Скифы icon

Скифы



НазваниеСкифы
Дата конвертации11.07.2012
Размер87,98 Kb.
ТипРеферат
Скифы


Скифы.Нельзя сказать, что античные писатели оставили нам мало сведений про Скифиюи скифов. С VII - VI столетий до н. э. Начались регулярные отношениягреков с Северным Причерноморьем, а с ними вместе повысился интересионийских переселенцев и купцов ко вновь осваемому краю. Отсюда родиласьлитература, сохранившая, к сожалению, только более или менее значительныеили совсем малые отрывки. С V в. до н. э. Возрастает интерес Афин кторговле с этой окраиной. В результате мы имеем сведения, разбросанные ваттической литературе, которые отчасти повторяют данные ионийскихпредшественников. Искание идеалов человеческой жизни в первобытном прошлом привело ктому, что некоторые писатели начали трактовать скифов как образсправедливого народа, который сберег первичную простоту. Однако и средиэтих идеализирующих схем встречаются новые сведения полностью конкретногохарактера. Туманное упоминание о киммерийцах содержит “Одиссея”, болееопределённое упоминание имеется у Геродота, который сообщает, что скифывытеснили киммерийцев, бежавших в Малую Азию. Скифы по Геродоту,преследовали их. Существует много различных мнений о том, были ли скифы пришлымплеменем, или их корни уходят в местную этническую среду. Сопоставивсведения, которые сообщают античные авторы, можно заметить, чтопринципиальных различий между киммерийцами и скифами не было. По смыслуутверждения Геродота о вытеснении киммерийцев скифами, можно заключить, чтотерритория расселения обоих народов совпадала. Совпадают и ареалынекоторых особенностей расселения, хозяйства и особенности общественногостроя киммерийцев и скифов. Отсюда вывод, что завоеватели - скифы слились сместным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оновосприняло скифский языки бытовые особенности скифов.Геродот указывает, что скифы пришли из Азии, границей которой в то времясчитали Дон. Лингвисты установили, что скифский язык относится к группеиранских. Появление однородной скифской культуры, по-видимому, произошло в VII в.до н. э. Расцвет железного века не только совпал с установлением тамгосподства скифов, но и послужил одной из главных причин изменения местныхкультур, ставших источником формирования скифской культуры. Одна из записанных Геродотом легенд о происхождении скифов говорит, чтоскифы будто бы произошли от Геракла и змеиногой богини. По этой легендеГеракл гонит коров, потом ищет коней, и эти действия считают отражениемпредставлений скотоводческого народа. Действительно, главным племенемскифов обычно считаются царские скифы, которые, как говорит Геродот, “всехдругих скифов считают своими рабами”. Это был кочевой скотоводческий народ.Огромные стада требовали частой смены пастбищ, поэтому стоянки скифов быликороткими, постоянных поселений было мало, а городов во времена Геродотавообще не было. По другой легенде, приводимой тем же автором, скифам с неба упализолотые плуг, ярмо секира и чаша. Думают, что эта легенда возникла уземледельческих скифских племён. Контакт с греческими городами СеверногоПричерноморья способствовал развитию земледельческого хозяйства у скифов,но возникло оно ещё в бронзовом веке. Укреплённые поселения появляются на рубеже V и VI вв. до н. э., когдаполучили достаточное развитие промыслы и торговля. Каменское городище(столица скифов) возникло в конце V в.до н.э. и просуществовало до II в.дон.э. Это поселениебыло металлургическим центром Скифии. На Каменском городище имеются две линии укреплений: внешняя ивнутренняя. Внутреннюю часть называют акрополем по аналогии ссоответствующим делением греческих народов. На акрополе прослежены остаткикаменных жилищ скифской знати. Рядовые жилища представляли собой главнымобразом наземные дома. Встречаются также жилища - полуземлянки. Скифские мифы и эпос. Религия и религиозные обряды. Греческие писатели, в частности Геродот, донесли до нас отрывкискифских мифов, легенд и эпоса. Знакомо нам и имя родоначальника скифовТаргитая, которого греки при передаче одного из вариантов этой легендыпревратили в своего героя Геракла. У различных племен степных скифов этотмиф имел свои варианты. Известно кое - что и из сказочного цикла скифов.Таковы, например, фантастические рассказы о народах в конце торгового пути,о стерегущих золото грифонах и о похищающих его аримаспах, о женскойболезни, ниспосланной энареям за оскорбление и разграбление аскалонскогохрама Афродиты, и т. п. Геродот дает имена скифским богам и тут же поясняет их при помощигреческих названий божеств. Более всех, по его словам, почитают Табитигреческую Гестию, т.е. богиню царского очага, Папая, приравниваемого кЗевсу. Его супруга Гея (Земля) у скифов именовалась Апи. Гойтосир скифовсоответствует Апполону, Аргимпаса - небесной Афродите, одному из образовэтой богини. Посейдон греков именовался Фагимосадом и почитался только уцарских скифов. Имена скифских божеств почти все объяснимы от иранскихкорней. Двум божествам - Гераклу и Арею - не дается скифских имен. Впрочемсопоставляя легенды, нетрудноувидеть, что Геракл - это скифский Таргитай,бог родоначальник. Арей почитался в виде короткого меча - акинака.Познейшие писатели считали это название именем бога. Геродот утверждает,что только ему ставились алтари, а другие боги не имели алтарей, храмов,статуй. Арею воздвигались в каждом доме в виде огромных постоянноподновлявшихся куч хвороста. Кровавые жертвы ему приносились теми жеживотными, что и всем богам, но также в виде каждого сотого пленногожелезному акинаку, водруженному на таком алтаре. Жертвам на головувозливали вино. Их закалывали над чашей и кровь в ней несли и возливали наакинак Арея. У жертвы отрубали правую руку и бросали ее в сторону трупа.Все это оставляли на месте и по совершении всех священнодействий удалялись.Остальным богам приносили в жертву всех животных, особенно лошадей, ноотнюдь не свиней, которых скифы не разводили. Жрецов отдельных божеств, по- видимому, у них не было. Их функции исполняли цари и другие лица усвященного золота на земледельческом празднике. Если у скифов не было професиональных жрецов, то у них было многопрорицателей, которые гадали по ивовым прутьям, разложенным по земле,которые надо было за тем как - нибудь перебирать, и по ним давали своипредсказания. Среди этих гадателей были некие “ энареи”, носившие женскуюодежду, делавшие женские работы и не всупавшие в брак. Эти обязанностиякобы были возложены на них за разграбление храма Афродиты небесной вАскалоне в Сирии во время их походов в Переднюю Азию. Оружие, посуда, искусство, культура. Воинственный быт отразился в зверином стиле, т.е. в изображенияхопределенным образом стилизованных сильных и быстрых животных. Подобныйзвериный стиль содержится в рассказе о дворце царя Скила и Ольвии. Этотдворец был украшен изображениями сфинксов и грифонов. Те и другиефантастические звери известны в разных изображениях звериного стиля,первые, например, на бляшках, последние - на множестве повсеместнораспространенных предметов от украшений на конской сбруе до нашивныхзолотых бляшек на одеждах. Оружее - важнейшая часть прижизненного обихода и погребальногоинвентаря скифского аристократа и свободного общинника - война. Нодостаточно вспомнить изображения простых войнов и вождей на образцахгреческой торевтики, как кульобская или воронежская ваза, и тот час мыувидим остроконечные кожанные башлыки, которые, конечно, играли ролькожанных шлемов, и стеганные, очевидно, кожанные безрукавки, так жеисполнявшие роль панцирей. Это не удивительно: почти все историческиенароды прошли через применение кожанных шлемов и панцирей, прежде чемосвоиться металлическими. Скиф был конным стрелком. Лук и стрела - егоглавное оружие.Лук был сделан из дерева и сухожилий. Легенды окружали скифское стрелковоедело. Одни мифы утверждали, что какой - то скиф учил стрелять Геракла,бывшего героем - лучником. В одном из преданий о происхождении скифов,наоборот, Геракл принес в Скифию свой лук и завещал его одному из трехсыновей, рожденных ему от полуженщины - полузмеи, дочери реки Борисфена.Лук достался меньшому из них Скифу. Древнейшие скифские стрелы плоские,часто с шипом на втулке. Стрелы сделаны из бронзы. Они производились вогромном количестве, чему, вероятно, способствовала простота их отливки. (см. приложение) Довольно много общего в костюмах и женском и мужском. Мужской костюмсостоял из кожанной безрукавки - панциря, из нее выходили рукова мягкойрубахи,штаны опускались до щиколотки, где они заканчивались над кожаннымимягкими полусапожками без каблуков, обтянутые у той же щиколодки ремнем.Женский костюм - это длинное складчатое платье. На голове нередко мягкоепокрывало, ниспадающее до поясницы. Много выделовалось деревянной посуды. Скифская керамика сделана безпомощи гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонны и разнообразны поформам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотойдо метра, имевшие длинную и тонкую ножку и две вертикальные ручки. (см.приложение). Скифское искусство хорошо известно в основном по предметам из погребений.Для него характерно изображение животных в определённых позах и спреувеличенно заметными лапами, глазами, когтями, рогами, ушами и т.п.Копытные изображались с подогнутыми ногами, хищники - свернувшимися вкольцо. В скифском искусстве представлены сильные или быстрые и чуткиеживотные. Отмечено, что некоторые изображения связаны с определённымискифскими божествами. Фигуры этих животных как бы охраняли их владельца отбеды. Когти, хвосты, и лопатки хищников часто оформлялись в виде головыхищной птицы; иногда на этих местах помещали полные изображения животных.Такая художественная манера получила название звериного стиля. Скифская культура имела более широкое распространение, чем областьрасселения скифов. Влияние скифского быта на соседние племена былоогромным. Кроме звериного стиля к соседям проникли формы скифского оружия,некоторые орудия труда и ряд украшений. Но есть и существенные отличия,которые сказываются в форме жилищ и поселений, в форме погребальныхсооружений, в погребальных обрядах, в керамике. Погребения. Наиболее знамениты скифские погребения. Скифы хоронили мёртвых в ямахили в катакомбах, под курганными насыпями. Обряд погребения скифских царейописан Геродотом. Когда царь умирал, его тело в течение сравнительнодолгого времени возили по скифским дорогам, и скифы должны были всяческивыражать печаль по поводу кончины владыки. Затем тело царя привозили вГерры, клали его в могильную яму вместе с его убитой женой, убитымислугами, лошадьми и насыпали над ним огромный курган. В общем скиф представлял себе потустороннюю жизнь как некое повторениедействительной. Его обеспечивали настолько, чтобы он оставался тем же, чембыл здесь, царем, войном, слугой. Социальные порядки по ту сторону смертипредставлялись скифу неизменными, земными.Законы религии блюлись строго.Вероотступничество каралось смертью. В царских курганах скифов находят золотые сосуды, художественныеизделия из золота, дорогое оружие. Большинство этих курганов ограблено ещёв древности. Древнейшие скифские курганы относятся к VI в. до н. э. К архаическимкурганам относится Мельгуновский у Кировограда. В нём был найден железныймеч в золотых ножнах, на которых изображены крылатые львы, стреляющие излуков, и крылатые быки с человеческими лицами. C VI—V вв. до н. э. вещи из скифских курганов отражают связи с греками.Несомненно, что некоторые, причём самые художественные вещи сделаныгреками. Курган Чертомлык расположен у Никополя. Высота его земляной с каменнымцоколем насыпи 20 м. Она скрывала глубокую шахту с четырьмя камерами поуглам. Через одну из этих камер шёл ход к погребению царя, ограбленному ещёскифами, но от грабителей ускользнула лежавшая в тайнике золотая обкладкафутляра для лука, на которой изображены сцены из жизни Ахилла. Погребениеналожницы царя не было ограблено. Её скелет с золотыми украшениями лежал наостатках деревянного катафалка. Рядом нашли большой серебряный таз, возлекоторого стояла серебряная ваза, высотой около 1 м. Она представляла собойсосуд для вина и снабжена внизу кранами в виде львиных и конских голов. Навазе изображены растения и птицы, а выше - скифы, украшающие лошадей.Изображения выполнены в традициях греческого искусства. (см. приложение) Курган Толстая Могила (находится в 10 км от кургана Чертомлык)содержал богатейшее погребение с множеством золотых вещей, несмотря на точто, он тоже был ограблен в древности. Наибольшего внимания заслуживает мечв золотых ножнах и пектораль - шейно-нагрудное украшение. Самым замечательным из всех произведений ювелирного искусства являетсяпектораль. Она массивна, её вес более 1 кг, диаметр более 30 см. На ней тризоны изображений, разделённые золотыми жгутами. В верхнем (внутреннем)поясе - сцены скифского быта, в центре - двое обнажённых мужчин шьютмеховую одежду, растянув за рукава. Справа и слева от них - лошадь сжеребёнком, а на концах композиции - летящие в разные стороны птицы. Средний ярус представлен растительным орнаментом, выполненным насплошной пластинке. Нижний ярус заполнен борьбой животных. Фигуры сделаны каждая особо, азатем они прикреплены на свои места, по мере удаления их от центракомпозиции они уменьшаются (см. приложение) По художественности исполнения и по количеству образов пектораль неимеет себе равных. В скифских курганах наблюдается сильное имущественное расслоение.Встречаются курганы маленькие и огромные, одни погребения без вещей, другие- с огромным количеством золота. Имущественное равенство здесь настолько сильно, что вывод о бурномпроцессе классообразования напрашивается сам. Так перечисленные явления истории Скифии способствовали широкомураспространению общих форм материальной культуры и ускоряли развитиеобщества, еще сохранявшего много первобытных черт. Скифы создали первоепосле урартов государство, они создали свое искусство. Многое из него вошлов мировую русскую культуру. Во II в. до н. э. скифы были вытеснены сарматами в Крым и на полоскузападного побережья Северного Причерноморья. В III в. до н. э. они основалитам столицу Неаполь. Он расположен на окраине Симферополя. Приложение




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Скифы iconЦивилизация скифо-сарматская и аланская
Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга...
Скифы iconСкифы
С V в до н э. Возрастает интерес Афин к торговле с этой окраиной. В результате мы имеем сведения, разбросанные в аттической литературе,...
Скифы iconВойско у него построено было таким образом (план войскового расположения, составленный Дарием, был впоследствии… захвачен): на левом крыле у него стояла бактрийская конница и скифы …

Скифы iconВопросы по истории 9 класс
Складывание народов, индоевропейцы, прародина славян, греческие колонии на Черном море, кочевые народы Великой степи (скифы, сарматы,...
Скифы icon1. История России
Угрофинские, финские, прибалтийские и балтийские народы, чуваши жили на территории современной России. Через территорию России проходили...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы