Готическое течение в Западной Европе icon

Готическое течение в Западной Европе



НазваниеГотическое течение в Западной Европе
Дата конвертации11.07.2012
Размер244.73 Kb.
ТипРеферат
Готическое течение в Западной Европе


Реферат по МХК на тему: «Готическое течение в Западной Европе» ученика 11Бкласса гимназии города Новополоцка Гаврика Алексея » « Новополоцк 2002 Оглавление 2 Вступление Ошибка! Закладка не определена. Зодчество Ошибка! Закладка не определена. Заключение 36 Литература 43 Вступление. Постараемся вникнуть в сущность процесса, видоизменившего средневековоезодчество. Известный английский теоретик искусства Дж. Рескин полагал, что «великиенации записывают свою автобиографию в трех книгах — в книге слов, в книгедел и в книге искусства», но, указывал он, «только последняя заслуживаетполного доверия». В этом суждении, очевидно, приложимом не только к нациям, но и к эпохам,верно то, что искусство нагляднее всего и правдивей, ибо наиболеенепосредственно, так сказать, чистосердечно отражает идеалы, грезы,сомнения, взлеты, порывы и общее мироощущение. Процитируем Гоголя. Воткакими сравнениями он характеризует средние века: «...величественные, какколоссальный готический храм, темные, мрачные, как его пересекаемые однидругим своды, пестрые, как разноцветные его окна и куча изузоривающих егоукрашений, возвышенные, исполненные порывов, как его летящие к небу столпыи стены, оканчивающиеся мелькающим в облаках шпицем». О готическом стиле немало написано в научной литературе.Изучением этогонаправления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьерде Монтеру, Жжен Монапасьен и др.Этот стиль своеобразен, он буквальновидоизменил средневековое зодчество.Храмовые постройки обрели готическуювертикаль.Для многих людей этот стиль привлекателен тем, что храмыизбавились от грузности, тяжести, массивности .Помещения сталиказаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны.Соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скореекак воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны намноголюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Громада собора как бы избавилась отсвоей тяжести, чуть ли не ажурно для нашего глаза прорезались ее стены, всяона наполнилась воздухом и засверкала. О том, какие восторги вызвала готическая архитектура, когда после долгогозабвения Европа осознала наконец, значительность художественного наследиясредневековья, мы можем судить по следующим строкам Гоголя: «Былаархитектура необыкновенная... — мы ее оставили, забыли, как будто чужую,пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. Не удивительно ли, что три векапротекло, и Европа, которая жадно бросалась на все, алчно перенимала всечужое, удивлялась чудесам древним, римским и византийским или одевала их посвоим формам, — Европа не знала, что среди ее находятся чуда... что в недреее находятся Миланский и Кельнский соборы и еще доныне «реют кирпичинедоконченной башни Страсбургского мюнстера. Готическая архитектура, таготическая архитектура, которая образовалась перед окончанием среднихвеков, есть явление такое, какого еще никогда не изводил вкус и воображениечеловека. Ее напрасно производят от арабской, идеи этих двух родовсовершенно расходятся: из арабской она заимствована только одно искусство —сообщать тяжелой массе здания роскошь украшений и легкость; но сама этароскошь украшений вылилась у ней совершенно другую форму». Велика радость открытия шедевров искусства, веками пролежавших в землепосле гибели породившей их цивилизации. В эпоху Возрождения такую радостьиспытывали новооткрыватели античности, откапывая мраморную статую идеальныхпропорций или чудесно расписанную амфору; радость - вместе с негодованиемпо адресу тех, кто, утверждая христианскую веру, отрицал культурноенаследие древнего языческого мира. А ведь искусство средневековья долгопребывало скрытым, хоть и не в земле, но не менее надежно под тяжелымпластом непонимания. Но вот наступило прозрение, и красота этого искусстваобворожила умы и сердца. Целью нашей работы является отображение развития готического стиля вЗападной Европе со времен его зарождения во Франции в середине 12 века и донаших дней. Задачами нашей работы являются: 1.Описание различных готических архитектурных ансамблей. 2.Отображение добавления новых элементов в храмовую систему. 3.Выяснение, насколько широко исследуемый нами стиль нашел свое место вхрамовых застройках исследуемых стран. 4.Выяснение, насколько исследуемая страна переработала готический стильна свой лад. Общая характеристика готического стиля. «В ней все соединено вместе: этот стройный и высоко возносящийся надголовою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями ипереплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самыхмелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своеюсетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с нимна небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость —это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала всебя архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь которыйфантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, гдетеряются, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, один над другим иим конца нет, — весьма естественно ощутить в душе невольный ужасприсутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный умчеловека», -так характеризовал Гоголь готическое течение. Основой романского храмового здания служила сама каменная масса. Этамасса с ее толстыми, глухими стенами поддерживалась и уравновешиваласьподпружными арками, столбами и прочими архитектурными деталями,выполнявшими опорные функции. Для большей устойчивости здания романскийзодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредоточивалглавное внимание. Именно совершенствованию опорной системы суждено былопроизвести истинную революцию в тогдашнем зодчестве. Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, илинервюрах[1] принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числанервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введениетак называемых аркбутанов— полуарок, переносящих давление верхних стенсреднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы— контрфорсы[2]боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы,— все этонастолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельноезначение. В этом и заключалась совершенная революция. Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненнопрорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая вкружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общейструктуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все зданиесвелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввыськаркасу, ставшему основой всей готической архитектуры. Об эмоциональном и художественном значении такой архитектурной революциисвидетельствует ее выразительность. А вот один из ее непосредственныхрезультатов в точных цифровых данных: высота в 18—20 м была предельной длясреднего нефа романского храма, в Парижском соборе, самом раннем вготической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, затем в Реймском —до38 и, наконец, в Амьенском —до 42м. Так готическая вертикальвосторжествовала над романской горизонталью. Арка и свод. Эти архитектурныеформы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всегостроительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились вИране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: напримерШартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобыобойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И скаждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с еечеткими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, частоасимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов сосвоим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки,галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальшеи дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все этопространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур ( в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают нетолько порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах,под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах,на консолях. Словом, готический собор - это целый мир. Он и действительновобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современномПариже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнетархитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как ещеболее внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек ималеньких двориков по берегам Сены. Тогда собор был чем - то большим, чемпросто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всейобщественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловойдеятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральныепредставления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент идаже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были таквелики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, какправило, располагались торговые ряды. Потребности городской жизни побудилипреобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вотв такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменитьсаму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменениеархитектурного стиля. Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потомстал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменнооставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравниватьтипичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что онипротивоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Ноесли взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет своеначало из романских корней. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки,покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенныйпредел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий немог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и темным. Мысльзодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошныесводы заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Всявоздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональнуюоснову: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие сгениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя изэтого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делатьсплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна.Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальнойживописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые,яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и враскраске скульптур. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается спродольным пространством. Таким образом устраняется резкая граница междуклиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем - то недоступным исокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземнойкрипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и неуныл. Что же представляли собой средневековые города? Основная массагородского населения представляла собой самые мятежные, самые свободныеслои общества. Ремесленники уже не были чьими - то слугами, ониобъединялись в самостоятельные союзы, цеха. Во многих городах возниклиуниверситеты. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун.Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Всеизобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы,витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразнаяэнциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причемв каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру Парижский посвящалсябогоматери и всему, что с ним связано; Амьенский - выражал идеюмессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительныхбогословских энциклопедий, были, в общем, столь расплывчаты и аллегориинастолько условны, что под их сенью находили себе место самыеразнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковнойконцепции мироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый каменьоживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории болееорганические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе. Вбольшинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало надживописью, если не считать витражи: это опять - таки определялосьхарактером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими дляфресок. Франция. В силу особых местных условий исторический процесс, происходивший тогдаже в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому,часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, илиВозрождения. А во Франции с ее чисто средневековой культурной традицией тепрогрессивные явления, о которых мы говорили выше, обусловили благодарясвоему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому.Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее средневековье уже нетолько фактической столицей государства, но и общепризнанным центром егокультурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организацийремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики иваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что былотогда беспримерным. Основанный в 1215 г. Парижский университет стал центромсредневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшеесясквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один изписателей того времени называл Париж, куда съезжались из других странученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим кругземли». А кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболеепередовыми стали северные провинции: Пикардия, Шампань и Нормандия—с такимицветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан, — истинными сокровищницамиготического искусства. Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII ипервая четверть XIII в. — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII в. —зрелая, или высокая, готика; XIV—XV вв. — поздняя готика, сначала радостносияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», азатем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает ужесамостоятельное значение. Длительность таких же периодов была далеко неодинаковой в разных странах. Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и,несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым иоткрывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шестьвеков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж преобразилсяблагодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много разувеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другимипамятниками, знаменитыми на весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему главенствуетнад ней, по-прежнему как бы служит ее символом, воспринимается нами какодно из высочайших воплощений французского художественного гения. Давно ужедалеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центрего общественной и политической жизни, и мы забываем, что призван былнекогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовавший припокровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г.)французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а многовеков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Дам короновался Наполеон).Подобно пирамидам Египта, подобно Парфенону в Афинах иликонстантинопольской Софии, парижский собор Нотр-Дам достоин только в веках,но и в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой художественнойкультуре создавшего его народа. Восхищение Виктора Гюго западным фасадомНотр-Дам нам понятно. Какая величавая ясность и размеренность! Это тольконачало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Но именноэто соперничество создает здесь такую несравненную четкость. Стена еще неисчезла, но не она уже определяет облик этой грандиозной пятинефнойбазилики[3]. Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башен как бынаходит свое завершение в тонком, изящном шпиле (над средокрестием),стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно, так называемаяроза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатымиарками углубленных порталов. И же длинная горизонталь «галереи королей» нев силах сдержать вертикальный ритм вытянутых королевских изваяний.Готическая скульптура имела огромную роль в готическом храме, общий обликкоторого рождается из сочетания архитектурных форм и, как каменные цветки,вырастающих вместе с (ми бесчисленных изваяний — статуй или рельефов. Реймский собор (где короновались французские короли и в который победновнесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со столь же прославленным Шартрскимсобором— вершины французской зрелой готики и, значит, всей ранцуфранцузской готической архитектуры. Как и в парижском соборе Нотр-Дам,главный фасад— в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощнымибашнями. Но здесь вертикаль легко и в то же время торжественно главенствуетнад горизонталью, ярусы почти стушевываются, и стена безоговорочнокапитулирует перед грандиозным остовом тончайшей, хочется сказатьфилигранной, архитектуры, которая устремляется ввысь стройно, ясно, безвсякого напряжения. И все тут не только величаво, но и нарядно, изящно, сполным выявлением исконной для галльского разума внутренней логики ичувства меры. Легкая ажурная громада— синтез зодчества и ваяния,праздничная симония стрельчатых арок, колонн и цветущего, сказочновеликолепного скульптурного убранства. Есть в Нормандии городок Мон-Сен-Мишель. Он высится на скале, в часприлива со всех сторон окруженной морем. Это своего рода заповедникготического искусства. И издали на фоне морских просторов, и вблизи, когдасмотришь на его рвущиеся к небу стены, Мон-Сен-Мишель производитвпечатление истинно чудесного творения рук человеческих. Да и называют еготакже «Ла Мервей», что значит чудо или диво. Подобный же благодарности достоин славный мастер (возможно, Пьер деМонтеро), создавший такую подлинную жемчужину высокой готики, как СенШапель в Париже, самую восхитительную из королевских дворцовых капелл[4].Чудесен ее интерьер: вместо стены— ажурный переплет окон со сверкающимичистыми красками витражами. И музыка цвета радужно сочетается тут с музыкойизящнейших архитектурных форм. Высокие, легкие столпы подхватывают столь желегкие нервюры свода, доводя их динамику до самого пола. Стремительностьвзлетов и сказочная цветовая симфония создают в этом храме некое волшебно-поэтическое настроение. От зодчих поздней французской готики можно было услышать такое суждение:«Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартрского —башни, от Парижского — фасад, от Амьенского — продольный корабль, отРеймского — скульптуру». Но и в этих высказываниях названы далеко не всезамечательные соборы, воздвигнутые в готическую пору во Франции. Замки, все более приобретающие характер дворца, городские ратуши соткрытыми галереями, знаменитый Дворец правосудия в Руане, частные домасвидетельствуют о развитии светского строительства в XIV—XV вв. Но послесвоего великого расцвета в XIII в. готика уже отошла от достигнутойясности, от своего совершенства. Краббы — причудливые декоративные детали ввиде стилизованных листьев, укрепляющие щипцы или резные фронтоны надокнами и дверными проемами; «рыбьи пузыри» (так названные по-немецки из-засвоей сложной криволинейной формы), вытянутые в длину в оконных переплетахи парапетах подобие «языков пламени» (французский термин); порталы, одетыев самые пышные, подчас фантастические украшения, и многое другое, столь жецветистое, что часто кажется нам лишь нанизанным на архитектуру, — все этосамо по себе очень эффектно, поражает буйным изобилием и впрямь пламенеющейроскошью. Но нам ясно теперь, что новые времена требовали не безудержногодекоративного расточительства, заслоняющего архитектуру, а нового по своемустилю искусства. Конец средневековья знаменовал и конец готики, счерпавшейсвои возможности, и прощальными, закатными были последние созданиявоспитанных на ее традициях мастеров. Подобная эволюция была характерна нетолько для французской, но и для всей европейской готической архитектуры. Германия. В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Не отрицаяприоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германскомхудожественном гении самого полного и яркого выразителя готического идеалакрасоты. Этот гений и готика, говорят они, как бы созданы друг для друга.Действительно, готика была периодом расцвета германского искусства, лишь струдом и не до конца воспринявшего впоследствии идеалы Ренессанса.Созданное германским художественным гением в готическую пору представляетдрагоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры. В северо-восточнойГермании, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особаякирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и оченьвнушительная, с замечательными декоративными эффектами. Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущностьготического стиля и использованы все его возможности: только в их готикепорыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массуздания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменилифранцузскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковыегоризонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть очень тройной игармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общийразмеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума,логики, и это- в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству. Но французы скажут в ответ, что в их готике порыв не сдержан, аупорядочен, что это придает зданию большую ясность и завершенность и в тоже время большее изящество, что безудержная порывистость чужда французскомухудожественному гению, что она смущает человека, а не возвышает его, чточувство меры необходимо во всем. Тут два взгляда, как будто несовместимые. И однако те немцы, что по-настоящему любят искусство, восхищаются Реймским собором, равно как стольже любящие искусство французы — Кельнским собором. «...Кельна дымные громады». Это слова Александра Блока. Гоголь считалэтот собор венцом готического искусства. Гордость Германии — Кельнскийсобор был закончен лишь в конце прошлого века по обнаруженным подлиннымпланам и рабочим чертежам. Гордость Франции — Амьенский собор послужилпрототипом для Кельнского. Однако истинно головокружительный вертикальныйпорыв грандиозной каменной массы выдает в Кельнском соборе вдохновенноемастерство немецких зодчих. Порыв, столь же мощный, но при этом болеесконцентрированный и потому неотразимо все себе покоряющий, — воФрейбургском соборе, несравненном шедевре германской готики. В нем лишьодна башня, как бы заключившая в себе весь собор, слившись своим основаниемс его фасадом, из которого она черпает великую силу, что дышит и в ажурномшатре, победно рвущемся к небу. Недаром считается, что эта башня — «самоевысокое и ясное откровение готической мысли». Французские и немецкие культурные традиции издавна переплетались вЭльзасе. Страсбургский собор (по сей день не законченный и в отличие отФрейбургского только потому однобашенный) отражает некоторым образом этопереплетение. Главным его зодчим был, вероятно, немец Эрвин Штейнбахский. Англия. Различие в отношении высоты к длине между памятниками английской готики ифранцузской (да и вообще материковой) сыграло решающую роль во всемразвитии английского зодчества в позднее средневековье, зодчества, которомумы обязаны множеством замечательных памятников. Какова же была причинатакого различия? Завоеванная норманнами, принесшими с материка ужесложившуюся культуру, британская островная держава была первой страной,перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она ипереработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитиеанглийского государства, определили и характер английской готики. Как истраны материковой Европы, Англия переживала в то время экономическийподъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговлиАнглии определялось в первую очередь не городом, а деревней, гдепроизводилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Небюргерство. а дворянство играло в английской экономике главную роль, и,значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почемухрамовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и вроманское время. Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, аза городом, где помещался монастырь. Во Франции или в Германии собор всейсвоей стройной громадой царил над теснившимися у его подножия низкимижилищами горожан, мощным своим взлетом к небу противопоставляя себя им. ВАнглии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописнымобрамлением, и потому разрастался в первую очередь не в высоту, а так,чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. И все же готика требовалаустремленности к небу. Английские зодчие постарались выявить этуустремленность по-своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину,они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, итаким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьейбашни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем. Растянутостьхрамового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа супором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера — таковы отличительные чертыанглийского готического зодчества. Разве не впечатляющи фасады такихсоборов, как, например, в Солсбери(1220—1270 гг.) или в Линкольне (XI—XIVвв.), сплошь одетые в несчетное множество вертикальных деталей, искуснообъединенных в единое целое! Но, пожалуй, еще причудливее грандиозные храмовые интерьеры — звездчатые,сетчатые, веерообразные. Фантастически разросшиеся пучки колонн, тончайшиенервюры, свисающие ажурные воронки, вертикально чередующиеся решетчатыепереплеты — такой общий взлет и такая кружевная симфония, что, право,рождается впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Здесьвеличавая одухотворенность готического зодчества как бы отступает передсамой безудержной, истинно неисчерпаемой декоративностью. Да и как незакружиться голове в соборе Глостера (1351—1407 гг.) или под сводамикапеллы Королевского колледжа в Кембридже (1446—1515 гг.), где всюду наднами возникают самые причудливые архитектурные узоры, напоминающиеорнаментальные чудеса древней нортумбрийской миниатюры. Английскийпозднеготический стиль от характерной для него подчеркнутости вертикальныхчленений получил название перпендикулярного. Прекрасными церквами, великолепными дворцами—палаццо, открытыми галереями— лоджиями с аркадами и капителями и живописными фонтанами, в которых мыясно распознаем элементы готического стиля, украсились города Италии.Рассчитанный на сорок тысяч молящихся, Миланский собор (конец XIV—XIX в.) —самый большой из всех готических соборов. Близость Франции и Германии сказалась на Миланском соборе: строили его ифранцузские, и немецкие, и итальянские мастера. В результате получиласьнекоторая компилятивность с преобладанием северных влияний и, быть может,не всегда оправданная, а значит, чрезмерная пышность, особенно в егоскульптурном наряде. Как бы то ни было, специфически итальянского вариантаготической архитектуры не выявилось в грандиозной миланской храмовойпостройке. Италия. Итальянский художественный гений шел своим особым путем, как мы знаем,наметившимся уже в романскую пору. Конечная цель пути не была, вероятно,ясна даже проводникам новых веяний. Рост городов, нарождение новыхсоциальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитиеитальянского искусства, все более по своей сущности светского. Об этом речьвпереди. Скажем только, что, заимствуя некоторые элементы готическогостиля, воцарившегося в соседних странах, итальянские мастера оставалисьчужды самой его основе. Каркасная система, при которой как бы исчезаластена, была им не по душе, и стена сохраняла для них свое конкретноезначение: ясно расчлененная, не рвущаяся ввысь, объемная, отнюдь неажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности. Не вертикаль, аразмеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания состроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами.Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшиеинкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность. А вхрамовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например,в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла (XIII—XIV вв.),кстати, — и это особенно знаменательно — так понравившейся величайшемугению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей «невестой»,мы ощущаем прежде всего ясную уравновешенность архитектурных форм. Дажетакие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей (IX— XVI вв.) иДворец Ка Д'0ро (первая половина XV в.) в Венеции с их воздушными арками истрельчатыми окнами — памятники не столько готики, сколько некоегорадостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочностиот арабского Востока. Примечательно, что во Дворце дожей обычныеархитектурные принципы решительно нарушены. Массивный блок огромной стеныпокоится на чудесных в своей стройной легкости аркадах и лоджиях. Но это некажется неестественным, ибо горизонтальная масса стены как бы утрачиваетсвою тяжесть под разноцветной мраморной облицовкой из диагональнопоставленных квадратных плит. За исключением Италии, где его вытеснялиосвежающие ренессансные веяния, готический стиль был, как правило,обязательным в зодчестве, поощряемом католической церковью. Интересен вэтом отношении пример Литвы. Норвегия. Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия украсились внушительными готическимисоборами и замками. Но, пожалуй, норвежское деревянное зодчество — наиболееоригинальный вклад Скандинавии в средневековое искусство, как романское,так и готическое. Лесистые горы страны в изобилии поставляли материал, изкоторого создавались затейливые, стройные церкви и церквушки с крутымидвускатными кровлями и башенкой в два-три яруса. Около тридцати норвежскихдеревянных церквей (самая ранняя конца XI в.) дошло до нас. Ими гордитсявся Норвегия, а каждой в отдельности — какой-нибудь городок или деревушка. Вертикальные столбы и брусья определяют конструкцию стен норвежскихдеревянных храмов. Общее движение ввысь, подчеркнутое на кровлях резнымиконьками в виде драконов, придает неповторимое своеобразие силуэту такихпостроек. А чудесная резьба порталов с переплетающимися фантастическимичудовищами ярко свидетельствует о преемственности от тех, еще недалекихвремен, когда грозные викинги бороздили моря на своих дракарах. Польша. Мощна и во многом своеобразна польская готика с ее крепким, лаконичнымпостроением, живописными церковными фасадами из красного кирпича, рыночнымиплощадями (где все вокруг, будь то ратуша, цеховое здание или островерхийжилой дом, создавалось как часть единого архитектурного ансамбля) да такимипримечательными памятниками, как, например, знаменитый краковский барбакан— круглый редут, увенчанный небольшими башнями, грозный, массивный ив то жевремя радующий глаз плавной просторностью своих могучих изогнутых стен.Краков, некогда пышная столица Польского королевства, с его многочисленнымипамятниками искусства, как готической поры, так и Ренессанса, занимаетпочетное место среди городов, прославившихся художественными сокровищами. И в других странах Европы готика сочетала в себе черты присущей ейхудожественной системы с традициями и особенностями, рожденными местнымиисторическими условиями. Это сочетание породило в средневековой Испаниидовольно своеобразное искусство. Там уже в романскую пору построили такое множество замков-крепостей, чтоцелая область Кастилья, где их было, пожалуй, больше всего, получила от нихсвое название (castilio — «замок»). Это строительство было вызванопостоянными войнами. Но главная особенность испанского зодчества в другом. Почти вся Испания была завоевана мусульманами. Мавры имели своюхудожественную систему, притом очень высокую и утонченную. И вот произошлонечто, казалось бы, невозможное. Испанцы и мавры воюют друг с другом. А между тем арабская культурапронизывает европейскую культуру средневековья на Иберийском полуострове.Мавританская ажурная восьмиконечная звезда воцаряется на сводаххристианских соборов над готическими нервюрами. Каркас не всегдаторжествует над стеной. Роскошны фасады знаменитых соборов XIII в. вБургусе и Толедо. Грандиозный пятинефный Севильский собор, воздвигнутый вначале XVI в. на месте арабской мечети, с колокольней, перестроенной изминарета, больше разросшийся в ширину, чем ввысь, сам очень напоминаетмечеть. Рождается особый стиль «мудэхар», в котором сочетается и готика, иискусство арабского Востока. При взаимной национальной и религиозной вражде— плодотворное переплетение культур. Мусульманские мастера приглашаются длястроительства христианских церквей, не говоря уже о замках феодалов. Всеэто сыграет свою роль в становлении испанского художественного гения вэпоху Возрождения. Заключение. Итак, готика царила повсеместно. Как в Париже Нотр-Дам, венский собор св.Стефана главенствует над огромной столицей. Не только однобашенный фасад, как во Фрейбурге, но и храмы с почтиодинаковой высотой центрального и боковых нефов, создающей единое, по-дворцовому обширное пространство, — новшество германской готики. В Нидерландах, где благодаря выгодному географическому положениюгородская торговля процветала уже в романскую пору, рост бюргерства вызвалбурное светское строительство. В последний период средневековья именно вНидерландах наибольший размах получило строительство общественных зданий—ратуш[5], торговых рядов и складов, домов цеховых организаций.Величественные городские звонницы — вечевые башни (бефруа), игравшие важнуюроль в многочисленных восстаниях городского населения и служившие, наряду ссобором, как бы символом мощи и богатства города, — замечательноедостижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвышающаяся надторговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др.). Всюду строились замки со все более совершенными укреплениями и в то жевремя обставленные со все возрастающей (особенно в поздней готике)роскошью, проявляющейся в пышной декоративности, высоких стрельчатых окнахс причудливыми переплетами, тройных каминах во всю стену и т. д. Европейские города окружались зубчатыми стенами с двойными воротами ибашнями. Видоизменился сам облик города благодаря плотно прижатым друг кдругу готическим домам с островерхими двускатными крышами, узкими окнами,стрельчатыми дверными проемами, аркадами, угловыми башенками — всем тем,что в лабиринте узких улочек кое-где еще сохранившихся средневековыхкварталов обступает нас ныне как живописный декорум давно исчезнувшегожизненного уклада. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готическогособора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок,вимпергов, фиалов, заостренных арок. Благодаря своей архитектуре с каждойточки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с еечеткими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, частоасимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов сосвоим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки,галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальшеи дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все этопространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур.Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и накровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают наводосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор- это целый мир.Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если дажесейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом,и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можнопредставить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже,среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Германская готика, также поражая своими размерами, стала своеобразнымсимволом современных немцев, олицетворяя их национальную самобытность.Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в Кельне довольно популярнапоговорка, гласящая примерно следующее: «Кельнский собор вечная будетстроиться до тех пор, пока будет стоять Кельн». Это напоминает слова однойпесни: «...И пока она [Москва] будет стоять, не исчезнет Россия ввеках...». Эти выражения символизируют целостность, неделимость исамобытность обществ, но если для россиян такой символ- Московский Кремль,то для западногерманцев этот символ- Кельнский собор. Вообще, если говорить о символах прошлого в истории различных народов, тоготика является некой визитной карточкой могучей средневековой Европы,воплотившей в себе всю мощь веры и безграничную силу заражающегосясамобытного искусства Западной Европы. Она (готика) повергает сегодняшнихлюдей своими задумками, масштабностью и долговечием. Мне думается, что дляочень дальних потомков искусство первого тысячелетия нашей эры будет преждевсего ассоциироваться с готикой, как для нас искусство древнего мира преждевсего ассоциируется с Грецией и Римом.Литература 1.Гуревич А.Я. «Категории средневековой культуры», Москва, 1972 г. 2.Крыжановская М.Я. «Искусство западного средневековья», Москва, 1963 г. 3.Лясковская О.А. «Французская готика XII- XIV веков», Москва, 1973 г. 4.Малая история искусств. Тяжлов В.Н. «Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе.», Москва, 1964 г. 5.Советский Энциклопедический словарь, Москва, 1988 г. 6.Хезинга Й. «Осень средневековья», Москва, 1988 г. 7.Советская энциклопедия,Москва,1986. Вильнюс вправе гордиться истинно уникальным шедевром поздней готики. Этонебольшой кирпичный костел св. Анны, построенный уже в середине XVI в.Живописный его фасад как бы весь наполнен движением: гибкие, но и могучиекилевидные арки, будто огромные корни фантастического дерева, будто рукаваполноводных рек, властно упорядочивают стихию всепобеждающих взлетов. ВЛатвии и Эстонии также имеются интересные памятники готической архитектуры:Домская (соборная) церковь (XIII в.), церковь св. Петра (XIII— XV вв.),могучая «Пороховая башня» в Риге, крепостные стены (XIV— XV вв.), церковьОлевисте с четырехгранной башней (XIII — начало XVI в.), высоковозвышающейся над этими стенами, здание Большой Гильдии (около 1400 г.),ратуша (конец XIV — начало XV в.) в Таллинне, кирпичная церковь Яани (XIVв.) в Тарту.----------------------- [1]Нервюра- арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра свода. [2] Контрфорс- устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющийосновную несущую конструкцию. [3] Базилика- прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядамистолбов на продольные части (нефы). [4] Капелла- католическая или англиканская часовня. Предназначенная длямоления и хранения реликвий одной семьи. [5] Ратуша- здание городского самоуправления, имеющее обычно два зала ичасовую башню.




Похожие:

Готическое течение в Западной Европе iconГотическое течение в Западной Европе
Постараемся вникнуть в сущность процесса, видоизменившего средневеко­вое зодчество
Готическое течение в Западной Европе iconБорьба с ведомством в средневековой Европе и в России
Западной и Центральной Европе? Почему мы не можем говорить о столь глобальном искоренении ведовства в России? Было ли оно вообще...
Готическое течение в Западной Европе iconВопросы к экзамену. Предмет и периодизация новейшей истории стран Запада
Военные действия в Западной Европе и на Балканах в 1940 – начала 1941 гг. Завершение складывания гитлеровского блока в Европе
Готическое течение в Западной Европе iconЗавоевательные походы Сулеймана Кануни в Западной Европе. Курсовая работа по курсу "История международных отношений" министерство образования и науки украины одесский национальный университет им. И. И
Завоевательные походы Сулеймана Кануни в Западной Европе. Курсовая работа по курсу "История международных отношений"
Готическое течение в Западной Европе iconЦеховой строй в Западной Европе

Готическое течение в Западной Европе iconКультура Возрождения в Западной Европе

Готическое течение в Западной Европе iconОтношение к викингам в Западной и Восточной Европе

Готическое течение в Западной Европе iconЗарождение капиталистических отношений в Западной Европе

Готическое течение в Западной Европе iconПервоначальное накопление капитала
Зарождение капиталистического хозяйства в Западной Европе
Готическое течение в Западной Европе iconРазложение феодализма и генезис капитализма в западной Европе в xvi-последней трети XVIII в

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы