\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и icon

"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и



Название"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и
Дата конвертации10.07.2012
Размер68.02 Kb.
ТипУрок
Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Самарский государственный педагогический университет. Факультет дефектологии. Контрольная работа по МПП в начальных классах специальных школ на тему: "Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е.В. Самара, 2000.План.I. Экскурсия - непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной или искуственно созданной обстановке. 3II. Беседа и рассказ учителя как методика обучению анализу и сравнениюобъектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на урокахприродоведения в I - III классах начальной школы. 4III. Роль экскурсии в процессе формирования у учащихся представлений оприроде как едином целом. 8Литература. 9 Экскурсия - непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектов и явлений в естественной или искуственно созданной обстановке. Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процессформирования и развития личности должен начинаться с первых дней жизничеловека, что создаёт благоприятные условия для раскрытия потенцильныхвозможностей ребёнка. Выявлению и раскрытию этих возможностей способствуетпроведение экскурсий. В течение многих лет в учебных программах начальных классов массовой ивспомогательной школ значительное место в изучении природоведческогоматериала отводится экскурсиям и предметным урокам, на которых предметы иявления рассматриваются в естественных условиях. Цель этих уроков – ознакомить учащихся с объектами и явлениями природыпри помощи опытов, наблюдения, самостоятельной работы. Содержание экскурсий должно иметь непосредственную связь с пройденнымна предшествующих уроках материалом. В тоже время полученные на экскурсияхпредставления, результаты наблюдений и собранные материалы используют напоследующих уроках. Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсияхобучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать,устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы,способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающейдействительности. Беседа и рассказ учителя как методика обучению анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения в I - III классах начальной школы. В I классе дети не изучают природоведение, а знакомятся с отдельнымиэлементами и явлениями природы во время наблюдений, экскурсий, чтениястатей из книги для чтения за 1 класс. Для знакомства с сезонными изменениями в природе наряду с наблюдениямипрограммой для I класса предусматривается проведение экскурсий. Первую экскурсию в природу учитель проводит с целью показа детям, чтопроисходит в природе ранней осенью. Прежде чем повести детей на экскурсию учитель должен изучить местоэкскурсии, выбрать именно ту часть леса или парка где растут лиственные ихвойные растения, наметить наиболее короткий и удобный путь от школы, местадля бесед и отдыха. На экскурсиях учитель начальных классов должен проводить работу поуточнению и расширению природоведческих понятий, формированиюматериалистического мировоззрения, развитию логического мышления,воспитанию эстетических чувств, приобретение учащимися умения наблюдать вприроде. Экскурсии проводятся непосредственно в природу, в музей, на выставку,в ботанический сад, в зоопарк, на фабрику, на водоёмы окрестностей, и т.д. Они бывают:1. Учебные (програмные)2. Внеучебные (непрограмные) Учебные экскурсии можно проводить до изучения темы (вводныеэкскурсии), например в III классе для ознакомления с ландшафтом своейместности, или после изучения темы (обобщающие экскурсии), например во IIклассе после изучения каждого времени года. Каждую экскурсию руководитель заранее тщательно готовит.Предварительно ему необходимо самому побывать на месте проведенияэкскурсии; найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определитьмаршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельныхнаблюдений учащимися; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (безущерба для природы); составить план проведения экскурсии; наметить основныевопросы для итоговой беседы. Должны быть подготовлены к экскурсии и учащиеся. Учитель знакомитдетей с задачами и целью экскурсии; на уроке, предшествующем экскурсии,ставит перед учащимися вопросы, которые они должны будут решить наэкскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природногоматериала. Успех экскурсии во многом зависит от ее организации. С этой цельюкласс можно разделить на небольшие группы (по 5—6 человек) и назначить вкаждой старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.Каждая группа имеет соответствующее снаряжение: компас, лопатки, папки длягербария. этикетки, баночки, лупу и т. п. в зависимости от характераэкскурсии. Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть,узнать в природе. Соответственно месту и объектам изучения учитель определяет структуру,методы проведения экскурсии и составляет план-маршрут. Например, вот какможно провести зимнюю экскурсию во II классе. Содержание экскурсии: определение признаков зимы, свойств снега ильда, характерных признаков лиственных и хвойных деревьев; наблюдение зажизнью зимующих птиц, растений и зверей, деятельностью человека по охранеприроды. Методы и виды работ: беседа, рассказ учителя, наблюдения, практическаяработа, самостоятельная работа, обработка собранного материала. Маршрут и объекты для наблюдений: дорога, пруд или озеро, лес;зимующие птицы (ворона, галка, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь);деревья (береза, липа, дуб, сосна, ель); растения под снегом; насекомые иих личинки под корой или в старом пне; следы на снегу. Во время экскурсии дети собирают веточки и плоды отдельных деревьев икустарников, упавшие кусочки коры, сухие стебли трав, выкапывают из-подснега одно зеленое растение. Если в лесу дети найдут шишки, расклеванныептицами, обгрызенные белкой, или какие-нибудь другие следы жизни леса, тоих тоже надо принести в класс. Хорошо, если учителю, а может быть, иученику удастся сделать несколько фотоснимков. Желательно увидеть деятельность человека по охране природы(подкормку птиц, искусственные гнездовья, кормовые столики для птиц идругих животных и т. д.) и самим принять непосредственное участие в этойработе. В конце экскурсии учитель проводит беседу по следующим вопросам: каквыглядят зимой лиственные и хвойные деревья и кустарники? Какое значениедля жизни растений имеет снег? Каких животных можно наблюдать зимой в лесу,по дороге в лес, на пруду или озере? Чем питаются зимующие птицы? В последующие дни дети оформят из материалов экскурсии выставку вуголке природы. Собранные материалы можно использовать на предметных урокахприродоведения, а также на уроках чтения, изобразительного искусства,трудового обучения. Подобные экскурсии имеют не только образовательные задачи (освоениедетьми основных признаков сезонов и изменений, которые происходят при этомв растительном и животном мире), но и воспитательные. Надо уже с I классавоспитывать в детях любовь к природе, помогать им видеть в окружающей ихприроде прекрасное, открывать для них мир больших чувств и мыслей, делатьребят защитниками, друзьями природы. В III классе экскурсии связаны с изучением своего края, своейместности. Перед каждой экскурсией учитель должен провести большуюподготовительную работу, познакомиться с планом местности, с отдельнымиэлементами природы по намеченному маршруту, прочитать о растениях иживотных своей местности, разработать индивидуальные задания для учащихся ит. д. Особенно надо обратить внимание на самостоятельную работу учащихся вовремя экскурсий. На экскурсии у третьеклассников формируют правильные представления охолме и его высоте, равнине, оврагах, местных водоемах (реке, озере,пруде), их расположении, особенностях, хозяйственном использованиичеловеком. Знакомство с растительным и животным миром лучше всего организоватьпри проведении комплексных экскурсий. Надо стремиться к тому, чтобыучащиеся могли бы сами открывать те связи и взаимозависимости, которыесуществуют между животными и растениями. Так, на экскурсии к водоёму можнопоказать эту связь на примере лягушки, которая питается в основномнасекомыми. Уничтожение лягушек ведёт к тому, что комары и мошкиразмножатся в районе водоёма в огромном количестве. Собранный на экскурсии материал оформляют соответствующим образом ииспользуют на различных уроках. Роль экскурсии в процессе формирования у учащихся представлений о природе как едином целом. Знакомство с природой в начальных классах вызывает у школьниковрадость, видя и понимая свое единство с природой, они переживают заботу итревогу о сохранении и умножении природных богатств. В. А. Сухомлинскийговорил, что во время экскурсий, вообще при каждом соприкосновении детей сприродой необходимо показать им мир, чтобы они задумались над той истиной,что природа — это наш дом, природа — частица нас самих, а равнодушие кприроде — это безразличие к собственной судьбе. Успех проведения экскурсии во многом определяется учителем, егомастерством, любовью к природе, чутким отношением к детям. Необходимо,чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании детей, вызвало уних живой образ, обострило их глаз, обогатило мысль, язык поэтическимиобразами. Однако детям надо помочь находить эти поэтические краски. С этойцелью можно использовать чтение отрывков из художественных произведений, вкоторых имеются поэтические описания природы. Если дети устали на экскурсииили учитель чувствует, что необходимо повысить интерес к какому-либообъекту, можно использовать для этого занимательные вопросы и загадки. Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательноезначение. Они расширяют и углубляют знания учащихся. Дети видят обьектыприроды в естественной среде, наблюдают взаимосвязь растений с почвой,животных с растениями. Это позволяет сформировать у учащихся представлениео природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образомвзаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на класных занятиях,экскурсиях сливаются в более широкое понятие - "природа".Литература.1. Подзоров В.И. Природоведение с методикой преподавания. - Киев, 1990.2. Геращенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: учебное пособие для учащихся пед. уч-щ. - М: Просвещение, 1984.3. Минаева В.М. Внекласная работа по природоведению в начальных классах. - Минск, 1980.4. Ковель Н.С. Природоведение в 4 кл. четырёхлетней начальной школе. - Киев, 1989.5. Экскурсии по изучению природы родного края. - Томск, 1958.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconРеферат по дисциплине философия на тему: " Психологические основы в философии Аристотеля" Выполнила студентка 1 курса "Связи с общественностью" Смирнова Александра
Аристотель изучал практически все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне....
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconСовременная методика естествознания, учитывая достижения современной науки, выдвигает непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений как важнейший метод изучения природы младшими школьниками
Наблюдение как основной метод познания окружающего мира маленькими детьми находит свое признание еще с древних времен
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconМетодическая рекомендация по организации и проведения учебных экскурсий в природу
Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной...
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconВопросы к экзамену по дисциплине «Естествознание с методикой преподавания»
Практические работы на уроках природоведения, значение, виды, методика проведения
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconТематическое планирование курса естествознания 6 класс
Явления в природе. Классификация явлений. Наблюдение и описание явлений в природе
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconТематическое планирование курса естествознания 6 класс
Явления в природе. Классификация явлений. Наблюдение и описание явлений в природе
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconДоклад Теория малых колебаний Работу выполнила ученица 11 «Б» класса гоу цо №1862 Приказчикова Мария Ивановна Научный Асратян Константин Кристианович
Физика изучает наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы её движения
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconКонтрольная работа по экономике организаций тема №20 >. студентка III курса специальности
И это отличие, как правило, бывает связано с качественными преобразованиями явлений
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconРоль географических экскурсий на одном из этапов исследовательских работ
Ученики могут наблюдать природные явления и объекты в естественной обстановке, в сочетании с другими природными компонентами. Экскурсия...
\"Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения\" Выполнила студентка 3-го курса з/о Проверила: Устинова Е. В. Самара, 2000. План. I. Экскурсия непосредственное восприятие учащимися изучаемых объектови явлений в естественной и iconРоль географических экскурсий в одном из этапов исследовательских работ
Ученики могут наблюдать природные явления и объекты в естественной обстановке, в сочетании с другими природными компонентами. Экскурсия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы