Вавилон icon

Вавилон



НазваниеВавилон
н. э. Месопотамия
Дата конвертации10.07.2012
Размер210,6 Kb.
ТипРеферат
Вавилон


Содержание: Хамураппи. Нравы и законы Вавилонская башня Висячие сады Гильгамеш (О все видавшем) Вавилонские стены и дорога Мардука Составитель и оформитель: Динул РоманК 1800 г. до н. э. Месопотамия превратилась в грандиозный цветущий,заботливо ухоженный сад. Так как старые города с трудом приспосабливались кхозяйственной независимости, то новые способы ведения хозяйстваспособствовали укреплению торговых центров, таких, как Вавилон. Первыеправители небольшого царства Вавилона вели осторожную политику, заключаясоюзы с сильными соседними государствами – Ларсой, Исином, Мари, причёмточно выбирали наиболее выгодного партнёра. Так, первая пятёрка Вавилонскихцарей смогла значительно расширить свои владения, но он ещё не достигуровня союзников. Положение меняется, когда к власти приходит шестой царь Вавилона –Хаммурапи, который был одним из величайших политиков древности. Он управлялВавилоном с 1792 по 1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого царства,расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дниповелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себяосновную часть Двуречья. Нередко, даже не прибегая к использованиюсобственных войск, но используя продуманную систему политических союзов, онсмог разгромить самых сильных своих противников, впрочем, и союзников тоже.Таким образом Вавилонский царь расправился со своим главным союзником –царем северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим. После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложныезадачи. С одной стороны – чтобы его владения не распались на отдельныеобласти, как это было, власть царя должна быть могущественной. Однако, сдругой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян земли, собиратьремесленников в царские масткрские, вновь создавать крупные царскиехозяйства. Действия такого рода привели бы к моментальному упадку страны –люди успели привыкнуть к относительной свободе, самостоятельности, кдоходам от рыночной торговли. Но мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющиецарю управлять деятельностью подданых, став автором самого известного наДревнем Востоке сборника законов, названного историками «КодексомХаммурапи». В 1901 – 1902 гг. Французские археологи раскапывали развалины городаСузы, на протяжении многих веков являвшегося столицей государства Элам,восточного соседа древней Вавилонии. Вдруг лопата одного из работавшихударилась о какой-то камень. Очень осторожно, чтобы не попортить интересныйпредмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а впоследствии втрой итретий куски каменного столба. Учёным сразу врезались в глаза надписи иизображения, вырезанные на гладко вышлифованной поверхности чёрного камняискусным резщиком. Пришлось приложить огромные усилия для того, чтобы почтиполностью, за исключением нескольких трещин и выбоин, составить и тщательносклеить драгоценные для науки обломки – закруглённый базальтовый столб,высотой в 2 м. На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры свнушительными окладистыми бородами и в длинных одеждах, исподающих Дорогасамых пят. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчанавысоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперёд руке ондержал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял передтроном в подчительной позе. Под изображением шла огромная надпись причудливыми клинообразнымизнаками. Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврскогомузея. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервыепрочитал и перевёл на французский язык выдающийся учёный В. Шейль. Затемпоследовали переводы на другие языки, в том числе и на русский. Оказалось, что на столбе зписан тот самый «Кодекс царя Хаммурапи» (либо«Законы царя Хаммурапи»). Фигуры, выгравированные на столбе, изображалисамого царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы,изданные царём, и разрешал ему от имени богов творить суд и расправу надвсеми своими поддаными. Всего текст состоял из 282 его законов (кнастоящиму времени сохранилось только 247). Из этих законов в основном истало известно о временах правления царя Хаммурапи и о жизни Вавилона. Привступлении законов в силу, Хаммурапи заявил: «…Мардук направил меня, чобысправеливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в устастраны истину и справедливость и улучшил положение людей». Но правда лиэто? Попробуем воспроизвести события, поисходившие 37 столетий назад ипредставим себе площадь древнего Вавилона перед храмом верховного богаМардука… У ворот храма на высокой кирпичной площадке стоит кресло, украшенноезолотом и слоновой костью. На нём гордо и важно восседает царский судья. Побокам расселись жрецы и старейшины. Друг за другом проходят жалобщики,ответчики и свидетили. Вот бедный старик жалуется, что его сын умер в доме растовщика[1], гдеотрабатывал долг своего отца: «Растовщик бил моего сына, морил его голодоми заставлял работать по ночям. А мой сын не раб!!! Он вавилонянин родом, ане чужеземец!!! Он только три года должен был провести в доме у растовщика.На четвёртый год по закону царя его должны были отпустить на свободу. Ктовернёт мне сына которому оставался всего год до окончания срокаподневольной работы!?» По законам царя Хаммурапи, не уплатившего долг бедняка или его брали втак называемое «долговое рабство» на три года. Ростовщик приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитогои не нашли на нём ран. Только на спине обнаружены следы плети, но битьдолжника хозяин имел право. Ростовщик клянётся, что сын должника умер отболезни. Судья признаёт богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богачпо обыкновению пришлёт ему щедрые подарки. Потом приводят бледного старика. Соседи видели, что он лепил из воскафигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверно, ночью он бросаетфигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание: «Я не восксокрушаю, а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю егопечень». Тщетно скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злогоумысла. Озлобленные соседи не верят ему. Судья и свидетили идут к берегамЕвфрата. Обвиняемого связывают и бросают в воду. Он камнем идёт ко дну.Полумёртвого старика извлекают из воды и приговаривают к смертной казни –сама божественная река изобличила его. Все убеждены, что если бы он не былвиновен, то обязательно всплыл бы хоть на минуту. Бедный старик становитсяжертвой невежества и суеверий. Вообще, к судье могли обратиться только свободные люди – раб считалсятакой же собственностью, как бык, и убивать своих рабов хозяин могбезнаказанно. Так законы царя Хаммурапи охраняли жизнь и имуществорабовладельцев и укрепляли их власть над рабами и беднотой. Хаммурапи не стал отбирать землю у крестьян, создавая царские поместья.Он воспользовался воспользовался участками, выделяемыми ему, как царю,общинами. Сюда повелитель Вавилона посылал своих людей – войнов и такназываемых «мушкену». Мушкену являлись приближёнными царя и получали отнего зерно, скот и землю, т.е. всё негобходимое для ведения хозяйства.Кража имущества у мушкену, надо заметить, каралась строже, чем кража упростого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин черезверных ему и зависимых от него людей. Также Хаммурапи впервые ввёл уплату налогов только серебром, т.е.деньгами, поскольку раньше крестьяне восновном расплачивались натурой:мехами, продуктами и т.д. Это, впрочем, тоже представило много трудностей,так как многие жители продавали мало продуктов. Хаммурапи, однако так и не удалось создать крепкое государство. Уже приправлении его сына, Самсиулуны, Вавилон потерпел ряд крупных неудач. Но,всё же, Хаммурапи добился большего, чем его предшественники или цари другихстран – он первый создал законы, пусть несправедливые и лестные (да почтитакие же, как и сейчас!), но законы.Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света, однако она –одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона. Её название и понынеявляется символом сумятицы и беспорядка. О Вавилонской башне говорится в Книге Бытия, которая складываласьзадолго до нашей эры. В стране Сеннаар, в бассейне рек Тигра и Евфрата, напрекрасной, необыкновенно урожайной земле жили все населяющие Землю люди иговорили на одном языке. Жилось им всё лучше и лучше, и это ввело их вгордыню. «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И сталиу них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказалиони: построим себе город и башню высотой до небес; и сделаем себе имя,прежде нежели рассемся по лицу всей земли». Всё выше и выше поднималась башня, пока не встревожился Яхве и не решилпосмотреть, что она собой представляет. Человеческая гордыня привела его вгнев, и он смешал языки. И строители перестали понимать друг друга:побросав груды материала и орудия, которыми пользовались, отказались они отсвоего дерзкого замысла и рассеялись по всему свету. Подобные башни возводились не только в Вавилоне. Любой шумеро-аккадскийи ассиро-вавилонский город имел свой зиккурат – большой ступенчатый илибашенный храм со святилищем на вершине, где человек «звёзд небесныхкасался» и в которое «бог с небес вступал». При раскопках в Вавилоне Р. Кольдевею удалось обнаружить фундамент ируины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно,разрушена ещё до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая,которую воздвигли в память о первой. Сохранились следующие словаНабополосара: «К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню,которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть,фундамент её установив на груди подземного мира, а вершина её чтобы уходилав поднебесье». Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторонакоторого равнялась 90 метров. Высотоа башни тоже была 90 метров, первыйярус имел высоту 33 метра, второй – 18, третий и пятый – по 6 метров,седьмой – святилище бога Мардука – был высотой в 15 метров. Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого назания –«сковорода») на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов,храмовыми сооружениями и домами для поломников, которые стекались сюда совсей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками ипокрыт золотом. Цвет глазурованных плиток прекрасно контрастировал с мутно-жёлтыми водами Евфрата, над которыми у южных стен был перекинут каменныймост. Мост этот тоже был одним из самых удивительных сооружений ДревнегоВавилона. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательноосмотрел её и, может быть, даже побывал на её вершине. Это единственноедокументальное описание свидетеля-очевидца из Европы. «…В середине этого храмового священного участка воздвигнута громаднаябашня, длиной и шириной в один стадий[2]. На этой башне стоит вторая, а наней – ещё башня; в общем, восемь башен – одна на другой. Наружная лестницаведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи– должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. Вэтом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотойстол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человекне проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словамхалдеев, жрецов этого бога, бог выирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногдапосещает храм и проводит ночь на этом ложе… Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу ещё и другоесвятилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоятбольшой золотой стол, скамейка для ног и трон – также золотые. По словамхалдеев, на изготовление [всех этих этих вещей] пошло 800 талантов[3]золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и ещё одиногромный алтарь – на нём приносят в жертву взрослых животных; на золотом жеалтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеиежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празники в честь этого бога. Былаещё в священном участке в то время, о котором идёт речь, золотая статуябога, целиком из золота, 12 локтей[4] высоты. Мне самому не довелось еёвидеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статуюстрастно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить её…». Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела 8 ярусов, ширина самогонижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярусниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, т.е. вполовину меньше. Трудноне верить Кольдевею, человеку учёному и добросовестному, но, возможно, вовремена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой,которая за тысячелетия сровнялась с землёй и при раскопках Кольдевей ненашёл от неё никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из нихне мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидойвозвышалась над всей округой. На её строительство ушло 85 000 000 кирпичей,и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей: то, что начиналдед, продолжали внуки. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, нокаждый раз его востонавливали и украшали заново. Это понятно: правители,сооружавшие зиккураты, строили их не для себя, а для всех. Зиккурат былсвятыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячилюдей для поклонения верховному божеству Мардуку. Сначала люди выходили из Нижнего храма, где перед статуей Мардука,совершалось жертвоприношение, потом они поднимались по гигантским каменнымступеням лестницы Вавилонской башни на второй этаж. Жрецы тем временемспешили по внутренним лестницам на третий этаж, а оттуда проникалипотайными ходами в святилище Мардука. В это святилище народ не имел доступа– здесь появлялся сам Мардук, а обычный смертный не мог лицезреть егобезнаказанно для себя. Только одна избранная женщина, готовая разделить сМардуком ложе, проводила здесь ночь за ночью. Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевалиВавилоном и разрушали Вавилонскую башню – святилище Мардука. Набополасар иНавуходоносор отстраивали её заново. Кир, завладевший Вавилоном послесмерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим городнеразрушенным. Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретилчто-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в видеминиатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни. И всётаки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил отнеё только развалины, которые увидел на своём пути в Индию АлександрМакедонский. Его тоже поразили гигантские руины – он тоже стоял перед нимикак завороженный. Александр Македонский намеревался построить её снова.«Но, – как пишет Страбон, – этот труд требовал много времени и сил, иборуины пришлось бы убирать 10 тысячам людей два месяца, и он не осуществилсвой замысел, так как вскоре заболел и умер».В 90 км от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. Город давноперестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о егограндиозности. В VII веке до н.э. Вавилон был самым большим и богатымгородом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, нобольше всего поражали висячие сады царского дворца – сады, ставшиелегендой. Создание знаменитых садов легенда связывает с именем ассирийской царицыСемирамиды. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею былипостроены «висячие сады» в Вавилоне. Правда, вплоть до начала нашегостолетия «висячие сады» считались чистым вымыслом, а их описания – простоизлишества разыгравшейся поэтической фантазии. Первой способствовала этомусама Семирамида, вернее, её биография. Семирамида (Шаммурамат) –историческая личность, но жизнь её воистину легендарна. Однако, наиболеереалистично её жизнь описывает греческий писатель Афиней из Навкратиса (IIв.н.э.). По его словам Семирамида вначале была «незначительной придворнойдамой при дворе одного из ассирийских царей», но была она «столь прекрасна,что своей красотой завоевала царскую любовь». И вскоре уговорила царя,взявшего её в жёны, дать ей власть всего на пять дней… Получив жезл и облачившись в царское платье, она сразу устроила великоепиршество, на котором склонила на свою сторону военачальников и всехсановников; на второй день она уже повелела народу и благородным людямвоздавать ей царские почести, а своего мужа бросила в темницу. Так этарешительная женщина захватила трон и сохранила его до старости, совершивмногие великие деяния. Хотя, кроме известной Шаммурамат, мы знаем ещё нескольких «Семирамид».Об одной из них Геродот писал, что «она жила за пять человеческих веков додругой вавилонской царицы, Нитокрис» (т.е. около 750 г. до н.э.). Другиеисторики называют Семирамидой Атоссу, дочь и соправительницу царя Белоха,правившего в конце VIII в. до н.э. Однако знаменитые «висячие сады» были созданы не Семирамидой и даже нево времена её царствования, а позже, в честь другой – нелегендарной –женщины. Они были построены по приказу царя Навуходоносора для его любимойжены Амитис – мидийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала позелёным холмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целыегосударства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу внеприступную твердыню и окружил себя роскошью, беспримерной даже в тевремена. Свой дворец Навуходоносор построил на искуственно созданной площадке,поднятой на высоту четырёхярусного сооружения. Висячие сады были разбиты всеверо-восточной части дворца, на насыпных террасах, покоящихся на сводах.Своды поддерживалиась мощными высокими колоннами, расположенными внутрикаждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение – в ихосновании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитогоасфальтом. Затем шёл двойной ряд кирпичей, соединённых гипсом, ещё выше –свинцовые пластины для задержки воды. Саму террасу покрывал толстый слойплодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажисадов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами,покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров идавала достаточно света для растений. В повозках, запряжённых быками, привозили в Вавилон деревья, завёрнутыево влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели внеобыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы.День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожанными вёдрами,подавая в сады воду из Евфрата. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой взнойной Вавилонии были поистине чудом света. Но во время персидскогогосподства дворец Навуходоносора пришёл в запустение. В IV веке этот дворец стал резиденцией Александра Македонского. Тронныйзал дворца и покои нижнего яруса висячих садов были последним местом егопребывания на земле. Человеком, который раскопал «висячие сады», был немецкий учёный РобертКольдевей. Однажды при расопках Вавилона Кольдевей наткнулся на какие-тосводы. Они были под пятиметровым слоем глины и щебня на холме Каср,скрывавшем руины южной крепости и царского дворца. Он продолжал раскопки,рассчитывая под сводами найти подвал, хотя ему и казалось странным, чтоподвал оказался бы под крышами соседних зданий. Но никаких боковых стен онне нашёл: лопаты рабочих отрывали только столбы, на которые эти сводыопирались. Столбы были каменные, а камень в месопотамской архитектуре былбольшой редкостью. И наконец Кольдевей обнаружил следы каменного колодца,но колодца со странной трёхступенчатой спиралевидной шахтой. Свод былвыложен не только кирпичём, но и камнем. Вдруг Кольдевея осенило! Во всей литературе о Вавилоне содержалось лишьдва упоминания о применении камня в Вавилоне, причём это особенноподчёркивалось: при постройке северной стены района Каср и при постройке«висячих садов» Семирамиды. Он пришёл к убеждению, что найденное сооружениене могло быть ничем иным, как сводом подвального этажа вечнозелёных«висячих садов» Семирамиды, внутри которого находилась удивительная для техвремён водопроводная система. Но чуда больше не было: висячие сады были уничтожены наводнениямиЕвфрата, который во время паводков поднимается на 3-4 метра. И теперьпредставить их мы можем только по описаниям античных авторов и с помощьюсвоего воображения.Двойное название великой ассиро-вавилонской поэмы объясняется просто:клинописные тексты на глиняных табличках (ни шумерские, ни аккадские)вообще не имеют никаких заголовков. Их различают и каталогизируют по первойстроке. Эпос о Гильгамеше начинается так: О всё видавшем до края мира, О познавшем моря, перешедшем все горы, О врагов покорившем вместе с другом, О постигшем премудрость и всё проницавшем: Сокровенное видел он, тайное ведал, Принёс нам весть о днях до потопа, В дальний путь ходил,но устал и вернулся, Рассказ о трудах на камне высек… «Гильгамеш» велик уже хотя бы тем, что это – по существу первоепроизведение мировой классики, где устная мифологическая традиция,преследовавшая к тому же в основном религиозно-идеологические цели,переросла в связное художественное произведение. Герои эпоса, которых чтилии в Шумере, и в Ассирии, и в Вавилонии – в первую очередь, сам Гильгамеш,правитель Урука (стольного города на берегу Евфрата) – не бесплотныемифологические персонажи, а живые, полнокровные люди, полулюди, боги идругие существа, которые, по представлениям жителей Древнего Двуречья,населяли земной, подземный и небесный миры. В поэме ставятся и разрешаютсяфундаментальные вопросы бытия, жизни, смерти, бессмертия. Впервые в мировойклассики здесь обозначен красной нитью приоритет дружбы перед всемиостальными человеческими качествами. Характеры главных героев даны в динамике, диалектическом развитии: отвызывающего себялюбия и непримеримого противостояния – к побратимству иабсолютной готовности к самопожертвованию во имя друг друга. Фонтанфеерических чувств и «буйство плоти», клубок необузданных страстей и труднопостижимых с точки зрения современного читателя, зачастую слабомотивированных поступков – вот что такое великая аккадская поэма. Гильгамешне совсем обычный герой. Он – богочеловек: «на две трети бог, на одну –человек». Власть развратила его. Царь ведёт разгульный, неупорядоченныйобраз жизни. И его дворец – «место, где не кончается праздник». Там идётнескончаемый пир. На потеху Гильгамешу, его друзьям и дружине сюда то идело приводят молодых красивых девушек и юношей, которые становятсяучастниками непрерывных оргий, забывая дорогу в отчий дом. В городе царит паника. Его жители обращаются к верховным богам спросьбой утихомирить и образумить Гильгамеша. Боги согласны, но делают этоне совсем обычным способом. Они создают небывалое существо, покрытоешерстью, не ведающее никаких благ цивилизации, похожее на «снежногочеловека», к тому же и на самом деле «спустившегося с гор». Зовут соперникаГильгамеша – Энкиду. (В прежних переводах, и, в частности, сделанныхНиколаем Гумилёвым и ассирологом Владимиром Шилейко это имя звучало болеепоэтично – Эабани; но с тех пор научный перевод ушёл «далеко вперёд» всторону буквализма). Гильгамеш понимает, что наступает час его перерождения, но сначалахочет испытать самого Энкиду. Он посылает ему навстречу самую прекрасную илюбвеобильную женщину из своего окружения – блудницу Шамхат. Пройдя испытание любовью, Энкиду очеловечивается. Но он помнит наказбогов: необходимо также и перерождение Гильгамеша. Сойдясь в поединке, оба героя понимают: их сила не в противоборстве, ав единении. Они становятся побратимами. Отныне их судбюа нераздельна.Вместе они сражаются с врагами, вместе одолевают исполинского демонаХумбабу, чей голос «волнует море, колеблет землю, как потоп, сотрясаетстраны света». Дружба способна творить чудеса. Объединившись на основе кровной дружбы,Гильгамеш и Энкиду стали непобедимыми. Теперь это обеспокоило самих богов:разве может кто-то быть им равным. Сначала Гильгамеша попытались разлучитьс Энкиду с помощью богини любовной страсти Иштар, которая ни на миг несомневалась в очередной победе. Но герой отвергает домогательства страстнойи – он знает – мстительной богини. Отвергнутая Иштар обезумела отнанесённого оскорбления. При помощи верховных небожителей она насылает народной город Гильгамеша чудовищного огнедышащего быка. Тот беспощадноуничтожает его жителей и заодно пытается разделаться с Энкиду. Но Гильгамешпресекает чинимую расправу и убивает небесного быка. Боги вновьзабеспокоились: дружба двух побратимов, не знающих поражений, должна бытьрасторгнута. И они выносят приговор: один из друзей должен умереть. До насне дошли многие части поэмы, но, судя по всему, Энкиду добровольно вызвалсяпринести себя в жертву во имя священной дружбы. Гильгамеш остался один. Он впервые задумывается о жестокойнесправедливости, царящей в мире, решает сделать всё, чтобы вновь вернутьЭнкиду к жизни. Для этого необходимо постичь тайну бессмертия. И Гильгамешотправляется в беспримерное путешествие по всем мирам и землям в поискахспособа вызволить Энкиду из преисподней. Судьба приводит его к бескрайнемуокеану, где на далёком острове живёт прародитель всех людей Утнапишти. Онзнает тайну бессмертия, но не хочет выдавать её чужестранцу. Зато во всехподробностях рассказывает историю своей жизни. Когда-то Утнапишти вместе сженой по воли богов спасся от всесокрушающего потопа, ниспосланного загрехи людей на землю. В поэме развёртывается апокалипсическая картина техжутких событий. Кстати запечатлённый на глиняных табличках рассказПервопредка считается самым древним описанием светопреставления: он древнеебиблейских текстов и всех прочих – древнекитайских, древнеиндийских,древнеиранских, не говоря уже о преданиях индейцев обеих Америк, записанныхуже после испанских завоеваний: <…> Цепенеет небо, Что было светлым,– во тьму обратилось, Вся земля раскололась, как чаша. Первый день бушует Южный ветер, Быстро налетел, затопляя горы, Словно войною, людей настигая. Не видит один другого, И с небес не видать людей… Наконец Утнапишти сжаливается над своим гостем и открывает ему тайнубессмертия: «Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово, И тайну цветка тебе расскажу я: Этот цветок – как тёрн на дне моря, Шипы его, как у розы, твою руку уколют. Если этот цветок твоя рука достанет,– Будешь всегда ты молод». Гильгамеш немедленно бросается в пучину и достаёт чудесный цветок. Онторжествует: побратим Энкиду будет вырван из преисподней и вернётся кживым. Бессмертными можно сделать всех людей и, прежде всего, народ Урука.Но не тут-то было. На обратном пути, когда Гильгамеш совершал омовение,выползла коварная змея и похитила цветок бессмертия. Побратимам не сужденнобыло больше встретиться. Поэма обрывается на трагической ноте. Сказанноекасается только сюжета. Дух поэмы остаётся оптимистичным. «Нет уз святеетоварищества» – это сказал Гоголь сорок веков спустя. Впервые же –безвестный автор «Гильгамеша».Навуходоносор очень много строил в Вавилоне. Превратив столицу внеприступную крепость, он приказал высечь в камне надпись: «Я окружилВавилон с востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощьюасфальта и обожжённого кирпича. У основания рва я воздвиг высокую крепкуюстену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их меднымипластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не моглипроникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морскиеволны, водами. Чтобы предотвратить прорыв с этой стороны, я воздвиг наберегу вал и облицевал его обожжённым кирпичём. Я тщательно укрепилбастионы и превратил город Вавилон в крепость». 250 башен защищали город, имевший сто медных ворот и около 60 миль вокружности. Евфрат делил его на две части, и на каждом берегу возвышалсявеличественный дворец. Превосходный мост соединял оба берега, а вцарствование Семирамиды был даже вырыт тоннель под Евфратом. Один из двухдворцов был цитаделью, а другой – местом пребывания царей. Уже известный нам Роберт Кольдевей во время раскопок Вавилона обнаружилдва ряда вавилонских стен, которые тянулись вокруг города почти на 90километров. Это было в два раза больше окружности Лондона прошлогостолетия, а ведь Лонлон того времени насчитывал более двух миллионовжителей. Сколько же жителей в таком случае должно было проживать вВавилоне? А в начале 1900 года Кольдевей установил, что его рабочие раскопали ещёи третий пояс вавилонских стен. Если бы все кирпичи этих стен расположитьцепочкой, то получился бы пояс длиной от 500 до 600 тысяч киллометров. Имможно было бы опоясать земной шар по экватору 12 – 15 раз… Вторая стенабыла из обожжённого кирпича: для производства его в необходимом количестведолжны были работать 250 заводов с годовой производительностью в 10 000 000штук кирпича. Какаво же было назначение этих стен? Защищать жителей Вавилона отвражеских орудий? Возможно ли это за 2000 лет до изобретения пороха? Стены Вавилона с внутренней стороны были облицованы глазурованнымиплитками, покрытыми арнаментом, а также изображениями львов, газелей,драконов и воинов с оружием в руках. Уже в первые дни раскопок, когдаотрыли неполных 10 метров стен, Кольдевей нашёл почти тысячу больших ималых обломков от их украшений: львиные хвосты и зубы, ноги газелей илюдей, наконечники копий… И все 19 лет раскопок находки продолжались! По описаниям древних авторов и по книге Р. Кольдевея «ВоскресшийВавилон» теперь уже можно представить город времён Навуходоносора. На огромной равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытыезелёными и голубыми плитками, которые отражают солнечные лучи далеко кгоризонту. А за этими стенами и башнями – ещё более великолепные и высокие.В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом иТигром – легендарная Вавилонская башня. И весь этот волшебный пейзаж отражается в огромном озере, котороезащищало от нападения и без того неприступные стены. Хитроумная воднаясистема давала возможность в случае опасности затопить равнину вокругВавилона. Все авторы сходятся в том, что стены были возведены из кирпичей,скреплённых асфальтом. Но ещё больше, чем крепосные стены, Кольдевея (авместе с ним и весь мир) поразило другое открытие – «Дорога смерти», или,точнее, «Дорога для процессий бога Мардука». Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона– Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвящённому богу Мардуку. Этадорога двадцатичетырёхметровой ширины была ровной, как шнур, и вела сначалак воротам богини Иштар (мощному укреплённому сооружению с четырьмябашнями), а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата – к святилищу богаМардука. Посередине дорога была вымощена большими каменными плитами, и вовсю длину её обрамляли красные кирпичеые полосы. Пространство междублестящими каменными плитами и матовым мощением было залито чёрнымасфальтом. На нижней сороне каждой плиты было выбито клинописью: «Я,Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскуюдорогу поломников замостил я для процессии великого владыки Мардукакаменными плитами… О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!». Это была великолепная дорога, но всё же чудом света её делало совсемдругое. В сущности, она была огромным оврагом, похожим на прекраснооблицованный канал-шлюз. Ничего не было видно ни справа ни слева, потомучто с обеих сторон её обрамляли гладкие стены семиметровой высоты,заканчивавшиеся зубцами, между которыми на одинаковом расстоянии друг отдруга стояли башни. Внутренняя сторона стен была облицована блестящейглазурованной синей плиткой, и на холодном синем фоне её грозно вышагивалильвы с ярко-жёлтой гривой и оскаленной пастью с клыками. Сто двадцатьдвухметровых хищников глядели на паломников, за ними со стен ворот богиниИштар скалили пасти драконы, рогатые полукрокодилы, полупсы с чешуйчатымтуловищем и огромными птичьими когтями вместо лап. Этих вавилонскихдраконов было свыше пятисот. Почему набожные вавилонские паломники должны были идти по этой ужаснойдороге? Ведь вавилонская религия, хотя и была полна магии, чудес ифантастических существ, отнюдь не была религией ужаса. Но дорога Мардукавызывала чувство страха и превосходила всё, даже храм ацтеков в Чичен-ице,который называют окаменевшим ужасом. На этот вопрос исследователивавилонской религии так и не смогли ответить. Военные историкипредполагают, что дорога великого бога Мардука служила не просто дляпроцессий поломников, а была и частью оборонительной системы самой крупнойкрепости, которая когда-либо существовала в мире. Попробуем представить, что встретил бы враг, решивший захватить ВавилонНавуходоносора? Сначала ему бы пришлось преодалеть широкий ров, в которыйбыли бы пущены воды Евфрата. Допустим, это удалось… Для таких случаев вМесопотамии использовали ни лодки, а надутые воздухом овечьи бордюки, накоторых войны плавали, как на спасательных кругах. (Работники Кольдевеятаким образом каждое утро перебирались на работу с правого берега Евфрата.)Допустим, что враг преодалел и первую, и вторую, и третью линии стен. И вотон оказывается у главных ворот, а преодалев эти ворота, попадает на ровную,вымощенную и заасфальтированную дорогу, ведущую к царскому дворцу. Тогда избесчисленных отверстий в башнях на него посыпался бы дождь стрел, копий ираскалённых асфальтовых ядер. И не осталось бы ему ни малейшей возможностидля бегства. Кроме того, враг оказался бы междустен, наводящих ужас –львов, взирающих с грозным видом, а с ворот богини Иштар скалили бы пастисотни драконов. Дорога Мардука становилась для неприятеля настоящей дорогойсмерти. И всё-таки Вавилон пал… Пал, хотя стены Навуходоносора продолжалистоять и никто ими так и не овладел… Персидский царь Кир подкупил правящуюверхушку, пообещав ей сохранить все привелегии. И она открыла ему воротагородских стен и главные ворота богини Иштар. А щиты воинов, отдающих честьновому господину, прикрыли пасти грозных львов на стенах дорог Испльзуемая литература:Сто великих книг (Ю. А. Абрамов, В. Н. Демин. Москва. «ВЕЧЕ» 1999 г.)Сто чудес света (Н. А. Ионина. Москва. «ВЕЧЕ» 1998 г.)Энциклопедия для детей ТОМ I«Всемирная история» 1995г.Детская энциклопедия ТОМ VIII«Из истории человеческого общества» 1967г.Большая советская энциклопедия 1953г.-----------------------[1] Растовщик – человек, дающий деньги в рост, т.е. в долг под большиепроценты.[2] Стадий (греческое) – мера длины, впервые введена в Вавилоне.Вавилонский стадий равен 194 м.[3] Талант (в переводе с греческого: «весы») – мера веса, составляющая 7000драхн серебра.[4] Локоть – мера длины, равная длине локтевого сустава. Самый длинный«локоть» зарегестрирован в Вавилоне (550 мм). Всего же длина «локтяколеблится от 370 Дорога 550 мм.-----------------------[pic] Хаммурапи Нравы и законы Гильгамеш (о все видавшем) Висячие сады семирамиды[pic] Вавилонская башня[pic][pic] Вавилонские стены и дорога Мардука[pic][pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Вавилон iconДревний Вавилон
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Вавилон iconВавилон

Вавилон iconДревний Вавилон

Вавилон iconРелигия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон)

Вавилон iconВавилон крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв до н э
Вавилон iconРеферат по теме «Молодежь и время» Иванцивский М. В. Гр. Л11-2
Молодежный Вавилон – М.: Мол гвардия, 1989. – 219[5] с. – ( Свободная трибуна )
Вавилон iconДревний Вавилон
Набопаласар и его сын и преемник Навуходоносор II (604 561 до н э.) вели активную внешнюю политику. Навуходоносор II совершил походы...
Вавилон iconНаиболее информативные сайты
Мошкова, только по энергосбережению. Но видно сразу выстроить такой Вавилон энергосбережения одной, отдельно взятой команде не по...
Вавилон iconКонтрольная работа по всеобщей истории в 5 классе по теме: «Древний Восток: Египет, Двуречье, Финикия, Палестина, Вавилон, Ассирия»
Укажите, что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилонского царства
Вавилон iconОсобливості аккадської міфології
Це міфологія народів, що мешкали в долині рік Тигр та Євфрат ( Месопотамія, Дворіччя ) І створили величні держави – Вавилон (з XIX...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы