География в жизни и творчестве А. С. Пушкина icon

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина



НазваниеГеография в жизни и творчестве А. С. Пушкина
Дата конвертации10.07.2012
Размер335.08 Kb.
ТипРеферат
География в жизни и творчестве А.С. Пушкина


Дмитровская школа №10 с углублённым изучением предметов РефератПо предмету: «Литература»На тему: География в жизни и творчестве А.С. Пушкина. ученика: Чистякова Максима 9 «Б» класса. преподаватель: Кузнецова Любовь Борисовна. июнь 2001 год Содержание Введение………………………………………………………. 31. А.С. Пушкин «великий путешественник»……..…………… 52. «Россия слишком мало известна русским»…………………..63. Путешествие в Арзрум………………………………………...74. Петербург, Москва, Подмосковье ………………..………….115. Южная ссылка…………………………………………………136. Михайловское………………………………………………….147. Географы-исследователи—друзья Пушкина……..………….188. «И друг степей калмык»………………………………………199. Топонимика пушкинских местПсковская область…………..…………………….………………2311.Приложение……………………………………………...…….2612.Список использованной литературы…………………………28Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места вдаль, Другой — сидеть себе на месте, Листать обратно календарь. А.Т. Твардовский Путешествие — литературный жанр, в основе которого описание странствийгероя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах,народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее. Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но авторможет ставить философские, публицистические, психологические идругие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных,воображаемых странствиях (утопия, фантастика). Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится длянего испытанием. Исторические вехи развития. а) Странствующий герой активно перемещается в пространстве какнаблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям(слушателям): — Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298)— о путешествии на Восток, в Китай. — Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век — обиндийских впечатлениях. — Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы — о культуре о. Пасхи. б) При восприятии читателем литературного путешествия его вниманиепереместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементыперемещения в пространстве уже не имели решающего значения.. Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие изПетербурга в Москву».. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культэкзотики, а «духовные скитания» романтического героя показаны как «бегство» из неволи. — Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотивстранствия становится одним из способов раскрытия характера героя. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется. — Сервантес. «Дон Кихот» — пародия на рыцарское путешествие.. В.Ерофеев в поэме «Москва—Петушки» пародирует Радищева. Многообразие жанровых форм.1. Собственно путешествие (путевой дневник).. Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которойстановится путешествие.. Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».3. Роман.. М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».4. Основная часть произведения.. «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».5. Очерк. Пушкин. «Путешествие в Арзрум».6. Свободное повествование.Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию,новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя. Основные элементы путешествия.Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространствеи времени?. Маршрут, транспортные средства, дороги;. пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьерыдомов;— люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди;. сценки:— вкусовые ощущения. — Внешние впечатления — чувство, оценка увиденного-общечеловеческий(публицистический) вывод. Следовательно, литературное путешествие относятся к художественно-публицистическим жанрам. Писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие,которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этомстранствующий в своем движении вперёд в пространстве сворачивает наисторическую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоватьсячем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболеепублицистическими. Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия? — Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы; — возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств. С детских лет путешествияБыли моею любимой мечтой А.С.Пушкин«Способность Пушкина свободно переноситься во все сферы жизни,во все века истраны…».Эти слова В.Г.Белинского о великом поэте приходят на ум, когдасоприкасаешься с его творчеством. Пушкин-целый мир, неиссякаемый кладезь для исследователей разныхспециальностей: для литературоведов и языковедов или историков иискусствоведов, для географа, и для топонимиста. Вся жизнь поэта была наполнена вольными и невольными путешествиями.Справедливо замечено исследователем его путешествий П.П. Померанцевым:«Значение путешествий Пушкина для развития его творчества чрезвычайновелико,хотя,может быть, оно ещё не всеми достаточно оценено. А ведь именноблагодаря путешествиям было создано большое число творений великогопоэта,благодаря им Пушкин нашёл много новых сюжетов и образов…Сколькоже наездил наш великий поэт?.. 34750км!(это вкючая 20 поездок в Москву, вБолдино, в Боровичи, в Торжок, в Старицу, в Ярополец, на Полотняный Заводпод Калугой и прочие места, входящие в обычные его поездки.) Пусть даже34000км-цифра даже для профессионала-путешественика значительная, почтиокружность земного шара… Пржевальский за свои центрально-азиатскиестранствия совершил около 30000км. Разве после этого мы не назовем нашегогениального поэта путешественником? Он был действительно настоящим изамечательным путешественником». И его творения содержат немало географических понятий и описаний,пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеютнепосредственно географический характер.Академик Л.С.Берг считал, что этодаёт «нам право причислить к семье географов великого поэта». У него, можносказать, душа лежала к географии, недаром слова «география»,«географический», «географ» многократно встречаются в пушкинскихпроизведениях. Имя поэта увековечено во множестве географических названий, и не толькогеографических. Ему воздвигнуты памятники во многих местах страны-в больших и малыхгородах, в посёлках и сёлах.Установлены они и за рубежом. И это тожезаслуживает изучения, ибо все, что относится к памяти поэта, вызываетширокий общественный интерес его почитателей. О Пушкине известно, кажется, все, но далеко не всё осмыслено. У каждого есть свой Пушкин,и каждый его по своему любит. Один больше внём любит одно, другой -другое. Меняется любовь к Пушкину и с возрастомчеловека-она становится глубже, осознанней, если так можно сказать, мудрее. В литературе освещены многие стороны пушкинского гения. И все же можнослышать (даже от людей достаточно эрудированных): Пушкин-поэт, и об этомнадо писать, этим, главным в нём, и надо заниматься. Но это в корне не-правильное мнение, просто заблуждение. Если В.Г. Белинский назвал роман«Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни, то Пушкина можно назватьрусской энциклопедией-столь широк был его кругозор. Недаром П.Я. Чаадаевпосле кончины Пушкина назвал его «грациозным гением» и поставил рядом со«всеобъемлющим умом Ломоносова». «Россия слишком мало известна русским» Что русским Россия мало известна- в этом А.С. Пушкин был глубокоубеждён. Не случайно готовил и помещал в своём «Современнике» статьи, в томчисле свои, популяризировавшие географические и исторические знания,расширявшие представления читателей о стране. А.С. Пушкин, будучи осведомлён и в истории и в географии, знал, что вцарствование Бориса Годунова был исправлен и дополнен при участии его сынаФедора «Большой чертёж»-первая географическая карта Русского государства. Это нашло отражение в одной из сцен трагедии «Борис Годунов». Царь. А ты, мои сын, чем занят? Это что? Федор. Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва, Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море, Вот пермские дремучие леса. А вот Сибирь. Царь. А это что такое узорам здесь виется? Федор. Это Волга. Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод учения! Как с облаков ты можешь обозреть Все царство вдруг: границы, град, реки. Учись, мой сын: наука сокращает Нам опыт быстротекущей жизни. Когда-нибудь, и скоро, может быть, Все области, которые ты ныне Изобразил так хитро на бумаге, Все под руку достанутся твою. Учись, мой сын, и легче и яснее Державный труд ты будешь постигать Пушкин устами царя Бориса выразил, чем география может помочьгосударственному мужу: «обозревать все царство вдруг» (т.е. одновременно),чтобы лучше понять его. За «географическим» монологом царевича стоит не только Пушкин-писатель, нои тонкий историк. Недаром в первом табеле лицеиста Пушкина 1812 г. егозанятия географией и историей были оценены высоко: «Очень хорошие успехи,довольно прилежен. Очень хороших дарований». Поэт и сам знал карты и умел их составлять. Карту он приложил к своей"Истории Пугачева" и, отвечая на критику, что нагрузка этой карты невелика,объяснил: "Карта далеко не полна; оная была необходима, и я не имелвозможности составить другую, более совершенную" ("Замечания о бунте"). Географию, в частности экономическую,или, как ее в прошлом называли, статистику, А.С. Пушкин считалодной из важнейших наук в системе образования. В записке "Онародном воспитании" он делится такими соображениями: "Россия слишком малоизвестна русским; сверх ее истории, ее статистика, еезаконодательство требуют особенных кафедр. Изучение России должно будетпреимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян...""Занять умы" изучением страны, которой "определено было высокоепредназначение..."! Пушкин писал в статье "О ничтожествелитературы русской": "Ее необозримые равнины поглотили силумонголов и остановили их нашествие на самом краю Европы...Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающейРоссией... Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора ипри громе пушек". А.С.Пушкин ставил географию рядом с грамматикой: "...изучать грамматикуда географию" ("Дубровский"). Любовь к географии в широком смысле, можно сказать, была заложена в немсамой природой. В начале обучения поэта в Лицее, в одной из первых еготабелей, составленной в марте 1812 года, в части географии было записано:"В географии и истории: 1) Очень хорошие оценки. 2) Довольно прилежно. 3)Очень хороших дарований".Для познания России и вообще для его любознательной натуры А.С. Пушкинунеобходимы были путешествия. В этом он признавался в письме к П.В. Нащокину25 февраля 1833 года. Именно в тот год он совершил путешествие в Поволжьеи Приамурье. А.С. Пушкин был великим патриотом свое страны, простершейся «от финскиххладных скал до пламенной Колхиды», и окажись «под небо Африки моей», онвздыхал бы о «сумрачной России». Своим творчеством поэт вызывал ответныпатриотические чувства читателей, призывал изучать отечество и, говоря посовременному, совершать туристические походы: Друзья мои! Возьмите посох свой, Идите в лес, бродите по долине… «Сон» Как будто сказано сегодня! В то же А.С. Пушкин выступал против тех людей, которые «незаботятся ни о славе, ни бедствиях отечества, его историю знают только совремён кн. Потемкина, имеют понятия о статистике только той губернии, вкоторой находятся их поместия, со всем тем почитают себяпатриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в краснойрубашке». Теперь, когда более половины населения нашей страны имеет высшее исреднее образование, можно утверждать: Россия немало известна русским. А.С. Пушкин хорошо знал не только Россию,но имел обширные познания одругих странах, знал,как говорится, чем они дышат, чем примечательны ихгорода: К чему им сукна Альбиона И пышные чехлы Лиона… «Послание к Юдину» Подобные замечания можно встретить в ряде его произведений. Путешествие в Арзрум. Александр Сергеевич Пушкин мог бы сказать О себе так, как говаривал ИванПетрович Белкин: «...В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям;почти все почтовые трактиры мне известны; нередко смотрителя не знаю я влицо, с редким не имел дела...» («Станционный смотритель»). Как подсчитали исследователи, по 120маршрутам проехал поэт. В своем «Путешествии в Арзрум» А.С. Пушкин сообщает: «…Долго вел я потом жизнь кочующую, скитаясь то по югу, то по северу и никогда еще не вырывался из приделов необъятной России". А так хотелось поэту совершить далекое путешествие! Живя в Одессе, он, по свидетельству жены П.А. Вяземского, подолгупропадал на кораблях среди моряков. В январе 1824 года писал брату Льву,что ему хотелось «взять тихонько трость и шляпу и поехать посмотреть наКонстантинополь». А 7 января 1830 года А.С. Пушкин обращался к Бенкендорфу:«Покамест я еще не женат и не зачислен на службу, я бы хотел совершитьпутешествие во Францию или Италию. В случае же, если оно не будет мнеразрешено, я бы просил соизволения посетить Китай с отправляющимся тудапосольством». Но этим желаниям А.С. Пушкина не суждено было сбыться — выезд из Россииему был запрещен, хотя для поэта было важно заграничное путешествие. Но все же однажды во время путешествия в Арзрум А.С. Пушкингосударственную границу пересек. Путешествие на Кавказ, в действующую армию, он предпринял в 1829 году какговорится, на свой страх и риск после очередных осложнений в жизни: первоесватовство к Н.Н. Гончаровой оказалось неудачным, хотя прямого отказа поэтне получил. В автобиографическом наброске «Участь моя решена» поэтпризнавался: «...если мне откажут, думал я, поеду в чужие края». А крометого: «Снова тучи надо мною...»(«Предчувствие»). АС. Пушкин обладал тонкой наблюдательностью, и многие его путевые заметкимогут считаться образцами географического описания. Например, он сзамечательной точностью улавливает смену природных зон: «Переход от Европык Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмысглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности;показываются птицы, неведомые в наших лесах...» «Дорога наша сделалась живописна. Горы тянулись над нами. На их вершинахползли чуть видные стада и казались насекомыми... На скале видны развалиныкакого-то замка: они облеплены саклями мирных осетинцев, как будто гнездамиласточек». «Чем далее углублялись мы в горы, тем уже становилось ущелие. СтесненныйТерек с ревом бросает свои мутные волны через утесы, переграждающие емупуть... Я отстал от конвоя, засмотревшись на огромные скалы, меж коимихлещет Терек с яростью неизъяснимой». Здесь сразу видно, что пишет не просто географ, но и замечательный мастерслова, — столь высокохудожественно его описание, неожиданных сравнений.«Дорога шла через обвал, обрушившийся в конце июня 1827 года. Таковыеслучаи бывают обыкновенно каждые семь лет. Огромная глыба, свалясь,засыпала ущелие на целую версту и запрудила Терек. Часовые, стоявшие ниже,слышали ужасный грохот и увидели, что река быстро мелела и в четверть часасовсем утихла и истощилась. Терек прорылся сквозь обвал не прежде, какчерез два часа. То-то был он ужасен!» Это грозное явление в снежных горах прекрасно запечатлел в стихотворение«Обвал», написанном в год путешествия: Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы, И надо мной кричат орлы, И ропщет бор, И блещут сквозь волнистой мглы Вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, И с тяжким грохотом упал, И всю теснину между скал Загородил, И Терека могущий вал Остановил. Вдруг, истощась и присмирев, О Терек, ты прервал свой рев; Но задних волн упорный гнев Прошиб снега… Ты затопил, освирепев, Свои брега. И долго прорванный обвал Неталой грудою лежал, И Терек злой под ним бежал, И пылью вод И шумной пеной орошал Ледяный свод. И путь по нем широкий шел: И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вел Степной купец, Где нынче мчится лишь Эол, Небес жилец. Кавказские впечатления, как и впечатления других путешествий А.С.Пушкина, нередко служили темами для создания поэтических произведений (ихперечень дается в приложении). Еще прекрасный пример этого. Вот прозаическая запись виденного поэтом: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудесное зрелище: белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками». А вот стихи, навеянные этим зрелищем: Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег. Парит, чуть видный над горами. "Монастырь на Казбеке". О красоте снежных хребтов Кавказа А.С. Пушкин восторженно писал брату ещево время первого путешествия на Кавказ в 1820 году: «Жалею, мой друг, чтоты со мною вместе не видел великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины,которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными инедвижными;жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту (по-современному Бештау, что по-тюркски значит «пять гор»,— Машука, Железнойгоры, Каменной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии, —любопытен во всех отношениях» (письмо от 24 сентября 1820 г.). При этом надо подчеркнуть, что поэта дикая природа больше привлекала, чемокультуренная. Девять лет он не был на кавказских водах, и многое за этовремя изменилось: «Нынче выстроены великолепные ванны и дома. Бульвар,обсаженный липками, проведен по склонению Машука... Признаюсь: Кавказские воды представляют ныне более удобностей; но мне быложаль крутых каменных тропинок, кустарников и неогороженных пропастей, надкоторыми, бывало, я карабкался». Здесь интересно обратить внимание на то, сколь скрупулезно, оттачиваяфразы, работал АС. Пушкин над «Путешествием в Арзрум», в основе котороголежали его дневниковые записи. Вот так выглядел последний абзац в дневнике:«Конечно, Кавказские воды нынче представляют более удобностей, болееусовершенствования.— Таков Естественный ход вещей.— Но признаюсь: мне былобы жаль прежнего дикого, вольного состояния.— Мне было жаль наших крутыхкаменистых тропинок, кустарников и неогражденных пропастей, по которымбродили мы в прохладные кавказские вечера» Северокавказская часть трудного горного пути пройдена: «Пост Кобинаходился у самой подошвы Крестовой горы... Мы достигли самой вершины горы.Здесь поставлен гранитный крест, старый памятник, обновленный Ермоловым». «Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузиивосхитителен. Воздух юга вдруг начинает повевать на путешественника. Свысоты Гут-горы открывается Кайшаурская долина с ее обитаемыми скалами, сее садами, с ее светлой Арагвой, извивающейся, как серебряная лента, — ивсе это в уменьшенном виде, на дне трехверстной пропасти, по которой идетопасная дорога... Светлые долины, орошаемые Арагвою, сменили мрачные ущелияи грозный Терек». Вот и главный город Грузии — Тифлис. Он «находится на берегах Куры, вдолине, окруженный каменистыми горами. Они укрывают его со всех сторон ответров и, раскаляясь на солнце, не нагревают, а кипятят недвижный воздух.Вот причина нестерпимых жаров, царствующих в Тифлисе, несмотря на то, чтогород находится только еще под 41-м градусом широты» Поэтому северянинуПушкину жара казалась нестерпимой. «В Тифлисе главную часть народонаселения составляют армяне: в 1825 годубыло их здесь до 2500 семейств. Во время нынешних войн число их ещеумножилось. Грузинских семейств считается до 1500». Заметим, в начале XIX века в Тифлисе было всего около 15 тысяч жителей. Поэт дал описание Тифлиса, подчеркивающее торговое значение города:«Азиатские строения и базар напомнили мне Кишинев. По узким и кривым улицамбежали ослы с перекидными корзинами; арбы, запряженные волами, перегоражалидорогу. Армяне, грузинцы, черкесы, персияне теснились на неправильнойплощади...» Это наглядно отражало то, о чем один из исследователей ГрузииБурнашев писал: «Большой торг состоит у них с горскими и персидскимиближними соседями и в их рукоделиях, то есть медною посудою, бумажнымиполотнами, набивными крашенными и белыми, саблями и кинжалами, мелкимижелезными вещами, платьем, шапками и обувью». Из Тифлиса А.С. Пушкин послал, можно сказать, единственное за все времяпутешествия письмо — Ф.И. Толстому (между 27 мая и 10 июня 1829 г.). Интересно замечание поэта: «Грузинские деревни издали казались мнепрекрасными садами, но, подъезжая к ним, видел я несколько бедных сакель,осененных пыльными тополями». Но вот милая Грузия почти осталась позади. «Я стал подыматься на Безобдал,гору отделяющую Грузию от древней Армении. Широкая дорога, осененнаядеревьями, извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозьмалое ущелие, называемое, кажется, Волчьими воротами, и очутился наестественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт;подо мною расстилались злачные зеленые нивы. Я взглянул еще раз наопаленную Грузию и стал опускаться по отлогому склонению горы к свежимравнинам Армении. С неописанным удовольствием заметил я, что зной вдругуменьшился: климат был другой». В Армении: «Я ехал посреди плодородных нив и цветущих лугов. Жатваструилась, ожидая серпа. Я любовался прекрасной землею, коей плодородиевошло на Востоке в пословицу... Перед нами блистала речка, через которуюдолжны мы были переправиться».И вот вместе с русскими войсками А.С. Пушкин вступил в город, которому далпрекрасную географическую характеристику: «Арзрум почитается главнымгородом в Азиатской Турции. В нем считалось до 100 000 жителей, но,кажется, число сие слишком увеличено. Дома в нем каменные, кровли покрытыдерном, что дает городу чрезвычайно странный вид, если смотришь на него свысоты... Климат арзрумский суров. Город выстроен в лощине, возвышающейсянад морем на 7000 футов (2300 метров.). Горы, окружающие его, покрытыснегом большую часть года. Земля безлесна, но плодоносна. Она орошенамножеством источников и отовсюду пересечена водопроводами. Арзрум славитсясвоею водою. Евфрат течет в двух верстах от города. Но фонтанов вездемножество». Это путешествие поэта продолжалось почти четыре месяца— с начала мая доконца августа 1829 года- и оставило в душе поэта глубокий след. Через семьлет в одном из писем (к В.Д. Сухорукову) он писал: «В соседстве Бештау иЭльбруса живут и досуг и вдохновение». «Путешествие в Арзрум»— самое географическое произведение поэта— сталосвоего рода эталоном в описании путешествий. Так, например, о «ФрегатеПаллада» И.И. Гончарова говорится: «По мастерству ведения, по глубинепонимания того, что открывается взгляду путешественника, по какой-товолшебной естественности очерки Гончарова сродни «Путешествию в Арзрум А.С.Пушкина». Остров Буян С детских лет мы знаем: Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна В царство славного Салтана… И, конечно, считаем этот остров сказочным, мифологическим. Ведьпоэтическая сказка А.С. Пушкина основана на народной сказке, сюжет которойон записал в Михайловском со слов няни Арины Родионовны (в письме к братуЛ.С. Пушкину в ноябре 1824г. он писал: «...Вечером слушаю сказки — ивознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелестьэти сказки! Каждая есть поэма!»). «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкин начал писать в 1824 г., а закончил —после перерыва — в 1831 г. в другом варианте, по существу, написав заново.Он писал ее в Царском Селе летом, завершив к сентябрю, когда работа быстропродвинулась вперед. Основе сказочного названия лежит наименование реального острова, длякоторого вполне подошло название Буян (остров высоко — более чем на 160м—поднимается над водами Балтики). География пушкинских мест в России начинается с Москвы. Почему? Пушкин родился в Москве, а потом много раз бывал в столице. В черновиках к «Евгению Онегину» есть такие строки: В изгнанье, в горести, в разлуке — Москва! Как я любил тебя, Святая Родина моя! Пушкин любил свой родной город и в его произведениях Москва упоминается часто. Вспомним опять лирические строфы «Евгения Онегина» Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва Я думал о тебе! Москва…Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! На Пушкинской площади в Москве установлен памятник А.С. Пушкину. АвторАлександр Михайлович Опекушин. Открытие памятника состоялось в июне 1880г., с тех пор он неотделим от Москвы, стал одним из ее символов. Пушкинские места есть и в Подмосковье. Пушкину с детства было дорого подмосковное Захарово, имение бабушки МарииАлексеевны Ганнибал: Мне видится мое селенье, Мое Захарово: оно С заборами в реке волнистой, С мостом и рощею тенистой Зерцалом вод отражено. В зрелом возрасте Пушкин бывал еще в Остафьеве у Вяземского и вАрхангельском у Юсупова.Летом 1811 г. Пушкина увозят из Москвы, он поступает в Царскосельскийлицей. Царское Село под Петербургом — ныне г. Пушкин.Здесь, в Лицее распахнулась его душа впервые слава осенила его кудрявуюголову, здесь верили в его блистательную будущность, здесь он узнал первуюдружбу, которой оставался верен всю жизнь.В июне 1817г. Александр Пушкин окончил Лицей и с грустью распрощался сдрузьями. Промчались годы заточенья: Недолго, милые друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждет нас у порога, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит ни дорогу С волненьем гордых, юных дум.После окончания Лицея жизнь Пушкина связана до самой смерти с Петербургом.Жизнь Пушкина его поэзия, и архитектура Петербурга — все это вместе исоставляет понятие «Пушкинский Петербург» Вступление к поэме «Медный всадник»: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный. Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия. Через 3 года после окончания Лицея Пушкин за свои вольнолюбивые стихи иэпиграммы на властителей был сослан на юг с назначением в канцеляриюгенерал-лейтенанта Инзова. И с этого момента начинается кочевая жизньпоэта. Пушкинская кибитка кочевая стала темой для песни «Дорога» (из цикла«Дорога к Пушкину»). В мае 1820 г. А.С. Пушкин с семьёй генерала Н.Н. Раевского отправился путешествовать по Кавказу. В письме брату Пушкин писал: «Жалею, мой друг, что ты со мной вместе не видал великолепную цепь этих гор: ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и неподвижными». Но лучше всего Пушкин выразил свои впечатления в стихотворении «Кавказ». В августе 1820г. Пушкин с Раевским морем отправились в Крым. Сначала прибыли в Гурзуф, купались в море, объедались виноградом, потом через Алупку, Севастополь и Бахчисарай проехали в Симферополь, а затем в Кишинев. По дороге осматривали Бахчисарайский дворец. Здесь Пушкин узнал легенду о похищении крымским ханом Кирим-Гиреем» польской княжны Марии Потоцкой. В честь прекрасной возлюбленной хан Гирей во дворце построил фонтан. Этот фонтан назвали не только фонтаном любви, но и фонтаном слез. Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. Твоя серебряная пыль Меня кропит росою хладной: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный Журчи, журчи свою мне быль, Хвалу стране прочел я дальней: Но о Марии ты молчал (Фонтану Бахчисарайского дворца) Пушкин принес тогда и положил у фонтана две розы красную и желтую, символлюбви и измены. С тех пор к «Фонтану слез» приносят ежедневно две розы. Южная ссылка Пушкина связана с еще одним географическим местомРоссии — Одессой, где он жил до августа 1824 г., а уезжая, написалзамечательное стихотворение — настоящий гимн Черному морю. В годы южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей читающейРоссии. Он узнал, что такое успех и слава. А путь его лежал в Псковский край. Всемизвестны пушкинские заповедные места Псковщины: старинные парки и садыусадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, былинная статьСвятогорского монастыря, где покоится прах поэта. Здесь, на небольшомпространстве, можно увидеть удивительное сочетание «глуши лесов сосновых»,и светлых, живописных далей, древних городищ и небольших «озер лазурных»,соединенных «тихоструйной речкой». Указом Елизаветы от 12 января 1742 г.прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу была пожалована большая частьМихайловской губы, в которую входила 41 деревня, где проживало 800крепостных крестьян. Позже эти деревни были поделены между потомками. Впервые в Михайловском А.С. Пушкин побывал в 1817 году после окончанияЛицея. В псковской деревне, в постоянном общении с природой расцвёл егопоэтический талант. Михайловский парк был любимым местом прогулок поэта, источником еготворческого вдохновения. В нём есть две восхитительные аллеи — еловая илиповая. Величавая еловая аллея, где растут двухсотлетние ели-великаны,соединяет лес, с парком и усадьбой. Липовая аллея, где встречались Пушкин иАнна Керн, имеет второе название — "аллея Керн". Она заканчиваетсяполукружьями деревьев, образующих зелёные беседки. В центре усадьбы над рекой Соротью стоит дом Пушкина: «скромная семьи моейобитель», как называл её поэт. Рядом с ним под сенью большого двухвековогоклёна стоит маленький деревянный флигелек. Это знаменитый домик няни,утопающий в зелени кустов. Парк и усадьба замыкаются прудами. В середине одного из них «островуединения»— любимый уголок Пушкина. Через нижний пруд, обсаженныйсеребристой ивой, перекинут горбатый мостик. Дорожка отсюда ведёт вяблоневые сады. Примерно в километре от усадьбы поэта на берегу реки возвышается Савкинагорка, увенчанная часовней. Отсюда открывается превосходный вид на озеро ипарк, усадьбу и луга.А в 1819 г. Пушкин писал в Михайловском: Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. Эти строки из стихотворения «Деревня». В этом стихотворении Пушкиннарисовал незабываемые картины природы России. Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты: Везде следы довольства труда… Пушкин любил ставшее родным Михайловское. И здесь он нашел свой последнийприют. Еще в 1829г. писал поэт: И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. По широким ступеням каменной монастырской лестницы идут и идут люди,почитатели бессмертного гения Пушкина, к вершине холма, на котором белеетнадмогильный памятник поэту. Здесь остро чувствуешь и понимаешь Пушкина,призывавшего Отчизне посвящать «души прекрасные порывы». Среди многих памятных мест России, связанных с именем поэта, по-особомупримечателен уголок земли в нижегородском имении Пушкиных селе Болдино.Знаменитая Болдинская осень 1830 г. связана и с именем Натальи НиколаевныГончаровой, будущей жены поэта. Пушкин хорошо знал историю России и постоянно изучал подробностиисторических событий. Достаточно вспомнить «Полтаву», «Медного всадника»,«Бориса Годунова» и др. Осенью 1833 г. Александр Сергеевич отправился впутешествие по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии.Результатом этих поездок стали «История Пугачева» и «Капитанская дочка». Пушкин много путешествовал по России, его кибитка кочевая многократнопоявлялась в Твери-Торжке-Грузинах-Малинниках-Берново-Павловском-Курово-Покровском, Старице у своих друзей Вульфов, Полторацких, Понафидиных. Здесьон создал свое знаменитое «Зимнее утро», здесь заканчивал поэму «ЕвгенийОнегин». На тверской земле поэт черпал впечатления от русских пейзажей,исторических памятников, от усадеб с парками и аллеями и неизменнымипреданиями и легендами. Во многих произведениях великого поэта действуют силы природы. Онистановятся поэтическими образами. Это и бури завывание: То как зверь она завоет, То заплачет как дитя… «Зимний вечер» И легкий ветерок, ласкающий «листву древес» и разливающий негу: Ночной зефир Струит эфир. Шумит, Бежит Гвадалквивир. «Ночной зефир» Что значит зефир и эфир? Зефир, по древнегреческой мифологии, - это бог западного ветра, а впереносном смысле - легкий, теплый ветер, несущий влагу и вызывающийблаженство. «Тихо веющий зефир...» - так определил поэт его в одном изранних стихотворений («Блаженство»). «Зефир скользит и веет», — говорит онв другом стихотворении («Земля и море»). Зефир - это аллегоричное названиеприятной свежести, прохлады: «Куда вы? за город конечно, Зефиром утренним дышать…» «Чиновник и поэт» Эфир, по древнегреческой мифологии, верхний, наиболее прозрачный,лучезарный слой воздуха на уровне вершины горы Олимп, на которой обиталибоги во главе с Зевсом, богом-громовержцем. «Зефир струит эфир» значитлегкий ветерок несет чистый свежий воздух, приятную прохладу после дневногозноя. В переносном смысле эфир — символ чистоты. «Она чиста была душою, какэфир», - говорит поэт в поэме «Анджело». Встречаются в стихах поэта названия ветров - аквилон и борей. Аквилон - северный холодный ветер у древних римлян (его название влатинском имеет тот же корень — aquilo, что и слово — «орел»). Не случайноу А.С. Пушкина есть такие слова: Таков поэт: как Аквилон, Что хочет, то и носит он — Орлу подобно, он летает... «Египетские ночи» Борей (итальянская форма - бора) -северный холодный ветер у древнихгреков, который представлялся ими в виде крылатого седовласого старца,несущего холод и смерть. Вот строки, написанные АС. Пушкиным в Болдине: Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий, За ними чернозем, равнины, скат отлогий, Над ними серых туч густая полоса. Где нивы светлые? где темные леса, Где речка? На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора, Два только деревца, и то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено, И листья на другом, размокнув и желтея, Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея. «Румяный критик мой» В одном месте у А.С. Пушкина упоминается Эвр, как древние греки называлиюго-восточный теплый ветер (то же, что у итальянцев широкораспространившееся название его - сирокко): «Порфирная колоннада, открытаяс юга и севера, ожидает дуновения Эвра; но воздух недвижим...» («Мыпроводили вечер на даче».) В стихах А.С. Пушкина встречается и общий поэтический образ ветра - эол(повелитель ветров у древних греков, которого они изображали со скипетром вруке, восседающим на вершине скалы, под которой в пещере были заключеныветры): Где ныне мчится лишьЭол, Небес жилец. «Обвал» Или: Летит, как пух от уст Эола» «Евгений Онегин» В своих произведениях поэт употреблял и различные названия снежной бури-метель, вьюга, буран, вкладывая в них определенный смысл, ибо междупонятиями метель и вьюга, с одной стороны, и буран -с другой, естьнекоторое различие. Метель - общее название снежной бури, как достаточно сильного ветра соснегом. Вспомним повесть «Метель», в которой можно сказать, данаклассическая картина этого явления природы: «...Едва Владимир выехал за околицу в поле, какподнялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В однуминуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой,сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею». Вихревой характер снежной бури подчеркивается в другом ее названии -вьюга:«Вьется вьюга», - читаем мы в «Сказке о мертвой царевне и о семибогатырях». Метель и вьюга - названия-синонимы: Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей. «Весна, весна, пора любви...» Буран (от тюркской основы бур - крутить, вертеть) означает то же, что ивьюга, но это название распространено главным образом в степной полосе юго-востока (в частности, в Приуралье), откуда еще несколько веков назад этослово пришло в русский язык. Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанскаядочка», действие которой происходит под Оренбургом: «Ну, барин, - закричалямщик, - беда: буран!» Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветервыл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным». Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэтв своих произведениях, например, в стихотворении «Буря», «Зимний вечер»,«Туча» и других.В стихотворении о туче говорится: Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. Хотя над А.С. Пушкиным в жизни много промчалось бурь, но в этомстихотворении, имеющем точную дату написания — 13 апреля 1835 г., он едвали имел в виду конфликт почти годичной давности. Поэтический образ грозной силы природы появляется в последних строкахпоследнего стихотворения поэта, посвященного 25-й годовщине Царскосельскоголицея:«Была пора: наш праздник молодой...», которое, по свидетельству очевидца,на собрании лицеистов первого выпуска он не мог дочитать — столь сильно былвзволнован. Вот они, незавершенные строки: И над землей сошлися новы тучи, И ураган их... Знал А.С. Пушкин об ураганах не только вообще, но и, в частности, острашном «аравийском урагане» (самуме), сравнимом с «дуновением чумы».Эти примеры показывают, сколь разнообразно и органично использовал великийпоэт образы сил природы, которой он посвятил немало своих стихотворений,нарисовав картины, и грозные, и идиллические, в противоборстве сил и вумиротворении. Обратим внимание на такой интересный факт. В «Истории села Горюхина» А.С.Пушкин устами своего персонажа говорит о неких обнаруженных им бумагах,которые «заключали...неоценимый запас экономических, статистических,метеорологических и других ученых наблюдений», относящихся ко второйполовине XVIII в. В пушкинское время еще не проводились, за исключениемПетербурга, регулярные наблюдения за погодой на метеостанциях. Они велисьотдельными лицами (в Москве в 1820-1853 гг.). Одной из первых метеостанцийв России вне столицы стала станция в Нижнем Новгороде, организованная в1835 г. при Нижегородской мужской гимназии. Постоянная же служба погоды вРоссии была создана в 1872 г. Географы-исследователи — друзья поэтаПушкин обращался к географическим исследованиям России и был знаком сучеными-исследователям.Поэт был лично знаком с К.И. Арсеньевым (1789-1865). ПрофессорПетербургского университета Арсеньев — автор учебника «Краткая всеобщаягеография». В труде «Статистические очерки России» Арсеньев пыталсяобосновать экономическое районирование России.Кстати, в библиотеке поэта (это несколько тысяч томов) почти 10% составляликниги географического содержания.Среди друзей Пушкина — известный русский мореплаватель Федор Матюшкин (1799-1872), участник кругосветной экспедиции географа-океанографа ВасилияГоловнина (1817-1827) и полярной экспедиции Ф.В.Врангеля (1825-1827).Матюшкин — создатель учебных карт. Полярный исследователь Матюшкинпредсказал существование о. Врангеля. Именно Пушкин наставлял лицейскоготоварища, как вести журнал путешествий. Федор Федорович Матюшкин (1799-1872) — единственный моряк среди лицеистов.Это ему поэт писал: Завидую тебе, питомец моря смелый, Под сенью парусов и в бурях поседелый. Это был выдающийся бесстрашный мореплаватель, знаток истории и теориифлота, горячий русский патриот. Именем Матюшкина назван мыс на побережье Ледовитого океана. В стихах к лицейской годовщине 1827 г. Пушкин вспомнил единственного моряка среди лицеистов: Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море И в мрачных пропастях земли… «И друг степей калмык» В пушкинских произведениях встречаются имена многих народов как известных,так и малоизвестных; одни из этих народов фигурируют под названиями,сохраняющимися до сих пор, а другие — под старыми, бытовавшими в прежниевремена. И прежде всего это имена народов, запечатленные в его прозорливом«Памятнике»: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Выбор поэтом приводимых в Памятнике» имен народов не случаен, как бывает уиных поэтов для рифмы, а глубоко продуман. В четырех названиях народов, посуществу, охвачена вся огромная территория России. «Гордый внук славян»представляет и русских, и украинцев, и белорусов;финн — представитель народов, живущих на обширной территории севера страны;тунгус — народов Сибири и калмык — юга и юго-востока, монголо-тюркскихнародов. Правда, работая над этим стихотворением, поэт не сразу определилчетыре указанных народа. Как показывает черновик, бесспорным для него былитолько два имени, фигурирующие во всех вариантах стихотворения, — это«русский» и «финн». «Тунгус» и «калмык», включенные в начальный вариант,затем заменялись и намечались такие варианты: «и финн, грузинец, киргизец»,и «финн, грузинец и ныне дикой черкес». Как видно, поэт остановился наименах наиболее представительных народов, точнее, на именах народов,населявших обширную территорию страны — от берегов Балтики до Охотскогоморя, от Северного Ледовитого океана до Каспия. Это лишь подчеркиваетосведомленность А.С. Пушкина в вопросах народоведения, знание им историиразных народов, а историю калмыков он хорошо знал по рукописи Н.Я.Бичурина, о чем писал в примечаниях к «Истории Пугачева». Пушкин гордился своим народом, русским человеком, прежде всегокрестьянином, составлявшим основу русского народа. «Взгляните на русскогокрестьянина, — писал он, — есть ли и тень рабского уничижения в его поступии речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость егоизвестна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края вкрай по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают,исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите выв нашем народе того, что французы называют un badaud (Франц. ротозей);никогда не заметите в нем ни грубого удивление ни невежественного презренияк чужом) («Путешествие из Москвы в Петербург»). Финн у А.С. Пушкина явно собирательное имя, то есть относится не толькособственно финнам (суоми, как они сами себя называют), составляющимосновное население Финляндии, но и к родственны им карелам, эстонцам идругим народам финской языковой группы. Раньше, в дореволюционное время, ихтакже называл чухонцами (финское население в окружении Петербурга): По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца. «Медный всадник»Или: Твоя чухоночка, ей-ей, Гречанок Байрона милей, А твой зоил прямой чухонец. «К Баратынскому» В нашей стране народы финской группы (карелы, эстонцы, марийцы, мордваудмурты, коми.) составляют более 4 млн.чел., а площадь республик,образуемыхэтими народами, 1375 тыс. кв. км, то есть свыше 1/4 Европейской территорииСССР. Тунгусы, или, как теперь именуют по самоназванию народа, эвенки, хотя ипредставляют немногочисленный народ (всего 28 тыс. чел), образующийавтономный округ в составе Красноярского края, но расселен он не только натерритории округа, но и далеко за его пределами — на большей части Сибири,от Оби до Охотского моря. С калмыками поэт непосредственно общался, был гостем калмыцкой семьи встепной кибитке, отведывал национальное кушанье, правда, оно ему,привыкшему к русской кухне, не понравилось. Вот как описывает А.С. Пушкинсвое посещение калмыцкой семьи по пути на Кавказ в 1829 г.: «На днях посетил я калмыцкую кибитку (клетчатый плетень, обтянутый белымвойлоком). Все семейство собиралось завтракать; котел варился посредине, идым выходил в отверстие, сделанное в верху кибитки. Мне дали кусочексушеной кобылятины; я был и тому рад. Калмыцкое кокетство испугало меня; япоскорее выбрался из кибитки и поехал от степной Цирцеи» («Путешествие вАрзрум»). «И друг степей калмык» Многие народы фигурируют в его произведениях. Целую поэму поэт посвятил цыганам. которые «...шумною толпой по Бессарабиикочуют». Он две недели провел в цыганском таборе. «Живя в Бессарабии, - пишет ВА. Мануйлов, — Пушкин учился цыганскомуязыку знакомился с цыганскими песнями, записывал старинные молдавскиепредания и песни... «Черная шаль» — художественная переработка молдавскойпесни...». Не обойдены вниманием поэта и народы Кавказа. Посетив Грузию, он такотозвался о грузинах: «Грузины народ воинственный. Они доказали своюхрабрость под нашими знаменами. Их умственные способности ожидают большейобразованности. Они вообще нрава веселого и общительного» («Путешествие вАрзрум»). Проезжая по земле древней Армении, А.С. Пушкин остановился на ночлег усовсем незнакомых ему людей, которые приняли его весьма приветливо, Скоростаруха приготовила мне баранину с луком, которая показалась мне верхомповаренного искусства. Мы все легли спать в одной комнате; я разлегсяпротиву угасающего камина и заснул...». Это маленькая этнографическаязарисовка, показывающая быт простых людей Армении. Находясь в Прибалтике, герой незаконченного поэтом произведения («В 179*году возвращался я...») отмечает: «Издали слышалась печальная песня молодойэстонки». Г Конечно, А.С. Пушкину были знакомы болдинские соседи — мордва, а такжедругие наши соседи — чуваши и черемисы (ныне марийцы). Упоминаются в произведениях А.С. Пушкина и разные народы зарубежныхстран: арнауты, бошняки, далматы, валахи, османы, адехи, сарацины(сарачины) и другие, что указывает на широкие географические познанияпоэта. Арнауты — турецкое название албанцев, под которым они фигурируют в повести«Кирджали»: «...арнауты в своем оборванном и живописном наряде, стройныемолдаванки с чернолицыми ребятами на руках окружили каруцу» (каруца —плетеная тележка). Бошняки (боснийцы) — жители Боснии, в прошлом турецкой провинции, а нынереспублики в составе Югославии: «Беглербей со своими бошняками против наспришел...» («Битва у Зеницы-Великой» — из «Песен западных славян»). Далматы — жители Далмации, в прошлом австрийской провинции уАдриатического моря, а ныне области в Югославии: «А далматы, завидя нашевойско, свои длинные усы закрутили, набекрень надели свои шапки и сказали:«Возьмите нас с собою: Мы хотим воевать бусурманов» («Битва у Зеницы-Великой» — из «Песен западных славян»). Валахи — жители княжества Валахии, находившегося под властью Турции;затем, после освобождения, они вошли в состав румынской нации, и Валахиястала частью Румынии. Герой повести «Кирджали», по имени которого онаназвана, говорит: «Для турок, для молдаван, для валахов я, конечно,разбойник, но для русских я гость». А родом Кирджали «был булгар». Османы — старинное название турок (по имени турецкого султана XVI в.Османа I — основателя Османской империи). Был и я среди донцов, Гнал и я османов шайку; В память битвы и шатров Я домой привез нагайку —так вспоминает поэт свое участие в сражении под Арзрумом, о чем умалчиваетв «Путешествии в Арзрум», поместив только рисунок, на котором изобразилсебя на коне с пикой. Этому есть свидетельство очевидца Н.А. Ушакова:«Перестрелка 14 июня 1829 г. замечательна потому, что в ней участвовалславный поэт наш А.С. Пушкин... Схватив пику одного из убитых казаков, онустремился против неприятельских всадников. Можно поверить, что донцы нашибыли чрезвычайно изумлены, увидев перед собою незнакомого героя в круглойшляпе и бурке. Это был первый и последний дебют любимца муз на Кавказе» .Между прочим, получив от автора книгу, в которой описан этот эпизод, А.С.Пушкин отвечал ему в июне 1836 г.: «С изумлением увидел я, что Вы и мнедаровали бессмертие — одною чертою Вашего пера». Этот эпизод навеял Пушкину стихотворение «Делибаш». Вот его начало:Перестрелка за холмами; Смотрит, лагерь их и наш; На холме пред казаками Вьется красный делибаш. Адехи — от самоназвания «адыге» трех родственных народов — кабардинцев,черкесов, адыгейцев, которых раньше также называли черкесами. Не для бесед и ликований, Не для кровавых совещаний, Не для расспросов кунака", Не для разбойничьей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба-старика. «Тазит» Сарачины (у поэта в форме сорочины), или сарацины, первоначально (уантичных историков) название кочевых племен Аравии, а затем вообще всехарабов, а иногда мусульман. Собственно сарачины — западные половцы. Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить… «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Примечательно еще пояснение А.С. Пушкина об «арабах» и «арапах» в письме кП.А. Вяземскому (вторая половина 1835-1856 гг.): «Араб (женского рода неимеет) житель или уроженец Аравии, аравитянин. Караван был разграбленстепными арабами. Арап, женск. арапки, так обыкновенно называют негров и мулатов. Дворцовыеарапы, негры, служащие во дворце. Он выезжает с тремя нарядными арапами" Названия разных народов у А.С. Пушкина органично вплетаются в ткань произведений, в которых даются меткие характеристики и определения, одним- двумя словами создающие их зримые образы: "Молдаван в усах и бараньей шапке".А.С. Пушкин был горячим поборником равноправия народов, их дружбы и,естественно, не считал зазорным принадлежность человека к тому или иномународу лишь бы порядочным он был. Поэт гордился своим предком (по материнской линии) — Ганнибалом, выходцем из Африки, «арапом» Петра Великого А сердце поэта беспокойно билось в тревогах за судьбы больших и малыхнародов, за будущее человечества. Дружба свободных народов — это мир на Земле, чего страстно желал А.С.Пушкин, предвидя его в грядущем.А.С. Пушкин вместе с великим польским поэтом А. Мицкевичем был убеждён, чтонаступит время, Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся. [pic] Топонимика пушкинских мест Псковская область Окрестности знаменитого Михайловского в Псковской области имеют древнююисторию, которая интересовала Пушкина и наложила отпечаток на еготворчество. Попробуем проследить историю названий пушкинских мест. Усадьба Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку и куда приезжал в разныегоды, была заложена в середине XVIII века на месте деревни Зуево прадедомпоэта Абрамом Петровичем Ганнибалом. В одном из писем 1828 года Пушкинименует Михайловское Зуевым. Название восходит к неканоническому личномуимени (прозвищу) Зуй, ср. в Словаре В. И. Даля зуй - «провор, бойкийребенок», «арх. мальчишка, прислужник промышленников, кашевар; морс. юнга».В XVIII веке топонимическая система только формировалась, и часто одиннаселенный пункт имел несколько названий. Деревня — предшественницаМихайловского была известна под двумя названиями, различными попроисхождению,— Зуево и Устье. Если первое имеет в основе личное имя, товторое — географический термин. В районе Михайловского Сороть вытекает изозера Кучане, и устье здесь - это «исток, выход реки из водоема». Такоезначение термина устье, противоположное современному, зафиксировано встаринных актах и сохранилось в некоторых псковских говорах. Усадьба на месте деревни Зуево (Устье) стала центром владения Ганнибалов -Михайловской губы (т. е. «округа», «волости»). Административная единица ичерез нее усадьба Михайловское ведут свое название от монастыря архангелаМихаила (монастырь существовал здесь до XVII века). Принцип называнияусадеб и округов по соседним церквам и монастырям типичен для окрестностейМихайловского. Например, наименование одной из усадеб Ганнибалов вМихайловской губе Воскресенское связано с названием приходской церквиВоскресения Господня на Воронине, Егорьевская губа - владение соседейПушкина Осиповых-Вульфов - обязана своим именем Егорьеву монастырю, некогдаздесь располагавшемуся. Интересующий нас Михайловский монастырь упоминается в писцовой книге 1585года с указанием его местоположения: «Михайловский монастырь с Городища».Подобные названия-ориентиры часто встречаются в псковских и новогородскихписцовых книгах XV—XVI веков: деревня у Погоста, деревня на. Белом Лугу. Внашем случае обращает на себя внимание выбранный ориентир — городище«остатки древнего поселения». В славянских языках суффикс -ище оформлялпервоначально слова со значением «место, где что-либо происходило,находилось», то есть городище — это место, где располагался город. О какомже городе здесь идет речь? Об одном из укреплений средневекового«пригорода» Пскова - Воронича. В летописных источниках и актах начиная с XVвека приводятся различные варианты его названия: Воронин, Воронач, наконец,Воронеч/Воронич. В первоначальном заглавии трагедии «Борис Годунов», написанной Пушкиным вгоды Михайловской ссылки, мы читаем: Комедия о настоящей беде Московскомугосударству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве писал раб божий Александрсын Сергеев Пушкин в лето 7333, на городище Ворониче». Известен рисунок Пушкина, изображающий характерный пейзаж Тригорского,поместья соседей и друзей поэта Осиповых-Вульфов; городище Воронин в рядутрех близлежащих холмов, которые в местном говоре, да и по всей ЦентральнойРоссии зовутся горами. Отсюда и название усадьбы: Тригорское — усадьба,расположенная на трех горах. В годы ссылки поэт часто упоминал Тригорское в письмах: «Адрес мой: в Опочку, в село Тригорское...». Указанный здесь город Опочкаизвестен с XV века как псковский «пригород», в пушкинское время был центромуезда. Название происходит от слова опопа — др.-русск., ст.-слав. «скала,обломок скалы»; «известняк, глина» Пребывание Пушкина в Псковской губернии связано, в основном, сМихайловской ссылкой. После ее окончания в 1826 году начинаются годыстранствий Пушкина, когда он часто посещал тверские земли, лежащие подороге из Петербурга в Москву. В таких древних городах, как Тверь, Торжок,Старица, Пушкин бывал проездом, но названия их упоминаются в его переписке,а в поэтических произведениях становятся символом путешествий его и егогероев, входят в образ «государевой дороги» из Петербурга в Москву: Тоска, тоска! спешит Евгении Скорее далее: теперь Мелькают мельком, будто тени, Пред ним Валдай, Торжок и Тверь. На верхней Волге есть места, где Пушкин не только бывал проездом, но иостанавливался подолгу, где он много и плодотворно работал. Это тверскиеимения его соседей по Михайловскому Осиповых-Вульфов — Малинники,Павлов




Похожие:

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconГеография в жизни и творчестве А. С. Пушкина

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconI в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconВремена года в творчестве А. С. Пушкина
Изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина началось еще при его жизни, и, наверное, не осталось ни одной темы, которая не...
География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconРомантизм в творчестве А. С. Пушкина Романтизм в творчестве А. С. Пушкина
«. Ни в одной области литературоведения нет стольких противоречий, такой разногласицы, как в области понимания романтизма»[2]. Что...
География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconРомантизм в творчестве Пушкина

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconО назначении поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconТест№3 Жизнь и творчество А. С. Пушкина Часть Биография
Расставьте в хронологической последовательности важнейшие события жизни и творчества А. С. Пушкина
География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconПоэт и поэзия в обществе в творчестве Пушкина и Рылеева

География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconУрок внеклассного чтения Природная стихия и судьба в повести А. С. Пушкина «Метель» 6 класс
А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные...
География в жизни и творчестве А. С. Пушкина iconТема урока: сказочный мир А. С. Пушкина (литературная игра) Дата проведения: 10. 2007г. Учитель: Гришина Н. В. Цели
Оборудование: выставка рисунков «В мире сказок А. С. Пушкина», рисованный портрет А. С. Пушкина; выставка книг; кроссворд на доске...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы