Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина icon

Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина



НазваниеМеждународно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина
Дата конвертации10.07.2012
Размер365,77 Kb.
ТипРеферат
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина


ТГП имени Е.Р. ДАШКОВОЙ КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Студента первого курса юридического факультета заочной формы обучения (иногородняя группа) ЕВМЕНОВА КИРИЛЛА ЛЕОНИДОВИЧА ТЕМА: Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина (вариант №65). Руководитель-консультант: доцент ФОМИН ВАЛЕНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ Москва – 2002 Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31. Сводные положения международно-правовых актов об основных правах исвободах человека и гражданина. Их общие черты . . . . . 72. Международные правовые акты и договоры. Их краткоесодержание, направленность действия . . . . . . . . . . . . . 10Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29Список литературы . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 31 Введение Общеизвестно, количество международно-правовых актов касающихся правчеловека и гражданина на сегодняшний день более чем предостаточно. Ужедействуют на практике около сотни специализированных актов, регулирующиеособые виды отношений. Только российские суды сегодня применяют в своейпрактике для разрешения всех видов судебных споров около десятка подобногорода документов. Для чего нужен этот «каркас» нормативных правил,общепризнанных принципов мы подробно рассмотрим ниже, сейчас отмечу только,что эти международные договоры в целом должны пресекать такие видыпреступлений, как апартеид, геноцид, расовая дискриминация, физическиеистязания и т.д. Целый ряд международных конвенций призван защищать права детей,женщин, нормы трудового права, устанавливают и закрепляют статус беженцев,права заключенных и т.д. События последнего десятилетия на Балканах, войнав Чечне, вторжение американских сил в Афганистан (под видом борьбы смеждународным терроризмом) и другие военные конфликты показываютнеобходимость усовершенствования правил международного гуманитарного права,недопущения вмешательства «сильных» держав во внутренние дела «слабых»государств. С другой стороны, с биологической точки зрения, человек на разныхконтинентах – человек, а значит, как существо биосоциальное, создан длясуществования в Обществе и рано или поздно возникнут ситуации, когдапотребуется восстановление ущемленных прав, или защита от разного видапроизвола. Международно-правовые акты, как система юридических норм,регулирующих помимо межгосударственных отношений, права и свободы гражданэтих государств, как раз призваны обеспечить это и многое другое. Ихдействие распространено как на Англию, так и на Венесуэлу, везде, гдегосударство присоединилось к международно-правовым нормам в установленномпроцедурном порядке. И следствием этих действий является правоваязащищенность личности, подлинный интерес к проблемам человека в разныхсферах взаимоотношений государства и человека, независимо отместонахождения последнего. Общепризнанно, права и свободы человека и гражданина перестали бытьчисто внутренним делом государства, одним из условий существованияправового государства является плюрализм и открытость всех явлений жизни.Об этом не раз упоминали на заседаниях Совета Безопасности ООН разногоуровня российские политики вплоть до президента РФ. Так в верховном государственном правовом акте - КонституцииРоссийской Федерации от 1993г. законодательно установлено, что:«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Еслимеждународным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренныезаконом, то применяются правила международного договора»[1]. Таким образом, государство создало исходную правовую базу, «основуоснов» для применения норм международного права, необходимость которыхобусловлена не только необходимостью получения финансовых займов отМеждународного Валютного Фонда (недемократичному государству кредиты невыдают), но и внутригосударственными юридическими, а главноевнутрисоциальными факторами. Что это означает для простого обывателя? Россия на государственномуровне присоединилась к общепризнанным принципам и нормам международногоправа. То есть, в Конституции РФ высочайше признанно, что человек, егоправа и свободы есть высшая ценность (что соответствует основныммеждународным правовым принципам и зафиксировано в большинстве Конституцийсуществующих демократических государств), а признание, соблюдение и защитаправ и свобод человека и гражданина – обязанность государства.[2] Конечно,более подробно и конкретно свободы и права прописаны в отраслевыхнормативно-правовых актах, здесь установлена точка отсчета во всех сферахдеятельности государства – ЧЕЛОВЕК и ГРАЖДАНИН. Разница этих двух понятий на бытовом уровне выражена в следующем.Понятно, гражданин постоянно (или нет) проживает на территории государстваи находится в постоянном социально-экономическом взаимодействии споследним, с рождения и до момента смерти: учится, взрослеет, защищаетОтечество, платит налоги, работает на процветание Отчизны, раститсобственных детей и т.д. Так везде. А государство, в свою очередь, создаетему все для реализации перечисленных условий, в том числе предоставляетправа и свободы, охраняет эти устои своими силовыми механизмами принуждения(армия, органы правопорядка, суд и т.д.). А что же, приезжего торговца изВьетнамского рынка, раз он не гражданин РФ, можно и сапогом пнуть? Илиазербайджанцев с Тушинского рынка? Для искоренения таких ситуаций призвано прямое применение норммеждународного права (о них подробней речь пойдет ниже), отмечу только, чтоФедеральный закон «О международных договорахРоссийской Федерации» от 16 июня 1995 г. обязует Федеральное Собраниератифицировать договора, устанавливающих иные правила, нежели чемпредусмотренные законом. Что и становится в последствии обязательным длявсех правоохранительных и иных задействованных в сфере касающихся прав исвобод человека и гражданина – суд, прокуратура, исполнительные органы ит.д. Таким образом, международные договора России вносят ощутимыенововведения в законодательство, а порой и заменяют оное, одновременноустанавливая «иные» правила для решения конкретных юридических вопросов.Что и позволяет установить в российской юридической практике приоритетправил международных договоров над правилами закона, а так же в практикеразрешения преимущественное применение указанных международных положений внаших условиях. Например, Гражданский кодекс РФ прямо предусматриваетнепосредственное применение международных договоров, исходя изконституционных положений о включении общепризнанных принципов норммеждународного права в российскую правовую систему, как составляющей части.Причем, это правило действует всегда, кроме тех случаев, когда дляприменения норм требуется издание нового специализированноговнутригосударственного акта.[3] Из этого следует, что российское законодательство претерпеваетсущественные изменения, принимаются новые федеральные законы,устанавливаются новые общие правила сообразно мировой законности. Новыемировые правовые нормы вносят правовую стабильность в российскую формацию,а принятие указанных правовых принципов только повышает государственныйавторитет России. Вот еще пример. Результатом влияния международных правовых традицийна российское законодательство явилось предоставление каждому гражданинуправа в соответствии с международными договорами РФ обращаться вмежгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если все иныеспособы использованы.[4] А государство ОБЯЗАНО устранить все препятствия,которые мешают индивиду реализовать свои права. Такой практики еще не применялось, так уж сложилось исторически, нов России до сей поры отсутствовали развитые демократические правовыетрадиции - право и в дореволюционное и в советское время несло репрессивныйхарактер, а власть во все времена была самодержавной и деспотичной. Такповелось, но Россия за период своего существования со времен ЯрославаМудрого каждое столетиепереживала эпоху кардинальных перемен в государственном и в правовомустройстве, что далеко не способствовало формированию национальных правовыхинститутов и традиций. Власть зачастую действовала далеко не правовымиметодами решения спорных ситуаций. Достаточно вспомнить, что Петр I,пытавшийся ввести на Руси положения шведских статутов, лично руководил, апорой собственноручно казнил приговоренных. Екатерина Великая, таквосторгавшаяся передовыми идеями Вольтера и Дидро, санкционировалаорловский переворот июня 1762 г и руками любовника убила собственного мужаПетра Федоровича (список можно продолжить). Прошу прощения за экскурс висторию России, но, не зная прошлого, невозможно осознать настоящее.Вернемся к международным правовым актам. Сейчас каждому гарантированы права обращаться не только в суд, всредства массовой информации за защитой, но и в межгосударственные органыпо защите прав человека. Таковым сегодня является Комитет по правамчеловека. Это организация была учреждена в 1966 г. в соответствии сМеждународным пактом о гражданских и политических правах. Этим же пактомбыл утвержден Факультативный протокол к нему (подробней на нем остановлюсьво второй главе), устанавливающий компетенцию комитета и круг лиц, действиепакта на которых распространяется. Обращаться в указанный международныйорган следует тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средстваправозащиты. Решения его не несут обязательного характера для государств-ответчиков и призваны обеспечивать лишь первичную ответственность (инымисловами, восстанавливать ограниченные права), меры принуждения непредусмотрены. Однако, в случае признания иска обратившихся в этот органсправедливым, реально подрывается авторитет правовых систем указанныхгосударств. Кроме первичной ответственности существует и вторичная, котораянаступает в случае повторного нарушения договоренности, или упорногонежелания государства-ответчика добросовестно выполнять предписаниямеждународно-правовых норм и восстанавливать межгосударственную законность.Но и вторичная ответственность не предусматривает силовых воздействий,санкции и контрмеры (реторсии и репрессалии) представляют собой лишь видпринуждения в отношении к нарушителю, не насилие, а средство реализацииправа. Но вернемся к Комитету. Комитет состоит из 18 членов, (Россия вошла в это количество),избираемых государствами-участниками, но работают они не в качествепредставителей государств, а по особым, определенным Уставом правиламраспределения должностей. [5] (Подробней ниже.) Помимо Комитета функционирует на постоянной основе Европейский суд. Всостав судей входит по одному представителю от каждого государства,признавшего нормы Конвенции (о ней тоже речь пойдет ниже). На сегодняшний день уже имеется определенный опыт обращенияроссийских граждан в Комитет и в Европейский суд, причем иски, как правило,удовлетворяются, и требования граждан или организаций признаютсясправедливыми. Итак, мы определили и рассмотрели на примере России, что международно-правовые акты существуют для юридического закрепления в законодательствахгосударств, имеющих демократичную сущность единых, применимых для всехправовых систем общепризнанных норм общего характера, где в правовыепринципы заложены категории гуманизма, справедливости, уважения чести идостоинства, охраны жизни и здоровья личности. 1. Сводные положения международно-правовых актов об основных правах и свободах человека. Их общие черты. Немного истории. Примечательно, но впервые положения о международныхдоговорах были включены в нормативно-правовые акты в США. Оно и понятно,это государство всегда по составу было разнообразным формационным явлением. Так, Конституция США от 1787 г. определяет, что все международныедоговоры, принятые наравне с указанной Конституцией и законами США идоговоры, которые были и будут заключены от имени США, являются высшимправом страны. А судьи, независимо от их местонахождения, подчинены иобязаны неукоснительно следовать им, даже если эти нормы противоречатзаконам штата. [6] Так же в Основном законе Федеративной Республики Германии от 23 мая1949 г. довольно ясно сформулирован статус международныхдоговоров. Договор, касающийся сферы деятельности федеральногозаконодательства, должен быть ратифицирован в форме федерального закона,вследствие чего, международные договоры интегрируются в федеральнуюправовую систему Германии, становится непосредственно применимым, обладаястатусом равноправного федерального закона, и имеет приоритет переднациональными нормативно-правовыми актами[7]. Примерно такое же особое место нашлось для норм международного правав правовой системе Голландии, где предусмотрено противоречие международно-правовых актов с национальной Конституцией. В этом случае, при одобрениипарламентом договора, положения оного опубликовываются, применение егостановится всеобщеобязательным, а противоречащие ему статьи конституционнойнормы отменяются. [8] Примерно такой же механизм действия международных норм права (о них яупоминал выше) в российской правовой системе. Итак, кратко, какие же конкретно права и свободы устанавливаетбольшинство международно-правовых актов по правам и свободам человека игражданина? Это: 1. Признание человеческой жизни, права и свободы личности высшим достоянием, соблюдение, признание, защита которых является обязанностью любого демократического государства. А само право на жизнь следует признать неотъемлемым правом. 2. Устанавливается право любого человека, в случае нарушения его прав и свобод, на судебную защиту с полным, всесторонним, объективным исследованием обстоятельств дела и на справедливое, компетентное, беспристрастное судебное разбирательство. (При работе с малолетними правонарушителями надлежит, согласно Минимальным стандартным правилам ООН, придерживаться максимальной конфиденциальности). Примечательно, в основных законодательствах я обнаружил, что право на судебную защиту предоставляется не только физическим, но и частным юридическим лицам. 3. Каждому человеку предоставляется право на защиту гражданских прав: право на жизнь (см. п.1), на свободу и личную неприкосновенность, право на имущество, на собственность и их защиту, право на свободное передвижение, право на определение национальной принадлежности, право на защиту частной информации о личности и на защиту от вмешательства в семейную и личную жизнь (здесь не будем останавливаться). 4. Так же декларируется право всех индивидов на защиту трудовых прав (некоторые специализированные международные акты целиком посвящены этой статье). 5. Объявляется защита культурных прав и на свободное творчество. 6. Гарантируется человеку право на чистую, «здоровую» окружающую среду (в этой связи не совсем понятна ратификация российским правительством и Государственной Думой РФ международного договора о захоронении на территории нашего государства ядерных и токсичных отходов). 7. Предоставление всем гражданам основных общепризнанных политических свобод. 8. Также вменение в обязанность всех государств, присоединившихся к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содействие жертвам преступлений. 9. Иные права, согласно специфическому направлению деятельности документа. * * * * * Итак, мы рассмотрели наиболее общие права и свободы (детализируем этиположения в следующих главах), предоставляемые человеку и гражданину,действующих на территориях стран, присоединившихся к Европейской Конвенциии признавших Декларацию основными принципами правосудия собственнойправовой системы. Какие еще общие характерные черты можно кратко отметить у всехмеждународно-правовых актов? Функции их я уже определил – воздействие на внутригосударственную имежгосударственную среду. Форма также понятна – юридические нормы, содержащие формальноопределенные правила поведения, многократного применения, устанавливающиеправа и обязанности, результат правотворчества международных организаций. Субъект воздействия – государства и межгосударственные организации. Объект воздействия – то, на что оно направлено, то есть то, чтопризвано регулировать. Это, прежде всего, внутрисоциальные явления - сфераправ человека и гражданина. Система – комплекс непротиворечивых норм, многократного применения,обладающих высшей юридической силой, основанной на принципах общепризнанныхнорм права. Цель – модель «идеального» правового состояния в любом государстве. Аименно: - мир во всем мире; - безопасность, социальная защищенность человека и гражданина; - разрешение насущных проблем гуманитарного, экономического, социального и др. характера. Другие цели. Сфера действия международно-правовых актов и договоров: непосредственная область применения. Это объектная и субъектная (о них я уже упоминал) сторона, а так же пространственный аспект, конкретная территория, на которой действуют выше обозначенные нормы. Кроме этого, изложенного добавлю, что в большинстве своем международно-правовые акты и соглашения являются открытыми для подписания другими сторонами документами. Теоретический анализ положений Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что большинство из заявленных международно-признанных прав и свобод человека и гражданина декларативно закреплены в ней. Детально на положениях международно-правовых актов и договоров мыстановимся в следующей главе. 2. Международно-правовые акты и договоры. Их краткое содержание, направленность действия Позволю себе начать с анализа нормативно-правовых актовуниверсального характера. Это, прежде всего, Всеобщая Декларация прав человека. (Не будуостанавливаться на истории возникновения и принятия этого эпохальногодокумента.) Данная международно-правовая норма классифицируется как декларативная(что следует из названия документа), то есть несет исключительноинформационное назначение, содержит нормы-принципы и имеет императивный(категоричный) характер. По субъекту правотворчества данную Декларациюможно отнести как договорную правоустанавливающую норму, исходящую отсообщества государств. По объекту правотворчества Всеобщая Декларация воздействует наотношения, касающихся прав человека и его социальной защиты. Декларацияправ человека есть постоянно норма постоянного действия до тех пор, покагосударство-участник письменно не уведомитчленов Организации Объединенных Наций о выходе из действия правового поляуказанной Декларации. Сфера действия Всеобщей Декларации – территории всехгосударств, официально признавших правовые положения Декларации частьюсвоей правовой системы.[9] В преамбуле Декларации прописаны мотивы создания этого международно-правового акта. Кратко опишу их. Сей нормативный акт создавался, принимая во внимание, высокиестремления цивилизованных людей разных стран жить в мире, где реальносуществует власть закона, где люди будут свободно излагать свои убеждения ине будут при этом подвергнуты гонениям со стороны, где не будет презрения кправам человека и гражданина. А последнее всегда ведет к варварским актам ипорождает, как правило, уродливые проявления недемократических идеологий,таких как угнетение и тирания. Декларация прав человека принималась, учитывая стремления всейчеловеческой семьи жить в Обществе, где люди будут иметь реально равныенеотъемлемые права и возможности их реализовать, что является непременнымусловием свободы, всеобщего мира и справедливости. Так же страны-участникиподтверждают стремления к развитию социального прогресса, к установлениюравноправия мужчин и женщин и тд. (В нижеследующем постараюсь не повторятьтех общих, сводных прав и свобод, о которых упоминалось в первой частикурсовой работы, а также постараюсь воздержаться от собственныхкомментариев и максимально уделить внимание юридической стороне дела.) Далее Декларация объявляет всех людей свободными и равными отрождения в достоинствах и правах (Ст.1), независимо от пола, расы, цветакожи, политических или иных убеждений, имущественного, социального,национального или сословного происхождения. Причем, это признание равныхправ и свобод не зависит от статуса государства или страны, на территориикоторой индивид проживает (Ст.2). Рабство, работорговля и любое подневольное состояние запрещено(Ст.4). Признается правосубъектность любого человека независимо от егоместонахождения (Ст.6). Подтверждается принцип презумпции невиновности, атакже право на гласное судебное разбирательство (Ст.11). Статья 13провозглашает право любого на гражданство, свободу передвижения и выбораместожительства. Также человек волен покидать и возвращаться в свою страну,искать убежище от преследования. Устанавливается право на образование, накультурную жизнь, участвовать в научном прогрессе, пользоваться егоблагами. Статья 18 объявляет право на свободу мыслей, совести, религии.Следующая статья Декларации утверждает право на свободу убеждений, а такжеих выражение. Статья 21 предоставляет право на принятие участия вуправлении страной лично, либо через представителей. Установлено праворавного доступа к государственной службе в собственной стране, право натруд и на свободный выбор работы и равную за нее оплату (Ст.23), право навхождение в профсоюз. Статья 25 декларирует право каждого на достойныйжизненный уровень, ряд социальных благ, устанавливает равноправие для всехдетей, родившихся в браке и вне такового. Дополнительно прописаны обязанности человека перед Обществом (Ст.29).Тогда непременно возникнет ряд ограничений, которые регламентируются тольков законодательном порядке и исключительно только в целях обеспечения личныхправ и свобод окружающих, а также для сохранения требований общественногопорядка и морали. Естественно предположить, что полное развитиеличности возможно только тогда, когда личность не только имеет права исвободы, но и несет ответственность за свои деяния. Итак, Всеобщая Декларация прав человека заявляет основные правачеловека и устанавливает всеобщность и всеобязательность их действия натерритории всех признавших ее государств. Большинство ее положений легли воснову Конституций большинства демократических государств. [10] * * * * * Далее позволю себе подробно остановиться на международно-правовомакте, который более всего касается своим действием прав гражданина. Это –Международный пакт о гражданских и политических правах (О нем упоминалосьвыше). Этот документ также несет правоустанавливающий декларативныйхарактер, содержит нормы-принципы обязательные к исполнения всемигосударствами, признавших пакт, постоянного действия. По методу правовогорегулирования данный пакт является императивным, иными словами несетстрогий и обязательный характер. Субъект издания – международное сообществои Организация Объединенных Наций. Объект регулирования – область реализацииполитических прав человека и гражданина. В преамбуле пакта изложены основные мотивы, подвинувшие государства кпринятию обозначенного пакта. В ней говорится о том, что равные и неотъемлемые права вытекают изприсущего человеческой личности достоинства и являютсяосновой справедливости, равноправия, свободы и всеобщего мира. Такжеподчеркивается, что нормы пакта о гражданских и политических правахразвивают положения Всеобщей Декларации прав человека, и признают идеаломсвободы – личность, которая реализует все гражданские и политическиесвободы без каких-либо препятствий и для которой созданы все социальные,экономические, культурные условия в государстве. А личность, как таковая,обязана добиваться признания прав и для других, так как имеет обязанности вотношении окружающего Общества. Обратимся к тексту пакта. Отмечу только, некоторые его статьидублируют, или развивают положения Всеобщей Декларации прав человека. Натаких положениях я постараюсь не останавливаться ввиду ограниченных рамоккурсовой работы. Однако, некоторые моменты опишу достаточно подробно, таккак они составляют правовую и политическую основу правового государства. Далее непосредственно в статьях документа объявляется всеобщее правонародов на самоопределение (Ст.1) и как следствие вышеназванного свободныйвыбор политического статуса народа, определение социального, экономическогои культурного развития. Для достижения названных целей декларируетсясвободное распоряжение народа своими природными ресурсами и естественнымибогатствами. Подчеркивается, что ни один народ не может быть лишенпринадлежащих ему указанных средств к существованию. В статье №2 подтверждается приверженность стран - участников уважениюк правам и свободам личности независимо от пола, языка, расы, религиозныхмировоззрений, или иных убеждений, сословного или имущественного положения.И как следствие сказанного положения настоящего пакта обязывают всехпринявших правовые принципы этого документа принимать все меры к правовойзащите компетентными органами лиц, ограниченных в перечисленных правах илисвободах. Часть III пакта подтверждает общепринятые право человека на жизнь,устанавливает применение исключительной меры наказания в виде смертнойказни как экстраординарное явление. Объявляется, что каждый приговоренный кказни имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора.Запрещено выносить приговор о смертной казни в отношении несовершеннолетнихи приводить в исполнение в отношении беременных женщин (Ст.6). Такжезапрещены пытки, иные физические истязания, или действия, унижающиечеловеческое достоинство. Статья №8 запрещает рабство, любой подневольный труд или подневольноесостояние, но указывает те случаи, когда указанный труд не является мотивомдля отказа совершать какие-либо деяния, обязательно установленные местнымзаконодательством, или по приговору компетентного суда. Следующая по счету статья устанавливает процессуальные принципы вотношении арестованных, отдельно оговаривается «разумность» сроковсодержания под стражей, и судебного рассмотрения его дела. Устанавливаетсяправо на компенсацию в случае незаконного ареста. При аресте обязательногуманное отношение к арестованным, уважение чести и достоинства со стороныорганов, совершивших арест. Для исправительной (пенитенциарной) системы обязательно установлениесоответствующего режима, способствующего социальному перевоспитанию иисправлению заключенных, при этом несовершеннолетние должны содержатьсяотдельно от совершеннолетних (Ст10). Запрещено лишение свободы на основанииневыполнения лицом каких-либо договорных обязательств (Ст.11). Статья 14 устанавливает всеобщее равенство перед судами и трибуналамии оговаривает минимальные процессуальные требования к осуществлениюправосудия вышеназванными судебными органами (Большинство из них вошли вроссийские принципы правосудия). А вот новое, о чем я еще не упоминал. Положения статьи №19декларируют право человека на собственное мнение и беспрепятственное еговыражение. Иными словами, каждый волен находить, получать, распространятьразного рода информацию, вплоть до средств массовой информации, кромеотдельно оговоренных случаев. Следующая статья запрещает все формы пропаганды войны, любые видыпроявления расовой, религиозной, национальной ненависти, подстрекательствок дискриминации, насилию, вражде, к розни и тп. [11] Очередная статья признает право на мирные собрания без ограничений,кроме специально оговоренных ситуаций. Также признается право на вступлениев любые негосударственные союзы, ассоциации, профсоюзы (Ст.22). Положения статьи №24 оговаривают всеобщее равенство детей, их правона гражданство, гарантируют им защиту со стороны государства.Устанавливается обязательность регистрации новорожденных, присвоение имимени. Следующая статья объявляет основные политические права безнеобоснованных ограничений и дискриминации. К ним относятся следующиеположения: - голосовать и быть избранным на основе всеобщего и равного голосования, когда обеспечено свободное волеизъявление сограждан; - быть допущенным в своей стране к государственной службе; - участвовать в введении государственных дел, как самолично, так и через представителей. Иное. Содержание статьи №28 объявляет о создании Комитета по правамчеловека (далее – Комитет, о нем я тоже упоминал), регламентирует егосостав, функции этого органа. Итак, в состав Комитета входят граждане,признавших и участвующих в пакте, государств, обладающие определеннымюридическим опытом и компетентностью, помимо высоких морально-нравственныхкачеств. Избираются члены Комитета тайно и работают в личном качестве,выдвигается не более не более двух лиц от государства-участника, ноизбирается в последствии только один (Ст.29). Представление кандидатов вбудущие члены проходит Комитета на заседании Организации Объединенных Наций(ООН) под председательством Генерального секретаря ООН в Центральномучреждении указанной организации. Срок пребывания в этой должности четырегода, член Комитета имеет право на повторное переизбрание в установленномпорядке. Каждый член Комитета до вступления в должность на открытомзаседании делает торжественное заявление о том, что впредь обязуетсяисполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно (Ст.38). У Комитета имеется собственный штат должностных лиц, избираемых надва года, материальные средства и необходимый для функционирования персоналпредоставляется Генеральным секретарем ООН (Ст.36 – 39). Ежегодно государства-участники предоставляют Генеральному секретарюООН доклады о прогрессе, достигнутом в области прав человека и о принятыхмерах по исправлению возможных несоответствий в этой сфере действийучастников пакта. Затем доклад попадает непосредственно в Комитет длярассмотрения. Любое государство-участник, заявившее о признании компетенцииКомитета, имеет право сообщить последнему о нарушении положений пактадругим государством (Ст41). В этом случае в особом процедурном порядкеКомитетом рассматривается заявление на закрытом заседании. Далее Комитетоказывает миролюбивые услуги, содействуя полюбовному разрешению вопроса наоснове уважения основных свобод и прав, устанавливаемых настоящим пактом. Вэтомслучае Комитет пишет и направляет государству-нарушителю соответствующийдоклад-рекомендацию. В случае неудовлетворительного разрешения проблемы, или бездействиясо стороны нарушителя, Комитет с предварительного согласия заинтересованныхучастников, формирует специальную Согласительную комиссию (далее –Комиссия), которая оказывает добрые услуги заинтересованным государствам-участникам. Она состоит из пяти лиц, разбирающих суть вопроса в личномкачестве (во главе Комиссии – выборный Председатель). Причем, они не должныявляться гражданами заинтересованных государств (Ст.42). Комиссиярассматривает в течение двенадцати месяцев предоставленную Комитетом любуюинформацию и имеет право отправлять запросы на любые сведения отгосударств, участвующих в разрешении спорного вопроса. Спустя указанныйсрок, Комиссия направляет председателю Комитета доклад для отправлениязаинтересованным сторонам. Один раз в год Комиссия по правам человека направляет ГенеральнойАссамблее ООН отчет о проделанной работе (Ст.45). Статья №48 объявляет настоящий пакт открытым документом дляподписания любым государством – членом ООН, или участника СтатутаМеждународного Суда, либо для приглашенного Генеральной Ассамблеей ООНгосударства к участию в Международном пакте о гражданских и политическихправах. Статья №50 устанавливает действие пакта на всей части федеративныхгосударств без любых видов ограничений. Следующая статья декларирует право любого участника вноситьпредложения о поправках в настоящий пакт, высказываться за созывконференции государств-участников под эгидой ООН. Принимаются поправкибольшинством голосов и становятся обязательными для участников, которые ихприняли.[12] Итак, кратко подытожу. Международный пакт о гражданских иполитических правах, созданный в соответствии с провозглашенными УставомООН принципами и в соответствии с положениями Всеобщей Декларации правчеловека, устанавливает равные свободы и права для любого народа. Статьямипакта вменено государствам-участникам создание таких внутренних условий,когда каждому реально обеспечено право пользоваться социальными,экономическими, культурными, а также, политическими и гражданскими правами.В связи с положениями Конституции РФ (об этом я упоминал) правовые нормыобозначенногопакта стали непосредственно действующими в России и поставлены на уровеньконституционных и применяются государством. * * * * * Одновременно с пактом о гражданских и политических правах был принятФакультативный протокол к нему, который предусмотрел признание компетенциирассматривать, принимать информацию от находящихся под его юрисдикцией лиц,или организаций, полагающих, что стали жертвами каких-либо нарушений всфере прав человека и гражданина. Статьи Факультативного протокола (далее – Протокола) развиваютположения Международного пакта о гражданских и политических правах ипризваны претворять его (пакта) постановления в мировую юридическуюпрактику. Это, собственно, является целью документа. Содержит нормы-принципы, императивного свойства для государств-участников пакта,признавших компетенцию Комитета по правам человека и ратифицировавших пакт,или присоединившиеся к нему. Согласно статьям Протокола, вышеуказанные государства наделены правомобращаться в вышеназванный Комитет, если, по их мнению, они стали жертвамикакого-либо нарушения (Ст.1). В этом случае обращения не рассматриваюттолько в двух случаях: 1. если обратившееся лицо не исчерпало все внутренние средства защиты; 2. если данная проблема уже не рассматривается другим международным разбирательством (Ст.5). Рассматриваются заявления на закрытых заседаниях Комитета. Каждый годКомитет представляет ежегодный доклад для Генеральной Ассамблеи ООН всоответствии с действующим Протоколом. Протокол является открытым документом для любого государства,подписавшего пакт и ратифицировавшего его положения. Любой участникПротокола имеет право вносить предложения о поправках, представляя ихГенеральному секретарю ООН, а также ходатайствовать о созыве конференциипод эгидой ООН.[13] * * * * * Общеизвестно, одним из условий существования правового государстваявляется реальное обеспечение прав личности, как и свобода ее всестороннегоразвития. Иными словами, человеку и гражданину гарантированны со стороныгосударства некоторые положительные действия, а именно следующиеминимальные положения, правовые начала: 1. право на неприкосновенность; 2. право на судебную защиту и справедливое разбирательство; 3. право на образование, культурное развитие; 4. право на социальное обеспечение; 5. другие права.[14] Я уже довольно подробно останавливался на международно-правовыхактах, нормы которых содержат правила, регулирующие сферу права первых двухперечисленных пунктов. Однако, остался не вполне проясненный вопрос: а естьли специальный международный документ, направленно регулирующий правачеловека и гражданина в области, касающейся культурной, экономической,социальной деятельности государства? * * * * * Им, безусловно, стал Международный пакт об экономических, социальныхи культурных правах. Сей нормативно-правовой акт детализирует права человека и гражданинав указанных сферах правовых отношений государство – общество - личность,тем самым, развивая правовые принципы, установленные Всеобщей декларациейправ человека. Также обладает высшей юридической силой, в странахприсоединившихся к пакту, является стабильным правовым актом постоянногодействия и многократного применения. Что документально указывается в преамбуле Международного пакта. Аименно: права и свободы вытекают из присущей человеческой личностисущности, ими (правами) в равной степени наделяются все члены Великой семьичеловеческой, свобода развития индивида невозможна без активногоположительного участия со стороны государства, которым вменено вобязанность настоящим пактом, поощрять всеобщее соблюдение и уважение правчеловека. В статье №1 пакта еще раз подтверждается право народов насамоопределение, на свободу установления собственного статуса (что являетсянепреложным условием социального, экономического, культурного развития), насвободное пользование собственными природными ресурсами и естественнымибогатствами. Соответственно, государствам вменено в обязанность в порядкемеждународной помощи и сотрудничества, а также в индивидуальном порядке,максимально использовать все имеющиеся возможности, принимать все возможныемеры, вплоть до законодательных, к полному осуществлению, признаваемыхрассматриваемого пакта, прав (Ст.2, п.1). Устанавливается право каждого на свободный труд, который признаетсявозможностью зарабатывать себе на жизнь (Ст.6). И как следствие указанногопризнается право каждого трудящегося на благоприятные условия трудовойдеятельности. В них включены: 1. Вознаграждение за труд должно обеспечивать как минимум удовлетворительное существование для работников и их семей (подробно это положение регламентировано статьей №11 настоящего пакта), справедливую зарплату для мужчин и женщин. (За равный труд – равную зарплату.) 2. Одинаковую для всех возможность продвижения по службе исключительно на основании квалификации и трудового стажа. 3. Создание условий работы, отвечающим требованиям гигиены и безопасности. 4. Предоставление оплачиваемого периодического отпуска, разумное ограничение рабочего дня, вознаграждение за работу в праздники. Предоставление отдыха, досуга для трудящегося (Ст.7). Государствам надлежит обеспечить человеку права на свободноевступление в профессиональный союз для защиты своих интересов, или наобразование такового (Ст.8, п.1). Профессиональные союзы (профсоюзы), всвою очередь, могут образовывать конфедерации, или национальные федерации,основанных на международном праве. Этой же статьей обеспечивается право назабастовки, в соответствии с законодательством этой страны. Признаетсяправо каждого на социальное обеспечение, в том числе на социальноестрахование (Ст.9). Семья признана основной и естественной ячейкой общества, ейпредоставляется самая широкая защита, охрана и помощь (Ст.9). Гарантируетсяправо детей и подростков от каких-либо видов дискриминации. Применение ихтруда во вредных (по физическому или нравственному воздействию)производствах объявляется уголовно наказуемым деянием (Ст.10). Положениями Международного пакта об экономических, социальных икультурных правах обязывается каждое принявшее его государство принять всевозможные меры индивидуального характера, или в порядке мировогосотрудничества, включающих разработку и проведение конкретных программ вцелях недопущения голода, вплоть до реформы аграрной системы. Такжеобеспечить распределение мировых запасов продовольствия в соответствии спотребностями и с учетом проблем стран, как импортируемых, так иэкспортируемых пищевых продуктов (Ст.11). Признается право каждого на наивысший достижимый уровень физическогои психического здоровья (Ст.12), на образование,направленное на всестороннее и полное развитие личности (Ст.13, п.1), насвободу родителей (опекунов) выбирать для своих детей образовательныеучреждения, отвечающие минимальным требованиямобразования, утвержденного государством (Ст.13, п.3). Начальное образованиедолжно быть бесплатным. Далее (Ст.15) участвующие в пакте государства признают право личностина: 1. пользование защитой материальных и моральных интересов, возникающих, в связи с любой интеллектуальной деятельностью указанной личности, автором которой она является; 2. участие в культурной жизни; 3. практически применять, использовать результаты научно-технического прогресса.[15] В связи с этим, положения пакта обязывают государств-участниковуважать свободу, необходимую для творческих исследований и для научныхизысканий. А также призывают поощрять все виды сотрудничества имеждународные контакты, в культурной и научной областях. Результатом этихдействий должны стать, предоставляемые Генеральному секретарю ООН доклады одостигнутых в этой области успехах, для последующего рассмотрения их(докладов) на заседаниях Социального и Экономического Совета ООН (Ст.16). ЧастьV настоящего пакта объявляет его открытым для подписаниядокументом (Ст.28), устанавливает его обязательную ратификацию. Такжеустанавливается право каждого участника пакта вносить поправки,высказываться за созыв конференции государств-участников. Поправки вступаютв силу на территориях государств, принявших их в соответствии сконституционными процедурами этих стран (Ст.29). Это наиболее общие положения Международного пакта об экономических,социальных и культурных правах. Я постарался не останавливаться на нормахпакта, дублирующего характера, о которых уже речь шла в других документахмеждународного законодательства в области прав гражданина и человека.Кратко добавлю только то, что в указанном пакте устанавливаются ирегламентируются двусторонние связи нехитрой юридической формулы: Государство ? Личность ? Общество.Причем, Личность находится строго в центре обозначенных связей, являетсяцентром отношений. * * * * * * * * * * Итак, я описал и дал краткую оценку некоторым международным актамуниверсального характера, совокупности правовых норм, сущность которыхвыражена в общепризнанных правах человека, то есть отношения,сопровождающие человека на протяжении всей жизни. Но кроме всеобщих, универсальных правовых норм существуют ещемеждународные договоры юридического свойства, направленно регулирующиеспецифические области правовых отношений. * * * * * В этой связи важнейшее значение имеет региональное соглашение –Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее -Конвенция) от 04,11,1950 г., подписанная в Риме. Сфера действия этогосоглашения обозначена названием - Европейская Конвенция. Утвердили настоящую Конвенцию правительства, члены Совета Европы. Вней вновь подтверждается верная приверженность договаривающихся сторонпринципам, провозглашенным Всеобщей Декларации прав человека (см. выше).Помимо этого декларируется дальнейшее направление деятельности европейскихгосударств на установление, утверждение и реализации прав человека иосновных свобод, соблюдение которых зависит от подлинной демократическойсистемы и всеобщего понимания этих прав и свобод всеми участникамиотношений. По-прежнему право человека на жизнь охраняется законом (Ст.2),как иправо на свободу и личную неприкосновенность (Ст.5), никто не может бытьлишен такого права, иначе как по приговору суда в соответствии спроцессуальными нормами, предусмотренными законодательством данной страны.Пытки, действия, унижающие человеческое достоинство запрещены (Ст.3), как ирабство (Ст.4). Далее в статьях Конвенции объявляются все основные общепризнанныегражданские и политические свободы для человека (не буду останавливаться наповторения). Добавлю, согласно положению статьи №19 ВысокимиДоговаривающимися Сторонами образуется: 1. Европейская Комиссия по правам человека (далее – «Комиссия). 2. Европейский Суд по правам человека (далее именуемый «Суд»). Как Комиссия, так и Суд образуют собственные процедуры. Порядок образования, работы, требования к составу Комиссии весьмасхож с теми же процедурами Комитета по правам человека при ООН. ЧленыКомиссии избираются большинством голосов Комитета Министров на шесть лет иработают в личном качестве (Ст.22). Добавлю только, что заседания Комиссиипроходят на закрытых пленарных заседаниях (Ст.33), которые созываютсяГенеральным Секретарем Совета Европы по мере необходимости. В Комиссию могут передаваться петиции для Генерального Секретаря отлюбых лиц (или группы лиц), от неправительственных организаций, полагающих,что стали жертвами каких-либо нарушений. Европейская Комиссия начинаетрассмотрение петиции, если все внутренние средства для решения проблемы ужеисчерпаны и минуло шесть месяцев от даты принятия окончательноговнутреннего решения. Теперь о Суде. Европейский Суд по правам человека состоит из такогоколичества судей, равному количеству членов Совета Европы - по одному(строго!) гражданину от государства. Избираются Парламентской АссамблеейСовета Европы сроком на девять лет (Ст.40). Сфера юрисдикции Суда – всеотношения, касающиеся применения и толкования Римской Конвенции. Передаватьдела в Суд имеют право Комиссия и Высокие Договаривающиеся Стороны. Для рассмотрения дела образуются камеры из девяти судей, во главе –Председатель. Рассмотрение проходит только после установления невозможностиприменения дружелюбных методов разрешения проблемы (Ст.47). Решения Судавсегда мотивированы, окончательны. Любой судья имеет право на собственноемнение (Ст.51). Надзор за исполнением судебного решения возлагается наКабинет Министров. Объявляется открытость Конвенции для подписания и ратификации еелюбым государством - членом Совета Европы. Протоколом №6 настоящейКонвенции отменяется смертная казнь. Далее идут регламентационные положения и протоколы, развивающиеположения Европейской Конвенции и регулирующие особые, специфическиеотношения (например, о компетенции Европейского Суда выноситьконсультативные заключения, или положения относительно принудительного иобязательного труда и тд.), на них я не буду останавливаться ввидуограниченного объема курсовой работы. * * * * * Помимо их, существуют договоры (соглашения нескольких государств вписьменной форме) общего универсального действия, или нормы, регулирующиеотношения, возникающие при определенных условиях. Упорядочивание отношенийв этой области также необходимо, однако нарушения не несут повсеместногохарактера, или возникают исключительно при наличии определенныхпредпосылок. Например, при военных действиях, или при исполнении приговора,или при проявлениях разного вида дискриминации и тд. Сразу хотелось бы начать с базовой нормы, так сказать, с «соглашенияо соглашении». * * * * * Прежде всего, это Венская Конвенция о праве международных договоров. Сфера деятельности (направление) – область отношений, возникающих призаключении, ратифицировании, принятии, или при утверждении, или приприсоединении к договорам государств. По этой же причине я бы отнес ВенскуюКонвенцию к процессуальным нормам. Источник – международные организации.Субъект воздействия – государства и межгосударственные организации. Времядействия соответствует времени действия договоров, отношения которых даннаяКонвенция упорядочивает. Пространство – все территории государств,признавших положения международных договоров. В Венской Конвенции устанавливаются фундаментальные юридическиепонятия и определения: «договор», «принятие», «утверждение», «ратификация»,«присоединение» и др. Все они применительны в области функционированиямеждународных договоров (Ст.2). Также объявляется каждое государство правоспособным заключатьдоговоры, устанавливаются полномочия участников, порядок и регламентпринятия государств в сферу действия указанной Конвенции, или их временноеучастие (Ст.7, ст.24.) В части III устанавливается обязательность и добросовестностьсоблюдения договоров, причем противоречие международного договора слокальным законодательством решается в пользу первого (Ст.27). Инымисловами наличие национальной правовой базы, нормы которой каким-то образомпротиворечат нормам международных договоров, оправданием для непримененияпоследних, не является. В ст.28 данной Конвенции указывается на невозможность обратногодействия норм договоров. В следующей статье устанавливается территориальнаясфера влияния международных договорных актов. Далее устанавливается сила действия указанных правовых актов. СтатьиВенской Конвенции отменяют ранее действовавших в этойправовой сфере нормативных документов, или устанавливают преимущественнуюсилу положений договора (Ст.30 п.2 - 4), если они не совместимы иневозможно одновременное применение обоих. Раздел 3 Конвенции устанавливает полномочность толкования текстовдоговора, язык толкования. Следующий раздел посвящен участию в договорныхотношениях третьих государств и обязательным условиям, вытекающим изобозначенных отношений.[16] Итак, Венская Конвенция о праве международных договоров формулируетбазисные, стержневые определения и понятия в сфере действия договорныхотношений правового характера, условия участия сторон в договорныхотношениях, порядок вступления в указанные отношения, процедуры, касающихсяоговорок при подписании договоров. Устанавливается правоспособность сторон,территориальность и сила действия договорных правовых актов, а такжеусловия вступления этих актов в действие, как регулятора общественныхотношений. Также определены условия соблюдения международных актов, ихнеимение обратной силы, и условия непосредственного их применения. * * * * * Следующим договором, регулирующим специфические отношения,возникающие при возникновении следующих предпосылок: - преследование по признаку принадлежности к определенной социальной,сословной, или иной группе; - гонения по национальному признаку, по признаку вероисповедания; - преследование из-за политических взглядов и др. признаки является Конвенция о статусе беженцев (вступила в силу 22,04,1954), подписанная в Женеве 28,07,1951 г. Когда лицо находится вне своей страны и отказывается пользоваться ее защитой вследствие каких-либо опасений, или не имеет определенного гражданства, или не может вернуться на прежнее место жительства в результате произошедших разного рода событий до 01,01,1951 г. (и некоторые другие признаки), тогда обозначенное лицо может считаться «беженцем» и к нему применимы положения Конвенции. Документ был принят вследствие нарушения прав и свобод (а, значит,основных принципов и положений Устава ООН, Всеобщей Декларации правчеловека и других начал фундаментальных правовых актов) наиболее уязвимой вправовом, социальном положении категории граждан (и не только) – беженцев.ХХ столетие стало эпохой войн и глобальных цивилизационных конфликтов.Мировой опыт показал, что наиболее страдают от военных (или иных)столкновений мирные граждане. Таким образом, было принято первое,стержневое международно-правовое соглашение, положившее начало в разрешениипроблемы гуманитарного и социального характера, и исключения возможностивозникновения возможных трений, которые могут появиться в результатевынужденного переселения (в силу разных причин) иностранных граждан. Так жепреследовалась цель недопущения возложения на государства, принявшего насебя заботу о переселенцах, непосильного бремени в связи с указаннымисобытиями. ООН неоднократно проявляла глубочайший интерес к судьбе беженцев ипринимала соответствующие меры к защите этой социальной группы населения ивосстановлению его (населения) прав и свобод. Что и выразилось в принятииуказанного соглашения. Статьи Конвенции четко определяют юридическое понятие «беженец», итех лиц, которые попадают под это определение, следовательно, подюрисдикцию соглашения (Ст.1). Далее, как и любой правовой нормой,устанавливаются права и обязанности беженцев. Государствам, принявшим Конвенцию, указывается на недопущение вотношении беженцев дискриминации, вменяется в обязанность предоставлениедоброго расположения относительно религиозных убеждений этих народов.Также государство обязано предоставить им, как минимум, положениеиностранцев (Ст.7) без всякой взаимности. А при определенных условиях,например в отношении приобретенного движимого и недвижимого имущества, каки в отношении арендных договоров, беженцам предоставляется болееблагоприятное расположение, нежели просто иностранцам (Ст.13). Также беженцам предоставляется защита в сфере интеллектуальных прав,право на образование и вступление в профсоюз, или в некоммерческоеобъединение, ассоциацию (Ст.15), право на свободное обращение в суд (с темиже льготами, что имеются у граждан данной страны). Также гарантированноблагоприятное правовое положение в отношении их права на работу (Ст.17),права на жилище, на начальное образование (Ст.22). Наравне с гражданамиэтой страны устанавливается право на правительственную поддержку и помощь(Ст.23), право на достойную зарплату, пособия, социальные гарантии (Ст.24). В административном порядке беженцам государство обязано выдатьудостоверения личности, предоставить право на выбор места жительства исвободу передвижения (Ст.26). Устанавливается равное с гражданами этойстраны налогообложение (Ст.29). Статья №31 не предусматривает наложения ответственности на граждан,незаконно прибывших из стран, где им непосредственно угрожала опасность(также запрещена их обратная высылка в «опасные» страны), при условии ихнемедленного заявления о себе в органы власти. И последнее. Согласно соглашению, договаривающиеся государства повозможности будут содействовать натурализации и ассимиляции беженцев(Ст.24). * * * * * Однако по истечении нескольких десятилетий со времен утвержденияЖеневской Конвенции о статусе беженцев проблема последних решена не была.Более того, возникла необходимость новогоправового регулирования, так как Женевское соглашение устанавливалавременной предел к определению «беженец», указывались события, в результатекоторых беженцы стали беженцами - до 01,01,1951 г. Поэтому многиепереселенцы по факту, юридически таковыми не являлись. Был принят Протокол, касающийся статуса беженцев (далее – Протокол)на Генеральной Ассамблеи ООН 16,12,1966 г. Положения Протокола развивалиначала, сформулированные Женевской Конвенцией. Государства участникиподтверждали принятые на себя обязанности применять статьи 2 – 34 указаннойКонвенции включительно. Изменилось определение «беженец», теперь в нем неуказывается точная дата. В целом положения Конвенции остались прежними.[17] * * * * * В качестве отступления позволю себе заметить, что кроме Международныхактов и договоров универсального характера, тех же договоров региональногохарактера, существуют и уже действуют Решения и Резолюции международныхорганизаций по вопросам прав человека. Сразу хотелось бы отметитьправотворчество Международной Организации Труда (далее – МОТ). Результатами указанной деятельности стали следующие (и другие)договоренности: Конвенция №29 относительно принудительного илиобязательного труда (ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР04,07,1956 г.), принятая в июне 1930 г.; Конвенция №95 об охране заработнойплаты, принятая на Генеральной Конференции МОТ в 1949г.; Конвенция №105 обупразднении принудительного труда, принята в 1957 г. Так же это: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными,утвержденные на Женевском Конгрессе ООН в августе 1955 г.; Кодекс поведениядолжностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый ГенеральнойАссамблеей ООН 17,12,1979 г.; Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН:Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений излоупотребления властью, принята 29,11,1985 г. Безусловно, любопытные документы, очень хотелось бы поподробнейостановиться на их содержании, однако все они развивают, конкретизируютфундаментальные общепризнанные нормы. Иными словами, это «материя» дляизучения специализированных юридических наук, сейчас же для меня главное –принципы, тенденции, закономерности. * * * * * * * * * * Еще один правовой договор, упорядочивающий отношения определеннойкатегории граждан. Это Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации вотношении женщин, ратифицированный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от18,12,1979 г. Данный документ в соответствии с объявленными принципами ВсеобщейДекларации прав и свобод человека устанавливает равноправие мужчин и женщинна основании того, что все люди рождаются равными и свободными в своемдостоинстве и правах. Также уточняется, что все виды ограничений женщин вправах и свободах нарушают незыблемые принципы равноправия и уважениячеловеческого достоинства. По – этому, все государства-участники, осуждая проявления любой формыдискриминации в отношении женщин, согласны проводить безотлагательнуюполитику, направленную на ликвидацию этого уродливого явления (Ст.2).Относительно правовой основы это будет выражено: 1. Во включении в законодательство принципов равноправия мужчин и женщин, принимать действия (вплоть до силовых), направленные на искоренение дискриминации; 2. В исключении из действующего законодательства норм, представляющих собой дискриминацию в отношении женщин; др. Признается равенство мужчин и женщин перед законом, одинаковаягражданская правоспособность, сделкоспособность (Ст.15). В отношении социальной стороны проблемы решено изменить культурныемодели поведения обоих полов в целях искоренения неправильных стереотиповотношений. Кроме этого, достигнута договоренность о принятии всех возможныхмер к признанию материнства социальной деятельностью и установления общейответственности за воспитание и мужчин, и женщин (Ст.5). В отношении политических прав государства-участники договорилисьгарантировать женщинам и мужчинам равные права быть избранными в любыепубличные органы, голосовать на всех публичных выборах, референдумах,участвовать в деятельности правительственных органов, на равных с мужчинамиправах, участвовать в осуществлении политики, занимать государственныепосты (Ст.7) и тд. Также в сфере занятости признаются равные для обоих полов права приприеме на работу, при выплачивании вознаграждения, при назначениисоциальных льгот и тд. (Ст.11). Запрещено увольнение работниц в связи сбеременностью, и в связи с родами, или из-за семейного положения. В сфере брачных отношений также объявлено равноправие полов: насвободный выбор супруга; на вступление в брак с полного и свободногосогласия; на одинаковые права в отношении детей; на свободное решение околичестве детей; на свободный выбор фамилии мужа, профессии, досуга; на одинаковые права и обязанности в период брака; на др. права (Ст.16). В соответствии с положениями статьи №17 настоящей Конвенцииобразуется Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее –Комитет). Члены Комитета избираются тайно по одному участнику от каждогогосударства на четырехлетний срок. Заседает Комитет около двух недель одинраз в год (Ст.18), Имеет право на набор собственных должностных лиц, наформирование собственных правил и процедур (Ст.19). Один раз в год черезСоциальный и Экономический Советы передает доклад о проделанной работеГенеральной Ассамблее ООН (Ст.21). Итак, согласно Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации вотношении женщин государствами-участниками было осуждено появление любыхформ дискриминации в отношении женской половины общества. Также былиприняты меры к искоренению любых видов ограничений в отношении указанногопола для реализации его прав и основных свобод в экономической, вполитической, в культурной, в социальной и в любой другой области.[18] * * * * * На этом документе позволю себе остановить изложение и анализмеждународно-правовых актов. Таким образом, прояснилось, что, несмотря набогатейший правовой опыт и наличие институтов правовых традиций, высокуюгарантированность государствами прав и свобод человека и развитоеправосознание в международном сообществе, а иногда и в развитых странах,также требуется регулирование, казалось бы, общепонятных отношений икорректировка правил. Собственно, для этого международно-правовые нормы создаются иприменяются. Заключение Итак, мы рассмотрели наиболее общие положения международно-правовыхактов о правах человека и гражданина. Цель их создания, направлениеде




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconТема 3 Государство и личность: конституционно-правовые основы взаимоотношений
Концепция прав человека и гражданина. Международно-правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина и Конституция России
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconПредмет и источники международного гуманитарного права
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., в которой нашли отражение международно-правовые...
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconПрограмма дисциплины «международное частное право в европейском союзе»
Студенты должны знать международно-правовые акты и правовые акты Европейского Союза в объеме изученных ранее учебных курсов, а также...
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconПрограмма дисциплины «международное частное право в европейском союзе»
Студенты должны знать международно-правовые акты и правовые акты Европейского Союза в объеме изученных ранее учебных курсов, а также...
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconВиды правовых актов
РФ; 3 Подзаконные акты рф: Ведомственные нормативно-правовые акты, указы и распоряжения президента рф, международные соглашения,...
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconДокументи
1. /Правовые акты/ПОСЛАНИЕ 2000-1.doc
2. /Правовые...

Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconОдносторонние акты государств, порождающие международно-правовые последствия
Диссертация выполнена на кафедре международного права Московского государственного института международных отношений (Университета)...
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconКонцепция прав человека. Понятие, принципы и элементы конституционного статуса человека и гражданина
Тема конституционно-правовые основы взаимоотношений личности и государства (6 час.)
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconБилет №8 Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан
Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражда­нина в совокупности составляет систему гражданских...
Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина iconГосударство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы