Культура Казахстана в XVIII-XX веках icon

Культура Казахстана в XVIII-XX веках



НазваниеКультура Казахстана в XVIII-XX веках
Дата конвертации10.07.2012
Размер395.25 Kb.
ТипРеферат
Культура Казахстана в XVIII-XX веках


Глава 5.КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВВ. Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, иутверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали кжизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углублениеобщественного разделения труда объективно сказывалось на культуре идуховной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекресткеинтересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилосьпромышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественномсознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива затеми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.Наиболее просвещенные представители народа добровольно взяли на себявеликую миссию учителей, своими знаниями способствовали развитию культурыкрая. Просторы для сохранения и воспроизводства прежних обычаев, традиций,нравов были значительно ограничены, нов тоже время появились новыесоциокультурные ценности и ориентиры.§ 1. Народное образование j Грамотность населения. Почти до середины XIX в. обучение казахских детейосуществлялось в мектебах, где главным считалось механическое зазубриваниесур Корана. Функции учителя выполнял преимущественно мулла, как правило, неимеющий представления об учебных планах и методике обучения, Мусульманскиемектебы в основном посещали мальчики, что стало одной из причин высокогоуровня женской неграмотности. В 1884 г., например, в мусульманских школахВерненского, Канальского и Ссргиопольского уездов обучались 47,5 тыс.мальчиков и всего 17,3 тыс. девочек. В 1895 г. «Киргизская степная газета»,описывая урок в мектебах, писала: «Иэ юрты, где учатся дети, несутся адскиекрики. Каждый ученик выкрикивает свой урок... Такое преподаваниепродолжается около четырех лет. По истечении этого срока ученики проходятвесь курс учения и оканчивают его, ничего не зная, оставаясь такими женевеждами, какими были». Вопиющая неграмотность населения Казахстана обнаружилась в ходе переписи1897 г., хотя она фиксировала прежде всего умение опрашиваемых читать по-русски. Грамотность на родном языке фиксировалась лишь в том случае, еслиопрашиваемый не умел читать по-русски. Однако материалы переписи неотражали уровня грамотности отдельных народов. По данным переписи 1897 г.лишь 8,1% населения края относились к числу грамотных, грамотность мужчинсоставила 12%, женщин — 3,6%. Относительно высокий уровень азбучнойграмотности наблюдался в северо-восточных губерниях, где проживала основнаячасть переселенческого населения. Серьезного роста уровня грамотности населения Казахстана не произошло и вначале-ХХ в.: из 10 детей школьного возраста лишь один посещал школу. Еслив центральных районах России по инициативе прогрессивной интеллигенцииискоренением азбучной неграмотности занимались воскресные школы, земства,то в Казахстане дело дальше слов не шло. Те воскресные школы, которыеоткрылись в городах, охватывали ничтожное количество людей. Школьное и профессиональное образование. В Казахстане народноеобразование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому.Религиозное направление представляли мектебы и медресе, содержавшиеся насредства родителей. Обучение велось на арабском алфавите. Еще в XIX в. Ч.Валиханов с горечью писал о тяжелом положении аульных мектебов, гдеучительствовали в основном татарские муллы: «Чудовищная фанатика, мертваясхоластика и ни одной реальной мысли». В начале XX в. мектебы перестали удовлетворять возросшие запросы времени.Началось движение за реформирование конфессиональной школы, организаторамикоторого выступили джаддисты. Они предлагали заменить буквослагательныйметод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебахсветских дисциплин — арифметики, географии, естествознания, истории и др.Там не менее новомстодные мектебы не получили широкого распространения. В системе религиозного образования большим влиянием пользовались медресе.Они готовили мулл, преподавателей мектебов и функционировали, как правило,при мечетях. В зависимости от типа медресе определялся срок обучения — оттрехдо четырехлет. Наряду с изучением ислама учащиеся получали сведения пофилософии, астрономии, истории, лингвистике, медицине, математике. Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А. Кунанбаев,С. Торайгыров, М. Жумабаев, Б. Майлин и др. Учебные заведения светского характера открылись после присоединения краяк России. Они готовили чиновников для колониального аппарата, переводчиков,учителей, медиков. Так, в 1786 г. в г. Омске открылась Азиатская школа, в1789 г. — правительственная школа при меновом дворе г. Оренбурга. Этиучебные заведения обучали детей, в т. ч. и казахских, профессиямпереводчика, писаря. Военных специалистов и административных чиновниковготовили Неплюевский кадетский корпус, открытый в 1825 г. в г. Оренбурге иОмский кадетский корпус, основанный в 1846 г. Первая казахская советская школа начала функционировать с 1841 г. вБукеевской Орде по инициативе хана Джангира. Ученики этой школы изучалирусский язык, математику, географию, восточные языки, а также религию —ислам. Следующим учебным заведением для казахских детей стала семилетняяшкола при Пограничной комиссии в г. Оренбурге. В 1850 г. при Оренбургской Пограничной комиссии открылась другая светскаяшкола. За 19 лет существования она выпустила 48 человек. В 1857 г. школууспешно закончил И. Алтынсарин. В последней трети XIX в. открылись городские училища, приходские училища,прогимназии, русско-казахские и русско-туземные училища и школы, аульныешколы и школы первоначальной грамотности. Они содержались за счетгосударства и выполняли роль начальных учебных заведений. В Букеевской Ордесоздавались старшинские школы. Учителями в них были казахи, окончившие курсдвухклассного училища и сдавшие экзамен в учительской семинарии на званиеучителя. С 1898 по 1914 г. количество начальных школ в Казахстане выросло с730 до 1988, а численность учащихся в них — с 29,1 тыс. до 101 тыс.человек. Медленно расширялась сеть средних учебных заведений — реаль-ныхучилиш,мужских и женских гимназий. В 1914г. их насчитывалось 12 с численностьюучащихся 4 тыс. человек. Прогрессивным явлением в постановке школьного дела стало развитиеженского образования. Благодаря стараниям И. Алтынса-рина в 1887 г. былооткрыто женское училище в Иргизе. В 1890—1896 гг. открылись русско-казахские женские училища в Тургае, Кустанае, поселке Карабутак, вАктюбинске.К 18% г. в них обучались 211 девушек, в том числе 70 казашек. Основнымипрепятствиями на пути к более широкому распространению женского образованияу казахов были бесправное положение женщин и реакционные традиции ислама. В составе учащихся начальных и средних учебных заведений доля казахскихдетей была незначительна. Так, в Верненской мужской гимназии в 1911 г.обучалось 316 русских и всега 10 казахов. В Сырдарьинской области, поданным 1912 г., имелось 56 русско-туземных училищ, в которых обучались 3тыс. детей коренного населения, что составляло 2% от общей численностиучащихся. Царизм рассматривал школьное образование как одно из действенных средстврусификации национальныхменьшинств. «Конечной целью образования всехинородцев, живущих в пределах нашего отечества, — писал в 1870 г. Министрнародного просвещения Д. А. Толстой, — бесспорно, должно быть обрусение ислияние с русским народом». Почти во всех учебных заведениях обучениевелось на русском языке, не изучались история и литература коренногонаселения. Глубокий след в истории просвещения и национальной школы оставил ИбрайАлтынсарин. Родился он в Кустанайской области. Рано потеряв отца,воспитывался у деда— бия Балхожи Жанбурчина, войскового старшиныОренбургской пограничной комиссии. После окончания школы Алтынсарин около трех лет работал писарем у своегодеда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. В 1860 г.областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахскихдетей в Оренбургском управлении (Тургай) и назначило учителем русскогоязыка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняянаселению значение светского образования. Собрав у казахского населениясредства, он приступил к строительству школы, торжественное открытиекоторой состоялось 8 января 1864 г. В школу записались 16 мальчиков, пришколе был создан интернат. В 1869 г. Алтынсарин поступил на службу вТургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполнялобязанности старшего помощника уездного начальника и обязанности уездногосудьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостногоуправителя и аульных старшин. На выборах пытался недавать хода подкупам,взяточничеству и злоупотреблениям. Недовольные баи подавали на него жалобыв областное управление, военному губернатору и министру внутренних дел,обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временнымположением» 1868 г. В 1879 г. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора. По егоинициативе и при непосредственном участии была создана в Казахстане сетьнародных светских школ, в частности центральные училища вовсехуездныхгородах области. С этой целью он ездил по казахским ауламТургайской обл., собирал у населения средства, а затем открыл двухклассныерусско-киргизские училища в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецкомуездах; укомплектовал их учителями и учениками. Особое значение Алтынсаринпридавал оборудованию училищ, созданию библиотек при каждой школе. Многосил и энергии он потратил на открытие ремесленныхи сельскохозяйственных училищ, придавая исключительное значение вподготовке специалистов из среды коренного населения. Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебныхпособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучениюкиргизов русскому языку». В переводах из русских классиков, в оригинальныхпроизведениях на казахском языке он пропагандировал идеалы демократическогопросветительства, плодотворно трудился для развития национальной литературыи культуры, в области формирования казахского литературного языка. Будучи деятелем определенной эпохи, Алтынсарин не мог избежать известныхпротиворечий, ограниченности в своем мировоззрении. Как и все просветители,он переоценивал социальную преобразующую роль просвещения. Как образованный человек, Алтынсарин интересовался этнографией, собирал исистематизировал устное народное творчество казахов. Расширение школьного образования и сдвиги в социально-экономическомоблике казахского общества, как никогда остро поставили вопрос о подготовкекадров специалистов. Первыми профессиональными учебными заведениями былиТуркестанская учительская семинария, основанная в 1879 г., и Оренбургскаяказахская учительская школа (1883 г.) Положение о казахской учительской школе, утвержденное Госсоветом еще в1880 г., предусматривало ежегодно выделять 17580 руб. на содержание школы. Позже учительские семинарии открылись в Актюбинске, Верном,Семипалатинске, Уральске. Эти учебные заведения подготовили за весьдооктябрьский период 300 учителей-казахов. В XIX в. открылись сельскохозяйственные и фельдшерские школы, откудавыходили специалисты со средним образованием. Лишь один Боровский леснойтехникум выпустил с 1889 по 1917 гг. 163 специалиста. Однако профессиональные учебные заведения дореволюционного Казахстананесоответствовали потребностям времени. В 1914—1915 учебном году в семисредних специальных учебных заведениях обучалось 352 человека, что несоставляло и 1% от общей численности студентов вузов и техникумов России.Во всем крае не было ни одного института и университета.§ 2. Наука и научное изучение Казахстана С принятием казахами российского подданства научное изучение края прочновошло в круг деятельности центральных государственных структур и различныхотрядов исследователей. В Казахстане сложилась, хотя и разрозненная, сетьнаучных учреждений. Одни из них функционировали за счет государственныхассигнований, другие появились благодаря стараниям энтузиастов.Сближение и взаимопроникновение культур России и казахского народаобогатили в конечном счете общечеловеческую цивилизацию новыми открытиями,идеями и именами. Общение с передовыми представителями российской наукиспособствовало становлению Ч. Валиханова как ученого мирового уровня.Многие русские исследователи создали свои фундаментальные труды на основематериалов казахского фольклора, музыки, устной историографии, этнографии. Первые попытки комплексного изучения Казахстана, предпринятые Россией вXVIII в., связаны с именем М. В. Ломоносова. Он был инициатором организацииэкспедиционных исследований территории края и создания его географическихкарт, способствовал проведению научных поисков по истории, лингвистике,экономике и этнографии казахов. В 1769 г. одну из первых экспедиций возглавил П. С. Паллас. Маршрут еепроходил через Симбирск, Оренбург, Илецк, Орск, Яиц-кий городок, Гурьев,Оренбург, Уфу. Результатом экспедиции стал труд П. С. Палласа «Путешествиепо разным провинциям Российской империи» в трех частях (Спб. 1773). В1769—1772 г. И. Рычков провел в составе войск работу по сбору сведений натерритории Кара Тургая, Тургая, Тирсаккана, Ишима, крепостей Усть-Уйская,Крутоярская, Троицкая. Позднее вышел его труд «Дневные записки путешествиякапитана Н. Рычкова в киргиз-кайсацкие степи в 1771 г.» (1772). Аналогичная работа проводилась и в последующие годы. Она позволиласобрать сведения по самому широкому кругу проблем, связанных с принятиемказахами русского подданства, торговлей, развитием производительных силкрая, скотоводства и земледелия, социальной структурой казахского обществаи его политическим устройством. Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными явился выход в светкниги А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацкий орд истепей» в трех частях (1832). Казахская проблематика занимала значительноеместо в работах В. В. Вельями-нова-Зернова, И. В. Мушкетова, В. В. Радлова,П. П. Семснова-Тян-Шанского и многих др. Разностороннюю деятельность по изучению Казахстана развернули научныеобщества. В 1867 г. было открыто Оренбургское отделение Русскогогеографического общества, где сотрудничали А. Алек-торов, И. Алтынсарин, А.Добросмыслов, И. Крафт и др. Отделение занималось изучением географии,истории, этнографии, естествознания и статистики края, издавало «Записки» и«Известия». При нем работала библиотека, постоянно пополнявшаяся за счетобмена изданиями из других городов и государств. Во второй половине XIX в. изучением Туркестанского края активнозанимались Общество сельского хозяйства, кружок любителей археологии иистории Востока, Общество любителей естествознания, антропологии ивостоковедения, а также образовавшийся в 1896 г. Туркестанский отдел РГО. В1877 г. было основано Западно-Сибирское отделение РГО, позднее — егоСемипалатинский подотдел, с которым сотрудничал А. Кунанбаев. Выдающимся исследователем нового поколения стал Ч. Ч. Вали-ханов(1835—1865). До 12 лет Чокан учился в частной школе. Уже тогда проявилисьего способности. Осенью 1847 г. Чокан поступил в Омский кадетский корпус,где учащиеся получали знания по многим общеобразовательным дисциплинам:географии, истории (России ивсеобщей), русской и западной литературе, основам философии, зоологии иботанике, физике, математике, геодезии, строительному искусству и основамархитектуры. Здесь он познакомился с произведениями Палласа, Рычкова идругих исследователей. В период пребывания в Омске неизгладимое впечатлениепроизвела на него встреча с выдающимся русским писателем Ф. М. Достоевскими его другом революционером-демократом С. Ф. Дуровым. В 1853 г. после окончания кадетского корпуса Ч. Валиханова направляютнаслужбу в Сибирское казачье войско. Вскоре в качестве адъютанта онсопровождал генерал-губернатора Западной Сибири Гасфорта в поездке от Омскадо Заилийского Алатау, во время которой он собрал и записал большоеколичество исторических преданий, легенд и песен. Весной 1856 г. в жизни будущего исследователя Востока произошлознаменательное событие, во многом определившее дальнейшую судьбу —знакомство с выдающимся ученым, известным географом П. П. Семеновым, высокооценившим его научные интересы и направившим их на изучение актуальныхпроблем востоковедения. В том же году Чокан Валиханов участвовал в двухэкспедициях от Ала-Куля к Центральному Тянь-Шаню, на озеро Иссык-Куль; вКульджу с дипломатическим поручением. В 1857 г. Валиханов вновь совершает поездку к алатауским киргизам, гденаходясь среди кочевий, изучал их жизнь и обычаи, историю, этнографию,устное народное творчество. В этой поездке он записал отдельные частикиргизского эпоса «Манас». Особое внимание Валиханов обратил на памятникиматериальной культуры народов Востока. Остатки древних оросительных систем,памятники архитектуры, развалины древних городов, обнаруженные им во времяэкспедиции на Иссык-Куль, привели его к выводу о существовании в прежниевека на территории Семиречья оседлости и наличии ряда городов. Соприкосновение с историей соседних народов помогало изучать древнюю исредневековую историю казахского народа. Глубоко проанализировав исопоставив собранный во время первых экспедиций материал, он пришел квыводу, что « в средние века оседлость здесь (в Киргизии и на югеКазахстана) сильно распространялась в Илий-ской долине». Во времяэкспедиции на Иссык-Куль, Валиханов, наряду с научными данными, собралбольшую коллекцию древностей. Результатом поездок явились законченныеисторико-этногра-фические произведения: «Дневник поездки на Иссык-куль»,«Западная провинция Китайской империи и г. Кульджи», «Записки о киргизах».Научная деятельность Валиханова привлекла внимание Русского географическогообщества, которое в феврале 1857 г. избрало его действительным членом.Новым этапом научной деятельности Чокана Валиханова стала конфиденциальнаяпоездка в Кашгарию в 1858 г., когда впервые после Марко Поло и иезуитаГеоса (1603) он побывал в этой малоизвестной стране и написал знаменитыйтруд: «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайскойпровинции Нан Лу (Малой Бухарин) (1858—1859 гг.).» Труд был высоко оцененвостоковедами России и за ее пределами и вскоре издан на английском языке.Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся впути, сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Ч.Валиханов заболевает. В 1860 г. по вызову Военного министра исследовательКашгарии приезжает в Петербург, где был встречен как отважныйпутешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана, награжденорденом и повышен в чине. Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовнообогатило Ва-пиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся вгущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте иГеографическом обществе. Составление карт Средней Азии и ВосточногоТуркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в изданииэнциклопедии (где впервые была его известная статья «Аблай»), изучениевосточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русскомгеографическом обществе — все это составляло содержание его жизни вПетербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н.Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед,дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В.Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку идружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русскогогеографического общества П. П. Семенов-Тяньшанский. В Петербурге Валихановвновь встретился со своим другом Ф. М. Достоевским. Среди его петербургскихдрузей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С.Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночиннаялитературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала емулучше разобраться в событиях общественной жизни России в периодреволюционной ситуации. Чтение Валихановым литературно-художественных и общественно-политическихжурналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки»,«Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса кистории и формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовалоутверждению демократических взглядов Валиханова. Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье ЧоканаВалиханова. Он вынужден был покинуть столицу. Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятияхправительства по реорганизации местного управления степи, внес рядпрактических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде«Записок», поданных на имя властей: «О мусульманстве в степи», «Окочевниках киргизах», «Записка о судебной реформе». Весной 1864 г.Валиханов участвует в экспедиции Черняева, целью которой было присоединениек России территории Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра он служилпереводчиком при главном командовании, где, исполняя служебные обязанности,способствовал установлению дружественных ваимоот-ношений русских властей сместным населением, а также справедливому решению споров из-за пастбищмежду казахами и киргизами.' Но деятельность Чокана на этом поприще быланедолгой. Летом 1864 г.он вынужден был покинуть отряд, возвратиться в Верный, а затем уехать в аулТезека, старшего султана казахов рода албан. Вероятно, уже в этот периодВалиханов не мог переносить тяготы походной жизни. В письме к отцу из аулаТезека он писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости,скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогимиродными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнееписьмо. Прощайте, обнимаю всех». Ч. Валиханов умер в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган,у подножья Алтын-Эмельского хребта. Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географическогообщества и от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовскийписал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения ЧоканЧингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице егофеноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбетюрских народов: но преждевременная кончина Чокана лишила нас этихнадежд.Онумер от чахотки, недостигнув и 30-летнего возраста». Научное наследие Ч. Валиханова охватывает широкий круг проблем Казахстанаи других народов, в решении каждой и них проявился его могучий научныйталант. Во второй половине XIX— начале XX в. научная жизнь казахского обществаобогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова, А.Байтурсынова и др. Выпускник Оренбургского кадетского корпуса М.-С. К. Бабажанов опубликовалряд историко-этнографических статей, посвященных проблемам коневодства,лечебных свойств кумыса, религиозных представлений казахов, памятниковистории. Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является«Тауарих хамса», опубликованная в 1910 году казанским издательством«Урнэк». В нем содержится анализ исторического прошлого пяти народовВостока — уйгуров, узбеков, казахов, монголов, китайцев. Широко образованным человеком для своего времени был Ш. Кудайбердыев. Онзнал несколько восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула иПарижа. Круг его научных интересов охватывал вопросы истории, философии,музыки, литературы, религии. Исторические взгляды Ш. Кудайбердыева наиболееполное выражение нашли в книге «Родословная тюрков, киргизов, казахов иханских династий», увидевший свет в 1911 г. В книге систематизированыосновные сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народовАзии. Ш. Кудайбердыев высоко ценил роль науки, знание в жизни общества ичеловека. Он избирался членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирскогоотдела Русского географического общества, совершил хадж в Мекку.Целая полоса истории казахской культуры, науки и народного образованиясвязана с именем А. Байтурсынова. Родился он в ауле № 5 Тосынской волостиТургайского уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном русско-казахскомучилище, в 1891—1895 гг. — в Оренбургской учительской семинарии. Годы учебыбыли сопряжены с многочисленными трудностями, материальными лишениями.Педагогическую деятельности Байтурсынов начал и аульных школах, затемпродолжил б двухклассных училищах Актюби некого, Кустцнаи-ского иКаркаралинского уездов. Как педагог и просветитель Байтурсынов глубокопереживал невежество народа. Именно в приобщении к образованию, науке,культуре видел он путь к свободе народа. За участие в составлении петициицарю каркаралинской группой казахской интеллигенции Ахмет Байтурсынов,работавший заведующим Каркаралинским двухклассным училищем, был арестован(июль 1909 г.) вместе со своими единомышленниками. Восемь месяцев без судаи следствия находился в Семипалатинской тюрьме. После освобождения емуразрешили проживание только за пределами Казахстана, что приравнивалось кссылке. Как за политически неблагонадежным за Байтурсыновым был установленполицейский надзор. С марта 1910 г. вплодь до Октябрьской революции Байтурсынов жил вОренбурге. В 1900 г. в Петербурге вышла в свет его книга «Кырык мысал» (Сорок басен)— басни И. Крылова в переводе на казахский язык и несколько собственныхпроизведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла втораякнига «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами реформыказахского алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913г.Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросампросвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследиемказахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию. С июля 1917 г. газета «Казах» становится официальным органом партии«Алаш», идеи и программу которой поддерживала значительная частьдореволюционной казахской интеллигенции. А. Байтурсынов — один из первых среди казахских мыслителей определилзначение и место Абая как поэта, философа, ученого. Призывал широкопроанализировать духовное наследие и идеи «главного поэта казахскогонарода». В образованности и культуре он видел решающий фактор социальногопрогресса. Для того, чтобы школьное образование было на должной высоте,считал он, нужны три условия: нормальное финансирование школы, обеспечениеучащихся соответствующими учебниками и учебными пособиями, подготовкавысококвалифицированных учителей. Имя Байтурсынова приобрело широкую известность задолго до революции. Оноолицетворяло просвещенную часть казахского общества. Наука дооктябрьского Казахстана, хотя и достигла, определенныхрезультатов, не вошла в жизнь и быт широких слоев населения. Многие ее направления находились на стадии зарождения. На рубеже XIX—XXвв. научная мысль казахского общества испытывала тяжести колониальногокрая, отсталых общественных отношений.§ 3. Художественная культура. Печать. Художественная культура дореволюционного Казахстана вобрала в себя какновации, рожденные колониальной эксплуатацией, так и традиционные черты,свойственные патриархально-феодальномустрою. Наиболее выразительными составляющими ее были литература и музыка.Религиозные догмы и запреты сильно задержали развитие изобразительногоискусства и театральной культуры. Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество иписьменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов,дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц,загадок и т. д. В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX — начала XX в.отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знаниемобычаев, традиций, языкаакыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, СараТастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал. Основоположникам казахской письменной литературы является А. Кунанбаев.Онродился (1845—1904) в Чингисских горах Семипалатинской области в семьестаршины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование дома, унаемного муллы. Абай затем был направлен в медресе Семипалатинского имамаАхмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул егов аул и начал постепенно готовить к судебной и будущей административнойдеятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения словесных турниров, вкоторых главным оружием служило отточенное красноречие, остроумие инаходчивость. Судебное разбирательство велось на основе векамисуществовавшего обычного права казахов. В течение двадцати лет Абай, ужезрелый человек, изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов ирусскую классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал своестихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтическойдеятельности. Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. Поего мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательноеотношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческоеобщество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человекдолжен вносить в это свою посильную лепту. Поэтому Абай призывал всехлюдей, желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, илихотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя вжизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму». Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают«разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая.Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности АбайКунанбаев видел прежде всего в труде, как средстве достижения и расцветаматериальных и духовных благ общества. В результате колониальной политики царизма и усиления феодального гнетаво второй половине XIX в. шло очень быстрое обнищание народных масс,разорение казахского крестьянства. Все больше казахов пополняло массыбезработных. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай призывал их нечуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездс-лию.Человеческий характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе струдностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа,хотя и понимал, что при современных условиях общественной жизни народныемассы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда. В обличительных стихотворениях Абай вскрывал антагонистическиепротиворечия между большинством трудящихся и господствующим меньшинством. Демократические позиции Абая определяли и его отношения к деятельностистаршин и биев. Хотя права биев и урезались царизмом, но в их руках быласосредоточена значительная судебная власть, а казахское крестьянство, вбольшинстве, имело дело с ними. Решения биев по многим вопросам отражалиинтересы царской администрации. Пользуясь темнотой населения, его невежеством, бии всячески стремилисьизвлечь пользу, говоря словами Абая, в основном «дурачили» народные массы. Чаяния народа были близки и понятны Абаю. В окружающих его людях, в своихблизких и учениках он больше всего ценил бескорыстную преданность народу изащиту его интересов. Скорбя о рано ушедшем из жизни любимом сынеАбдрахмане, Абай, перечислял достоинства его (смелость, искренность,благородство и жажду знаний), отмечал, что он «был защитником бедняков, былза честь и правду борцом». Противоречия современного общества отразились в отношении Абая кдуховенству. Будучи глубоко верующим, считая, что «богу присущисправедливость и любовь», он в то же время видел, что служители веры вКазахстане — муллы — были людьми, далекими от справедливости и чести.Большинство из них покупали свое звание и рассматривали его как источникнаживы. Видя, что среди казахов многие не знают даже намаз, не говоря одругих тонкостях религии, Абай писал: «Я думаю, что нельзя назвать казаховистинными мусульманами». Его отношение к мусульманскому духовенствусозвучно с высказываниями Чокана Валиханова, который называл поборниковрелигии «вредными шарлатанами». Видя тяжелую жизнь народных масс, Абай неограничивался обличением несправедливости, а требовал активных действий,направленных на исправление этой несправедливости. Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономическойосновы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал сразвитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономикиявляются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, поего мнению, и должны ориентироваться народные массы. Хотя большинство населения в Казахстане продолжало заниматьсяскотоводством, Абай связывал дальнейшее экономическое развитие срасширением и улучшением земледелия, так как оно меньше подверженослучайностям, зависящим от климатических условий казахской степи. Определяя значение и место ремесла в экономическом развитии общества,Абай говорил: «Необходимо учиться ремеслу», потому что «ремесло всегдаостается в руках, и ремесленник, продающий безобмана то, что он сделал своими руками, — лучший из казахов». В то же времяон не мог не видеть, сколько препятствий стояло на пути честныхремесленников при сбыте изготовленных им товаров. Большим злом былиалыпсатары — перекупщики, разъезжавшие по степ и и по дешевке скупавшие уремесленников их изделия. Алыпсатары возникали с развитием товаро-денежныхотношений. Неотъемлемой частью процветания экономики Казахстана, по мнению Абая,является дальнейшее развитие и раширение торговли. Он с глубоким уважениемговорил об узбекских торговцах. Много товаров покупали у них и казахи, вобмен, главным ооразом, на скот. Абай рассматривал торговлю как средствообщения между народами, стимул развития производительных сил общества,поэтому был активным пропагандистом дальнейшего ее расцвета в Казахстане. Сдемократических позиций защищая интересы народных масс, Абай постоянноискал пути прогрессивного развития общества, но подходил к проблеме спросветительских позиций, считая, что дело могут изменить честные,заинтересованные в деятельности на благо народа правители. Найти пути разрешения противоречий между правителями и интересамибольшинства народных масс Абай не сумел, не мог он до конца выяснить ивзаимозависимость общества, закона и личности, хотя верил в справедливостьзакона. Большим злом на пути к благоденствию Абай считал взяточничество икорыстолюбие судей, невежественность мулл, видя основную силу, способнуюпреодолеть это зло, в науке и просвещении. Настойчивое стремление Абая привить молодежи любовь к учению и знаниямвыразилось в обличении им пороков казахского общества, связанных, в первуюочередь, с невежеством и темнотой. Изучая жизнь казахского общества, Абай пришел к выводу, что победить егопороки можно только сообща. И хотя каждый человек сам хозяин своей судьбы,но есть судьбы народов в целом. Жить вне общества или быть лучше егоневозможно. У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другиминародами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовалсяпри этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия. Его возумущалостремление казахской знати привить народу презрительное и насмешливоеотношение к другим народам. Видя, что казахам нет причин кичиться переддругими народами, он постоянно и умело находил у других народов качества,характеризующие их с выгодной стороны. Уважая другие народы, Абай призывалказахов к общению с ними. Признавая необходимость мира и взаимопонимания для всех народов, он былубежден, что только при этих условиях могут в полную меру развитьсяосновные движущие силы общества — наука, передовые идеи, культура, инастанет всенародное благоденствие. В начале XX в. опубликовали свои первые произведения С. Сейфуллин, И.Жансугуров, Б. Майлин, А. Ауэзов, ставшие впоследствии основоположникамиказахской литературы советского периода.XIX — начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культурыказахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова,Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас созда-.ч1 бессмертные кюи. Вся казахскаястепь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mi хита, Абая, Балуан шолака, ЖаяуМусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов отражалогорячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы,заключало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло ростсоциальной напряженности в обществе, желание простыхлюдей жить в мире иблагополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай»было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужилипричиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибраястала своеобразным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определениюакадемика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусыотличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры. В XIX в. началось зарождение казахской прессы. 28 апреля 1870 г. вышелпервый номер газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском иузбекском языках. На ее страницах печатались материалы о Чокане Валиханове,восстании казахов Мангыстау 1870 г. и других событиях. В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре годасуществования которого вышли 88 номеров. В 1913—1918 гг. издавалась газета«Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все стороны жизни общества. Онивыступали за переход казахов к оседлому образу жизни и овладениеземледельческой культурой, в то же время, не отрицая значения и местакочевничества, смело поднимали женский и национальный вопросы,распространяли медицинские, агрономические знания, поддержали идею созываВсеказахского съезда. Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани,Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, ЧоканаВалиханова,Ибрая Алтынсарина,АхметаБайтурсынова, Ми-рякуба Дулатова, Абубакира Диваеваи многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография«Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг на казахскомязыке. До Октябрьской революции на казахском языке было изданоприблизительно 700 названий книг (не считая переизданий). Таким образом, перемены охватили все стороны культурной жизни казахскогообщества. Однако не все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа.Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность культурно-просветительных учреждений, колониальная политика царизма.§ 4. Материальная культура казахов. Обычаи и обряды Жилище казахского народа — замечательный памятник материальной культуры.Оно делилось на зимнее и летнее, отличаясь величиной и конструкцией. Влетнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — в постоянныхтеплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «кара там». Юрта — разборноежилище, изготовленное из дерева и войлока, состояло из «кереге» — остова (деревянная решетка), сферического купола — «шанрак», радиальнорасположенныхжердей (уык). Размер юрты зависел от количества крыльев — канат (частейкереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100—120 кв. м. 12,-15,-18 — канатные юрты существовали с XII в. до начала XIX в. Каждая решетка (кереге) состоит из 36 планок — «саганак», изогнутыхпосередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкойквадратной сеткой — «тор коз» и тонких планок крупной сеткой —«жел коз».Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема.Двустворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружиобкладывалась циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юртыпокрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туырлыки, отшанырака до низа свода— узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусомверевками и узорными лентами — бсльдеу. Свод юрты украшался подвеснымиковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями изразноцветных шерстяных нитей. По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты,предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатымубранством. Парадные юрты состояли минимум из двенадцати канатов,покрывались белыми войлоком и шелком. Наиболее богатыми по убранству былисвадебные юрты — отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера.Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже налошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другиеподсобные помещения. Походные юрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихсядля военных походов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переноснымжилищем был шатер — «курке», состоявший из уыков, поставленных конусом ипокрытых войлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама уй»,состоявшие из трех-четырех решеток — кереге и уыков. Кроме того, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижныежилища на колесах куйме. Они покрывались тканью, войлоком или кожейразнообразной окраски. В куйме жили дети и женщины. Центр юрты — ошак — служил местом приготовления пищи и обогрева вхолодное время. Напротив входа находилось почетное место юрты — тор — длягостей и заслуженных людей. Пространство у двери называлось «босага».Направо от входа располагались утварь и посуда, слева — конская сбруя.Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделенная занавеской —шымылдык. Убранство юрты состояло из различных деревянных и кожаных предметов,изделий из войлока, циновок и ковров. Широко распространены были войлочныековры текемет, войлочные ковры с аппликациями — сырмык, менее — тканыековры клем. Существовало два вид а ковров—безворсовые —такыр клем —иворсовые—тукти клем. Богатые войлочные настенные ковры, орнаментированныеаппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «тускииз».Утварь и посуда хранились в подвесных сумках (аяк-кап), войлочных коробках(шабдан), ковровых сумках (коржын), состоящих из двух равных карманов исоединяющих их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты былисундуки. Деревянные предметы — подставки — (жук аяк), коробы для продуктов(ке^еже) (адалба-кан) украшались художественной резьбой. Во многих районах Казахстана были распространены постоянные жилища издерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовления ихназывали «агаш уй», «жер уй», «кирпиш уй». Площадь дома зависела отматериального состояния хозяина и состава семьи, но в целом оно быломаксимально приспособлено к кочевому образу жизни. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные сэтническими, экономическими и климатическими условиями. Одеждаизготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха.Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров,мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы измеха пушных зверей назывались «ишик» и различались по покрытию: меховаяшуба, покрытая шелком — бас тон, синим сукном — кок тон, парчой — баршатон. Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребячьих— жаргак тон. Из козьихшкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, и шили шубы«кылка жаргак». Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. ВXV—XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов —кебенек и халат из тонкого белого войлока— каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ изверблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды былхалат — шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей. Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов ираспашного халата, женской — из туникообразного платья (койлек) ибезрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовалисьхлопчатобумажные и шелковые ткани, бархат. Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболеестаринный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкоговойлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы сширокими, загнутыми наверх полями— аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме свысоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки— треухи назывались «тымак». Борик девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина.Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшат борик», вышитыезолотом — «алтын борик», украшенные кораллами — «калмаржан борик». Летниелегкие шапочки из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев,вышивкой серебром и золотом. Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадебный уборсаукеле — высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебрянымимонетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первогоребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани — кимешек. Мужская и женская обувьтакже отличались разнообразием. Мужские сапоги наочень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик»,мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды —бир така, а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис — изболее плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке. Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом.Повседневной обувью были туфли — кебис. Богатые женщины носилиорнаментированные сапоги — кестели етик, туфли на высоких каблуках иззеленой кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебрянойинкрустацией. Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата,шерсти и шелка — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурныминакладками из серебра с инкрустацией, полудрагоценными камнями, резнымикостяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «кисе». У юношейпояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были болееширокими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили такжемягкие кушаки — кур. Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней.Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией.Серьги изготовляли в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец сподвесками из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин,скрепленных между собой цепочками. Широко использовались накосные украшения — шашбау— в виде рядовмедальонов или пластин, соединенных между собой кольцами. Центральныемедальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. Кнакосным украшениям относились и подвески «шолпы». Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной,многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней. Казахские ювелиры изготавливали и другие украшения: нагрудные — омырауша,онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам — ильгек, фигурные бляхи ксаукеле — шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки— туиреуиш. При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье,гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривыесабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги— сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз,длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием былилук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм:четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — найза — имели стальнойнаконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаныеи металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальныхшлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железнымипластинами. С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городахСредней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были несколькихвидов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, безнасечки — кара мылтык, с коротким стволом — самкал. Короткоствольные ружья,стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахиизготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины«сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редкоупотреблялись. Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочнаяпища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз),из верблюжьего — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном дляизготовления квашеного молока, масла, различных сыров. Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айранас водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло— сары май. Для длительного хранения масла его промывали холодной водой,солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важное место в рационеказахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог— курт употреблялся впищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие видысыров — сары иримшик, ак иримшик и др. Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основнымипродовольственными культурами были просо, реже—пшеница и рожь. Из просаказахи готовили пшено — тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тарыкоже. Жареное пшено ели с молоком, маслом: приготовляя из него толокно—талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки— тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент». Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай коже, талкан ижент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе),обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационеказахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) икашу (ботка). • Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считаласьконина, из которой приготавливали различные блюда: подкожный жир верхнейчасти шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили«карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром — «казы». Колбасы измяса, других частей туши назывались шужик.^аранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо— основное блюдо казахов — подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так ибез него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть,обжаренные мелкими кусками на медленном огне. назывались «куырдак». Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образужизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посудыиспользовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большейчастью из войлока, реже — деревянные и плетеные.^ Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда:саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработаннойлошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме(заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры,предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкурснимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли,сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили вспециальных коптильнях. Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш,ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости.Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел(казан), в оседлых районах Казахстана широко использовалась керамическаяпосуда. Материальная культура казахов отражала особенности хозяйственной жизнинарода, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степныхскотоводов. Хозяйственно-экономический уклад, пища, одежда была наиболееприспособлены к тем природным условиям, в которых они жили. Материальную и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Многоисторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии казахов, сохранившейся в исторических преданиях. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалыксалт». Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многихобрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калымажених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын-келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата илиродственника невесты. Второе посещение жениха было открытым и носилоназвание «калындык ойнау». В XV—XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов,не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы(жубайлык) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-жар», исполнявшихся на свадебном торжестве.«Жар-жар» — песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская,возглавляемая женихом, женская — невестой. Песня рассказывает о положении женщины в патриархальной семье, выражаетгрусть девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой сродными, удалением от родных мест. Переживания невесты, часто отягощенныесознанием того, что она выходит замуж против своей воли, выливались вискренние и волнующие песни-плачи (сынсу, «Кыз-танысу»), в которых она,прощаясь с родными и аулом, выражала свою печаль. Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальнойпесней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки сродными у казахов называлось «кыз-таны-су».В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением «бет-ашар»(открывание лица невесты). Он имел свой канонический текст из двух частей:в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцамжениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, толькочто переступившей порог своего семейного очага. Помимо калыма со стороны жениха готовились обрядовые подарки: матери —сут-акы (за молоко матери), отцу—той мал (свадебные расходы), братьямневесты — тарту (седла, пояса и т. п.) близким родственникам невесты —каде. Беднякам нередко в таких случаях оказывали помощь родственники идрузья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должныбыли внести так называемый каргы-бау— залог верности сговора, кит — подаркисватающим. Приданое (жасау) невесты обходились им очень дорого, иногдапревышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор(саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летнимжилищем (отаутигип.беру) со всем оборудованием. Погребальные обряды XV—XVIII вв. были смешанными: основывались как наобрядах ислама, так и на обычаях культа «танир». У казахов существовалавера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук,копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье. В домепокойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умершийподвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Хановхоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Ясави. В дальних районах навремя зимы покойников подвешивали на лесину (соре) и лишь с наступлениемтеплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным. Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости отсоциального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича вXV—XVII вв. еще существовала древняя традиция' насыпного холма из камня. По древнему обычаю покойника долго оплакивали, в знак выражения скорбиженщины царапали себе лицо (бет-жырту). Жена, соблюдая траур по умершемумужу, в течение года, носила черный головной убор (кара-салу). Лошадьпокойника, на которой он ездил при жизни (если это был богатый человек),покрывали траурной попоной. По истечении года траур снимался, сооружалсянадгробный памятник и справлялись поминки. Лошади подрезали хвост, а затемзакалывали ее. Голову, копыта и шкуру коня клали на могилу хозяина. Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества,посвященные важнейшим событиям жизни — свадьбе, рождению ребенка, поминкам(ас) и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздникахустраивались игры: скачки (байге), борьба джигитов-силачей (курсе), борьбавсадников. Для участников игр назначались ценные призы. День Нового года(на-урыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднествасопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс). Каждому большому празнику сопутствовали спортивные народные игры кок-бори(серый волк) и кыз-бори (волк-дева), генетически восходящие к древнимтотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра — жарыс (конное состязание) ибольшая облавная охота (аба, камаргы). Сложным видом спортивных состязанийбыл алтын-кабак (стрельба в золотой диск). Меткие стрелки (мерген) получалиценные награды. Позднее наряду с алтын-кабак получила распространениестрельба в серебряный диск (жамбы ату). Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрамираспространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов исламглубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама ипо^режнему выполняли обряды древней религии, согласованной на культе«танир» (поклонение небу). Уже в древнетюркское время она приобрелахарактер единобожия (бир танир). В XV—XVIII вв. культ «танир» ещесоперничал с исламом. Вопреки предписаниям ислама казахи почитали культпредков, имели изображения своих отцов (буттенгри). Проявления язычества преследовались мусульманским духовенством. Бухарскиешейхи и казии, вдохновленные ханом Мухаммедом Шейбани (XVI в.), принялирешение (фетва), по которому казахи считались идолопоклонниками, а значит,отступниками от ислама. Они рекомендовали хану объявить газават (священнуювойну) казахам и уничтожить человеческие изображения. В мировоззрении народных масс в XV—XVII вв. господствовали анимистическиепредставления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, вчастности, признание борьбы двух начал: доброго (кие) и враждебного(кесир). Сущность анимизма заключалась в одухотворении природных явлений,представлении о том, что за каждым явлением природы скрывается дух, которыйуправляет им. Казахская мифология запрещала рвать весеннюю зеленую траву,ибо в ней люди видели непрерывность жизни. Казахи почитали дух земли (жер-ана) и воды (су-ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня —алас. По казахскому поверью, огонь — покровитель жилища домашнего очага.Невестка при вступлении в новую семью должна была поклониться огню вбольшом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отка май кую). У казахов сохранился древний обряд очищения огнем (аластау) от древнегослова «алас» — ночной свет, священный огонь. Этот обряд совершался приперекочевке с зимовки на джайлау. С древних времен сложилось поверье, чтона зимних стойбищах люди часто грешат, так как в жилищах водятся «нечистыесилы», приносящие вред человеку. А джайлау чист, беспорочен и туда следуетявиться очищенным, поэтому у начала кочевой дороги, ведущей на джайлау,разводили два больших костра, между которыми пропускали людей и отары овец.Лошади считались чистыми животными и не подлежали очищению.Основу казахского народного календаря составляли астрономическиепредставления и знания звездного неба, накопленные веками. Большоепрактическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения запериодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счетавремени и понимания периодичности явлений природы. Казахи наблюдали задвижением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степяхнаучило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездамдорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ. Среди народа существовали профессионалы-вычислители, занимавшиесяэмпирической метеорологией и счетом времени, — есепчи (счетчик). Их ремеслобыло наследственным и переходило от отца к сыну. Есепчи обладали опытоммногих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды,определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на джайлау и обратно,устанавливали високосные года казахского народного календаря и т. д. Особыйинтерес есепчи проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основныепланеты, воспевали их в песнях, слагали о них легенды. Карту звездного небаказахи обычно открывают Полярной звездой игравшей важную роль в их жизни.Передвигаясь в ночное время, они ориентировались по ней. Созвездие БольшойМедведицы в разные исторические эпохи носило разные названия: «Жетыген»(семерка), «Жеты карт» (семь старцев), «Жеты каракшы» (семь разбойников —Малой Медведицы — «Акбоз ат», «Кок-боз ат» (белый мерин, серый мерин).Названия этих созвездий связаны с пастушеским бытом, ночной охраной стада. Счет месяцев у казахов определялся луной. Для установления числа месяцевв году казахские есепчи постоянно наблюдали за движением луны. Ихнаблюдения дали возможность разделить год на 12 месяцев, месяц на тридекады. Счет времени определялся периодами растущей и убывающей луны. Казахи определяли времена года и по положению солнца относительно Плеяд.Астрологические месяцы солнечного года они называли «жулдыз», имея в данномслучае в виду число зодиакальных созвездий, которых было 12, соответственно12 лунным фазам. Страны света устанавливали по дневному положению солнца.Юг называли «онтустик» (правая полуденная сторона), север — «Солтустик»(левая полуденная сторона), восток — «кун шыгыс» (сторона восхода солнца),запад — «кун батыс» (сторона захода солнца). Большую роль в жизни народа играл циклический календарь, унаследованныйими от предшествующей эпохи. Казахи считали время циклами в 12 лет — мушел.Каждый цикл назывался именем животного: мышь (тышкан), корова (сыйыр), тигр(барс), заяц (коян), дракон (углу), змея (жылан), лошадь (жылкы), овца(кой), обезьяна (мешин), курица (тауык), собака (ит), свинья (доныз). Начало года соответствовало весеннему равноденствию (ку тоги с) иначиналось с праздника «Наурыз» (21 марта). Персидское слово «Наурыз» —означает «новый день». В этот день мужчины группами ходили из аула в аул,женщины занимались приготовлением традиционного «наурыз-коже» (пшеничнойпохлебки) — символа изобилия и урожая. Старикам в праздники подавалиотваренную голову быка и они произносили традиционные пожелания о ростепоголовья скота, изобилии молочных продуктов. Неделя состояла из семи дней: сенби (суббота), жексенби (воскресенье),дюйсенби (понедельник), сейсенби (вторник), сэрсенби (среда), бейсенби(четверг), жума (пятница). Названия дней имеют главным образом персидскоепроисхождение, за исключением арабского термина «жума». Кочевое скотоводство и орошаемое земледелие создали основу единойкультуры племен Казахстана. Значительное влияние на культуру казахскогонарода оказывала культура соседних народов, особенно Поволжья, Сибири иСредней Азии. Заметный след оставила также мусульманская культура. Такимобразом, в XV— начале XX вв. в Казахстане функционировала единая культура,которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахскихстепей.§ 5. Революционные разночинцы в Казахстане В развитие культуры Казахстана второй половины XIX в. заметный вкладвнесли революционные разночинцы, отбывавшие ссылки в Казахстане. В краевозник ряд народнических кружков, в которых обсуждалось много вопросов, втом числе и национальный, но основное их направление состояло впросветительной деятельности. Одним из центров научных исследований Казахстана являлся Оренбург, вкотором находился отдел Русского географического общества и Тургайскийстатистический комитет. В числе их членов были Н. Дмитриев, Б. Скалов, П.Добровольский, ряд других ссыльных. Вместе с ними работали казахи Т.Сейдалин, Б. Даулбаев, С. Джаитюрин, Б. Наурызбаев и др. Центром краеведения был Уральск, где собирались и обрабатывалисьразличные материалы, издавались в виде статей. Важным культурным и научным центром являлся Омск, где политическиессыльные объединялись в отделении Географического общества и Акмолинскомстатистическом комитете. Среди активных участников их были Ф. Щербина, Г.Н. Потанин, Н. Петропавловский, А. И. Сведенцов, Л. К. Чермак, Д. Клеменц,В. Остафьев, Н. М. Ядринцев, к ним примыкали А. Букейханов, М. Чорманов, Н.Джет-пысбаев. Центр изучения казахского края в Семипалатинске был обязан своимвозникновением политическим ссыльным Е. П. Михаэлису, С. Гроссу, А.Леонтьеву и др. Центром изучения Южного Казахстана были научные учреждения Ташкента, гденаучной деятельностью занимались народники П. И. Пашино, Г. С. Загряжский,Д. Иванов, Г. Усов, И. Гейер, Е. Смирнов и др. В тесной связи с ними былиместные краеведы. В «Материалах для статистики Туркестанского края»,«Сборнике материалов для статистики Сырдарьинской области», «Туркестанскихведомостях» увидело свет множество исследований народнического направления.В Семиречье, Верном научной деятельностью занимались народники Г. С.Загряжский, Р. И. Метелицын, В. А. Монастырский, А. Флеров, К. Вернер, С.М. Дудин и ряд ссыльных поляков. Ссыльные революционеры исследовали прошлое и настоящее казахского народас позиций народничества. Так, в этнографические описания они всегдавключали социальные и политические вопросы. Их исследования и статьи, какправило, имели социальное звучание.Во второй половине XIX в. на территории Казахстана работало множествоисторико-статистических, этнографических, геологических и географическихэкспедиций. Как правило, активными участниками их были революционныеразночинцы. В каждой экспедиции в качестве проводников и переводчиковпринимали участие представители местных национальностей, ч




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconКультура Казахстана в XVIII-XX веках
России, Анг­лии, Франции и других государств, и заметно ускорилось промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном...
Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconВведение общая характеристика западного казахстана
Крупные реки и озера Западного Казахстана Природно-рекреационные ресурсы Западного Казахстана Рекреационные зоны Западного Казахстана...
Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconЛекция Московское царство (XV-XVI века) Вопросы: Формирование Московского государства в конце XIV-XV веках
Особенности формирования русской национальной ментальности и культура россиян в (XIV-XVI веках)
Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconУголовное право в России в X-XVIII веках

Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconБрачно-семейное право в России в XV-XVIII веках

Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconГосударственное устройство России в XVIII-XIX веках

Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconРусская православная церковь и иноверные и инославные исповедания в России в XVIII и XIX веках

Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconРусская православная церковь и инославные и иноверные исповедания в России в XVIII и XIX веках

Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconКультура в V-IX веках

Культура Казахстана в XVIII-XX веках iconКультура в X-XIV веках

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы