Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства icon

Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства



НазваниеСтоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства
Дата конвертации10.07.2012
Размер203.92 Kb.
ТипРеферат
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле


Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства? Алъфред Лэнгле Не всегда легко понять или объяснить свои чувства, нередко бываетсложно справиться с сильным гневом, смущением, неуверенностью или обидой, ипоэтому вполне правомочен столь необычный вопрос: стоит ли полагаться насвои чувства? Многие считают, что надежны только факты, даты, цифры,доказательства, аргументы и логические размышления. Для сторонника жесткойлогики обращать внимание на чувства означает то же, что принимать решения,гадая на кофейной гуще. Такой человек силен и успешен благодаря своейрациональной и последовательной логичной стратегии. Благодаря ей он можетпобедить, и карьера подтверждает его правоту.Значимая реальность человека Можно ли долгое время не замечать чувства, если они являются силой,которая заставляет дрожать самых хладнокровных людей? Или чувства вынуждаютнас время от времени заниматься ими. Если более внимательно взглянуть начувства, то можно увидеть, что они - важная область человеческойэкзистенции. Они пронизывают всю нашу жизнь, в равной степени присутствуюти в наших сновидениях и наяву. Чувства знакомы и ребенку, и старику, но,вероятно, мы даже не совсем осознаем, что они сопровождают все наширазмышления, ощущения, действия. Более того, переживать что-то как раз иозначает испытывать чувства по отношению к чему-либо. Первое, что мызамечаем, когда просыпаемся утром, - свое настроение. Мы радостны илигрустны, счастливы или расстроены, веселы или раздражены. В качественастроения или мотивации, в качестве силы и фона для переживания чувствапостоянно вплетаются в нашу жизнь. Не замечать их означает то же, что и необращать внимания на тело. Тело человека, который мало спит, плохопитается, злоупотребляет алкоголем и курит рано или поздно истощается изаболевает. Немногим лучше обстоит дело и с тем, кто постоянно пренебрегаетсвоими чувствами, подавляя или не замечая их. Вопрос о том, можно ли положиться на свои чувства, в некоторомотношении необычен. Имеют ли чувства вообще какое-либо существенноезначение? Играют ли они в жизни важную роль, кроме разве что, в любви, даи то если она не слишком вскружила голову? Представляют ли собой чувстванечто большее, чем некое сопровождение жизни, которое иногда бываетприятным, как в радости, желании, веселье и счастье, однако иногда мешает,когда речь идёт о раздражении, гневе, ревности, зависти, страхе? Для многих людей чувства - это их личное дело, о котором не говорятоткрыто. Поэтому от чувств часто отмахиваются как от «душевного хлама»,которому не следует уделять внимание. Многие в этой связи думают, что лучшескрывать свои чувства, которые неизбежно возникают в жизни каксопутствующее явление или «побочный продукт» психической жизни. Хочетсяоставаться невозмутимым, чтобы иметь превосходство над ситуацией, непозволить ей себя затронуть и захлестнуть. А чувства как будто только длятого и созданы, чтобы обнаруживать личные склонности и слабости человека,и, с этой точки зрения, они являются как бы его «нижним бельём».Неприятно, а иногда даже очень стыдно показаться в нижнем белье. Поэтому сосвоими чувствами человек должен справляться сам, так что лучше было бывообще не говорить о чувствах и не спрашивать о них. Есть и другая точка зрения. В соответствии с ней чувстварассматриваются как внутренняя реакция на внешнее воздействие - подобноволнам от брошенного в воду камня. Людям, которые придерживаются этой точкизрения, чувства кажутся чем-то инородным, как «камешек в ботинке», которыйдавит или в лучшем случае щекочет. Поэтому от чувств хочется избавитьсясразу же, как только они возникают. Давление чувств выплескивается вовне.Гнев, раздражение, радость проявляются во всей полноте. Такие люди ничегоне оставляют для себя, поскольку думают, что накопившиеся чувства могутпривести к болезни. За нашими, часто не осознаваемыми представлениями о чувствах можетстоять наш неудачный опыт. Например, под влиянием нахлынувшего гнева,человек, совершил такое, о чем потом долго жалеет. Кто-то был влюблен,последовал за зовом сердца, и был отвергнут. Другой человек был счастлив и,следуя своему чувству, женился, а теперь чувствует себя наказанным на всюжизнь... Как после такого опыта полагаться на свои чувства? Наше тело формируется чувствами, они влияют на образование морщин нанашем лице, на посадку головы, осанку, они рассказывают о том, какиедушевные состояния преобладали на протяжении жизни. Чувства - это сила, скоторой следует считаться. Если не признавать их, то это приведет лишь ктому, что они спрячут свою силу за телесными проявлениями, и тогда дадут осебе знать бессонница, мигрень, язва желудка, астма и прочиепсихосоматические нарушения. Однако тот факт, что чувства значимы и имеют над нами власть, имеет нетолько негативные последствия. В гораздо большей степени чувства этопозитивная реальность жизни человека. Они являются тем мостиком, которыйсоздает близость в отношениях с другими людьми, близость по отношению квещам, также близость по отношению к себе самому. Чувства являются, так сказать, телом проживания жизни. Все, чтоостается у человека хорошего от жизни - от встречи с людьми, отсексуальности, от еды, от искусства, от отпуска, - это всего лишьэмоциональное воспоминание, чувственный, след. Без резонанса чувств миростается пустым и немым - музыка не имеет звука, картины не имеют цвета,воспоминания бледнеют и больше не задевают душу. Ведь именно благодарячувствам в нас входит жизнь! Чувства являются реальной причиной для того, чтобы пойти в ресторан,посмотреть фильм и встретиться с человеком. Если чувствам не придаетсязначения, то все должно быть совершенно необычным, экзотичным и безумнымдля того, чтобы еда стала вкусной, фильм понравился, а встреча запомнилась. И все же, каким бы важным чувственное измерение ни было для человека,оно таит в себе нечто тревожное. Оно является мимолетным, непостижимым,неосязаемым и поэтому имеет совершенно другую природу, нежели тело. Так какмы приучены к вещественности, чувства могут казаться нам призрачными. Онипеременчивы, капризны и чисто субъективны. Их нельзя сосчитать, взвесить,измерить. Разве не внушает опасения переживание того, что чувстваизменяются, и мы часто не знаем почему? Они поднимаются из неведомых инеконтролируемых глубин, удерживаются некоторое время для того, чтобыисчезнуть вновь, и при этом мы не знаем, как это происходит. Тообстоятельство, что мы в такой малой степени можем контролировать своичувства, может вызывать страх. Это пугает, так как для нас не может бытьбезразличным то, что делают с нами наши чувства, потому что они задеваютнас за живое. Я хочу рассказать историю мужчины, который однажды пришел в мойкабинет, чтобы проверить кровяное давление. Ему было 67 лет, и уже втечение десяти лет он был на пенсии после перенесенного тяжелого инфаркта.Поводом для беспокойства стало решение жены развестись с ним. Он не ожидалэтого, несмотря на то, что впервые был влюблен в другую женщину, вдову,одного с ним возраста. Он не ожидал, что его жена заговорит о разводе. Ивот теперь, возможно, из финансовых соображений она решила расстаться сним. Но поводом для прихода на консультацию было не его душевное страдание,не боль, не страх перед будущим и даже не чувство неуверенности. Он хотелвылечить тело! Чувства были для него чем-то второстепенным. Такое поведениеочень распространено и типично для людей, которые не справляются среальностью своих чувств. Измерив давление, я стал говорить с ним о его страхе. Страх передновым инфарктом был понятен, однако у меня было впечатление, что его страхгде-то глубже, и что это страх вовсе не перед болезнью. Он подтвердил, чтоживет в страхе с детства. Когда он работал, то боялся доверять сотрудникам,его постоянно преследовал страх перед разочарованием. Он вспомнил фразу,которую часто повторяла его мать, очень энергичная женщина, она проходилатерапию у известного венского психотерапевта, когда моему пациенту былооколо годика. Терапевт сказал ей, что слишком активных женщин следуетдержать подальше от детей, так как есть опасность, что они их подавят. Матьчасто произносила эту фразу перед гостями и друзьями, и в итоге она никогдане ласкала сына и не брала его на руки. Знала ли она, что это означает длямаленького мальчика? Это препятствовало развитию его чувственной жизни иподрывало его базовое доверие.Экзистенция, как специальный термин, обозначает состоявшуюся, «полную» и«целостную» жизнь. Это «хорошая жизнь», в которой человек открыт для любыхпереживаний, в которой он реализует собственные установки, которуюпроживает свободно и ответственно - именно это означает жить осмысленно. Наша беседа демонстрировала пренебрежение к чувствам и фатальноевоздействие этого обстоятельства на его жизнь. Поскольку всё, что в нашейбеседе касалось чувств, он считал второстепенным, то для актуализации егочувств я спросил напрямую: не может ли помимо сложностей в отношениях сэнергичной женой играть роль тоска по его энергичной матери? И тут 67-летний мужчина покраснел и стал заметно нервничать. После нескольких ничегоне значащих слов он снова взял себя в руки и затем очень деловито заявил,что тогда это было именно так и что теперь с этим уже ничего нельзяподелать. Он не испытывает в этой связи никакой печали. Всё это толькозакалило его и сделало рациональным человеком, за что он благодарен своейматери. В последующих разговорах он все-таки признал, что хотя всю жизньбоялся и избегал любых чувств, как чего-то не подлежащего контролю, именночувства управляли его решениями. ...Меня тронула встреча с этим мужчиной. Грустно было смотреть нанего, 67-летнего, перенесшего инфаркт, живущего уже в течение многихдесятилетий в неудачном браке и испытывающего такой сильный страх. Несмотряна свой возраст, внутренне он был одиноким и брошенным ребёнком, как итогда, когда ему был годик, два или четыре. Если бы только у него раньшебыла возможность услышать свои чувства! Если бы только он мог принятьчувство тоски по своей матери, если бы он мог позволить себе заплакать! Янепроизвольно стал размышлять о том, что его жизнь могла бы сложитьсяиначе. Его отношение к жене, к самому себе и к своему телу не было бы такимдистанцированно-отстранённым. То, чего ему не доставало, никогда не былоему чуждым. Он ощущал это с самого детства, он и сегодня краснеет, несмотряна скрываемые чувства. Кто внушил ему, что он не вправе тосковать,печалиться, бояться? Для того чтобы у нас хватило мужества положиться на наши чувства, намподчас нужно, чтобы нас поддержали и ободрили люди, которые нас понимают.Тот, кто остаётся наедине со своими чувствами, вскоре будет вынужденотодвинуть их - для того, чтобы они не заполонили его целиком. Однако таккак никто не обратил внимания на его душевное состояние, он думал, что вжизни важно избавляться от чувств. Ещё в большей степени он учился этомутакже и потому, что был мальчиком и должен был стать мужчиной. Пример этогопациента, впрочем, показывает, что свои душевные беды можно уладить иодному. Это важно в ситуациях, когда нет возможности пережить их. Однаковытеснить не значит отменить. Его болезнь, то, как протекал его брак,поздняя влюблённость - всё это указывает на то, что жизнь с этимвытеснением не примирилась. Его жалобы и страхи были связаны с тем, чего онсам со своею сдержанностью чувств более не понимал, и я обратил на это еговнимание.Эмоциональные состояния - индикаторы восприятия нашей жизни Для того чтобы иметь представление о том, что означают чувства, намважно хотя бы немного понимать их. Экзистенциальный анализ выделяет двеосновные группы чувств. Первая - эмоциональные состояния. Именно они даютинформацию о нашем душевном самочувствии, они связаны с состоянием нашеготела и предшествующим жизненным опытом. Эти чувства - индикаторы илиуказатели, предупреждающие надписи, подобны «контрольным лампочкам»нашего самочувствия, и предназначены для того, чтобы обратить наше вниманиена что-то. Эти чувства могут быть непосредственно связаны с ситуацией, например,указывать на гнетущую духоту в помещении. Тогда их смысл заключается в том,чтобы обратить наше внимание на то, как оптимально изменить ситуацию.Эмоциональные состояния могут быть в меньшей степени вызваны внешнейситуацией, происходят из прошлого опыта человека, который теперь емунадлежит вновь пережить и понять, как в случае, описанном выше. Чувством,не связанным с ситуацией, привнесенным, является, например, внезапныйстрах, который может охватывать человека на улице, дома или на работе. Этотстрах не связан с внешней ситуацией, в которой в данный момент находитсячеловек, а с ним самим. Другим чувством-указателем может быть недоверие,если, например, никто из сотрудников не дает повода для него. Если это так,тогда это чувство указывает на внутренние, старые жизненные обстоятельства. Для того чтобы справиться с ними, нужно как бы «отодвинуть» эточувство, отстраниться от него. Эмоциональные состояния и настроения, такие,как страх, общая неуверенность, недоверие, печаль и чувство одиночества, неподразумевают, что мы будем слепо следовать их импульсам: правильноговорят, что страх, например, плохой советчик. Для того чтобы справиться с конкретной жизненной ситуацией важноотстраненно обходиться с подобными эмоциональными состояниями. Для примерарассмотрим постоянно возвращающееся чувство: «Все другие лучше меня». Этотоже эмоциональное состояние, на которое нам не следует ориентироваться,поскольку оно может нас парализовать. Для того чтобы оставатьсяжизнеспособным, важно отойти от подобного депрессивного чувства наопределенную дистанцию и рассматривать его как своеобразный указатель.Когда остаешься наедине с самим собой или разговариваешь с человеком,который тебя понимает, или в случае необходимости с психотерапевтом,следует вникнуть в суть этого чувства. Не слишком ли часто такого человекасравнивали с одноклассниками, братьями и сестрами, а его усилия и успехиобесценивали? Как часто он чувствовал или ему прямо говорили о том, что онв тягость родителям? Как может быть хорошим то, что он делает, если оннесет в себе чувство, что плохо то, что он есть? Настолько глубокими и далеко идущими могут быть наши чувства, и точнотак же глубоко следует идти в обращении с ними? На меня производит большоевпечатление, когда во время терапевтических бесед я становлюсь свидетелемтого, каких невероятных результатов добиваются люди в борьбе против влиянияна свою жизнь чувств и своих внутренних катастроф. Иногда они в течениемногих лет справляются с жизнью: работают, проводят свободное время,поглубже пряча свои слезы и отчаяние. И все-таки наступает момент, когдаони обращаются за помощью. В большинстве случаев я бы пожелал им, чтобы онипришли на терапию раньше. Однако я уважаю их старания, когда они пытаютсяжить сами, удаляясь от обременяющих их чувств на дистанцию, обеспечивающуюжизнеспособность. Создание этой, обеспечивающей жизнеспособность дистанции, чаще всегопроисходит за счет отрицания этого чувства и одновременно отрицанияпсихотерапии. Так бывает, потому что пока человек борется с чувством, он незаинтересован в том, чтобы это чувство понять, говорить о нем, разобратьсяв нем и дойти до его сути. Страх перед чувством слишком велик. Чувство-указатель прочитывается только как угроза. Вероятно, оно действительно является угрозой, поскольку в течениенекоторого периода работы с таким чувством оно может стать достаточносильным и болезненным. Однако, оставаясь неизвестным и нераспознаннымподобное чувство обременительно, опасно и непредсказуемо, потому топоследствием длительного подавления или избегания его являетсябеспрепятственное проявление его силы. Прятать чувства и защищаться от нихброней приходится тем в большей степени, чем меньше мы видим в них надежныеуказатели на тоску, одиночество или психологическую травму. Такие чувствапризывают человека к живому обращению с ними: они должны быть понятыми ивстроенными в жизненные взаимосвязи - именно в этом и заключается смыслподобных длительных, возвращающихся, обременительных эмоциональныхсостояний.Три шага навстречу В большинстве случаев эмоциональные состояния не являются настолькотяжелыми, чтобы была необходима чужая помощь. Можно самому помочь себеориентироваться среди чувств-индикаторов нашей жизни. Существует метод,который позволяет отойти на небольшую дистанцию от чувств, которыеблокируются и возвращаются вновь при условии, что они не слишком сильны.Это может быть осуществлено благодаря трем шагам, которые создаютсобственную позицию по отношению к чувству. 1. Сначала следует занять позицию, направленную вовне по отношению кмиру, который угрожает, тяготит или печалит. То есть сначала мы смотримсовсем даже не на чувство, а на ситуацию. Мы проверяем, насколько онасвязана с нашим чувством. Если, например, возникает чувство «все другиелучше меня», то позиция, направленная вовне заключается в том, чтобыспросить себя: «Действительно ли это так? На основании чего я этораспознаю?». Или, если по отношению к кому-то возникает недоверие, нужнозадать вопрос: «Действительно ли есть основания для недоверия? Уместно лиэто в данной ситуации?». 2. После того как мы смогли открыто взглянуть на мир, мы можем занятьпозицию, направленную вовнутрь, обратиться к самому чувству и спроситьсебя: «Если это мое чувство действительно отражает ситуацию, то каковымогут быть последствия? Смогу ли я их выдержать? «Например, если бы другиесейчас, во время катания на лыжах, или вечером во время игры в преферансдействительно были бы лучше меня, какие бы это имело конкретныепоследствия? Что бы я потерял благодаря этому? Мог бы я выдержать этосегодня? Или в другом случае: «Могу ли я на один день, на время выполненияэтой работы, выдержать чувство недоверия?» 3. Сделав первые два шага, человек может теперь спросить себя: «О чемсейчас, в данной ситуации, для меня идет речь?». Так мы занимаем позицию поотношению к позитивному. «Идет ли сейчас для меня речь о том, что я долженбыть самым хорошим и никто другой не должен быть лучше меня, или речь идето катании на лыжах?» «Идет ли для меня сейчас речь о том, чтобы никогда неиспытывать чувства недоверия, или том, чтобы эта работа была выполнена?»Благодаря обращению к позитивному человек вновь обретает твердую почву подногами. Эмоциональные состояния, однако, не должны являться основой дляпринятия решений о чем-то ином - о том, что не есть я (о ситуации, о другомчеловеке). Эти чувства связаны с нами самими, а не со смыслом ситуации. Ониявляются отражением нашего физического состояния, общего жизненногонастроя, а также опыта переживаний. Это чувства, которые нас не отпускают,потому что они часть нас самих. Их задача заключается в том, чтобыпривязать нас к нашему телу и к нашей биографии. Поэтому они носятуказующий характер. Они побуждают нас к тому, чтобы разобраться в них ипонять, что они означают. Понять их - означает лучше понять самого себя.Однако так как эти чувства не всегда связаны непосредственно с ситуацией наработе, в семье, с беседой, которую мы сейчас ведем, важно, чтобы мы моглисохранять по отношению к ним определенную дистанцию. Наша жизнь стала быбестолковой, если бы мы неосмотрительно следовали за каждым дурнымнастроением, раздражением, проявлением гнева, разочарованием, желанием.Определенная дистанция по отношению к этим чувствам защищает нас как отчувственного сибаритства, так и от патологического купания в душевной боли.Сентиментальность, кстати, можно определить как результат того, что мыпонимаем эмоциональные состояния не как индикаторы чувства, а как цель, укоторой мы хотим остаться.Чутье на правильное Помимо эмоциональных состояний, существует также и другая группачувств. Они раздаются в нас как звук, когда мы обращаемся к человеку или квещи. Собственно говоря, нам это очень знакомо. Это звучание чувств естьво всем, что мы делаем или за чем мы внимательно следим. Часто мы его незамечаем, не обращаем на него внимания, бросаем в один котел сэмоциональными состояниями или отставляем в сторону. Однако это звучание чувств имеет иное происхождение, нежели перваягруппа чувств. Оно возникает благодаря восприятию реальной внешнейситуации. Именно ситуация заставляет это чувство в нас звучать. Этозвучание чувств подобно музыке, сопровождающей реальность, подобновнутренней картине внешней действительности. Так как его источник находитсявовне, оно возникает одновременно с эмоциональными состояниями, источниккоторых - внутри. Так, например, мы можем испытывать страх, но все-таки вовремя еды обращаем внимание на вкусовые ощущения, и еда кажется намвкусной. До определенной степени нас может захватить книга, мы можемнаслаждаться концертом, с интересом слушать доклад и дать фильму увлечьнас, не зависимо от того, с какими чувствами мы пришли. Если переживанияувлекательны, мы даже на некоторое время забываем о том, как мы себячувствуем. Тогда мы обращаем внимание не на наши эмоциональные состояния,а, например, на фильм и на то, что мы в связи с ним переживаем. Мычувствуем не себя, а интуитивно угадываем происходящее. Что мы делаем, если, например, идем в кино и смотрим фильм? Мыслушаем, смотрим, думаем. При этом уже происходит многое: мы заняты чем-то,что не есть мы сами. Мы занимаемся чем-то другим, и сами приводим себя всостояние открытости: глаза и уши открыты, иногда даже рот... Подобно тому, как в смотрящий глаз благодаря раскрытию зрачковпроникает свет, точно так же через душевную открытость и интерес что-топроникает в нас. Что это? То, что способно прийти к нам в этой открытости, то, что нас трогает ик чему-то побуждает, - это экзистенциальные ценности. Мы чувствуем, чтопроисходящее нас захватывает, интересует, увлекает, касается нас. Мыиспытываем это более или менее сильно мы чувствуем, что от момента кмоменту, от пассажа к пассажу это может измениться. Мы чувствуем, чтохорошо, а что плохо, что является для жизни важным, а что от нее отдаляет.Мы также чувствуем первые побуждения к действию: например, как нам следуетотноситься к какому-либо человеку, что мы сейчас должны сказать илисделать. Все это мы чувствуем сначала эмоционально, и лишь потоманализируем это. Этот второй вид чувств чутье, или интуиция, дает нам возможностьпросмотреть ситуацию насквозь в отношении ее экзистенциальной ценности,обнаруживая ее смысл и ценность для жизни. Чувствование - это «ощупывание»ситуации своей нынешней жизнью. Поэтому такие чувства ориентируют человекав происходящем и отвечают на вопрос: «Что мне нужно сделать в ситуации,чтобы было «правильно»? Они указывают направление, потому что они болеетонкие, чем проницательность, порожденная разумом. Виктор Франкл такистолковывал фразу Паскаля: «У сердца есть свои причины, которые разуму неведомы» - Действительно важное невидимо для глаза и для разума. «По-настоящему зорко одно лишь сердце», - говорил Сент-Экзюпери в «Маленькомпринце». То, что мы можем воспринять и ощутить чувствующим сердцем, выходитдалеко за рамки разума. Нам так трудно с этим «шестым чувством», потому чтоиногда это выглядит как ясновидение, когда наше чутье распознало что-тозадолго до того, как это наступило. Вот еще одна история. Женщина мучается и сопротивляется даже мысли отом, чтобы с двумя детьми уйти из семьи, хотя чувствует, что для нее и длядетей дальше оставаться здесь плохо. Муж не понимает ее проблему. Он невникает в ее чувства и в ее размышления. Женщина же чувствует, чтообстоятельства все больше стесняют ее, однако муж думает, что у нее нетпричины для того, чтобы это чувствовать уж тем более для того, чтобы уйти.Ведь все в порядке: и она, и дети хорошо обеспечены и устроены. Это так -они хорошо устроены. Однако ее чувство становиться все сильнее - настолько,что она дальше не может жить в этих условиях. И поэтому она уходит, забравс собой детей, она чувствует, что поступает правильно, хотя живет в большойнужде и испытывает сомнения вплоть до отчаяния. Может быть, это самаябольшая ошибка, которую она когда-либо сделала? Через годы тяжелейшей нуждыи напряжения она постепенно выходит из бедственного положения, но большеникогда не сходится со своим мужем. Эта женщина следовала своему чувству.Она точно чувствовала, что ей было необходимо уйти, и у нее хватиломужества положиться на чутье и на саму себя. Это было в 1938 году. Она былаеврейкой. Уехала в Англию, а ее сестра, оставшись, погибла вконцентрационном лагере. Ее звали Анна Ламберт. Она описывает свою историюв книге: «Ты не можешь ни от чего убежать». Иногда требуется большоемужество, чтобы настолько, как эта женщина, положиться на свою интуицию.Однако именно тогда, когда нам удается следовать тому, что мы считаемправильным, важным и необходимым, именно тогда и только тогда мы живем нашусобственную жизнь. Можем ли мы быть верны себе, если сами живем вопрекисобственному чувственному восприятию? Но как научиться полагаться на самого себя? Кто говорил мне об этом,когда я был ребенком и кто поддерживал меня в том, чтобы я обращал вниманиена то, что я сам чувствую? Нам следовало бы пересмотреть методы воспитанияи педагогику и искать формы, которые способствовали бы развитию собственнойинтуиции ребенка и учил бы его относиться к своему чутью с уважением.Экзистенциалъные ценности - ценности «хорошей жизни», все то, что сообщаетего жизни полноту.что человек переживает, как хорошее, доброе, правильное. Все то, Тот, кто не научился проживать то, что является для него важным, тотнаучился не жить, а слушаться! Тот, кто не чувствует то, что является длянего ценным и не может положиться на это чувство, становится чужим самомусебе. Потому что если я не могу положиться на свое собственное чутье, начто же тогда ориентируются мои решения? Кто тогда в бесчисленных жизненныхситуациях скажет мне, как поступить? Для того чтобы ориентироваться всобственной жизни, необходимо уметь полагаться на свою интуицию. Впротивном случае человек рассчитывает на предписания, авторитеты, назаведенный порядок, который говорит ему, что нужно делать.Проживать самого себя В повседневной жизни часто случается так, что мы мало обращаемвнимания на нашу интуицию. Мы предпочитаем следовать тому, что одобренообщественным мнением, тому, что кто-то нам поручает, или тому, чтопредписывают нам наши страхи и опасения. Мужчины часто говорят, что они вбольшей степени действуют в соответствии с деловой и профессиональнойнеобходимостью «как этого требует здравый смысл». От женщин я часто слышу,что они скорее бы последовали ожиданиям других в отношении себя иобщепринятым образцам поведения. Кларе 37 лет, ей везде рады, она общительна, замужем, имеет двоихдетей. У нее все в порядке. Никто бы не мог и подумать, что у нее естьпроблемы. Однако ее жизнь внутренне пуста, несмотря на то, что внешне Клараактивна и деловита. Сама себя она считает поверхностным человеком, онанедовольна собой, у нее есть чувство, как будто бы до сих пор она живет вмире грез. Поскольку она считает, что ее собственные чувства неверны иобманчивы, она старается приспособиться к окружающему миру и ведет себятак, чтобы понравиться другим. Чего она хочет сама, она часто не знает,зато гораздо более точно чувствует, чего хотят от нее другие. Ее жизньсосредоточена на достижении успеха, приспособлении и механическомфункционировании. И вот теперь у нее возникает чувство, как будто бы онаживет «где-то рядом со своей жизнью». Несмотря на то, что она постоянно чем-то занята, из ее жизни постепенно стал исчезать смысл. Когда Клара начала обращать внимание на то, что нравится ей самой, нато, что она сама считает хорошим и важным, ее жизнь начала становитьсяувлекательной. Она должна была сначала научиться находить свое «чутье»,воспринимать его, разрешать ему быть. Затем она постепенно начала жить всоответствии с ним, независимо от того, получала ли она за это признание,считалось ли это достижением или нет. Это, конечно, приводило кнапряженности в семье, привыкшей к женщине, которая действовала,приспосабливаясь, и теперь ее семья также должна была в некоторых вещахперестраиваться. Вполне понятно, что и сама Клара тоже часто испытываластрах и неуверенность в своих новых попытках. Однако, несмотря на этиэмоциональные состояния, она начала все чаще жить именно так, как онадействительно хотела: с детьми, в отношениях с мужем, в свободное время. Метод, который использовала Клара, заключался в том, чтобы всегдасначала спрашивать себя: «Нравится ли мне это делать, или же я делаю это из-за других людей? Или ради их признания? Или для того, чтобы функционироватьбез помех? Только лишь потому, что это требуется?» В возрасте 37, 38, 39лет Клара постепенно научилась жить своей жизнью. Ее жизнь - это то, чтоона сама считает правильным, важным и ценным. В соответствии с положениямиэкзистенциального анализа она часто в повседневной жизни задавала себевопрос: «Нравится ли мне жить так, как я живу?» А если нет, то: «Что я могусегодня сделать для того, чтобы завтра мне нравилось жить?» О чем мыговорили, в равной степени касается и мужчин, и женщин. Конечно,существуют различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами, равнокак и между людьми одного пола. Так и должно быть, если эмоциональныесостояния являются восприятием нашей внутренней действительности - преждевсего тела и его состояния и, помимо этого, конечно, прежнего опыта.Различие полов проявляется в том, что внутреннее, чувственное восприятиесвоего тела у женщин развито несколько сильнее, чем у мужчин.Экзистенциальный анализ - психотерапевтическое направление, котороепомогает людям свободно и полно проживать свою жизнь, сделать ее болееэкзистенционалъной, т.е. хорошей. Это феноменологическое направлениепсихотерапии, которое исходит из того, что у человека, кроме физическихпотребностей, есть духовные. Что же касается второй группы чувств, то в результате проведенных намиобширных исследований мы не смогли выявить различия между полами. То естьмы можем сказать: мужчины и женщины одинаково хорошо обладают интуицией иэмоциональным восприятием того, что имеет смысл в ситуации. Разделениечувств, предпринятое нами в данной работе, осуществляется редко. Однакосущественная разница заключается в том, является ли чувство индикатороммоего самочувствия или прошлого опыта, или же оно предлагает интуитивноерешение конкретной ситуации, или указывает направление для дальнейшейжизни. Разделение чувств на две области имеет для этого фундаментальноезначение. Тот, кто ставит свои решения в зависимость от своих эмоциональныхсостояний, постоянно делает их приоритетными и проживает ихбеспрепятственно, минует исполненную экзистенцию. И в конечном итогестановится таким же невыносимым для самого себя, как и для других. Но всеже не будем проходить мимо существующих эмоциональных состояний! Если мы непопытаемся понять их суть, мы все больше и больше будем застревать в нашейсобственной прошлой жизненной истории. Эмоциональные состояния начнутзаслонять взгляд на мир и омрачать его. И поэтому уже сейчас они требуютзаботы и понимания. Тот, кто не открыт для восприятия того, что является ценным в той илииной ситуации, вскоре почувствует пустоту, которая также будет омрачатьсамочувствие и настроение. И только тот, кто все-таки сможет положиться насвое чутье, никогда не будет одиноким. С ним рядом всегда будет по крайнеймере один человек - он сам. Мы считаем, что для принятия решений и дляопределения направления будущей жизни чувствующий взгляд, «чутье направильное», представляют собой последнюю и достойную доверия основу. Намследовало бы положиться на свою интуицию - или же мы будем жить чужуюжизнь. У нас есть выбор. Однако у последствий этого выбора есть мы.Ученик Виктора Франкла, доктор психологии, профессор Альфред Ленгле -директор Венского института экзистенционалъного анализа и логотерапии. Онодин из известных и авторитетных в мире психотерапевтов. Отец четверыхдетей. Десять лет я проучился в школе. Точнее, в пяти различныхгосударственных и негосударственных заведениях, имевших внешне примерноодну цель: дать мне «базовые знания по базовым предметам». По крайней мере,именно так это обозначалось в то время, пока я был погружен в процессшкольного обучения. Но сейчас этот процесс подходит к концу. И мне всебольше становится понятен смысл этих десяти лет, в течение которых я спреступной радостью попирал законы и правила, установленные в школе. Жизньбез этого обязательного «гнета» представлялась мне невозможной,неправильной. Я привык к тому, что со мной играют в строгость, к подобиюрежима и обязательности праздников, к ношению сменки и заучиванию заданныхуроков, к оценкам и страху перед родительским собранием. С какимбезоглядным счастьем погружался я в школьную жизнь, участвуя в спектаклях,ходя в походы, не делая физику и восставая против несимпатичных учителей...Переходя из школы в школу, я каждый раз знакомился с новыми людьми, боролсяза свой авторитет и вклинивался в существующую иерархию нового учебногозаведения. И вот наступил момент, когда эту игру пора остановить. Пораопределиться насчет будущего, насчет профессии. Школа, как теперьоказывается, была лишь маленькой моделью, которая должна была подготовитьнас к настоящей жизни в большом мире...




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconТезисы выступления на родительском собрании
Общество всегда задумывалось над тем, как выражать свои чувства подобающим образом. Особенно это касается чувства гнева. Многие считают,...
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconВыглянуло солнце, подул весенний ветерок, и потянулись вереницы автомобилей на свои пригородные участки. Деревня, дача, огород…но как много нужно времени для того, чтоб начать пожинать плоды… Не стоит отчаиваться
Не стоит отчаиваться! Природа бросила все свои богатства прямо к вашим ногам. Не поленитесь и посмотрите, что растет возле Вашего...
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconРеферат по дисциплине: «Юридическая психология» на тему: Психология допроса подозреваемого и обвиняемого
Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет их, а подавляя пережива­ния, еще более их обостряет....
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconНемецкая грамматика: Сложноподчиненное предложение
В придаточном предложении сказуемое стоит на последнем месте. Если сказуемое составное, то спрягаемая часть стоит на самом последнем...
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconС обучающимися 2-4 классов на тему: ««Развитие терпимости и чувства сопереживания в отношениях к окружающим»
Цель: Преодоление эгоцентризма, развитие чувства прекрасного в окружающем нас мире, чувства сопереживания, терпимости к другим, стремление...
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconБезусловно, второй брак имеет свои определенные особенности, свои плюсы и минусы. Реже вторая попытка создать семью диктуется пламенной любовью, с обеих сторон чаще стоит расчет (нередко хороший, грамотный)
К этому добавляется боязнь идти на близкие отношения из-за прошлых неудач. Как правило, о прежней семье говорят не только: "не сложилось",...
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconМои жизненные принципы
«У успешного человека входит в привычку делать то, что неудачникам делать не нравится. Ему это тоже может не нравиться, но он подчиняет...
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconДень лицейского братства – 2008
Воспитание чувства патриотизма к родному лицею, чувства общности с лицейским братством
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconКвн для учащихся11класса «Физика вокруг нас!»
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, чувства ответственности за свою команду
Стоит ли полагаться на свои чувства? А. Лэнгле Педология. Могу ли я положиться на свое чувство. А. ЛэнглеИюнь 2002 / №3(12) Стоит ли полагаться на свои чувства iconА. С. Курская здоровьесберегающие технологии кто хочет что-нибудь сделать ищет метод, Кто не хочет ничего делать ищет причину. Восточная мудрость в наше время перед педагогами стоит очень трудная задача
В наше время перед педагогами стоит очень трудная задача: осуществить свои педагогические цели, сохранив тесную связь с реальной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы