Половое воспитание детей icon

Половое воспитание детей



НазваниеПоловое воспитание детей
Дата конвертации10.07.2012
Размер187,56 Kb.
ТипРеферат
Половое воспитание детей


Оглавление|Актуальность проблемы полового воспитания в педагогике |3 ||Теоретические основы проблемы полового воспитания |5 ||Общенаучный уровень методологии полового воспитания |9 ||Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек |11 ||Содержание и принципы полового воспитания |13 ||Выводы |15 ||Используемая литература |16 |I. актуальность проблемы полового воспитания в педагогике Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту всодержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущимипотребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежноприводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организациивоспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы впонимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системыобразования в целом. В современных условиях общественного развития особоостро встают проблемы социализации человека, приобщения его кобщечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений. В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентирына дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческихотношений, является половое воспитание. Традиционное понимание сутивоспитательной работы, определяемое тезисом "Какая разница: мальчик илидевочка, лишь бы человек был хороший", наглядно демонстрирующий идею"бесполой" педагогики, неумолимо уходит в прошлое. Вопросы половойидентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все большийкруг психологов, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащаяарсенал направлений и содержание современной отечественной педагогики. Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми дошкольноговозраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеетаналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегоднянаибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому,закрепленному в традициях разных народов, ориентированному надифференцированный подход к детям разного пола. Проблемадифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесносвязана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективыдальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнениюсоциальных ролей в обществе и семье. Для современной постановки вопроса о разработке систем половоговоспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено,связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии сего половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежествопедагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящеек стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовныхпреступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации навыполнение социальной роли в жизни (отца, матери). Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С.Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказываютсущественное влияние на половую социализацию ребенка, являясь"исключительно важным агентом половой социализации" /13, стр.,665/. Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная сдошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А.,отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужновоспитывать настоящего мужчину" /15, стр.63/. Психолог Никологорский С. говорит о том, что с "раннего детства науроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования,которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение, но иформируют культ силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянносоревноваться и состязаться, а не ухаживать, нравиться, помогать,сочувствовать" /14, стр.23/. Целое поколение воспитала "бесполаяпедагогика". Школа и вуз практически игнорируют специфику ролей мужчины иженщины и, воспитывая девушек в мужском стиле способствуют, таким образом,росту типично мужских черт. Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения онеобходимости целенаправленной работы по полоролевой социализации ребенкадошкольного возраста, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются ирешаются крайне редко. Анализ программ, концепций и нормативных документовпоказывает настойчивое обхождение этих вопросов, несмотря на имеющиесянаучно обоснованные системы полового воспитания. Проблемы полового воспитания, связанные с методической оснащенностьюэтого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала,сегодня уже, не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов иродителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использованиелитературы о процессах зачатия и деторождения. Выпуск и допуск этой литературы к распространению не контролируетсякомпетентными людьми или организациями. Многие из этих книг, адресуемыхдетям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, атакже не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков.Да и при адаптации текста для восприятия его дошкольниками следуетпридерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причинетого, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги ипсихологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентноеиспользование такой литературы может привести к неправильному истолкованиюдетьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездоровогоотношения к такой интимной информации. Итак, проблема полового воспитания дошкольников является бесспорноактуальной.II. ТЕОреТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определитьтот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубоко проникнуть внаучные основы полового воспитания. Основополагающей в разделе "половое воспитание мы считаем категориюпола. "Пол" - понятие многогранное, которое рассматривается в науке сразных точек зрения: биологической, медицинской, психологической,педагогической, социальной и других. С биологической точки зрения "пол -это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма,обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечномитоге к оплодотворению" /6, стр.171/. С медицинской точки зрения пол - принадлежность организмов илиспециальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, чтополовой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутриданной группы" /5, стр.668/. "Психологический пол - совокупность определенной сексуальнойидентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности;связанные с нею психосексуальные ориентации (например, влечение кпротивоположному полу, и социосексуальные ориентации, т.е.интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различаеткритерии мужественности" и "женственности", оценивает себя по этимкритериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус"/13, стр.765/. Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека.Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное -так как его проявление в поведении и действиях человека являютсярезультатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влияниемокружающей обстановки, значительной частью которой является общество илиотносительно малая его часть. Мнение биологов, медиков и психологовсводится к тому, что "пол бисексуален, т.е. каждый пол потенциальнозаключает в себе возможности развития другого пола. Реализация пола зависитот среды и от генных факторов, причем эффект тех и других носитколичественный характер, в связи с чем признаки противоположного полаподавляются в разной степени... Развитие пола протекает весьма сложно. Онозависит от полученных от родителей особенностей хромосом и цитоплазмы, отсреды, в которой протекает развитие организма" /5, стр.686/. Задачей педагогов, на наш взгляд, является необходимость учета половыхразличий в воспитании детей. Рассматривая пол как биосоциальное свойство человека, можнопредположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в процессе егополоролевой социализации. Полоролевая социализация - неотъемлемая часть общего процессасоциализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в себя трикомпонента: развитие представлений о себе, как о представителеопределенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностныхориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущимимеханизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию иполовую дифференциацию. Половая идентификация - это отождествление себя с представителямиопределенного пола, проявляющееся в единстве поведения и самосознанияиндивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося натребования соответствующей половой роли. Белкин А.И. считает, что "в норме половая идентификация протекаетестественно, как само собой разумеющееся и не требует активности сознания"/4, стр.778/. Отсюда можно определить задачу педагогов - обеспечить условиядля нормального развития половой идентификации. Половая дифференциация - это определение себя от представителейпротивоположного пола, проявляющееся в совокупности генетических,морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаютмужской и женский пол. В изучении половой дифференциации существует две теории. Первая -теория социального научения, согласно которой ребенок пассивен в процессеусвоения пола. Вторая - когнитивно-генетическая теория - основывается натом, что "представления ребенка о половых ролях не являются пассивнымипродуктами социального упражнения, в возникают в результате активногоструктурирования ребенком собственного опыта. На начальных этапах половогоразвития выделяются три процесса половой дифференциации и идентификации: 1) ребенок узнает, что существует два пола; 2) он включает себя в однуиз двух категорий; 3) на основе самоопределения руководит своим поведением,выбирая и предпочитая его формы. Эти теории не противоречат одна другой. Скорее всего, они раскрываютразные аспекты процесса половой социализации, поэтому мы считаемцелесообразным ориентироваться на то, что половая дифференциацияосуществляется благодаря генному наследию ребенка, с помощью научения ивоспитания, базирующегося на основных принципах системно-структурного,комплексного и деятельностного подходов. Перейдем к определению понятия "половое воспитание", представив преждеэту категорию в трактовке разных исследователей. Хрипкова А.Г. и Колесов Д.В. определяют половое воспитание как"процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а такжеустановок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека спредставителями другого пола" /16, стр.202/. Бочкарева Л.П. трактует половое воспитание как "формирование уважения,дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм ипредставлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений,дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видахдеятельности, в организации жизни. Костяшкин З.Г. говорит: "Половое воспитание есть особая частьнравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношенийчеловека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайшихнавыков поведения и самоконтроля. С моей точки зрения, половое воспитание можно определить, каквоспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к одному изполов и формирование у детей знаний и навыков поведения того пола, ккоторому ребенок принадлежит: у девочек - феминного, у мальчиков -маскулинного. Проявление совокупности признаков того или иного пола может бытьопределено через понятия фемининности и маскулинности: фемининность - это набор свойств и качеств, принадлежащих женскомуполу, маскулинность - это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскомуполу. Психологи утверждают, что фемининность и маскулинность не простонезависимые, а взаимодополняющие переменные, так что каждый индивидхарактеризуется тем или иным их сочетанием /10, стр.18/. Но очевидно то, что у мужчин и женщин при наличии такой совокупностипреобладают лишь какие-то определенные признаки. Отсюда вытекает задачапедагогов развивать у девочек феминные, а у мальчиков маскулинные признаки. Исследователи Алешина Ю.Е. и Волович А.С. определяют социальныепризнаки фемининности и маскулинности, исходя из исторически сложившихсястереотипов оценок мужчины и женщины /3/. Мужчина характеризуетсяагрессивностью, независимостью, силой, активностью, рациональностью,инструментальностью, ориентировкой на индивидуальные достижения. Женщина жехарактеризуется как слабая, пассивная, зависимая мягкая, эмоциональная,ориентированная на других, экспрессивная. Анализом половых различийзанимаются ученые многих областей науки: биологи, физиологи, медики,психиатры, психологи. Несомненно, эта информация касается и педагогов. В исследованиях Кагана В.Е. определены следующие группы половыхразличий: 1) врожденные; 2) биологически - обусловленные; 3) складывающиеся в ходе социализации.Данные половые различия могут проявляться на различных уровнях развитияличности: 1. биопсихическом, 2. психологическом, 3. социально-психологическом, 4. социальном /10/. По мнению Кагана В.Е., сравнительно немногие половые различиялокализованы только на одном уровне, причем, чем выше уровень, тем большевероятность таких локальных одноуровневых половых различий, а чем он ниже,тем более вероятно его влияние на половые различия более высоких уровней. Психологи утверждают, что "половые различия формируются на каждомвозрастном уровне и в целом лишь на путях образования функциональных связеймежду всеми актуальными детерминантами половой дифференциации и ранеесформированными половыми различиями... Половые различия представляют собоймега-систему структурные элементы которой обладают внутренней организацией.Изучение этой системы определяет важность для самых разных областейчеловекознания, в том числе полового воспитания" /10, стр.21/. Для чего педагогам нужны глубокие знания о половых различиях? Преждевсего они необходимы на этапе становления и саморегуляции. "Саморегуляцияповедения предполагает "наличие у индивида определенной информации о самомсебе". Частью этой информации о себе является знание о том, что человекпринадлежит к определенному полу, что есть представители другого пола,отличающиеся по ряду признаков. Значит, знания о половых различиях окажутбольшую помощь человеку в саморегуляции поведения. Представления о своемтеле, его строении и причинах такого строения являются компонентом "системыЯ" наряду с представлениями о своих психических свойствах, моральныхкачествах и т.д. Осознание каких либо своих способностей и особенностейменяет самооценку и уровень притязаний человека, что немаловажно длясоздания психологического и социального комфорта "системы Я" каждогочеловека. Все вышеизложенные положения позволяют сделать вывод о том, чтополовое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что"пол" - понятие не только биологическое, физиологическое и социальное.Знания о половых различиях (в широком смысле для педагогов в узком - длядетей) будут являться условием полового воспитания и определять егосодержание.III. Общенаучный уровень методологии полового воспитания Общенаучный уровень методологии предполагает ориентацию втеоретических основах системно-структурного, комплексного и деятельностногоподходов. Поскольку этот уровень методологии чрезвычайно важен впоследующем определении принципиальных основ к проблеме полового воспитаниядошкольников, остановимся на нем более подробно. Суть системно-структурного подхода к половому воспитанию может бытьраскрыта с точки зрения трех основных позиций. Во-первых, половое воспитание мы рассматриваем как компонентцелостного педагогического процесса, включающего помимо воспитаниясамовоспитание, обучение и самообучение, образование и самообразование вединстве своем обеспечивающего эффективность полового воспитания. Процессполоролевой социализации не может быть ограничен решением задач половоговоспитания в узком смысле слова, а понимается нами как процесс передачи иусвоения всего общественно-исторического опыта, неизбежно отражающийся и наналичие знаний, умений и навыков поведения, и на понимание историческихаспектов возникновения и закрепления той или иной нормы, и, неизбежно, напроцессы, обеспечивающие самоактуализацию, самовыражение, самосознание,самореализацию. Во-вторых, половое воспитание рассматривается нами как целостнаяпедагогическая система, основные компоненты которой в их взаимосвязи иединстве будут рассмотрены несколько позже. В-третьих, личность, включающаяся в процесс полоролевой социализации,рассматривается нами как системное образование, структурные компонентыкоторого представлены в ракурсе интегрального исследованияиндивидуальности. Суть комплексного подхода к половому воспитанию выражается вовзаимосвязи всех сторон воспитания детей. Половое воспитание связано с нравственным, физическим, эстетическим,умственным и трудовым. Эта связь нацелена на формирование у детей чувств,сознания и навыков поведения. Например, в процессе трудового воспитания мы создаем представлениедетей о том, что труд людей разного пола имеет свою специфику, котораясвязана с физиологическими особенностями и историческим аспектом развитиячеловека: труд мужчин традиционно предполагает более тяжелую физическуюнагрузку, чем труд женщин. Связь полового воспитания с физическиманалогична: на физкультурных занятиях необходим учет нагрузки для девочек имальчиков, а также выбор упражнений, развивающих разные физические качестваи формирующие определенное отношение к стилю поведения (фигура, походка,динамика движений). Половое воспитание связано с эстетическим, например, в организациидосуга, где учитываются предпочтения детей, в зависимости от половыхразличий. Эта связь проявляется в знакомстве детей с этикетом, нормамиповедения, понятиями о красоте. В процессе формирования системы знаний обнаруживается связь половоговоспитания с умственным: учет особенностей мышления детей разного пола приусвоении детьми правил родного языка и иностранного языка. Связь половоговоспитания с нравственным обнаруживается в знакомстве детей с элементарнымипонятиями о морали, ролью в обществе людей разного пола, ориентации детейна предстоящую социальную функцию. Рассмотрим половое воспитание с точки зрения деятельностного подхода."Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации состоитв том, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлениипсихологического пола личности как в контексте онтогенетического развитияиндивида, так и в историко-культурном аспекте формирования ифункционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения"/1, стр.70/. Если рассматривать деятельностный подход применительно к болееширокому понятию "половое воспитание", то его суть будет выражаться в том,что личность развивается в деятельности, в то время, как сам ребенокявляется ее субъектом. Становление личности и его полоролевая социализация осуществляется вдеятельности общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. В процессеобщения ребенок получает информацию в семье, от других людей, егоокружающих. Аналогично половое развитие ребенка осуществляется и в других видахдеятельности (например, игровой, учебной, трудовой). С позиции деятельностного подхода половое воспитание будет эффективнопри соблюдении четырех условий: 1. Ребенок должен стать субъектом педагогической деятельности,предполагающей систематическое и целенаправленное его воздействие спедагогом. 2. Ребенок должен сам являться субъектом своей деятельности,включаться в нее в соответствии со своими потребностями. Актуализация этихпотребностей является задачей воспитателя. 3. Деятельность воспитателя и ребенка должна осуществляться в ракурселичностно-ориентированной модели педагогики. 4. В методике полового воспитания должны быть задействованы всефункциональные компоненты различных видов деятельности. IV. Специфика полоролевой социализации мальчиков и девочек Проблема полоролевой социализации включает в себя вопросы формированияпсихического пола ребенка, психических половых различий и полоролевойдифференциации. Без ее решения невозможно разработать методыдифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, дляформирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность,необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Доминирующие взгляды в обществе на половые социальные роли мужчин иженщин на протяжении длительного периода истории человеческого обществавызывали необходимость раздельного воспитания детей. Эти взгляды былипродиктованы яркой поляризацией общественных функций мужчины и женщины истрогой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должензанимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая иподчиненная. "Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя,жреца, а следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первуюочередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путемфизического удаления мальчика от родительского дома: его передавали навоспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали вучение. Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые"мужские дома", в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать подкрышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ,общались, отдыхали" /1, стр.75/. Половая социализация девочек проходила преимущественно в стенахродительского дома, подле матери и была направлена на приобретение еюопределенных форм поведения и приобщения ее к будущей роли жены и связанныхс этим обязанностей. В современном обществе процесс половой социализации протекает внесколько иных условиях. Основные аспекты этой проблемы определены в статье Алешиной И.Е. иВолович А.С. /3/:Феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей в основномзанимаются женщины).Первичная феминная идентификация с матерью (этот аспект служил причинойразделения сына с матерью). Феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение,пассивность). Исходя из этого определяется целый ряд сложностей в пониманиинаправлений педагогической работы с девочками и мальчиками. Современная система воспитания не отводит места в социализациимальчиков маскулинным проявлениям' (агрессии, двигательной активности).Кроме того, постоянная негативная стимуляция взрослых, направленная напоощрение "мужских проявлений", а наказания за "немужские" ( например: «Неплачь, как девчонка!») приводят к панической тревоге под страхом сделатьчто-то женское. Отсутствие возможности проявить свою маскулинность сначалав детском саду, затем в школе и на работе снижают статус мужчины вобществе, что в свою очередь затрудняет ориентацию на культивированиемужских качеств у мальчиков. Социализация девочек происходит несколько легче, т.к. социальныепризнаки фемининности накладываются на генные образования. Однако,содержательные компоненты фемининности не способствуют становлениюэлементов самоуважения и самоценностей девочек. Традиционно их награждаютпрозвищами: плакса, ябеда, трусиха, подлиза и т.д. Их гораздо чаще опекаютродители, что способствует развитию ощущения собственной незначительности,существенное влияние на становление образа девочки, женщины оказываютисторико-культурные образцы (подчиненное положение). Отрицательнымфактором в усвоении содержательной стороны женской принадлежности высыпаеттакже совмещение женской функции и профессиональной - очень тяжело работатьи быть мамой. Несмотря на то, что у девочек легче протекает процесс полоролевойидентификации, ей труднее определиться в полоролевых предпочтениях.Причинами этого служат то, что девочки видят сложную жизнь своих мам, вобязанностях девочек лежит помощь мамам по хозяйству, а также им нельзяпрыгать, кричать и т.д., потому что это некрасиво делать девочкам. Поэтомубольшинство девочек хотели бы быть мальчиками, у них больше стремленияиграть в мальчишеские игры, чем у мальчиков в девчоночьи. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с детьми.V. Содержание полового воспитания Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка,взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений,личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание половоговоспитания представляет собой систему знаний и специфических уменийвоспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи. К этим знаниям можно отнести: а) знания сущности, специфики педагогической системы половоговоспитания. Сущность педагогической системы полового воспитания заключаетсяв установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использованияметодов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношениифункционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форморганизации детей. Специфика педагогической системы полового воспитанияпроявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми,на наш взгляд, являются цели и формы организации; б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевойсоциализации мальчиков и девочек; в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могутбыть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье,роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения винтересах, досуге; г) знание принципов полового воспитания: - принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей,педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов нанеобходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержаниеметодов в зависимости от возраста воспитуемых; - принцип дифференцированного и поэтапного характера половоговоспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степенипсихологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, ихинтеллектуального уровня; - принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации,которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и вбольшей степени касаются сексуального просвещения детей); - принцип индивидуального подхода, проявляющийся в "адресном характереинформации", которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка сучетом принципа дифференцированного и поэтапного характера половоговоспитания; - принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий(невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности,если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка несоответствует им). Содержание педагогической системы полового воспитания является важнымкомпонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решитьзадачи полоролевой социализации детей. Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можноподразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивногокомпонента полоролевой социализации; работа по формированию полоролевогоповедения; работа, направленная на ознакомление детей с процессомдеторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье иих социальных и семейных ролях. Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевойсоциализации направлена на выявление знаний и умений детей определять своюполовую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения,предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. А следующее направление работы может быть связано с формированиемпредставлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Онопредполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной,перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциямиродителей в семье. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомлениедетей с качествами мужественности и женственности, проявлениями ипредпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями всемье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработкуотношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений иформирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Этонаправление связано с созданием условий для проявления и переживания детьмиопределенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу,Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки- у девочек.В ы в о д ы Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных вобщем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомернойработу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требуетпродолжение и на других этапах развития ребенка. Организация полового воспитания должна осуществляться в аспектецелостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо изее компонентов. Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированнойподготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.Использованная литература1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5 , 1987 г.2. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. «Вопросы психологии» № 2, 1987 г.3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991 г.4. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола. «Соотношение биологического и социального в человеке. Под ред. Банщикова В.М., Ломова Б.Ф., М. 1975 г.)5. Большая медицинская энциклопедия. (В 30-ти томах). АМН СССР. Гл. ред. Петровский Б.В., 2 изд., М.: «Советская энциклопедия», 1962 г., том 20.6. Большая Советская энциклопедия. (В 30-ти томах). Гл. Ред. Прохоров А.М.. 3 изд. М.: «Советская энциклопедия», 1975 г.7. Захаров П.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. «Вопросы психологии» № 1, 1982 г.8. Захарова П.Н. растут в семье папа и мама. М., Моск. Раб., 1978 г.9. Исаев Д.Н., Каган В.Е., Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., Медицина, 1979 г.10. Каган В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии. Л., 1988 г.11. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 1988 г.12. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. «Знание-сила», № 2, 1971 г.13. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М., 1975 г.14. Никологорский С. Женственность. Агитатор № 15, 1987 г.15. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Т. 1, М., 1979 г.16. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя. М.: Просв., 1985 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Половое воспитание детей iconАнкета «оценка напряженности»
«Здоровье наших детей». Тема этого собрания меняется в зависимости от актуальности вопроса и интереса родителей. Это «Все цвета,...
Половое воспитание детей iconВоспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства
Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т н. «половое просвещение»...
Половое воспитание детей iconПоловое воспитание детей
Спида, увеличение числа брошенных младенцев и рост проституции? Просто факты: 19% девушек-подростков беременеют уже при первом контакте,...
Половое воспитание детей iconПоловое воспитание и подготовка учеников к семейной жизни (Статеве виховання та підготовка учнів до сімейного життя)

Половое воспитание детей iconЭкологическое воспитание на уроках математики
Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Успех решения экологических проблем во...
Половое воспитание детей icon«Нравственно- половое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в рамках реализации Концепции воспитательной деятельности школы»
...
Половое воспитание детей iconРазвитие и воспитание детей раннего возраста
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое­временно начатое...
Половое воспитание детей iconСемья, воспитание детей, их духовное и физическое развитие это целая энциклопедия жизни
Семья, воспитание детей, их духовное и физическое развитие – это целая энциклопедия жизни. Наши советы родителям облегчат вам жизнь,...
Половое воспитание детей iconКонкурс на лучший плакат «Воспитание детей без обид и унижений»
Принимаются заявки на участие в конкурсе на лучший плакат «Воспитание детей без обид и унижений». Дедлайн 20 мая 2010 года
Половое воспитание детей iconФизическое воспитание детей грудного возраста
Правильно организованное физиче­ское воспитание создает основу для полноценного умственного, нравственного и эстетического воспитания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы