Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед icon

Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед



НазваниеКонтрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед
Дата конвертации10.07.2012
Размер166.22 Kb.
ТипРеферат
История исследования малых групп. Трансактный анализ общения


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯФакультет: Бизнес, Маркетинг, КоммерцияДисциплина: Социальная психологияТема контрольной работы: 1. История исследования малых групп. 2. Трансактный анализ общенияФ.И.О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: 3. Семестр: 6.Дата сдачи: _____________________Ф.И.О. преподавателя: Райгородский Д.Я.Оценка: _________________________ Подпись:_________________________Дата проверки: __________________ Часть I. Малые группы 1. Понятия малой группы и коллектива Психология и поведение отдельного человека как личности существеннозависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенноеобщество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные,разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами.Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представленыгосударствами, нациями, народностями, партиями, классами, другимисоциальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим,религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другимвсевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляетсявоздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальныхгрупп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшоеобъединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким-либо общимделом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группапредставляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводитбольшую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии иповедения личности от социальной среды правильнее было бы сформулироватькак мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих вмалых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека,являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близкихдрузей, приятелей и т.п. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность еечленов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительноавтономным социально-психологическим образованием. Эта общность можетобнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например,территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубокихвнутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общностиопределяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня еесоциально-психологического развития. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуреотношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемыхучастниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.Количественный состав группы на языке науки называется ее размером,индивидуальный – композицией.
Структуру межличностного общения, или обменаделовой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций,нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическимклиматом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются членыгруппы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристикипредставляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют иизучают малые группы в социальной психологии. Рисунок 1. Классификация малых групп Рассмотрим классификацию малых групп (рис. 1). Условные, илиноминальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в составни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо висследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальныхгруппах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, неимеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. Впротивоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляютсобой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающиеопределению малой группы. Естественными называют группы, которые складываются сами по себе,независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходяиз потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие отних лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведениякакого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они стольже действенны, как и другие группы, но существуют временно – только влаборатории. Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственновыделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них всеостальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко внем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальнойпринадлежности. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другоеназвание – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что онисоздаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций,вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, кпримеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальноемолодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемыеофициальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих передорганизацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных группобычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников,могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций. Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная –это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которойчеловек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Вреферентной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Еецели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения имнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которойчужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп,могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членовкоторых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает. Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые ислаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в нихнет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личныхвзаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкогораспределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместнойработы. Вторые представляют собой социально-психологические общности,отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми поопределению являются, например, условные и лабораторные группы (последниечасто лишь на первых этапах их функционирования). Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность,ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно,положительное значение для очень многих людей, не только для членовданного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны навзаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимномуважении и т.п. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должнасоответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться свозложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для неедеятельности), иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения,создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем можетдать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, вкоторой сложилась дифференцированная система различных деловых и личныхвзаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такиеотношения можно назвать коллективистскими. Что же такое коллективистские отношения? Они определяются черезпонятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма,контактности, организованности, эффективности и информированности. Поднравственностью имеется в виду построение внутриколлективных ивнеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себяморальных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человеканезависимо от того, является он членом данного коллектива или нет.Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои словаподтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективнооценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело наполпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставятне ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать иподдерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношенияс другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своемколлективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказанииразносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытостьявляется одной из важнейших характеристик, по которой можно отличитьколлектив от внешне похожих на него социальных объединений. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членовколлектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает,разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций,уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяетего членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. Втаком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, приобщем согласии. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность. Подней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские,доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание другк другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношенияобеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную идружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членовколлектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, вхорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способностьколлектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки,предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива; Одним из условий успешной работы коллектива и установлениядоверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллективадруг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называетсяинформированностью. Достаточная информированность предполагает знаниезадач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы,положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда жевходит хорошее знание членами коллектива друг друга. Эффективность понимается как успешность решения коллективом всехимеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективностивысокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляетсобой способность коллектива как целого добиваться результатов в работегораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группалюдей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системойописанных отношений. Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленнымтребованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реальносуществующих малых групп занимает промежуточное положение междуслаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своимсоциально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендоватьна то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которомудолжен стремиться коллектив в процессе своего развития. 2. История исследования малых групп Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.)эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и вусловиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием всоциальной психологии. Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире -эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие взарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века.Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, началсяэмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии.Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поискуобъективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В.Меде и в СШАФ.Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н.Трипплетом. Ф.Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как"совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждоминдивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях". Отказрассматривать группу как определенную реальность Ф.Оллпорт объяснялотсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с егопозитивистскими установками. В процессе накопления научных знаний и развития методов исследованияпреобладающим стало представление о группе как о некоторой социальнойреальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов. Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся кпериоду 30-х - начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальныхэкспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезнымипопытками разработки теории группового поведения. Так, например, М.Шерифпроводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т.Ньюкомисследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В.Уайт, применяяметод включенного наблюдения, реализует программу "живых" групп в трущобахбольшого города; складывается "теория черт" лидерства и т.п. В этот жепериод на базе исследования управленческой деятельности в промышленнойорганизации Ч.Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения групповогопроцесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержаниявнутреннего равновесия и сплочения). Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К.Левину,который явился основоположником крупного научного направления, широкоизвестного под названием "групповая динамика". Под его руководством былипроведены исследования Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферыи стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процесседискуссии и др. К.Левин одним из первых изучал феномен социальной власти(влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологиималых групп за рубежом - в этот период возникает практическая потребностьизучения закономерностей группового поведения и эффективных приемовуправления группами. К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов,определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическоенаправление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подходсредством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход,теория подкрепления. В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнююпсихологическую и непсихологическую традицию. Отдельные эмпирические фактыгруппового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях рядаучастников русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлениипсихологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическаядеятельность В,М,Бехтерева, А.С.Залужского. После гражданской войны для развития психологии коллективов характеренповышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Средимногочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена такихпсихологов, как П.П.Блонский и Д.Б.Эльконин, чьи взгляды на некоторыеаспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодняпривлекают внимание специалистов. Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С.Макаренко ознаменовали собойпринципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблемколлектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде)важнейшие методологические принципы исследования социальной группы:деятельности, системности, развития. В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малойгруппы, организация, структура и управление (включая руководство илидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологическийклимат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и деловыеотношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований всвязи с развитием самой группы. Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирическойнаправленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучениямалых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых группи коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры,ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующихв сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности иповышенного риска. 70-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповойпсихологии. В это десятилетие оформилось несколько крупныхисследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияниеприобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе ониопираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкомукругу групповых феноменов. Значительному расширению в 70-е годы подвергласьсама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой средипрочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью,межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическимтренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией. На протяжении третьего этапа (80-егоды) продолжались и усиливалисьтенденции постановки и решения методологических вопросов групповойпсихологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента.Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповойпсихологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности,социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведениюличности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям. Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашейстране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальнойгруппы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих наразвитие научной мысли. Это - деятельностный подход, социометрическоенаправление, параметрическая концепция и организационно-управленческийподход. Часть II. Трансактный анализ общения Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основетрансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждыйчеловек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь всобственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция этодействие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения.Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказанияпсихологической помощи людям, имеющим проблемы в общении. Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которыеобусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое,детское. Родительское (Родитель - Р), которое подразделяется на заботливоеродительское состояние Я, критическое родительское состояние Я.Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивидууспешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные,проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженностипростыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает сбольшой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени наразмышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения. Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатываетлогическую составляющую информации, принимает решения преимущественнообдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии отРодительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначныхситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и,вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственногопринятия решений. Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненномупринципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства.Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другимсоставляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность,разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых вопределенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Крометого, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточносил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудностиили/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на:естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.),приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся,боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.), возражающее детское Я. С позиции родителя "играются" роли отца, старшей сестры, педагога,начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика,подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодогоспециалиста, артиста - любимца публики, зятя. В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие,однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так,что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливаетнарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. Таблица 1 Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания|Инстанция Я |Типичные способы поведения, высказывания ||Род|Заботливый |Утешает, исправляет, помогает ||ите|родитель |"Это мы сделаем" ||ль | |"Не бойся" || | |"Мы все тебе поможем" || |Критический |Грозит, критикует, приказывает || |родитель |"Опять ты опаздал на работу?" || | |"У каждого на столе должен быть график!" ||Взрослый |Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, || |принимает решения || |"Который час?" || |"У кого же может быть это письмо?" || |"Эту проблему мы решим в группе" ||Реб|Спонтанный |Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное ||ено|ребенок |поведение ||к | |"Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе"|| | | || | |"Вы это сделали просто замечательно!" || |Приспосаблив|Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к || |ающийся |нормам, уступчивое поведение || |ребенок |"Я бы с радостью, но у нас будут неприятности" || |Бунтующий |Протестующее, бросающее вызов поведение || |ребенок |"Я это делать не буду!" || | |"Вы этого сделат не сможете" | Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствиеэтого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связанылибо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях,которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должнаосуществляться именно в этом направлении.: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях,когда это необходимо для гармоничного общения. Для оптимального функционирования личности, с точки зрениятрансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармоничнопредставлены все три состояния Я. Для того, чтобы оценить, как сочетаются эти три Я в поведении, можновоспользоваться следующим тестом (оценивая приведенные высказывания вбаллах от 0 до 10). Таблица 2 Тест "трансактный анализ общения"|№ |Высказывание |Личная || | |оценка || | |высказывания||1 |Мне порой не хватает выдержки |3 ||2 |Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять|8 ||3 |Родители, как более зрелые люди, должны устраивать |3 || |семейную жизнь своих детей | ||4 |Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то |2 || |событиях | ||5 |Меня провести нелегко |5 ||6 |Мне бы понравилось быть воспитателем |2 ||7 |Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому |3 ||8 |Думаю, что я правильно понимаю все происходящие |6 || |события | ||9 |Каждый должен выполнять свой долг |8 ||10 |Нередко я поступаю не как надо, а как хочется |4 ||11 |Принимая решение, я стараюсь продумать его |9 || |последствия | ||12 |Младшее поколение должно учиться у старших, как ему|8 || |следует жить | ||13 |Я, как и многие люди, бываю обидчив |6 ||14 |Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят |6 || |о себе | ||15 |Дети должны безусловно следовать указаниям |8 || |родителей | ||16 |Я – увлекающийся человек |4 ||17 |Мой основной критерий оценки человека – |7 || |объективность | ||18 |Мои взгляды непоколебимы |6 ||19 |Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что |0 || |не хочу уступать | ||20 |Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны|9 ||21 |Люди должны соблюдать все правила независимо от |1 || |обстоятельств | | Таблица 3 Калькуляция теста|Я-состояние |Суммируемые строки |Сумма баллов ||Д |"Дитя" |1, 4, 7, 10, 13, 16, 19|22 ||В |"Взрослый"|2, 5, 8, 11, 14, 17, 20|50 ||Р |"Родитель"|3, 6, 9, 12, 15, 18, 21|48 | Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаемформулу ВРД. Это свидетельствует о развитом чувстве ответственности, самообладании,способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить (доминирующееположение В-составляющей). Достаточно высока доля Р-составляющей: с одной стороны – этоспособность учить, направлять, оценивать, осуждать и опекать; с другойстороны – чрезмерная категоричность и самоуверенность (учитывая, что этикачества находятся под контролем В-составляющей – это вполне приемлемо дляделового общения; однако, в отношении с более близкими людьми это, хотя иредко, сводится к "упрямству"). Удивительно мала доля Д-составляющей. Безусловно, сказывается деловая(!) направленность теста, учитывающая окончательное принятие решений и непринимающая во внимание такие стороны личности как первоначальноевосприятие, характер воображения, склонность к каким-либо играм, различныекапризы и другие черты, позволяющие увидеть во Взрослом Ребенка. В целом, результаты теста вполне удовлетворительны и соответствуютмоему самовосприятию. Литература1. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие вопросы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.1. Психологические тесты (для деловых людей), Москва, 1994.




Похожие:

Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconКонтрольной работы: тема №15. Ф. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ученая степень преподавателя: Ф. И. О. Оценка: Подпись: Дата проверки: Тема # 15. Составьте и проанализируйте сводную таблицу рисков, указавих достоинства и недостатки. Под риском понимается возможна

Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconРектору пгу имени М. В. Ломоносова, профессору Луговской И. Р. студента/ки курса группы
Прошу предоставить мне отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с (дата) по (дата). Дата рождения ребенка (дата)
Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconРектору пгу имени М. В. Ломоносова, профессору Луговской И. Р. студента/ки курса группы
Прошу предоставить мне академический отпуск с (дата) по (дата) в связи (причина)
Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconРуководитель (подпись) Задание принял к исполнению (дата) Подпись студента
Консультанты по разделам выпускной работы (с указанием относящихся к ним разделов)
Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconШифр группы: 497-к-4017 специальности
В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие...
Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconРеферат по дисциплине Социальная психология Тема: «Общие проблемы малой группы в социальной психологии»
В этом смысле феномен малой группы лежит на поверхности и непосредственно дан соци­альному психологу как предмет анализа
Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconФ. И. О. преподавателя: Ф. И. О. студента: курс № группы год
Дневник учёта успеваемости студента, получающего второе высшее образование, за 1 семестр
Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconНаправление Экономика № группы Контрольная точка (Дата, время, фио преподавателя)

Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconКазанский технологический университет контрольная работа n 1 по предмету: экономика социологии труда вариант n 8 дата поступления работы: оценка работы: подпись преподавателя: Тема: Социально-экономическое значение роста производительности труда
Основные ступени развития производительных сил. Производительные силы как сложная система
Контрольной работы: История исследования малых групп. Трансактный анализ общенияФ. И. О. студента: Спрыжков Игорь МаксимовичКурс: Семестр: Дата сдачи: Ф. И. О. преподавателя: Райгородский Д. Я. Оценка: Подпись: Дата проверки: Часть I. Малые группы Понятия малой группы и коллектива Психология и повед iconКонтрольная работа по предмету: «Теория бухгалтерского учета»
Контрольная работа, выполненная не по указанному варианту, не засчитывается. В работе необходимо указать использованную литературу....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы