Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб icon

Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб



НазваниеВлияние налообложения на формирование издержек обращения в рб
Дата конвертации10.07.2012
Размер347,74 Kb.
ТипРеферат
Влияние налообложения на формирование издержек обращения в РБ


АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАФЕДРА ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ: ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ на тему "ВЛИЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ"Слушателя академическойподготовки 1 курса, группа 2 С.Н. ДУРЕЙКО специальность: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ специализация: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Руководитель Г.Л. ХАРЕВИЧ Инспекция Министерства по налогам и сборам по Полоцкому району заместитель начальника отдела учета, анализа и взыскания платежей МИНСК 2002 Вопросы, предложения прошу выслать по адресу: MDE1@list.ru СодержаниеВведение_______________________________________________________________ Глава 1. Налоги в формировании издержекпредприятия.______________________ Глава 2. Анализ влияния нормативных документов на формированиеиздержек___________________________________________ Глава3.Предложения_____________________________________________________ Заключение_____________________________________________________________ Список литературы____________________________________________________ ВведениеВ условиях перехода от административно- директивных методов управления кэкономическим резко возрастают роль и значение налогов как регуляторарыночной экономики , поощрения и развития приоритетных отраслей народногохозяйства , через налоги государство может проводить энергичную политику вразвитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налогиявляются необходимым звеном экономических отношений в обществе с моментавозникновения государства.Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаютсяпреобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном общественалоги- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовойфункции налоговый механизм используется для экономического воздействиягосударства на общественное производство, его динамику и структуру, насостояние научно- технического прогресса.В странах, имеющих длительную историю развития рыночных отношений вэкономике, налоговая культура формировалась, вбирая в себя опытпредшествующих столетий. В странах же, где длительное время господствовалаплановая экономическая система, традиции рыночного налогового права взначительной мере были утрачены. Налоги с предприятий и гражданвзыскивались, можно сказать, автоматически, без их непосредственногоучастия в этом процессе, и поэтому культура добровольной уплаты налогов неимела почвы для возникновения и развития.С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям в экономике появились новыеформы собственности, новые экономические отношения и новые видыдеятельности, в отношении которых поначалу сложно было даже определитьподходы, да и сами объекты налогообложения. Возникла необходимость и вовнедрении принципиально нового подхода к выполнению налоговых обязательствперед государством- добровольной уплаты налогов в зависимости от величиныполученного дохода.Такие кардинальные перемены в психологии плательщиков, безусловно, не моглипроизойти абсолютно безболезненно, тем более учитывая достаточно высокийуровень налоговых изъятий из дохода в сравнении с общепринятыми в мировойналоговой теории и практике критериями ( не более 30 % дохода ) . Врезультате обнаружились стремление одних скрыть часть доходов отналогообложения , а также попытки других минимизировать налоговыеобязательства, используя имевшиеся во вновь создаваемом законодательствепробелы и недоработки. Масштабы налоговых правонарушений в большой степениобусловлены также дефицитом налоговой культуры и ответственности вобществе , где пока отсутствует позитивный стереотип поведенияналогоплательщика.Необходимо отметить, что в таких условиях обеспечить полноту исвоевременность уплаты налогов всеми субъектами хозяйствования и гражданамиисключительно за счет усиления мер контроля невозможно, посколькуполномасштабный контроль не только физически невозможен, но и неэффективен.В связи с этим важно вести целенаправленную работу по формированиюсознательной налоговой дисциплины и ответственности граждан, позитивногоотношения к добровольной уплате налогов. В общественном сознании образу"героя", успешно уклоняющегося от уплаты налогов, должен убедительнопротивостоять образ плательщика, добросовестно выполняющего свой налоговыйдолг перед государством и обществом в целом. Формирование в обществе высокого уровня налоговой культуры иответственности предполагает прежде всего изучение истории налогов,накопленного мировой практикой опыта налогообложения и его влияния наэкономику и иные сферы общественной жизни.Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важноопределить основные принципы налогообложения. Качества с экономическойточки зрения желательные в любой системе налогообложения, былисформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшимиклассическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующиеавторы. Они сводятся к следующему :1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходовправительства, каждый по возможности , т.е. соразмерно доходу, которым онпользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения илипренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенствуобложения.2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, ане произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны иизвестны как самому плательщику, так и всякому другому.3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какиенаиболее удобны для плательщика.4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из карманаплательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействуетна рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночнойэкономики любое государство широко использует налоговую политику в качествеопределенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги,как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управленияэкономикой в условиях рынка.Применение налогов является одним из экономических методов управления иобеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческимиинтересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственнойподчиненности, форм собственности и организационно-правовой формыпредприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей , предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Припомощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включаяпривлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход иприбыль предприятия.Во все времена налоговые инструменты активно применялись для обеспеченияэффективного использования природных ресурсов, регулирования экономическихи других процессов в жизни общества.Но каким бы многоликим ни был налоговый мир на протяжении столетий, сутьего, несмотря на многовековую модификацию видов и форм взимания налогов,сохранились. И сегодня налоги- это обязательные платежи, уплачиваемыесубъектами экономической деятельности и гражданами из своего дохода вбюджет государства для удовлетворения общественных потребностей по ставкам,установленным в законодательном порядке. Налоги в формировании издержек предприятияНалог определяет сущностные черты государственных финансов и его основнойкатегории- государственного бюджета. Налоги в качествеперераспределительной категории являются средством и источником образованияцентрализованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно споявлением государства возникает такая категория, как налоги. По мереразвития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группаболее сложных категорий- государственные доходы и расходы, а на их основе-категории государственного бюджета.Что касается сущности налогов, то она связана с тем, что государство,выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает иосуществляет соответствующую политико-экономическую, социальную,международную, оборонную, экологическую, демографическую и др. При этом вкачестве средства взаимодействия для государственного регулированиясоциально- экономических процессов используется финансово- бюджетныймеханизм и его составная часть- налоги.Налоги, подобно государственному кредиту, являются одним из элементовсистемы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи с другимифинансовыми категориями. Они выражают общие свойства, присущие другимфинансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом.В то же время налоги имеют отличительные признаки, которые выделяют их извсей совокупности финансовых категорий.Отличительным признаком налогов является то, что они, участвуя вперераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовымиресурсами. Источником налогов хозяйствующих субъектов выступаетприбавочный продукт, созданный в производстве трудом, капиталом иприродными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту длярасширенного воспроизводства. Эта часть прибавочного продукта в процессераспределения находится вне налоговых отношений. Вторую часть прибавочногопродукта получает государство посредством принудительного перераспределенияприбавочного продукта в свою пользу.Принимая участие в перераспределительном процессе, налоги или налоговыеотношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика игосударства, между которыми возникает движение стоимости.Именно прямое движение стоимости в денежной форме является объектомналоговых отношений. Их особенностью является и то, что налоговыеотношения носят односторонний характер: от налогоплательщика к государству,при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно за свойплатеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфическойформой производственных отношений.Применение налогов является одним из экономических методов управления иобеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческимиинтересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственнойподчиненности, форм собственности и организационно- правовой формыпредприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Припомощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включаяпривлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход иприбыль предприятия.Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность,способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательскойдеятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства иобращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособностинациональных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводитсяпротекционистская экономическая политика или предоставляется свободатоварному рынку.Таким образом, можно дать следующее определение налогов. Налоги - этообязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемыеи принудительно изымаемые государством используемые для удовлетворенияобщегосударственных потребностей.Государство оказывает воздействие на различные стороны своей деятельностичерез внутреннюю и внешнюю, социальную и культурную, оборонную иприродоохранную, финансовую и техническую политику. Центральным звеном вгосударственном регулировании является финансовая политика, посредствомкоторой развитие всех сторон деятельности обеспечивается финансовымиресурсами. Без этой основополагающей функции немыслимо функционированиегосударства.Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитнойявляется неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначениевытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государствомчасти совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, вмобилизации этих средств и перераспределении их через бюджет. Своеназначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе.В любом обществе именно государство использует налоговую политику дляосуществления своих функций и задач, достижения намеченных целей. Вусловиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используетсягосударством для перераспределения валового внутреннего продукта в целяхизменения структуры производства, территориального экономического развития,уровня доходности населения.Для управления процессом налоговых отношений государство используетразличные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы и т.д.Способы организации налоговых отношений государство оформляет в законах,указах Президента и других актах нормативного характера. Оно определяетметоды изъятия валового внутреннего продукта, виды платежей, налоговыхставок и льгот, способов обложения и т.д. Таким образом, налоговый механизмпредставляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов иформ государственного управления налогообложением через систему различныхнадстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способовобложения и др.). Государство придает своему налоговому механизмуюридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его.Каждый налог в системе финансово-налоговых отношений выполняет определеннуюфункцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности налогивзаимосвязаны и представляют собой целостную систему налоговых отношений.Участвуя в формировании централизованного фонда денежных ресурсовгосударства, налоги воздействуют на экономическую деятельностьхозяйствующих субъектов, стимулируют экономический рост, улучшение качествапродукции. Исторический опыт показывает, что налоги при обоснованномприменении способствуют росту эффективности производства.Финансовые отношения между государством и хозяйствующими субъектами инаселением по формированию централизованного денежного фонда называютсяналоговыми отношениями.Подавляющая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику, арасходуется властью на управление, военные цели и другие непроизводственныемероприятия. Значительная доля поступлений налогов через систему расходовбюджета направляется на рост доходов определенных групп населения (пенсии,стипендии и др.).Любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить своеэкономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. Акорректировки могут заключатся в следующем: или повышение налоговогобремени, или его понижение плюс "упрощение" налогов. В первом случае можнополучить кризис неплатежей так как многие предприятия и физические лицабудут попросту уклонятся от уплаты налогов так как работать в убыток никтоне хочет. За этим потянется целая вереница проблем которые могут не толькоусугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Второй путь намой взгляд более прогрессивен, так как "упрощение" налогов и уменьшениеналогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новомувитку кризиса. Повторяю – "до разумных пределов" – так как чересчур резкоеснижение ставок налогов не может привести к желаемому результату.Все налоги содержат следующие элементы:- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическоелицо;- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика отналога. Последние десятилетия в мировой практике характеризуются резкимувеличением налоговых поступлений в бюджет государства. Это связано сростом объектов производства, развитием научно-технического прогресса,которые обеспечили реальные условия для увеличения национального дохода и,соответственно, повлекли за собой рост финансовых ресурсов государства восновном за счет налоговых поступлений.С другой стороны, рост налогов в ряде стран мира привел к увеличениюиздержек производства, росту цен и удорожанию товаров. Следствием этогостало снижение темпов экономического роста. Чрезмерное налогообложениенаселения отрицательно отразилось на материальном положении отдельныхсоциальных групп. По этим причинам с середины 80-х годов заметно снижениеналоговых поступлений. Однако, несмотря на это, их доля в национальномдоходе остается высокой.Уровень налогового бремени по странам в международной статистикеопределяется показателем удельного веса налоговых поступлений в валовомвнутреннем продукте. Так, в начале 90-х годов доля налоговых доходов в ВВП(с учетом взносов на социальное страхование) составляла от 29.8% ( США) до55,3% (Швеция), в странах ЕС- 40,8%, в России- 43,3%. С переходом к рыночной экономике возник вопрос о целесообразности,степени и границах ее государственного регулирования. Появились предложенияо введении свободных, ничем не сдерживаемых рыночных отношений, при этомпредполагалось, что рынок сам отрегулирует все и добьетсясбалансированности хозяйства. Отсутствие собственного опытагосударственного вмешательства в рыночную экономику заставило насобратиться к опыту развитых зарубежных стран.В руках государства сегодня сосредоточены военная и атомная промышленность,предприятия электроэнергетики, водоснабжения, судоходства, мелиорации,организации и учреждения, связанные с развитием фундаментальной науки,исследованиями космоса, а также угольная промышленность, металлургия,транспорт, связь, инфраструктура и др.Таким образом, для современных государств характерно усиление вмешательствав различные сферы экономической жизни. Степень этого вмешательства в разныхгосударствах неодинакова. В США она меньше, в Швеции - больше. Германия иЯпония находятся в этом отношении посередине.Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, имеет ввиду следующие основные цели:достижение устойчивого постоянного экономического роста;обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;обеспечение полной занятости трудоспособного населения;обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;создание системы социальной защиты населения, в первую очередь пенсионеров,инвалидов, многодетных.В ряде стран с помощью налогообложения стимулируются инвестиции вопределенные регионы, например вложения на территориях, находящихся наокраинах городов. В экономически отсталых районах стимулируются капитальныевложения на реконструкцию и модернизацию производства.В последние годы во многих странах применяются налоговые методыстимулирования создания новых высокотехнологичных производств. Старыепромышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриальную структурухозяйства. В прошлом они относились к числу высокоразвитых, но впоследствиибывшие ранее передовыми отрасли пришли в упадок и не могут определятьэкономический рост регионов.В настоящее время встала задача переориентации промышленности на развитиеновых передовых производств, сопровождаемое модернизацией инфраструктуры ипереквалификацией рабочей силы. Это делается при активном участиигосударства, применившего широкие налоговые льготы и другие методыфинансового воздействия.Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия,Норвегия) использовали государственные инвестиции в подлежащих развитиюрайонах, субсидии и займы целевого назначения на размещение там предприятийнационализированных отраслей, строительство производственных зданийширокого назначения, которые сдаются в аренду или продаютсяпредпринимателями на выгодных финансовых условиях с временным освобождениемот налога на собственность. В Германии крупные налоговые льготы получаютфирмы, инвестирующие капитал в восточные земли.Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не толькостимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает, преждевсего, для регулирования развития районов с высокой концентрациейпроизводства и населения. Чрезмерная концентрация населения и высокаяхозяйственная активность ведут к обострению проблем окружающей природнойсреды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. Задача ограничениявозникла раньше всего в Великобритании, Франции, Японии.Сдерживающей мерой со стороны государства и местных органов управленияявляется дополнительное налогообложение или лицензированиепредпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение, например,применяется в Нидерландах и Японии. Стабилизационные налоги введены вГермании. Лицензирование предусмотрено в Великобритании, Франции и Италии.Лицензирование также рассматривается как форма дополнительного местногоналога - лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образомманипулированием ставками земельного налога.В процессе создания новых продуктов потребляются средства производства иживой труд. Совокупные затраты живого труда и прошлого, овеществленного впредметах и средствах труда, на производство продуктов образуют издержкипроизводства, а воплощенный в товаре общественный труд - его стоимость. При воспроизводстве как непрерывно возобновляющемся в последовательносменяющихся стадиях процесса общественного производства часть стоимостипродукта обособляется и превращается в отдельную категорию - издержкипредприятий. В условиях товарно-денежных отношений издержки, выражающиезатраты предприятия на выпуск и реализацию продукции в денежной форме,принимают форму себестоимости. Себестоимость как экономическая категория определяет отношениятрудовых коллективов и государства по поводу использования средствпроизводства и живого труда в производственном процессе. Как один изпоказателей эффективности производства она показывает, во что обходитсяпредприятию изготовление и сбыт продукции. Себестоимость широко применяетсядля экономического обоснования решений о производстве новой или прекращениивыпуска устаревшей продукции, для определения эффективности мероприятийнаучно-технического прогресса, продажных цен, рентабельности изделий,резервов экономии затрат. Издержки предприятий возмещаются из стоимости продукции, их снижениеявляется важным источником повышения рентабельности производства, повышенияусловий жизни народа. Особенно большое значение имеет снижениесебестоимости в условиях рыночной экономики. Конкурентная способностьпродукции товаропроизводителей зависит не только от степени ее соответствияпотребительному спросу и качества, но и величины продажной цены, в составекоторой значительную часть составляет ее себестоимостью.Для обеспечения единых принципов формирования учетно-экономическойинформации о производственных расходах государством установлен общийпорядок определения затрат, включаемых в себестоимость продукции,группировки, отражения в учете затрат на производство на предприятиях,объединениях, организациях и учреждениях Республики Беларусь независимо отвида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности. При определении затрат на себестоимость предприятия руководствуются"Основнымположением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ,услуг". Затраты на производство разнородны по составу, экономическомуназначению, удельному весу в их общей сумме, роли в изготовлении иреализации продукции: зависимости от объема производства и т.п. Этовызывает необходимость группировки затрат по определенным признакам. Всоответствии с характером производства затраты подразделяются по видимпродукции, услуг и этапам производственного процесса (стадиям, пределам).Разные места возникновения затрат предполагают их учет по по структурнымподразделениям (цех, отдел, участок, бригада), так называемым центрамответственности. Затраты классифицируются также по ряду других признаков:по элементам и статьям калькуляции, по целевому направлению, степениоднородности, способу включения в себестоимость, зависимости от количествавыпускаемой продукции и времени возникновения и целесообразности, по связис процессом производства. По экономическому содержанию затраты группируются по следующимэлементам затрат: 1. Материальные затраты (за вычетом себестоимости возвращенныхотходов);В элементе "Материальные затраты" отражается стоимость:- приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в составвырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимымкомпонентом при изготовлении продукции;- покупных материалов, используемых в процессе производства продукции дляобеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукцииили расходуемых на другие производственные и хозяйственные нужды, запасныхчастей для ремонта оборудования, износ малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов;- покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся вдальнейшем монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии;- работ и услуг производственного характера, выполняемых стороннимипредприятиями или производствами и хозяйствами предприятия, не относящимисяк основному виду деятельности;- природного сырья;- приобретаемого со стороны топлива всех видов, расходуемого натехнологические цели, выработку всех видов энергии;- покупной энергии всех видов.В состав затрат, относимых на себестоимость продукции, стоимость топлива,электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных нормих расходов. стоимость материальных расходов включаются также затраты поприобретению тары и упаковки. Из затрат на материальные ресурсы, включаемыхв себестоимостьпродукции, исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратнымирасходами производства понимаются остатки сырья, материалов,полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсовобразовавшиеся в процессе производства продукции, утратившие полностью иличастично потребительские качества исходного ресурса и в силу этогоиспользуемые с повышенными затратами или вовсе не используемые по прямомуназначению. 2. Расходы на оплату труда:- в элементе "расходы на оплату труда" отражаются выплаты по заработнойплате, исчисленные исходя из сдельных расценок, тарифных ставок идолжностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда,его количества и качества, стимулирующих и компенсирующих выплат включаякомпенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексациейзаработной платы в соответствии с действующим законодательством ; системпремирования рабочих, руководителей. 3. Отчисления на социальные нужды; 4. Амортизация основных фондов; 5. Прочие расходы. Установлена следующая типовая номенклатура калькуляционных статей:сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются); покупные комплектующиеизделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера; топливо иэнергия на технологические цели, заработная плата (основная идополнительная) производственных рабочих; отчисления в бюджет ивнебюджетные фонды от средств на оплату труда; расходы на подготовку иосвоение производства; износ инструментов и приспособлений целевогоназначения и прочие специальные расходы; общехозяйственные расходы;общепроизводственные расходы; потери от брака; прочие производственныерасходы; коммерческие расходы.По целевому направлению и технико-экономическому назначению расходыподразделяются на основные и накладные ( расходы по управлению иобслуживанию производства). К основным относятся затраты, непосредственносвязанные с технологией изготовления продукции: на сырье, материалы,топливо и энергию на технологические цели; расходы на основную идополнительную заработную плату производственных рабочих с отчислениями насоциальное страхование; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования,освоение новых видов продукции. К накладным относятся затраты, связанные суправлением и обслуживанием производства, необходимые для его нормальногоосуществления. Они подразделяются на общепроизводственные (цеховые) иобщехозяйственные, относящиеся к предприятию в целом. Величина этихрасходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами ипредприятиями. По составу статьи затрат могут быть однородными (одноэлементными),состоящими из одного элемента затрат, или комплексными, состоящими изнескольких элементов. Элементные включают экономически однородные расходы,которые не делятся на различные компоненты, независимо от их места ицелевого назначения (сырье, материалы, топливо, энергия, заработная плата идр.). К комплексным относятся расходы, состоящие из совокупностиразнородных затрат. Например, расходы по содержанию и эксплуатации машин иоборудования включают: амортизацию оборудования и транспортных средств;эксплуатацию оборудования; внутризаводское перемещение грузов; износмалоценных и быстроизнашивающихся инструментов и приспособлений, а такжепрочие расходы. По способу включения в себестоимость затраты подразделяются на прямыеи косвенные. Прямыми являются расходы по производству конкретного видапродукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции прямо наосновании данных первичных документов. Это расход сырья, основныхматериалов, заработная плата рабочих. Косвенные расходы связаны с выпускомнескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживаниюпроизводства (накладные). Они включаются в себестоимость конкретных изделийс помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределенияобусловливается особенностями организации и технологии производства иустанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету икалькулированию себестоимости продукции. Деление затрат на прямые и косвенные имеет условный характер. Так, вдобывающих производствах, где, как правило, добывается один вид продукции,расходы прямые. В комплексных производствах химической промышленности, вкоторых из одних и тех же сырья и материалов изготовляются несколько видовизделий, основные затраты являются косвенными. Расширение удельного весапрямых затрат способствует более точному определению себестоимости. По степени зависимости от количества выпускаемой продукции затратыподразделяются на переменные и условно-постоянные. Переменные расходы вцелом изменяются вместе с изменением объема производства. К ним относятсязарплата рабочих, затраты на сырье и материалы, топливо и энергию натехнологические цели и др. условно-постоянные - такие затраты, абсолютнаявеличина которых остается постоянной или меняется в незначительной степенипри уменьшении или увеличении количества выпускаемой продукции (амортизационные отчисления, расходы на отопление, освещение, командировки и др.). Разделение затрат на условно-постоянные и переменные имеет большоезначение для планирования и учета себестоимости продукции. Условно-постоянные расходы, оставаясь, как уже отмечалось, относительнонеизменными по абсолютной величине, при росте производства становятсяважным фактором снижения себестоимости, так как их величина при этомуменьшается в пересчете на единицу продукции. Переменные расходы возрастаютв прямой зависимости от роста производства продукции. Экономия по этимрасходам может быть достигнута только за счет осуществления мероприятий,обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимостьзатраты подразделяются на текущие, будущего отчетного периода, ипредстоящие. К текущим относятся расходы по производству и реализациипродукции данного периода. Расходы будущего отчетного периода- это затраты,произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению всебестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетныепериоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов,производств, на освоение новых видов продукции на действующихпредприятиях). К предстоящим, относятся затраты, которые в данном отчетномпериоде еще не произведены, но для правильного отражения фактическойсебестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетныйпериод в плановом размере ( расходы на оплату отпусков рабочих, выплатуединовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющиепериодический характер). В зависимости от целесообразности затраты в постатейном размереподразделяются на производительные и непроизводительные. Производительныезатраты вытекают из характера хозяйственной деятельности предприятия ипредусматриваются сметой затрат на производство и планом экономического исоциального развития. К ним относится большая часть затрат, образующихсебестоимость продукции. Непроизводительные затраты не являютсяэкономически неизбежными, а образуются из-за недостатков в технологии иорганизации производства (потери от брака, простоев и др.). По связи с процессом производства затраты делятся на производственныеи внепроизводственные. К производственным относятся расходы,непосредственно связанные с изготовлением продукции. Внепроизводственные -расходы на ее реализацию. Анализ влияния нормативных документов на формирование издержек.С 01.01.1998 года предприятия относят затраты на себестоимость наосновании Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимостьпродукции (работ, услуг), которые утверждены Министерствами экономики26.01.1998г. N 19-397, статистики и анализа 30.01.1998г. N 01-21/8,финансов 30,01,1998г. N 3, труда 30.01.1998г. N 03-02-07/300. С 14 августа 2000г.вступили в силу изменения и дополнения в Основныеположения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции ( работ,услуг) на основании Постановления Министерства экономики РеспубликиБеларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства трудаРеспублики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусьот 10 августа 2000 г. N 160/84/111/55. Необходимость внесения изменений идополнений обусловлена принятием после 1 мая 1999 г. ряда законодательныхактов. Из основных положений исключен подпункт 1.2 о правомочиях органовгосуправления по принятию нормативных актов, поскольку статья 18 ЗаконаРеспублики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь"предусмотрено, что нормативные правовые акты министерств, иныхреспубликанских органов государственного управления, Национального банкамогут приниматься только в случаях и пределах, предусмотренных КонституциейРеспублики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента, законамиРеспублики Беларусь, Положениями о соответствующих органах, а такжеправовыми актами Совета Министров. В целях уточнения состава затрат, включаемых в себестоимостьпродукции в основные положения по составу затрат внесены изменения: 1. старая редакция: п. 2.2.10.6 Положения был изложен следующимобразом: оплата консультационных и информационных услуг в пределах норм,установленных законодательством; оплата аудиторских услуг. В случаепроведения дополнительной ревизии или аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности организации по инициативе одного из учредителей(участников) этой организации затраты по ее проведению не включаются всебестоимость продукции работ, услуг. новая редакция: оплата консультационных и информационных услуг, атакже аудиторских услуг по обязательной аудиторской проверке в пределахнорм, установленных законодательством. суть изменений: аудиторские проверки пронормированы. Таким образом, до 1 июля 1999 года на себестоимость относятся всерасходы по всем аудиторским проверкам; с 1 июля 1999 года по 1 декабря 1999 года- расходы по обязательнымаудиторским проверкам в полном объеме без нормирования; с 1 декабря 1999 года- расходы по обязательным аудиторским проверкампо утвержденным нормам. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.1996года N 398, которым определен круг организаций, подлежащих обязательнойаудиторской проверке. Постановлением Совета Министров Республики от 31.12.1999 года N 2086утверждены предельные нормы расходов на проведения обязательных аудиторскихпроверок, относимых на себестоимость. 2. старая редакция: п. 2.2.15 Положения изложена следующим образом:выплаты,предусмотренные законодательством о труде за непроработанное напроизводстве (неявочное время): оплата очередных и дополнительных отпусков,компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков,оплата перерывов в работе, матерей для кормления ребенка, оплата времени,связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственныхобязанностей, за продолжительность непрерывной работы, другие виды оплат. новая редакция: выплаты, предусмотренные законодательством о труде,за непроработанное на производстве (неявочное) время: оплата в соответствиис законодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с сохранениемзаработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготныхчасов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка,оплата времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнениемгосударственных обязанностей, другие виды оплат.суть изменений: формулировка отпусков приведена в соответствие сГражданским кодексом.3. старая редакция п.2.2.22 Положения: затраты, связанные со с сбытом(реализацией) продукции (работ, услуг): упаковкой , хранением,транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой втранспортные средства (кроме тех случаев когда они возмещаются покупателямисверх цены за продукцию ) оплатой услуг банков, предприятий, организаций поосуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово- комисионных (факторинговых) операций; рекламой, включая участие в выставках, ярмарках,выставках-продажах, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии сконтрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателямили посредническим организациям в целях рекламы и не подлежащих возврату.Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимостьпродукции (работ, услуг) в пределах установленных норм.новая редакция: затраты, связанные со сбытом (реализацией) продукции(работ, услуг): упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта,обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме техслучаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены за продукцию);оплатой услуг банков, иных кредитных организаций по осуществлению всоответствии с заключенными договорами факторинговых операций, рекламой,включая участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах, стоимостьобразцов товаров, переданных в соответствии с контрактами соглашениями ииными документами непосредственно покупателям или посредническиморганизациям в целях рекламы и не подлежащих возврату.Затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимостьпродукции ( работ, услуг) в пределах установленных норм.( расходы нарекламу относятся на себестоимость а размерах, предусмотренныхпостановлением Совета Министров РБ N 1275 от 25.09.1997 г. с изменениями идополнениями, внесенными постановлением СМ РБ N 984 от 10.06.1998г.суть изменений: в состав затрат включаются только платежи по факторинговымоперациям, а вознаграждения уплаченные посредникам по договорам комиссии,консигнации, связанным со сбытом (реализацией) продукции (работ, услуг) итоваров осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжениипредприятий и организаций. изменениями внесенными в Основные положения,ущемлены права предприятий, заключавших торгово-комиссионные договоры(договоры комиссии, поручения) с профессиональными организациями по сбытупродукции. Следует отметить, что различные предприятия, производящиепродукцию, поставлены в неравные условия: те из них, которые имеют службысбыта, расходы по их содержанию относят на себестоимость, а не имеющие ивынужденные заключать торгово-комисионные договоры, - за счет прибыли,остающейся в распоряжении предприятий. Удивительно, что разработчикиизменений не учли этот фактор. Нельзя согласится и с тем, что расходы поторгово-комисионным договорам следовало с первого мая 1999 годаосуществлять за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. ВБеларуси отсутствуют нормативные документы, на основании которых можноотождествлять торгово-комисионные операции с факторинговыми.4. старая редакция п. 2.6.11 Положения: стоимость материальных ресурсов,отражаемая по элементу "Материальные затраты" , формируется из цен ихприобретения (включая налог на добавленную стоимость, акцизы), наценок(надбавок) комисионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим ивнешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включаяброкерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранения идоставку, осуществляемые сторонними организациями. новая редакция: стоимость материальных ресурсов, отражаемая поэлементу "Материальные затраты" , формируется исходя из цен их приобретения(без учета налога на добавленную стоимость, в соответствии сзаконодательством), акцизов, наценок (надбавок), комиссионныхвознаграждений, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги,таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку,осуществляемые сторонними организациями. суть изменений: в связи с введением с первого января 2001 годазачетного метода по налогу на добавленную стоимость, налог на добавленнуюстоимость исчисляется с выручки от реализации продукции (работ, услуг). 5. старая редакция п. 2.7.1.7 Положения: оплата в соответствии сдействующим законодательством ежегодных и дополнительных отпусков,компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготных часов подростков,оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также времени,связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственныхобязанностей. новая редакция: оплата в соответствии с действующимзаконодательством трудовых отпусков, социальных отпусков с охранениемзаработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата льготныхчасов подростков, оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка,а также времени, связанного с прохождением медицинских осмотров,выполнением государственных обязанностей. суть изменений: формулировка отпусков приведена в соответствие сГражданским кодексом. 6. старая редакция п. 2.10.18 Положения уточнена: после слов " износнематериальных активов ", дополнено " используемых в процессе уставнойдеятельности". Рассмотрим состав себестоимости продукции на примере ОАО"Полоцкий комбинат хлебопродуктов". Предприятие производит муку пшеничнуювысшего , первого, второго сорта, манную крупу, муку ржаную обдирную,сеяную, комбикорм для откорма свиней, для поросят, для свиноматок, дляоткармливаемого молодняка свиней, телят, молочных коров, молодняка кур, курнесушек.В 1996 году освоен выпуск белково-витаминных минеральных добавок дляпоросят, откорма свиней, свиноматок, молочных коров, ремонтных телок.Освоен выпуск комбикормов. Производится расфасовка муки и крупы в мелкую тару а такжезатарка комбикормов и отрубей для продажи населению. Предприятие оказываетуслуги по хранению и переработке давальческого сырья. Количество работающихна предприятии в среднем 503 человека. Предприятие не является задолжникомпо платежам в бюджет.|Показатели |1999 |2000 |2001 ||Себестоимость вся |5517,8 |16303,2 |24684,5 ||(млн. руб.),в т.ч | | | ||-материальные затраты|4866,1 |14184,1 |20355,3 ||- расходы на оплату |77,3 |397,0 |579,4 ||труда | | | ||- отчисления на |32,6 |158,9 |213,2 ||социальные нужды | | | ||- амортизация |16,4 |141,0 |391,8 ||основных фондов | | | || - прочие расходы, |525,4 |1422,2 |3144,8 ||из них налоги, |17,5 |22,5 |103,8 ||включаемые в | | | ||себестоимость | | | | Как видно из таблицы, в себестоимости продукции наибольший удельный весзанимают материальные затраты и по годам они составляют: 1999 год-88,2%,2000 год-87,0%, 2001 год-82,0%. Значительный удельный вес в себестоимости продукции занимают прочиезатраты, в т.ч. по годам:1999 год-9,5%, 2000 год-8,7%, 2001 год-12,7%. Также значительный удельный вес в себестоимости занимают расходы наоплату труда, так в 1999 году он составляет 1,4%, в 2000 году-2,4%, в 2001году-2,4%. Отчисления на социальные нужды занимают соответственно в 1999 году-0,6%,в 2000 году-1,0%, в 2001 году-0,9%. Амортизация основных фондов занимают в 1999 году-0,3%, 2000 году-0,9%,2001 году-1,6%. Из приведенных выше цифр видно, что в абсолютных суммах размерсебестоимости по годам увеличивается. Если рассматривать себестоимость продукции по элементам затрат, то можнозаметить, что материальные затраты занимают в среднем 86,0%, прочие затраты-10,3%, расходы на оплату труда-2,1%, отчисления на социальные нужды-0,9%,амортизация основных фондов-0,9%. Налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции,относятся к элементу " Прочие затраты". В прочих затратах удельный весналогов по предприятию таков: в 1999 году-3,3%, 2000 году-0,1%, 2001 году-0,4%. В целом создается впечатление, что налоги не играют существенной ролив формировании себестоимости продукции, т.е. не занимают большой удельныйвес. Но следует рассмотреть отдельно начисление налогов, включаемых всебестоимость, т.к. чтобы проанализировать изменение себестоимостипродукции, необходимо выявить факторы, оказавшие влияние на динамикуразличных элементов налоговой нагрузки. Так, изменение действующегозаконодательства ( изменение количества налогов, размер их ставок, порядокисчисления, перечень льгот и т.д.) на прямую влияют и на увеличениесебестоимости, и на налоги и отчисления уплачиваемые из выручки.Необходимо заметить, что изменение величины налогооблагаемой базы такжевлияет на налоговую нагрузку. Налог на землю.Предприятие на территории Полоцкого района имеет в течении 1999-2001 годунеизменное количество земли, в.ч. 1,878 га земель промышленности и 0,5 гапашень. В 1999 году начислено земельного налога в сумме 14,9 тыс. руб.(сучетом деноминации), в 2000 году-43,6 тыс .руб., в 2001 году-119,3 тыс.руб. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно Постановлениямиустанавливает коэффициенты к ставкам земельного налога, действующим в 1991году. Так, на 1999 год на земли сельскохозяйственного назначениякоэффициент установлен в размере 2865, на 2000 год-10062, на 2001 год-22941. Наблюдается рост коэффициентов: в 2000 году по сравнению с 1999годом- на 3,51, в 2001 году по сравнению с 2000 годом- на 2,280 На земли промышленности на 1999 год установлен коэффициент вразмере 16434, на 2000 год-57716, на 2001 год-131592. Коэффициенты возрослисоответственно на 3,51 и 2,280. Кроме того, решениями сессии Полоцкогорайсовета ежегодно ставки на земли промышленности увеличиваются в два раза. Все вышеуказанное приводит к повышению налога на землю, что врезультате увеличивает себестоимость продукции и в свою очередь сказываетсяна уменьшении балансовой прибыли. Экологический налог. ОАО "Полоцкий комбинат хлебопродуктов" уплачивает налог завыбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, за 1999 годначислено налога в сумме 260,8 тыс. руб.( с учетом деноминации), в 2000году-817,4 тыс. руб., в 2001 году-4014,7 тыс. руб. Также предприятиеявляется плательщиком налога за размещение отходов. В 1999 году начисленоналога в сумме 76,7 тыс. руб.(с учетом деноминации),в 2000 году-249,0 тыс.руб., в 2001 году-617,6 тыс. руб. Если сравнить размеры ставок по годам , то можно увидеть, чтоставки увеличиваются в 2 раза. Например, при сжигании 1 тонны бензинаэтилированного в 2001 году размер ставки-16838 рублей, в 2002 году-33675рублей; дизтопливо-1 тонна в 2001 году -10569 рублей, в 2002 году-21139рублей. Единый платеж от фонда заработной платы.В 1999-2000 годах предприятие уплачивало Чрезвычайный налог в размере 4% иотчисления в фонд содействия занятости населения в размере 1% от фондаоплаты труда.С 2001 года эти два налога объединены в единый платеж в размере 5% от фондаоплаты труда., т.е. размер отчислений не изменился. В состав фондазаработной платы , как объекта обложения значительных изменений непретерпел и по многим положениям, излагающим порядок исчисления и уплатыединого платежа не изменился. Все льготы, которые были предусмотрены поразличным налогам сохранились и при их объединении. Однако, неоспоримымявляется факт чрезмерно высокой налоговой нагрузки на фонд заработной платы( 40% без подоходного налога). За 2000 год начисленная сумма фондазаработной платы составляет 486626,0 тыс. руб., необлагаемая сумма за 2000год-15089,0 тыс. руб., облагаемая сумма фонда заработной платы, принимаемаядля исчисления единого платежа-471537,0 тыс. руб.. За 2001 годсоответственно: 1296818,5 тыс. руб. и 40211,0 тыс. руб., облагаемая сумма-1256607,5 тыс. руб. Облагаемая база по сравнению с 2000 годом значительноувеличилась, т.к. имеется рост заработной платы. По рассматриваемомупредприятию необлагаемая сумма включает в себя материальную помощь напогребение, компенсацию за неиспользованный отпуск, премии к юбилейнымдатам. Следует отметить, что с 2002 года льгота в части премий к юбилейнымдатам отменена ( по предприятию за 2001 год прольготировано 579,9 тыс.руб.). При оценке фискального потенциала действующей налоговой системыиспользуется ряд показателей. Они рассчитываются как доля налогов иплатежей в бюджетные фонды в общем объеме выручки .Тем самым они отражаютстепень налоговых изъятий из выручки предприятия и в усредненном виде (безучета каскадности некоторых налогов) показывают, какова доля налоговых иненалоговых платежей в цене производимых товаров и оказываемых услуг.Номинальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике,в значительной степени определяемая особенностями действующей системыналогообложения, в 1993 году составила 22,8% и постепенно возрастала до24,1% в 1996 году. В последующие годы этот показатель снизился до уровня20,0-19,6%, и только в 2000 году произошло его увеличение, что обусловленоотдельными изменениями в налоговой системе республики, в частностиувеличением количества и ставок оборотных налогов ( платежей из выручки безНДС).Реальная налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике,характеризующая фактические возможности предприятий своевременно и в полномобъеме погашать свои налоговые обязательства, в наибольшей степениотклонялась от ее номинального уровня в 1993-1994 г.г. В последующие годыэтот разрыв, характеризующий уровень задолженности субъектов хозяйствованияперед бюджетом, постепенно сокращался с 7,2% в 1994 г. до 0,2-0,4% в 1998-2001 г.г.Необходимо иметь ввиду, что налоговая нагрузка конкретного предприятияможет существенно отличаться не только от средне республиканского уровняналоговой нагрузки, но и среднеотраслевого. Такое неравномерноераспределение налогового бремени между предприятиями внутри одной отраслиобъясняется структурой производственных затрат и в конечном итоге финансово-экономическим положением предприятия.Рассмотрим уровень налоговой нагрузки конкретно по ОАО "Полоцкий комбинатхлебопродуктов".Реальная налоговая нагрузка предприятия (ННр) определяется по формуле Ун ННр= -------- 100% , Внгде Ун-уплаченные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.; Вн- выручка предприятия (с учетом всех налогов), млн.руб.В 1999 году реальная нагрузка составила 3,3% (201,5/6054,7х100%), в 2000году-9,3% (1913,3/20486,5х100%), в 2001 году-10,6% (3448,1/32594,3х100%).Реальная налоговая нагрузка свидетельствует о фактическом участиипредприятия в формировании бюджета Т.е. видно, что реальная нагрузка в 2000году по сравнению с 1999 годом значительно возросла на 6,0%., в 2001 годупо сравнению с 2000 годом -на 1,3%.Финансовое состояние предприятия в целом удовлетворительное, задолженностипо платежам в бюджет не имеет. Всего в консолидируемый бюджет Полоцкогорайона за 2001 год поступило 10125,0 млн. руб., уплачено предприятием налогов-3448,1млн.руб., что составляет 34,0 % от общих поступлений, т.е. для районапредприятие является бюджетообразующим.Номинальная нагрузка предприятия ( ННн) характеризует фискальный потенциалдействующей налоговой системы по отношению к данному субъектупредпринимательства и рассчитывается по формуле Нн ННн = -------100%, Внгде ННн - начисленные налоги и сборы в бюджет, млн. руб.; Вн - выручка предприятия, млн. руб.В 1999 году номинальная нагрузка составила 3,0% (182,9/6054,7х100%), 9,1%(1860,1/20486,5х100%), в 2001 году-9,1% (2972,1/32594,3х100%)Основным фактором, определяющим динамику данного показателя, являетсяизменение действующего налогового законодательства. Т.е. по вышеуказаннымпроцентам можно судить о том, что законодательство для предприятияизменяется не в лучшую сторону. Так номинальная нагрузка в 2000 годувозросла по сравнению с 1999 годом на 6,1%.Как следует из приведенных схем, в общую сумму налогов и сборов в бюджет невключаются экономические санкции, отчисления в инновационные фонды, налогна доходы и подоходный налог.Экономические санкции, хотя и уплачиваются в бюджет как и налоговыеплатежи, но имеют отличную от них экономическую природу и иные основаниядля начисления. Что касается отчислений в ведомственные инновационные фонды, то онине направляются в бюджет, а аккумулируются во внебюджетных инновационныхфондах министерств, других республиканских органов государственногоуправления и государственных объединений. При этом четко обозначена цельтакой централизации средств- финансирование инвестиционных проектов имероприятий по развитию производства, включая научно-исследовательские,опытно-конструкторские работы и освоение новых видов наукоемкой,конкурентноспособной продукции, новое производственное строительство,техническое перевооружение производства и т.д. В налоговую нагрузку на юридические лица не включается также налог надоходы и подоходный налог с физических лиц, поскольку в соответствии сдействующим законодательством предприятия лишь выступают налоговымиагентами по удержанию и перечислению в бюджет налогов, но не плательщикамиэтих налогов. Для более детального анализа динамики налоговой нагрузки и выявленияфакторов, ее определяющих, целесообразно более детальное изучение структурыналоговой нагрузки и изменения ее основных элементов. В качестве основных элементов налоговой нагрузки рассматриваютсяследующие укрупненные группы налоговых платежей: млн. руб. наименование налогов 1999 2000 2001-----------------------------------------------------------------------------------------------------------Местные налоги и сборы из выручки 0,60,4 0,7НДС - 631,9 1249,0Отчисления в республиканский фондподдержки производителей с/х прод.(с 2001 г.- объединенный с дорожнымфондом) 100,5 402,5 566,0Местный целевой бюджетный жилищноинвестиционный фонд (с 2001 г. -объединенный с местным целевым фондом) 91,8 400,2 605,9-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Итого налоги из выручки 192,9 1435,0 2427,9Отчисления в Фонд социальной защитынаселения50,0 178,9 268,1Чрезвычайный налог (с 2001 г. объединенный с отчислениями в фонд занятости) 5,723,6 50,3-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Итого налоги и отчисления из фондазаработной платы 55,7 202,5 318,4Экологический налог (в пред. лимита) 0,31,2 4,4Налог на землю 0,01 0,01 0,1-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Итого ресурсные налоги 0,31 1,21 4,5Налог на недвижимость 2,0 36,2 89,0-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Итого имущественные налоги 2,0 36,2 89,0Налог на прибыль 51,5 176,4 279,1Местные налоги и сборы из прибыли 4,5 25,8 32,5-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Итого налоги из прибыли 56,3 202,2 311,6-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Выручка от реализации продукции 6054,720486,5 32594,3-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Доля налогов из прибыли в выручке (%) 0,9 0,9 0,9-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Доля налогов из выручки в выручке (%) 3,2 7,0 7,4---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Изменение в структуре налоговой нагрузки доли каждой группы налоговнеобходимо оценивать в четкой взаимосвязи с источником их уплаты. Изтаблицы видно, что доля налогов из прибыли в выручке остается неизменным -0,9%, но увеличивается доля налогов из выручки, это свидетельствует ореальном увеличении налогового пресса на предприятие. ПредложенияНалоговая система нашей республики еще достаточно молода, и в настоящеевремя ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельныхплатежей, рационализации структуры налогов в направлении общего сниженияналоговой нагрузки. Немаловажным является достижение определеннойстабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможностипланирования бизнеса на перспективу. Однако стабильности не означаетабсолютную неизменность налоговой системы, а напротив, предполагает еепериодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимсяэкономическим условиям. Это особенно характерно для стран с переходнойэкономикой. При более стабильных экономических условиях потребность вкорректировке установленного механизма налогообложения значительно ниже. В любом случае основной целью реформирования налоговой системывыступает достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) ибизнеса (по возможностям экономического развития). Однако, это далеко непростая и в определенной мере противоречивая задача.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconТема «Экономическое обоснование издержек обращения в предприятиях торговли» (практика к курсовой)
Расчет издержек обращения на примере торгового предприятия ООО «Плюс» на предстоящий период
Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconСущность, классификация и показатели измерения издержек обращения в книжной торговле. Основные факторы, влияющие на уровень издержек книготоргового предприятия

Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconАнализ издержек обращения в торговле

Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconАудит издержек производства и обращения

Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconДеньги и проблемы обеспечения устойчивости денежного обращения
Перечень ключевых слов: деньги, функции денег, денежная масса, денежное обращение, скорость обращения денег, показатели скорости...
Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconВведение Организационно-экономическая сущность задачи
Учет оплаты труда – это первостепенная часть бухгалтерского учета и его актуальность не вызывает сомнений. Труд является важнейшим...
Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconДоклад на тему «Влияние семейного воспитания на формирование законопослушного гражданина»
Основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. ( слайд 1, 2, поочередно)
Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconУчет труда и его оплаты на примере предприятия
Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения. Повышением его производительности прежде всего обусловлен рост...
Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconВлияние дидактических игр на развитие цветовосприятия дошкольников
Влияние русского народного декоративно-прикладного искусства на формирование изобразительных и композиционных умений в декоративном...
Влияние налообложения на формирование издержек обращения в рб iconКурсовая работа на тему: " Организация аналитического и синтетического учёта с покупателями и
Учёт покупателей и заказчиков является важнейшим по­казателем хозяйственной деятельности торговых организаций, поскольку от него...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы