Основные направления научных исследований в России и за рубежом icon

Основные направления научных исследований в России и за рубежом



НазваниеОсновные направления научных исследований в России и за рубежом
страница1/3
Дата конвертации10.07.2012
Размер338,51 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Основные направления научных исследований в России и за рубежом


Основные направления научных исследований в России и за рубежом


Содержание
Введение. 3
1.Типы стран по уровню развития науки. 4
1.1 Страны с высоким уровнем развития науки (I группа) 7
1.2 Страны со средним уровнем разили науки (II группа). 10
1.3 Страны с низким уровнем развития науки (III группа). 11
2. Особенности российской науки. 13
2.1 Экспертиза критических технологий 18
2.2 Результаты экспертных оценок 19
3. Наука Западной Европы: реалии и перспективы. 23
3.1 Исследовательские позиции Европы . 24
3.2 Ведущие научные державы . 25
Распределение стран по количеству публикаций и их цитированию 2000 г 26
3.3 Перспективы науки в Европе 33
4. Научная деятельность в США 37
Заключение. 39
Список использованной литературы 40

Введение
Уровень развития национальных систем "науки и техники" стал на рубеже веков одним из основ­ных факторов, оказывающих огромное влияние на социальное и экономическое развитие стран мира, их место в системе мирового хозяйства. Расчеты исследователей показывают, что именно он и связанные с ним технические иннова­ции стали основой современного благо­состояния и высокого жизненного уровня населения [1]. В связи с этим изучение национальных научно-технических систем стран мира, уровня их развития представляется нам одной из важных задач научных исследований.
Мы считаем, что уровень развития науки и техники играет большую роль в экономическом и социально-политическом развитии как отдельных стран, так и всего мирового сообщества.
Для того, чтобы изучить основные направления научных исследований в России и зарубежом мы посещали библиотеки с целью получения информации о направлениях науки различных стран. Для проведения исследования мы пользовались статьями из периодических изданий, книгами, а также использовали информацию из интернета.
1.Типы стран по уровню развития науки
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных странах мира обусловлена, в свою оче­редь, особенностями исторического и социально-экономического развития и зависит от культурно-этнических факторов. Различия лежат в основном в особенностях организации научной деятельности, структуре и качестве научного потенциала, специ­фики исследований. Если рассматривать детальные отличия, то их фактически столько же, сколько имеется стран, участвующих в мировой научной де­ятельности. В этом отношении каждое государство уникально. Тем не менее страны со сходными чер­тами возможно объединить и группы, разделив тем самым всю их совокупность на несколько опреде­ленных типов. Отнесение к тому или иному типу является важнейшей характеристикой научной от­расли государства, способствует объективной оценке места страны в мировой научной системе.
Для определения типа страны необходима осо­бая методика оценки уровня развития ее науки, определенная система показателей. Однако измере­ние параметров науки методологически до сих пор представляется очень сложной задачей, что связано с самой природой науки. Ведь в отличие от других сфер деятельности общества, отраслей экономики, научный продукт — "идеи" — невозможно измерить количественно и качественно, выявить их прямую взаимосвязь с социально-экономическими фактора­ми. На сегодняшний день анализ выполним только на уровне их числовых характеристик, отражающих сферу науки как особый вид деятельности человека, отрасль хозяйства, а не как совокупность знаний [5].
Рассматривая науку в этом ключе как систему с "входом" и "выходом", каждый из которых характе­ризуется своими количественными показателями, все существующие научные показатели можно раз­делить на две группы. Во-первых, показатели, отра­жающие затраты материальных ресурсов, времени, кадровое обеспечение, т.е. ресурсные, "входные", показатели науки. Они могут быть выражены и в абсолютных и в относительных величинах. К абсо­лютным показателям относят, например, общее число ученых и инженеров, занятых в НИОКР, совокупные финансовые затраты, их распределение по областям знаний и видам научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских работ и т.д.
Во-вторых, индикаторы, оценивающие основ­ной "выход" научных исследований — производство некого научного знания (фундаментального и при­кладного), т.е. позволяющие определить получен­ный вклад в науку, степень "приращения" нового знания в определенной научно-технической облас­ти. Все количественные меры научного "выхода" базируются на предположении, что "выход" науки соответственно отражен в абсолютных и относитель­ных показателях научной продуктивности страны (общее количество научных публикаций и их удель­ный вес относительно населения страны, количест­во поданных заявок на выдачу патента на изобрете­ние и число уже выданных патентов и т.д.), а также на структуре технологических достижений государства, отражающихся в уровне компьютеризации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.
Показатели для оценки уровня развития научной деятельности в отдельных странах мира в 1999г.
Таблица 1

Показатели

Япония  

Россия  

Индия  

Нигерия  

Число ученых и инже­неров (тыс. чел.)

787  

495  

136  

1,3  

Расходы на НИОКР (млрд доя.)  

75,1  

1,4  

4,7  

0,021  

Количество научных публикаций (тыс.) .  

39,4  

17,2  

7,8  

0,3  

Число заявок на выда­чу патентов (тыс.)  

401  

46  

8  

0,2  

Доля высокотехноло­гичной продукции в экспорте страны (%)

38  

19  

11  

—  

Число компьютеров на 1 тыс. населения  

202  

32  

2,1  

5,1  

"Входные" показатели, их абсолютные величи­ны, показывающие масштабность задействованных в НИОКР ресурсов, по нашему мнению, служат пред­определяющими факторами для научных открытий, свершений и технических достижений. Это под­тверждает соотношение между уровнем затрачивае­мых ресурсов и научной продуктивностью стран мира. По абсолютным показателям втянутых в НИОКР ресурсам ведущие государства мира (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания) являются и главными производителями научных знаний, "мо­тором" научно-технического прогресса. Высокие аб­солютные показатели финансирования и занятого персонала в научно-технической деятельности Китая и Индии позволили им достичь прекрасных результа­тов в области ядерных исследований, освоения кос­моса и других областях знаний.
Однако оценка общего уровня развития науки, степени "наукофикации" общества, от которой в значительной мере зависят основные параметры его социального и экономического развития, уровень благосостояния населения возможны лишь на основе относительных показателей, характеризующих науч­ную деятельность. Использование относительных по­казателей дает возможность географического сопо­ставления больших и малых стран мира, выявления их типов по уровню развития науки.
В нашей типологии мы использовали показате­ли, которые, как уже было сказано выше, относятся к двум группам:
Ресурсные показатели науки:
а) число учёных и инженеров на 1 тыс. населения;
б) расходы на НИКОР на одного жителя страны (дол США);
в) расходы на НИОКР в расчете на одного исследователя (дол. США);
г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП страны (%)
2. Показатели эффективности науки:
а) количество публикаций на 1 тыс. жителей;
б) количество публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;
в) число заявок на выдачу патента от резидентов на 1 тыс. населения;
г) число заявок на выдачу патента от резидентов на 1 тыс. ученых и инженеров;
д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
е) число компьютеров на 1 тыс. населения.
Полученные результаты отсортировали по трем группам коэффициентов, оценивающим как уровень развития науки в целом, так и отдельно уровень научно-технического потенциала (ресурсы науки) и результативности проводимых научно-исследователь­ских работ [3].
1.1 Страны с высоким уровнем развития науки (I группа).
В данную группу входят 20 государств (с пока­зателями 1—0,5100). Наиболее крупные из них — США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция. Для этих стран характерны: высокие абсолютные и относительные расходы на НИОКР (около 80% ми­ровых), большое количество занятого персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля государства в финансировании н прове­дении исследований, лидерство в научно-техничес­ких достижениях и открытиях. Несмотря на сходные черты НИОКР, в данной группе можно выделить три подгруппы:
Подгруппа А. Страны с высокими ресурсными затратами и высокой эффективностью науки имеют и самые высокие коэффициенты, оценивающие уро­вень развития науки: Швеция, Швейцария, Япония, США. США и Япония являются общепризнанными мировыми лидерами в проведении научных исследо­ваний и ведущими в развитии новейших технологий.
Их научные системы — самые передовые в мире, о чем свидетельствует широта изучаемых про­блем, техническая оснащенность, а также статус науки в общественном сознании. Высокую эффек­тивность науки обеспечивает целенаправленное фи­нансирование частным капиталом и государством фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских разработок.
Соотношение коэффициентов уровня развития науки, ресурсов и результативности исследований по странам мира 1993-2000 гг.
Таблица 2

Страна

Россия  

Индия  

Нигерия  

495  

136  

1,3 );-  
   
4,7  

0,021  

Уровень развития науки

Ресурсы  

Результатив­ность  

Страна  

Уровень развит науки  

Ресурсы  

Результатив­ность  

1. Швеция  

1.0000  

0.9729  

0,9115  

14. Норвегия  

0,6471  

0,6175  

0,6768  

2. Швейцария  

0,9233  

0,8466  

1,0000  

15. Сингапур  

0,6468  

0,5585  

0,7352  

3. Япония  

0.9139  

1.0000  

0,8278  

16. Канада  

0,6395  

0,5782  

0,7016  

4 США  

0,8342  

0,8716  

0,7968  

17. Бельгия  

0,6377  

0,6869  

0,5885  

5. Дания  

0,7594  

0,6340  

0,8848  

18. Австрия  

0.3018  

0,6048  

0,5988  

6. Нидерланды  

0,7314  

0.6727  

0,7877  

19. Н. Зеландия  

0.5452  

0,3448  

0,7456  

7. Финляндия  

0.7230  

0,6207  

0,8253  

20. Ирландия  

0,5173  

0,4075  

0,6272  

8.Великобритания  

0,7141  

0,6727  

0,7555  

29. Польша  

0,1864  

0.2216  

0,1512  

9 Израиль  

0,7015  

0.8075  

0,5956  

31. Украина  

0,1862  

0,2669  

0,1056  

10. ФРГ  

0,6919  

0.7532  

0.6307  

32. Россия  

0,1819  

0,2290  

0,1348  

11. Австралия  

0,6858  

0,5714  

0,8003  

46. Индия  

0,0954  

0,1116  

0,0792  

12. Франция  

0,6580  

0,7766  

0,5395  

47. Китай  

0,0850  

0,0555  

0,1146  

13. Республика Корея  

0,6541  

0,6335  

0,6748  

57. Бенин  

0,0000  

0,0720  

0,0000  

Швеция и Швейцария — мировые лидеры по относительным показателям развития науки. Если рассматривать соотношение их "входных" и "выход­ных" показателей, то наука этих стран более эффек­тивна, чем в США и Японии. Например, по коли­честву Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн. человек) они 2—4 раза превышают США и более чем в 100 раз Японию. Однако в целом вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чём их соседей по подгруппе и отдельных других стран Европы.
Подгруппа В. Страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой эффективностью иссле­дований характеризуются многократным превыше­нием "расходов" над "доходами". К ним относятся ФРГ, Франция, Израиль. Наука этих государств более "фундаментальна", чем многих других высо­коразвитых стран. Затраты на теоретические иссле­дования в ФРГ и Франции превышают 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные центры и лаборатории проводят дорогостоящие экс­перименты, результаты которых, возможно, смогут оценить только в следующем тысячелетии. В резуль­тате — более низкая отдача научных исследований в целом, отставание в развитии технологий и др.
Подгруппа С. Страны с высокой эффективнос­тью исследований, но с относительно невысокими ре­сурсными показателями. К этому типу относятся преимущественно небольшие развитые страны Евро­пы (Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ир­ландия, Норвегия), а также Великобритания, Ав­стралия, Новая Зеландия, Республика Корея и Син­гапур. Для них характерно преобладание частного капитала в структуре финансирования и выполне­ния исследований и разработок (в Республике Корея его доля самая большая в мире — 82%), концентрация научного поиска в конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях зна­ний. Как следствие, относительно высокий уровень эффективности исследований.
1.2 Страны со средним уровнем разили науки (II группа)
В данную группу входит подавляющее боль­шинство стран мира, по которым выполнен анализ (с показателями от 0,5100 до 0,11ОО). Это развитые страны как Западной (Италия, Испания, Португа­лия, Греция), так и Восточной Европы, большинст­во государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Южной и Цент­ральной Америки. Большинство из них имеют отно­сительно молодую систему организации научных ис­следований, находящихся в стадии формирования национальных научных школ. Недостаток финансо­вых средств ограничивает возможности научного поиска, сдерживает развитие науки. Финансирова­ние со стороны государства полностью превалирует над частным. Его высокая доля объясняется более поздней стадией развития НИОКР в этих странах, а также общей структурой экономики — низкой долей наукоемких производств. Основные органы выполнения НИОКР — государственные научные центры и лаборатории, университеты.
Подгруппа А. Страны с приблизительно одинаковыми показателями затрат и эффективности
К этому типу относятся 11 стран; Чехия, Греция, Ис­пания, Словения, ЮАР, Румыния Болгария, Бела­русь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция. Состоя­ние науки отличается относительно высокой специ­ализацией, сильной территориальной концентра­цией в столицах и крупнейших городах. В структуре НИОКР большинства этих стран преобладают ис­следования в областях так называемой "классичес­кой науки" (природно-ориентированные исследова­ния, не требующие больших финансовых затрат). К ним относятся ботаника, зоология, фармакология, геонауки и т.д. В данной сфере здесь можно ожи­дать дальнейшего прогресса.
Подгруппа В. Страны со средними затратами, но относительно низкой эффективностью науки. К дан­ному типу государств относятся Россия, Польша, Хорватия. В настоящий момент они переживают не лучшее время для развития науки — низкое финан­сирование, сокращение научно-технического потен­циала.
Подгруппа С. Государства со средними и низкими затратами на исследования и относительно высокой эффективностью НИОКР. К этому типу относят 4 страны. В них также выделяются два подтипа. К странам со средними затратами и высокой эффек­тивностью относят Венгрию и Словакию. По степе­ни развития науки они наиболее близко стоят к высокоразвитым. Ко второму подтипу стран, т.е. к странам с низкими затратами и относительно высо­кой эффективность, относят Таиланд, Филиппины. Особенность здесь заключается в крайне низких показателях ресурсного обеспечения науки, способ­ного поддержать только научные исследования опи­сательного типа. Как правило, они не требуют боль­ших финансовых затрат, а эффективность, выражен­ная в публикациях, может быть весьма высокой. Поэтому соотношения в системе "затраты/продук­ция" в этих странах резко склоняются в пользу последних, что и оказало непосредственное влияние на место данных стран в мировой научной системе [2].
1.3 Страны с низким уровнем развития науки (III группа)
К данному типу относятся те 12 стран, по кото­рым оказался возможен анализ: Индия, Китай, Тад­жикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин (с показателями менее 0,1100). Подавляющее их боль­шинство — наиболее бедные страны мира. Среди них можно выделить две подгруппы. К первой отно­сятся Китай и Индия. Они характеризуются высо­кими абсолютными показателями финансирования, занятых в научном производстве, но низкими отно­сительными показателями. Ко второй подгруппе от­носятся все остальные страны группы. Для них характерно очень низкое финансирование, недоста­точное количество тучного персонала, неразви­тость научной инфраструктуры. Как правило, в них отсутствуют или созданы относительно недавно ор­ганы управления наукой, разрабатываются прави­тельственные программы по научно-техническому развитию. Финансирование научных исследований осуществляется либо за счет государства, либо с помощью иностранных спонсоров. Небольшие ин­вестиции идут в основном на финансирование ис­следовательских программ в области сельского хо­зяйства, горнорудного дела. Преобладание однопрофильного характера научных исследований влияет на характер научных публикаций: в среднем более70% всех научных статей имеютсельскохозяйственное­ направление.
Представленная типология не может рассматри­ваться как нечто законченное и неизменное. Систе­ма науки стран мира очень динамична. Ей свойст­венны периоды прогресса и регресса, отряжающиеся на изменении научного статуса страны в мире. В странах Центральной и Восточной Европы, СНГ происходит свертывание некоторых научных на­правлений, сокращается научно-технический потен­циал. В других странах наблюдаются противополож­ные процессы. Резкое повышение уровня развития науки в Республике Корея, Сингапуре, на о. Тай­вань — яркое тому подтверждение.
  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconКонкурс научных проектов российских молодых ученых для представления на научных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом в 2012 году Заявки принимаются до: 01. 09. 2012
Российский фонд фундаментальных исследований (далее рффи или Фонд) в соответствии с решением Совета Фонда от 29 марта 2012 года объявляет...
Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconНаправления и основные результаты научных исследований по теме "Информационные и коммуникационные технологии в образовании" Отчет
Московского института открытого образования (миоо) за период 2002-2008 гг в области использования информационных технологий и интернета...
Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconЭкспресс – бюллетень управления научных исследований эб №8 (207) 2 марта 2011 года о проведении открытых конкурсов, выполняемых в рамках мероприятия 1 «Проведение научных исследований молодыми учеными кандидатами наук»
«Проведение научных исследований молодыми учеными кандидатами наук» направления 1 «Стимулирование закрепления молодежи
Основные направления научных исследований в России и за рубежом icon1. Основные сведения о вузе (организации) > Показатели научного потенциала вуза (организации)
Финансирование и выполнение научных исследований и разработок финансирование научных исследований и разработок
Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconОсновные направления научных исследований кафедры международных финансов на 2011-2012 гг
Финансовые аспекты реализации международных инвестиционных проектов на условиях соглашения о разделе продукции
Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconЛекция Основные направления маркетинговых исследований План
Классификация маркетинговых исследований, место среди социологических, психологических исследований
Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconПрограмма фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 2012 годы
Основание для разработки Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, цели, задачи и основные принципы...
Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconContents Всероссийское совещание «Детская гастроэнтерология – настоящее и будущее»
Балашева И. И. Основные направления научных исследований по вопросам гастроэнтерологии и гепатологии на кафедре детских болезней...
Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconАнкета для формирования приоритетных направлений научных исследований кафедры/центра ими (название кафедры/центра)
Ими. По результатам анализа поступивших предложений будут сформирован и передан на утверждение Ректору мгимо (У) мид россии и Ученому...
Основные направления научных исследований в России и за рубежом iconКонкурс научных исследований в рамках Европейских или Международных научно-исследовательских объединений
И национальный центр научных исследований Франции (нцни) в соответствии с заключенным между ними договором о сотрудничестве и соглашением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы