Альбрехт Дюрер icon

Альбрехт Дюрер



НазваниеАльбрехт Дюрер
Н. С. Калининград
Дата конвертации11.07.2012
Размер223 Kb.
ТипРеферат
Альбрехт Дюрер


Калининградский филиал Международного университета Доклад на тему: « Альбрехт Дюрер» Выполнила студентка II курса Группы Л-ОО факультета лингвистики Овсянникова Н. С. Калининград, 2002 План доклада:§1. Вступление…………………………………………………………… 3§2. Детство и годы учений……………………………………………... 3§3. Работы 1495 – 1500 годов…………………………………………… 5§4. Начало теоретических штудий и поездка в Италию…………… 7§5. Большие алтарные книги и первый замысел «Книги о живописи»………………………………………………… 8§6. Новые циклы графических работ………………………………… 9§7. Путешествие в Нидерланды………………………………………. 10§8. Последние годы………………………………………………………11Литература………………………………………………………………. 13§1. Вступление. Творчество Альбрехта Дюрера – одна из вершин искусства Возрождения вЕвропе. Для Германии оно знаменует рубеж между средневековьем иВозрождением, открывая собою недолговременный, но блестящий период расцветанемецкой художественной культуры. Этот период, охватывающий лишь неполноестолетие с конца XV до второй половины XVI века, выдвинула помимо Дюрерацелую плеяду крупнейших живописцев, графиков и скульпторов, как ЛукасКранах – старший, Маттиас Грюневальд, Тильман Рименшнейдер, Фейт Штосс,Ганс Бургкмайр, Ганс Бальдунг Грин и другие. И все же, несмотря наразнообразие индивидуальностей названных мастеров, пору расцвета немецкогоВозрождения называют нередко эпохой Дюрера, ибо творчество его не толькоположило ей начало, но и определило основное направление развития искусствапо пути воплощения идеалов гуманизма и утверждения жизненной достоверностив изображении человека и окружающего его мира. Искусство немецкого Возрождения сформировалось в один из самыхдраматических периодов в истории Германии. Это было переломное для Европывремя, когда оказались поколебленными представлявшиеся дотоле незыблемымиосновы средневекового общества – папство и империя. Миф о неподвластныхвремени «вечных» империях был развеян падением в 1453 году под натискомтурок христианской Византии, а также смутами и упадком престижа власти вГерманской империи. Эти события сопровождались социальными потрясениями,распространением ересей, мистики, «нового благочестия» и других враждебныхкатолицизму религиозных течений, наконец, настроением всеобщего страха инеуверенности, породившим вспышку эсхатологических ожиданий – веру вблизкий конец света приурочившийся к «юбилейном» 1500 году. Среди художников немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер выделяется не толькомасштабом своего дарования, но и широтой кругозора. Он не ограничивалсяразными видами изобразительного искусства – живописью, ксилографией,гравюрой на металле. В круг его интересов входили также теоретическиепроблемы – принципы линейной перспективы, о возведении крепостей, опропорциях человеческой фигуры. Дюрер воплотил в себе характерный для эпохиВозрождения тип художника-ученого, ранее неизвестного в Германии.§2. Детство и годы учений. Дюрер был нюрнбержец. Тесные узы связывали его с жизнью и культуройродного города. Много раз уезжал он в чужие страны, много повидал на своемвеку городов, о которых вспоминал потом с восхищением, но даже самыезаманчивые предложения не соблазняли его остаться вдали от Нюрнберга. Хотяне раз жаловался он на то, что в Германии мало уважают и плохо оплачиваюттруд художника, все же, он сам говорил, любовь к Нюрнбергу заставила егопредпочесть жизнь в среднем достатке на родине почету и богатству начужбине. Дюрер родился в семье Нюрнбергского ювелира 21 мая 1471года. Отецего, Альбрехт Дюрер –старший, был родом из Венгрии. Он вышел из венгерской,или может быть, немецкой семьи, жившей в деревне Эйтас и издавназанимавшейся скотоводством. Альбрехт Дюрер – старший был не первым в роду,изменивший исконному делу предков. Не раз уже случалось, что молодые людииз этой семьи уходили в город, чтобы овладеть ремеслом, причем почти всегдаэто было ремесло ювелира. Обучившись на родине ювелирному делу, Дюрер отправился затем, пообычаю, В путешествия, чтобы поучиться у иноземных мастеров. Несколько летон провел в Нидерландах, а затем переехал в Германию и в 1455году прибыл вНюрнберг. В течение 12-ти лет Дюрер - старший работал у местного ювелираИеронима Холпера, а затем, женившись на его дочери Барбаре, открыл своюмастерскую. Отец Альбрехта Дюрера имел большую семью. У него было 18 детей, изкоторых большинство умерло в детстве и лишь трое достигли зрелого возраста.Сыновей своих он обучал золотых дел мастерству, но лишь один из них,Эрнест, унаследовал ремесло отца. Старший, Альбрехт, проучившись около двухс половиной лет и уже достигнув успеха, предпочел затем живопись. Третийбрат, Ганс, которому было всего лишь 12 лет, когда умер отец, стал ученикоми помощником Альбрехта и впоследствии работал как живописец в Германии иПольше. Первые навыки рисования Дюрер приобрел в мастерской отца, которыйначал обучать его своему ремеслу, когда мальчику исполнилось 13 лет.Наиболее известный из сохранившихся рисунков того времени «Автопортрет»(1484, Вена, Альбертина). На рисунке изображен подросток, худеньких ибледный, с длинными прядями волос, обрамляющие лицо. Вверху рисункасохранилась собственноручная надпись художника: «Это я сам нарисовал себя взеркале в 1484 году, когда я был еще ребенком, Альбрехт Дюрер». Это большаяредкость в искусстве, чтобы мальчик, едва научившись рисовать, делал свойавтопортрет. 30 ноября 1486 года, уступая настоятельным просьбам сына, АльбрехтДюрер – старший заключил контракт с Вольгемутом и отдал ему в обучениемальчика сроком на 3 года. Михаель Вольгемут (1434 – 1519) занимал в 80-хгодах XV века видное место среди художников Нюрнберга. Мастерская его былакрупнейшей в городе и выполняла многочисленные заказы как для самогоНюрнберга, так и для окрестных городов. Особенно большую роль сыграл он вразвитии книжной графики. В его мастерской были исполнены иллюстрациинескольких лучших нюрнбергских изданий 90-х годов. Дюрер провел в мастерской Вольгемута 3 года. Здесь он познакомилсяс изготовлением рисунков для гравюры на дереве. Сохранилось лишь тририсунка ученических лет, все они относятся к 1489 году, последнему годуобучения в мастерской. Это рисунки пером – «Три ландскнехта» (Берлин,Гравюрный кабинет), «Кавалькада» (Бремен, Художественна галерея) и«Сражающиеся всадники» (Лондон, Британский музей). 1 декабря 1489 годаДюрер закончил обучение в мастерской Вольгемута. Согласно цеховым правилам,которым подчинялись в то время и художники, он должен был для получениязвания мастера совершить путешествие по городам своей страны. Обычно в те времена путешествовать отправлялись весной. Так поступили Дюрер. Зиму 1490 года он провел в доме родителей. А 11 апреля 1490 годаДюрер покинул Нюрнберг и отправился путешествовать по немецким землям.Странствия продолжались 4 года. Лишь в мае 1494 года он возвращается в домсвоего отца. Годы странствий – одно из наименее выясненных мест в биографииДюрера. Сам он ничего не сообщает об этом времени, документальных жесвидетельств сохранилось лишь три. Это, во-первых, свидетельство соседа идруга Дюрера Кристофа Шейрля, известного нюрнбергского юриста и историка,сообщившего, что в 1492 году художник посетил в Кольмаре трех братьевнезадолго перед тем умершего Мартина Шонгауэра и что он побывал так же вБазеле, где встретился еще с одним его братом. Второй важный документпредставляет собой находящаяся в Базельской Публичной библиотеке деревяннаядоска с вырезанной на ней гравюрой – изображением святого Иеронима. Наобороте доски сохранилась собственноручная надпись Дюрера: «Альбрехт Дюрериз Нюрнберга». Третье упоминание о Дюрере в эти годы мы находим в старинноминвентаре собрания Вилибальда Имгофа – старшего, составленном в 1573 – 1574годах. В инвентаре его коллекции упомянуты, среди прочего, два портретаработы Дюрера, причем сказано, что они выполнены в Страсбурге в 1494 году ичто на них изображен мастер, у которого работал в Страсбурге Дюрер, и женамастера. Годы странствий сыграли большую роль в формировании не толькопрофессиональных навыков художника, но и его мировоззрения. С самого началасвоей творческой деятельности Дюрер был связан с прогрессивной немецкойинтеллигенцией, познакомился с бюргерской и реформистской литературой. Весной 1494 года отец вызвал Дюрера в Нюрнберг. Сразу же по приездемолодой художник женился на дочери влиятельного нюрнбергского бюргера,механика и музыканта Ганса Фрея, с которым Альбрехт Дюрер – старший заранееобо всем договорился. Женитьба была в то время обязательным условием дляполучения прав мастера. Поскольку мастер брал к себе подмастерьев иучеников, он должен был иметь хозяйку, которая бы заботилась о них. Пребывание Дюрера в Нюрнберге было кратковременным. Уже осенью 1494года он уехал в Италию. Самый факт этой поездки был установлен учеными лишьв начале XX века на основании косвенных данных. В произведениях этоговремени появляются заимствования из картин и рисунков итальянскиххудожников, итальянские костюмы, южные морские животные, виды альпийскихгор, местностей и городов, через которые лежал путь в Италию. Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг летом 1495 года, Дюрер сновазапечатлел в многочисленных акварелях альпийские горы и лежавшие на егопути города. Эти акварели принадлежат к числу лучших произведенийхудожника. Также в эти годы в Базеле были изданы: «Туринский рыцарь» –сборник народных рассказов французского писателя XIV века шевалье де ла ТурЛандри (1493), сатирическое произведение Себастиана Бранта «Корабльглупцов» (1494). Иллюстрации к этим изданиям заметно отличаются отсовременной базельской гравюры, поэтому сложилось мнение, что они быливыполнены приезжим мастером, появившимся в городе в 1492 году и вскорепокинувшем его. Вполне возможно, что этим мастером мог быть Альбрехт Дюрер.§3. Работы 1495 – 1500 годов. Начало самостоятельной деятельности Дюрера – один из самыхнасыщенных периодов его творческой биографии. Сразу же он начал работать внескольких областях – в живописи, в гравюре на дереве, в гравюре на меди.Все созданное им в эти годы отмечено новизной и смелостью исканий. Онобновил традицию алтарной живописи, придав реалистическую достоверностьизображению религиозных сцен, а также впервые в Германии широко ввелпортрет, положив начало замечательному расцвету этого жанра в немецкомискусстве XIV века. Он расширил тематику гравюры, все чаще и чащепривлекал мифологические, бытовые и литературные сюжеты. ПроизведенияДюрера быстро приобрели популярность. К концу 90х годов имя его сталоизвестно не только в Германии, но и за ее пределами. Распространением своей славы Дюрер был более всего обязан гравюре. Вто время спрос на гравюры был очень велик. Они продавались на рынках иярмарках. Известно, что жена Дюрера не раз ездила для реализации его работего работ на большие ежегодные ярмарки во Франкфурт-на-Майне. ГравюрыДюрера рассылались также в разные города и страны с товарами купцов;отправляясь в странствия их везли с собой для продажи его подмастерья иученики. Первым из немецких художников Дюрер стал одновременно работать вгравюре на дереве и на металле. Раньше оба вида гравюры разграничивались,ими занимались разные мастера. Гравюра на меди, происхождение которойсвязано с ювелирным искусством, изготовлялась обычно ювелирами, в то времякак рисунки для гравюры на дереве делали живописцы или специалисты –рисовальщики. Выучка ювелира и живописца дала Дюреру навыки, необходимыедля обоих техник, что позволило ему с одинаковым успехом работать в каждойиз них. Еще в годы странствий Дюрер пробовал силы в гравюре на дереве,выполняя иллюстрации для книг. В Нюрнберге не работает больше по заказамиздателей. Возвратившись к распространенной в Германии с начала XV векатрадиции так называемой однолистной гравюры на дереве, он исполняет теперьнесколько отдельных больших гравюр. Вскоре он переходит к созданиюсвязанных единым повествованием серий гравюр, которые сам издает в видесброшюрованных книжек с сопроводительным текстом, отпечатанном на оборотелистов. Гравюры на отдельных листах издавна служили в Германии дляизображения религиозных сюжетов. Дюрер следует этой традиции. Правда, вотдельных случаях он вводит и мифологию, и сцены из современной ему жизни,но все же религиозная тематика преобладает. В годы странствий Дюрер овладелтакже искусством пространственного изображения, передачи объема, фактуры,жестов и мимики, разнообразных характеров и чувств. Эти качества проявилисьи в гравюрах 1494-5 – 1500 годов «Мужская баня» (1496), «Геркулес» (1496 –1497), «Самсон» (1497 – 1498), «Святая Екатерина» (1498) Высшим творческим достижением Дюрера в период с 1495 по 1500 быласерия «Апокалипсис». Тема «Апокалипсиса» была чрезвычайно созвучнанастроениям, царившим в Германии конца XV века. В «Апокалипсисе» нашливыражение надежды и чаяния обездоленных, их возмущение несправедливостью инасилием; в нем предсказаны жестокие кары и гибели притеснителям и обещан«небесный Иерусалим» угнетенным и страждущим. Не удивительно, что этинастроения легко находили отклик в Германии в момент, когда там назревалареволюционная ситуация и началось движение за преобразование страны. Содержащиеся в «Апокалипсисе» описания бедствий и гибеличеловеческого рода производили в то время особенно сильное впечатление.Перед 1500 годом в Европе распространились слухи о предстоящем в этом годуконце света и о близости «судного дня». Иллюстрации Дюрера к «Апокалипсису»проникнуты духом реформации. Не колеблясь, он перенес действие в своевремя. Его Вавилон – это папский Рим. Сам папа, император и духовенствопадают первыми жертвами божественных всадников и ангелов- мстителей.Современные немецкие и венецианские костюмы и оружие, современные формыархитектуры еще более усиливают впечатление, что речь идет о событияхсегодняшнего дня. Отсюда – огромный успех этой серии. «Апокалипсис» Дюрерабыл воспринят современниками не только как символ судьбы человечества, но икак олицетворение их собственных страданий и надежд. Серия «Апокалипсис» состоит из 15 изданных в 1498 году гравюр, ккоторым впоследствии Дюрер присоединил еще титульный лист. Самый типиздания необычен. Здесь иллюстрации не сопровождают текст, но лишьсоставляют к нему параллель и воспринимаются самостоятельно, как связноеповествование. Более ранние листы – «Открытие 7 печати», «Иоанн и старцы»,«Поклонение агнцу», более поздние – «Семь светильников», «Иоанн, глотающийкнигу», «Четыре всадника» и другие. Заключительным листом является«Небесный Иерусалим», обещанный праведникам. Начатая в эти же годы серия гравюр на дереве – «Большие страсти» –была завершена Дюрером лишь в 1510 – 1511 годы. Тема «страстей Христовых» -одна из самых распространенных тем в немецкой гравюре. Одновременно с гравюрой на дереве Дюрер начал работать и в техникегравюры на меди, не имевшей ранее распространения в Нюрнберге. Тематикагравюр на меди разнообразна. Здесь Дюрер часто обращался к мифологическим,литературным и бытовым сюжетам. Во многих гравюрах на меди Дюрер обращаетсяк изображению нагого тела. Таковы, например, гравюры «Четыре ведьмы»,«Мадонна со стрекозой», «Прогулка», «Морское чудовище» и др. Живописные работы 1495 – 1500гг. не столь многочисленны иразнообразны по тематике, как гравюры. По большей части это заказные работы– алтарные картины или портреты. Первый большой заказ на алтарную живопись Дюрер получил от курфюрстасаксонского Фридриха. Он заказал Дюреру свой портрет и две алтарные картиныдля отстраивавшегося в то время Виттенбергского замка: «Поклонениемладенцу» (Дрезденская галерея, 1496-1497) – одна из них. В портретах Дюрера, исполняемых во второй половине 90-х годов,сказалось влияние нидерландской школы. Оно проявляется в композиционныхприемах и тщательной отделке деталей, в стремлении к воспроизводству натурыво всем ее индивидуальном своеобразии. Вместе с тем Дюрер вносит внекоторые из них величавость, присущую портретам итальянских мастеров. Несмотря на разнообразие жанров, сюжетов и техники, произведения,созданные Дюрером во II–ой половине 90-х годов, образуют цельную группу. Ихобъединяет эмоциональная насыщенность и сила чувств, каких Дюреру не всегдаудавалось достигнуть впоследствии.§4. Начало теоретических штудий и поездка в Италию. Около 1500 г. в творчестве Дюрера наблюдался заметный перелом. Еще в90-х годах художник проявлял интерес к изображению нагого тела и передачипространства. Теперь эти проблемы выдвигаются на первый план. При этом врешении их Дюрер не ограничивался более эмпирическим методом, но задалсяцелью овладеть научной теорией, созданной итальянцами, - теорией пропорцийтела и линейной перспективой. Воспроизведение трехмерного пространства наплоскости и правильное изображение человеческой фигуры были важнейшимизадачами, вставшими перед художниками Возрождения. Разработка теоретических основ искусства началась в Италии в I-ойполовине 15 века, уже в середине века появляются первые трактаты. Этосочинения Леона Баттиста Альберти «О живописи» (1436) и «О статусе» (после1464), работа Пьеро де Франческа «О живописной перспективе» (1484- 1487).Трактаты эти не были опубликованы, однако они пользовались известностьюсреди итальянских художников, которые уже в 15 веке были хорошо знакомы слинейной перспективой и теорией пропорций. Возможно, Дюрер познакомился стеорией линейной перспективы во время своего первого посещения Италии. Отеории пропорций он впервые узнал в 1500 году, когда в Нюрнберг приехалработавший в Германии венецианский художник Якопо де Барби Новые интересы Дюрера проявились уже в исполненных в 1501 – 1502годах гравюрах на меди «Св. Евстафий» и «Немезида». В первой из них вцентре внимания художника оказалось изображение животных в разнообразныхповоротах и позах. Гравюра «Немезида» посвящена изображению идеальной нагойженской фигуры. Фигура Немезиды принадлежит к числу первых фигур,сконструированных Дюрером в соответствии с теорией пропорций. Особенноинтенсивно работает Дюрер над созданием канона мужской и женской фигуроколо 1504 года. В отличие от более ранних опытов, он стремиться теперь нетолько к соответствию фигуры основным пропорциям, но и к тому, чтобы найтидля этих пропорций наиболее совершенное воплощение. Об этом свидетельствуютмногочисленные рисунки 1503-1504 годов, на основе которых Дюрер создал своюпрославленную гравюру на меди «Адам и Ева» (1504). Здесь он впервыепопытался воплотить классический идеал красоты. Для построения человеческойфигуры использует геометрию. Если большинство гравюр на меди 1500-1505 годов посвящено построениюидеальных фигур и разработке пропорций, то в гравюрах на дереве Дюреробращает большое внимание на развитие повествования и передачу настроения ичувств. Самым значительным произведением, исполненным в эти годы в гравюрена дереве, является серия «Жизнь Марии». В 1502-1505 годах Дюрер исполнил17 листов этой серии. Затем работа прервалась в связи с отъездом художникав Италию, но позднее в 1510-1511 годах, он дополнил серию еще тремя листамии издал ее в виде отдельной книжки в сопровождении латинских стихов некоего Бенедикта Келедониуса (Швальте). Наряду с графическими работами, Дюрер исполнил в 1500-1505 годахбольшое количество картин. В них также отразились новые интересы и исканияхудожника, которые заметно сказались уже в исполненном в 1500 годумюнхенском автопортрете. Наиболее крупной живописной работой этого времени являлся такназываемый Паумгартнеровский алтарь, заказанный Дюреру братьями Стефаном иЛукой Паумгартен, видными нюрнбергскими бюргерами. По всей вероятностиалтарь был написан в 1502-1504 годах, ныне он находиться в СтаройПинакотеке в Мюнхене. В центральной части алтаря представлено «РождествоХристово», на створках изображены св. Евстафий и св. Георгий. Занятый выполнением заказов и заработками, Дюрер не забыл о своемнамерении овладеть теорией искусства. В 1506 году он предпринял специальнуюпоездку в Болонью, чтобы повидаться с кем-то из знатоков перспективы. Затемон отправляется в Венецию, где провел полтора года.§5. Большие алтарные книги и первый замысел «Книги о живописи». Дюрер возвратился в Нюрнберг весной 1507 года. Тотчас же в егомастерскую стали поступать многочисленные заказы. Слава его была таквелика, что богатые купцы, могущественные князья, сам император наперебойдобивались его работ. В течение нескольких лет Дюрер целиком посвящает себяживописи, почти оставив гравюру. В период между 1507-1511гг. он создаетодну за другой ряд больших картин: «Адам и Ева», «Мучение 10000 христиан»,«Вознесение Марии», «Поклонение троице». Под влиянием итальянскогоискусства он стремиться к созданию монументальных величественныхпроизведений, которые прославили бы его имя в потомстве. Замысел картины «Адам и Ева» возник у Дюрера еще в Венеции. Подобногравюре 1504 года, она задумана, прежде всего, как воплощениесовершеннейших пропорций и форм человеческого тела. Вероятно, в Италии бала начата и картина «Мадонна с цветком ириса»,законченная в 1508 году. В ней еще чувствуется воздействие венецианскойживописи, сказывающейся в мягкости цветовых переходов, богатстве нюансов,тонкой передаче воздушной среды. Однако эти качества недолго удержаться вживописи Дюрера. В больших картинах 1508-1511 годов цвет становитьсялокальным, широта и обобщенность письма сменяются тщательной детализацией. В 1508 Дюрер написал для своего старого заказчика Фридрихасаксонского картину «Мучение 10000 христиан при персидском царе Сапоре», вкоторой использовал исполненную им около 10-ти лет назад гравюру на дереве,тот же сюжет. Летом 1507г. франкфурский богатый купец, торговец Якоб Геллер,приехавший по делам в Нюрнберг, заказал Дюреру большой створчатый алтарь«Вознесение Марии» для одной из капелл доминиканской церкви во Франкфурте-на-Майне. К сожалению, центральная часть алтаря не сохранилась. Вывезеннаяв 1615 году курфюрстом Максимилианом Баварским из Франкфурта в Мюнхен, онав 1729 году сгорела во время пожара. После геллеровского алтаря он написал еще только одну большуюкартину – «Поклонение троице» (1511) и три небольших произведения –«Мадонну с грушей» (1512) и изображения императоров Карла Великого иСигизмунда (1512-1513). Вскоре Дюрер надолго оставил живопись. В 1509-1510 Дюрер пробует свои силы в поэзии. Попытки художникаприобщиться к литературе вызвали насмешки со стороны его ученых друзей.Однако Дюрер не намерен был сдаваться. В 1509-1510 он написал рядстихотворений религиозного, морализующего и сатирического содержания, атакже сочинил стихотворные тексты к трем своим гравюрам. Все же поэтическиеопыты Дюрера составляют лишь кратковременный эпизод в его литературнойдеятельности. Вскоре усилия его направляются по иному руслу. Он задумываетграндиозный трактат о живописи. Первые рукописные наброски Дюрера к теоретическому труду относятся к1507-1512гг. Как явствует из них Дюрер задумал сначала написатьвсеобъемлющий трактат, в котором должно было быть заключено все относящеесяк воспитанию и обучению идеального, универсального образованного ивсесторонне развитого художника. Рукописные наброски тех лет сохранили планвсего сочинения и отдельных частей, а также отрывки о живописи,перспективе, архитектуре и заметки к вступительной части. Эта книга,которую Дюрер предполагал назвать «Пища для учеников – живописцев» илипросто «Учебник живописи», была задумана в трех частях. Почувствовав невыполнимость столь грандиозного проекта, Дюреротказался от этого плана. Составленный намного позднее план «книжечки»,куда входят уже только 10 вопросов, имеющих непосредственное отношение кработе живописца, - пропорции мужчины, женщины и ребенка, пропорции лошади,архитектура, перспектива, светотень, цвет, композиция, создание картины повоображению – представляет собой второй, сокращенный вариант «Книги оживописи». Однако и этот план оказался громоздким и вскоре Дюрер расчленил его.Уже в 1512 – 1513 гг. он решил ограничиться для начала изложением учения опропорциях. Но трактат о пропорциях потребовал больше времени, чем онсначала предполагал. Лишь к концу жизни удалось Дюреру завершить свой труд,опубликованный уже после его смерти. Из остальных разделов «книжечки» онуспел разработать еще пятый, шестой и седьмой (архитектура, перспектива,светотень), из которых вырос трактат «Руководство к измерению» (1515)§6. Новые циклы графических работ. Работы над большими заказными картинами на время отвлекла Дюрера отграфики. Однако уже в 1508-1509 гг. он снова принимается за гравирование.1510 годы – время блестящего расцвета графического искусства Дюрера. В этигоды он выполняет серии «Малые страсти» и «Страсти» на меди, создает трипрославленные гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним»,«Меланхолия», делает ряд больших декоративных работ для императораМаксимилиана. В 1511 Дюрер издал так называемые «Малые страсти» 36 листовнебольшого формата. От гравюр 90-х годов их отличает более спокойноетечение повествования и более земной, бытовой характер изображаемых сцен.Между 1507-1508 годами Дюрер исполняет серию гравированных на меди«Страстей». Она состоит из 16 небольших листов. Эта серия не сопровождаетсятекстом, и, быть может, потому, что она предназначалась, главным образом,для узкого круга ценителей и знатоков. К числу самых сложных гравюр художника принадлежат исполненные в 1513-1514гг. листы «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним», «Меланхолия». Всеони полны символов и намеков, которые не вполне расшифрованы по сей день.Одновременно с тремя прославленными гравюрами Дюрер выполняет и первыеработы для императора Максимилиана. К 1515-1518 годам относятся опыты Дюрера в новой, тогда тольковозникшей технике офорта. От резцовой гравюры офорт отличается тем, чтоборозды на поверхности не прорезаются резцом, но вытравляются кислотой.Сначала доску покрывают особым кисло-упорным лаком, на которомпроцарапывают линии рисунка. Затем доска опускается в кислоту, и в местах,где металл был обнажен, кислота, разъедая его, образует углубление. Вовремена Дюрера было хорошо известно травление железа, широко применявшеесядля нанесения узоров на оружие и доспехи. Первоначально та же техника былаиспользована и для исполнения гравюр. Однако художественный эффект снижалсяиз-за несовершенства техники. Дело в том, что легко поддающаяся коррозиижелезная доска никогда не имеет достаточно гладкой поверхности и поэтомузадерживает часть краски, вследствие чего отпечаток получается сероватым ималоконтрастным. Этот недостаток заставил художников вскоре оставитьтравление на железе и разработать способы травления на меди. Однако Дюрер,разочаровавшись в технике офорта, больше не возвращался к ней. В 1518 году Дюрер поехал в Аугсбург, где собрался в то времяимперский сейм. Возможно, что его пригласил император, желавший заказатьему свой портрет. Во всяком случае, Дюрер встретился с императором ирисовал его. Во время пребывания в Аугсбурге Дюрер встретился с одним измогущественных князей Германии, майнцским архиепископом кардиналомАльбрехтом Бранденбургским, который с этого времени стал его постояннымзаказчиком. Внезапная смерть императора Максимилиана 12 января 1519 года положиланачало длительной тяжбе Дюрера с нюрнбергским Советом. Дело в том, что,желая отблагодарить художника за его труды, император еще в 1512г.предложил Совету освободить его от уплаты налогов. Когда Советвоспротивился этому, император назначил Дюреру пожизненную ренту в размере100 гульденов в год, которая должна была выплачиваться нюрнбергским Советомиз сумм, вносимых городом в виде налога в императорскую казну. После смертиМаксимилиана Совет отказался продолжать выплату ренты без санкции новогоимператора. Это очень обеспокоило Дюрера. Неуверенность в завтрашнем дне ибоязнь необеспеченной старости заставила Дюрера бросить все дела вНюрнберге и отправиться в Нидерланды, куда прибыл в тот момент из Испаниипреемник Максимилиана, его внук Карл V.§7. Путешествие в Нидерланды. В июле 1520 года Дюрер выехал в Нидерланды. Молодой император Карл Vнаходился в то время в Брюсселе в ожидании коронации. Время и место еще небыли окончательно установлены, ибо в Ахене, городе, где короновались обычногерманские императоры, опасались чумы. Выехав из Нюрнберга в сопровождении жены и служанки, Дюрер направилсясначала в Бамберг. В те времена предпочитали путешествовать водным путем:это было дешевле и безопаснее, так как на дорогах часто случались грабежи итребовалась охрана. Поэтому Дюрер решил поехать по Майну и Рейну. ВБамберге он заручился рекомендательными письмами своего давнего заказчикабамбергского епископа Георга Шенка фон Лимбург к близки императору лицам,сверх того еще получил от епископа освобождение от пошлин за провоз кладиво всех землях, которые состояли в таможенном союзе с Бамбергом. Это былоочень важно для Дюрера, ибо пошлины на грузы были в то время высокими, а онвез с собой много вещей. Наибольшую часть его поклажи составляли егопроизведения, предназначавшиеся для продажи и подарков. В благодарность зарекомендательные письма и освобождение от пошлины художник подарилбамбергскому епископу несколько своих работ. Из Бамберга Дюрер направился на небольшом судне по Майну воФранкфурт. Здесь художника встретил его давний знакомый Якоб Геллер,торговец сукнами, некогда заказавший ему алтарь. После небольшой остановкиДюрер пересел на корабль, курсировавший между Франкфуртом и Майнцем, ивскоре прибыл в Майнц, откуда направился вниз по Рейну. Он доехал доКёльна, где встретился с жившим там родственником, золотых дел мастеромНиколасом Дюрером. Проведя у него два дня, он нанял лошадей и направился вАнтверпен. Дюрер прибыл в Антверпен 2 августа 1520г. В то время это был один изсамых цветущих городов Европы. Стазу же по приезде Дюрер стал завязыватьзнакомства и связи, которые могли бы обеспечить ему доступ ко двору. Здесьон сблизился с кружком местных гуманистов. В то время в Нидерландах ужедостигла расцвета культура Возрождения. В Нидерландах Жил в то время ЭразмРоттердамский, с 1517г. состоявший профессором теологии в Лувенне. В 1520г.Эразм долгое время находился в Антверпене у своего друга, секретарягородского Совета, известного гуманиста Петера Эгидия. Уже в августе 1520г.Дюрер стал бывать в доме Петера Эгидия, у которого встретился с Эразмом идругими приезжими знаменитостями. Необходимость уладить дело с пенсией вскоре заставила Дюрера покинутьАнтверпен и направиться в Брюссель ко двору. 27 августа он прибыл вБрюссель. Здесь уже находилась депутация нюрнбергского городского Совета,прибывшая на торжество коронации и доставившая из Нюрнберга хранившиеся тамрегалии императорской власти. Члены депутации оказали Дюрерупокровительство и помогли ему завязать нужные знакомства. Здесь же вБрюсселе Дюрер снова встретил Эразма Роттердамского и нарисовал егопортрет. 3 сентября Дюрер возвратился в Антверпен, куда вскоре прибылимператор со свитой, торжественно встреченный жителями. Несмотря на всеусилия, Дюреру еще не удалось добиться решения по своему делу. Узнав, чтокоронация состоится в октябре в Ахене, Дюрер едет туда. Снова следуютзнакомства, визиты, подарки. 22 октября Дюрер присутствовал на церемониикоронации. Через несколько дней император покинул город и направился вВорме, где должен был состояться императорский сейм. В числе другихпросителей Дюрер последовал за ним до Кёльна, где получил, наконец,подтверждение своей пенсии. Тотчас же он покинул Кёльн и возвратился вАнтверпен. Более 7-ми месяцев Дюрер провел в Нидерландах, разъезжая поразным городам, осматривая достопримечательности и произведения искусства,исполняя портреты и другие работы. Дюрер вращался в Нидерландах среди сторонников Реформации. В этовремя вопросы реформации приобрели особую остроту. После папской буллы от16 июня 1520г. об обсуждении учения Лютера как еретического церковь усилилаборьбу с лютеранством. В октябре 1520г. в Лувенне состоялось сожжениелютеровских книг. Вскоре стало известно, что Лютера вызывают на Вормсскийсейм, где будут обсуждаться вопросы, связанные с распространением егоучения в Германии. Надежда сторонников Реформации на поддержку императораКарла V не оправдались: на Вормсском сейме он решительно встал на сторонуцеркви и подписал соглашение с папой. После Вормсского сейма в Нидерландахначались преследования сторонников Реформации. В начале июля 1521г. вАнтверпен прибыл папский посол, чтобы возглавить здесь проведение решенийсейма. В этой обстановке Дюрер счел за лучшее ускорить отъезд. В начале июля 1521г. он был готов к отъезду, однако вынужден былзадержаться еще немного в связи с прибытием датского короля Христиана II,пожелавшего, чтобы Дюрер сделал его портрет. В Нюрнберг Дюрер прибыл вавгусте 1521г.§8. Последние годы. Соприкосновение с нидерландским искусством благотворно сказалось натворчестве Дюрера и привело к укреплению тех тенденций, которые наметилисьв его произведениях еще в последние годы перед отъездом в Нидерланды.Присущие некоторым работам 1500-1510гг. рассудочность и перегруженностьсимволикой и аллегориями снова уступают место непосредственности чувства.Ведущую роль в живописи и графике Дюрера теперь начинает играть портрет.Сохранилось четыре живописных портрета, исполненные Дюрером между 1521-1528гг.: портреты неизвестного бюргера (1524, Мадрид, Прадо), нюрнбергскихкупцов Якоба Муффеля и Иеронима Хольцшуэра (1526, Вена, Художественно-исторический музей), и гуманиста Иоганна Клеберга (1526, Вена,Художественно-исторический музей). В многочисленных гравированных портретах1524-1526гг. Дюрер создает целую галерею разнообразных темпераментов ихарактеров. К числу лучших принадлежат портреты курфюрста ФридрихаСаксонского (1524), императорского советника Ульриха Варнбюлера (1522),известного гуманиста Эобана Гесса (1527). Вскоре по возвращении из Нидерландов Дюрер начал работать над новойсерией «Страстей», которую он задумал исполнить в гравюре на дереве. Помимоподготовительных рисунков, частично выполненных еще в Нидерландах, Дюрерсделал лишь одну гравюру – «Тайная вечеря» (1523). В 1524г. он прекратилработу над «Страстями». Также были созданы гравюры на меди: два варианта«Св. Христофора» (1521), «Св. Варфоломей» и «Св. Симон» (1523), «Св.Филипп» (1526). Последние три гравюры были частью задуманной Дюрером, нотакже не доведенной до конца серии изображений апостолов. Неосуществленнымостался и другой замысел – гравюра «Распятие», над которой Дюрер, какявствует из подготовительных рисунков, работал около 1523 года. В 1525 году разразилась Великая крестьянская война, в которойдостигло кульминационного пункта движение народных масс. Известно, что вэти годы Дюрер проявлял интерес к радикальным течениям Реформации. В 1525году Дюрер подготовлял к изданию свой первый трактат «Руководство кизмерению». В начале этого года было подавлено швабско-франконскоевосстание крестьян, и вокруг Нюрнберга прокатилась волна массовых казней, илетом 1525 года он поспешно сделал и вставил в уже почти готовый трактатновую гравюру – «Проект памятника в честь победы, одержанной надкрестьянами». В эти же годы Дюрер работал над завершением трактата о пропорциях,который был закончен уже в 1523г., однако в последний момент Дюрер отложилего опубликование. Он счел необходимым издать сначала пособие по геометриии перспективе, ибо опасался, что без такого пособия его теория пропорцийбудет непонятна немецким художникам, не имеющим достаточной подготовки. В1525г. был опубликован трактат «Руководство к измерению». Помимо теориилинейной перспективы, здесь изложены основы классической геометрии,затронуты вопросы оптики, астрономии, некоторые математические проблемы. Опубликовав «Руководство к измерению», Дюрер не вернулся сразу ктрактату о пропорциях. На время его отвлекла другая работа: в 1527г. ониздал еще один теоретический труд – «Наставление к укреплению городов». Впервой половине 16 века в Европе остро стоял вопрос о необходимостиусовершенствования оборонительных сооружений. Наступление турок на югеЕвропы, вызвавшее всеобщую тревогу, заставило заняться усовершенствованиемсистемы фортификации. Именно в это время Дюрер взялся за обобщениедостигнутых строителями результатов, создав первый в Германии труд потеории фортификации. Лишь после издания «Наставления к укреплению городов» Дюрервозвратился к теории пропорций. В 1527-1528гг. он снова перерабатываеттрактат и подготовляет его к изданию. Но ему не пришлось увидеть книгуопубликованной, она вышла уже после его смерти в октябре 1528г. Дюрер умер 6 апрель 1528г. С его смертью закончился самый блестящийпериод в истории немецкого Возрождения. За небольшой срок с конца 15 доначала 30-х годов 16 века, искусство Германии преобразилось. В условияхобщественного подъема и начинавшейся революции здесь сформировалась новаяхудожественная культура, наиболее передовые тенденции которой нашливоплощение в творчестве Дюрера. Литература.1. Нессельштраус Ц.Г. Альбрехт Дюрер 1471-1528./ под ред. Н.В. Семенниковой - М.: Искусство,1961.2. Степанов А.В. Мастер Альбрехт – Л.: Искусство, 1991.3. Либман М.Я. Дюрер – М., 1957.4. Львов С.Л. Альбрехт Дюрер – М.: Искусство, 1977.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Альбрехт Дюрер iconАльбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер iconАльбрехт Дюрер выдающийся художник северного Возрождения

Альбрехт Дюрер iconАльбрехт Дюрер
Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими...
Альбрехт Дюрер iconАльбрехт Дюрер
Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими...
Альбрехт Дюрер iconАльбрехт Дюрер
«Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Известен как тонкий,...
Альбрехт Дюрер iconСписок самостоятельных работ по дисциплине «Рисунок»
Копия с рисунка головы классических мастеров (Леонардо да Винчи, Дюрер, Гольбейн, Репин, Серов, Врубель, Кардовский и т д.)
Альбрехт Дюрер iconД. К. Самин 100 великих художников
Рублёв, Веронезе, Гойя, ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт – это художники разных времен и разного стиля… Но их всех,...
Альбрехт Дюрер iconДокументы
1. /ХОДАКОВСКИЙ - история искусства/1.Периодизация искусства Древнего Египта.doc
2.
Альбрехт Дюрер iconАльберт Дюрер Меланхолия 1514 Меланхолия
Меланхолия – «задумчивая тоска, унынье, тихое отчаяние, без основательной причины, черный взгляд на свет, пресыщение жизнью». На...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы