Лизинг: мировой опыт и его значение для России icon

Лизинг: мировой опыт и его значение для России



НазваниеЛизинг: мировой опыт и его значение для России
Дата конвертации10.07.2012
Размер351 Kb.
ТипРеферат
Лизинг: мировой опыт и его значение для России


Финансовая академия при Правительстве РФ Институт переподготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: Лизинг: мировой опыт и его значение для России Руководитель: Столяров Ю.С. Слушатель: xxxxxxxxxxxxxxxxxxx Москва 1995 г. План| Введение. | ||I. Понятие лизинга. | ||1. История возникновения. | ||2. Понятие и виды лизинга. | ||3. Особенности лизинга. | ||4. Лизинговые контракты. | ||5. Альтернативные варианты: покупка, ссуда или лизинг. | ||6. Формы расчетов. | ||II. Мировая практика применения лизинга. | ||1. Роль лизинговых операций в экономике стран Европы. | ||2. Лизинг в развитых странах. | ||III. Особенности использования лизинга в России. | ||1. Использование банками лизинга. | ||2. Лизинг авиатехники. | ||3. Проблемы развития лизинга. | || Заключение. | | ВВЕДЕНИЕ Преобразование под воздействием научно-технического прогресса сферыпроизводства и обращения, глубокие изменения экономических условийхозяйствования вызывают необходимость поиска и внедрения нетрадиционных длянародного хозяйства нашей страны методов обновления материально техническойбазы и модификации основных фондов субъектов различных форм собственности.Одним из таких нетрадиционных методов является лизинг. Место лизинговогобизнеса в предпринимательстве определяется прежде всего самими объектамилизинга, представляющими собой важнейшие элементы активной части основныхфондов - машины, оборудование, транспортные и другие средства. До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивалрозничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течениепоследних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместотого, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора илиспутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожныекомпании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании имотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания исклады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. дляних все труднее становится брать деньги в кредит. Актуальность развития лизинга в России, включая формированиелизингового рынка в СНГ, обусловлена прежде всего неблагоприятнымсостоянием парка оборудования (зна-чительный удельный вес моральноустаревшего оборудования, низкая эффективность его использования,необеспеченность запасными частями и т. д.). Одним из вариантов решенияэтих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых,кредитных и инвестиционных операций. Глава I. ПОНЯТИЕ ЛИЗИНГА 1. История возникновения Как свидетельствуют историки, первое упоминание (документальное) олизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм Завоевательарендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британскиеострова. Этот опыт не был забыт, и всего через два века, в 1248 году, былазарегистрирована первая официальная лизинговая сделка - крестоносцы,готовясь к очередному походу, получили таким образом амуницию. Введение в экономический лексикон термина “лизинг” (от англ. “tolease”), что означает “арендовать” или “брать в аренду”, связывают соперациями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 годуприняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их варенду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции сталиосновой его деятельности, было создано только в 1952 году в Сан-Францискоамериканской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”, и, такимобразом, США стали родиной нового бизнеса Опыт лизинговой деятельности США и Англии в СССР не использовался.Только во время II-й Мировой войны советские граждане познакомились спонятием лизинга (lend-lease). США поставляло своим союзникам по блокуоружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты и т. д. Однакосразу после войны слово “лизинг” исчезло из русского лексикона больше чемна четыре десятилетия. И только в начале 90-х годов российское правительство обратило вниманиена лизинг, используя его для стимулирования инвестиционной деятельности. 2. Понятие и виды лизинга Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной наинвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств,когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель)обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество уопределенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополу-чателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.(“Временное положение о лизинге”. Утверждено постановлением ПравительстваРФ от 29 июня 1995 г. № 633). Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всехформ проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можнопривести еще одно - определение Европейской федерации национальныхассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): “Лизинг - это договораренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости дляиспользования их в производственных целях арендатором, в то время кактовары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой правособственности”. Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества(арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование наоговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно,ежеквартально или ежемесячно. Лизинг различают оперативный и финансовый. Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имуществамногоразового использования на срок по времени короче его экономическогосрока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта (до3 - 5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды. Послеистечения срока оборудование может стать объектом нового лизинговогоконтракта или возвращается арендодателю. Обычно в оперативный лизингсдается строительная техника (краны, экскаваторы и т. д.), транспорт, ЭВМ ит. д. Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования.Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочногокредитования покупки. По истечении срока действия финансового лизинговогоконтракта арендатор может вернуть объект аренды, продлить соглашение илизаключить новое, а также купить объект лизинга по остаточной стоимости(обычно она носит чисто символический характер). По объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимого инедвижимого имущества. При лизинге недвижимости арендодатель строит илипокупает недвижимость по поручению арендатора и предоставляет емуиспользование в коммерческих и производственных целях. Так же, как и всделках с движимым имуществом, контракт заключается обычно на срок меньшийили равный амортизационному периоду объекта; арендатор несет все риски,расходы и налоги во время действия контракта. По отношению к арендуемому имуществу можно выделить договор чистоголизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имуществаберет на себя арендатор, и договор полного лизинга, по которомуарендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы,связанные с использованием объекта сделки. Исходя из особенностей организации отношений между заемщиком и сдающимв наем выделяется прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имуществавыступает в качестве лица, сдающего его в аренду, и косвенный, при которомсдача в аренду ведется через третье лицо. По методу финансирования различается срочный лизинг, при которомосуществляется одноразовая аренда, и возобновляемый (револьверный), прикотором договор лизинга продолжается по истечении первого срока контракта. На практике применяются и другие виды лизинга. Возвратный лизинг (lease-back). Заключается в продаже промышленнымпредприятием части его собственного имущества лизинговой компании содновременным подписанием договора об его аренде. В такой операции толькодва участника: арендатор имущества (бывший владелец) и лизинговая компания(новый владелец). Такая сделка дает возможность предприятию получитьденежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая ихэксплуатацию, и использовать их для новых капитальных вложений.Рентабельность данной операции будет тем выше, чем доходы от новыхинвестиций больше суммы арендных платежей. Операции возвратного лизингавызывают уменьшение баланса предприятия, т. к. они ведут к изменениюсобственника имущества. К такой сделке можно прибегать и тогда, когда у предприятия довольнонизкий уровень доходов, и, следовательно, оно не может полностьювоспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложениюприбыли. Оно совершает сделку, и лизинговая компания получает его налоговыельготы. В ответ она снижает ставку арендной платы. Так как часто лизинговой компании не хватает собственных средств дляосуществления лизинговых операций, то она может привлекать их. Такаяоперация получила название лизинга с дополнительным привлечением средств.Подсчитано, что свыше 85% всех лизинговых сделок являются лизингом спривлечением средств. Арендодатель берет долгосрочную ссуду у одного илинескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов(без права регресса на арендатора), причем арендные платежи и оборудованиеслужит обеспечением ссуды. Часто лизинг осуществляется не напрямую, а через посредника. Основнойарендодатель получает преимущественное право на получение арендныхплатежей. В договоре обычно обуславливается, что в случае банкротстватретьего звена (посредника) арендная плата будет поступать основномуарендодателю непосредственно. Подобные сделки получили название“сублизинг”. Разновидностью лизинга стали сделки “дабл дин”, применяемые вмеждународной сфере. Их смысл заключается в комбинации налоговых выгод вдвух и более странах. Например, в начале 80-х годов приобретение рядасамолетов было кредитовано через “дабл дин” между США и Великобританией.Выгоды от налоговых льгот в Великобритании больше, если арендодатель имеетправо собственности, а в США - если арендодатель имеет только правовладения. Лизинговая компания в Великобритании покупает самолет, отдает егов аренду американской лизинговой компании, а та, в свою очередь - местнымавиакомпаниям. Такого рода сделки могут осуществляться между Францией иФРГ, Францией и США, Японией и США и т. д. В последнее время получила распространение практика заключениясоглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. Всоответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компаниипредлагает клиентам финансирование поставок своей продукции с помощьюлизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сетьпоставщика, а поставщик расширяет границы сбыта продукции. Эти сделки,получившие название “помощь в продаже” (sales-aid). При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий с лизинговымикомпаниями возможно заключение соглашений по предоставлению “лизинговойлинии” (lease-line). Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиями позволяют арендатору брать дополнительное оборудование в лизинг беззаключения каждый раз нового контракта. 3. Особенности лизинга Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществперед обычной ссудой: а) Лизинг предполагает 100%-ное кредитование и не требует немедленногоначала платежей. При использовании обычного кредита для покупки имуществапредприятие должно было бы около 15% стоимости покупки оплачивать за счетсобственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимостьимущества. Арендные платежи обычно начинаются после поставки имуществаарендатору, либо позже. б) Гораздо проще получить контракт по лизингу, чем ссуду. Особенно этоотносится к мелким и средним предприятиям. Некоторые лизинговые компаниидаже не требуют от арендатора никаких дополнительных гарантий.Предполагается, что обеспечением сделки служит само оборудование. Приневыполнении арендатором своих обязательств лизинговая компания сразу жезабирает свое имущество. в) Лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда. Ссуда всегдапредлагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендаторможет рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателемсоответствующую, удобную для него схему финансирования. Платежи могут бытьежемесячными, ежеквартальными и т. д., суммы платежей могут отличаться другот друга. Иногда погашение может осуществляться после получения выручки отреализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг. Ставкаможет быть фиксированной и плавающей. г) Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя.Арендатор имеет возможность постоянного обновления своего паркаоборудования. д) В случае лизинга арендатор может использовать сразу гораздо большепроизводственных мощностей, чем при покупке. Временно высвобожденныеблагодаря лизингу деньги он может пустить на какие-либо другие цели. е) Так как лизинг долгое время служил средством реализации продукции иразвития производства, то государственная политика, как правило, направленана поощрение и расширение лизинговых операций. ж) Преимущества учета арендуемого имущества. Основными принципамиЕвролиза (Leaseurope - ассоциация европейских лизинговых компаний) по учетулизинговых операций является опубликование арендатором своих финансовыхобязательств, вытекающих из лизинговых соглашений. Считается, что опубликование арендатором своих обязательств будетиграть важную роль в оценке его финансового положения. Цифровая информацияпо обязательствам на дату составления баланса должна удовлетворить всезапросы третьих сторон. Эта публикация может быть сделана в формеприложения к балансу. Во многих странах законодательство устанавливает для предприятийобязательное соотношение собственного и заемного капитала. Так какимущество по лизинговой сделке будет учитываться по балансу арендодателя,то арендатор может расширить свои производственные мощности, не затронувсоотношения. з) Международный валютный фонд не учитывает сумму лизинговых сделок вподсчете национальной задолженности, т. е. существует возможность превыситьлимиты кредитной задолженности, устанавливаемые Фондом по отдельнымстранам. Несколько слов можно сказать и о недостатках лизинга: 1) Если оборудование взято в финансовый лизинг и оно с течением времениустарело до окончания действия лизингового договора, то лизингополучательпродолжает платить арендные платежи до конца контракта. 2) При оперативном лизинге риск устаревшего оборудования ложится наарендодателя, который вынужден брать за это большую плату слизингополучателя. 3) Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случаевыхода оборудования из строя, платежи производятся в установленные сроки,независимо от состояния оборудования. 4) Если объектом лизингового договора является крупный и уникальныйобъект, то в связи с большим разнообразием условий арендных сделокподготовка договоров об их лизинге требует значительного времени и средств. 4. Лизинговые контракты Лизинг - операция, отличающаяся довольно сложной организацией. Вомногих сделках имеют место как минимум три контракта: - между арендатором и арендодателем; - между поставщиком и арендодателем; - между арендодателем и его банком. Обычно перед началом сделки производится тщательный анализ клиента, вкоторый входит: - оценка клиента по его способности выплатить арендные платежи и по егопредварительным доходам от использования арендуемого оборудования; - оценка товаров (спрос на них с точки зрения возможной перепродажи). Если это международный лизинг, то особенно важны: выбор валютыконтракта, оценка риска изменения курса валюты, таможенный режимарендатора, налог на фирму, применяемый к арендодателю, наличие соглашенийо неприменении двойного налогообложения между странами, защита правасобственности иностранного арендодателя в стране арендатора. При лизинге с дополнительным привлечением средств особенно остро встаютвопросы залогового права, страхования, различного рода гарантий. Важнытакже вопросы предоставления технических гарантий производителем. Существуют три варианта приобретения оборудования при лизинге: 1) арендодатель платит поставщику и передает арендатору правопользования; 2) арендатор может договориться о поставке оборудования и тут жепродать его арендодателю (но поставщику платит арендатор); 3) арендодатель назначает арендатора своим агентом по заказу товара упоставщика. В первом варианте арендодатели часто не хотят, чтобы поставщик былпоставлен в известность о переуступке, так как они опасаются, что это можетсказаться на их взаимоотношениях. Во втором варианте арендодатель долженбыть уверен, что покупка сделана правильно, т. е. что товар нигде незаложен, не обложен комиссиями и т. д. В третьем случае надо учитывать, чтоесли арендатор действует как агент, то он будет отвечать в случаебанкротства арендодателя. Арендодатель должен быть уверен, что как только поставщик поставиттовар, арендатор будет готов принять его, следить за ним и платить за негоаренду. Поэтому лизинговая компания особенно заинтересована в тесномсотрудничестве с арендатором и в заключении так называемых “генеральныхсоглашений” с ним. На протяжении всего контракта лизинговая компанияосуществляет контроль за правильным использованием оборудования. В лизинге очень важна гарантия того, что к концу контракта оборудованиебудет иметь определенную остаточную стоимость. Для этого существует системастрахования остаточной стоимости. Погашение лизинговых обязательств может происходить как в денежной, таки в другой форме. Так, при лизинге в развивающихся странах частоиспользуются элементы бартерной сделки. В счет арендных платежей идеттовар, производимый арендатором (нефть, алмазы, кожа и т. д.). Но здесьнужно привлекать третью сторону, которая будет заниматься продажей этихтоваров за свободно конвертируемую валюту. Необходимо отметить, что в области лизинга движимого имущества запоследние годы были выработаны, хотя и с некоторыми нюансами, стандартныетипы контрактов, в то время как в области лизинга недвижимого имуществаотдельные пункты контрактов составляются, как правило, в индивидуальномпорядке с учетом величины объектов и более продолжительных сроков действиязаключаемых контрактов. Однако практически любой лизинговый контракт долженвключать в себя следующие элементы. 1. Объект. 2. Срок поставки. 3. Срок аренды. 4. Право собственности арендодателя. 5. Риски, ответственность, техгарантии. 6. Использование оборудования. 7. Уход, ремонт и модификации. 8. Убытки, несчастные случаи. 9. Страхование. 10. Арендные платежи, комиссии. 11. Пени за просрочку платежей. 12. Возможность покупки. 13. Условия расторжения договора. 14. Возврат оборудования. 15. Налоги, пошлины. 16. Появление новых обстоятельств. 17. Дополнительные права сторон. 18. Улаживание споров и арбитраж. 19. Задерживающие условия (контракт вступает в силу лишь по получении гарантий и т. д.). 20. Обязательства предоставить необходимую информацию (например, баланс). 21. Подписи сторон и тех, кто впоследствии будет правопреемником. 22. Адрес нахождения сторон. 23. Гарантия остаточной стоимости. 24. Гарантия банка. 5. Альтернативные варианты: покупка, ссуда или лизинг Стоимость лизинга может быть ниже или равной стоимости ссуды только приналичии определенных налоговых льгот. Если предприниматель имеет выбор(либо купить оборудование с помощью ссуды, либо взять его в лизинг), то емунеобходимо сравнить затраты по каждому способу кредитования. В этом случаенеизбежно возникает вопрос о принципе, исходя из которого должнопроизводиться сравнение, так как платежи одинаковых размеров, но различныепо времени, совсем не однозначны. Таким принципом становится финансоваяэквивалентность платежей. Эквивалентными считаются такие платежи, которые,будучи приведенными к одному и тому же моменту времени, равны. Процессприведения называют дисконтированием, а полученную сумму - чистой текущейстоимостью (net present value). В мировой практике при определении чистой текущей стоимости платежейиспользуется следующая формула дисконтирования: ТС = БС х Кt , где ТС - текущая стоимость; БС - будущая стоимость; Кt - коэффициент дисконтирования. 1 Кt = ((((((( , где (1+Е)t-1 Е - норматив приведения во времени (процент дисконтирования); t - номер года расчетного периода. Чтобы сравнить два варианта финансирования, нужно в каждом случаеподсчитать чистую текущую стоимость. Необходимо учесть: - налоговые льготы в каждом случае; - если объект не является собственностью, то нельзя использоватьамортизационные льготы; - если объект покупается, то фирма должна оплатить расходы потехобслуживанию (во многих странах эти расходы вычитаются изналогооблагаемой прибыли), а если объект лизингуется, то это зависит отконкретного соглашения; - так как объект не принадлежит арендатору, то он теряет право наостаточную стоимость. Расчеты, а, следовательно, и принятое решение во многом зависят оттого, какой процент дисконтирования выберет финансовый директор. 6. Формы расчетов В настоящее время в соответствии со сложившейся практикой применяютсяследующие основные формы расчетов: - документарный аккредитив; - инкассо; - банковский перевод; - открытый счет; - авансовый платеж. Кроме того, осуществляются расчеты с использованием векселей и чеков. Аккредитив - это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбеклиента произвести оплату документов третьему лицу. Инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручениюклиента получает платеж от третьего лица за оказанные услуги, зачисляя этисредства на счет клиента в банке. Банковский перевод представляет собой поручение (по просьбе клиента)одного банка другому выплатить переводополучателю определенную сумму. Авансовый платеж - оплата товаров и услуг до отгрузки и до оказанияэтих услуг. Расчеты по открытому счету. Их сущность заключается в периодическихплатежах торговых партнеров. Сумма текущей задолженности учитывается в ихкнигах. При лизинговых отношениях производятся следующие формы расчетов. Расчеты по открытому счету не производятся, так как периодичностьплатежей по лизингу отражена в лизинговом договоре. Расчет в форме аванса теоретически может иметь место при первичномплатеже в случае международного договора по лизингу, когдализингополучателем является российская компания. Это может произойти из-заосторожности западных предпринимателей к нашим организациям. Основными же формами расчетов по лизингу является аккредитив ибанковский перевод. Аккредитив имеет место чаще всего при первоначальном платеже. Лизинговые платежи по договору осуществляются при помощи банковскогоперевода. II. МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЗИНГА 1. Роль лизинговых операций в экономике стран Европы По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общийобъем лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 1994 годусоставил 85,3 млрд. ЭКЮ (эти цифры пока еще не подтверждены официальнойстатистикой). Этот год стал первым после трехлетнего периода беспрерывногопадения годом оживления на рынке лизинговых услуг. С 95, 2 млрд. ЭКЮ в 1990году к 1993 году объемы операций сократились почти на 16 %. В 1994 году промышленное производство в 12 странах ЕС выросло на 5,2 %.Поэтому повышение экономической активности тотчас же вызвало и 7-процентныйрост объема лизинговых операций.* Подавляющая часть лизинговых операций в странах - членах Leaseuropeсоставляют сделки с движимым имуществом. Однако статистика за последние 9лет показывает, что имеет место слабая, но вполне отчетливая тенденция кувеличению доли лизинга недвижимого имущества. Интересно, что эта тенденциясохраняется и в период экономического подъема, и в период спада: в 1986году доля движимого имущества в общем объеме лизинговых операцийсоставляла 87 %, а в 1990 году - 83,1 %, в 1994 году - 81,3 %. Несмотря навнушительный объем лизинговых операций в целом по странам Leaseurope,показатели отдельных стран могут отличаться буквально на порядок.Примечательно, что какой-либо связи между наличием специальногозаконодательства о лизинге и объемом операций не существует. Например, вГермании, где лизинговая деятельность регулируется специальнымзаконодательством, удельный вес лизинга в общем объеме инвестиций находилсяна среднем уровне - 15,8 % в 1994 году.* Правда, в абсолютном выраженииГермания является общеевропейским лидером по объему лизинговых операций: впрошлом году объем лизинга движимого имущества составил 19,2 млрд. ЭКЮ, анедвижимого 5,7 млрд. ЭКЮ. Франция и Португалия, имеющие посвященныелизингу законы, демонстрируют относительно скромные показатели объемовлизинговых сделок - 8,9 млрд. ЭКЮ и 1,1 млрд. ЭКЮ соответственно. В то жевремя шведское правительство, столкнувшись с трехлетним падением объемовлизинга (с 2,7 млрд. ЭКЮ в 1992 году до 1,8 млрд. ЭКЮ в 1994 году),принялось активно разрабатывать лизинговое законодательство. Лидером по удельному весу лизинга в общенациональных инвестицияхявляются два основных государства - Ирландия (46 %) и Англия (35,8 %). Приэтом номинальная сумма лизинговых операций в Англии почти не уступаетнемецкой - 18,853 млрд. ЭКЮ. В Ирландии этот показатель несоизмеримо меньше- 1,05 млрд. ЭКЮ. К третьей группе можно отнести страны Восточной Европы,где по очевидным причинам лизинговые операции только-только началиразвиваться. Их абсолютные объемы и удельные доли крайне низки, но налицоочевидная тенденция к росту. Единственным исключением является Чехия, вкоторой в прошлом году объем лизинговых операций достиг 817 млн. ЭКЮ, чтобольше чем, скажем, в Норвегии или Греции. А по показателям удельного весаЧехия вышла на четвертое место среди всех стран Leaseurope. Очевидно, стольширокое по сравнению с остальными бывшими соцстранами распространениелизинга в Чехии связано с тем, что в ее экономике доминирующее положениезанимает частный сектор. 2. Особенности лизинга в отдельных странах а) США В США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половинамирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США былопоставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций воборудование в стране). Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговыельготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 %стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например,расходы по покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота -10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога. Но право на налоговые льготывозникало только тогда, когда договор соответствовал правилам,устанавливаемым для аренды Управлением внутренних доходов министерствафинансов США: - продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет; - лизинг не должен предусматривать возможность покупки имущества поцене ниже разумной рыночной - например, за 1 долл.; - лизинг не должен предусматривать график платежей, где они вначалебудут больше, а затем меньше. Это было бы свидетельством того, что лизингиспользуется как средство уйти от налога; - лизинг должен обеспечить арендодателя нормальным рыночным уровнемприбыли; - возможность продления лизинга должна учитывать нормальную рыночнуюстоимость оборудования.* До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая егостоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому,фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование,не показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долгбыл скрыт от инвесторов и экспертов. В 1976 году Управление стандартизациифинансового учета издало постановление № 13, которое заставило учитыватьнекоторые финансовые сделки как приобретение имущества и принятие на себяфинансовых обязательств. Целью этого постановления было разграничить“подлинный лизинг” и покупку с помощью лизинга. В постановлении былиперечислены следующие пункты: - право собственности в конце сделки переходит к арендатору; - лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки поцене ниже рыночной; - срок сделки больше или равен 75 % полезного срока службы; - текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за страхование,управление, налоги) больше или равна 90 % нормальной рыночной ценыоборудования.* Если сделка удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, то имуществоучитывается на балансе арендатора как актив с корреспондирующим долговымобязательством в пассив (“Обязательства по финансовому лизингу”). Еслисделка не удовлетворяет ни одному из вышеупомянутых условий, то имуществоучитывается в приложении к балансу арендатора. С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так какправительство увидело в нем “субсидию на благо другого государства”(“Экспорт налоговых льгот”). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-хгодах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективныйинструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономическойобстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократиладоступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы иизменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизилаэкономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось. Дело в том, что погашение лизинговых сделок все-таки обладает большейгибкостью, чем, например, погашение обычных ссуд. В США многие лизинговыекомпании лучше знают оборудование, чем другие кредиторы. Так каккредитоспособность лизинговой компании зависит от возможности реализоватьоборудование после истечения срока сделки, то компании очень заинтересованыв лизинге наиболее ценного и эффективного оборудования. В этом случае ониохотно берут на себя все подобные риски. Некоторые налоговые льготы все-таки сохраняются. В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга(нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты),оперативного лизинга (транспорт, печатное оборудование). Особенно нагляднопросматривается рост оперативного лизинга без наличия особых налоговыхльгот в авиации. Международная лизинговая финансовая корпорация (ILFC) сместом нахождения в США была основана в 1973 году и стала государственнойкомпанией в марте 1983 года. Вместе с ирландской Gyness Peat Aviation Group(GPA) она определяет положение на рынке. В ее портфеле более 150 самолетов.Доходы за первое полугодие 1992 года составили 94,8 млн. долл., активы -1,65 млрд. долл. на 31 мая 1992 года. Она предлагает клиентам самолеты на 3-15 лет без необходимости брать на себя огромные начальные расходы. Мировойрынок оперативного лизинга самолетов вырос практически от нулевой отметки в1982 году до 10 % всего лизингового рынка сегодня. Наиболее крупнымиамериканскими лизинговыми компаниями являются: Bank Amerilase Group,Golodefz Trading Corp., Security Pacific Consider Corp.* б) Великобритания ‚‚В Великобритании лизинг получил значительное развитие только после1970 года, то есть после введения налоговых льгот. Компании могли вычитать100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором онипроизводились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большойдоходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания моглавоспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому,если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждатьнекоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавалаоборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии,что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), токосвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компанииоткрывают филиалы с разными концами финансового года. Налоговаяинвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налогина арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду,равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга дляарендатора. В 1984 году правительство объявило, что корпорационный налог будетснижен с 52 % до 35 % к апрелю 1986 года, а 100-процентная льгота первогогода будет заменена 25-процентной регрессивной (writing down) льготой (25 %- в первый год, 25 % от остатка - во второй год и т. д.). Измененияпроисходили постепенно. Это хорошо видно из следующей таблицы: Таблица 1*|Финансовый год |Налоговая ставка, % |Льгота первого года, || | |% ||До 1983/84 |52 |100 ||1983/84 |50 |100 ||1984/85 |45 |75 ||1985/86 |40 |50 ||1986/87 |35 |25 ||и далее | | | Так как корпорационный налог сокращался постепенно, то изменения несразу сказывались на развитии лизинга. Часть налоговых льгот сохранилась.Это очень выгодно для лизинга в области электронной промышленности. Так, втечение 1 года арендные платежи не облагаются налогом. В будущем объем лизинга будет зависеть от того, каким будет объеминвестиций, сколько будет компаний с низким уровнем доходов, и как многокомпаний решат продолжать использовать лизинг для финансирования своихинвестиций. в) Франция Лизинг здесь получил большое распространение, особенно его вид подназванием “креди-бай”. В апреле 1967 года была создана первая французскаякомпания “Локафранс”. В настоящее время во Франции развивается лизингсамолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования,контейнеров, вычислитель-ной техники, медицинского оборудования,полиграфического, крупного промышленного оборудования. Рассмотрим лизинг во Франции на примере группы “BNP/Bail”. В нее входяткомпании “Natio Equipment, “Natio Location”, “Natio Energie”,“Locafinance”, “Natiofail”, “Natiocredifail”. * Лизинг движимого имуществаво Франции начался в 1960 году, а Закон о лизинге был принят в 1966 году.Закон ввел налог на уступку прав на оборудование при перепродаже арендатору(он исчисляется из стоимости оборудования в момент уступки), налог науступки прав третьему лицу, налог на добавленную стоимость (на разницумежду стоимостью по балансу и ценой уступки). “Natio Equipment”предоставляет арендатору право на выбор. Таблица 2|Срок амортизации |Минимальная продолжительность || |контракта ||3 года |3 года ||4 года |3 года ||5 лет |4 года ||6-7 лет |5 лет ||8 лет |6 лет ||10 лет |7 лет | Остаточная стоимость составляет от 1% до 7% первоначальной стоимости.Арендные платежи вносятся 1 раз в месяц, 3 месяца, 6 месяцев, 1 год. Онимогут быть линейными, регрессивными, с наибольшим первым взносом. Лизинг недвижимости также определяется законом 1966 года. В 1967 годуво Франции были созданы Общества по операциям с недвижимостью в сферепромышленности и торговли (СИКОМИ). СИКОМИ** имеют форму акционерныхкомпаний с капиталом не менее 10 млн. франков, который должен бытьполностью внесен к моменту создания общества. Лизинговым компаниям СИКОМИпредоставляются существенные налоговые льготы: на 85% прибыли освобождениеот налога, ускоренная амортизация и т. д. Таблица показывает разделение лизинговых операций между СИКОМИ и нечленами этой системы. Таблица 3|Количество операций || |1985 г. |1986 г. |6 первых месяцев 1987|| | | |г. ||СИКОМИ |1135 |1465 |894 ||Организации не |312 |555 |275 ||являющиеся членами | | | ||СИКОМИ | | | | Обычно соглашение по лизингу недвижимости длится 15-20 лет. Объектамимогут быть: земля, строения, отделочные работы, система путей сообщения,оборудование, рассматриваемое как недвижимость по своему назначению (лифтыи т. д.). Оплата обычно производится прямым регрессивным или смешаннымспособом. Помимо “BNP” другие банки также создали компании: “Креди Лионэ” -“Смебай”, “Сосьете Женераль” - “Софинбай”. г) ФРГ В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Порядок налогообложениялизинговых сделок излагается в письмах федерального министра финансов от19.04.1971 года и от 22.12.1975 года. Заключаемые в соответствии сустановленными нормами лизинговые контракты позволяют воспользоваться рядомналоговых льгот.* Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга- это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа - лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” былаоснована в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговойкомпании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочернихкомпаний. “Гефа - лизинг Гмбх” была основана группой “Гефа” в 1968 году. За времясвоего существования фирма сдала своим клиентам в аренду оборудование общейстоимостью свыше 3 млрд. марок ФРГ. д) Австрия В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствиис экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион напокупку или продление не допускается, по истечении срока действия контрактаарендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга втечение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры опокупке. Как и в ФРГ, в Австрии основой для развития лизинга стал закон о найме.Лизинг в Австрии развивается уже 25 лет. В лизинг сдаются даже детские садыи школы. Для использования налоговых льгот по закону 1984 года необходимо,чтобы срок договора по лизингу не превышал 40% - 90% общего периодаиспользования оборудования, и чтобы объект лизинга был самостоятельнойединицей. Одной из ведущих лизинговых фирм является “Райфайзен лизинг” с участиемв ее капитале “Донау банка”.* е) Италия Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году. В настоящеевремя Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает 50 компаний. Крупнейшая итальянская (компания) лизинговая группа “Локафит” отдает влизинг рабочий инструмент, землеройные машины, сельскохозяйственные машины,оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт(автомобили, самолеты, суда и т. д.) Одним из учредителей является “Банк Насиональ де Лаворо”. Группасоздала совместные фирмы в ФРГ, Франции, США, Испании, Китае, осуществляетоперации с Венгрией и Югославией. ж) Япония В Японии крупнейшей лизинговой компанией является “Gentury LeasingSystem”, созданная в 1969 году. Ее оплаченный капитал 1,6 млн. долларов.Она имеет филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании. Акционеры: одинкоммерческий банк, одна торговая и две страховые компании.* з) Швеция В Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно импользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банктребовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, таккак кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключалисьсоглашения о повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себяобязательство купить обратно оборудование, если клиент не выполнит своиобязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговымикомпаниями эти обязательства (по обратной покупке) стали встречаться всереже и реже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, висключительных случаях до 9 лет. Обобщая страны Западной Европы, США и Японии можно сделать следующиевыводы: - в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, аспециализированные компании; - развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный секторэкономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важныхотраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу; - наличие определенных налоговых льгот, направленных на развитиелизинговых отношений. III. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ 1. Использование банками лизинга Несмотря на то, что законодательство в области регламентированиялизинговых операций пока не развито и сроки его принятия не определены, этасфера банковского бизнеса не осталась без внимания большинства крупнейшихбанков: лизинговые компании созданы Сбербанком России, Инкомбанком,Мосбизнесбанком, банком “Санкт-Петербург” и другими. а) Мосбизнесбанк. Компания “Лизингбизнес”, основным учредителем которой являетсяМосбизнесбанк, начала действовать в мае 1992 года. Ее учредителями, помимобанка, выступают еще более 20 юридических и физических лиц, общая долякоторых в капитале компании не превышает 20%. В настоящее время уставнойфонд компании составляет 100 млн. рублей (8,4 млн. рублей по состоянию на 1января 1993 года), а сумма баланса - 51,4 млрд. рублей (122,4 млн.рублей на 1 января 1993 года).* Как сообщил “Ъ” вице-президент Мосбизнесбанка Алексей Иващенко,“Лизингбизнес” предоставляет разнообразные лизинговые услуги,ориентированные на различных субъектов рынка. Как и многие другиелизинговые компании, “Лизингбизнес” в первую очередь отдает предпочтениесделкам “стандартного” лизинга, при котором компания приобретает выбранноеклиентом оборудование и сдает его в лизинг до полного морального илифизического износа или до выкупа клиентом оборудования в собственность. Базовые условия контрактов таковы: срок - до 5 лет (возможен вариантполного лизинга, когда клиент оплачивает сразу всю сумму контракта, что, пословам Алексея Иващенко, гораздо выгоднее для лизингодателя). Ставкиисчисляются исходя из текущей рыночной ставки рынка и корректируются раз вквартал - в зависимости от изменения ставки ЦБ. Объем лизинговых сделок, заключенных компанией в 1994 году, составил$8,3 млн. в ценах договоров купли-продажи (всего за время существованиякомпания купила и сдала в лизинг оборудования примерно на $20 млн.). Средикрупнейших сделок прошлого года - контракт со швейцарской компанией Meriselна поставку компьютерносетевого оборудования на $1,5 млн., а также контрактс одной ирландской фирмой на поставку компьютерной техники, оцениваемый в$500 тыс. Структура имущества, сданного в лизинг в отчетном году, выглядитследующим образом: автомобили - 38,2%, компьютеры и программное обеспечение- 23,5%, копировальная техника и офисное оборудование - 21,2%.* Абсолютное большинство клиентов “Лизингбизнеса” - западные фирмы.Российские компании лизинговым оборудованием практически не пользуются (заисключением компаний, в которых работают западные менеджеры). Россияне, понаблюдениям экспертов, “просчитывают”, во сколько обойдется лизингоборудования в течение 5 лет, и приходят к выводу, что дешевле купитьсразу. Преимущество лизинга - возможность сэкономить часть средств для“разворачивания” на начальной стадии деятельности - как правило, остаетсянезамеченным отечественными предпринимателями. б) Межэкономсбербанк. В отличие от Мосбизнесбанка, Межэкономсбербанк пошел по пути созданиясовместной компании. В 1992 году приступило к работе российско-германскоеТОО “Межсбер-Юраско лизинг”, учредителем которого с немецкой сторонывыступила компания Eurasco Trade Consulting Gmbh, являющаяся дочернейкомпанией швейцарской компании Eurasco Zuerich AG и выполняющей, по сути,роль банка. Уставной капитал СП - DM 1 млн. Оно специализируется намеждународных лизинговых операциях и финансовом лизинге с поной выплатой,уделяя особое внимание развитию малого бизнеса. Сумма одной лизинговойоперации составляет в среднем $100-300 тыс. Компания работаетпреимущественно с предприятиями, занимающимися переработкойсельхозпродукции и производством продовольствия, строительством жилья.Специфика “Межсбер-Юраско лизинга” - осуществление международных лизинговыхопераций с привлечением зарубежных инвестиций. Надо заметить, что числолизинговых компаний, привлекающих зарубежные средства, на сегодняшний денькрайне невелико.* Схема работы “Межсбер-Юраско лизинга” выглядит следующим образом:контракты финансируются компанией Eurasco Zuerich AG под гарантиюМежэкономсбербанка. Если покупатель не является клиентомМежэкономсбербанка, гарантом выступает банк, обслуживающий покупателя.Средства поставщику платит “Межсбер-Юраско лизинг”, которому EurascoZuerich AG открывает целевой кредит. К настоящему времени компаниейподписано 10 лизинговых контрактов на сумму около $4 млн. В соответствии сэтими контрактами российские компании получили строительное,фотографическое, хлебопекарное оборудование, оборудование для изготовленияоконных блоков, копировально-множительную и компьютерную технику из ФРГ,Франции, Великобритании и России. Срок лизинга по этим контрактам колебалсяот полутора до трех лет. Следует отметить, что “Межсбер-Юраско лизинг” закупает оборудование нетолько у зарубежных, но и у отечественных производителей (чего, какправило, не делают другие лизинговые компании). Например, 24 комплектахлебопекарного оборудования Ярославского завода (еще 9 комплектов пришло из-за рубежа). Поставка этой техники финансировалась за счет бюджетныхсредств, выделенных Министерством экономики. в) “Балтлиз”. АОЗТ “Балтийский лизинг” создано в 1990 году. Его основные учредители -Промышленно-строительный банк (Петербург), Балтийское морское пароходство,Российская государственная страховая компания и АО “Научные приборы”.Уставной капитал составляет 50 млн. рублей. Около 85% объема лизинговыхопераций приходится на лизинг промышленного оборудования для мелкого исреднего бизнеса - минипекарен, деревообрабатывающего оборудования, мини-заводов по производству продовольствия. Свою деятельность в области лизинга “Балтлиз” начал с крупной сделки винтересах одного из своих учредителей - сразу после регистрации компанияпрофинансировала лизинг четырех судов общим дедвейтом 60 тыс. т дляБалтийского морского пароходства (стоимость одного судна такого классасоставляет не менее DM 5-6 млн.). * Однако, несмотря на такое начало АО “Балтлиз”, его дальнейшую работуможно, пожалуй, оценить как осторожную - за весь 1994 год было заключено 15лизинговых сделок на 4,5 млрд. рублей - сумму заведомо меньшую, чем перваясделка с участием учредителей компании. Причин тому может быть названонесколько. Главной из них, пожалуй, является та, что “Балтлиз” с самогоначала своей деятельности решил вообще отказаться от оперативного лизинга. г) “Восток-Запад” В отличие от других банков, “Восток-Запад” решил не открыватьспециализированной лизинговой компании. Начальник управления развития иинвестиций банка Андрей Некрасов сообщил, что специалисты его банкапосчитали это нецелесообразным, поскольку лизинговой компании для работыпридется брать кредит у банка, что отразится на размере ее маржи**.Проведение лизинговых операций было поручено одному из отделов банка.Однако не исключено, то в дальнейшем дочерняя фирма все же будет создана. “Восток-Запад”, обладающий солидной клиентурой из числа крупныхнеторговых организаций по транспортным перевозкам, решил работать с ними ив области лизинга. Как известно, на Западе транспортные перевозки -традиционная сфера лизинга, на них приходится 60% лизинговых операций(следом по объему идет лизинг недвижимости, перевозок на судах, конторскогооборудования и интеллектуальной собственности). “Восток-Запад” закупает оборудование у зарубежных фирм, среди которыхMercedes-Benz, Iveko, Man, Scania, Volvo, Schmitz, Krone, Trailor,Fruenauf, DAF и Steyer. За 1994 г. банк рассмотрел более 50 заявок, изкоторых профинансировал только 10. Было приобретено более 100 единицгрузовой техники на сумму DM 9,1 млн. Как правило, участие банка “Восток-Запад” в финансировании составляло около 70%. Как и “Межсбер-Юраско лизинг”, “Восток-Запад” предпочел оказыватьлизинг сроком не более 3 лет. При этом авансовый платеж заемщика составилна начало нынешнего года 15% от контрактной цены, а сумма платежей за весьсрок лизинга, включая аванс и проценты, - 19,5% за три года, или 6,5% в годот контрактной цены. Оплата страхования, таможенных сборов, налогов,регистрационные платежи производятся за счет заемщика. Банк предоставляетлизинг предприятиям, открывшим счет в СКВ и осуществляющим по валютномусчету платежные операции в объеме финансируемого проекта (согласованныйлимит поступления ). Несмотря на то, что лизинговые компании созданы чуть ли не при каждомкрупном банке, лишь немногие реально работают и достигают значительных(доходов) оборотов. Наиболее заметны на рынке лизинговых услуг СбербанкРоссии, Мосбизнесбанк и банк “Санкт-Петербург”.* Следует отметить, что банки осуществляют лизинговые операции в самыхразных хозяйственных сферах, хотя прежде, еще во времена СССР, в лизингтрадиционно приобретались в основном бумагоделательные машины и суда.Разумеется, учрежденные банками компании специализируются на лизинге в техотраслях хозяйства, в которых у учредившего ее банка наиболее тесные илиэффективные контакты. Примечательно, что представители почти всех лизинговых компанийпризнают, что конкуренции на этом рынке практически не существует. По ихсловам, лизинг пока не особенно доходен (не последнюю роль здесь играет ещене отмененное двойное налогообложение лизинговых операций). Как отмечалинекоторые, банку экономически невыгодно замораживать свои средства,вкладывая их в лизинг, и идет он на это в основном ради своей клиентуры.Поэтому в кредитном портфеле банков доля лизинговых операций занимает поканемного места, как правило не превышая 3-5%. 2. Лизинг авиатехники 70% российского авиапарка (около 3 тыс. реактивных самолетов) находитсяв настоящее время на пределе эксплуатационных возможностей, а новые Ил-96,Ил-114, Ту-204 и Ту-134 безнадежно отстали от графиков ввода вэксплуатацию. Из-за того, что российская авиапромышленность не может датьотечественным авиакомпаниям машины нового поколения, несколько авиакомпанийРоссии взяли и объявили о намерении взять в лизинг лучшие образцы западнойавиатехники. Первым это сделал “Аэрофлот” - 29 июля 1992 года вступили вэксплуатацию пять взятых в лизинг новых Airbus А310-300. Следующий шагсделала компания “Трансаэро”, поставив на аренду хотя и сильно подержанных,но находящихся в хорошем состоянии Boeing 757 (сегодня в “Трансаэро” пять“Боингов” 737-й и два 757-й модели). В этом году компания намеренаарендовать еще два Boeing 757 и столько же дальнемагистральных лайнеровBoeing 767.* Пока авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик - авиакомпанииСНГ располагают семнадцатью “Боингами” и шестью аэробусами. Однако этотолько начало. О приобретении “Боингов” думают уже в самых отдаленныхрегионах России - например, “Байкал-авиа” уже эксплуатирует первый Boeing757. В декабре якутская авиакомпания Diamond Sakha приобрела два А-310-300,а российские авиакомпании “АЛАК” и “Корсар” начали переговоры с AirbusIndustrie о лизинге 310-х аэробусов. В конце прошлого года “Аэрофлот-Российские международные авиалинии” начал эксплуатацию двух Boeing 767-300ER, а в текущем году намерен пополнить свой авиапарк еще несколькими“Боингами” и аэробусами.** О лизинге задумались и грузовые авиаперевозчики - так, компания “Волга-Днепр” планирует взять в лизинг несколько грузовых Boeing 747. Эксплуатациядаже выдающихся по своим характеристикам Ан-124 “Руслан” из-занестандартного способа разгрузки - через кормовую рампу и черезопрокидывающийся нос - очень затруднена в зарубежных аэропортах,рассчитанных на систему “бортовой люк - грузовой терминал”.* Авиакомпании в первую очередь руководствуются критерием экономическойцелесообразности - эксплуатация даже давно снятых с производства Boeing 737-200 выгоднее использования российских лайнеров - западные лайнеры сжигаютна 15-20% меньше топлива, а затраты времени на предполетное обслуживаниепримерно на 30% ниже. Многие эксперты предполагают двукратное увеличениечисленности парка иностранных самолетов в авиакомпаниях СНГ уже в этомгоду. Особых сложностей с их получением нет. Наиболее распространенный путь получения западных самолетов - лизингподержанных машин. Их стоимость примерно в семь раз ниже рыночной ценыновых, соответственно снижаются и лизинговые ставки. Размер ежемесячныхвыплат за арендуемый самолет составляет 1% его стоимости плюс проценты побанковскому кредиту (обычно не выше 5%). Те, кто побогаче, предпочитаютлизинг новых машин, у кого валюты поменьше, выбирают подержанные. Запредложением дело не станет - только в Европе действует 14 крупныхкомпаний, сдающих самолеты в аренду. Арендой не пренебрегают даже мощныеавиакомпании - в американской Delta число лизинговых самолетов превышает10% авиапарка. Товара хватает - по некоторым оценкам, арендаторовдожидается не менее 1,5 тыс. реактивных самолетов. * Пока единственный в этих условиях путь спасения для российскогоавиастроения - оснастить наши самолеты западными двигателями. “Аэрофлот”уже запланировал ремоторизацию парка Ил-86 американо-французскимидвигателями, что позволит на 20% снизить расход топлива и почти вдвое -уровень шума и выхлопа вредных веществ. Последнее очень важно - с 1996 годав Европе вводятся строгие экологические нормы для пассажирских самолетов. Таблица 4 Ежемесячные ставки лизинга лайнеров западного производства с учетом амортизации 45% (без банковского процента)|Тип самолета |Ставка ($ тыс.) ||Boeing 737-200 |70 ||Boeing 737-300 |250 ||Boeing 747-100 |300 ||Boeing 747-400 |1533 ||Boeing 757 |550 ||Boeing 767-300 ER |800 ||Airbus A310-300 |667 ||Airbus A340 |1120 ||McDonnell Douglas DC10-30 |650 | 3. Проблемы развития лизинга Каковы причины, побудившие российское правительство стимулироватьлизинг, а значит создать для него некоторую законодательную базу. 17сентября 1994 года президент издал специальный указ “О развитии финансовоголизинга в инвестиционной деятельности.” Впрочем, определенный опыт созданиягосударственных лизинговых компаний к тому времени уже был - созданнаяправительством компания “Росагроснаб” должна была поддерживать бюджетнымисредствами отечественных производителей сельскохозяйственной техники исамих крестьян, сдавая им на льготных условиях эту самую технику. Крометого, в конце 1993 года правительство приняло решение о выделении 670 млрд.рублей на создание Русской авиационной лизинговой компании “Аэролизинг”. Однако, как показывает международный опыт, жесткой взаимосвязи междуналичием специфического законодательства и объемами лизинговых операцийнет. Представители некоторых российских лизинговых фирм весьма скептическиотносятся к усилиям правительства создать лизинговое право. Например,советник управления Авиабанка Борис Туюкин полагает, что уже существующегозаконодательства (при некоторой его корректировке) вполне достаточно дляфункционирования лизинговых компаний, и никаких дополнительных законов ненужно вовсе. Вместе с тем правительство и многие лизинговые компаниинастаивают на том, чтобы вопросы лизинга были особо оговорены внациональном корпоративном праве. Речь по сути идет о трех документах: постановлении “О развитии лизингав инвестиционной деятельности”, “Временное положение о лизинге” и ужеупоминавшийся закон “О лизинге”. Первые два документа были утвержденыпостановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года. Из трех упомянутых документов наиболее интересно профессиональнымучастникам лизинговых сделок именно “Временное положение о лизинге”,поскольку именно оно будет играть ключевую роль в регулировании такого родаопераций. И здесь нужно отметить определения “лизингодателя”, “лизингополучателя”и “поставщик лизингового имущества”, данные во Временном положении: “- лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговуюдеятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенногодля этого имущества, или гражданин, занимающийся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный вкачестве индивидуального предпринимателя; - лизингополучатель - юридическое лицо, осуществляющеепредпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица изарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающиеимуществе в пользование по договору лизинга; - продавец лизингового имущества - предприятие-изготовитель машин иоборудования или другое юридическое лицо, или гражданин, продающиеимущество, являющееся объектом лизинга.” Хочу отметить, что в проекте этого положения была строка о том, что“лизинговые операции может проводить только лизинговая компания.” Подобныетребования связаны с особенностями финансовых операций лизинговых компанийи режима их налогообложения. Однако очевидно, что это ограничениезначительно затруднило бы осуществление лизинговых операций самимипроизводителями в целях стимулирования спроса (таким образом пыталсяналадить сбыт продукции Онежский тракторный завод). В самом положении строка о том, что “лизинговые операции могутпроводить только лизинговые компании” фактически завуалирована в другойстроке “лизингодатель - юридическое лицо, осуществляющее лизинговуюдеятельность, т.е. передачу в лизинг по договору специально приобретенногодля этого имущества.” Поэтому предприятия-изготовители будут создавать лизинговые компании ичерез них проводить лизинговые операции. Следует здесь отметить, что вЕвропе, по свидетельству европейской ассоциации лизинговых компанийLeaseurope, принадлежащие производителям лизинговые компании демонстрируютнаиболее динамичный рост. Данное министерством экономики определение другого понятия“лизингополучатель” (только юрлицо или предприниматель) ограничивает числовозможных клиентов лизинговых компаний - в Западной Европе чуть меньше 40%всех лизинговых операций приходится на аренду легковых автомобилей, которыеберутся по преимуществу частными лицами. Однако наиболее важными для существующих лизинговых компаний являютсяпроблемы налогообложения и таможенных платежей. В соответствии сдействующими законами финансовая лизинговая компания вынуждена дваждыплатить НДС и спецналог - при покупке оборудования и с лизинговых операций.Существующие процентные ставки делают лизинговую деятельность практическибесперспективной - даже по валютнономинированным кредитам они достигают28%, в то время как западные лизинговые компании уже сейчас предлагаюткредитовать лизинг промышленного оборудования под 5,3(8,5%. В качествекомпромисса с Минфином представители компаний предлагают такой выход:освобождение от НДС в обмен на обязательное лицензирование деятельностифинансовых лизинговых компаний. Однако очевидно, что наиболее трудно будет учесть интересы всех сторонпри решении вопроса о таможенных платежах




Похожие:

Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconВалютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconРаботы: "Мировой опыт использования банковских карточек и его применение в России." Дипломная работа написана в объеме 35 печатных листов форматом А4
На отзыв представлена дипломная работа слушателя Финансовой Академии Елисеева Андрея Владимировича. Тема работы: “Мировой опыт использования...
Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconНотариат и его задачи
Целью данной работы является показать, что же из себяпредставляет нотариат в современной России; какова его история;мировой опыт...
Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconКонцепция международной конференции «инновационный путь развития: мировой опыт и стратегия россии»
При этом основная цель конференции состоит в многоаспектном рассмотрении международного опыта и его учета в ходе реализации стратегии...
Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconКонцепция международной конференции «инновационный путь развития: мировой опыт и стратегия россии» (23-24 октября 2008 г.)
При этом основная цель конференции состоит в многоаспектном рассмотрении международного опыта и его учета в ходе реализации стратегии...
Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconКонтрольная работа по дисциплине «деньги, кредит, банки» на тему: «финансовые услуги коммерческих банков»
Современный лизинг появился в конце 19 века в сша, когда компания по производству телефонов решила их не продавать, а сдавать в аренду....
Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconДиректору иппк финансовой Академии
Прошу утвердить за мною, слушателем вечернего отделения по специальности “Банковское и страховое дело” Елисеевым Андреем Владимировичем,...
Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconСписок участников международной конференции «Инновационный путь развития: мировой опыт и стратегия России»
А. В. Бирюков – профессор мгимо, советник Посольства России в Азербайджанской Республике
Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconСписок участников международной конференции «Инновационный путь развития: мировой опыт и стратегия России»
А. В. Бирюков – профессор мгимо, советник Посольства России в Азербайджанской Республике
Лизинг: мировой опыт и его значение для России iconЭкзаменационные вопросы по бфо концепция бфо в России и международной практике. Положение «бо организации» пбу 4/99, его значение и содержание
Пользователи и их требования к бо в рын отношениях. Почему этот вид отчетности получил мировой статус публичной?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы