Международные экономические отношения России с развивающимися странами icon

Международные экономические отношения России с развивающимися странами



НазваниеМеждународные экономические отношения России с развивающимися странами
Дата конвертации24.07.2012
Размер182,01 Kb.
ТипРеферат
Международные экономические отношения России с развивающимися странами


КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДИСЦИПЛИНА «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ» Реферат Международные экономические отношения России с развивающимися странами Выполнила:Проверила: студентка группы Э-994 доцент кафедры СГН Олейник О.В. КривоусоваЕ.А. Петропавловск-Камчатский, 2002 ПЛАН Стр. 1. Предисловие. 3 2. Россия и взятые в целом развивающиеся страны. 4 3. Сотрудничество России с Китаем и Индией. 11 4. Список литературы 20 Международные экономические отношения России с развивающимися странами ПРЕДИСЛОВИЕ На рубеже ХХ и ХХI веков мировая экономика стала глобальной. Плотныеторговые, инвестиционные и информационные потоки создают универсальноеэкономическое поле, а действующие в нем производственные корпорации ифинансовые институты стирают национальные границы и устанавливают единыеправила игры. Страны, отгородившиеся от глобальной экономики, отброшены наобочину мирового развития. Ряд государств (речь в первую очередь идет о Китае и Индии) частичноизолировали свои экономики от глобального экономического поля. Черезограниченную конвертируемость национальных валют и определенную закрытостьтекущего счета платежного баланса, а также систему ограничений длянерезидентов на фондовом рынке и в сфере прямых инвестиций эти страны-гиганты обеспечили себе относительную свободу маневра на внутреннем рынке.Вместе с тем свои внешние связи и Китай, и Индия выстраивают в полномсоответствии с превалирующими глобальными закономерностями. Из-за двойного банкротства российской (советской) экономики, с точкизрения как исчерпания внутренних потенций развития, так и буквальногобанкротства при взаимодействии с внешним миром (неподъемная задолженность),отношения России с развивающимися (впрочем, и с развитыми) странамиподчинены универсальным правилам игры, может быть, даже в большей степени,чем взаимодействие по линиям «развивающиеся страны – развивающиеся страны»и/или «развивающиеся страны – развитые страны». Будучи банкротом идокатившись до критической зависимости от импорта потребительских товаров,промежуточной продукции, машин и оборудования, Россия в первой половине 90-х годов была вынуждена практически полностью либерализовать текущие икапитальные статьи платежного баланса и ввести полную конвертируемостьнациональной валюты. РОССИЯ И ВЗЯТЫЕ В ЦЕЛОМ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ Россия и взятые в целом развивающиеся страны – разновесные подсистемыглобальной экономики. Совокупный ВВП развивающихся стран больше российскогов 5 раз, экспорт – в 20 раз, экспорт промышленного оборудования итранспортных средств – более чем в 50 раз. Приток прямых иностранныхинвестиций в развивающиеся страны превосходит аналогичный показатель дляРоссии более чем в 50 раз, а прямые инвестиции за рубеж – более чем в 100раз. Не в пользу России и двусторонние экономические сравнения. По объемуВВП и экспорта, притоку инвестиций многие развивающиеся страны обходятРоссию. По общему размеру ВВП Россия в 1999 г. уступала Бразилии, Китаю,Индии, Мексике и Южной Корее. По среднедушевому ВВП, составившему в том жегоду по официальному обменному курсу 1245 долл. (по паритету покупательнойспособности рубля – 7100 долл.), Россия скатилась в группу государств сосредним уровнем развития, пропустив вперед не один десяток развивающихсястран. В докладе ООН за 1997 г., охватывающему 174 страны, России по«индексу человеческого развития» отведено скромное 71-е место. При этомедва ли не по всем значимым позициям положение России в мировой экономикепродолжает ухудшаться. Начало XXI в. Россия встречает как средняя по масштабам народногохозяйства страна, которая к тому же серьезно перегружена внешнейзадолженностью и безнадежно отсталыми и стремительно деградирующимиосновными производственными фондами. Эти реалии и предопределяют характер иструктуру экономического взаимодействия России с развивающимися странами,многие из которых, напротив, переживают хозяйственный подъем. Рассмотримэто взаимодействие через призму торговых, инвестиционных и долговыхпотоков. Начнем с торговли. Удельный вес развивающихся стран в российскомэкспорте в 1996-1998 гг. снизился с 18.2 до 16.9% (таблица 1). При этомэкспортные потоки из России сконцентрированы на небольшом числе рынков.Около 80% российского экспорта в развивающиеся страны приходится всего на10 государств, а почти треть – на Китай. Примечательно, что относительная значимость экспорта на рынки бурнопрогрессирующих «драконов» и «тигров» Восточной Азии падает. С учетом тогообстоятельства, что ни у одного из крупнейших российских импортеров (заисключением Кубы) импорт из России не превышает 5% их совокупного импорта,это свидетельствует о неспособности российских экспортеров встроиться вконтуры расширенного воспроизводства в наиболее динамичной зоне глобальнойэкономики.Таблица 1. Торговая взаимозависимость развивающихся стран и России (%)| |Экспорт |Импорт || |Доля в |Доля России в |Доля в |Доля России в || |российском |экспорте |российском |импорте страны|| |экспорте |страны |импорте | ||Китай |8.4 |37.6 |9.2 |11.0 |8.3 ||Турция |42.1 |30.9 |6.6 |0.8 |1.5 ||Индия |0.1 |7.2 |10.3 |24.6 |24.0 ||Республика |11.0 |27.9 |7.1 |1.8 |17.4 ||Корея |0.9 |41.8 |18.1 |11.9 |13.1 ||Иран |1.6 |28.6 |24.9 |15.5 |19.2 ||Египет |22.4 |10.3 |1.0 |14.3 |43.1 ||Вьетнам |3.8 |79.3 |0.3 |0.7 |13.1 ||Тайвань |64.9 |3.4 |0.5 |18.3 |5.8 ||Куба |31.7 |9.4 |0.02 |5.5 |10.9 ||Сингапур |16.5 |31.0 |8.7 |9.6 |11.1 ||10 стран | | | | | | На первый взгляд широкие возможности перед Россией открыты в импортекапитала из развивающихся стран. На 1 июля 1999 г. удельный вес этих странв накопленных в российской экономике прямых инвестициях достигал 33%(таблица 4). Однако детализация данных показывает, что основным инвесторомв Россию из числа развивающихся стран был Кипр. Между тем хорошо известно,что это островное государство выбрано российскими банками и финансово-промышленными группами в качестве основного канала для вывоза капитала изотечественной финансовой системы. Проще говоря – в качестве площадкиотмывания капитала, массово бегущего из России, и придания ему статусанерезидентного. Впоследствии этот капитал частично реинвестируется вэкономику страны происхождения.Таблица 3. Структура экспорта развивающихся стран в Россию в 1997 г. (%)| |Продовольс|Текстиль, |Транспорт|Электроника, || |твие и |одежда, |ные |домашние || |напитки |обувь |средства |приборы и || | | | |оборудование ||Китай |26.5 |13.3 |8.6 |3.8 ||Республика |9.3 |3.7 |35.7 |15.2 ||Корея |53.8 |2.9 |6.7 |1.3 ||Индия |17.1 |11.4 |19.4 |5.6 ||Турция |83.0 |0.3 |4.0 |0.1 ||Бразилия |99.9 | |0.0 |0.0 ||Куба |6.7 |0.3 |4.8 |28.6 ||Сингапур |89.4 | |0.01 |0.0 ||Аргентина |0.02 |10.0 |30.4 |15.0 ||Тайвань |81.4 |4.3 | |1.2 ||Индонезия |32.4 |6.4 |13.2 |5.9 ||10 стран | | | | | Отмывание капитала через специфические финансовые зоны с либеральнымвнешнеторговым, банковским и инвестиционным законодательством –общепринятая мировая практика. Так, согласно некоторым оценкам, болееполовины прямых иностранных инвестиций, поступавших в китайскую экономику в90-е годы, на деле имели континентальное происхождение и просторециклировались через Гонконг. Кипр, для того чтобы играть роль российскогоГонконга, существенно адаптировал свое законодательство и подстроил его подинтересы российских деловых партнеров. В современной российской действительности размытость отношенийсобственности, а главное крайне неблагоприятные исходные предпосылки длястановления института частной собственности делают работу через офшорнеизбежной. Только такие способы ведения бизнеса позволяют формирующимсячастным собственникам страховать системные риски. Вместе с тем подобнаяинтеграция в «серую» зону мировой экономики оборачивается существеннымиэкономическими потерями для страны происхождения «маятникового» капитала. Без учета псевдокипрских потоков, а также ресурсов из некоторых другихофшорных зон и налоговых гаваней глобальной экономики вклад развивающихсястран в общий приток прямых инвестиций в российскую экономику падает до3.6%, или чуть более 350 млн. долл. Около 45% приходится на Турцию,примерно 1/5 – на Южную Корею. Еще по 20-35 мл. долл. инвестировали вРоссию Сингапур, Гонконг и КНР. Даже для отличающихся глобальнойинвестиционной агрессивностью турецких и южнокорейских компаний, не говоряуже о компаниях других НИС, российская экономика не являетсяпривлекательным объектом для инвестирования. Еще одной формой экономического взаимодействия России и развивающихсястран являются потоки ссудного капитала. Причем Россия выступает и каккредитор, и как заемщик. Долговые отношения несут сильнейший отпечатокнедавнего советского прошлого. Особенно это справедливо в отношениизадолженности, оставшейся в наследство от СССР. Совокупный долг бывших советских партнеров из Третьего мираоценивается в 100 млрд. руб., или около 150-160 млрд. долл. по тогдашнемукурсу Госбанка СССР. Правда, оценка эта весьма условна. Кредитные отношенияоформлялись в те времена юридически неряшливо и редко содержали валютнуюпривязку, то есть фиксацию объема кредита в твердой валюте. Это даловозможность многим должникам отречься от обязательств. К тому жеподавляющая часть кредитов предоставлялась под поставки оружия. Убольшинства бывших советских партнеров в Третьем мире радикально сменилисьправительства и режимы, и многие государства отказались признатьвнешнеполитические долги. Не менее существенно то обстоятельство, что значительная частьзадолженности приходится на так называемые «наименее развитые страны».Мировое сообщество регулярно списывает задолженность этих государств.Вступление в Парижский клуб автоматически предполагает, что и Россиипридется присоединиться к подобной практике. Следует также учитывать, что при институциональном хаосе, отсутствиигосударства и всепроникающей коррупции значительная часть долгов многихразвивающихся стран бывшему СССР оказалась приватизирована. По сообщениямроссийской печати, такая судьба постигла, например, долги Анголы и Нигерии. От СССР унаследован и долг самой России таким странам, как Южная Кореяили Кувейт. Российское правительство охотно получило бы новые кредиты.Однако число финансовых доноров среди развивающихся стран невелико, аупомянутые кредиторы озабочены возвратом прежних кредитов. Например, наначало 1999 г. российская задолженность только Южной Корее оценивалась в1.8-1.9 млрд. долл., и стороны вовлечены в трудные переговоры по погашениюэтой задолженности. Поэтому надежды на то, что развивающиеся странывыступят в качестве источника свежих займов и кредитов, беспочвенны. Сравнительно новой формой взаимодействия в 1995-1998 гг. стал приходкапитала из развивающихся стран на российский финансовый рынок. Речь идетглавным образом о рынке краткосрочных государственных обязательств, так какпортфельные инвестиции компаний из развивающихся стран в акции российскихпредприятий не превышают 100 млн. долл. (таблица 4). По некоторым данным, впериод подъема рынка ГКО-ОФЗ на нем обращалось до 4 млрд. долл.южнокорейского происхождения. Это, кстати, в десятки раз превышает объемроссийско-южнокорейского товарооборота и в сотни раз – прямые инвестицииюжнокорейских чеболей в российскую экономику. Стоит ли говорить, чтодвижение краткосрочного капитала независимо от страны его происхождениявсецело диктуется закономерностями функционирования мирового финансовогорынка.Таблица 4. Участие развивающихся стран в накопленных иностранныхинвестициях в России (млрд. долл., в скобках - %)| |На 1 июля 1999 г. || |все типы |прямые |портфельны|займы и || |инвестиций| |е |кредиты ||Иностранные инвестиции, |26.1 |10.1 |0.2 |15.7 ||накопленные в российской|(100.0) |(100.0) |(100.0) |(100.0) ||экономике | | | | ||Инвестиции из | | | | ||всех развивающихся стран|3.7 (14.3)|2.8 (28.0)|0.1 (4.1) |0.2 || | | | |(5.0) ||развивающихся стран без |0.8 (3.1) |0.4 (4.4) | |3.0 ||Кипра | |0.4 (3.6) | |(2.0) ||развивающихся стран без | | | |0.2 ||офшорных зон и налоговых| | | |(1.0) ||гаваней | | | | | Таким образом, экономическое взаимодействие России и развивающихсястран полностью подчинено глобальным закономерностям, а по своему характеруи наполнению принципиально не отличается от отношений с наиболее развитымимировыми центрами. Здесь нет ничего удивительного, так как экономическаяструктура российских партнеров из развивающихся стран сама представляетсобой продукт глобализации. В этом смысле российскими контрагентамиявляются национальные экономики, вписанные в глобальный контекст иразвивающиеся в рамках глобальных императивов. При этом в 90-е годы ироссийская экономика находится под определяющим влиянием глобализации.Последняя фактически и сформировала экономическую и даже социальнуюструктуру постсоветской России. В ближайшие десятилетия доминирующеевоздействие глобализации и на Россию, и на развивающиеся страны будет лишьусиливаться. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С КИТАЕМ И ИНДИЕЙ Среди развивающихся стран есть две – Индия и Китай, с которымиотношения России отличаются немалой спецификой, особенно заметной в сферегеополитики. Еще в апреле 1995 г. в ответ на решение НАТО о расширении наВосток президент Б. Ельцин заявил о возможности нового блокового делениямира. В апреле 1996 г. Россия и Китай в совместной декларации зафиксировалисвое понимание мироустройства в XXI в. как мира многополярного. Идея омногополярном мире получила развитие в ряде совместных деклараций 1997-1998гг. В 1998 г. тогдашний премьер-министр России Е. Примаков обозначил идеюсоздания нового стратегического треугольника «Россия-Китай-Индия». Наконец,в 1999 г. после военных действий НАТО в Югославии Россия резкоинтенсифицировала военные контакты с Китаем, которые к тому же былипереведены на беспрецедентно высокий уровень. Анализ внешнеполитических и блоковых сюжетов не входит в задачу даннойработы. Важнее ответить на вопросы: существуют ли объективные экономическиеосновы для сближения России с Индией и Китаем? И, главное, насколькоинтенсификация взаимодействия с азиатскими гигантами отвечает российскимнациональным интересам?Таблица 5. Внешняя торговля России с Китаем и Индией| |1995 г. |1996 г. |1997 г. |1998 г. ||Экспорт, млн. долл. ||В Китай |3432 |4722 |3981 |3169 ||В Индию |998 |794 |918 |585 ||% от экспорта | | | | ||России в |4.3 |5.5 |4.7 |4.4 ||Китай |1.2 |0.9 |1.1 |0.8 ||Индию | | | | ||Импорт, млн. долл. ||Из Китая |865 |1003 |1261 |1160 ||Из Индии |614 |602 |801 |668 ||% от импорта | | | | ||России из |1.9 |2.2 |2.4 |2.7 ||Китая |1.3 |1.3 |1.5 |1.5 ||Индии | | | | ||Экспорт машин и оборудования, млн. долл. ||В Китай |458 |330 |438 |697 ||В Индию |189 |283 |226 |180 ||% от экспорта | | | | ||России в |13.6 |7.0 |11.0 |22.0 ||Китай |19.0 |35.7 |24.6 |30.8 ||Индию | | | | ||Доля в совокупном экспорте машин и оборудования России, % ||Китай |12.6 |9.0 |11.1 |19.4 ||Индия |5.2 |7.7 |5.7 |5.0 ||Экспорт транспортных средств, млн. долл. ||Китай |238 |850 |330 |241 ||Индию |439 |220 |225 |111 ||% от экспорта | | | | ||России в |7.1 |18.0 |8.3 |7.6 ||Китай |44.0 |27.7 |24.0 |19.0 ||Индию | | | | ||Доля в совокупном экспорте транспортных средств России, % ||Китай |6.0 |20.3 |7.8 |6.5 ||Индия |11.0 |5.3 |5.3 |3.0 | Экономические связи России с этими странами сводятся почтиисключительно к торговле. При этом ни российско-индийская, ни российско-китайская торговля не отличается особым динамизмом (таблица 5). Достигнувлокального пика в 4.7 млрд. долл. в 1996 г., российский экспорт в Китай запоследующие два года заметно сократился и в 1998 г. составил 3.1 млрд.долл. Российский экспорт в Индию во второй половине 90-х годов не превышал1 млрд. долл. В сумме две крупнейшие страны мира притягивают к себепримерно 5% совокупного экспорта России и обеспечивают 4% ее импорта. Несколько иначе ситуация видится, если посмотреть на структуруторговли. В российском экспорте в Индию в 1994-1998 гг. удельный вес машини оборудования лишь однажды опустился ниже 20%, а в целом стабильнонаходился на отметке 25-35%. Еще 20-25%, а в 1995 г. – даже 44% экспортаРоссии в эту страну приходилось на транспортные средства. Доля машин иоборудования в российском экспорте на китайский рынок выросла с 13.3% в1994 г. до 22% в 1998г. Нельзя не отметить рваную динамику высокотехнологичного российскогоэкспорта на рассматриваемые рынки. Так, экспорт машин и оборудования вИндию достиг локального пика в 283 млн. долл. в 1996 г. и с этого моментаустойчиво снижается. Для экспорта в эту страну транспортных средств годомлокального пика стал 1995 г. Перепады в абсолютных объемах торговлимашинами, оборудованием и транспортными средствами выражены еще более ярко. В значительных пределах колеблются доли Китая и Индии и в совокупномроссийском экспорте по соответствующим товарным группам. В 1994-1997 гг.Китай стабильно поглощал около 1/10 экспорта машин и оборудования. Однако в1998 г. на его долю пришлась уже 1/5. аналогичная доля Индии в 1994-1998гг. колебалась около усредненной отметки в 5%, но со второй половиныдесятилетия демонстрирует отчетливую тенденцию к снижению. В 1996-1998 гг.заметно сократилась и относительная значимость поставок на китайский рыноктранспортных средств. В целом, если исключить пиковые 1996 и 1998 гг. Китайи Индия поглощали около 15-17% российского экспорта машин и оборудования и10-15% экспортных поставок транспортных средств. Спазматическая динамика торговли машинами, оборудованием итранспортными средствами объясняется, по-видимому, большим удельным весом вэтих поставках таких специфических товаров, как оружие, продукция ядерногокомплекса и энергетическое оборудование. Так, на Китай и Индию приходитсядо 75-80% всего военно-технического экспорта России. Обе страны, наряду сИраном, являются крупнейшими зарубежными рынками для российских атомщиков. Из-за отсутствия исходной информации оценить экономическуюэффективность сделок с оружием трудно. Как отмечают аналитики, доступнаястатистика не позволяет судить о том, какая часть поставок российскогооружия оплачивается встречными поставками товаров, какая поставляется вкредит или в качестве оплаты за старые долги. Известно, однако, что всделках с Китаем и Индией неденежные формы оплаты фигурируют особенночасто. По некоторым данным, приводимым в российской печати, Китайоплачивает бартером около 40% сумм военных контрактов. При этом китайскаясторона сама выбирает номенклатуру товаров, которыми расплачивается.Возможно также, что военный экспорт в Индию финансируется за счетроссийских кредитов. Экономические выгоды от торговли оружием находятся под вопросом нетолько потому, что основные покупатели расплачиваются чем угодно, но неденьгами. При продолжающемся бесплатном потреблении энергоресурсовроссийской обрабатывающей промышленностью, которое статистическиоформляется как неплатежи, а также при низких внутренних ценах наэнергоресурсы, значительно уступающих мировым, в принципе невозможносоставить ясное представление о том, насколько оружейный, как и прочийнесырьевой, экспорт эффективен экономически. Та же проблема актуальна и для оценки сотрудничества в ядерной сфере.Общая стоимость контрактов по строительству атомных электростанций в Индиии Китае оценивается в 5-6 млрд. долл. Для российского ядерного комплексапрорыв на индийский и китайский рынки – несомненный успех. Тем более, чтообе страны реализуют долговременные национальные программы по развитиюядерной энергетики, и в ближайшие годы объем заказов на этих рынкахсоставит десятки миллиардов долларов. Однако и в этой сфере имеется немало моментов, существенно снижающихэкономическую ценность сотрудничества для России. Во-первых, контрактыоформлены как российские кредиты. Возникает закономерный вопрос о том,способна ли страна, находящаяся в непростой финансовой ситуации, отвлекатьзначительные ресурсы для реализации проектов в третьих странах без ущербадля собственной экономики. Во-вторых, кредиты по обоим проектам будут взначительной мере погашаться не деньгами, а встречными поставками товаров иуслуг. Таким образом, партнеры России извлекают из сотрудничества максимальновозможные прямые экономические выгоды. Получают на весьма льготных условияхдолгосрочные кредиты, открывают доступ к новейшим технологиям, ускореннымитемпами создают стратегические отрасли промышленности, стимулирующиеобщеэкономический рост, наконец, обеспечивают экспортные рынки для своейпищевкусовой и легкой промышленности, а также для строительных и ремонтныхуслуг. Для России «сухой остаток» прямых экономических выгод несопоставимоскромнее. Это – поддержание на плаву промышленных предприятий и сохранениерабочих мест. Примерно по аналогичной схеме развивается сотрудничество российскогоавиакосмического комплекса с западноевропейскими и американскимипартнерами. Правда, в этом случае вместо встречных товаров поставокфигурируют деньги. Пользуясь удручающим положением российских предприятий иисследовательских институтов, западные корпорации выжимают максимум изостатков бывшего советского наследия, минимизирую собственные издержки нарабочую силу, научно-исследовательские и конструкторские разработки, атакже расходы на природоохранные мероприятия. Сама логика выживания созданных в советское время массивных нерыночныхобразований заставляет и атомную, и авиакосмическую индустриюинтегрироваться в глобальную экономику весьма специфическим образом. Вобоих случаях основной экономический эффект от их деятельности получаютконтрагенты. Российской же стороне, если абстрагироваться от поддержаниятекущего производства и занятости, достаются преимущественно издержки,включая экологические. При этом экономический эффект от развития технически относительнопередовых, но, по-видимому, убыточных в рыночном смысле производств – то,что в экономической литературе принято обозначать как «прямые и обратныесвязи», «побочные эффекты» и «внешние эффекты», отсутствует. Точнее,нерыночные по природе образования генерируют и стимулируют столь женерыночные по природе смежные и обсуживающие производства. Способности жеподобных комплексов в массовом порядке переключиться на эффективныйрыночный спрос оказались весьма ограниченными. Неравноценными являются и косвенные экономические выгоды, извлекаемыестранами из взаимного сотрудничества. Китай, например, научилсяиспользовать в своих интересах фактор России даже на стадиипредварительного обсуждения крупных международных проектов. Сталкивая врамках международных тендеров конкурирующие компании из различных стран икосвенно подыгрывая при этом антигегемонистской риторике определенныхкругов российского политического и военного истеблишмента, Китай на делепреследует цель добиться максимально выгодных финансовых и экономическихусловий при заключении контрактов с западноевропейскими и американскимикорпорациями. Именно по такому сценарию был раскручен многомесячный тендерпо энергетическому контракту «Три ущелья». Подогревая ожидания российскойстороны, китайцы параллельно добились существенных уступок от западныхкомпаний, которые в итоге и выиграли тендер. Чуть приоткрыв свой ядерный рынок для российских компаний, Китайреализовал сразу несколько целей экономического порядка. Во-первых,пришпорил проникновение на свой ядерный рынок американских корпораций.Российский фактор, безусловно, сыграл свою роль в том, что администрацияпрезидента Клинтона сняла запрет на продажу гражданских ядерных технологийв Китай. Во-вторых, установил для будущих контрактов в этой сфередостаточно высокую технологическую планку. Российские атомщики неоднократноподчеркивали, что построенный ими в Китае завод по обогащению природногоурана относится к числу технологически передовых. В-третьих, необыкновеннольготные для Китая условия контрактов с Россией используются длявыторговывания уступок в ожидаемых проектах с западным участием. Еще большие косвенные выгоды Китай извлекает из военногосотрудничества с Россией. Закупки современных самолетов и многихавиационных технологий и лицензий позволили китайской военной авиациисовершить технологический рывок. Недаром из 250 поставляемых в Китайистребителей СУ-27 около 200 машин будут собираться местнойпромышленностью. При этом китайская сторона намерена производить до 70%комплектующих, используемых при сборке самолетов. Парадоксально, но оченьскоро последствия этого рывка почувствует российский гражданский авиапром. Как показывает опыт последних десятилетий, китайская промышленностьбыстро начинает производство «собственной» продукции, адаптирую импортныеаналоги к своим технических возможностям и распространяя адаптированныетехнологии по всем сопряженным военным и гражданским производствам. Притрадиционно легком отношении Китая к проблеме авторских прав защищатьтехнологические изобретения и разработки иностранцам, как правило, неудается. Этот пример подводит к очень неприятному с точки зрения экспортныхперспектив российского машиностроения выводу. Как только Китай благодаряимпорту технологий поднимет свою обрабатывающую промышленность на уровень,сопоставимый с российским, китайские производители, опираясь наотносительную дешевизну своей рабочей силы, в конечном счете выдавятроссийских конкурентов практически со всех мировых рынков. Прагматизмом в отношении России отмечена и текущая политика Индии.Страна – один из крупнейших должников России (доставшихся в наследство отСССР), который регулярно расплачивается по своему основному долгу ипроцентам. Выплаты достигают почти 1 млрд. долл. в год. На конец 1999 г.непогашенный остаток долга составлял примерно 5 млрд. долл., но и он будетвыплачен в 2000-2005 гг. При этом выплаты производятся не конвертируемойвалютой, а клиринговыми рупиями, которые заинтересованные российскиепредприятия могут покупать на специальных аукционах министерства финансов ииспользовать для покупки индийских товаров. Часть долга прямо погашаетсяпрямыми поставками товаров. Сотрудничество с Россией (как ранее с СССР) в ядерной области нетолько открывает Индии доступ к новым технологиям, но позволяетпреодолевать ей международную блокаду. Вписав взаимодействие с Россией в свои долгосрочные стратегииразвития, и Китай, и Индия пресекают любые направления сотрудничества, еслиони не отвечают их экономическим интересам. Так, Китай по крайней мере на1999-2001 гг. приостановил даже обсуждение возможностей закупки российскихгражданских самолетов, как и сотрудничества в области авиастроения.Официальные китайские представители прямо указали на неконурентоспособностьроссийских самолетов и призвали российский бизнес относиться к китайскомурынку с учетом тенденций, превалирующих на мировом рынке самолетостроения.В марте 1999 г. крупнейший производитель стали в КНР обвинил российскиеметаллургические заводы в демпинге и инициировал рассмотрение проблемы ихдопуска на китайский рынок. Антидемпинговые расследования против российскихпроизводителей были возбуждены в 1999 г. и в Индии. Разрабатываемые проекты сотрудничества нацелены на закрепление заРоссией роли поставщика сырьевых ресурсов для Китая, Индии и всего АТР.Среди подобных проектов и идея экспорта природного газа с Ковыктинскогоместорождения близ Иркутска в Китай и Южную Корею. Планируетсятранспортировка на китайский рынок природного газа, разрабатываемых врамках российско-американско-японского проекта «Сахалин-1». Проектируетсястроительство высоковольтных линий для транспортировки электроэнергии вКитай. Эти и другие проявления «национальных экономических эгоизмов»составляют суть рыночной экономики и глобальной конкурентной борьбы.Спецификой является то, что, подыгрывая «антигегемонистской» риторике,Китай и Индия решают задачу максимально благоприятного для них вписывания вглобальную экономику. С российской же стороны мы фактически наблюдаемреанимацию советской модели сотрудничества, ибо за косвенную поддержкуантизападной и антиамериканской риторики Россия платит весьмаконвертируемыми на мировом рынке товарами и технологиями. Реанимация такойоткровенно донорской модели способствует тому, что сама Россия выпадает изглобальных процессов и маргинализируется. Россия и ее основные партнеры из числа развивающихся стран находятсяпод определяющим воздействием глобализации. Соответственно и взаимодействиемежду ними должно полностью вписываться в рыночные закономерности. И этизакономерности определяют, что для большинства успешно развивающихся странроссийская экономика выступает и будет еще долгое время выступать вкачестве источника сырья и поставщика простейших видов металлургической ихимической продукции. Отдельные успехи в продвижении российского несырьевого экспорта нарынки азиатских гигантов достигнуты за счет отклонения от универсальныхимперативов рынка. В среднесрочной перспективе подобные «успехи» лишьусугубляют родовые пороки российской экономики, обостряя ее финансово-ресурсную несбалансированность и усиливая донорскую нагрузку на нефтяную игазовую промышленность и электроэнергетику. Для Китая и Индии экономическое взаимодействие с Россией полностьювписывается в алгоритм их собственного развития, органичным элементомкоторого является эффективное включение в глобальную экономику. Для Россииже это взаимодействие в нынешнем его состоянии является по преимуществупаллиативом, который способствует продлению переходного состояния крупныхсегментов отечественной промышленности. Учитывая структурные иинституциональные характеристики современной российской экономики, этапереходность, по-видимому, неизбежна. Однако искуственное затягиваниепереходности вредно. Национальным интересам России отвечает полный переводсотрудничества с бурно растущими Индией и Китаем в прагматическое русло нарыночной основе и гармонизация экономических и геополитических императивов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Долматова С.А. «Развивающиеся страны» 2. Юрлов Ф.Н. «Россия и Индия в меняющемся мире» 3. Журналы «Мировая экономика и международные отношения» за 1999-2000гг.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Международные экономические отношения России с развивающимися странами iconДокументи
1. /Мировая экономика и международные экономические отношения/Мировая экономика и международные...
Международные экономические отношения России с развивающимися странами iconМеждународные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений
Активно воздействуя на международные экономические отношения, международные (транснациональные) корпорации (тнк) формируют новые...
Международные экономические отношения России с развивающимися странами iconПрограмма дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения»» по направлению 030700. 62 «Международные отношения»

Международные экономические отношения России с развивающимися странами iconПрограмма дисциплины «Международные экономические отношения» для направления 030700. 62 «Международные отношения»

Международные экономические отношения России с развивающимися странами icon80 минут Количество заданий: 28 Требования гос к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы
России. Международные валютно-расчетные отношения. Платежный и расчетный балансы. Международный рынок рабочей силы, его регулирование....
Международные экономические отношения России с развивающимися странами iconРабочая программа дисциплины Мировая экономика и международные экономические отношения
Название дисциплины – «Мировая экономика и международные экономические отношения»
Международные экономические отношения России с развивающимися странами icon«Мировая экономика и международные экономические отношения»
Название дисциплины – «Мировая экономика и международные экономические отношения»
Международные экономические отношения России с развивающимися странами iconЭкономические и политические отношения РФ со странами Персидского Залива оглавление
Ссср контакты были развиты не в достаточной мере или вообще не были оформлены в ряде случаев дипломатически. При этом Россия стремилась...
Международные экономические отношения России с развивающимися странами iconОдобрено учебно-методическим советом факультета мировой экономики и торговли международные экономические отношения учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2008
Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Международные экономические отношения России с развивающимися странами iconПрограмма по дисциплинам «экономическая теория», «мировая экономика» И«международные экономические отношения» Тема Введение в экономическую теорию
Программа по дисциплинам «экономическая теория», «мировая экономика» и «международные экономические отношения»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы