Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина icon

Жанр автобиографии на примере "Автобиографии" Бенджамина Франклина



НазваниеЖанр автобиографии на примере "Автобиографии" Бенджамина Франклина
Дата конвертации10.07.2012
Размер218,17 Kb.
ТипРеферат
Жанр автобиографии на примере "Автобиографии" Бенджамина Франклина


Министерство высшего образования РФ Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена Факультет иностранных языков К У Р С О В О Й П Р О Е К Т Тема: Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина Руководитель: Абиева Н. А. Санкт-Петербург 2002 Содержание:|Введение |3 ||Жанр автобиографии на примере «Автобиографии» Бенджамина Франклина |7 ||Заключение |21 ||Список литературы |22 | Автобиография (греч. autуs – сам, bнos – жизнь, grбpho – пишу), формабиографии, где главным героем является автор; обычно пишется от первоголица и охватывает большую (или самую важную) часть его жизни. Автобиографическая установка, если рассматривать ее в историческойперспективе, гораздо более характерна для Нового времени, нежели для эпохиантичности. Быть может, истоки самоанализа следует искать даже не вантичной литературе, а в ветхозаветных псалмах, книгах пророков иновозаветных посланиях. Но автобиография – это не просто самоанализ, ейтребуется определенная повествовательная форма. В развитии автобиографиикак таковой четко прослеживаются четыре (не следующие непосредственно другза другом) периода: они совпадают с эпохами потрясений и переворотов. Вподобных обстоятельствах отдельные личности испытывали острую потребность всамовыражении – и создавали выдающиеся произведения, тем самым, создаваяжанр автобиографии. Один из таких конфликтных периодов пришелся на эпоху крушения античногомира, и первым великим автобиографом был св. Августин. После Августинавплоть до эпохи Возрождения и Реформации не было создано ни однойзначительной автобиографии. Жанр автобиографии поднялся на новую ступеньглавным образом благодаря Бенвенуто Челлини (1500–1571; «ЖизньБенвенуто…»), Дж. Кардано (1501–1576; «О моей жизни») и М. Монтеню. Еслисв. Августин описывал главным образом свой внутренний мир, то Челлинисосредоточен на мире внешнем. Кардано и Монтень интересных историй нерассказывают, зато оба – первоклассные мастера психологическогоавтопортрета. Кардано классифицирует все человеческие качества, а потомописывает, как каждое из них преломляется в его собственном характере.Повествование Монтеня лишено системы, но отличается превосходнымихарактеристиками. Из автобиографов этого второго периода следует такжеупомянуть Эразма Роттердамского, Р. Грина и Дж. Беньяна. Третий период расцвета автобиографического жанра был связан с векомПросвещения. Типичный автор этого периода – Ж. Ж. Руссо. В «Исповеди» идругих автобиографических сочинениях («Прогулки одинокого мечтателя», 1802)он описывает себя без всяких прикрас и пускается в откровения, граничащие сэксгибиционизмом. Создателями наиболее известных автобиографическихсочинений этого и следующего веков были Б. Франклин, К. Гольдони, Дж.Казанова, Эд. Гиббон, И. В. Гёте, Шатобриан, В. Скотт, Анри Бейль(Стендаль), Ли Хант, Т. Де Куинси, А. Ламартин, Дж. Г. Ньюмен, Г. Берлиоз,Жорж Санд, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, А. Герцен, А. Троллоп, Г. Торо, Д.Рескин, Э. Ренан, Л. Толстой и Ф. Ницше. С началом XX века автобиография вступает в четвертый период своегоразвития. Новые открытия в области психологии заставляли задуматься осложности человеческой личности, в том числе о бессознательных механизмахпсихической деятельности. Появились конкурирующие идеологии, и ихсоперничество выливалось уже не в «войны» идей, но в войны в буквальномсмысле этого слова – и в масштабах, превосходивших все прошлые конфликты.Неудивительно, что в XX в. было написано больше автобиографий, чем за всепредыдущие эпохи вместе взятые. Однако было бы затруднительно выделитькакую-то одну из них как типичную для своей эпохи. К числу лучшихавтобиографов XX века можно отнести Г. Адамса, Г. К. Честертона, Т.Драйзера, Х. Эллиса, А. Жида, Эд. Госса, М. Горького, Г. Джеймса, МаркаТвена, Г. Дж. Уэллса, У. Б. Йитса и Ж. П. Сартра. Если рассматривать автобиографический жанр более с литературной, нежелис исторической точки зрения, в нем можно выделить ряд составляющих.Автобиографии различаются, во-первых, по соотношению физических и«ментальных» событий – по тому, сколько места отводится, с одной стороны,поступкам, наблюдениям и окружению автора, а с другой – его мыслям ипереживаниям. Во-вторых, автобиографии различаются по разнообразию и широтезатронутых в них проблем, что, в свою очередь, зависит от возможностей ижизненного опыта автора, от характера его интересов и кругозора. В-третьих,имеются еще различия морального свойства, частично обусловленные некоторымидополнительными факторами: «активностью» и надежностью памяти автобиографа,его честностью и объективностью, откровенностью, с которой он рассказываето себе или выносит те или иные оценки. Наконец, автобиографии различаютсяпо своим художественным достоинствам – по тому умению, с каким авторотбирает самое важное, организует материал, оценивает взаимосвязи причин иследствий и выявляет единый план за многообразием жизненных явлений. Цель автобиографии – представить жизнь (или какую-то ее часть) какнекое целое, когда описываемые события отделены от настоящего некимвременным промежутком и автор может отнестись к ним более или менеебеспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую илименьшую осмысленность. Следовательно, автобиография отличается от дневника,день за днем фиксирующего факты и впечатления. Она отличается также и отвоспоминаний (хотя их часто путают), потому что представляет собой личнуюисторию автора, в то время как мемуары – историю событий, в той или инойстепени затрагивающих все общество. Хотя жанр автобиографии обычно считают прозаическим, по крайней мереодин его прославленный образец, «Прелюдия» У. Вордсворта, завершенная в1805, имеет форму поэмы. Вообще автобиографические мотивы (скрыто или явно)встречаются в поэзии не так уж редко: достаточно вспомнить «Сатиры» и«Послания» Горация, «Новую жизнь» Данте, «Паломничество Чайльд Гарольда»Дж. Байрона, «In Memoriam» А. Теннисона. Те же мотивы часто присутствуют вэссеистике – у Ч. Лэма, У. Хэзлитта, Р. Л. Стивенсона и других авторов.Более того, даже личное письмо – в сущности, автобиографический «анекдот» икомментарии к нему (правда, столь же фрагментарные, как дневниковаязапись). Показательны в этом отношении письма Х. Уолпола и Вирджинии Вулф. Иногда в форму автобиографии облекались вымышленные истории – «РобинзонКрузо» Д. Дефо, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта, «Похождения Жиля Блаза»А. Р. Лесажа, «Приключения Родерика Рэндома» Т. Смоллетта, «Роб Рой» В.Скотта, «История Генри Эсмонда» У. М. Теккерея и многие другие книги. Ностоль же часто происходило обратное: романисты заставляли своих героевпройти через испытания, повторявшие их собственный жизненный опыт. Наиболееизвестные примеры такого рода – «Амелия» Г. Филдинга, «Дэвид Копперфилд» Ч.Диккенса, «Адольф» Б. Констана, «Она и он» и другие романы Жорж Санд, «ДженЭйр» Шарлотты Бронте, все романы Л. Толстого, «В поисках утраченноговремени» М. Пруста, «Сыновья и любовники» Д. Г. Лоренса и «Бремя страстейчеловеческих» У. С. Моэма. Бенджамин Франклин (1706—1790) принадлежит к числу выдающихсяамериканских прогрессивных мыслителей и общественных деятелей. Он сочетал в своем лице крупнейшего ученого-энциклопедиста,блестящего пропагандиста просветительских идей и активного деятелябуржуазной революции. По решению Всемирного Совета Мира 250-летиесо дня рождения Франклина отмечалось во всех странах. Научная и общественная деятельность Франклина неразрывно связана самериканской буржуазной революцией, с справедливой войной американскогонарода за свою независимость в 1775—1783 годах.Самым крупным по объему и наиболее известным произведением Франклинаявляется «Автобиография» (The Life of Benjamin Franklin written byHimself). Она была начата Франклином в 1771 г. в Англии, писалась в течениемногих лет, но так и осталась незаконченной. В первом из фрагментовописывается его детство и жизнь до женитьбы в 1730 г. Второй, болеекороткий фрагмент, содержащий известные дидактические страницы о моральномсамоусовершенствовании, был написан во Франции в 1784 г. Третий ичетвертый, добавленные Франклином уже в США в последние годы его жизни,доводят повествование до 1757 г., обрываясь на эпизодах, связанных сприездом Франклина в Англию в качестве представителя Пенсильвании.Сохранившийся план работы показывает, что Франклин намеревался написатьисторию всей своей жизни. Появление книги в свет также имеет своюдлительную историю. Первая и вторая части были напечатаны в Париже вофранцузском переводе в 1791 и 1798 гг. На языке подлинника «Автобиография»вышла целиком лишь в 1868 г.Автобиография Франклина — это рассказ человека «третьего сословия» о том,как он, полагаясь только на свои силы, достиг знаний и славы. Многиеэпизоды этого жизнеописания стали классическими, как, например, появлениебесприютного юноши Франклина на улицах Филадельфии — города, который долженбыл стать ареной его возвышения, — с тремя краюхами хлеба, купленными напоследние деньги. Без всякой рисовки Франклин повествует о своей жизни,комментирует свои удачи и критикует ошибки. Идеологическая схемаавтобиографии такова: сперва Франклин применяет выработанные им правилапрактической морали для достижения материальной независимости; затем ониспользует материальное благополучие для дальнейшего просвещения своегоразума и для деятельности на пользу общества.Пафос рассказа, как это хорошо чувствовали современники, был в том, чтогерой автобиографии, молодой буржуа, возвышался не путем отречения отсвоего класса и перехода к аристократии и не в качестве «плута»,достигающего своей цели ценой обмана и унижений перед сильными мира сего,но в рамках повседневной жизненной практики буржуазии и как ее выдающийсяпредставитель, которого не могут не признавать даже враги. Друг ФранклинаВоган, прочитав первую часть «Автобиографии», писал Франклину (убеждая егоопубликовать рукопись), что история его жизни может иметь большее значение,чем «все жизни Плутарха, взятые вместе». Воган намечает несколько важнейших(с точки зрения буржуазного Просвещения) воспитательных задач, которыепризвана выполнить книга Франклина: она покажет, что человек не является посвоей природе злобным животным и что его моральные качества зависят отусловий воспитания; она покажет, сколь мало необходимо знатноепроисхождение «для счастья, добродетели и величия». Наконец, она будетспособствовать надлежащему взгляду на американскую революцию, показаввысокие достоинства одного из ее виднейших вождей.Этой оценке Франклина его современниками резко противоречит укоренившийся вXIX века и поддержанный в особенности романтиками взгляд на Франклина какна проповедника филистерской морали и грубого апологета буржуазно-собственнического идеала. Карлейль называет Франклина «отцом всех янки»,подразумевая под «янки» тип американского бессовестного буржуа-дельца. Китес презрением говорит о «философствующем квакере, набитом скареднымипоучениями». Эти суждения основываются, главным образом, на дидактическихстраницах «Автобиографии». В «Автобиографии» Франклин рассказывает, как в пору своего духовногосамоопределения в Филадельфии он «возымел дерзкий и честолюбивый замысел»прийти к моральному совершенству. Он установил с этой целью тринадцатьобязательных добродетелей, к овладению которыми ему надлежало стремиться:воздержание, молчаливость, стремление к порядку, решительность,бережливость, прилежание, искренность, справедливость, умеренность,опрятность, спокойствие, целомудрие, смирение. Франклин рассказывает, как,не надеясь сразу овладеть всеми тринадцатью добродетелями, он практиковалих по очереди. Он приводит составленную им табличку, на которой онкаждодневно отмечал свои достижения и промахи на пути моральногосовершенствования. Франклин не скрывает, что поставленная задача была длянего неотрывна от задачи материального преуспевания. С характерной для негооткровенностью он рассказывает, как, желая произвести благоприятноевпечатление на соседей своим трудолюбием и тем повысить у них свойкоммерческий кредит, он сам перевозил бумагу в свою типографию на ручнойтележке так, чтобы все это видели. Такой поступок, по правилампрактиковавшейся Франклином «моральной арифметики», согласовывался сдобродетелями прилежания и бережливости, но, без сомнения, приходил впротиворечие с добродетелью искренности, так как не вызывалсянеобходимостью. В самом начале своей «Автобиографии» Франклин с некоторой гордостьюзаявляет: «… по своему происхождению я не был ни богат, ни знатен и первыегоды моей жизни прошли в бедности и безвестности…» Подчеркивая приоритет мелкого труженика над богатым бездельником,Франклин вовсе не предполагал ограничить пределы капиталистическойсобственности. Его больше устраивала умеренная социально-политическаяпрограмма Вольтера, чем мелкобуржуазный радикализм Руссо. Однако, подобноВольтеру и Руссо, Франклин боролся за торжество новой, более прогрессивнойкапиталистической формации, выступал против феодальных пережитков, которыев условиях Америки того времени усугублялись отвратительной системойрабства, g этом — огромная историческая заслуга Франклина. Общественно-политическая и теоретическая деятельность Франклина такжеявилась крупным шагом вперед. Его имя навсегда вошло в историю науки, висторию просветительской философии XVIII века. Франклин получил широкую известность как естествоиспытатель, каквыдающийся представитель передовой технической мысли XVIII столетия, какблестящий знаток политической экономии, как историк, социолог и философ. Онбыл также автором замечательных литературных произведений, меткихпамфлетов, остроумных пародий на «священные» книги. В своей «Автобиографии» Франклин сообщает, как еще в раннем возрасте он спомощью своего отца изучал технику и научился конструировать в опытномпорядке небольшие механизмы. «…Отец, — пишет Франклин, — стал брать меня ссобой на прогулки и показывал мне плотников, каменщиков, токарей, медникови других мастеров за их занятиями, чтобы иметь возможность обнаружить моисклонности и определить меня к такому ремеслу, которое удержало бы меня насуше. Мне всегда с тех пор доставляло удовольствие видеть, как управляютсясо своими инструментами хорошие мастера; мне пошло на пользу и то, что яприобрел некоторый навык и мог сам сделать кое-что в доме, если нельзя былонайти мастера; кроме того, я умею своими руками изготовлять небольшиемашины для моих опытов». В своей «Автобиографии» Франклин повествует о том, как он еще в 15-летнемвозрасте начал сомневаться во многих религиозных догматах, несмотря настрого религиозное воспитание, полученное в семье. Так называемые священныекниги не удовлетворяли молодого Франклина, и он стал скептически относитьсяк самому понятию «божественное откровение». Однажды в его руки попалонесколько книг, направленных против деизма. Эти книги оказали на молодогоФранклина глубокое влияние. «Аргументы деистов, — писал американскиймыслитель, — которые приводились для опровержения, показались мне гораздосильнее, чем сами опровержения; короче говоря, я вскоре стал самымнастоящим деистом». Воспитанный в религиозном отношении в пресвитерианских правилах, Франклинсчитал некоторые догмы этого вероисповедания, вроде признания вечныхбожественных законов или предопределения одних людей к спасению, а других косуждению, неразумными. В результате он перестал посещать публичныесобрания своей секты и сделал воскресенье не днем молитв, а днем научныхзанятий. В своей «Автобиографии» Франклин пишет, что от религии он заимствовалтолько веру в существование бога и в создание мира. Эти принципы Франклинназывает сущностью всякой религии и находит их во всех вероисповеданиях.Отсюда он делает уже чисто просветительский вывод: все религии в одинаковойстепени полезны, если они поддерживают нравственность, и в одинаковойстепени вредны, если они разделяют людей и сеют между ними вражду. Исходяиз этого, Франклин призывает к свободе совести, к свободе вероисповеданий икритикует фанатизм в любых его проявлениях. С большим сарказмом рассказывает Франклин о содержании религиознойпроповеди, прочитанной однажды пресвитерианским священником. В этойпроповеди выдвигалось требование к молящимся соблюдать пять принципов:святость воскресного дня, усердное чтение священного писания, посещение вдолжное время церковных служб, принятие всех религиозных таинств и,наконец, проявление «должного уважения» к служителям бога, т. е. Кдуховенству. «Все это, возможно, было хорошо, — заключает Франклин, — нотак как это было совсем не то, чего я ожидал от проповеди на этот текст, япотерял надежду услышать о том из какой-нибудь другой проповеди, возмутилсяи больше не посещал его проповедей». Быть может, такое поведение ипредосудительно, рассуждает Франклин, но он не собирается приносить каких-либо извинений, ибо его цель состоит в том, чтобы «изложить факты, а не втом, чтобы их оправдывать». С целью высмеять религиозных фанатиков, нетерпимо относящихся кинакомыслящим, Франклин написал замечательную, полную искрящегося остроумия«Притчу против преследования», в которой, пародируя теологов, убедительнопоказывает внутреннюю несостоятельность церковной догматики. «Притча противпреследования» Франклина — боевой просветительский памфлет, доступный самымшироким слоям читателей. Таким образом, Франклин рассматривает науку не как служанку теологии, акак могучее орудие для практической деятельности людей. Он выдвигаетисключительно плодотворную мысль о том, что учащиеся даже низших классовдолжны знакомиться с промышленной и сельскохозяйственной деятельностью. В своей «Автобиографии» Франклин говорит о боге в духе культа разумаэпохи французской буржуазной революции. Он называет бога лишь источникоммудрости и утверждает, что человеческий разум должен обращаться к богутолько за тем^ чтобы умножить свои собственные познания. Франклин сообщает,что он придумал даже специальную молитву, в которой в духепросветительского рационализма обращается к богу с одной только просьбой:«Возрасти во мне мудрость, которая откроет мне мое истинное благо». Поэтомув форме молитвы Франклин по сути дела полемизирует с религией,провозглашающей божество источником всех истинных благ. С точки зренияФранклина, истинное благо открывает человеку только его собственный разум. В этой же молитве Франклин, опять-таки полемизируя в скрытом видес теологией, обращается к деистическому богу с просьбой укрепить егорешимость исполнять все то, что предписывается мудростью. Этим самымФранклин как бы хочет сказать: не заповеди, установленные богом, должнылежать в основе человеческих дел, а предписания самого человеческогоразума. Франклин заканчивает свое любопытное обращение к богу положением, чточеловек должен служить богу, делая добро другим людям. Американский просветитель отбрасывает «потусторонний» мир и признаетпрежде всего существование реальных вещей, реальной природы, которуюследует изучать и с которой человеку приходится вести беспощадную борьбу. Вся знаменитая «Автобиография» Франклина иллюстрирует основную мысльфилософа, что жизненных успехов можно добиться, ориентируясь прежде всегона свои силы, а не на божественные предначертания. Даже тогда, когдаФранклин ссылается на помощь «божественного провидения», он тут жеоговаривается, что бог умудрил его использовать те конкретные земныесредства, к которым он постоянно прибегал и которые и принесли емуподлинную удачу. В своих естественнонаучных исследованиях, в своих высказываниях о техникеФранклин все время конкретизирует исходное положение своего философскогомировоззрения: природа, материальные вещи хотя и созданы божеством, однакоизменяются по внутренне присущим им законам, и люди достигают только тогдауспехов, когда они действуют на основе этих законов. Вся его «Автобиография» пронизана решающей мыслью: сначала людиобращаются к ощущению, к опыту, а затем уже из этого опыта делаютлогические выводы. В этой связи Франклин протестует противбезапелляционной, заносчивой манеры опровержения тех или иных доводов. Надосначала проверить свою собственную точку зрения, а затем уже опровергатьдоводы, кажущиеся неверными. Франклин считал, что его учение обэлектричестве только тогда сделалось достаточно убедительным, когда онобыло подтверждено многочисленными опытами. Таким образом, Франклин рассматривает опытное, эмпирическое познание какнеобходимую предпосылку рационального познания. Не сомневаясь в объективном существовании природы и ее законов, а также вспособности человека познать природу, Франклин считал бесспорным иобъективность времени и пространства. Он принимал это как само собоюразумеющийся факт. Точно так же он считал само собою разумеющейсяобъективную сущность причинных связей. В его историческом очерке оПенсильвании содержится критика телеологического подхода кдействительности, т. е. Утверждения, что якобы каждый предмет, существующийв мире, поскольку он сотворен богом, выполняет некоторую божественную цель.Хотя Франклин, как деист, признавал сотворение мира богом, он вместе с тембыл глубоко убежден, что то, что мы называем «целью», порождено не богом, асамой природой. Даже люди, учил он, ставя перед собою определенные цели,действуют согласно своей природе, т. е. Согласно естественным законам.Именно в этом смысле он и начинает введение к своему «Историческому очерку»знаменитыми словами: «Природе человека свойственно достигать бесконечногоразнообразия целей на основе нескольких простых принципов». Развивая дальшеэту идею и рассматривая человека, как животное, делающее орудия, Франклинсчитал, что человек, воздействуя на природу и создавая орудия труда, ставитцели, не зависящие от каких бы то ни было потусторонних сил. C наибольшей силой просветительские взгляды Франклина сказываются в егосоциологических воззрениях. Он видит в обществе результат соглашений людейв интересах свободы, причем в первую очередь понимает под свободой правокаждого человека на самостоятельную хозяйственную деятельность. Франклин,подобно другим буржуазным просветителям, идиллически рисует себекапиталистический строй как строй, где якобы каждый поступает согласновелениям своего разума и своей совести. В духе идей буржуазной революцииФранклин провозглашает равенство людей от рождения. Отсюда его выступлениепротив сословных привилегий, его критика рабства. Франклин выступает вкачестве одного из вождей аболиционизма в США, т. е. Борется за отменурабства негров, как вредного, антигуманного института. Как и все просветители, Франклин пытается подойти к обществу и человеку сточки зрения абстрактной «человеческой природы». Поэтому рабство онрассматривает как самое жестокое унижение человеческой природы, какнарушение элементарных биологических законов. Рабство превращает человека вживотное-автомат. У раба, заявляет Франклин, вырабатывается привычка дажепередвигаться подобно машине, т. е. По желанию своего хозяина. У рабаприостанавливается мышление. Он знает только одно решающее чувство —чувство страха. Освобожденных рабов, утверждает Франклин, нужно научитьпользоваться гражданской свободой, позаботиться об их образовании. В 1728 году Франклин организовал в Филадельфии своеобразноепросветительское общество — философскую «Хунту», ставящую своей цельюпропаганду деистического мировоззрения и отдельных научных знаний. Вдальнейшем небольшая «Хунта» превратилась в влиятельное просветительскоефилософское общество, причинившее немало неприятностей американскомудуховенству. Характерен демократический состав «Хунты». Туда входили по преимуществужаждущие знаний ремесленники, подмастерья и даже рядовые рабочие. В«Автобиографии» Франклин сообщает о первых членах «Хунты», ее главныхорганизаторах. В ней были Джозеф Брайнтнал — бывший переписчик у нотариуса,Томас Годфрей — математик-самоучка, Николас Скалл — землемер, ВильямПерсоне — сапожник, Вильям Могридж—столяр, Вильям Коулмен — приказчик и др.Входили в «Хунту» и молодые буржуа вроде Роберта Грейса. Франклиновская «Хунта» изучала главным образом вопросы натурфилософии,морали и политики. Каждый из членов этой просветительской организациивыступал по очереди с философскими докладами или лекциями на любую тему пособственному выбору. «Наши дискуссии, — сообщает Франклин, — проводимые под руководствомпредседателя, должны были быть проникнуты духом искреннего стремления кистине. В них не было места спору ради спора или ради победы, и, воизбежание полемического пыла, все слова, выражающие непреклонность личногомнения или прямое противоречие мнению другого, вскоре стали считатьсянедопустимыми и были запрещены под страхом небольших денежных штрафов». «Хунта» существовала свыше 40 лет и была на протяжении этого периодалучшей философской школой в провинции. «Хунта» не занималась да и не моглазаниматься пропагандой атеизма. Она ставила перед собой более умеренныецели — распространение общих научных сведений о мире и его закономерностях.Однако все члены «Хунты» в той или иной степени критиковали ходячиецерковные догмы и вели борьбу против феодально-сословных предрассудков. Большое внимание уделял Франклин организации в Америке библиотечногодела. В этой области его просветительская деятельность принесла особобогатые плоды. В те времена в колониях не было ни одного хорошего книжногомагазина. Любителям чтения приходилось посылать за книгами в Англию. Наамериканском континенте массовое хождение имели только «священные книги».Франклин сообщает, что он прежде всего предложил, чтобы все члены «Хунты»снесли в одну комнату свои личные книги и превратили их в общественноедостояние. «Увидев преимущества, которые представляла эта маленькаяколлекция книг, — сообщает он в главе шестой «Автобиографии», — я предложилрасширить круг читателей, организовав библиотеку на основе общественнойподписки». Он собрал сначала 50 человек — особых любителей книги, которыесогласились внести вступительный взнос в размере 40 шиллингов и платитьежегодно 10 шиллингов для пополнения библиотечного фонда. На эти деньгистали выписывать новые книги, и была таким образом создана библиотека.Франклин с удовлетворением сообщает, что вслед за этой библиотекой сталиорганизовываться библиотеки во всех других городах и провинциях. «Числобиблиотек, — пишет Франклин, — увеличивалось благодаря частнымпожертвованиям, чтение вошло в моду, и наш народ за неимением публичныхразвлечений, которые отвлекали бы его от занятий, стал более начитанным,так что через несколько лет иностранцы отмечали, что у нас люди были болееразвиты и сведущи, чем люди того же общественного положения в другихстранах». Много внимания уделил Франклин созданию в Северной Америке новых учебныхзаведений. Ему принадлежит заслуга организации так называемой Академии,дававшей возможность молодежи из рядов третьего сословия получатьуниверситетское образование. Руководителем этой Академии был избран самФранклин. Можно сказать без преувеличения, что нет той области народногообразования, где бы Франклин не сказал своего слова, не провел бымероприятий, содействующих борьбе с невежеством и средневековымипредрассудками. Как выдающийся философ-просветитель, Франклин особенно большое вниманиеуделял вопросам морали. Он не был сторонником атеистической морали, подобноГольбаху и Гельвецию. Уступая теологам, Франклин вместе с Монтескье готовпризнать, что религиозная мораль содействует облагораживанию нравов. Новместе с тем он, как и другие просветители, — горячий сторонник светскойморали. Понимая под моралью правила и нормы поведения людей, Франклин былглубоко убежден, что эти нормы создаются самими людьми, зависят от людей иимеют мало отношения к заповедям религии. Франклином написан целый ряд работ по вопросам морали. Однако он считал,что его «Автобиография» является своеобразным учебным пособием по морали.Он начинает главу первую «Автобиографии» с обращения к своему сыну, как быжелая этим сказать: учти опыт своего отца и поступай таким же образом, каки твой отец. «Удача мне неизменно сопутствовала, — заявляет Франклин, —даже в позднейший период моей жизни, а поэтому не исключена возможность,что мои потомки захотят узнать, какими способами я этого достиг… Кто знает,вдруг они, находясь в подобных же обстоятельствах, станут подражать моимдействиям». Таким образом, уже с самого начала «Автобиографии» Франклин отмечаетчеловеческий, светский, сугубо земной характер моральных требований. Это всвоеобразном, американском оформлении просветительская мораль разумногоэгоизма. Поскольку мораль, с точки зрения Франклина, создается людьми, а не богом,от людей зависит сделать свое поведение достойным, полезным для каждогочеловека в отдельности и для общества в целом. Он утверждает, что моралиможно –и должно учиться. Франклин подробно сообщает в «Автобиографии», какон замыслил смелый и трудный план достижения морального совершенства. Япожелал жить, указывает американский мыслитель, никогда не совершая никакихошибок, победить все то плохое, к чему меня могли толкать соответствующиеобстоятельства. Вначале может показаться, рассуждает Франклин, что послеответа на вопрос, что хорошо и что плохо, человек в состоянии легкосовершать хорошие поступки и с такой же легкостью отказываться от дурныхпоступков. Однако вскоре Франклин обнаружил, что он поставил перед собойгораздо более сложную задачу, чем предполагал вначале. В то время как еговнимание было занято тем, как бы избежать одной ошибки, он сплошь и рядомсовершенно неожиданно для себя совершал другие ошибки. Стремясь действоватьразумно, человек иногда оказывается в плену своих укоренившихся дурныхпривычек или склонностей. В итоге Франклин пришел к мнению, что простогоразумного убеждения недостаточно для предохранения человека от промахов.Для того чтобы добиться устойчивого нравственного поведения, необходимоискоренить в себе вредные привычки. Для этой цели, сообщает Франклин, онвыработал специальный метод. Существо этого метода сводится к выработкеглавных «моральных добродетелей» и к уяснению тех приемов, при помощикоторых каждая из этих добродетелей станет для человека обязательной, самособою разумеющейся нормой поведения. Франклин называет целых 13«добродетелей» этого типа, причем ни одна из них не имеет никакогоотношения к религии. Франклин начинает перечисление своих моральных заповедей с «воздержания»,причем сразу становится очевидным, что он вкладывает в понятие воздержанияотнюдь не средневековый принцип аскетизма. Речь идет о праве человекаудовлетворять свои материальные потребности, но в духе разумного эгоизма.Франклин учит, что чрезмерное насыщение пищей может принести вредпищеварению, т. е. Человеческому телу, а все, что вредно человеку, егоорганизму, то, по Франклину, аморально. Таким образом, франклиновская идея«воздержания» прямо противоположна средневековому аскетическому учению обумерщвлении плоти. Второй моральной заповедью Франклин провозглашает «молчание»,конкретизируя его требованием говорить только то, что может принести пользумне и другим людям. Здесь опять-таки, не называя религии, Франклин вскрытой форме полемизирует с теологами, которые выше всего ценятрелигиозные проповеди. Третьей добродетелью Франклин провозглашает «порядок», подразумевая подним систематичность и организованность человека в его занятиях. Он говоритдалее о таких «добродетелях», как «решительность», «бережливость» и т. д.,причем в качестве особой самостоятельной добродетели называет «трудолюбие».Не терять времени попусту, заявляет Франклин, быть всегда занятым чем-либополезным, отказываться от каких бы то ни было ненужных действий — толькопри соблюдении этих условий человек вправе считаться действительнотрудолюбивым и моральным. Здесь Франклин не только критикует паразитизмфеодалов и рабовладельцев, но и намекает на паразитизм церковников. Тольков последней, 13-й «добродетели» Франклин как будто отдает дань религии,выдвигая требования «подражать Иисусу». Однако тут же он в один ряд сИисусом ставит Сократа и таким образом рассматривает Иисуса Христа не какбога, а как историческую личность. Этим самым он снова использует своипринципы морали для борьбы с духовенством. Франклин сообщает в «Автобиографии» ряд характерных подробностей о борьбеза моральное усовершенствование и открыто признает, что не достиг в рядеслучаев желательных успехов. Подводя итоги своим рассуждениям о морали, Франклин чистосердечнозаявляет, что у него нет и следа специфических догматов какого бы то нибыло вероисповедания. «Я сознательно избегал их», — восклицает он. В главе седьмой «Автобиографии» Франклин неожиданно для читателязаявляет, что он признает бессмертие души и считает, что бог непременновознаграждает добродетель и наказывает порок «или здесь, или в загробнойжизни». Это положение свидетельствует о том, что Франклин, вступая впротиворечие со своими предшествующими формулировками, делает уступкурелигиозной морали. Однако он и тут не может не критиковать официальныхдогматов церкви. Утверждение, что вознаграждение добродетели и наказаниепорока возможно или на земле, или в загробной жизни, дает возможностьоспаривать ориентировку церкви на потусторошщй мир. Фраиклин как бызаявляет: кто хочет, пусть ориентируется на загробную жизнь, но люди вправевознаграждать добродетель и наказывать пороки здесь, на земле, причембольшинство людей стоит именно на этой, а не на религиозной точке зрения.Большинство людей, заявляет Франклин, «действует не из альтруистическихсоображений», т. е. Руководствуется не верой в бога и в загробную жизнь, аличными интересами, причем наиболее передовые из них с самого началарассматривают свои интересы как одно целое с интересами родины. В многочисленных трудах Франклина по вопросам морали (почти все ониопубликованы в настоящем издании) содержится немало устаревших, наивныхположений. Иногда Франклин одобрительно высказывается о капиталистическомнакоплении, а в связи с этим и о буржуазном стяжательстве. Однако при всехэтих пороках и недостатках, свойственных буржуазным просветителям, он всеже стоит впереди многих других своих прогрессивных современников. Среди огромного творческого наследия Франклина (включающего политическиетрактаты, философские эссе и притчи, сатирические памфлеты,естественнонаучные труды) особое место занимает «Автобиография» (1771-89; 1-е полное издание на английском языке 1868), признанная классикойамериканской литературы. Развивая идею нравственного совершенствования,Франклин выделил 13 добродетелей, к которым должна стремиться личность:воздержанность, молчаливость, любовь к порядку, решительность,бережливость, трудолюбие, искренность, справедливость, умеренность,чистоплотность, спокойствие, целомудрие, кротость. Не случайно поэтому передовые, просветительские идеи Франклина, еговыступления в защиту международного сотрудничества в интересахобщественного прогресса пользовались особым почетом у передовыхпредставителей русской общественной мысли. Франклина ценили в России и каквеликого ученого, и как дипломата, и просто как человека с высокимиморальными качествами. Список литературы. 1. История американской литературы. Изд-во Академии Наук СССР, М., 1947. 2. История всемирной литературы. «Наука», М., 1988. 3. Вениамин Франклин. Избранные произведения, «Политическая литература,М., 1956. 4. Ресурсы сети Internet.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconЛичная жизнь, интересы, общественная деятельность
...
Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconБиография фамилия, имя, отчество
При составлении автобиографии особое внимание обратить на вопросы, которые не нашли детального отражения в личной листке по учету...
Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconА. В. Федоров медиаобразование по пензину новая книга
России С. Н. Пензина «Кино в Воронеже» (2004) представляет собой уникальный опыт автобиографии, переплетенной с размышлениями автора...
Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconПо поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
Твардовский в своей автобиографии,- у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с «Полтавой» и «Дубровским»...
Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconУрок портрет «Бенджамин Франклин: физик или политик?»
Цель: на примере жизнедеятельности Франклина формировать деятельностное отношение к жизни
Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconЖанр интервью в региональной прессе (на примере городской газеты Чапаевский рабочий)

Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconСказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. Это повествовательный жанр, а также жанр развлекательный. Сказка жанр необрядового фольклора
Сказка повествовательный фольклорный жанр, он характеризуется своей формой бытования. Это повествовательный жанр, а также жанр развлекательный....
Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconЗагальна жанрологія І журналістика. Поділ літературної творчості на роди. Визначення епосу, лірики й драми
Ції. Неправильно пов'язувати жанр лише з фор­мою журналістського твору, хоча б І такою, що склалася в глибинах історії І стабілізувалася...
Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconПіду в садочок” – українська народна пісня в обробці Миколи Дмитровича Леонтовича. Ходовий жанр
Ходовий жанр – обробка української народної пісні для мішаного чотириголосного хору a capella
Жанр автобиографии на примере \"Автобиографии\" Бенджамина Франклина iconПіду в садочок” – українська народна пісня в обробці Миколи Дмитровича Леонтовича. Ходовий жанр
Ходовий жанр – обробка української народної пісні для мішаного чотириголосного хору a capella
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы