Государственное и национальное устройство icon

Государственное и национальное устройство



НазваниеГосударственное и национальное устройство
Дата конвертации11.07.2012
Размер299,34 Kb.
ТипРеферат
Государственное и национальное устройство


Министерство образования и высшей школы Республики Коми СЫКТЫВКАРСКОЕ ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ) №1 ИМ. И.А. КУРАТОВА ЮРИДИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Специальность 0202 «Право и организация социального обеспечения» Курсовая работа Государственное и национальное устройство. Унитарное государство Научный руководитель к.и.н., доцент М.Е. Наймушин « »2002 Исполнитель, студент 511 гр. П.А. Горяев « » 2002 Сыктывкар 2002 ПЛАНВведение3Глава I Многообразие форм административно – территориального 5 устройства государства§1 Унитарная форма административно – территориального 5устройства государства§2 Федеративная форма административно – территориального 11 устройства государстваГлава II Унитарная Россия в прошлом и федеративная в настоящем16§1 Административно – территориальное устройство России до 16 1917 года§2 Россия перед выбором: унитарный или федеративный путь 22 развитияЗаключение 30Библиографический список31Приложение 132Приложение 233 ВВЕДЕНИЕ Актуальность и значимость данной темы выражается, прежде всего, в формепроявления унитаризма по отношению к федеративным государствам, к ситуации,сложившейся на мировой арене. Актуальность обусловлена выбором дальнейшегоразвития российской государственности на современном этапе - этопредставляет интерес для проведения научного исследования. Объектом исследований здесь является само понятие унитарногогосударства во всех своих аспектах. То есть, в данную категорию можновключить: национальные особенности, исторические и современные типыустройства государства как такового. К предмету исследования можно отнести процессы ее зарождения,становления, развития, эволюционной взаимообусловленности и значимости. Целями данного исследования является следующее: 1. Стремление раскрыть понятие унитарного государства; 2. Выявит ее негативные и позитивные стороны; 3. Рассмотреть современные разновидности устройства унитарных государств, отличные от устройства федеративного государства. К задачам проведенного исследования можно отнести следующее: 1. Анализ теоретических работ отечественных и зарубежных правоведов о сущности унитарного государства как формы права; 2. Раскрытие сущности унитарного государства; 3. Краткое описание процессов зарождения, становления и развития унитарного государства. Новизна данного исследования заключается, прежде всего, всамостоятельном комплексном исследований унитарного государства как формыгосударственного устройства. При исследовании данной темы использовались такие частно-научные методыкак сравнительное правоведение, струтурно-системный, исторический и другиеметоды изучения. В работе были использованы научные статьи и статьи периодическихизданий следующих авторов: Аверина Ю.П., Зубова А.Б., Крылова Б.С., В.Тишкова., Моммена А., Синюкова В.Н. и др. Апробация результатов исследования…|Глава I |Многообразие форм административно - территориального || |устройства государства ||§1 |Унитарная форма административно – территориального устройства || |государства | Изучая этот блок, прежде всего, следует обратить внимание намногозначность понятия “ устройство государства” в теории государства иправа. Говорится об устройстве государства как форме государства, обустройстве - как форме правления, об устройстве - как территориальнойорганизации. И это неслучайно. Действительно во всех этих случаях речь идетименно об устройстве (строении, организации) государства, но только вразных аспектах: политическом, структурном, территориальном. Об этом последнем - территориальном - устройстве и говорится в связис национально-государственной и административно-территориальнойорганизацией государства. Необходимость определенным образом построить территориальнуюорганизацию государства вытекает из того обстоятельства, что любоегосударство расположено на ограниченной территории, там же проживаютграждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социальногоназначения - организации экономической жизни, защиты граждан, созданиястраховых запасов и т.п. - государство ведет разнообразную деятельность.Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины ит.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные,рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организациювоенной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра призначительной численности населения и больших размерах государствастановится объективно невозможным. После определенного порога численности граждан и размеров территориивозникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли,области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать наэтих территориальных образованьях местные (территориальные) органы власти.Возникает потребность распределить полномочия между центральными иместными органами власти и управления. Как и форма правления, территориальное устройство также уходит своимикорнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии - империи -делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и т.д.Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.1 Разумеется, государство - это не сумма его территориальныхобразований, но без этой структуры государство функционировать не может. Теория государства и права выделяет несколько видов территориального(национально-государственного и административно-территориального)устройства государства. Итак, первым из существующих видов форм государственного устройстварассмотрим: унитарное государство Унитарное государство - это цельное государство, части (территориальныеподразделения) которого (департаменты, провинции, округа, и т. д.) являютсятолько административно - территориальными образованьями, не имеющими каких- либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства исвоей судебной системы, органы административного управления либо подчиненынепосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение -"центру" и местным представительным органам. Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус равноеположение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своейоснове юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение(например, уставы). Административно-территориальные единицы не могутобладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в областихозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточноширокими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая приэтом ее особенности. Далее - единое гражданство. Население унитарного государства имеетединую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могутиметь. 1 Для унитарного государства характерной является единая система права.Ее базу образует единая Конституция - основной закон, нормы которогоприменяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений.Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты,принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма,устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер,распространяется на соответствующую локальную территорию. В унитарном государстве действует единая судебная система, котораяосуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общимидля всех государственных образований нормами материального ипроцессуального права. Судебные органы, как впрочем, и все другиеправоохранительные органы, представляют собой звенья единойцентрализованной системы. В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Какправило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разныерегионы. Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизациявсего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контрольнад местными органами. Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться вразных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуютместные органы и административно-территориальные единицы управляютсяназначаемыми представителями центральной власти. В других государствахместные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой иликосвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроляосуществляет центральная власть за местными органами, различаютцентрализованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых жеунитарных государствах используется предоставление более льготногоправового статуса одной или нескольким административно-территориальнымединицам. Такое унитарное государство характеризуется наличиемадминистративной автономии для некоторых структурных территориальныхподразделений. Указанная форма государственного устройства находитприменение там, где требуется учет специфических интересов территориальныхединиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Правапо самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населенияобычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельностьавтономий допускается только в пределах, установленных центральнойвластью.1 В зависимости от степени централизации унитарные государстваделятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократическицентрализованных государствах во главе местных органовгосударственной власти стоят назначенные центром чиновники, которымподчиняются местные органы самоуправления. Демократическая формацентрализации допускает большую степень самостоятельности выборныхместных органов государственной власти в решении их региональныхвопросов. Децентрализованным теория называет государство, в которомцентральные органы государственной власти имеют весьма ограниченныеправа вмешательства в решения местных проблем и где местныеорганы, избираемые населением, обладают значительным объемомавтономии. Как правило, унитарное государство характерно для однонациональныхгосударств, где большинство населения является представителем одной нации.Также унитарная форма государственного устройства характерна государствам смонархической формой правления.1 Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самойпервой, вместе с самим государством. Все без исключения государственныеобразования древности и средних веков обладали этой формой государственногоустройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорскиеКитай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитиемидей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что ипривело к появлению в области государственного строительства многих страниных форм государственного устройства - федераций и конфедеративныхгосударственных союзов. В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство такжесуществует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющегохарактера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так какнебольшая территория легко управляема с помощью обычных административныхметодов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществленияправа каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственноестроительство), а также для монархических государств (в связи страдициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония идр. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы,княжества, иной партикуляризм - явление, безусловно, прогрессивное,способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономическихотношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса,появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаютсяинтеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств иих образований - федераций, конфедераций, содружеств и т. д. На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем кфедерации.|§2 |Федеративная форма административно – территориального || |устройства государства | Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались болеепрочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные нанационально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия,Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративнаяприрода ряда государств обусловлена многонациональным составом населения(Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнегофедеративного устройства России положены национально-территориальный итерриториальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций,как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствоватьрешению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти,разграничивая полномочия центра и регионов. 1 Субъектами федерации являются государства или государственныеобразования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием.Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии —двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать однареспублика, шесть краев, сорок девять областей, два города федеральногозначения, одна автономная область, десять автономных округов. Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, водной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте вФиладельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мирефедерации — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядкепредставительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решеносоздать две палаты — палату представителей, число конгрессменов, в которойзависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо отвеличины его территории и численности населения, представлен двумясенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира.Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъектФедерации в Совете Федерации имеет по два представителя. Территории федераций состоят из территорий, входящих в них государств игосударственных образований. “Российская Федерация обеспечивает целостностьи неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 КонституцииРоссии. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современныхконституциях не признается, что обеспечивает единство и целостностьгосударства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года обобразовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций,таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девятьлет существования Союза. Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральнойКонституцией и законодательством, Конституции и законы имеют и субъектыфедерации. Но они не обладают верховенством на своей территории.Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство навсей территории федерации. Конституция и законы США являются высшимизаконами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях рядадругих государств (Аргентины, Канады, Мексики), распространяя действиефедеральных законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю еетерриторию. 1 Признаком федеративных государств является наличие общефедеральногогражданства и гражданства членов федерации. Независимо от форм национально-государственного устройства, территориигосударств подразделяются на административно-территориальные единицы.Административно-территориальное устройство не сводится к простомугеографическому делению территории. Оно необходимо для рациональнойорганизации жизни людей, производства и управления. В его основу положенонесколько принципов, наиболее универсальными среди которых являютсяэкономический, национальный и политический. Экономический принцип предполагает учет естественно-географических ипроизводственных особенностей страны, размеров ее территории, численности иплотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам,направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил. Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Егосуть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки ихжеланию разделены по различным административно-территориальным единицам.Характерное проявление этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана — субъектаРоссийской Федерации. Отдельные районы этой республики — Лазский,Ногайский, Табасаранский — имеют наименование тех народов, которые в нихпреобладают и являются коренными. Политический принцип предполагает такустановить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизитьорганы власти и управления к населению, создать систему местногосамоуправления. Комплексное применение экономического, национального и политическогопринципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов позволяетосуществить рациональное выделение административно-территориальных единиц.Их характерными признаками являются: четко очерченные границы,компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, правонаселения формировать органы государственной власти и местногосамоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретаетчерты, присущие социально-политической организации и получает статусадминистративно-территориальной единицы. Административно-территориальное устройство каждой страны имеетособенности, а ее подразделения свои наименования. В федерациях наадминистративно-территориальные единицы делятся территории их субъектов, вунитарных государствах — вся территория страны. Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетомнациональных и территориальных факторов представляется сложной и настольковажной, что от нее в значительной степени зависит настоящее и будущее нашейстраны и ее государственности.1 Россия многонациональна и федеративная. Это должно лежать в основероссийской государственной политики. Учет особенностей республик ирегионов, наделение их равными социально-экономическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отношениями,правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшимстратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие егонародов. Возможно, наряду с национальной автономией, созданной понационально-территориальному принципу, образование территориальныхавтономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейсякультурно-этнической общности (казачества, например), где это не ущемляетинтересы других народов. Все это призвано способствовать укреплению российскойгосударственности, объединившей в Федерацию многие народы, историческиесудьбы которых нерасторжимы.|Глава II |Унитарная Россия в прошлом и федеративная в настоящем ||§1 |Административно – территориальное устройство России до 1917 || |года | За свою многовековую историю Россия знает две формы государственно-территориального устройства - унитарную и в определенной степенифедеративную. Формирование и развитие российской государственности с IXвека по 1917 год проходило в унитарной форме. Основная особенность эволюционного развития Российского государства смомента его образования в 862 году до революционных потрясений в феврале иоктябре 1917 года состояла в том, что входящие в его состав население итерритории не теряли при этом возможности своего самоуправления. Этотпроцесс нашел свое правовое обеспечение в Русской Правде, Новгородской иПсковской судебных грамотах, Судебниках 1497 и 1550 годов, СоборномУложении 1649 г., Своде законов Российской империи. В результате к 1917 году в России был накоплен богатый опытдецентрализованного развития унитарного государства, который учитывалтерриториально-географические и социально-экономические, национальные икультурно-исторические особенности регионов. Данный опыт позволял сохранитьна обширной территории Российского государства традиционные нормы права,быта и обычаев народов, опирался на местную элиту, учитывал политическуюситуацию, а, в конечном счете, способствовал росту Российской державы. 1 Остановимся на главных формах децентрализованного управления. Первая изних была характерна для территорий, где проживало в основном русскоенаселение, а также Прибалтики, Закавказья, регионов, населенных оседлымитюркскими народами. На этих территориях при развитии унифицированной государственно-административной системы внедрялось и самоуправление: поначалу сословное, азатем и земское. При этом в Прибалтике местное самоуправление было болееразвито в связи с предоставлением ее жителям значительных прав ипривилегий. В течение длительного времени в Прибалтике действовали органыместного бюргерства - городские магистраты. Широко развивались, попреимуществу, из местных дворян приходские собрания, конвенты, ландтаги,комитеты. Все три основные религии - православие, евангелическо-лютеранскаяи католическая, имели равные права. Крестьяне Прибалтики были освобожденыот крепостной зависимости еще в 1816-1818 гг. за 45 лет до освобождениякрестьян центральной России. Значительные права были даны различным сословиям Закавказья. Так,грузинские дворяне получили права русских дворян. За участие в военныхдействиях знать получала дворянские звания, высокие чины и занималаопределенные должности по службе в центральных и местных органах властиРоссии. Свод законов Российской империи определял широкие права и дляпредставителей высшего мусульманского сословия в Закавказье. Второй формой децентрализованного развития унитарной России былиавтономии Польши и Финляндии. Польша, например, имела собственнуюКонституцию и законодательную власть - Сейм, который состоял из короля(император России короновался на польский престол), Сената и Посольскойизбы. Польские феодалы получили права русских дворян. По Своду законовРоссийской империи дворянское звание имели право получать все те, кто имелграмоты российских государей и привилегии королей польских. Финляндия такжеимела свои органы власти и управления, свою судебную систему. Еезаконодательство было обособлено от законодательства Российской империи.Крестьяне Финляндии были лично свободными и находились в болеепривилегированном положении, нежели крестьяне российских губерний. Третьей особенностью децентрализованного развития унитарногоРоссийского государства было управление народами Урала, Сибири, ДальнегоВостока и Средней Азии. Суть этого управления заключалась в том, что каждыйиз этих народов имел свои традиционные органы управления, в предметы,ведения которых центральная власть в Петербурге не вмешивалась. Более того,она освобождала эти народы от целого ряда повинностей, защищала отассимиляции, поддерживала культурно-этническое развитие, способствоваласохранению традиционных хозяйственных укладов. Четвертый принцип децентрализованного управления в унитарной Россиизаключался в политике протектората. Российская власть имела договоры опокровительстве с Хивинским ханством, Бухарским эмиратом и Урянхайскимкраем (нынешняя Тува). Эта политика характеризовалась передачей российскойвласти права внешних сношений, военной защиты Российским государством этихтерриторий и прав на торговлю русским купцам. 1 Значение разнообразных форм децентрализованного управления регионамиРоссии состояло в том, что оно расширяло возможности политического маневра,обеспечивало гибкость и гармоничность управления, не разрушая при этомунитарного характера российской государственности. Наконец, важнейшей особенностью унитарного развития России до 1917 годабыло территориальное несовпадение зон ответственности органовадминистративного управления с районами действия финансовых, судебных ивоенных структур (за исключением генерал-губернаторов). Так, например,округ Московской судебной палаты (как и Петербургской судебной палаты)охватывал несколько губерний. Это обеспечивало независимостьправоохранительных органов, финансового и судебного контроля от нарушениязаконности и произвола местных органов власти. Такая система эффективнопрепятствовала сговору правящих политических элит, развитию коррупции,нарушению прав и свобод граждан. Обращает на себя внимание, что именно таким образом построена нынешняяфедеральная судебная система в США: 50 штатов, но всего лишь 13апелляционных федеральных судов. Та же система развита во Франции, Италии,Великобритании и других государствах.1 В первой декаде ХХ века Россия стояла перед крупной комплекснойреформой, которая была направлена на расширение децентрализациигосударственного управления. Ее разработал Председатель Совета Министров П.А. Столыпин. Он намеревался создать в стране 11 по возможности однородных вэтническом и экономическом плане крупных областей (Польша, Прибалтийская,Северо-западная, Правобережная и Левобережная Украина, Московская, Верхнееи Нижнее Поволжье, Север России (две области), Степная область (ЗападнаяСибирь). В каждой из них Столыпин предусматривал создание областногоземского собрания и областного правительственного управления. Областиполучали широкие права местного законодательства по всем предметам ведения,которые не имели общегосударственного значения. Остальные регионы - казачьиобласти, Туркестан, Восточная Сибирь, Крым и Кавказ - по замыслуреформатора пока оставались вне областного управления. Одновременнореорганизовывалась и усиливалась административная вертикаль Российскойимперии - от уездного начальника до губернатора. ...С революционных февральских и октябрьских событий 1917 года этотопыт был практически утрачен. За последние 80 лет века эволюционныйхарактер преемственного государственного развития России был сломан изаменен на перманентную революционную реконструкцию, которая глубокодеформировала естественные исторические процессы. Если за 1055 лет, то есть за период с 862 года до 1 сентября 1917 года(с момента образования государства до момента провозглашения Временнымправительством Российской республики), Российское государство прошло всвоей исторической эволюции через шесть этапов: Древняя Русь, КиевскаяРусь, Владимиро-Суздальская Русь, Великое княжество Московское, Россияконца XV-XVII вв., Российская империя, то только за 75 лет (1917-1992 гг.)ХХ столетия страна трижды претерпевала революционные фундаментальныепреобразования: Российская Республика, РСФСР-СССР, Российская Федерация(Россия). С 1918 по 1993 год в стране было принято шесть конституций.Мировой опыт не знал не только таких темпов в смене форм государственногоразвития, но и таких социальных экспериментов, которые пережила Россия -разрушение унитарного государства, монархии, земства, культурно-исторических традиций плодотворного сожительства "семьи народов",социальных групп и слоев российского общества.1 По сути, российская государственность стала разменной монетой в рукахборющихся за власть и собственность политиков, которым многовековая судьбавеликой страны безразлична. Вырождение российской государственной элитыпривело Россию к печальному состоянию. Придумав модель "социалистическогофедерализма", верхушка правящего класса по-настоящему так и не приступила кстроительству подлинной федерации. Строительство федерации разделениемстраны по национально-территориальному принципу было сведено к "решениюнационального вопроса". С одной стороны, власть создала формальноюридически федеративное государство, предоставив союзным республикамзначительную автономию. С другой стороны, власть, построив авторитарно-унитарную систему "партия-государство", свела к минимуму федеративныеначала в развитии страны. Крушение этой системы обусловило взрывэтнического государство строения не только в бывших союзных республиках, нои в автономиях Российской федерации|§2 |Россия перед выбором: унитарный или федеративный путь || |развития | В этой связи важно разобраться, в чем преимущество федеративногогосударства перед унитарным? Какой федерализм развивается в современнойРоссии и в чем суть подлинного федерализма? Какова перспектива российскогофедерализма? В первую очередь обращает на себя внимание, что выступления политиков,публикации юристов, философов и историков о развитии российскогофедерализма зачастую страдают конъюнктурным подходом, идеализмом инеобъективным противопоставлением унитарному государству. Слову"федерализм" изначально придается оценочное понятие исключительно сположительным знаком, что призвано выделить некое общественное благо, независящее от социального и экономического прогресса. И наоборот слову"унитаризм" придается отрицательный, а порой и зловещий смысл. Например,понятие "федерализм" ставится в один ряд с понятиями "демократия","правовое государство", "гуманизм", а "унитаризм" ассоциируется с понятиями"тоталитарное государство", "насилие". Тем самым происходит смешиваниепонятий из разных смысловых рядов, игнорируется разница между политическимрежимом, формой государственного устройства и характером организацииуправленческого аппарата. Часто федерализм отождествляется с децентрализацией, под которойпонимают демократическое развитие. Напротив, унитаризм рассматривают всмысле централизации, в которой видят авторитаризм и тоталитаризм. Вместе стем в мире есть централизованные федерации типа латиноамериканских, которыетрудно считать образцом эффективного развития государства. И естьдецентрализованные унитарные государства - Франция, Испания, Италия, дающиеубедительные примеры эффективного управления государством. [1] Распространено утверждение, что федеративное государство болеедемократично, чем унитарное. Но мировой опыт убеждает, что здесь нет четкойвзаимосвязи. Более того, такие федеративные государства, как Нигерия,Пакистан, Камерун, Коморские Острова, Объединенные Арабские Эмираты,Малайзия весьма проблематично рассматривать как демократическиегосударства. В то же время унитарные Франция, Великобритания, Нидерланды,Дания, Швеция, Финляндия, Италия служат образцом демократического развития. Если рассматривать опыт федеративного строительства в советской ипостсоветской России, то без труда можно увидеть, как в стремлении достичь"подлинной федерации" в бывших автономиях, а ныне республиках шел"естественный" - по национальности, землячеству и родству - отбор кадров вгосударственные органы власти, хозяйственную и культурную сферы. Не секрет,что сегодня большая часть руководящих кадров в республиках сформирована непо профессиональным и деловым качествам, а по принципу принадлежности к"титульной" нации. В большинстве республик приняты законы, которые нарушают избирательныеправа граждан, противоречат Конституции Российской Федерации и федеральномузаконодательству. Нередко принимаются такие правовые акты, которые грубопопирают права и свободы человека и гражданина. В сентябре 1993 года,например, Президиумом Верховного Совета Республики Башкортостан был принятуказ "О дополнительных мерах по предупреждению и пресечению преступныхпроявлений", который противоречил Конституции Российской Федерации ифедеральным законам. По этому указу по данным прокуратуры Башкирииработниками МВД республики за 1994-1996 годы было задержано на срок до 30суток 11909 человек, из них было освобождено за неподтверждением подозренийи в связи с избранием другой меры пресечения 7016 человек, или 58,9%. Вреспублике по существу был, развернут террор, который изломал многие тысячисудеб ни в чем не повинных людей и никто за это не понес ответственности.Внесудебные расправы широко проводились и с привлечением средств массовойинформации: публичная ложь, оскорбления, бездоказательные обвинения - всеэто стало возможным в суверенном Башкортостане. Широко распространена точка зрения, что федеративные государстванаиболее полно удовлетворяют национально-культурные запросы своих граждан.Но опять же мировой опыт свидетельствует об обратном: унитарные Финляндия,Швеция, Франция, Испания, Италия дают примеры того, как эффективно можнорешать национальные проблемы. А как их не надо решать, показывают как разфедеративные страны - Пакистан, Камерун, Нигерия и др.1 Считается, что федерализм приносит в жизнь общества атмосферу диалога,открытого обсуждения спорных вопросов и конфликтов, совместного поискапутей к компромиссу. Однако развитие российского федерализма в 1992-1997годы демонстрирует пока противоположное. Все договоры и соглашения, начинаяс Федеративного договора готовились келейно, чисто бюрократическим путем,без свободного, гласного обсуждения, являлись, по существу, сепаратнымисделками. Российские политики считают, что федерация обеспечивает разделениевластей по вертикали и создает систему противовесов, которая препятствуетузурпации власти и диктатуре. Однако никто и ничто, в сущности, не мешаетустановить в унитарном государстве процедуры разрешения конфликтов междуцентральными и региональными органами государственной власти в судебномпорядке, которые исключают чисто административно-бюрократическоевмешательство "сверху", как, например, в унитарной Франции. Федеративноеустройство Пакистана, Нигерии, ряда латиноамериканских стран в то же времяне защитило их народы от авторитаризма и диктатуры федеральных властей ивоенных переворотов. Наоборот - унитаризм Великобритании, Швеции,Финляндии, Франции, Дании убедительно показывает силу правовых институтов. Следовательно, главное в развитии государства - не его внутреннееустройство, а государственный режим его функционирования. Он, как известно,выражается в средствах и способах властвования, в демократическом илиантидемократическом характере его воплощения в жизнь.1 Вот почему рассуждать о подлинном федеративном устройстве внедемократическом государстве, по мнению правоведа Ф. Раянова, это такая женелепость, как и настаивать на федеративном устройстве в демократическомгосударстве. "Поэтому общественно-политическую мысль в перспективе всебольше должна занимать сущностная сторона государства (какие интересыпреобладают в деятельности государства), а не столько федеративное илиунитарное его устройство", считает Ф. Раянов. По мере демократизациироссийского общества, развития его гражданских институтов и расширенияправовых основ государства, признаки федеративного государства, согласноавторскому пониманию, все больше будут играть формальную роль.Следовательно, спор о том, что для России более "органично" - унитарное илифедеративное государственное устройство, закончит только время. Посуществу, ключевой проблемой в формировании современного Российскогогосударства является построение дееспособной демократически-правовойгосударственности, подконтрольной народной воле и гражданскому обществу.Именно в этом и заключается принципиальный смысл современногогосударственного становления России.1 Другими словами, федерация - не самоцель. Мировой опыт государственногостроительства показывает, что федерализм любой ценой - это требованиенезрелого общества. Такое требование обычно выдвигается в чистополитических целях отдельными группами и людьми, стремящимися к властилюбой ценой вплоть до разрушения единого государства. Для них проблемафедерализма является, как правило, средством достижения личных интересов -власти и собственности. При этом истинное предназначение федерализма дляэтих групп людей остается неизвестным, а, следовательно, иневостребованным. Во многом, поэтому в нынешней практике формированияроссийского федерализма много риторики о необходимости строительстваподлинной федерации, но мало понимания ее истинного смысла. Власти Башкирии, например, понимают формирование подлинной федерацииисключительно как "налаживание межгосударственных отношений в рамкахФедерации, которая только начинает строить цивилизационные отношения ссуверенными государствами в своем составе". Подобные "федеративные" концепции, естественно, противоречат какисторическому, так и современному опыту развития мирового федерализма.Между тем, стержневые основы подлинной федерации заключаются, в первуюочередь, в том, что субъекты федерации нигде в мире не обладаютсуверенитетом. Суверенные государства не могут быть членами федерации. Все федерации (кроме бывших СССР, Югославии и Чехословакии, а такженынешней Российской Федерации, некоторых штатов Индии и сообществ Бельгии)построены на территориальной основе. Главным для них является ненациональный вопрос, а проблема децентрализации, разделения властей междуфедеральным центром и субъектами. И наоборот, зацикленность на национальнойпроблематике привела к краху названные социалистические федерации ВосточнойЕвропы. Стратегической тенденцией современного федерализма являетсяинтеграционная политика. Субъекты федерации не имеют права на отделение, насамовольный выход из федерации, на так называемую сецессию. Обеспечиваетсяравенство прав граждан любого субъекта федерации на территории всейфедерации. Существует единое правовое пространство, которое обеспечиваетсяверховенством федерального закона, и, прежде всего федеральной Конституции.Закон субъекта федерации не может противоречить федеральному закону.Разграничение предметов ведения между органами государственной властифедерации и ее субъектами производится Конституцией или федеральнымизаконами. Мировая практика современного федерализма не знает договорныхфедераций. Таким образом, если исходить из мировой практики федерализма, тоследует признать, что Россия, во-первых, только вступила на путь построенияфедерации. Во-вторых, на этом пути она игнорирует коренные закономерностиразвития истинного федерализма. "Любое государство может продержаться некоторое время, игнорируяисторически сложившиеся принципы федерализма, - отмечает правовед В.Туманов. - Но наступает момент, когда диалектика срабатывает, изакономерности начинают за себя мстить. Это может быть через пять или дажедесять лет". Драматизм судьбы российского федерализма, по мнению Туманова,заключается в том, что та тактическая целесообразность, к которойгосударственная власть прибегает сегодня в строительстве РоссийскойФедерации, имеет серьезные отрицательные стороны в стратегическойперспективе. Таким образом, спор унитаризма и федерализма разрешит только время. Темне менее, очевидно, что одной из главных опасностей российскогогосударствостроения является неизжитая еще практика "социалистическогофедерализма". В этой связи историк и этнолог В. Тишков замечает, что нужно откровеннои как можно раньше признать: никакие паллиативы "правильной" ("научной","мудрой", "взвешенной" и т.п.) так называемой "национальной политики" неспасут российскую государственность от конфликтов, которые порождаются"этнизацией государственности" и "огосударствлением этничности". 1 Пришла пора четко определить приоритеты государственной стратегии вразвитии российского федерализма. Утешительная декларация, согласно которой"федерализм есть территориальная форма демократии", должна сменитьсяосознанием того, что этнический экстремизм, заложенный в некоторыхконституционных фразах, и практика "договорной федерации" должны бытьнейтрализованы во имя спокойствия и блага россиян, во имя самого будущегоРоссии", - пишет В. Тишков. Основной принцип демократизации российского федерализма, согласнопозиции автора, состоит в постепенной деэтнизации государственности иразгосударствлении этичности. "Гражданская российская нация, образуемаяреальным многообразием всех народов России - вот подлинный субъектдемократического и правового российского федерализма", - подчеркиваетТишков. Важно обратить внимание, что предлагаемая известным историком иэтнологом формула: российская нация - не многонациональный народ, аполиэтническая нация как согражданство - отвечает не только требованиямсовременной теории национальных отношений, международным правовым нормам,но и мировой практики. Рассматривая российскую нацию как полиэтническое и многокультурноеобразование, В. Тишков полагает, что ее государственное оформление в видефедерации не отменяет, а предполагает учет интересов и прав российскихнародов, в том числе и через государственные образования в форме республик- субъектов федерации. Но при этом сама республиканская государственностьне является собственностью "коренной нации", а есть форма самоопределениявсех граждан республики, равно как общероссийская государственностьявляется формой самоопределения граждан страны. Преодолениеэтнонационализма возможно не через радикальный отказ от национальнойгосударственности, полагает Тишков, а, наоборот, через расширениеполномочий всех субъектов федерации и утверждение в них полногогражданского равноправия. Следовательно, федерализм не означает наделение этнических групп"своей" государственностью, а делает институты власти государства ближе ичувствительнее к запросам и интересам культурно различных групп, живущих водной стране. Таким образом, проблемы национальной безопасности России в еегосударственном строительстве объективно требуют восстановленияисторической связи времен, преодоления кризиса идентичности России, теориии практики "социалистического федерализма". Все это позволит укрепитьроссийскую государственность и понять мысль И. Ильина о том, что нашеОтечество есть не пустое слово и не просто единое государство, - но системадуховного единства. 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итог вышесказанному, можно заключить «унитарное государство– это единое государственное образование. Государство при этом делится лишьна административно-территориальные части. Для такого государства характерносуществование общих для всей страны высших органов государственной власти иуправления, единой судебной системы и конституции» Унитаризм вызывалсяпотребностями единого рынка, удобствами осуществления государственнойадминистрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовойструктурой населения. Подавляющее большинство современных унитарныхгосударств – государства мононациональные. Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит кконфликтам на межнациональной основе которые могут продолжатся напротяженнии множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландиейили Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощениягосударственной властью местного самоуправления, командованиямуниципалитетами и т.д. Унитаризм исторически, по сравнению с феодальным дроблением науделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное,способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапахбуржуазных экономических отношений С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлениемглобальных экологических проблем и другими факторами начинаютсяинтеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств иих образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д Библиографический список: Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 //Росс.газета. –1993. – 25 дек.1. Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого в будущее/ Ю.П. Аверин //Вестник Московского университета. - 1999. - №7.2. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущем организации государственного пространства России / А.Б. Зубов //Политические исследования. - 2000. - №5.3. Крылов Б.С В. Тишков. Федерализм и его будущее / В. Тишков. //Журнал российского права. - 1999. - №1.4. Моммен А. Заявка Путина на власть: конец российского федерализма? / А. Моммен //Политические исследования. - 2000. - №5.5. Проблемы и перспективы российского федерализма: [фрагмент из доклада, подготовленным Советом по внешней и оборонной политике, Экспериментальным институтом и Межрегиональным фондом информационных технологий] // Власть. - 1998. - №12.6. С каким характером федерализма Россия подходит к ХХI веку: [по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российского федерализма»] //Экономист. - 1998. - №6.7. Синюков В.Н. О форме федерации в России / В.Н. Синюков //Государство и право. - 1993. - №5.8. Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм. / С.Г. Туронок //Общественные науки и современность. - 2000. - №2.9. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., - 1992.10. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. / В.А. Четвернин //Политические проблемы теории государства. - 1994. - №2.11. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. / В.Е. Чиркин //Российский юридический журнал. - 1993. - №2. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Форма государственного устройства. ПРИЛОЖЕНИЕ№2 -----------------------1 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство.//Политические проблемы теории государства. - 1994. - №2. c. - 4.1 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. //Российскийюридический журнал. - 1993. - №2. с. – 13.1 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство.//Политические проблемы теории государства. - 1994. - №2. с. - 5.1 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. //Российскийюридический журнал. - 1993. - №2. с. - 17.1 Синюков В.Н. О форме федерации в России //Государство и право. - 1993. -№5. с. - 23.1 Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм. //Общественные науки исовременность. - 2000. - №2. с. - 15.1 Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого вбудущее //Вестник Московского университета. - 1999. - №7. с. - 5.1 Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого вбудущее //Вестник Московского университета. - 1999. - №7. с. - 8.1 Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущем организациигосударственного пространства России //Политические исследования. - 2000.- №5. с. - 16.1 Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого вбудущее //Вестник Московского университета. - 1999. - №7. с. - 9.1 Аверин Ю.П. Циклы государственной организации России: из прошлого вбудущее //Вестник Московского университета. - 1999. - №7. с. - 9.[1] Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм. //Общественные наукии современность - 2000. - №2. с. - 17.1 Туронок С.Г. Федерализм, унитаризм, конфедерализм. //Общественные науки исовременность. - 2000. - №2. с. - 18.1 Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм: К вопросу о будущем организациигосударственного пространства России //Политические исследования. - 2000.- №5. с. - 20.1 С каким характером федерализма Россия подходит к ХХI веку: [по материаламВсероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективыразвития российского федерализма»] //Экономист. - 1998. - №6. с. - 12-13.1 Крылов Б.С. В. Тишков . Федерализм и его будущее //Журнал российскогоправа. - 1999. - №1. с. - 5.1 Крылов Б.С В. Тишков. Федерализм и его будущее //Журнал российскогоправа. - 1999. - №1. с. - 7.----------------------- Форма государственного устройства.Административные федерации.Централизованные государства. Федеративная. Унитарная. Национальные федерации. Децентрализованные государство.Наличие только одной общегосударственной конституцииДеление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признакуЕдинство и однородность территории Имеется единая территория и единая (централизованная) система государственной властиУнитарными, как правило, являются небольшие территории государства скомпактно проживающим однородным населением.Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швейцария,Португалия, Италия Франция, Венгрия. У Н И Т А Р Н О Е Г О С У Д А Р С Т В ОЕдиная денежная системаОрганы административно-территориальных образований подчиняются центральнойвластиНаличие единых для всей страны высших органов государственной властиОтсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства(т.е. государств в государстве)Административные единицы не обладают политической самостоятельностью, неимеют признаков государстваНаличие единой системы законодательстваПарламент, как правило, имеет однопалатную структуруЕдиное гражданство для всей страныОбщая для всех административных единиц финансово кредитная и налоговаяполитикаОсобой разновидностью унитарных государств можно считать унитарныегосударства с автономиями, в которых при наличии единой территории имеютсяавтономные образования




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственное и национальное устройство iconГосударственное устройство великобритании

Государственное и национальное устройство iconГосударственное устройство великобритании

Государственное и национальное устройство iconГосударственное устройство Австралии

Государственное и национальное устройство iconРеферат федеративное устройство россии
Таким образом, административное устройство государства – есть основа всех других форм социальной жизни, поэтому в этой работе я ставлю...
Государственное и национальное устройство iconГосударственное устройство Веймарской республики

Государственное и национальное устройство iconГосударственное устройство России в XVIII-XIX веках

Государственное и национальное устройство iconБюджетное устройство Российской Федерации Бюджетное устройство
Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, структура бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов,...
Государственное и национальное устройство iconГосударственное устройство России в XVIII-XIX веках
Верховная власть Центральные учреждения Местное управление Судоустройство
Государственное и национальное устройство iconУрок 2 Компьютер
Озу оперативное запоминающее устройство) постоянная (пзу постоянное запоминающее устройство)
Государственное и национальное устройство iconПермский государственный университет
Ручные осколочные и кумулятивные гранаты. Назначение, боевые свойства и понятие о поражающем действии. Устройство гранат типа ргд-5,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы