человекСинтоизм – 60 млн. человекДаосизм – 52 млн. человекИудаизм – 14 млн. человек2. Когда и где возник буддизм Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры являясь,таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. Вэто время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал рядгосударств, экономической основой ко-торых была эксплуатация членовземледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугубляласьсуществованием оастовой системы. Представители высшей оасты – брахманы играли важную роль в общественно-политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее оастовоеделение.3. Первоисточники.Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповедничес-койдеятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддо- логи прошлого векаотрицали историчность Будды.
Большинство исследователей полагают , что нетоснований подвергать сомнению действительное существование основателябуддизма. Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местомрождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы иммени шаньев. В29 лет , пораженный фактом обилия пере-живаемых людьми страданий, Гаутамарасстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни , оставил жену смалолетним сы-ном и отправился странствовать. Наконец , в некий момент ,Гау-тама , сидя под деревом , внезапно узрел истину , и именно с этогомомента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудрен-ным. Умер в480 году до нашей эры, положив основание многолюд-ной церковной организации-сангхе. Эта легенда не может претен-довать на точность во всех деталях. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произ-ведений ,вошедших в состав классического свода буддизма-типи-така это словообозначает на языке кали ”три сосуда”. Типитака была кодифицирована околоIII века . В качестве источника по древнему буддизму являются эпическиепоэмы Мивагхаим, относя-щиеся ко II веку . Большое значение имеетизобразительный мате-риал , содержащийся на стелах и других сооружениях.4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды В истории изучения буддизма были попытки доказать мистич-ность образаБудды и этим сделать необъяснимым сам факт образо-вания этой мировойрелигии. Попытки эти связывают с именами голландского исследователя Керна ифранцузского индолога Сена-ра. Сенар с подавляющей ученостью и эрудициейпытался изло-жить биографию Будды, как солнечного героя, объясняя все под-робности его жизни мифологическим описанием фактов метеоро-логических икосмических.5. Его биография. Происхождение Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим госу-дарством уПетальских гор. Его рождение было ознаменовано не-обычайными знамениями;брахманы предсказали отцу, что сын его будет великим царем, если останетсяв миру, и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира.Аскет Девала при-шел взглянуть на божественного младенца и, предсказав емувели-кое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появленияБудды. В 16 лет он женился на прекрасной Ясодхар, победив своих со-перников встрельбе из лука и других состязаниях. Жизнь его про-ходила счастливо,среди всякого изобилия и богатства. Отец нароч-но окружал его всевозможнойроскошью и радостями, чтобы убе-речь его от монашеского пути. Но однажды,во время первого выез-да из дворца Сиддарта, он впервые увидел старика,больного, мерт-веца и монара. Это зрелище взволновало царевича и натолкнулаего на мысль о страдании. Ему представилась необходимость найти ис-тенноеблаженство для того, чтобы спасти и себя, и свою милую Ясодхару, и всестрадающее человечество. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решениеуйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, отродителей и любимой же-ны. Незаметно он выходит за ворота дворца, надеваетжелтый плащ нищего монаха и сливается с бесконечной толпой, которая бродитпо пыльным, белым дорогам Индии. В это время царевичу было 26 лет. Прошлосемь лет, пока он нашел себя, почувствовал себя и скупленным Буддой иискупителем человечества. Сначала он обратился к мудрецам-монахам и вверил в себя их ру-ководству,но не получил от них ничего. От них он пошел бродить по стране Магадха ипришед в Урувелу. Шесть лет провел Гаутала в этом лесу, усиленно постясь,ожидая небесного просвещения. Ви-дя его аскетические подвиги, пять еготоварищей ждут от него чу-дес и хотят стать его учениками. Тело егообезобразилось от поста и истязаний, а он чувствовал себя далеко от цели.Тогда он оставил этот путь и стал принимать пищу. И вот однажды, сидя под деревом, он понял всю истину. Двадцать восемьдней Будда провел под деревом, размышляя над тем, что от-крылось ему винтуиции. По прошествии этого срока, приступил к нему искуситель злой Мараи пытается отвратить Будду от дела со-вершения человеческого спасения.Зная, что Будда непобедим зем-ными желаниями, Мара избирает другой путь. Онсоветует святому отойти в Нирвану, удовлетвориться спасением для себя. НоБудда побеждает этот величайший соблазн всех святых и аскетов и твердоотвечает Маре, что войдет в Нирвану только тогда, когда его святой законпроцветет, увеличится и распространится по земле и будет возвещен всемлюдям через его ученикам, монахов и монахинь.6. Первая проповедь и первые ученики Утвердившись в своем намерении проповедью спасти людей, Будданаправился в Бенарес. Он хотел, прежде всего, просветить тех пятерыхмонахов, которые спасались вместе с ним в лесу Уру-вела. Пять монахов с радостью выслушали его и приняли от него пос-вящение.Скоро к этим ученикам присоединились еще новые, и, когда их число возрослодо шестидесяти Будда послал их на пропо-ведь. Сам учитель отправился вУрувелу, где обратил на путь спа-сения многих брахманов и светских людей.7. Деятельность Будды Вся последующая жизнь Будды была наполнена путешествиями и проповедью.Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в какой-нибудь из убежищ, отведенных им бога-тыми покровителями. Сюда собирались совсей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения отсамого учите-ля и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил ог-ромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многихпроизведениях буддийской литературы. О нем говорил один буддийский поэт:Джетавана прелестный сад, . Где ходили толпымудрецов, Где жилцарь истины – Место, где было радостномоему сердцу. Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, глав-ным образом,в районе восточных государств Индостана. Слава его распространялась по всейИндии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царскиесановники и богатые купцы.Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками наобед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своимсемейством, Будда произносит какое-нибудь поучение Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаюотправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе сучениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений.После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступалвечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумныепосещения друзей и поклонников.8. Община Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля былатесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию. Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индиизадолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками малоотличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии. Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова;ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдалистрогое целомудрие. В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различиямежду рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом. Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойнойуравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость. Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общейжизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полнойчистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде. Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику тогоили иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком,отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью.История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это неделает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших всесвои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями,симпатиями. Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светскиелюди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей,собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Средитаких верующих мирян были цари, князья, брахманы. Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло ихположение среди монашествующих? Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине: - Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести себя с женщинами? - Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда. - Но если мы ее увидим, что нам делать? - Не разговаривайте с ней - Но если мы уже заговорили с ней? - Тогда будьте осторожныИ все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их вобщину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их толькотерпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустаннуюработу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстныхпоследовательниц, некой Висакхи: - Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья, давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов, кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства, раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы. Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишкомвозвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение наэту благотворительную деятельность.9. Отшествие Будды в Нирвану Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенноприблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболели был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “негодится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которыезаботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силойсвоей и удержу свою жизнь”. И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел втени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю: “Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим соб-ственнымприбежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, пре-обретенное мною ивозвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долгодлилась на радость людям. Истин-но говорю вам, все земное подверженогибели. Молитесь непрес-танно. Через три месяца войдет Совершенный вНирвану”. После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, чтоимел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти. После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу,ученики уложили своего утомленного и больного учителя на замлю, головой ксеверу. Время цветения деревьев еще не наступи-ло, но два дерева, подкоторыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целымдождем падали на отходя-щего; и птицы громко пели в воздухе. - Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало времяцветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные муд-рецы поют ввоздухе, чтобы почтить Совершенного. Но совершенному нужна иная слава Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная славаСовершенного. Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающемучителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и уьешал его словами,полными глубокого, скрытого отчаяния и тра-гизма: “Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не гово-рил тебераньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всемикого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено насмерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, излюбви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, иты тоже скоро очи-стишся”. Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были: “Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное – скоропрехо-дяще.Боритесь непрестанно”. И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степенямвосхищения и вошел в Нирвану. На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли, перед городскимиворотами тело Будды со всеми почестями, какие оказы-вались усопшим царям.10. Учение Будды Проповедь Будды, по выражению Мензиса – “не теория, а путь спасения”.Поэтому мы напрасно стали бы искать в священных книгах буддистовсистематической космологии, теологии или пси-хологии. Сам Буддаформулировал свое учение в четырех словах: страдания, цепь причинностей,уничтожение страдания и путь к нему. И все-таки, хотя в буддизме нет систематического учения о мире богах ичеловеческой душе, все же Будда не мог обойтись без того чтобы своипрактические рассуждения не строить на скрыто предполагаемой метафизике. Проповедуя отречение от мира, он должен был говорить, что та-кое мир,проповедуя об освобождении от влечений, он неизбежно учил о человеческойдуше и т.д. Поэтому изложению “пути спасе-ния” мы предпочитаем краткуюхарактеристику того мировоззре-ния, которое предполагается буддийскойпроповедью. Буддийская философия, отличается сильным субъективным ха-рактером,больше всего занимается человеком. Но что такое чело-век? Он есть не более,чем связка, агрегат психических состояний. Как повозка есть только агрегатколес, гвоздей, досок, и не имеет ничего одинакового, кроме пустого слова“повозка”, так и человек составляет сумму своих свойств и состояний иничего больше. Лич-ность есть нечто призрачное и уничтожаемое. Не умираюттолько те душевные состояния, которыми мы жили. Они идут за нами из однойжизни в другую, они не дают человеку уйти из жизни и от цепи возрождения. Теорию переселения Будда везде предполагает разумеющейся са-ма собой. В буддийских памятниках иногда упоминаются боги, но они не играютникакой роли в учении Будды. Он нигде не отрицает их, но и нигде не ставитлюдей в связь с ними. В буддийской религии есть одно божество – сам Будда. Из любви к людям,он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобыпроповедовать людям избавление. Но вместе с тем, он не является источникомбожественных сил, благодати в прямом смысле слова; людей спасает, побуддийскому воззрению, не личность Будды, не его сверхъестественная сила, ато познание, которое открывается в его учении. В своем предсмертном слове Будда так и говорил о тождестве се-бя сзаконом, им провозвещенным. Перейдем теперь к этому зако-ну. 11. Истина о четырех отделах План буддийского катехизиса установлен самим учителем. Он состоит изчетырех отделов: учение о страдании, учение о проис-хождении страдания,учение об уничтожении страдания, практи-ческий путь к уничтожениюстрадания. Это – основа всего закона, символ веры буддистов. -Как вы думаете,- спросил Будда своих учеников, что больше, вода четырехморей или проливаемые вами слезы, когда вы стран-ствуете по этому миру, игрустите и плачете о том , что вам дается то , что вы ищете? Страданием проникнуто все существующее и это страдание неизменно связанос самим фактом существования, потому что ни один блаженный , ни брахман, нибоги не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости,чтобы не болело то, что подвержено болезни , чтобы не умирало то, чтоподвержено смерти, чтобы не падало то , что подвержено падению , чтобы непогибало то , что подвержено гибели. Страдание и бытие мнонимы. И куда бы не обращался взор человека- впрошлом или в будущем он видит бесконечное, неис-черпаемое море слез ибесконечное существование под разными видами страдания. Это представление о страдании тесно сведено в буддизме с пред-ставлением, что “нет неизменной сущности в этом бывании”, что все течет , всеизменяется, пожирая само себя и не насыщаясь. Душу буддиста томила такая“дурная бесконечность”; сама она- это непрерывное, не имеющее конца исмысла, колесо жизни, причиняло ему метофизическую боль, независимо отчастых горес-тей и мук сансары( житейское море) . “Все пребывает в пламени . Глаза и все чувства находятся в пламени,зажженном огнем любви, огнем ненависти, огнем соблаз-на; он зажигаетсярождением, старостью и смертью, скорбью с воплями печали, заботой,страданием и отчаянием. Весь мир окутан дымом, весь мир пожрется огнем “. В чем же корни этого страдания? Здесь мы переходим ко второму отделубуддийской доктрины, к рассмотрению причины страданий.“Cвятая истина о происхождении страдания такова: ;жажда к бытию инаслаждению и к желанию, находящему свое наслаж-дение на земле, жажда кнаслаждению, жажда к созиданию, жажда власти ведут от возрождения квозрождению. ” Другими словами, страдания порождаются нашей волей, нашимижеланиями.Откуда же сами желания? Желания происходят из восприятия мира,восприятия происходят от соприкосновения, со-прикосновение с миромпроисходит из органов чувств, органы чувств из нашей телесности, но самателесность есть призрак и видимость , порождение неправильного восприятия,результат не- ведения. Поэтому царство страдания уничтожается с приобрете-нием истинного знания, с умиранием всех желаний. Монах должен понять , что объект его желаний, телесность, есть однавидимость .- Считая тело мыльным пузырем, - говорил Будда,-считай егоподобным призраку, разломай увитыми цветами стрелы искусителя и тогда идитуда, где тебя не увидит царь смерти. Все таким образом – обман, призрак и иллюзия. Нет ничего. Нораспространяется ли это отрицание и на людские души? Многие буддийские тексты отвечают на этот вопрос отрицатель-но. Естьодно место, которое выразительно резюмирует иллюзио-нистические взглядыбуддизма. “Учитель только тогда покрыт броней, когда уму его представит-сяследующая мысль: я должен вести к совершенной Нирване бес-численноемножество существ, - я должен вести их; и, однако, ни их ведомых, ни меня –ведущего не существует. Они не существуют на самом деле, потому что небытиеесть собственный характер всего, что признается существующим. Это, как еслибы искусный волшебник заставил появиться на распутье четырех больших дорогогромную толпу призрачных людей, которые дрались бы между собой, убивалидруг друга и потом все исчезли, а на самом деле не было ни появившихся, ниубивавших, ни исчезнувших“ Так же точно будды ведут к совершенной Нирване бесчисленное множествосуществ, а на самом деле нет ни ведущих, ни ведомых. Какие могут быть желания и страсти у монаха, который проникся такиммировоззрением?12 . Интеллектуализм буддийской этики Четвертая часть буддийского символа – вера, составляет его этику встрогом смысле этого слова. Кратко она формулируется так: Путь к уничтожению страдания есть всемирный путь: правая речь правоерешение, правая вера, правое дело, праведная жизнь, пра-ведное стремление,праведная память, правое размышление. Раз-витие этой формулы составляетсодержание многочисленных бесед и поучений. Прежде всего, в буддийской этике поражает ее интеллектуалисти-ческийхарактер. Вот несколько типичных примеров из Сутта – Ни-паты: “Великое научение и познание, верное разумение закона, благое слово –вот величайшее блаженство” “Истина – сладчайшее в этом мире и та жизнь назовется лучшей, котораяпрожита в понимании” С интеллектуальным характером буддийской этики связано ее второесвойство – отрицательный характер большинства ее запо-ведей. Буддизмгораздо охотнее говорит о том, чего надо избегать, чем указывает, что надоделать. Главные его заповеди: не убивай, не укради, не прелюбодействуй, нелги, не пьянствуй – сплошь отрицательного характера, подобно большинствузаповедей Мои-сея. Иначе это и не могло быть в буддизме: проповедуя отречение, отказ отмира, буддизм проповедовал воздержание от жизни вооб-ще, от душевныхдвижений, даже если он этического порядка. 13. Любовь в буддизме “Не стремись к радостям ни земным, ни небесным”, будь невоз-мутим,ничему не удивляйся, ничем не восхищайся, ни к чему не стремись, ничего нежалей. Чувство любви к личностям совершен-но несовместимо с буддизмом;монах должен вырвать у себя “ вся-кое влечение к виду и имени”, т.е. киндивидуальному; для него должно стать глубоко безразличным: стоит ли околонего брат или совершенно чужой человек, которого он видит впервые – потому,что всякая привязанность – боль, потому что личность – иллюзия. Но это не исключает возможности самой интенсивной любви ко всемувообще, к общему страдающему мировому целому потому, что такая любовь неприносит страдания. Существует одно место, в котором эта мировая любовь выражена снеобычайной силой. “Да будут счастливы все существа, да живут все они в радости идовольстве!” 14. Отрицательный характер его заповедей.Мы наглядно изобразим буддийскую этику, если отметим две ха-рактерные черты(интеллектуализм и отрицательный характер за-поведей) Монах, прежде всего, понимает безобразие, тяготу и обман этого мира. Онсмотрит на мир, “как на пустоту”, тлень и разрушение. Он победил в себе всевлечения к миру и все страсти. Он не гневается, он терпит оскорбления,несчастья, неудачи без раздражения и ропо-та. Он не привязан к жизненнымудобствам и не ищет обильной милостыни, одежды и крова. Святой отрешился от семейных привязанностей, его не влечет к себеженское тело, слепленное из мяса, наполненное кровью, жел-чью, слизью. - Даже видя прекрасных дочерей Мары, я не чувствовал в себе нечистых влечений, - говорил Будда, - что же мне в теле твоей дочери, наполненном водой и выделениями? Я не попру его даже своей ногой. Святой вырвал с корнем все свои желания, он равнодушен к настоящему,как равнодушен к прошлому и будущему, и это дает ему особенныеположительные добродетели - свободу, мудрость и могущество. Он свободен от всех привязанностей, даже друзей нет у него, он одинок,ни с чем не связан, ни от чего независим, ни от людей, ни от погоды, ни отсчастья, ни от несчастья. Поэтому нет в нем и страха, и сам Мара-Искусительне страшен ему. Святой обладает мудростью. Это не мудрость этого мира. Он не похож налюдей, которые “то хватаются за науку, то бросают ее для другого учения,как обезьяны перебрасываются с сучка на сучок”; он чужд споров исловопрений; познавший Вечную Истину, он не разбрасывается мыслями; светла,глубока и молчалива его муд-рость, как безбрежное, безмолвное море; шумнобегут горные ру-чьи, но вечно безмолвны воды в глубинах морей. И вместе со свободой, силой и мудростью святой приобретает благоволениеко всему живому. Он не вредит человеку, он не дела-ет вреда животным,птицам, насекомым; он даже не тревожит малейшего растения, если к этому непредставляется особой надоб-ности; его любовь ко всему сродни егосамопожертвованию. Он должен быть готов отдать все свое, если у него этоготребуют, отдать даже самого себя, как это сделал Будда, который в одно изсвоих превращений, будучи зайцем, накормил своим мясом голод-ного. Само собой разумеется, что окончательным идеалом для буддис-та являетсясам Будда. Поэтому его образ – пример для подражания а его конец, Нирвана,есть цель стремлений всякого монаха. Тяже-лым и длинным путем идут люди кэтой цели. Милосердие и деятельность на пользу нужны людям только на первых стадияхпути. Для приближающихся к концу, нужно только сосредоточение сознания,самоуглубление: “Когда на небе гремит гром, и дождевые потоки наполняют всевоздушные пути, тогда монах в горной пещере предается самоуглубелению, инет для него высшей радости, пока он не достигнет окончательного успокоения- Нирваны”. 15. НирванаЧто же такое Нирвана? Чистое ли она уничтожение или какой-ни-будь особыйрод существования? Нирвана – значит угасание и большинство текстов рисуют ее, как небытиеили описывают ее в отрицательных терминах, как уничто-жение страстей,уничтожение желаний, движений, даже познания. Но значит ли это, что Нирвана– небытие? Как мы знаем, Будда упорно уклонялся от ответа на вопросы опосмертном существова-нии и его ученики, когда их спрашивали о подобныхвещах, неиз-менно отвечали, что “Возвышенный этого не открыл”. Уже это од-но намекает на иное решение, отличное от решения вопроса в от-рицательномсмысле. На один из подобных вопросов (о посмертном существовании Будды) монахиняКхема ответила так: “Сущность Совершенного не может быть определена в катего-риях этогомира. Она глубока и бездонна, как великий океан. Не-льзя сказать, чтоСовершенный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он несуществует”. В другом диалоге энергично опровергается еретическое мнение Ямаки “чтомонах, освобожденный от грехов, когда распадается его тело, подлежитуничтожению, что он не существует после смерти” На третьем сборе буддистов вопрос о Нирване был решен в том смысле, чтоНирвана непостижима для тех, кто не достиг ее. Таким образом, Нирвана – это посмертное состояние, определя-ется какнечто трансцендентное, как то, о чем мы не можем гово-рить нашими понятиямии словами, нечто непостижимое, о чем мы даже не можем сказать нашегочеловеческого слова – “оно сущест-вует”. 16. Буддийская общинаРассмотрев Будду и Дамму (личность основателя и Закон), мы пе-рейдемп ктретьему элементу буддизм, к Самге – общине. Хотя в буддийском символе веры говорится об общине, как о чем-то едином,но при своем внутреннем единстве, она не предс-тавляет чего-то целого посвоей организации. Буддийские монахи группируются в общины, которые не связа-ны одна сдругой и не имеют над собой общего руководителя; тако-вым был только Закон.Принятие в общину совершалось очень просто. В присутствии десяти монаховпосвящаемому задают не-сколько вопросов и после удовлетворительных ответовна них кан-дидат зачисляется в общину. Не принимаются только заведомыепреступники и неправоспособные лица. Выход из общины также легок. 17. Образ жизни монахов.Одежда монаха желтого цвета и очень проста. С собой он обычно имеет бритву,иглу, чашу, сито и четки. При сборах милостыни он не смеет приниматьденьги, но и пищу он не должен выпрашивать, а только молча ожидать. Первоначальное правило запрещало монаху жить в домах , но это правилоскоро перестало исполняться. Никакого труда , кроме ежедневного сбора милостыни и духовных упражнений, у монахов не было. В состав духовных упражнений входили занятия науками ипереписка книг. Два раза в месяц в общине происходили собрания , которыеназывались покаянными. На них монахи каялись в своих грехах и обсуждалидела общины. 18. Зародыши культа.Первоначально буддизм не имел никакого служения богам и вообще культа , нопосле смерти Будды культ стал образовываться.По примеру других сект, в буддизме создались праздничные дни, паломничествок святым местам- на место родины Будды, его первой проповеди , его смерти .Останки учителя тоже стали пред-метом почитания. При дальнейшем своемраспространении и буддизм усвоил себе все элементы обычного культа ,молитвы , изображения, храмы, жрецов. 19. Распространение буддизма.В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме,Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра.Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своегопервобытного , чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждыеэлементы. Так, например, в Тибете (где буддизм называ-ется ламоизмом)население монгольского племени, очень слабо культурное и совершенносвоеобразное, по-своему поняло и пе-реработало буддизм. В ламоизме существует обширная иерархия священных лиц, обладающихбожественным достоинством. В ламоизме получил сильное развитие культ.Путешественники в Яхассу говорят об огромном количестве монастырей, оцерковных колоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении,множестве об-рядов. В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, ровно как и вЯпонии. В таком извращенном и приспособленном к пониманию мало-культурных массвиде буддизм имеет множество последователей и по числу их (свыше 300 млн.)считается первой религией в мире. В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в куль-турныхклассах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех , и подименем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение,имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке. Но мирового значения это течение не может иметь. Буддизм изжил все своиглавные принципы, и человечество, в лице своих вождей и пророков , видитуже дальше, чем смотрел буддизм. 20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны. Развитием и доказательством этой мысли послужила оценка идей буддизма,которую мы сейчас и сделаем. Буддизм относится к числу немногих универсальных, мировых религий,которые тесно связаны с языком и национальной культу-рой, и не выходят запределы этой культуры. Буддизм, как мы видим, распространился по всей Азии и завоевал самыеразнообразные племена от диких сибирских народов до вы-сококультурныхплемен Индии. В то время, как идеи национальных религий теряли всякую силу,идеи буддизма развивались и произво-дили вокруг себя энергичное движение.Эта стойкость и универса-лизм буддизма объясняются его особымиположительными свойст-вами. Буддизм, прежде всего, является религией, выдвинувшей на пер-вый плансубъекта религии, человека, и, принявшей резко этичес-кий характер. Буддизмне интересуется сферой божественного, все его внимание устремлено наположение человека, он занят прин-ципами и нормами поведения. Благодарятакой специальности сво-его внимания, он достигает, впервые во всемирнойистории, гро-мадных результатов. Этика у буддистов тонко и глубокоразработа-на. Учение Будды – о жалости, милосердии, любви ко всякой твари. Оно согретонастолько живыми и подлинными чувствами, что может вдохновлять и волноватьдаже теперь. Вечно ценным в буддизме явилось осуждение эгоизма, страстей, разрушающихличность. Второй положительный момент буддизма – его сотериология – учение оспасении. О нем учили и мистерии. Но буддизм идет даль-ше. Он не хочеттакого спасения, которое предлагали мистерии. Он не верит природному миру,чтобы звать к слиянию с ним, а перс-пектива бесконечных умирании ивоскресений подвергает его в ужас. Он ищет освобождение от природы и дурной бесконечности, он жаждет конца,завершения, исполнения. Третим элементом, который надо отметить в буддизме, в послед-ствии,только в христианстве развилось в идею церкви. Это мысль о том, чтобыспасаться вместе, то есть образование общины. Кроме положительных сторон, у буддизма существуют и отрица-тельные: егоограниченность эмпирическая и философская. Эмпирическая ограниченность буддизма состоит в том, что он несетпроповедь спасения далеко не всем “Это учение для разум-ного, а не дляглупого”. По своей конструкции, со своим сложным учением о причинахстраданий, буддизм требовал большого интел-лектуального уровня для своегоусвоения. Итак, буддизм нес спасение далеко не всем. Люди неученые, простые,занятые физическим трудом и не имеющие времени для размышлений, и наконец,женщины, остаются в стороне от сферы действия проповеди Будды. Но этосвойство буддизма не случайно и оно стоит в связи с другой ограниченностьюбуддизма, о которой мы сейчас поговорим. Царь Милинда в беседе с учеником Будды, великим святым Нага-сеной,сказал ему: - Если, достопочтенный Нагасена, субъекта нет, то кто дает вам все то, в чем вы нуждаетесь: платье, пищу, жилье и лекарство для больных? Кто пользуется всеми этими вещами? Кто идет по пути святости? Кто достигает Нирваны? Кто совершает пять смертных грехов? Ведь, так значит нет ни добра, ни зла, нет ни добрых, ни злых дел, и даже, если бы кто-нибудь убил, достопочтенного Нага-сену, то и тот не совершил бы греха? В этом очень ядовитом вопросе содержится страшная, разрушительная критика, на которую буддизму нечего ответить. Буддизм в своем отрица-нии мира зашел слишком далеко, дальше, чем позволяли его посылки. Его историческая роль была – отрицание, и он, про-делав огромной важности работу, указав бессмысленность, тленность и муку мира, не был в силах пойти дальше, и повис, так сказать, в пустоте, остановился в неустойчивом равнове-сии, на острие, заключив в себе, благодаря этому, противоре-чия, неизбежные при всяком абсолютном отрицании.21. Переход к христианству Таким образом, положительные точки опоры неизбежно дава-лись буддизму впонятии Нирваны, но Будда, как мы видели, упор-но уклонялся от анализа этихпонятий. Их теоретическое раскрытие и практическая жизнь совершилась пятьвеков спустя, в христиан-стве. Я закончу это повествование стихотворением А. Толстого, кото-роенаглядно рисует тот переворот в восприятии мира, в мироощу-щении ипонимании мировой истории, которое принесло с собой христианство, наполняяту пустоту и темные места, которые так болезненно сияли в буддизме: И просветлел мой темный взор И стал мне видем мир незримый И слышит ухо с этих пор, Что для других неуловимо. И с горной выси я сошел, Проникнут весь ее лучами, И на волнующийся дол Взирая новыми очами. И слышу я, как разговор. Везде немолчный раздается, Как сердце каменное гор. С любовью в темных недрах бьется; С любовью в тверди голубой Клубятся медленные тучи И над древесною корой С любовью в листья сон живой Струей поднимется певучей. И вещим сердцем понял я, Что все, рожденное от Слова, Лучи любви кругом лия, К нему вернуться жаждет снова И жизни каждая струя, Любви покорная закону, Стремится силой бытия Неудержимо к божью Лону И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало.22. Значение мировых религий Мировые религии в настоящее время имеют огромное значение. О ролимировых религий говорят следующие данные:1 – Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцамиодной из существующих мировых религий.2 – Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государств.Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного обществаостается значительным. Ряд государств признает одну из религийгосударственной и обязательной.3 – Религия, как форма культуры, является одним из важнейших источниковнравственных ценностей и норм, регулирует повсед-невную жизнь людей, хранитпринципы общечеловеческой морали Роль религии в возрождении и приумножениикультурного насле-дия, приобщения к нему людей неоценима.4 – К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником ипитательной средой кровавых конфликтов, терро-ризма, силой разъединения ипротивоборства. Религиозный фана-тизм губителен, он противостоит культуре,общечеловеческим, духовным ценностям, интересам человека. Список используемой литературы 1. Л.Н. Боголюбов 2. А.В Клименко 3. Сутта-Нипата “Буддийская каноническая книга” 4. Герасимова “Путь к истине” 5. Ольденберг “Будда, его жизнь, учение, община” 6. Рис-Дэвидс “Буддизм” 7. Барт “Религии Индии” 8. А. Хрисанф “Религии древнего мира” 9. А. Ельчаников “История религии”




Похожие:

Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconБуддизм. Распространение в мире. План вступление Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд Учение Будды Первые шаги будущей мировой религии Махаяна От расцвета до упадка Ваджраяна Национальные формы буддизма 10. История распространения буддизма в Тибете 11

Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconРеферат по философии буддизм план
Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд
Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconДзэн-Буддизм
Он дарует ему новые способности, что Он определяет его миссию, и что жизнь вовсе не океан страданий, рождений, болезней, старости...
Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconБуддизм
Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий...
Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconДзэн-буддизм
Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это...
Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconКонтрольная работа по дисциплине "Религиеведение" Тема : "Буддизм" Работу проверил: Работу
Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий...
Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconБуддизм и его распространение в мире
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию,...
Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconИстория Буддизма
Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий...
Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconОсновная часть. Учение Будды
Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого бытия – страданий, невзгод, страстей,...
Буддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6 iconБуддизм. История возникновения

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы