Австрийская (Венская) школа школа экономических учений icon

Австрийская (Венская) школа школа экономических учений



НазваниеАвстрийская (Венская) школа школа экономических учений
Дата конвертации10.07.2012
Размер234.27 Kb.
ТипРеферат
Австрийская (Венская) школа школа экономических учений


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: МОСКВА-2003 Содержание:1 Методологические особенности австрийской школы 32 Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка 63 Теория альтернативных издержек и вменения Визера 114 Теория капитала и процента Бём-Баверка 155 Спор о методах 196 Заключение 217 Список литературы. 22 Австрийская (Венская) школа, пожалуй, больше всех направлениймаржинализма заслуживает название «школа». Она возникла вокруг кафедрыВенского университета, которую долгие годы возглавлял Карл Менгер.Основными представителям и австрийской школы помимо Менгера являются егопоследователи Ф. Визер и Е. Бём-Баверк. 1. Методологические особенности австрийской школыГлавные методологические особенности австрийской школы можно сформулироватьследующим образом.Последовательный и бескомпромиссный субъективизм. Австрийская теорияценности подчеркивала чисто субъективный характер этого феномена. Меноваяценность, т.е. меновое соотношение благ, лежащее в основе цен, выводиласьпредставителями австрийской школы исключительно из субъективной важностиили ценности, приписываемой им обменивающимися лицами. Даже категориюиздержек австрийцы трактовали чисто субъективно: как ценность наилучшейупущенной альтернативной возможности, от которой пришлось отказаться впроцессе выбора. (В то время как Джевонс трактовал издержки как меру тяготтруда, а Маршалл использовал в своем анализе «реальные» издержкипроизводства.) Последовательный субъективизм проявился также в том, какавстрийская школа решала вопрос о ценности производительных благ, котораяполностью выводилась из субъективных оценок потребительских благ,произведенных с их помощью. Этот тезис историки считают большим достижениемавстрийской школы. Напомним, что классическая школа, напротив,«объективизировала» ценность потребительских благ, выведя ее из издержекпроизводства.Строгий методологический индивидуализм — напомним, что речь идет обобъяснении экономических явлений через целенаправленные действия индивидов.При этом австрийская теория в отличие от Госсена и Джевонса не используетпредпосылку гедонизма, т.е. не исходит из того, что все действия людейдвижимы желанием получить удовольствие или избежать страданий. Австрийскаяшкола последовательно выступала против любого агрегирования (даже того,которое заложено в концепцию кривой спроса, не говоря уже о каком-либомакроэкономическом подходе). То, что происходит в экономике, с их точкизрения, следует объяснять только как равнодействующую индивидуальныхпредпочтений и решений. На макроуровне, с точки зрения австрийцев (особеннопредставителей так называемой новой австрийской школы Мизеса и Хайека), нетникаких субъектов, которые могли бы вести себя целенаправленно ирационально.
Здесь проявилась методологическая установка Менгера и егоучеников на раскрытие сущности явлений, причинно-следственных связей, чтохорошо сочетается с использованием предпосылки рационального индивида, и ихнедоверие к функциональному анализу агрегатных величин, характерному длямакроэкономического подхода.Дискретность анализа. В отличие от других направлений маржинализма,«австрийцы» обращают внимание на то, что блага не могут быть бесконечноделимыми (не случайно в качестве примера обмениваемого блага у нихфигурируют кони — благо явно неделимое, тогда как Маршалл, например, всвоем анализе спроса предпочитал использовать такое практически бесконечноделимое благо, поэтому в австрийской теории не может быть непрерывныхфункций спроса и предложения. Возможна только дискретная шкала спроса ипредложения, а следовательно, нет и однозначно определяемой точкиравновесной цены — определить можно только интервал, в котором эта ценабудет находиться.Отсюда, в свою очередь, вытекает невозможность применить в австрийскойтеории математические методы. Австрийский маржинализм — чисто словесный,без формул и диаграмм, и дело тут не в том, что представители австрийскойшколы не получили достаточного математического образования, а прежде всегов их желании отразить некоторые аспекты экономической действительности втеории как можно более реалистично.Для того чтобы обосновать непрерывную кривую спроса, Маршаллу, в частности,пришлось перейти от отдельных индивидов к их большим совокупностям(например, к жителям Ливерпуля или Манчестера), что означало фактическийотказ от методологического индивидуализма в пользу среднестатистическогоиндивида.Тот же Менгер при желании вполне мог бы приобрести нужные навыки у своегобрата — выдающегося математика.Рассмотрение экономики как процесса, происходящего в реальном времени. Этачерта, в которой также можно заметить стремление к большей реалистичностианализа, отделяет австрийскую школу от других направлений маржинализма.Австрийцы рассматривали не только и не столько итоговое оптимальноесостояние равновесия, сколько ведущий к нему процесс. Но такой подходнеминуемо ведет к тому, что приходится учитывать фактор времени,неопределенность, знания, ожидания и даже ошибки экономических субъектов. Вдальнейшем исследования в области экономики информации, неопределенности ириска во многом опирались на австрийскую традицию. Повышенное вниманиеавстрийцев к фактору времени сказалось и в теории процента и капитала,разработанной Бём-Баверком. С другой стороны, этот подход явился еще однимпрепятствием на пути обобщения и формализации экономического анализа, чтоповредило репутации австрийской школы в мировом сообществе экономистов. 2. Учение о благах и обмене Менгера и Бём-Баверка Австрийская школа имела ярко выраженного основателя-учителя.У К. Менгера практически не было предшественников в немецкоязычнойэкономической литературе (труд Г. Госсена был ему неизвестен). В то жевремя его идеи практически предопределили развитие австрийской школымаржинализма (хотя широкую известность они получили в обработке Бём-Баверкаи Визера), так что основное идейное содержание теорий австрийской школызаключается, хотя и не всегда в достаточно развитом виде, в книге Менгера«Основания учения о народном хозяйстве».Карл Менгер (1840—1921) изучал юриспруденцию в Пражском и Венскомуниверситетах и лишь в 1867 г. приступил к занятиям экономической теорией.Его ставшая классической работа «Основания учения о народном хозяйстве»(1871) была представлена в Венский университет как обоснование для того,чтобы быть принятым на должность приват-доцента. В течение 30 последующихлет (до 1903 г.) деятельность Менгера была связана с Венским университетом,где он стал первым в истории заведующим отдельной кафедры экономическойтеории. «Основания...» были задуманы как первый том исследований Менгера вобласти экономической теории, но, увлекшись методологической полемикой спредставителями немецкой исторической школы, Менгер посвятил свою вторуюкнигу «Исследование о методе общественных наук и политической экономии вособенности» (1883) исключительно методологическим проблемам. Широкуюизвестность получила также статья Менгера «Деньги», опубликованная в«Словаре-справочнике государственных наук» в 1909 г. Учение о благах.Главная тема «Оснований...» Менгера — изложение его субъективной теорииценности. Начинается оно с развернутого учения о благах. Менгер определяетблаго как предмет, удовлетворяющий определенную человеческую потребность всилу некоторых своих свойств, причем: I) человеку известна эта его способность и2) он может ею воспользоваться. Здесь автор особенно подчеркиваетсубъективный характер благ. Например, человек может ошибочно приписыватьпредмету способность удовлетворять его потребности и поэтому признавать егоза благо (воображаемое благо).Важным моментом теории Менгера и всей австрийской школы является разделениеблаг на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющие человеческиепотребности, и блага высших порядков (второго, третьего и т.д.), которыеслужат для производства благ первого порядка и удовлетворяют человеческиепотребности через них, т.е. косвенно. Средство производства является длянас благом и может обладать ценностью только в том случае, если у нас естьполная комбинация комплементарных (взаимодополняющих) благ данного порядка,достаточная для производства полезного продукта – блага низшего порядка.Если потребность в благе первого порядка (например, в табаке) почему-либоисчезает, все плантации, станки, рабочие руки, необходимые дляпроизводства, перестают быть благами. То же самое происходит, еслиутрачивается одно из комплементарных производственных благ. Ценностьпередается от потребительских благ производительным, а не наоборот, как этобыло у классиков.Потребительские блага сами наделяют ценностью те производственные ресурсы,или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядкасообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы моглипоявиться на свет те первоочередные блага. В этой идее заключаетсязнаменитая теория вменения Австрийской школы. Ценность вменяетсяпроизводственным благам в силу их нужности для существованияпотребительских благ (сегодня экономисты называют последние предметамиконечного потребления). В специальном параграфе «Время – заблуждение» Менгер подчеркиваеттакже, что процесс преобразования благ высшего порядка в блага,непосредственно удовлетворяющие человеческие потребности, требует времени ипоэтому связан с неопределенностью, «неуверенностью относительно количестваи качества конечного продукта». Отсюда берут начало исследования феноменовнеопределенности, ошибок и ожиданий в рамках австрийской и шведской школ. Чтобы превратить руду в дверную ручку, зерно – в батон хлеба, а плотину –в сигнал на экране телевизора, требуется известный промежуток времени,который Менгер называет производственным периодом. Такой промежутокстановится все больше и больше по мере того, как нарастает число этаповпереработки между благами самого высокого и первого порядков. А удлинениепроизводственных периодов означает, что возможны ошибки и неточности.Меняются численность и состав населения, его запросы, предпочтения, мода ипр. Со всем этим изменяется не только размер совокупного спроса, но иинтенсивность различных потребностей. В конечном счете получается, что преобладающее большинство благпредлагается на рынке в меньшем количестве, чем требуется по потребностямнаселения. Такие блага Менгер называет экономическими. Те же, которыеимеются в большем количестве. Чем потребность в них, называютсянеэкономическими. Твердой границы между обеими категориями нет,экономические блага могут переходить в неэкономические и обратно. Асоотношение между потребностью и данным предложением блага определяетценность этого блага. Учение о ценности. Все экономические блага обладают ценностью, которую Менгер определяет как«значение, которое для нас имеют конкретные блага или количества благвследствие того, что в удовлетворении своих потребностей мы сознаемзависимость от наличия их в нашем распоряжении». Таким образом, ценностьпридает благам их субъективно осознаваемая относительная редкость. Ценность – это то, что люди приписывают благам в зависимости отсоотношения между объемом предложения и степенью удовлетворенияпотребностей. Каждая дополнительная единица данного блага получает поэтомувсе меньшую и меньшую ценность. Неэкономические блага, по Менгеру, не имеют ценности, причем не толькоменовой, но и потребительной. Величина этой субъективной ценностиопределяется значением, которое имеет для человека конкретный актудовлетворения потребностей, а оно в свою очередь зависит от двух факторов:субъективного – какое место в иерархии занимает данная потребность, иобъективного – сколько единиц блага, удовлетворяющего данную потребность, унас есть.Например, если мы располагаем 28 единицами средств, мы приобретем двеединицы блага для удовлетворения первой потребности и одну дляудовлетворения второй. Учение об обмене.Менгер отвергает восходящую к Аристотелю концепцию обмена объективныхэквивалентов и указывает, что обмен обязательно должен быть выгоден дляобеих сторон, иначе стороны с той же легкостью согласились бы обратнопоменяться теми же благами. Различия в относительной субъективной ценностиодних и техже благ для разных людей являются, согласно Менгеру, причинойобмена. Обмен блага X на благо У произойдет только тогда, когда индивид Аоценивает X выше, чем Y, а индивид В – наоборот. Он будет продолжаться,пока относительные ценности благ для обоих индивидов не выравняются и у нихне будет стимулов продолжать обмен, т.е. наступит равновесие. Такимобразом, субъективные ценности определяют меновое соотношение благ.Далее Менгер последовательно рассматривает образование (отметим, что онанализирует на данном этапе только натуральный обмен без участия денег) приизолированном обмене, при односторонней конкуренции и, наконец, придвусторонней конкуренции. В отличие от хорошо знакомой современномучитателю по учебникам микроэкономики неоклассической теории цены Маршалла,„. которой простейшим случаем является двусторонняя конкуренци Менгерначинает с изолированного обмена, потому что в данном случае количествосубъективных оценок, которые надо учитывать, на меньшее. Здесь меновоесоотношение установится между оценкам обменивающихся сторон. При одинаковыхусловиях, в которых находятся обменивающиеся индивиды, и их одинаковойопытности новое соотношение установится примерно посередине между ихоценками (если А оценивает 40 мер вина в 100 мер хлеба, а Б - в 80, то правенстве контрагентов А приобретет у Сданное количество вина: 90 мерхлеба).Случай односторонней конкуренции Менгер подразделяет на два вида. Еслимонопольное благо является неделимым (в пример, естественно, приводитсялошадь), цена устанавливается между оценками его продавца и сильнейшегопокупателя, готового отдать за лошадь самое большое количество хлеба. Еслиже монопольное благо является делимым (на продажу выставляется нескольколошадей), его распределение между покупателями подчиняется более сложнойзакономерности. Согласно Менгеру, случай двусторонней конкуренции отличается отрассмотренного выше только тем, что предлагаемые лошади принадлежат разнымпродавцам. Цена же определяется по тому же самому правилу. Но Менгер неявнопредполагает при этом, что все продавцы оценивают своих лошадей одинаково.Более сложный случай, когда продавцы оценивают лошадей по-разному,рассматривает Е. Бём-Баверк в работе «Основы теории ценности хозяйственныхблаг» (табл. 1).| |Таблица 1 ||Покупатели в порядке убывания |Продавцы в порядке ||обменоспособности |убывания обменоспособности ||А1 оценивает лошадь в 300 |В1 оценивает лошадь в ||флоринов А2 |100флоринов В2 ||--------------------------280 |-------------------------110-||-------------А3----------------|------------ ||----------260 ------------- |В3 ||А4--------------------------240|-------------------------150-||-------------- А5 |------------ ||------------------------ 220 |В4 ||-------------- А6 |-------------------------170-||-------------------------210 |------------ ||-------------- А7 |В5 ||-------------------------180 |-------------------------200-||------------- |----------- ||А8 -------------------------170|В6 ||-------------- |-------------------------215-||А9 |----------- ||-------------------------150---|В7 ||----------- |-------------------------250-|| |----------- || |В8 || |-------------------------260-|| |----------- | В табл. 1 продавцы, как и покупатели, расположены в порядке убываниясвоей обменоспособности, только для продавцов она, естественно, тем выше,чем дешевле они готовы отдать свой товар. (Бем-Баверк предполагает, чтокаждый покупатель готов купить, а каждый продавец – продать только по однойлошади). Цена будет устойчивой если при этой цене вступить в сделку захотятравные числа продавцов и покупателей. Ведь если обменоспособных покупателейпри данной цене будет больше, чем продавцов, они начнут конкурировать междусобой и повысят цену. То же самое произойдет, если продавцов будет больше,чем покупателей, только цена в результате понизится. В примере Бем-Баверка готовы вступить в сделку пять пар наиболееобменоспособных продавцов и покупателей, для которых покупатель оцениваетлошадь дешевле, чем продавец. 3.Теория альтернативных издержек и вменения Визера. Барон Фридрих фон Визер (1851 – 1926) более других представителейавстрийской школы способствовал ее «организационному» оформлению. Изучивправо в Вене, он приступил на государственную службу и примерно в то жевремя, вместе со своим другом и шурином Бем-Баверком познакомился с«Основаниями…» К. Менгера. 42 года он посвятил изложению идей австрийскойшколы с профессорских кафедр Пражского (1884-1902) и Венского университетов( в Вене он унаследовал кафедру Менгера). К его крупнейшим работамотносятся монографии: «О происхождении и основных законах экономическойценности» (1884), «Естественная ценность»(1889), «Теория общественногохозяйства»(1914) – наиболее всеобъемлющее изложение теорий австрийскойшколы, «Социология и закон власти»(1926). Помимо чистой теории Визерзанимался и практической деятельностью, в 1917 г. был недолгое времяминистром торговли и был назначен членом верхней палаты австрийскогопарламента. Он прославился тем, что дал яркие запоминающиеся названия иформулировки многим идеям маржинализма. Визер сделал две принципиально новые вещи. Он ввел термин, которыйзакрепился и остался в науке навсегда: предельная полезность. И онразработал такое понятие, которое стало одним из краеугольных внеоклассической экономической науке. По-английски это называетсяopportunity cost. По-русски в разных переводных книгах можно встретитьчетыре варианта этого термина:1) издержки альтернативных возможностей;2) издержки упущенных возможностей;3) альтернативная стоимость;4) альтернативные издержки. Свою версию новой экономической теории Визер изложил в двух книгах. Однаназывается «Происхождение и основные законы хозяйственной ценности»(1884).Другая – «Естественная ценность»(1889). В последующих работах Визер уточняли развивал свои идеи в контексте более широких задач социальной науки. Вот одна из возможных формулировок закона издержек (закона Визера):действительная ценность какой-либо вещи есть недополученные полезностидругих вещей, которые могли быть произведены (приобретены) с помощьюрусурсов, потраченных на производство (приобретение) данной вещи. Ясно, что понятие альтернативных издержек не может существовать безпредпосылок о наличии множества продавцов, покупателей, потребителей. Ономожет проявляться, правда, для какого-то отдельного индивида, но этообщественное понятие. И оно получено Визером потому, что он сместил уголзрения с индивида на общество. Другое условие, предполагаемое понятием альтернативных издержек, - этоналичие конкуренции. Конкурирующие способы употребления производственныхресурсов, конкурирующие способы расходования запаса – все это предполагаетконкурирующих производителей или потребителей, продавцов или покупателей.Только в условиях конкуренции издержки отражают ценность альтернативногоупотребления ресурсов. И наконец, третье. То, что имеется в избытке, не ценится людьми. Есликакое-то благо доступно без ограничения, альтернативные возможностиперестают регулировать употребление этого блага. Избыточность благ означаетотсутствие конкуренции за обладание ими. Понятие альтернативных издержекимеет смысл только в тех случаях, когда имеются ограниченные и неизменныезапасы тех или иных ресурсов. Концепция альтернативных издержек. В теории ценности концепция полезности и концепция издержек производстватрадиционно противостояли друг другу. Визер же попытался преодолеть дуализмполезности и издержек. Ценность производительных благ определяется вавстрийской теории ценностью (предельной полезностью) продукта, которыйможно произвести с их помощью. Изготовляя одни блага, производительжертвует возможностью произвести что-либо другое, и именно «общаяполезность других продуктов, которые можно получить с помощью данныхпроизводительных средств», составляет для него издержки. Таким образом,концепция изержек у Визера оказалась чисто австрийской: издержки состоят унего из неполученной субъективной полезности, не содержат никаких реальныхзатрат факторов производства, как у представителей классической школы илиМаршалла, и не связаны с антиполезностью («тяготами») труда, как уДжевонса. Такие издержки непосредственно соизмеримы с полезностью продукта,так что любой экономический субъект без труда осознанно или неосознаннопроизведет необходимый расчет затрат и результатов. Теория вмененияОбщая идея о том, что ценность производительных благ определяется ценностьюпроизведенных с их помощью потребительских благ была аргументированноизложена в «Основаниях...» Менгера. Главная проблема заключалась в том, какопределить ценность каждого из набора взаимодополняющих (комплементарных)производственных благ необходимых для производства данного продукта.Менгер, последовательно придерживаясь своей теории ценности, определилценность такого блага через потерю благосостояния, связанную с его утратой.Таким образом, ценность производительного блага равняется у него ценностипродукта, который был бы произведен при его утрате с помощью оптимально(«экономически», по выражению Менгера) употребленных оставшихся благ.Однако Визер нашел в этом определении слабые места. Во-первых, в этомслучае ценность производительных благ будет неодинакова в зависимости оттого, единицу какого из них мы гипотетически «удаляем». Синергическийэффект (целое всегда больше суммы частей), который присутствует воптимальной комбинации, всегда будет отнесен на счет удаляемого блага. Во-вторых, ценность продукта не будет распределена между производительнымиблагами без остатка. Визер доказывает это так: оптимальная производственнаякомбинация является наилучшим способом употребления всех участвующих в нейблаг. Поэтому, если мы изымаем единицу одного из них, все остальные «дадутменьший доход, чем тот, на который рассчитывали при первоначальнопредусмотренной комбинации». Это, по словам Визера, противоречит «закону,согласно которому производительные средства должны оцениваться на основедохода, возможного при максимальном их использовании». Различия в подходеМенгера и Визера объясняются тем, что Визер, в отличие от Менгера,исповедовал равновесный подход, при котором все производственные комбинацииявляются оптимальными и ценность производительных благ в них не можетразличаться. Поэтому Визер в своей теории вменения попыталсяусовершенствовать теорию Менгера так, чтобы исключить какой-либонераспределенный остаток. Визер разделял «общее» и «специфическое» вменение. Под «общим»вменением понимается случай, когда различные продукты изготовляются сиспользованием одних и тех же производительных благ. В этом случае мы можемполучить систему уравнений, в которых ценности (предельные полезности)продуктов, а также физические затраты производительных благ будут известны,а ценности производительных благ неизвестны. Если, что вполне вероятно,количество продуктов превышает количество производительных благ, акоэффициенты расхода производительных благ для каждого продукта свои (т.е.уравнения линейно независимы), то наша система может иметь решение.Например, производственные блага х, у и z используются для изготовлениятрех разных продуктов в следующих пропорциях: x + y = 100 2x + 3z = 290 4y + 5z = 590. Отсюда экономист и хозяйственный агент смогут вычислить их ценность: х= 40; у = 60;z = 70. Аналогично определяется ценностьвсех «общих» производственных благ, используемых в экономике.Если же кроме них в производстве используется некоторое специфическоепроизводственное благо, его вклад в ценность продукта определяется какостаток, разность между ценностью продукта и ценностью общихпроизводительных благ. 4. Теория капитала и процента Бём-БаверкаЕвгений (Ойген) фон Бём-Баверк (1851-1914) также окончил Венскийуниверситет как юрист. В отличие от других представителей австрийской школыон был в первую очередь государственным деятелем высшего ранга: триждызанимал пост министра финансов, был председателем Верховного апелляционногосуда и президентом Академии наук, отдавая свободное время преподаванию вВенском университете (в его семинаре занимались И. Шумпетер Л. Мизес, Р.Гильфердинг и другие, получившие впоследствии известность австрийскиеэкономисты). Не случайно все значительные произведения Бём-Баверка былисозданы им за первые относительно спокойные десять лет его карьеры(1880—1889), когда он преподавал в Иннсбрукском университете. В 1881 г.вышла в свет его работа «Права и отношения с точки зрения учения онароднохозяйственных благах», в которой Бём-Баверк попытался применитьтеорию субъективной ценности Менгера к правам собственности, в частностипатентам. В 1884 г. была опубликована первая часть его основного труда«Капитал и процент», содержащая критику предшествовавших теорий капитала ипроцента. В 1886 г. вышла работа «Основы теории ценности хозяйственныхблаг», содержащая, пожалуй, наиболее ясное и доходчивое изложение теорииценности и цены австрийской школы. В 1889 г. был опубликован второй том«Капитала и процента», который будет ниже рассмотрен более подробно.Наконец, в 1890 г. выходит книга «К завершению марксистской системы», вкоторой Бём-Баверк одним из первых подверг критике теорию стоимости Маркса,ссылаясь на противоречие между I и III томами «Капитала» (так называемаяпроблема трансформации стоимости в цену производства). Обладая блестящимстилем и полемическим задором, Бём-Баверк при ни приобрел наибольшуюизвестность из всех представителей австрийской школы.Главный вклад Бём-Баверка в экономическую науку лежит власти теориикапитала и процента, развитой во втором томе «Капитала и процента»,названном «Позитивная теория процента». По мысли Бем-Баверка, капитал имеет другую природу, чем другие факторы.Труд и земля – это нечто первозданное, несводимое к иным экономическимблагам. Капитал же – накопленный запас – есть благо производное. Капталможно свести к труду и земле. Капитал – это промежуточный продукт,созданный трудом и природой ради повышения продуктивности производства. Накопление капитала требует времени. Создание капитала – сбережение,накопление – это процесс производства, который предшествуетпроизводственому периоду, когда услуги каптала становятся его рподуктом. Рента и оплата труда суть разновидности арендной платы – платы заиспользование производительных услуг того или иного фактора. Капитальныеблага тоже можно сдавать и брать в аренду. Ставки арендной платыопределяются спросом на аренду, а спрос зависит от предельнойпроизводительности данных капитальных благ. В данном отношении капитал неотличается от труда и земли. Отличается он характером собственного дохода.Обычно предприниматель начисляет в сосатв своих издержек арендную платусамому себе за весь свой капитал. Эта арендная плата есть не что иное, какамортизационные отчисления. И в этом случае, на руках у предпринимателяпосле вычета всех издержек должен оставаться чистый доход, равный проценту. Процент есть нечто иное по природе своей, чем зарплата и рента. Что же выражает собой процент и из какого источника он проистекает? Сперва труд затрачивается на создание средств производства, которыезатем используются для создания большего количества продукта производства.Такое применение труда Бем-Баверк назвал окольным процессом производства. Всовременной науке это название сохранилось, хотя иногда говорят о косвенномпроцессе. Иногда также говорят об окольных методах или косвенных методах.Все эти названия выражают одно и то же. Конечно, о накоплении капитала как предварительном условиипроизводства все знали давно. Бем-Баверк лишь выделил это явление как ключк проблеме происхождения дохода на капитал. Придумав название «окольныйметод производства», он логически связал процесс накопления капитала спроцессом работы капитала. Теперь можно было сказать, что все современное производство естьокольный процесс. Именно в этом можно было увидеть суть капитализма. Чембольше, так сказать, степень окольности произвводства, тем больше создаетсяпотребительских благ. Но окольные методы возможны только при условии, есликапитал приносит чистый продукт. Поэтому чистый продукт (процент накапитал) должен существовать при любой форме собственности, если вхозяйстве используются окольные методы.Капитал как производный фактор производства является продуктом первичныхфакторов — земли и труда. Поэтому ценность ка-1 питальных благ вдолгосрочном аспекте должна быть полностью! вменена первичным факторам,т.е. войти в заработную плату и ренту. Существование положительной нормыпроцента с этой точки зрения требует специального объяснения. В то же времяБём-Бавер (в отличие от Н.У. Сениора) не признавал фактором производстввоздержание, дающее тому, кто его «претерпевает», законное право на доход. Процент есть дисконт с ценности будущего предельного продукта,производимого с помощью настоящих средств производства.Бём-Баверк выделял три причины существования процента. Он был ихпервооткрывателем, но именно в его формулировке, которую автор горячоотстаивал, они стали предметом теоретической дискуссии. Отметим, что теорияпроцента Бём-Баверка относится к рельным физическим благам, а не к деньгам. Первая причина — ее можно назвать «оптимизмом» — заключается в том,что хозяйственные субъекты склонны ожидать, что в будущем ресурсы будутменее редки, чем в настоящем («различные условия удовлетворения желаний внастоящем и будущем»). Следовательно, одна единица в будущем будетоцениваться ниже, чем сегодня. Эта причина предполагает, что люди восновном оптимистичны. Конечно, это далеко не всегда так: критикуя Бём-Баверка, Викселль, в частности, отмечал, что пожилые люди склонны,напротив, оценивать будущие блага выше, чем настоящие. Но эти люди, помнению Бём-Баверка, будут хранить деньги или блага в виде сокровища и несмогут участвовать в определении ставки процента — там должна преобладатьпозитивная оценка будущего. Вторая причина состоит в том, что люди в силу своего рода«близорукости» склонны недооценивать свои будущие потребности. Эту«близорукость» он считал психологическим фактом и объяснял его недостаткомвоображения, слабостью воли и неопределенностью будущего, под которойпонималась скоротечность человеческой жизни. Эта причина вызвала возраженияу соратников Бём-Баверка по австрийской школе Менгера и Визера: они считалинекорректным закладывать в теорию в качестве предпосылки нерациональноеповедение хозяйственных субъектов. Кроме того, «близорукости» противостоитжелание оставить наследство своим детям, а неопределенность будущего, какотмечал Маршалл, требует от людей накопления сбережений «на черный день»,т.е. поведения, обратного тому, из которого исходил Бём-Баверк. Таким образом, первые две причины («оптимизм» и «близорукость»)носят чисто психологический, субъективный характер. Они приводят к тому,что настоящие потребительские блага ценятся выше аналогичных будущих, ипоэтому, чтобы обменять последние на первые, нужно доплатить некоторуюпремию (так называемое «ажио»). Третья причина, напротив, носит технический, объективныйхарактер. Она заключается в так называемом «техническом превосходственастоящих благ над будущими». Здесь Бём-Баверк использовал свою знаменитуюидею о производительности «окольных методов производства»(Produktionsumwege), на которой основывалась его теория капитала.Классический пример относится к рыбной ловле. Человек может ловить рыбу безвсяких капитальных благ, голыми руками (т.е. используя только фактор«труд»). Затратив некоторое время на изготовление капитального блага в видеудочки, он сможет значительно повысить производительность своего занятия.Наконец, еще более удлинив процесс производства и сплетя сеть, он достигнетеще лучшего результата. Короче говоря, использование капитала ведет квозрастанию окольности и длительности процесса производства, а оно, в своюочередь, повышает результативность этого процесса. Возрастание окольностипроизводительно, потому что предполагает применение большей массы капиталаотносительно единицы труда. (Рассуждение Бём-Баверка исходило из того, чтокапиталовложения всегда удлиняют процесс производства — длительностьпроцесса тождественна его капиталоинтенсивности, что, разумеется, вернодалеко не во всех случаях. Кроме того, измерение длительностипроизводственного периода как показателя примененного капитала, оказалосьсопряженным с головоломными сложностями). Так что капитальные блага,которые можно употребить уже сегодня, к определенному моменту в будущемстанут более производительны, чем те, которые можно будет употребить лишьтогда. (Здесь Бём-Баверк приводил свой любимый пример -выращивание леса:чем старше лес, тем он производительнее.) Но для того, чтобы дождатьсяплодов окольных процессов, собственники факторов производства должныприобрести средства существования (настоящие блага), расплатившись позднеес лихвой за счет будущих благ, произведенных с помощью болеепроизводительных методов.Бём-Баверк считал, что каждая из названных им причин способна объяснитьсуществование процента независимо от двух других причин. Однако с этим несогласились его критики, среди которых выделялись А. Маршалл, К. Викселль иИ. Фишер. Они доказывали, что третья причина Бём-Баверка не являетсянезависимой: большее изобилие благ в будущем добавит ценности благамнастоящим не само по себе, а в силу одной из первых двух психологическихпричин.В дальнейшем теория процента развивалась Викселлем, Фишером и другимиисследователями в творческой полемике с концепции ей Бём-Баверка. 5. Спор о методах В немецкоязычной экономической литературе учение австрийскойшколы было обречено на столкновение с немецкой исторической школой,занимавшей ведущее положение в университетах Германии. Хотя Менгер в знакуважения посвятил свои «Основания...» главе «старой» исторической школыВильгельму Рошеру, методология анализа этих двух направлений экономическойтеории была в сущности противоположной. Это проявилось в ожесточеннойполемике, развернувшейся между Менгером и главой «новой», или «молодой»,исторической школы Густавом Шмоллером, которая получила название «спора ометодах» (Methodenstreit). В 1883 г. Менгер опубликовал свой труд«Исследования о методе социальных наук и политической экономии вособенности», в котором методу исторической школы было определенодостаточно скромное место. Шмоллер ответил резкой рецензией в своем«Ежегоднике». Менгер выпустил памфлет «Ошибки историзма». Так началасьполемика, которую лидеры школ и их последователи вели несколько десятковлет. В чем же состояли основные разногласия?Шмоллер и историческая школа хотели видеть экономическую науку историческиконкретной, исследующей динамику институтов, междисциплинарной, основаннойна эмпирических исследованиях (индуктивной), этически и практическиориентированной (Шмоллер был одним из главных разработчиков наиболеепередовой в то время социальной политики Германии). Шмоллер выступал такжепротив методологического индивидуализма австрийцев, исходя из социальнойприроды человека.Австрийцы же отстаивали специализированную, абстрактную, этическинейтральную науку, базирующуюся на внеисторической рациональной логике идедукции, из априорных предпосылок (таких, как максимизация благосостояниякаждым индивидом).При этом обе стороны полемически преувеличивали противоречия между ними. Содной стороны, Шмоллер вовсе не отвергал Дедуктивную теорию как таковую, ав своей самой большой и важной работе « Очерк общего учения о народномхозяйстве» (1914) включил теоретическую главу, в которой проблема ценноститрактовалась вполне по-менгеровски. С другой стороны, Менгер вовсе неотрицал полезности исторических исследований, коль скоро они не подменяютэкономическую теорию, и сам отдавал им дань в своем эволюционном учении опроисхождении денег. Спор фактически шел о соотношении двух типовэкономических исследований.В краткосрочном аспекте спор о методах на немецкой земле закончился победойисторической школы, в результате чего Германия оказалась на полвеказакрытой для проникновения маржиналистских идей. В долгосрочном же аспекте,исходя из дальнейшего развития экономической науки мы можем сделать вывод,Что ближе к истине в этом споре оказался все-таки Менгер.Из всех направлений раннего маржинализма именно австрийская школа оказаласьнаиболее долговечной. Правда, в 1930-е годы казалось, что она окончательнорастворилась в общем потоке неоклассической теории. Но в 1970-е годы онавновь вышла на поверхность : лице новой исторической школы, возглавляемойЛ. Мизесом Ф. Хайеком. Заключение. Австралийская школа, основателем которой явился Карл Менгер, далеепредставлена его учениками Визером и Бем-Баверком. Австрийцы с подозрениемотносились к математическим методам анализа, предпочитали логическоерассуждение в словесной форме. Характерным для этой школы был такжебезусловный акцент на экономический либерализм. Они отвергали не толькосоциализм в любой форме, но и любое государственное начало в экономике. Конечно, у Менгера последующие ученые нашли массу упущений,неточностей, незавершенных идей. Но что бы делали эти ученые, если быМенгер закрыл все вопросы? Судить нужно не по тому, что не было сделано, нопо сделанному. А сделал Менгер вещь гигантского масштаба. Он выстроилконтуры новой экономической теории, охватывающей поле от индивидуальныхпотребностей человека до хозяйства целой страны. В центре его системыоказалось решение проблемы использования ресурсов и распределения доходов. Теория Бем-Баверка внесла решающий вклад в дело научного обоснованияположения о том, что капитал обладает своей собственнойпроизводительностью. В целом, можно сказать, что Визер разрабатывал ту «австрийскую»концепцию, основу которой заложил Менгер. Однако Визер, безусловно, былвполне оригинальным экономическим мыслителем. Его работы не написаны какдополнение к трудам Менгера, это самостоятельная теоретическая система.Если Менгер поставил во главу угла индивида с его субъективнымипотребностями и оценками, то Визер делает акцент на хозяйство в целом иобъективные закономерности, которые складываются из множестваиндивидуальных оценок и предпочтений. Разумеется, Визер использует такиефундаментальные идеи Менгера, как убывающая предельная полезность (уже в тупору связанная с именем Госсена) и вменения ценности факторам производства.Последняя идея получила у Визера значительное развитие. Список литературы:1 История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н.Макашевой. –М: ИНФА-М,2000.




Похожие:

Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconРеферат по курсу: " История экономических учений " Тема реферата: " Австрийская школа и теория предельной полезности "
Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма...
Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconНеоклассическая экономическая теория. Неоклассическое
Неоклассическое направление политэкономии возникло в 70-х годах ХIХ века. Его представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк (австрийская...
Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconНациональный исследовательский университет Высшая школа экономики примерная программа наименование дисциплины История экономических учений Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
...
Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Историческая школа Германии: оппоненты классической школы»
Охватывает период 40-60-х гг. XIX в и получил название «Старая историческая школа»; основные авторы этого этапа В. Рошер, Б. Гильдебранд,...
Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Историческая школа Германии: оппоненты классической школы»
Охватывает период 40-60-х гг. XIX в и получил название «Старая историческая школа»; основные авторы этого этапа В. Рошер, Б. Гильдебранд,...
Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconСодержание: Введение 3 Предмет истории экономических учений 4 Методология исследования 6 Историческая схема эволюции экономических учений 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение
История экономических учений — это неотъемлемое звено в цикле общеобразовательных дисциплин по направлению «экономика»
Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconРеферат по истории экономических учений на тему: «Меркантилизм как первая школа политэкономии эпохи разложения феодализма»
Данное реферативное сообщение. Меркантилизм как первая школа экономической мысли
Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» По теме: «Школа физиократов и их предшественники»

Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconАвстрийская школа и теория предельной полезности

Австрийская (Венская) школа школа экономических учений iconГосударственный университет – высшая школа экономики
Учебный курс по истории экономических учений представляет собой первый раздел общего курса «История и философия науки», предназначенного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы