Полис- феномен древнегреческой цивилизации icon

Полис- феномен древнегреческой цивилизации



НазваниеПолис- феномен древнегреческой цивилизации
Дата конвертации10.07.2012
Размер124,51 Kb.
ТипРеферат
Полис- феномен древнегреческой цивилизации


РЕФЕРАТ по теме: «Полис – феномен древнегреческой цивилизации» Содержание|Введение |3 ||1. Этапы развития древнегреческой цивилизации |4 ||2. Полис как феномен древнегреческой цивилизации |8 ||2.1. Полис как государство |8 ||2.2. Общество в полисах |12 ||2.3. Экономическая жизнь полиса |14 ||Заключение |16 ||Список использованной литературы |17 | Введение. Древнегреческая цивилизация является одной из самых ярчайшихцивилизаций в мировой истории. Древнегреческая цивилизация включает в себяобщественные и государственные структуры которые образовались на территорииБалканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилияи в Причерноморье. Она начинается с рубежа III – II тысячелетия до н.э. –с возникновения первых государственных образований на острове Крит, азаканчивается во II – I в.в. до н.э., когда греческие и эллинистическиегосударства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены всостав Римской средиземноморской державы. За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональнуюэкономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых иприродных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полиснуюорганизацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшуюогромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижениядревнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс,послужили фундаментом для последующего развития народов средиземноморья вэпоху римского господства. 1. Этапы развития древнегреческой цивилизации. Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа: 1. раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции); 2. формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры ( в XI – IV в.в. до н.э.); 3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение исуществование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южнойчасти Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранниегосударственные образования имели в своей структуре много пережитковродоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточнымигосударствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкомутому, которым шли многие древневосточные государства (государствамонархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкимидворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной). В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного,догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государствосложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое)население было основным. В Балканской Греции господствующее место занималигреки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно,из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степениобщественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита иматериковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имениправившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими(от названия Греции – Эллада). Хронология минойских периодов следующая: 1. Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений. 2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности. 3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита. Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции: 1. Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население. 2. Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков- ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений. 3. Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок. На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходятсерьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. СXII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев,живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейскиегосударства, упрощается социальная структура, забывается письменность. Натерритории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовыеотношения, происходит понижение социально-экономического и политическогоуровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческойистории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений,установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновениядорийцев1. Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на трипериода: 1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции. 2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация). 3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своейспецифической социально-экономической политической структурой, обеспечившийбыстрое развитие производства, формирования гражданского общества,республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал своипотенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосузатяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидскаядержава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодолениекризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – сдругой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур игосударственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческогополисного строя и древневосточного общества. Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистическиеобщества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распадамировой империи Александра Македонского. Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранееразвивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистическихобществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание ивзаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальныхотношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этапдревнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный отпредшествующего, собственно полисного этапа ее истории. Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории такжеделится на три периода: Восточные походы Александра Македонского и обращование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э.); Кризис эллинистической системы и завоевание государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II – I вв. до н.э.); Захват римлянами в 30-е годы до н.э. последнего эллинистического государства – Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации. 2. Полис как феномен Греческой цивилизации 2.1. Полис как государство Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Грециибыла основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многихсвоих чертах была не похожа на восточную общину. Особенно греческие общиныоказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчастидаже на особенности литературы, искусства, философии, т.е. на историюцивилизации в прошлом. Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население(как на востоке), но и городское. Членом общины модно было стать при двухусловиях: - если человек является греком по национальности; - если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины - свободные собственники – обладали политическимиправами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участиев государственной деятельности. Поэтому греческий полис называютгражданской общиной. Государство в Греции существовало не «над общиной» (как это было наВостоке), оно вырастало из общины; точнее сама община превращалась вмаленькое государство со своими законами, органами власти и системойуправления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемыотчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно замкнутыйколлектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое. Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е.складывались своды законов определявшие права и обязанности членов общины,дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной законанаходились земледельцы: в Спарте до IV в. до н.э. было запрещено отчуждатьземлю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял,чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис нетолько занимается внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическуюдеятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчениена время войн, превращались в воинов. Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности наземлю. Кроме частных участков земли он распоряжался также не поделенной,свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политическогообразования. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил всоответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов:свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит преждевсего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другойстороны процветание полиса во многом зависит от его граждан, от того,сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Онипочитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко цениликрестьянский труд. Но главное – ощущали себя полноправными и свободнымилюдьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победы надперсами, греки объяснили свой успех тем, что они обладали даром свободы, авсе подданные персидского царя-деспота были его рабами. Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялась тем, что вГреции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств,хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то времясуществовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь - басилевс иродовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к ко-торому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VIIв. до н.э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха2. Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым частовставала угроза лишится своей земли и превратится в арендаторов насобственных участках. У аристократии был и другой противник – довольнобольшой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслуи желавшие получить привилегии знати. Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержениемродовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которойобуздывался произвол знати. Но тирания была недолговечной, потребность в ней после того, какпозиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появлятьсядругие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, вдругих – демократическим, но в любом случае большую роль играло народноесобрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейшихвопросов. Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основныхфактора, которые создавали условия для развития греческой демократии. Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческойцивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, но не во всехполисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общинысоздавала возможности (иногда остававшиеся нереализованными) дляутверждения демократических принципов. Греческие полисы обычно были небольшими. Например, на острове Родос(его площадь составляет около 1404 кв. км.) находились три само-стоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км.) – несколько десятков.Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км. 2.2. Общество в полисах Среди населения полисов привилегированное положение занимали егограждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса,считались неполноправными. К ним относились прежде всего зависимыекрестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы(метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала всеновые колонии. Многие метеки были богатыми, но тем не менее им, как правилозапрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ куправлению полисом. На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и вРиме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жестокостьюи определенностью (исключение составляла Спарта, где рабы-плоты сохранялинекоторую самостоятельность). Долговое рабство соплеменников было изжитодовольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно,поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободногобыла такой отчетливой. Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к«говорящим орудиям», они были лишены всякой собственности, являлисьпредметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовалисьприплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях когда рабов отпускалина волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнегохозяина, который становился их покровителем. В лучшем положении были рабы, которых отпускали на оброк (а такоеслучалось не часто). В этом случае они могли открыть собственную мастерскуюили лавочку и жить более самостоятельно. После 500г. до н.э. т.е. в эпоху колонизации, особенно во время воин сПерсией (500-449 гг. до н.э.) число рабов начало стремительно расти. Но,как и на Востоке, они не были основными производителями. В сельскомхозяйстве труд рабов использовался мало. Земледельцы предпочиталиобходиться собственными силами, особенно в тех случаях, требовалсятщательный уход за культурами. Зато на тяжелых работах в рудниках, вмастерских рабы были основной силой. Кроме того, многие из них трудилиськак слуги в домах зажиточных людей. Как правило основными источниками пополнения рабов называют: 1. военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители; 2. продаваемые правящей верхушкой, аристократией фракийцев и скифов соплеменники; 3. рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов; 4. снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей 3. Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальныхрабских рынках. Такие рынки находились в каждом полисе. Рабство в Древней Греции воспринимали как само собой разумеющиеся,свобода считалась даром доступным далеко не всем людям. 2. 3. Экономическая жизнь полиса Некоторые историки считают, что в древних средиземноморскихцивилизациях выросли капиталистические отношения; существует дажеспециальный термин – «античный капитализм». Правильна ли такая точказрения? У нее есть свои основания: действительно рано перейти к экспортунекоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Толькотак можно было избавиться от угрозы голода. Активная торговля означала, что земледельцы и ремесленники работали нетолько на себя, но и на рынок. Самым крупным торговым центром к V в. дон.э. стали Афины: на городских базарах крестьяне из окрестных селенийпродавали вино, овощи, растительное масло, древесный уголь и покупалипривозной хлеб, рыбу и другие продукты. Возможности более крупных хозяйствбыли еще шире. В Афинах шла активная торговля с колониями и странамиВостока: Из Египта привозили зерно, льняные ткани, из Карфагена – ковры, ихАфрики – слоновую кость, из Причерноморья – зерно, скот, мед, воск и кожи.Эти товары в основном тут же перепродавались в другие города. В V – IV вв. до н.э. общий валовый доход только в Пирее, главнойгавани в Афинах, достигал приблизительно 2 тысячи талантов – огромной потем временам суммы (серебряный греческий талант весил примерно 26 кг)4.Соответственно росло денежное обращение, а вместе с ним и разнообразныекредитные и ростовщические операции. Сухопутная торговля в Греции была развита гораздо хуже по сравнению сморской. Она была невыгодна из-за плохих дорог и гор.Кроме того, трудности возникали из-за воин, которые часто вспыхивали междуполисами. Но даже в удаленных от моря греческих городах действовали местныерынки, где торговали в основном ремесленными изделиями. Продуктами,домашней утварью. Товарно-денежные отношения, успешно развивавшиеся в Греции, былинеобычны для этой эпохи, если сравнивать с другими цивилизациями. Поэтомуисторики считают, что уже в древности в Средиземноморье зародилась особаямодель экономики, из которой впоследствии вырос европейский капитализм. Новсе-таки называть древнегреческую экономику капиталистической неверно. Восновном хозяйство имело натуральный характер. Товарно-денежные отношения водних полисах были развиты сильнее, а в других слабее, т.е.распространялись неравномерно и существовали в рамках натуральногохозяйства. Мы рассмотрели несколько сторон жизни древнегреческого полиса –миниатюрного государства и основной ячейки цивилизации. Именно в полисезакладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений,складывался особый тип личности – свободной, честолюбивой, безграничнопреданной своему государству. Эти особенности полиса свойственны идревнегреческой цивилизации в целом. Заключение Вся современная европейская, а частью и внеевропейская культура вырослана почве культуры античной. Без знания античной истории нельзя понятьмногих учреждений последующих периодов истории, искусства, архитектурныхстилей, театра, современных политических, научных и других терминов.Античность во всем ее многообразии выступает на каждом шагу как вобщественной, так и в частной жизни 5. Древнегреческая цивилизация как неповторимая историческая реальностьотличается рядом существенных признаков от стран Древнего Востока, с однойстороны, и от Древнего Рима - с другой. Наибольшие достижения греков проявились в трех основных областях: - организации городской жизни с ее высоким уровнем благоустройства как одного из важнейших условий цивилизованного существования; - установлением демократической республики (демократии) – наиболее прогрессивной формы государственного устройства; - создание замечательной культуры. Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина,разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворныхидей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации выделяю феномендревнегреческой культуры среди многих других национальных культурныхсистем. Список использованной литературы 1. История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина – М.: Высшая школа, 1996. 2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века – М.: Дрофа, 1998. 3. Сергеев В.С. История Древней Греции – М.:ОГИЗ, 1948. 4. Всемирная история в 10т., т. 1,2. М., 1956. 5. История древнего мира / под ред. И.М. Дьяконова в 3 т. М., 1989. 6. История Древней Греции / под ред. В.И. Авдиева. М., 1972.-----------------------1 История Древней Греции. /Под редакцией В.И. Кузищина. – М: Высшая школа,1996. С.7.2 Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций / под ред. В.И. Уколовой – М.:Дрофа, 1998. С.473 Истрия Древней Греции /Под ред. В.И.Кузищина. – М.: Высшая школа, 1996.С.1594 Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций / под ред. В.И.Уколовой. –М.:Дрофа, 1998. С.51.5 Сергеев В.С. История Древней Греции. М.: ОГИЗ 1948. С.4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconДревняя Греция
Происхождение древнегреческой цивилизации в рабовладельческий период развития Греции
Полис- феномен древнегреческой цивилизации icon“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще

Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconМетодические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры
Наука как часть духовной культуры общества. Взаимодействие науки с различными сферами культуры
Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconСведения о ребенке
Медицинский полис Серия: № Организация
Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconОсобенности древнегреческой мифологии

Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconЗанятие №1 (вводное)
Виды местного обезболивания. Концентрация раствора новокаина. Общие правила проведения послойной инфильтрационной анестезии (феномен...
Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconЗанятие №1 (вводное)
Виды местного обезболивания. Концентрация раствора новокаина. Общие правила проведения послойной инфильтрационной анестезии (феномен...
Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconЧерногорский феномен
И к чему такое броское, шокирующее название? В чем состоит этот феномен? Ответ, как зачастую случается, не так прост. Для полного...
Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconТемы рефератов по дисциплине Культурология Предмет культурологии. Понятия культуры и цивилизации. Кризис современной цивилизации. Экология культуры. Диалог культур
Русская духовная культура. Особенности ее становления. Русский национальный характер, понятие этноса, менталитета
Полис- феномен древнегреческой цивилизации iconПравила сдачи крови
Иметь регистрацию в г. Томске (не менее полугода), паспорт или студенческий билет, страховой полис
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы