Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса icon

Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса



НазваниеМеханизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса
статьи Ф.В
Дата конвертации24.07.2012
Размер142,49 Kb.
ТипРеферат
Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса


Московский городской педагогический университет. Реферат. Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. Работу выполнила студентка 2-го курса вечернего отделения Пчельникова Галина Викторовна Научный руководитель: Кузина Галина Петровна. Москва 1998 год. ВВЕДЕНИЕ. В советской психологической литературе, начиная со статьи Ф.В.Бассина«О силе Я и психологической защите», активно обсуждаются те или иныеособенности психологи-ческой защиты. Выделяются защитные процессы изащитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическаязащита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение,отрицание, рационализация, проекция, регрессия и д.р.) некоторыми авторамивводятся другие механизмы защиты ( констрикция, переоценивание, агравация,дисфорическая защита и д.р.). Рассмотрим некоторые наиболее распространенные определенияпсихологической защиты. Она определяется как: психическая деятельность, направленная на спонтанное изживаниепоследствий психической травмы (В.Ф.Бассин, В.Е. Рожнов); частные случаи отношения личности больного к травматической ситуацииили поразившей его болезни (В.М.Банщиков); способы переработки информации в мозге блокирующие угрожающуюинформацию (И.В.Тонконогий); механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей вслучаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства,вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться сострессом (В.А.Ташлыков); механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С.Ротенберг); механизм компенсации психической недостаточности (В.М.Воловик,В.Д.Вид); пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненнойситуации (Р.А.Зачепицкий); динамика системы установок личности в случае конфликта установок(Ф.В.Бассин); способы репрезентации искаженного смысла (В.Н.Цапкин). Можно заметить, что в приведенных определениях психологическая защитавсегда является частью каких-либо других психических феноменов:деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. Причемспецификация этой части идет не по объекту, а через задание целей и функциизащиты, т.е. извне. Таким образом, психологическая защита не выделяется всамостоятельный процесс и механизм. В результате если более или менеепонятно, когда и зачем функционирует защита, то что это такое, непроясняется. В то же время можно выделить ряд общих моментов, характерных для всехопределений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а такжецель - снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом ипредотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. Здесь можноотметить, что основная смысловая конструкция всех определений почтисовпадает с психоаналитическим пониманием психологической защиты. ВедьФрейд также определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликтаи направленный на снижение чувства тревоги, связанного конфликтом. Разницатолько в определении того, что стоит за конфликтом. Как отмечалось выше, спецификация психологической защиты проводится непо объекту, а по целям и условиям протекания, выделение которых во многомзависит от исследователя, его теоретических установок и типа практики.Приписывая определенной психической активности цели защиты, исследовательвоспринимает некоторое поведение, фантазию, сон, творчество какпсихологическую защиту. Выше отмечалось, что основная структура многих определений понятияпсихологической защиты близка к психоаналитическому пониманию. Поэтомуинтересно проанализировать возникновение и развитие понятия в психоанализе.В концепции недирективной психотерапии К.Роджерса, являющейся во многихаспектах антиподом психоанализа, также используется понятие психологическойзащиты. Поэтому имеет смысл сопоставить эти столь разные концепции,использующие одно понятие защиты, но предающие ему различное значение.Глава 1. Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда. Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе«Нейропсихология защиты» (1894). Рассмотрим, в контексте какой практическойи научной работы и для решения каких проблем было введено это понятие. Как известно, исторические и логические истоки психоанализа лежат всовместной работе З.Фрейда и И.Брейера по изучению природы истерии и еелечения. Ее результаты были изложены авторами в работе «Этюды об истерии»,основой для которой явилось открытие И.Брейером смысла невротическихсимптомов. Оказалось, что истерический симптом ведет свое происхождение неиз неизвестных источников анатомической и физиологической природы, как этополагало прежнее научное воззрение, но из имеющих высокую эффективнуюценность психических переживаний, которые были амнезированы. На основеэтого была создана концепция истерии и разработан метод лечения. К.Г.Юнгследующим образом излагает ее: «...травма создает некоторое раздражение, откоторого при нормальных обстоятельствах освобождаются отводной реакцией, вслучае же истерии травма переживается не во всей полноте, вследствие чегопроисходит задержание раздражения или вщемление аффекта». Энергияраздражения, постоянно находящаяся наготове, поддерживает симптомы, причемони при посредстве механизма конверсии переводятся в телесную область.«Терапия имела своей задачей, согласно этому воззрению (речь идет о истерииЗ.Фрейда и И.Брейера), разрядить задержанное раздражение, т.е. в известноймере высвободить конверсированные суммы аффектов из симптомов. Эта терапияносила поэтому подходящее название «очистительной», или катарсической, и еецелью было вызвать отводную реакцию вщемленных аффектов». В этой концепции отношение между симптомом и сознанием сводится к тому,что симптом может существовать лишь в том случае, если в сознании онзамещает некоторые задержанные и амнезированные аффективные переживания. Истоит только бессознательные процессы, замещаемые симптомом, сделатьсознательными как симптом исчезает. Отсюда и вытекает особая процедуралечения. Терапевт, обратившись в гипнозе к состоянию психики клиента, когдау того произошла замена содержания сознания симптомом, должен вернуть всознание то, что было из него изъято вследствие невозможностиотреагирования; возвращенное в сознание содержание делает существованиесимптома невозможным. Важно подчеркнуть, что терапевтическая практика излечения истерии вгипнозе была определяющей по отношению к теоретическим построениям,дававшим естественнонаучное объяснение полученным феноменам. Затруднения впрактике, а именно ненадежность результатов лечения гипнозом, как известно,вынудили Фрейда искать другие пути к достижению катарсиса. В то же времятеоретические конструкции вполне удовлетворяли Фрейда и поиск новойпрактики он вел в рамках старой теоретической модели. Изыскивая новый метод достижения катарсиса, т.е. перевода травмирующихпереживаний из бессознательного в сознание и отреагирование их, З.Фрейдобратился к технике «настаивания» И.Бернгейма. Эта техника «делалавозможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминание об испытанномсомнамбулизме. Когда он их (пациентов) спрашивал относительно пережитого всомнамбулическом состоянии, они действительно сначала утверждали, чтоничего не знают, но, когда он не успокаивался, настаивал на своем, уверялих, что они все же знают, те забытые воспоминания всякий раз воскресали.Таким путем, без применения гипноза удавалось узнать от больного все то,что было необходимо для установления связи между забытыми патогеннымисценами и ставшимися от них симптомами». Ядро этой техники - настроение -стало одним из краеугольных камней психоанализа, что определилодирективность и конфликт при взаимодействии психоаналитика и пациента. Применяя эту технику, З.Фрейд столкнулся с сопротивлением, котороеоказали пациенты попыткам врача «бессознательные воспоминания привести всознание. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, аименно сопротивление больного». Именно на этой идее сопротивления Фрейдпостроил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил,что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление. На основефеноменов сопротивления З.Фрейд вводит понятие вытеснения: «Те самые силы,которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание,в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующиепатогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процессвытеснением и рассматривал его как доказанный неоспоримым существованиемсопротивления». Можно заметить, что введенные Фрейдом представленияпозволили ему осмыслить и объяснить, апеллируя к устройству психикичеловека, собственную психотерапевтическую практику. В этом смысле ониявлялись психотехническими схемами (средствами), которые затем трактовалиськак теоретические представления о самом объекте - психике человека.Действительно, Фрейд вводит понятие вытесненного бессознательного, котороеуже по своему определению находится в конфликте с сознанием. Первоначальновытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциацияпсихологической защиты произошла только в 1923 году в работе З.Фрейда«Страх», в которой опять же на основе дифференциации сопротивлений(сопротивление бессознательного, сопротивление из перенесения,сопротивление, исходящее из выгоды от болезни, сопротивление Супер-Эго) онвыделил такие способы защиты, как изоляция, отрицание, проекция и др. Вводя понятие вытеснения на основе феноменов сопротивления, которыепроявляются «здесь и теперь» в ситуации взаимодействия врача и пациента,З.Фрейд определил эмпирическую реальность (все, что происходит припсихоаналитической коммуникации, включая и аутокоммуникацию случая анализатерапевтом самого себя), на основе которой водились основные понятияклинического психоанализа (перенос, вытеснение и др.). Однако события вэтой реальности понимались таким образом, что все происходящее в общениибыло представлено как внутрипсихические явления, например конфликт не междуврачом и пациентом, а между сознательным и бессознательным, сопротивлениене психоаналитику, а осознанию, не эмоциональный контакт, а перенесение.Все события рассматриваются не в пространстве общения, а в проекции наплоскость психики. Почему З.Фрейд представил конфликт и в целом взаимодействие пациента сврачом как взаимодействие разных сил внутри самой психики пациента?Вероятно потому, что он был не только врачом, но и ученым, ориентированныместественнонаучно, который стремится понять природу изучаемого объекта(психики). Но еще и потому, что он хотел действовать не традиционно, а как«инженер», т.е. строить свои действия, опираясь на научные знания о психикечеловека. Именно поэтому все знания, полученные в психотерапевтическойпрактике на психотехнической схеме, З.Фрейд начинает трактовать как знанияо самой психике, ее природе и устройстве. В результате психотехническаясхема, в основе которой лежат конфликт в общении, сопротивление,преодоление сопротивления для осознания и от реагирования бессознательногоматериала, постепенно стала рассматриваться как представление самойпсихики, как ее теоретическая модель. Критерием правильности такой схемыстановится не ее эффективность в плане лечения, а истинность теоретическогопостроения (теории психики), внутренняя согласованность описания объекта,возможность понять процессы и механизмы, действующие в психике, и т.д. Поскольку психику Фрейд изначально рассматривал в аспектевзаимодействия сознания и бессознательного, то понятие вытеснения,объясняющее феномены сопротивления, в устройстве психики отражаетпространственное отношение двух различных сфер психики. На основе понятиявытеснения он выделяет особую сферу в бессознательном - вытесненноебессознательное, остальная часть бессознательного получила названиеподсознательного. Таким образом, на основе психотехнической схемы быласформирована первая модель психики - топографическая, состоящая из трехсистем: сознание, бессознательное, предсознательное. В ней бессознательное и сознание, по определению, находятся вконфликте. Защита реализует взаимоотношения в этом конфликте. Сознаниевоздействует на бессознательное посредством вытеснения, что являетсязащитой сознания от неприемлемых инстинктивных влечений. Бессознательноевоздействует на сознание посредством механизмов защиты, трансформирующихвытесненные влечения в формы, приемлемые для реализации в поведении исознании (рационализация, проекция, изоляция и др.). Чтобы эта модель былапрогностической (предсказывала поведение и реакции пациента), необходимобыло, следуя логике научно-инженерного мышления, жёстко зафиксироватьбессознательное, т.е. представить психику как работающий механизм. Если бы З.Фрейд перенёс в модель внутрипсихического конфликта всёмногообразие сил, действующих во внешнем конфликте (человек - культура,врач - пациент), с которыми он сталкивался в процессе психоаналитическойпрактики, то на такой модели невозможно было бы ввести процессы имеханизмы, которые определяли бы её функционирование как объекта со своейструктурой, энергией, механизмами. Только сведя всё многообразие сил,исходящих из бессознательного к либидо и противоположных им - к цензуре,З.Фрейд смог чётко ввести понятие защитного механизма и описать действиеконкретных механизмов защиты. Таким образом, в теоретической конструкции понятие защиты обозначаетопределённую функцию в структуре психики. С объективацией теоретическойконструкции защита начинает пониматься и как естественный (реальноработающий в психике) механизм. Но необходимо учитывать что эти механизмыимеют право на существование только в рамках породившей ихпсихоаналитической практики и теоретической конструкции.Глава 2. Понятие психологической защиты в концепции К.Роджерса. По типу формирования концепция К.Роджерса аналогична психоанализуЗ.Фрейда. Оба начинали практикующими психотерапевтами, решали проблемы,возникающие не в науке, а в практике. Эти проблемы привели к формированиюоригинальных терапевтических практик, которые вскрыли целые пластыэмпирических фактов и знаний. Для объяснения наблюдаемых феноменов впсихотерапии оба построили оригинальные теоретические концепции. К.Роджерстак пишет о формировании своей концепции: «Раньше всего была создананаиболее тесно связанная с наблюдаемыми фактами, наиболее основательнодоказанная теория психотерапии и изменения личности, которая быласконструирована, чтобы упорядочить известные феномены терапии». Если по типу формирования концепция К.Роджерса аналогична концепцииЗ.Фрейда, то по содержанию они во многих аспектах противоположны. К.Роджерскак учёный формировался в рамках гуманитарной парадигмы под влияниемамериканского философа Дж.Дьюи. Это определили его ценностную ориентацию впрактике психотерапии, выражающуюся в том, что «врач входит в тесныйличностный контакт со своим пациентом, отнесясь к нему не как учёный кобъекту исследования, не как врач, устанавливающий диагноз и назначающийлечение, а как человек к человеку». К.Роджерс - создатель недирективной,или центрированной на клиенте психотерапии, при которой врач, вступающий вглубоко личностный контакт с пациентом, видит в нём не больного, а«клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблемпутём активизации творческого начала своего Я. В психотерапии К.Роджерсаотвергается позиция психотерапевта как абсолютного авторитета, единственноактивной стороны во взаимодействии, каковой она является в психоанализе.Различия в ценностных позициях К.Роджерса и З.Фрейда привели к различнымсхемам построения практики психотерапии. В недирективной психотерапии усилия терапевта направлены наустановление эмпатического взаимодействия, которое полностью исключаетвозможность конфликта между клиентом и терапевтом. «Основная функциятерапевта - обеспечить ситуацию, в которой клиент может снизить своюзащищённость и посмотреть объективно на свои реальные мысли, чувства иконфликты. Таким образом, терапевт пытается создать атмосферу, в которойклиент чувствует себя безусловно принятым, понятым и оцененным какличность». Это говорит об отсутствии конфликта между терапевтом и клиентом. По теории Роджерса, при эмпатическом контакте клиенту становитсядоступным так называемый несимволизируемый опыт его внутренней жизни. Спомощью терапевта и чувства эмпатии к самому себе клиент получаетвозможность сознательно действовать с этим опытом, принять его. При этомпредполагается отсутствие всякого сопротивления со стороны клиента, чтодостигается отношением эмпатии. Наличие сопротивления при контакте говорилобы о недостаточной степени чувства эмпатии и служило бы препятствием началупроцесса психотерапии. Таким образом, внедирективной психотерапии терапевт стремится такизменить смысловую структуру ситуации, чтобы клиент имел возможностьсимволизации и проработки своего опыта. На встрече с психологами в МГУосенью 1986 года К.Роджерс акцентировал внимание на том, что воздействиетерапевта должно быть направлено не непосредственно на клиента, как впсихоанализе, а только на ситуацию, в которой находится клиент, чтобы онасоответствовала возможности актуализации «здесь и теперь» опыта клиента,который является для него угрожающим. В контексте взаимодействия стерапевтом эмпирически наблюдаемое сопротивление клиента, по Роджерсу,является способом изменения угрожающей ситуации, в которой он находится, авовсе не защитой в процессе осознания. На основе психотехнической схемы недирективной психотерапии К.Роджерсстроит теоретическую концепцию личности человека, основными концептуальнымисоставляющими которой являются:организм;феноменальное поле, которое есть все количество жизненного опыта;Самость, которая является дифференцированной частью феноменального поля исостоит из модели сознательных ощущений и оценок Я или «моё».Принципиальным в теории К.Роджерса является также понятие конгруэнтности(соответствия) Самости и Опыта, которое задаёт функциональный аспект вмодели личности. Для анализа понятия защиты в модели личности К.Роджерса используетсяупрощённый её вариант, фиксирующий соотношения Самости и Опыта. Неконгруэнтность Самости и Опыта приводит к тому, что «опыт, несовместимый с представлением индивида о себе, имеет тенденцию недопускаться к осознанию, каков бы ни был его социальный статус». Вситуации, «когда существует несогласованность, но индивид не осознаётэтого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Еслизначимый новый опыт демонстрирует противоречие столь ясно, что оно должнобыть сознательно воспринято, то индивид будет под угрозой и его Самостьдезорганизуется этим противоречием и неассимилируемым опытом». В этомслучае с целью сохранения структуры Самости выступает в действие защита:«Защита есть поведенческий ответ организма на угрозу цель которогоподдержать нынешнюю структуру Самости». Как было показано выше, психотерапевтическая практика К.Роджерсаориентируется не на выявление и анализ конфликта личности, а на созданиеусловий для принятия себя и самоактуализации личности клиента. Втеоретическую конструкцию К.Роджерс не вводит понятие конфликта, аэмпирический факт существования конфликтов и тревожности интерпретируетиначе: как неконгруэнтность Самости и опыта. Психологическая защитавыполняет функцию поддержания целостности Самости и является источникомнеконгруэнтности. Понятие Опыта превращает конфликтную позицию в материалдля работы человека с самим собой. Встав на точку зрения человека,К.Роджерс помогает ему справиться с угрозой, переосмыслить ситуацию, уйдяот конфликта и связанных с ним проблем. И так, теоретическая объяснительная конструкция К.Роджерса акцентируетне конфликт, а работу клиента над ситуацией или самим собой. Внедирективной психотерапии психотерапевт создаёт ситуацию полнойбезопасности, безусловного принятия личности клиента, что приводит к снятиюзащиты и ассимиляции опыта в структуре Самости. «При некоторых условиях,включающих главным образом полное отсутствие всякой опасности для структурыСамости, Опыты, с ней не согласующиеся, могут восприниматься и проверяться,а структура Самости изменяться, чтобы усвоить и включить подобные опыты». Необходимо признать, что реальный конфликт в сознании человека в этойтеории объясняется достаточно формально. По сути, в теоретическойконструкции К.Роджерса, и это естественно, нет средств для анализаконфликтов и связанных с ними различных форм защитного поведения. Напротив,у З.Фрейда объяснительная конструкция представляет широкие возможности дляописания конфликтов, так как она проецирует внешний конфликт на внутреннеестроение психики. Различие в этих теоретических конструкциях сказывается напсихотерапевтических стратегиях З.Фрейда и К.Роджерса. З.Фрейд предлагаетчеловеку справляться со своими конфликтами в «мире конфликта», а К.Роджерс- в «мире эмпатии». В обоих случаях у человека возникает новое пониманиеситуации и он может иначе действовать. Однако в первом случае другойчеловек выступает для клиента как актуальный или потенциальный противник, аво втором - как друг и союзник. Заключение. Рассмотренный материал показал, что в основе понятия психологическойзащиты лежит особым образом осмысленная психотерапевтическая практика. Еёособенность в том, что внешний конфликт человека с другими, а так жеконфликт пациента и врача служат основанием для полагания в психике сил,находящихся в конфликте друг с другом, и соответствующих механизмовпсихологической защиты. В тех же случаях, когда исходят из противоположныхустановок (эмпатия и др.), понятие защиты становится эпифеноменом. В лучшемслучае можно говорить о поведении личности, имеющем внешние чертыпсихологической защиты. Всё выше сказанное позволяет утверждать, чтодеятельность самого исследователя не может быть исключена из описанияфеноменов психологической защиты. Список использованной литературы:1. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии.,1969 №2 с.118-126.2.Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда иК.Роджерса // Вопросы психологии. 1990 - №4 - с.14-23.3.Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи1990, с.6-24.4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции., М. Наука, 1989, с.456.5. Фрейд З. Я и Оно. // Психология бессознательного: Сб. Произведений., М.Просвещение, 1990, с.425-439. Содержание:Введение.....................................................................стр.3Глава 1. Понятие психологической защиты вконцепции З.Фрейда..................................................стр.5Глава 2. Понятие психологической защиты вконцепции К.Роджерса..............................................стр.11Заключение.................................................................стр.15Список использованной литературы.......................стр.16




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса iconМеханизмы психологической защиты и стратегии совладания со стрессом матерей, имеющих детей, страдающих церебральным параличом
Дцп. Выявлены механизмы совладающего поведения, выполняющие предохраняющую функцию и усиливающие личностные ресурсы женщины-матери...
Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса iconКонтрольная работа по дисциплине «деловое общение» на тему: «Психологическая структура личности и практика делового общения»
Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З. Фрейда и действие механизмов психологической защиты
Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса iconКоммуникативный подход Карла Роджерса. Условия развивающего общения
Где может быть использована концепция развития личности и помогающих отношений К. Роджерса
Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса icon«Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм». Москва 1998 содержаниевведение. 2Философия и психоанализ. 3Основные понятия и идеи фрейдизма. 9 Психоанализ Фрейда. 9 Особенности воззрений последователей З. Фрейда. 12 Фрейд и неофрейдизм. 14Психоанализ и современная философия. 17 Проблемы онтологии в психоана

Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса iconРабочая учебная программа по дисциплине «Механизмы психологической защиты» для студентов дневного отделения факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса iconМеханизмы защиты

Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса icon«Право» является одной из важнейших тем курса обществознания, она вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. В проекте рассматриваются вопросы теории права, отрасли права, механизмы реализации и защиты прав и свобод.
В проекте рассматриваются вопросы теории права, отрасли права, механизмы реализации и защиты прав и свобод. Юридический анализ ситуаций...
Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса iconГрачев Г. В
Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты
Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса icon«Психоанализ З. Фрейда»
Фрейда и выросла в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает...
Механизмы психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса iconТема: Теория Эрика Эриксона в аспекте депривации
Фрейда пытались пересмотреть психоанализ, чтобы показать значения эго-процессов и проследить их развитие. Наиболее выдающимся из...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы