Генрих Гейне icon

Генрих Гейне



НазваниеГенрих Гейне
Дата конвертации10.07.2012
Размер120.49 Kb.
ТипРеферат
Генрих Гейне


МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА Цареградского Евгения РЕФЕРАТ на тему: Генрих Гейне Киев 1999 Генрих Гейне (1797-1856 гг.) Генрих Гейне - современник двух эпох. Родившись в 1797 году, он, еслиполагаться на его собственные утверждения, видел в своем родномДюссельдорфе императора Наполеона во всем блеске его славы; юношей онучился у Августа Вильгельма Шлегеля, теоретика немецкой романтическойшколы, и у Гегеля, в учении которого нашла свое завершение немецкаяклассическая философия; он посылал свои стихи уже старому Гете и посетилего однажды в Веймаре. Десятилетием позже он вращался в Париже в кругуучеников социалиста-утописта Сен-Симона, спорил с Бальзаком и дружил с ЖоржСанд; по прошествии еще одного десятилетия он познакомился с КарломМарксом, Фридрихом Энгельсом, позднее с их соратником поэтом ГеоргомВеертом. А его последние произведения, которые он диктовал уже больным вгоды, последовавшие за европейскими революциями 1848-1849 годов, появлялисьпочти одновременно с первыми произведениями Бодлера во Франции, Ибсена вНорвегии, Толстого в России. Чтобы понять причину того воздействия, котороетворчество Гейне оказывало в Германии и во многих других странах со временивыхода его первого большого сборника стихов и вплоть до сегодняшнего дня,надо ясно себе представить, что в личности поэта нашли отражение, с однойстороны, эпоха Великой французской революции и то огромное влияние, котороеона оказала на духовную жизнь, а с другой стороны - эпоха господствабуржуазии, эпоха бурного развития капитализма, и те глубокие социальныепротиворечия, которые она с собой принесла. В его творчестве продолжаютжить философские, политические и эстетические идеи революционной эпохи,эпохи Просвещения, эпохи немецкой классики, стремление преодолетьустаревшие отношения, мечта о царстве разума и человеческом счастье, мысльо способности человека к совершенствованию. Но по мере того, как идеальноецарство гармонии превращалось в дисгармоническую реальность буржуазногомира, эти идеи уже не способствовали ни пониманию, ни освоениюдействительности, и у Гейне еще на раннем этапе можно наблюдать отход отпросветительских идеалов и возрастание роли субъективного чувства,индивидуального самоутверждения во враждебном косном мире, что былохарактерно и для немецкого романтизма. Страстные поиски такого миропорядка, при котором социальнаясправедливость сочеталась бы с неограниченными возможностями развитияличности, заставили Гейне обратиться к современным социальным идеям ипривели его к мысли о том, что устранение всякой "эксплуатации человекачеловеком" (его собственные слова) должны быть целью социального движения,которое может стать жизненным делом поэта. Гейне - поет. Его значение, его мировая слава определяется, преждевсего, лирикой, и даже не всей лирикой, а лишь любовными стихами,написанными главным образом до 1830 года.
Они собраны в первом большомсборнике его стихов, в "Книге песен", увидевшей свет в 1827 году, в цикле"Новая весна", включенном затем в сборник "Новые стихотворения" (1844).Циклы составляющие "Книгу песен", - "Юношеские страдания" (1817-1821),"Лирическое интермеццо" (1822), "Опять на родине" (1823-1824) и "Северноеморе" (1825-1826), - отражают поэтическое развитие Гейне. Читая эти стихи,замечешь, что на протяжении более десяти лет любовная тема занимала в них,бесспорно, первое место. Судя по этим стихам, между восемнадцатым идвадцать восьмым годом жизни все желания поэта, все его счастье - весьсмысл жизни заключался в том, ответит ли взаимностью боготворимая имженщина, и поэт с тем большим упорством цеплялся за эту надежду, чем большеона ускользала от него. Он мечтает в стихах о гармонии идеальной любви - ирисует, как обманывает каждый раз эта мечта. Мечта эта наталкивается нанепреодолимые препятствия, враждебные силы проникают даже в сновиденияпоэта, разлучая его с любимой. Если сравнить эти стихи, например, слюбовными стихами Гете, то различие сразу бросается в глаза. Торжествующемуоптимизму и цельности мировосприятия лирического героя у молодого Гетепротивостоит у молодого Гейне меланхолия и отсутствие цельности или,выражаясь языком того времени, "разорванность" и "мировая скорбь". С самогоначала в лирике Гейне есть ощущение неразрешимых противоречий, которые иопределяют отношение поэта к окружающему миру, а тем самым и его личность.Именно сильному и яркому выражению этого ощущения лирика Гейне обязана взначительной степени своей популярностью. В жизни поэта легко найти основания для такого мировосприятия. Послеокончания школы он приезжает в Гамбург к своему дяде Соломону Гейне -одному из самых богатых гамбургских банкиров. Здесь он обучался торговомуделу, когда же обнаружилось отсутствие у него таланта и склонности ккоммерции, он получил разрешение и финансовую помощь дяди для изученияюриспруденции (в Геттингене, Бонне, Берлине и снова Геттингене, где он в1825 г. завершил свое юридическое образование). Еще будучи учеником вторговом деле, он влюбился в свою кузину Амалию, дочь Соломона Гейне, иодновременно начал писать стихи. Уже в первых же письмах того периодадраматически выражены противоречия его положения. В семье его дядиувлечение поэзией было встречено с презрением и расценено как нечтонеподобающее, способно лишь повредить его репутации в "обществе". Амалия,очевидно, разделяла взгляды своей семьи и не отвечала взаимностью поэту.Равнодушие любимой, ее холодность лишили поэта веры в людей, в близостьмежду ними. Идеал красоты и добра, воплощенный в облике возлюбленной,представляется ему не только недостижимым, но подчас и не безупречным. Ончасто рисует ее неверной и демонической, привлекательной и одновременноопасной носительницей злых чар. Одна мысль чаще всего тревожила Гейне даже в счастливые часы наедине слюбимой, как он об этом признается в своих стихах тридцатых годов, - этомысль о родине. Гейне прожил во Франции четверть века, за это время лишьдважды побывав в Германии (в 1843 и в 1844 гг.). В своих стихах,посвященных Германии, Гейне часто возвращается к противоречию междучувством неразрывной связи с родиной и критическим отношением; близость иотталкивание тесно переплетаются между собой. Он воспевает Германию так,как десятилетие назад он воспевал в "книге песен" возлюбленную ("ОГермания, моя недосягаемая возлюбленная!"). Родина занимает теперь местонедоступной красавицы, которая отворачивается от него, не понимая егоглубочайших чувств, и которая на самом деле не так уж достойна поклонения,как кажется охваченному любовью поэту. Чувство это представляется самомупоэту неразумным и сумасбродным, - и все же непреодолимым. Стихотворение "Ия когда-то знал край родимый...", одно из самых прекрасных у Гейне, -выдержано целиком в образном ключе "Книги песен", и только формы прошедшеговремени указывают на то, что поэт отошел от настроений тех лет. Встихотворении "Ночные мысли", написанном в 1843 году, до первой поездки народину, это элегическое чувство к прошлому, к Германии достигает своейвершины. Сборник "Новые стихотворения", как и "Книга песен", содержит раздел"Романсы". Начиная с последней трети XVIII века - со времен Бюргера, Гете иШиллера - в Германии возникла богатая романсная и балладная поэзия. Но ужев творчестве романтиков баллада в известной степени утратила своедемократическое содержание и связь с актуальными вопросами современности.Гейне восстановил эту утраченную связь. Для ранней баллады "Гренадеры" онзаимствовал сюжет из живой современности, что было в то время чем-тонеобычным. Поскольку на всем европейском континенте победа над Наполеономозначала реставрацию феодализма и затухание революционного пламени, всякий, кто обнаруживал симпатии к Наполеону, считался притаившимся якобинцем.Говоря от имени двух солдат разбитой наполеоновской армии, мечтающих овозвращении императора, Гейне выступал тем самым против существующихпорядков. Баллада почти открыто звучала как политическое стихотворение. В других балладах Гейне использовал исторические сюжеты, античныесказания и легенды, переосмысливая их в соответствии со своими идеями ореволюции. На протяжении всего своего творчества Гейне интересовалсянародной песней, легендой, сказкой и обстоятельно раскрыл свое пониманиенародного творчества в прозаических произведениях; в безымянных памятникахнародного творчества поэт видел неофициальную культуру немецкого народа,существование которой свидетельствовало о том, что народ не полностьюподчинился христианской идеологии. В образах сказок - великанов и гномов,русалок и эльфов - продолжали жить языческие традиции: фольклорные образы,по мнению Гейне, вели свое происхождение от античных богов и полубогов,обреченных на подпольное существование, превращенных в эпоху христианскогосредневековья в злых духов и чертей. Борьба между христианским и языческиммировоззрением, запечатленная в древних сказаниях, имела для Гейневеличайшее актуальное значение. Язычество означало приятие жизни,стремление к земному счастью, христианство - отрицание жизни, аскетизм,надежду на лучшее в ином мире. Поскольку же вера в потусторонний, лучшиймир являлась существенным препятствием к тому, чтобы народ осознал своивозможности, и предъявил свои права на лучшую жизнь, преодолениехристианского аскетизма было важнейшей предпосылкой для социальногоосвобождения. Так называемая "эмансипация плоти" не имела у Гейне ничегообщего с пассивным эпикуреизмом, наоборот, она была существенным элементоми его сенсуалистической, близкой к материализму философии. Таким образом,баллады Гейне, раскрывая его понимание прошлого, вместе с тем всегдаактуальны. Речь идет о праве на земное счастье и тогда, когда поэтрассказывает о том, как рыцарь Олаф, несломленный, принимает смерть,насладившись любовью дочери короля ("Рыцарь Олаф"); и тогда, когда поэтописывает раскаяние мужа, убившего изменницу-жену, покорившуюся силепеснопения ("Фрау Метта"). Язычество и христианство сталкиваются в поэме"Тангейзер" - свободном переложении старой немецкой народной баллады. ЗдесьГейне особенно сильно модернизирует исходный сюжет, превращая поэму вполитическую сатиру на современную Германию. Тем самым поэма "Тангейзер"предваряет политическую лирику Гейне сороковых годов. Правда, политическиестихотворения Гейне писал во все времена творчества. В юные годы онвоспевал в еще беспомощных традиционных стихах освободительную войну 1813года; в двадцатых годах он высмеивал национализм "брудершафтов", спесьпрусских лейтенантов и филистерскую узость бюргеров. После Июльской революции политические мотивы начинают звучать всеболее отчетливо благодаря сопоставлению Германии и Франции. Но по сравнениюс прозой Гейне - "Путевыми картинками", "Французскими делами","Романтической школой", "Историей религии и философии в Германии" иразличных предисловий к его книгам, - где он смело, остроумно, ярковысмеивал теперешнюю Германию и пропагандировал новый путь развития, в еголирике прямых политических выпадов до сих пор было меньше. Положениеизменилось с начала 1840 года, и тем самым начался новый этап в творчествеГейне. Толчком послужило начало оппозиционного движения либеральной буржуазиии демократических слоев мелкой буржуазии в Пруссии. В результатепромышленного подъема (центром промышленного развития стала Рейнскаяобласть) были выдвинуты, приуроченные к смене царствования, требованиясвободы печати и конституции для Пруссии; усилились нападки на господстводворян, церкви и бюрократии. Правительство пыталось справиться с этимрежимом с помощью усиления репрессий. Буржуазные газеты, выражавшиеоппозиционные настроения, запрещались и возникали вновь; издатели икниготорговцы измышляли все новые и новые уловки, чтобы обойти цензуру;листовки напоминали о том, что в 1813 году правивший король, которыйнуждался в своем народе для победы над Наполеоном, обещал конституцию, нообещания не сдержал. Наряду с этим движением возникла философская оппозиция(младогегельянцы, Л. Фейербах, молодые Маркс и Энгельс), большаяполитическая литература и политическая лирика. Молодые поэты воспевалинемецкое единство и свободу, обращаясь к прусскому королю и к народу;многие их стихи звучали так, точно величие Германии уже достигнуто, азавоевание свободы не представляет особых трудностей. Гейне не присоединился к этому хору. Некоторое время он относилсядовольно скептически как к этому движению, так и к его литературномувыражению. Классической страной революции для него оставалась Франция;жители Парижа неоднократно доказывали, выходя на улицы и строя баррикады,что не намерены вечно терпеть угнетение. С 1840 года Гейне снова сталпубликовать в газетах статьи, посвященные общественной жизни Франции (ониздал их позднее отдельной книгой под заглавием "Лютеция"); в этих статьяхон с еще большей настойчивостью, чем прежде, говорил о социальныхпротиворечиях и грядущих битвах. Он писал о рабочих клубах, в которыхобсуждаются социалистические и коммунистические сочинения; о том громадномвпечатлении, какое произвели на него исполненные грозной силы песни,которые распевались в мастерских. Все это, происходившее вне официальнойобщественной жизни, казалось ему более важным для будущего, нежелирассчитанные на внешний эффект парламентские дебаты или правительственныераспоряжения, о которых писала пресса и говорили в салонах. Именно это исоставило для него современную политическую и общественную жизнь. Чтокасается самой Германии, то поначалу Гейне сомневался в том, что "в этойстране филистеров", стране "чистой теории" может возникнуть серьезноеполитическое движение. Поэтому он сомневался и в ценности тех политическихстихов, в которых с воодушевлением воспевалась наступающая "весна народов"и победившая свобода. Особенно фальшиво звучали для его ушейнационалистические, то есть антифранцузские ноты в воспевании "свободногонемецкого Рейна" и немецкого единства под эгидой Пруссии. Риторическое,высокопарное выражение либеральных идей - со всеми, свойственными имиллюзиями, со всей их оригинальностью - претило ему как с политической, таки с художественной точки зрения. Поэтому он выступал в стихах и в прозе ссерьезной критикой, а чаще с ироническими или откровенно насмешливымизамечаниями в адрес современной "тенденциозной поэзии". Так, он спрашивалюного Георга Гервега, одного из самых популярных в те годы певцов свободы:действительно ли миновала зима и Германия предстала в весеннем уборе? Нецветет ли эта весна лишь в воображении поэта? ("Георгу Гервегу"). Илииронически советовал немецким поэтам не воспевать больше своихвозлюбленных, а будить трубным гласом народ, употребляя при этом толькообщие слова ("Тенденция"). О стихах Гофмана фон Фаллерслебена Гейнеговорил: они годятся лишь для того, чтобы филистеру слаще казались еда итабак в его привычном кабачке. Но Гейне недолго находился в оппозиции к оппозиции. Когда борьбаобострилась, когда, например, Гервег и Фрейлиграт вынуждены были покинутьГерманию (1843 и 1844 гг.); когда восстание силезских ткачей (1844 г.)возвестило начало открытых боев между буржуазией и пролетариатом, - тогдадля Гейне его противоречия с либералами, с мелкобуржуазными демократамиотошли на задний план и он направил острие своей критики противгосподствующих немецких подрядчиков. Политические стихи, которые он вновьначал писать, свидетельствовали о превосходстве его позиции и егопоэтического таланта. Когда он выступал против прусского короля, то вовсене для того, чтобы, подобно Гервегу и другим, поучать его или убеждать впреимуществах свободы, а для того, чтобы отучить немецкий народ раз инавсегда от почтения к королям "божьей милостью". Гейне так высмеял короля,что умеренные либеральные круги поторопились отмежеваться от него. Небольше, чем прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV, посчастливилосьбаварскому королю, - Гейне написал "Хвалебные песни королю Людвигу" для"Немецко-французского ежегодника", издававшегося Марксом и Руге; за этопоэт оказался в списке лиц, подлежащих аресту. С тех пор Гейне никогда ужене решался ступить на прусскую землю. Он едва избежал высылки из Франции,которой добивались у французского правительства прусские власти. В этовремя Гейне создает свое замечательное произведение "Германия. Зимняясказка" (1844) - поэтически свободное повествование о поездке в Германию.Он описывает "старую" Германию такой, какой он ее нашел, но при этомговорит, часто используя фольклорные мотивы, о своих надеждах на грядущуюнемецкую революцию. Именно в том, что поэт не только сатирически рисует явления, которыеон не приемлет, но и раскрывает собственную позицию в общественной борьбе,дает себя знать новый этап его творчества. Впервые Гейне чувствует, что онне одинок в своих взглядах, что он не одинок в своих взглядах, что они всогласии с определенным политическим и идейным движением. Лишь некоторую часть написанных в это время политических стихотворенийГейне включил в раздел "Современные стихотворения" книги "Новыестихотворения", чтобы не дать слишком очевидных причин для запрещениякниги. Поэтому некоторые из наиболее значительных и острых стихотворенийпоявились в сборнике "Посмертные стихотворения", составленном более илименее удачно издателем его сочинений. Годы 1843-1846 - время наибольшего участия Гейне-лирика в борьбе,предшествовавшей революции. Во время самой революции Гейне почти невыступал с новыми произведениями, в дни революционного подъема во Франции ив Германии болезнь окончательно сразила его. Он уже давно испытывалнедомогание, теперь же болезнь полностью вступила в свои права, и последниевосемь лет жизни (Гейне умер в 1856 году) он был прикован к постели.Терзаемый страданиями, мучимый заботами об удобной квартире, лечении,деньгах, он не в состоянии был следить за бурными событиями 1848-1849годов; об этом свидетельствуют его письма. То, что немцы совершилиреволюцию, казалось ему более удивительным, чем самые фантастическиесобытия "Тысячи и одной ночи", а историческое восстание парижскогопролетариата июне 1848 года, отголоски которого доходили до его дома,оставалось ему не понятным. Лишь к концу революции Гейне смог в какой-томере справиться со своим положением, чтобы опять выступить с поэтическимипроизведениями. Два больших лирических сборника - "Романсеро" (1851) и"Стихотворения 1853 и 1854 годов", а также стихотворения, опубликованныепосмертно, - свидетельствовали об этом. Предпосылкой и содержанием поздней, послереволюционной лирики Гейнеявилось поражение революции в Европе, победа ненавистного старого порядкаи, не в последнюю очередь, стремительное развитие капитализма - все это,увиденное с точки зрения человека, для которого осуществление его идеалов,его революционных чаяний оказалось отодвинутым в далекое будущее, нокоторый, тем не менее, не отказался от борьбы против эксплуатации иугнетения. Надежду на продолжение и победоносное завершение борьбы за свободуГейне, несмотря на некоторые оговорки, связывал с пролетариатом и скоммунизмом. Об этом - и о том, какие противоречивые чувства это в немвызывает, поэт сказал ясно и определенно. Мировая общественность признала за творчество Гейне почетное место,которое по праву принадлежит ему в истории человеческой культуры. Литература:Большая Советская Энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1970.Библиотека всемирной литературы. Том 72. Генрих Гейне. Стихотворения,поэмы, проза. - М.: Художественная литература, 1971.Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск: НГУ, 1997.




Похожие:

Генрих Гейне iconГенрих Гейне
Впоследствии он менял места жительства несколько раз. Самсон Гейне – отец будущего поэта – был добрым, но довольно легкомысленным...
Генрих Гейне iconЗдоровье единственное богатство (Генрих Гейне)

Генрих Гейне iconГенрих Гейне (1797–1856)
«К ист религии и филос–и в Герм»(34), «Романтич школа»(36) – Г. стрем сблизить народы Фр. И герм. «Лютеция»(54) – отд издание публикаций...
Генрих Гейне iconДокументи
1. /Антоний и Клеопатра.rtf
2. /Бесплодные...

Генрих Гейне iconГенрих Манн: молодые годы короля Генриха IV
В это время он делает свой самый большой и значительный шаг на пути кпрестолу. Но окончательное торжество будет куплено не только...
Генрих Гейне iconГенрих шлиманн
Идеалист в нем уживался с прагматиком, мечтающий о тихом счастье бюргер с отчаянным честолюбцем. Генрих Шлиман, веривший в реальность...
Генрих Гейне iconСтатья Англия: от Эдуарда Исповедника до Вильгельма Завоевателя Статья Генрих I и Генрих II
Англия является самой большой административной и исторической частью Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии....
Генрих Гейне iconГенрих Бёлль

Генрих Гейне iconГенрих Шлиман

Генрих Гейне iconЖенщины в жизни и творчестве Генриха Гейне

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы