Ярославская иконопись 17 века icon

Ярославская иконопись 17 века



НазваниеЯрославская иконопись 17 века
Дата конвертации11.07.2012
Размер210.28 Kb.
ТипРеферат
Ярославская иконопись 17 века


ПЛАНВведение I. Первые каменные храмы………………………………………….…..…….. II. Убранство храмов……………………………………………………...……. III. Ярославская школа иконописания………………………………………… IV. Творчество Семёна Спиридонова…………………………………….…… . Биография художника…………………………..……………………… . Творчество Спиридонова в годы пребывания в Ярославле…………. . Житийные иконы…………………………………………………..…… . Цветовые решения…………………………………………………..…..ЗаключениеСписок литературы………………………………………………………………… I. Первые каменные храмы В ХVII веке в городе на Волге проживала шестая часть наиболеевлиятельного купечества страны. Богатые ярославские гости и верхушкаремесленничества стали в городе полноправными хозяевами, оттеснив бояр,дворян и духовенство. Именно на деньги купцов и ремесленников развернулосьв Ярославле в ХVII веке крупное строительство каменных приходских церквей.В течении трёх четвертей столетия здесь было сооружено до сорока каменныххрамов. Такого строительства и размаха не знала в те годы даже Москва. Первым построил каменную церковь неподалёку от собственного дома в 1620 -1621 годах Надея Светешников. Он посвятил её покровителю торговцев,мореплавателей и путешествующих - Николаю Чудотворцу В 1644 году закончили строительство храма во имя Рождества Христовабратья Дружина и Гурий Назарьевы. В 1650 году завершили строительствоцеркви, посвященной Илье Пророку , братья Скрипины. Три первые каменныеприходские церкви расположились на городском посаде почти рядом, соперничаябогатством убранства Во второй половине 17 века ярославские зодчие стали часто использовать вдекорации наружных стен храмов и церковных интерьеров цветные изразцы. Вгороде также возникла специальная мастерская, изготавливавшая фигурные ияркие поливные керамические плитки с изображением птиц, зверей, цветов.Такие изразцы эффектно сочетались с красной кирпичной кладкой, с деталямибелокаменной резьбы. Ими богато декорировали фасады многих храмов, ноособенно в большом количестве применили их для отделки наружных стенвыстроенной в 1684-1693 годах купцом Алексеем Зубчаниновым Богоявленскойцеркви. II. Убранство храмов До семидесятых годов XVII века славившиеся в числе лучших в Россиикостромские и ярославские художники ничего не могли сделать для украшенияхрамов родных городов. Они из года в год находились у государственнойслужбы, расписывали храмы и терема в Московским Кремле, в загородныхдворцах, писали по указам царя и патриарха иконы, трудились над стенописямив соборах древних монастырей Владимира, Кириллова, Калязина, Боровска,Звенигорода, Переславля, Ростова. К семидесятым годам столетия основныеработы по реставрации и украшению храмов и теремов Московского Кремлязакончились. Костромские и ярославские монументалисты смогли, наконец,приступить к созданию фресок в церквах и соборах родных земель. Особенномного работы предстояло им в Ярославле.
Местные гости и ремесленныекорпорации буквально соперничали, зазывая художников украсить приходскуюцерковь фресками, радушно принимали мастеров, старались подрядить самыхпрославленных иконописцев. Начиная с семидесятых годов 17 века в Ярославле создаются уникальныециклы храмовых росписей, под исполнением которых трудятся лучшиеотечественные мастера. Фресками украшают только что выстроенные храмы ипоставленные в 16 и впервой половине 17 столетия. Ярославские купцы не былистрогими приверженцами религиозных догм. Они были людьми деловыми,любознательными, охотно принимающими новшества века. Строя приходской храм,местные заказчики старались, чтобы его архитектура, декоративное убранство,росписи интерьера, живопись икон, резьба иконостасов и киотов быливыполнены по образцу последних достижений столичного искусства и дажебогаче и великолепнее. Большинство ярославских приходских церквей размерамиравнялись величественным городским и монастырским соборам, а роскошьюубранства могли соперничать со столичными дворцовыми храмами. В Москве, в церквах Кремля и в соборах монастырей костромские иярославские художники-монументалисты вынуждены были работать под неослабнымконтролем духовенства. Там они писали композиции на стенах храмов позаранее одобренным образцам, строго придерживались установленной тематики.Иные условия работы предоставлялись им в посадских церквах Ярославля.Местные государевы и торговые гости и посадские люди не разрешалидуховенству городских монастырей вмешиваться в дела своих приходов, асвященнослужители приходов полностью подчинялись их воле. Приглашаяхудожников украсить храм фресками и иконами, ярославские заказчикицерковного строения позволяли мастерам творить по собственному усмотрению,назначали им щедрое вознаграждение и договаривались лишь о том, чтобыросписи были выполнены в точно установленные сроки, лучше и наряднее,нежели в церкви соседнего соперничающего прихода. Вкусы и устремлениязаказчиков были близки и понятны исполнителям. Они охотно следовали ихуказаниям, работали быстро и вдохновенно. В ярославских посадских церквах 17 века фрески покрывают стены от сводовдо самого пола. Они украшают храм, алтарь, приделы, галереи паперти, дажелестничные всходы. На стенах представлены события библейской истории отдней сотворения мира, деяния апостолов, события из жизни Богоматери иХриста, подробно изображается история святого - патрона храма, помещеныкомпозиции на темы различных нравоучительных притч, символико-аллегорические картины и тексты Апокалипсиса, литургии, сцены из историипочитаемых русских святынь и многие другие сюжеты. Росписи разделяются ввысоком помещении храма на несколько ярусов, опоясывающих южную, западную исеверную стены. Сюжетные композиции подробно комментируются надписями,разъясняющими смысл каждой сцены. Оконные и дверные проёмы, низ стенукрашены роскошными орнаментами, составленными из трав и цветов, взатейливых вязевых надписях перечисляются имена храмоздателей - заказчиковцерковного строения, указываются даты создания росписей, имена еёисполнителей. В колорите фресок господствуют радостные золотисто-жёлтые,розово-красные, пурпурные, звонкие голубые и синие краски. Изображения на стенах как бы слиты в единое шумное и многолюдное действо.Не сразу удаётся постичь ход событий, разобраться в их последовательности,понять что в росписи основное, что второстепенное. Все персонажи нафресках, облаченные в нарядные, щедро украшенные узорами одежды, предстаютна фоне богатых архитектурных кулис и сказочных ландшафтов. Изображениялегендарных событий наполнены бытовыми мотивами. Малозначительные дляразвития сюжета персонажи нередко оттесняют на задний план главныхучастников события. Даже традиционные, освященные многовековым канономсюжеты трактуются по-новому. В композициях ощущается использование западныхобразцов. Многие сцены на темы библейской истории, деяний апостолов,евангельского цикла построены на основе гравюр иллюстрированных изданийБиблии, выпущенных в 1650 и 1674 годах амстердамским издателем, гравёром ипродавцом художественных произведений Николаем Фишером. В стенописях ярославских храмов воспеваются труд ремесленников иземледельцев, изобилие земных богатств, жизнь шумных городов, изображаютсяпобоища, наводнения, пожары. Люди на фресках собирают хворост, правятконями, переплывают на лодках и кораблях реки и моря, возводят храмы,монастыри… В толпе людей преобладают персонажи, одетые не в традиционныеиконописные платья, а в костюмы, скроенные по образцам русской моды 17века. Никогда ещё в стенописях русских храмов не было столько изображений,взятых из реальной действительности, сколько их появилось в росписяхпосадских церквей Ярославля, созданных во второй половине 17 века. В этихросписях религиозный миф, с одной стороны, перерождался в реально-бытовойжанр, и с другой - в сказочную, феерическую утопию. Важным элементом убранства интерьеров ярославских церквей были высокиерасписные или резные позолоченные иконостасы. Большое количество икон,кроме того, располагалось у стен и столбов, на специальных поставцах уклиросов[1], в алтарях, в приделах и на галереях паперти, даже вспециальных нишах на наружных стенах здания. Ярославские купцы - богачиценили и собирали произведения выдающихся художников иконописцев, древние,прославленные легендами иконы. III. Ярославская школа иконописания Ещё во второй половине 16 века в Ярославле начала складыватьсясобственная школа иконописания. Уже тогда местные иконописцы работали восновном по заказам посадского населения, ориентируясь на его вкусы. Ониусложняли традиционные изображения на иконах, создавали новые композицииканонических сюжетов, обогащали их бытовыми подробностями. К середине 17столетия ярославская школа иконописания вполне оформилась. Её произведениястали ценить в Москве, Новгороде, Пскове, во Владимире и Суздале - во всехдревних центрах русского иконописания. Иконы ярославских мастеров цари ипатриархи посылают в дар в монастыри Афона, сирийскому патриарху,грузинскому царю. Прихожане ярославских посадских церквей любили иконы на которых сюжетизлагался подробно, в развитии. Уже в первой половине 17 века, когдапосадские церкви в городе ещё сооружались из дерева, а немногочисленныекаменные ещё не были расписаны, они заказывали для нижних, так называемыхместных рядов иконостасов и для установки вдоль стен храма преимущественнобольшие иконы. Принципы своеобразного коврово-декоративного построениякомпозиций, столь характерные для стенописей ярославских церквей второйполовины 17 века, разрабатывались и осваивались уже в первой половинестолетия местными художниками-станковистами. Ярославские иконописцы рано перестали довольствоваться традиционными,устоявшимися в течении многих веков системами даже при написании строгоканонизованных изображений. Они смело вводили в эти изображения новыедетали, перекраивали на свой лад строй композиции, старались сделать еёзанимательной и пригодной для долгого рассматривания. По-своемуорганизовали схему построения "образа в житии", сделав её оригинальной илегко отличимой от подобных же произведений мастеров других художественныхшкол. Сначала местные иконописцы превратили ряды клейм в житийных иконах внечто похожее на узорчатую многоцветную раму, затем отделили средник втаких иконах от рядов клейм широкой орнаментальной полосой. Но уже в первойполовине 17 века здешние художники-станковисты стали помещать сцены изжития святого не в рядах последовательно сменяющих друг друга клейм, а всвободном порядке по всей поверхности доски, как бы за спиной главнойбольшой фигуры, среди пейзажа или архитектурных строений, превратив этиминиатюрные изображения в дальние планы композиции. Традиционный "образ вжитии" стал похожим на портрет с пейзажным фоном. Нередко на большойиконной доске ярославские мастера совмещали подобноеизображение святого в житии с традиционными рядами клейм, расположенными покраям. При Иване Грозном канонизовали ярославских князей первой половины 13 векаВасилия и Константина и правившего городом во второй половине того жестолетия князя Фёдора Ростиславовича Черного и его сыновей. Почитаемойсвятыней даже за пределами Ярославля была икона Богоматери Толгской,"явившаяся" в 1341 году. Ярославские иконописцы 17 века множество разкопировали образ Толгской, создавали житийные иконы ярославских князей-чудотворцев. В клеймах этих икон им предоставлялась возможность показатьпамятные события истории родного города: битву с татарами в 1257 году наТуговой горе, приезд в город Фёдора Черного из Орды.В клеймах иконы Богоматери Толгской, выполненной по заказу монастырскогодуховенства в 1655 году, живописцы подробно проиллюстрировали историювозникновения и строительства Толгского монастыря и включили даже в клеймаизображения крестных ходов с "чудотворной" в Ярославле в 1654 году послучаю "морового поветрия" - эпидемии, поразившей городское население.Местные иконники любили писать образа, посвящённые выдающимся деятелям русскойистории, отечественным святыням. В середине 17 века была создана иконаСергия Радонежского, представленного в среднике на фоне событий русскойистории конца 15 - начала 17 века, которым он якобы оказывал содействие вблагоприятном исходе. Во второй половине столетия к этой уникальнойжитийной иконе добавили внизу большую доску с многолюдной композицией насюжет "Сказания о Мамаевом побоище". Ярославские станковисты часто писалиобнесённые рядами клейм повторения прославленных на Руси икон БогоматериВладимирской, Знамения, Фёдоровской, Казанской, Смоленской. Периодом наивысшего расцвета искусства ярославских художников-станковистов стала вторая половина 17 века. В это время создаются вкаменных посадских храмах огромные многоярусные иконостасы с тяблами,украшенными росписью, а чаще - сквозной позолоченной резьбой по моде,утвердившейся в столице в связи с притоком к царскому дворцу мастеров-резчиков из Белоруссии и Украины. Иконники пишут для этих иконостасов восновном большие образа. Старые чтимые населением иконы вставляют в рамы срядами клейм, если их размеры не соответствовали размерам ячейки новогоиконостаса. В построении иконных композиций окончательно утверждаетсяпринцип свободной компоновки сюжета на плоскости доски. Как и в росписяхинтерьеров, на иконах работы ярославских мастеров второй половины 17 векагосподствует движение. Люди на них не идут, а бегут, стремительно скачутвсадники, жесты персонажей патетичны. Подобно мастерам монументальнойживописи, здешние художники станковисты всё чаще используют для образцагравюры Библии Пискатора и другие западные печатные листы. Создаются всёновые и новые редакции изображений на иконах из цикла "праздники",композиции на тексты популярных богослужебных песнопений. Большие иконынасыщаются мелкими фигурками, изображениями всевозможных архитектурныхмотивов, лесистых ландшафтов, становятся издали похожими на декоративноепанно с изысканно-прихотливым узором. Во второй половине 17 века труд художника в Ярославле был окруженпочётом, мастеров живописи ценили, их произведениями гордились. Из средыместных мастеров вышли известные изографы царской Оружейной палаты -сподвижник Симона Ушакова, составитель трактата о живописи ИосифВладимиров, отец и сын Иван и Тихон Филатовы. Большие работы по украшениюцерквей Ярославля привлекали иногородних мастеров. Некоторое время вВолжском городе работал устюжанин Фёдор Евтихиев Зубов, впоследствиижалованный царский изограф, отец знаменитых петровских гравёров Ивана иАлексея Зубовых. Писал иконы по заказу прихожан Федоровской церквипрославленный костромич Гурий Никитин. Местные иконники - люди страстные,спорщики, ревниво относившиеся друг к другу, мало порой считавшиеся с волейбогатых заказчиков, умевшие настоять на своём, - были вместе с темблагосклонны к истинно талантливым собратьям, прибывавшим из другихгородов. Они с уважением принимали таких мастеров и даже не считализазорным работать у них под началом. В числе столь ценимых местнымихудожниками авторитетов был иконописец Семён Спиридонов, приехавший ихдалёких Холмогор. Ярославцам нравилось изысканное, утончённое мастерствоэтого художника-миниатюриста. IV. Творчество Семёна Спиридонова Имя Семёна Спиридонова впервые появилось на страницах специальногоисторико-искусствоведческого издания ещё в 1895 году. Его обнаружили влицевом иконописном подлиннике, составленном в 17 веке иконописцем иархимандритом Антониево-Сийского монастыря Никодимом, известныйисследователь древнерусского искусства профессор Н.В. Покровский. В 1910году другой известный историк древнерусской живописи - А.И. Успенскийопубликовал в своём капитальном Словаре художников 17 века отзыв СимонаУшакова о Семёне Спиридонове, данный в связи с выдвижением на местожалованного царского изографа. Но только спустя почти полвека в фондахЯрославского музея были, наконец, выявлены произведения мастера. Нашли ихзамечательный исследователь творчества Андрея Рублёва Н.А. Дёмина и видныйреставратор и искусствовед В.В. Филатов. Директор Ярославскогохудожественного музея В.П. Митрофанов многое сделал, чтобы иконы письмаСемёна Спиридонова заняли достойное место в экспозиции древнерусскогоотдела. В течении десяти долгих лет реставраторы ГосударственнойХудожественной реставрационной мастерской имени И.Э. Грабаря игосударственного русского музея освобождали работы Холмогорца отпотемневшей олифы и поздних поновительских правок. Реставратор иисследователь древнерусского искусства Брюсова обнаружила в архивныхдокументах важные сведения о жизни Семёна Спиридонова. О творчествехудожника с конца 1950-х годов появилось несколько публикаций Теперь невозможно говорить о живописи Ярославля второй половины 17 века,не упомянув оригинальных произведений Семёна Спиридонова Холмогорца. Еготворчество представлено 12 иконами. На пяти из них имеются даты и подписьмастера. В Сийском иконописном подлиннике были обнаружены три перевода,обозначенных как произведения " Сенки Спиридонова иконника". Найденные впереписных книгах города Холмогоры Записи 1646-1647 и 1702 годов позволилиустановить даты жизни и некоторые другие факты биографии художника. Биография художника Он родился в 1642 году и прожил пятьдесят три года. Его брат Василийтакже был иконописцем. Судя по надписям на иконах, Спиридонов СемёнХолмогорец работал в Ярославле не менее тринадцати лет. Первая из егоподписных работ датирована 1674 годом, последняя - 1687 годом. Спиридоновприехал в Ярославль уже сложившимся мастером, заслужившим признание вродных местах. Ярославские заказчики по достоинству оценили его редкоедарование. Художнику поручали писать иконы, которые устанавливали в нижнем- местном ряду иконостасов. Он писал образа в церкви Николы Мокрого, ИоаннаЗлатоуста в Коровниках, Иоанна Богослова и другие В августе 1677 года ярославских иконописцев царским указом затребовали вМоскву. Их вызвали принять участие в работе по украшению миниатюрамиогромного Евангелия, которое начали писать в Посольском приказе ФёдорЕвтихиев Зубов, Сергей Рожков, Павел Никитин и другие жалованные царскиеизографы. Ярославцы направили своих мастеров в Москву, назначив старшимСемёна Холмогорца. К исполнению миниатюр вызвали и костромских мастеров воглаве с известным Гурием Никитиным. В марте 1678 года роскошноеиллюстрированное тысячью двумястами миниатюрами Евангелие приподнесли царюАлексею Михайловичу. Иконописцев, подьячих и златописцев, участвовавших вработе, наградили сукнами и шелками. Гурий Никитин и Семён Спиридонов, повидимому, особо отличившиеся в составлении композиций миниатюр быливыдвинуты на замещение вакантных мест жалованного царского изографа. Пословам Симона Ушакова и других старших иконописцев царской Оружейнойпалаты, Семён Спиридонов "иконное письмо пишет самое доброе мастерство…имастерством своим против Никиты Павловца стоит". Этим талант Холмогорцаприравнивался к таланту Любимого ученика Симона Ушакова - Никиты Павловца.Подобной же похвалой был отмечен и Гурий Никитин. Но ни тот не другой вштат Оружейной палаты взяты не были. Из Москвы Семён Спиридоноввозвратился в Ярославль. Творчество Семёна Спиридонова в годы пребывания в Ярославле Годы пребывания Спиридонова в Ярославле совпали с периодом наивысшегорасцвета в искусстве волжского города.. На глазах художника возводилизнаменитую "ярославскую свечу" - колокольню церкви Иоанна Златоуста вКоровниках, строили величественную церковь Иоанна Предтечи в Толчковскойслободе, Фёдоровскую церковь. На родине Спиридонова в Холмогорах каменныхцерквей ещё не было, а каменные храмы Антониево-Сийского монастыря, которыеон, возможно, видел, были не столь нарядно и красочно декорированы, какпосадские церкви Ярославля. Особенно, по-видимому, поразило воображениеприехавшего с севера иконника в наружной отделке ярославских церквейнарядное сочетание красной кирпичной кладки с зелёными "муравлёными"изразцами и золотом глав. Огромное впечатление, безусловно, произвели нанего росписи церкви Николы Надеина, только что написанные фрески церквиНиколы Мокрого. Он виде, как ярославские художники-монументалисты пишутфрески в городском Успенском Соборе. Всюду Спиридонов ощущал радостьсозидательной творческой работы, его приветливо встретили местныеиконописцы, он смог получить интересные и выгодные заказы. За годы, проведённые в Ярославле, Семён написал житийные иконы ВасилияВеликого, Иоанна Златоуста, Ильи Пророка, Николая Чудотворца. Он создалтакже две иконы Богоматери в клеймах Акафиста, икону Христа в клеймах,большой образ Богоматери на престоле, медальоны для царских врат иконостасацеркви Николы Мокрого. По-видимому, перечисленные произведения, известные внастоящее время и хранящиеся теперь в музеях Ярославля и в Русском музее вСанкт-Петербурге, - далеко не полный перечень работ, выполненных художникомза 13 лет. К сожалению, первоначальное местонахождение большинства изназванных икон при передаче из церквей в музеи в 1920-х годах не былозафиксировано, а некоторые из работ художника, известные по старымфотографиям, оказались утраченными. Не все образа, написанные Спиридоновым,помечены авторскими свидетельствами и датами. Подобное обстоятельствообъясняется тем, что художники 17века оставляли свои автографы не на каждомпроизведении, а на вполне определённых. Например, если мастеру или группемастеров поручалось написать образа для иконостаса, то подпись художникиставили на какой-нибудь одной из икон этого большого живописного ансамбля.Обычно подписывали иконы нижнего - местного ряда, но и среди них выбиралилибо иконы Христа и Богоматери, либо местную - храмовую икону или крайние вряду левую и правую иконы. При поновлениях и переделках древних иконостасовв 18-20 веках многие подписные произведения исчезали. Все произведения Семёна Спиридонова построены по традиционной схеме"образа в житии": на каждом их них крупное изображение святого в серединеокружено рядами мелких клейм. Но его произведения не выглядят архаичными.Любая из его икон выдержит сравнение с написанными "живоподобно" образамиизографов Оружейной палаты и с замысловатыми, похожими на портреты спейзажными фонами житийными иконами ярославских мастеров. За годы жизни в Ярославле Холмогорец усложнял и совершенствовалмноговековую схему "образа в житии", сумел выработать свою оригинальнуюкомпозицию для таких изображений. Самая ранняя работа художника - икона "Василий Великий в сорока двухклеймах жития". Она датирована 1674 годом. Композиция её решена ещё вполнетрадиционно, но уже с присущей всем остальным произведениям мастерапышностью. Василий Великий представлен на нейтральном светлом голубовато-зелёном фоне, облаченным в "многоценные ризы". Над головой святогоизображена Новозаветная Троица, которой поклоняются Богоматерь, ИоаннПредтеча и ангелы, предводительствуемые архангелами Михаилом и Гавриилом.По сторонам золотого нимба, окружающего голову Василия, расположеныхарактерные для искусства барокко картуши[2]. В них золотой вязью написаноимя святого. На этой сильно вытянутой в высоту иконе художник поместил поверхнему и нижнему краю доски два ряда клейм. Житийные иконы Лучшее своё произведение - икону "Илья Пророк в двадцати шести клеймахжития" Семён Спиридонов Холмогорец написал в 1678 году - в год выдвиженияна место царского жалованного изографа. Эта икона по праву должна бытьназвана не только шедевром мастера, но и всей русской иконописи второйполовины 17 века. По-видимому, подобное значение произведению придавал исам художник, замысливший его образцом "свободы иконного воображения" , каксвидетельство, подтверждающее справедливость высокой оценки, данной еготворчеству лучшими изографами царской Оружейной палаты. Впервые на этой иконе Семён Спиридонов вводит в композицию центральнойчасти житийной иконы золотую узорчатую арку на тонких фигурных колонках.Такие арки стали в дальнейшем характерным элементом декорировки средников ина других произведениях мастера. Композиционное решение иконы "Илья Пророк" отличается чёткостью. Строгоразграничивается средник, рамка с текстом, ряды клейм. Клейма не сливаютсядруг с другом, а отделены одно от другого довольно широкими полоскамизолотых фонов. Но не смотря на обособленность каждой из перечисленныхдеталей, при рассмотрении иконы издали всё кажется объединённым в одноцелое и служит роскошным обрамлением центрального изображения в среднике.Живописное решение икон Спиридонова столь великолепно, что их никогда недекорировали металлическими окладами, венцами и цитатами, даже когда спустястолетия живопись потемнела, когда краски образов под олифой стали нетакими яркими. Присматриваясь к лучшим творения мастера - датированным житийным иконам,можно заметить, что Холмогорец всегда с большим мастерством писал некрупные фигуры в средниках, а мелкие в клеймах. Его истинным призваниембыла миниатюра. В этом виде живописи он был признанным авторитетом, и малокто из современных художнику мастеров даже среди ярославских иконописцеввторой половины 17 века мог соперничать с ним в умении рисовать крохотныефигурки людей, строить замысловатые архитектурные композиции, сочинять натексты житий святых разнообразные сцены в клеймах икон. Семён Спиридонов писал житийные иконы, состав клейм которых не изменялсястолетиями, и образа, житийные циклы которых приходилось разрабатыватьпочти впервые. К числу последних его работ принадлежат иконы ВасилияВеликого и Иоанна златоуста. Василий и Иоанн - отцы церкви, составителилитургии были высочайшими авторитетами в вопросах веры. Люди в клеймах спиридоновских икон стройны и изящны. Все они облачены внарядные красочные одежды: в традиционные иконописные хитоны и гиматии, врусские костюмы 16-17 веков, в воинские доспехи в стиле барокко. Маленькиечеловечки не ступают по земле, а как бы парят над нею, касаясь её нокаминог. Позы и жесты людей изыскано благородны, лишены суетности. В отличие отярославских художников, стремившихся представить людей бегущими, бурножестикулирующими, изобразить действие в момент наивысшего напряжения, СемёнСпиридонов предпочитал сцены, развивающиеся в медленном ритме. Вторая половина 17 века была для древнерусского человека временемглубоких перемен буквально во всех сторонах жизни. В царствование АлексеяМихайловича закладываются основы российского феодального абсолютизма. Вовторой половине 17 века в России создаются латинская и греческая школы.Люди тех лет спорят не только о вопросах веры, но и о многих другихпредметах. Русский народ с интересом и любопытством приобщается к культурестран Европы, дивится быту иноземцев, живущих в Москве и Ярославле, нобоятся заводить с ними дружеские отношения. Мировоззрение русского художника было исключительно религиозным, темойего произведений всегда были сюжеты христианской мифологии. Но невернодумать, что русские мастера не могли в рамках этих тем выявить сюжеты,звучавшие современно, позволявшие отобразить характерные явления тоговремени. Настоящие художники умели откликнуться на события, происходившиепри их жизни, насытить традиционное иконное изображение темами и мотивами,интересными и понятными широкому кругу современников. Например в одном изклейм иконы "Богоматерь с младенцем на троне" изображена осада городаКонстантинополя военными кораблями. За крепостной красной кирпичной стеной,укреплённой островерхими башнями, в городском соборе горожане исвященнослужители взывают с мольбой к иконе Богоматери Одигитрии и просятпомочь отразить врага. Впервые на иконах Спиридонова в этой сценеизображены грозные военные суда, вооружённые пушками, жерла которых торчатиз открытых квадратных люков. Показаны различные типы кораблей, больших,средних и малых. Но рисунок каждого судна, независимо от его размеров,выполнен скрупулёзно и точно. Семён Спиридонов умел выявить в житийном цикле иконы сюжеты,содержание которых перекликалось с событиями современности, позволяло датьим оценку. Клейма икон Семёна Спиридонова Холмогорца, как и небольшие драгоценныеобраза кисти прославленных строгановских мастеров и миниатюры в роскошныхрукописных книгах, рассчитаны на длительное любование. Изысканная красотаих раскрывается постепенно. Цветовые решения Колорит всех произведений Холмогорца выдержан в характерных сочетанияхкрасных и зелёных колеров с золотом. Различные оттенки красного малинового,розового, пурпурного, оранжевого умело сопоставлены друг с другом,контрастируют с разными по густоте тонов зелёными красками и полированнымиплоскостями листового золота, положенного на фоновые части композиций.Художник с большим мастерством распределял красные и зелёные краски наповерхности клейм и всей иконной доски. Рядом с клеймом, в которомпреобладали оттенки красного, он обычно помещал композицию, выполненную взелёной гамме. Но такое чередование никогда не было механическим.Спиридонов умел согласовать каждое клеймо в цвете с центральнымизображением крупной фигуры святого в среднике. Раскладывая красные изелёные тона по поверхности клейм, он подчинял их силе звучания того илииного цвета в раскраске большой фигуры.В письме клейм иконы "Василий Великий 1674 года Холмогорец придерживалсяещё традиционных иконописных приёмов наложения красок. Он применял дляраскраски кулис-зданий в основном контрастные друг другу колера, а длявыявления рисунка деталей использовал белые линии. Вполне традиционновыполнял он на этом произведении и письмо одежд. Сначала одеждыпрописывались тёмным цветом, затем на освещённые места прокладывались мазкислабо разбеленной краски, потом всё сильнее разбеляя основной цвет на этихместах, художник завершал их обработку мазочками чистого белого цвета. Дляуглубления тона в тенях на тёмный подмалёвок наносился ещё один слой тёмнойлессировочной краски - так называемая "затинка".Традиционно иконописный способ нанесения красок был, по-видимому, неособенно удобен. Такая манера требовала большой затраты времени. Уже наиконе "Иоанн Златоуст" Спиридонов стал пользоваться не контрастными тонамиколеров, а более светлыми, разбеленными или совсем прозрачными, усилилзначение тёмных линий рисунка. При таком способе письма уже не требовалосьвыявлять формы постепенным нанесением слоёв разбеленной краски, а можнобыло обозначать их линией и подчеркнуть в местах наибольшего рельефамазками белого цвета. Манера раскраски сделалась несколько похожей нараскраску рисунков книжной миниатюры, но зато требовала меньше времени дляисполнения.Всегда в письме икон Спиридонова придано большое значение цвету золота.Золотом закрыты фоны клейм, выявлен рисунок деталей, написаны тексты нарамках вокруг средников и на полях иконы. Художник безукоризненно владелвсеми способами письма творёным золотом и умел писать по поверхностигладкого полированного листового золота тончайшие орнаменты. Творёнымзолотом он обозначал прихотливые линии складок на драпировках и выполнялпробеловку тёмных одежд, творёным золотом и реже творёным серебром выводилна одеждах травные узоры. Золотом обозначал рисунок листьев на кронахдеревьев, подчёркивал очертания ветвей и стволов, с мастерством, достойнымспециалиста-каллиграфа, писал тексты, поясняющие содержание сцен в клеёмах,торжественные слова молитв и прихотливые цветочные узоры на тёмно-вишнёвыхрамках вокруг средников икон.Во второй половине 17 века в связи с полемикой, вызванной проблемамииконописания, всё чаще стали говорить об исключительном значении художникав жизни общества. Впервые за всю историю русского средневековья иконописцы,ведущие изографы царской Оружейной палаты - Симон Ушаков и Иосиф Владимировгордо заявили о том, что художники искусством "великую хвалу своимгосударям воздают и землям своим немалую честь приносят". Труд художниканачинали по достоинству ценить во всех кругах русского общества. Люди 17века не хотели уже довольствоваться одними лишь иконами. Портретнаяживопись - "парусное письмо", - появившись при царском дворе, сталапривлекать внимание самых разнообразных слоёв населения.ЗаключениеВ истории русской культуры 17 век завершает период средневековья и начинаетпереход к новому периоду. Самое главное состоит в начавшемся разрушениисредневекового мировоззрения, в котором в силу исторических условийопределяющую роль играли религиозные представления. Начавшиеся перемены вобщественно-экономической жизни, возникновение и углубление сложныхпротиворечий в различных областях исторического развития страны находилиобострённый отклик в сердцах современников.Долгое время в литературе имел распространение взгляд на 17 век как навремя упадка древнерусской живописи, искусство этого времени присопоставлении со временем Андрея Рублёва и Феофана Грека рассматривалоськак более низкое по силе и средствам художественной выразительности.Действительно в живописи 17 века нет произведений, которые были бы отмеченытаким совершенством композиции, живописного мастерства и глубокойодухотворённости, как произведения великих мастеров конца 14-15 веков. Итем не менее неправильно представлять 17 век как время упадка древнерусскойживописи. 17 век - это переломное время в её истории, как и в истории всейрусской культуры. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВыголов В.П. Ярославль. Памятники Архитектуры и искусства. Ярославль:«Верхне-Волжское книжное издательство», 1994Муравьёв А.В., Сахаров А. М. Очерки русской культуры IX-XVII вв. М.:«Просвещение», 1984Масленицын С.И. Писал Семён Спиридонов. М.: «Изобразительное искусство»,1980Флоренский П.А. Иконостас. СПб.: «Мифрия», 1993Филатов В.В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. М.:«Просвещение», 1996-----------------------[1] Возвышение по обеим сторонам алтаря, место в христианской церкви дляпевчих во время богослужения[2] Украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка, на котором изображёнгерб или эмблема----------------------- Москва - 1998 Реферат Студентки ФНО, 6 потока, 63 группы Ломакиной Юлии ЕвгеньевныНаучный руководительТопалова Юлия Ивановна, к.и.н., доцент [pic] Всероссийский Заочный Финансово -Экономический Институт Кафедра Истории экономики, политики и культуры Ярославская иконопись XVII века




Похожие:

Ярославская иконопись 17 века iconЯрославская иконопись XVII века
Именно на деньги купцов и ремесленников развернулось в Ярославле в ХVII веке крупное строительство каменных приходских церквей. В...
Ярославская иконопись 17 века iconЯрославская область
В наше время Ярославская область развивается очень быстрыми темпами и играет огромную роль в нашей стране
Ярославская иконопись 17 века iconЖивое наследие Иконопись появилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году Русь приняла от Византии новую религию христианство.
К этому врмени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в сторого узаконенную, признанную канонической систему изображений....
Ярославская иконопись 17 века icon«Анализ и интерпретация произведений искусства» для направления 540700 – художественное образование специализация 540708– «Дизайн и компьютерная графика»
Анализ произведений древних цивилизаций (Египет, Крит, Шумер), средневековья (древнерусская иконопись, романская, готическая скульптура),...
Ярославская иконопись 17 века iconКраеведческая экспедиция (14-18 июня 2012 г.) Место: деревня Воскресенское Переславский район Ярославская область (см сайт «Близкие дали»
Место: деревня Воскресенское Переславский район Ярославская область (см сайт «Близкие дали»)
Ярославская иконопись 17 века iconИконопись на Руси

Ярославская иконопись 17 века iconДревнерусская иконопись

Ярославская иконопись 17 века iconИконопись и иконы на Руси

Ярославская иконопись 17 века iconИскусство Византии. Иконопись

Ярославская иконопись 17 века iconДревнерусская иконопись шедевры северного Возрождения

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы