История формирования научного социально-психологического знания icon

История формирования научного социально-психологического знания



НазваниеИстория формирования научного социально-психологического знания
Дата конвертации10.07.2012
Размер228,99 Kb.
ТипРеферат
История формирования научного социально-психологического знания


Голицынский военный институт ФПС РФ кафедра психологии и педагогики Факультет заочного обучения отделение психологии Реферат студентки 3 курса Котовой Е.М. Тема : “ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ”. Научный руководитель: Колесников И.И. Голицыно – 2001 год План.Введение.1. Становление зарубежной психологии.2. История российской социальной психологии.Заключение.Список литературы. Введение. Все исторические документы, свидетельствующие о появлении научнойдисциплины, предметом которой является социальное поведение человека,относятся к одному веку – веку нынешнему. И за этот короткий срок молодойнауке удалось проникнуть в глубинную сущность таких сложных явлений, какчеловеческие убеждения и иллюзии, любовь и ненависть, конформизм инезависимость многое в поведении человека еще остается загадкой, но ужесейчас социальная психология может предложить ответы на далеко не простыевопросы: что побуждает людей то причинять вред, то помогать друг другу?Отчего вспыхивают социальные конфликты и каким образом сжатый кулак можетбыть превращен в руку помощи? Социальная психология углубляет наше представление о самих себе, делаетнас более чуткими к социальным влияниям. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и спискалитературы. Основная часть включает в себя 2 вопроса. В первом рассматриваетсяистория становления зарубежной психологии. Во втором вопросе – рассказывается о российской истории социальнойпсихологии. В заключении делается вывод о важности социальной психологии. Становление зарубежной психологии. Задолго до возникновения научной социальной психологии люди стализадумываться над вопросами влияния общества на поведение человека,взаимодействия людей в различных группах. Эти вопросы были вызваныпотребностями практики — поисками наилучших форм организации людей вполитической, военной и хозяйственной сферах деятельности. Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций.Большинство проблем социальной психологии зародилось в философских системахдревности. Родоначальником этих проблем считают Платона. Он, рассматривая всвоих трактатах социальное поведение человека, исходил из егофизиологической природы, объединяющей в себе три части: голову, сердце иживот. В зависимости от преобладания той или иной части различаются ииндивидуальные характеры людей и, соответственно, их предназначение вобществе. Так, у философов преобладает ум, у воинов — воля, мужество, уремесленников — телесные вожделения. На подобной основе Платон различает иотдельные народы. Философию Аристотеля в целом называют порой «социологическиориентированной», поскольку он рассматривал человека как «социальноеживотное». В противоположность взглядам Платона, считавшего первичным мирлюдей, дающий основу для познавательной деятельности человека, Аристотельутверждал, что человек не может развиваться нормально вне воздействий состороны внешнего мира, общества. Аристотель разделял общество нааристократию (лидеров) и народные массы. При этом принадлежность к тому илииному социальному классу обусловлена врожденным психологическим складомчеловека. Когда он действует в роли, наиболее соответствующей егоприродному складу, то испытывает состояние счастья. Поэтому желаемымобществом является такое, которое способствует осуществлениюпсихологической натуры человека. Аристотель считал, что государственноеустройство видоизменяется в соответствии с потребностями и природой людей,живущих в данном обществе. Платон, наоборот, рассматривал государственноеустройство как некий абсолют, установленный для всех людей при всехусловиях. Таким идеалом, по Платону, является господство аристократии. В трудах философов античности можно обнаружить немало мыслей обидеальной личности и идеальном образе жизни, особенностях взаимовлияниялюдей в обществе. Многие из этих идей послужили исходной основой дляразработки социально-психологических концепций в более поздние времена. Философы прошлого в течение продолжительного периода сосредоточивалисвое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своейприроде «хорошим» или «плохим». В философии нового времени нельзя упустить такие имена, как Гоббс, Локк,Руссо, Гегель. Английский философ Т.Гоббс (1588-1679) считал, что люди в силу своейнатуры проявляют тенденцию к враждебности по отношению друг к другу и«борьба всех против всех» является естественной для человечества. Поэтомутолько развитие Левиафана, или своеобразного супергосударства, можетпредохранить людей от взаимного уничтожения. Человек, лишенныйупорядоченного общества, по словам Гоббса, был предоставлен жизни«одинокой, жалкой, опасной, тупой и короткой». Гоббс проявлял пренебрежениек законности или морали, когда касался прагматических вопросовэффективности государства, основанного на силе. В XVIII в. идеи Гоббса получили сравнительно широкое распространение.Такие философы, как Руссо, Кант, Дидро придерживались вере в естественнуюдоброту человека. Они считали, что человек по своей природе добр, и именнообщество портит его, формируя негативные черты. Поэтому эти философыподвергли критике взгляды Гоббса. Последователи Гоббса называлисторонников этой позиции «романтиками», полагая, что их собственный взглядна природу человека является «реалистическим». Важной вехой становления социальной психологии как науки были работыфранцузского философа О. Конта (1798-1857). Порой его даже называют«единственным отцом социальной психологии». В 1854 г. в последнем томесвоей «системы позитивной психики» Конт заявил о своем намерении создать«систему позитивной морали», имея в виду под этим термином, по сути,социальную психологию. Однако он не успел осуществить свой замысел. Конт обратил внимание на следующий парадокс: как человек может в одно ито же время воздействовать на общество и сам формироваться под еговлиянием? По мнению Конта, психика человека развивается только в обществе ион всегда должен рассматриваться исходя из своего социального окружения.Конт являлся также основателем методологии позитивизма, в соответствии скоторой при изучении поведения человека и явлений общественной жизнинеобходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изученииестественного мира. Несмотря на известную ограниченность такого подхода, онобеспечил определенную основу для возникновения эмпирического направления вобласти социальных наук. Во второй половине XIX в. интерес к социально-психологическойпроблематике возрастает в разных странах. В Германии формируется научнаяшкола, сосредоточившая свое внимание на изучении психологии народов. Теоретическими источниками ее послужили: учение Гегеля о народном духе иидеалистическая психология Гербарта. Непосредственными создателями теориипсихологии народов выступили М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнтал.В 1859 г. был основан журнал “Психология народов и языкознание”, где былаопубликована их статья “Вводные рассуждения о психологии народов”. В нейбыла сформулирована мысль о том, что главная сила истории – народ, или “духцелого”, который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах и т.д.Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторойпсихической связи. Задача состояла в том, что бы познать сущность духанарода, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. Идеи психологии народов получили развитие в работах «отца психологии»В. Вундта (1832-1920). К сфере изучения «народной психологии» Вундт относил«те психические продукты, которые создаются вследствие общественногохарактера человеческой жизни и поэтому необъяснимы только исходя изиндивидуального сознания»1 [социальная психология в трудах отечественныхпсихологов. Свенцицкий А.Л. изд-во ПИТЕР, 2000, с – 25]. Так, он считал,что языки, мифы и обычаи по своему происхождению социальны. В соответствиис этим объектом социально-психологического исследования должен выступатьязык, миф, обычай. В конце XIX - начале XX в. ведется активный исследовательский поискдвижущих сил, определяющих социальное поведение. Характерной чертой многихработ этого периода было выделение того или иного доминирующего фактора прианализе социально-психологической проблематики. Подобное упрощение сводилоосновы всех социально-психологических явлений к единственному объяснению.У. Баджот и Г. Тард называли в качестве такого фактора подражание Г. Лебон— внушение, У. Джеме — привычку, У. Макдугалл и У. Троттер — инстинкт, Э.Дюркгейм — «коллективное сознание». С точки зрения Г. Тарда, социальное поведение не имеет другогообъяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Он, исходя из логическогоанализа различных форм социального взаимодействия, доказывал, что их основусоставляет ассимиляция индивидом установок, верований, чувств других людей.Внушенные извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности. Именно эта идея была усвоена непосредственным создателем психологии массГ.Лебоном. Преимущественное внимание он уделял проблеме противопоставлениямасс и элит общества. По его мнению всякое скопление людей – это масса,толпа. Масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична. В нейсамостоятельность личности утрачена, критичность ума и способность суждениярезко снижены. Поэтому массе нужен вождь, роль которого выполняет элита. Большое влияние на развитие социально-психологической мысли оказалитруды английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809-1882). Всоответствии с принципом естественного отбора, который был имсформулирован, в «борьбе за существование» выживают особи «наиболееприспособленные». Хотя Дарвин приписывал человеку природную агрессивность,он тем не менее признавал роль социальных воздействий в формированиинравственных качеств человека. Дарвин подчеркивал свою веру в моральную исоциальную эволюцию человека, осуществляемую благодаря социальным икультурным факторам. Многие последователи Дарвина обратились к его теории эволюцииорганического мира, чтобы использовать ее как основу для объяснениясоциальных и социально-психологических явлений. На этой почве возниксоциальный дарвинизм, который делал акцент на «борьбе за существование»посредством межличностных и межгрупповых конфликтов, хотя сам Дарвин былдалек от такой мысли. Основателем социального дарвинизма являетсяанглийский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903), выступивший со своимисобственными эволюционными идеями и предвосхитивший точку зрения Дарвина.Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство однихсоциальных групп над другими. Исходя из этого, он оправдывал войны,политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумеваютконкуренцию или конфликт. Вслед за Спенсером многие мыслители второйполовины XIX в. считали расовые, этнические, национальные и классовыеразличия людей функцией биологических факторов, обусловленных эволюционнымипроцессами естественного отбора. Идеи социального дарвинизма развивают воФранции А. Фуле, А. Эспина, Р. Вормс, Ж. Лапуж, в Англии — У. Баджот, вАвстрии - Л. Гумплович и Г. Ратценхофер, в США — Д. Фиске, А. Смолл, У.Самнер. Хотя позиции этих исследователей по многим вопросам были различны,все они исходили из того, что биологическое изменение являетсядетерминантой изменения социального. Основоположник психоанализа и соответствующей научной школы, внесавстрийский психолог, невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939)оказал значительное влияние на развитие всех социальных наук в XX в. Вотличие от многих психологов, считавших инстинкты основой социальногоповедения, Фрейд полагал, что инстинктивные импульсы человека приходят вконфликт с интересами общества. Все разнообразие инстинктов Фрейд сводил кдвум группам: инстинкты, направленные на сохранение жизни (илисексуальные), и инстинкты смерти (или деструктивные), разрушающие жизнь.При этом общество рассматривалось как враждебная человеку сила, подавляющаяего инстинктивные импульсы. Фрейд признавал необходимость цивилизации длятого, чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения другдруга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсовлюдей вызывает у них нежелательные черты характера. В целом для взглядов Фрейда характерна негативная оценка человеческойприроды. Он полагал, что те или иные действия людей направляются, главнымобразом, примитивными неосознаваемыми импульсами. В то же самое времяконцепции Фрейда отличает негативная точка зрения на человеческое общество,которое по своей сущности неизбежно является причиной неудовольствия людей.По мнению Фрейда, именно в самой природе общества заложено стремлениенаходящихся у власти лиц препятствовать свободному выражению импульсовлюдей, не имеющих власти. При этом он видел необходимость в такойсоциальной системе, которая могла бы регулировать проявления человеческойагрессивности.Фрейд был последним из крупных мыслителей, пытавшихся строить социально-психологическую теорию без соответствующего подкрепления эмпирическимиданными. На рубеже XIX-XX вв. в развитии социальной психологии начинается новыйпериод — исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Американский психолог Н. Триплетт обратил внимание на то, чтовелогонщики часто достигают гораздо лучших результатов в ситуациинепосредственного соревнования друг с другом, нежели тогда, когда проходятсвою дистанцию в одиночестве, ориентируясь лишь на секундомер. С цельюверификации этих выводов Триплетт провел следующий эксперимент. Задачаиспытуемых (детей от 8 до 17 лет) состояла в том, чтобы наматывать лесу накатушку спиннинга. В одной серии испытуемые были разбиты на пары и каждогопросили работать быстрее, чем его оппонент. В другой серии испытуемыеработали в одиночестве и их инструктировали наматывать лесу так быстро, кактолько они могут. Триплетт обнаружил, что большинство детей работали быстрее в условияхсоревнования друг с другом, нежели в одиночестве. Статья Триплетта сизложением этих данных была опубликована в 1897 г. в «Американскомпсихологическом журнале», а сам автор с тех пор приобрел репутацию первогоэкспериментатора в социальной психологии. Однако такое начало не привелосразу к заметному увеличению количества лабораторных экспериментов.Подавляющее число экспериментальных работ было проведено социальнымипсихологами в течение последних сорока лет. Работа Макдугалла «Введение в социальную психологию» и книга социологаЭ. Росса «Социальная психология», вышли в 1908 г., и этот год считаетсягодом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельномсуществовании. Каждая из этих двух книг внесла важный вклад в развитиесоциальной психологии как самостоятельной науки. Причиной социальных инстинктов Макдугалл признавал врожденныеинстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемогоМакдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, ичеловеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; впротивовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию навнешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гор-мической» (от греческого слова «гормэ» — стремление, желание, порыв). Гормэи выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющаясоциальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ «реализуется вкачестве инстинктов» (или позднее «склонностей»). Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результатеопределенного психофизического предрасположения — наличия наследственнозакрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную(эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, чтопроисходит в области сознания, находится в прямой зависимости отбессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главнымобразом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический иопределенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собойинстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх идругие. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля,различные общественные процессы, в первую очередь война. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в историинауки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения сточки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значениеиррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не толькоиндивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодолениеидей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становлениянаучной социальной психологии. Значительным событием для социальной психологии стало появление крупнойработы двух социологов — американца У. Томаса и поляка Ф. Знанецкого«Польский крестьянин в Европе и Америке». Их произведение состояло из пятитомов, выходивших в свет с 1918 по 1920 г. в США. Это был итогисследования, длившегося более 10 лет и посвященного приспособлению к новымусловиям жизни польских крестьян, эмигрировавших в Америку. Впервые вкачестве эмпирической основы исследования широко использовались личныедокументы (письма, биографический и автобиографический материал). Былообнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки еечленов. Тогда Томас и Знанецкий определили социальную психологию как«научное исследование установок». С тех пор изучение установок прочно вошлов основную проблематику западной социальной психологии. Первым, кто обратился к измерению установок, был в 1925 г. американскийсоциолог Э. Богардус, приобретший с тех пор научную известность во многомблагодаря своей шкале «социальной дистанции». Под социальной дистанцией онимел в виду степень приемлемости, которую выражает личность по отношению кпредставителю другой социальной группы. Богардус использовал свою шкалу сцелью измерения и сравнения установок американских граждан к различнымэтническим группам. Это исследование повлекло за собой целый ряд работ, врезультате которых были созданы различные шкалы измерения установок. В 1928 г. Л. Терстоун предложил использовать при измерении установок тотже методический подход, что и в психофизике, разработав в итоге шкалу«равных интервалов». Он также определил ряд правил для конструирования шкалустановок. Через год Л. Терстоун и Э. Чейв применили шкалу «равныхинтервалов» с целью измерения отношений к религии. Эта шкала включала всебя пункты, ранжированные от «высшей» до «низшей» благожелательности.Работы Богардуса и Терстоуна послужили важным толчком для созданиямногочисленных шкал установок. За этими шкалами последовали другие, среди которых следует отметитьсоциометрический метод Я. Морено. Этот метод, обнародованный им в 1933 г.,предназначался для измерения динамики межличностных отношений в группе. Всоответствии с концепцией Морено межличностные отношения, особеннопредпочтения и неприятия, представляют собой главные характерные чертычеловеческой жизни. Социометрический метод позволяет получить картинупредпочтений и неприятии среди членов группы. С помощью социометрииполучено немало важных данных о строении группы и ее функционировании.Постепенно социометрия превратилась в отдельное направление в западнойсоциальной психологии. Среди выдающихся исследователей, в значительной степени повлиявших наформирование лица современной социальной психологии, необходимо назвать К.Левина. Он привнес в социальную психологию концепции, экстраполированные издругих наук. Из физики он заимствовал общее представление о «поле сил», аиз математики — понятия топологии (отрасли знания, изучающей наиболее общиесвойства геометрических фигур). Данные положения Левин использовал какоснову анализа индивидуального и социального поведения. В соответствии с теоретическим подходом Левина человек и его окружающаясреда являются компонентами единого динамического поля, обладающего такимисвойствами, как дифференцированность, изменчивость и атмосфера. Различныечасти этого поля взаимозависимы. Отсюда следует, что значение одиночногофакта можно понять, лишь исходя из той позиции, которую он занимает в поле.Как отмечал Левин, каждый психологический факт зависит от состоянияличности и в то же самое время обусловлен окружающей средой, хотя ихсравнительная важность различна в различных случаях. Ярким примером творчества Левина является эксперимент, проведенныйсовместно с Р. Липпиттом и Р. Уайтом в 1938 г. Цель его состояла в изучениинекоторых аспектов функционирования группы при различных типах групповой«атмосферы». Экспериментаторы организовали для десятилетних мальчиков«клубы», члены которых на добровольной основе занимались изготовлениемтеатральных масок, сборкой моделей самолетов и т. д. Дети встречалисьпериодически в течение нескольких недель. Исходя из цели эксперимента,взрослые руководители групп создавали в них атмосферу того или иного типа:«автократическую», «демократическую» или полной свободы для принятиярешений без участия руководителя. Было обнаружено, что каждый из данныхстилей руководства оказывает различное влияние на групповую «атмосферу».Как отмечает в своем учебнике для студентов американский социальныйпсихолог Э. Холландер, особая значимость этой работы Левина состояла в том,что она открыла возможности экспериментирования в лаборатории на«социальных системах»маленького масштаба и свидетельствовала о «достижениисоциальной психологией своего совершеннолетия». Важным результатом даннойработы было также широкое развитие исследований в области «групповойдинамики». К концу 1930-х гг. социальная психология достигла своего наибольшегоразвития в США. Подъему социальной психологии способствовало появление трехспециальных журналов, посвященных этой отрасли знания. В 1936 г. Левиносновал Общество психологического исследования социальных проблем, котороеуспешно работает по настоящий день, объединяя сейчас более трех тысячсоциальных психологов США и ряда стран (в том числе и России). В те же годыначинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальныхпсихологов к решению прикладных задач, главным образом в сфере деятельностииндустриальных организаций. В последние годы в США отмечается дальнейшее расширение сферы социально-психологических работ (и теоретических и прикладных), возникновение новыхнаучных центров, увеличение выпуска дипломированных социальных психологов. Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальнойпсихологии» считается важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труддо сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания. В течение двух последних десятилетий можно наблюдать активизациюсоциально-психологической науки в ряде стран Западной Европы. Здесь всебольшее число исследователей начинают отходить от научных стандартов,заданных американской социальной психологией, демонстрируя своютеоретическую и методологическую самостоятельность. Начинается поискальтернатив развития социальной психологии на иных, нежели в США,основаниях. Стараясь преодолеть свойственный американской социальнойпсихологии «ползучий эмпиризм», делающий акценты на лабораторномэксперименте, европейские ученые провозглашают необходимость осуществленияисследовательской работы, исходя из более широкого «социального контекста»,который включал бы в себя актуальные проблемы современного общества. II. Российская история социальной психологии. В России социальная психология развивалась под сильным влияниеммарксизма. Пожалуй, лишь социолог Н. К. Михайловский, которого можносчитать основоположником отечественной социально-психологической мысли, былдалек от марксистских воззрений. Заслуга Михайловского состоит прежде всегов том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массовойпсихологии, накопившийся в русской социологии, художественной литературе ипублицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремилсяосмыслить психологические особенности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России. Широкое распространение получила его концепция «героев и толпы».Рассматривая толпу как «самостоятельное общественное явление», Михайловскийсчитал, что герой является порождением толпы, которая «выдавливает»(выдвигает) его в определенные моменты истории. Одним из главныхпсихологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнениюМихайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей.При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание,чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостьюсиле личности героя. Несмотря на марксистскую критику взглядовМихайловского, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитиеотечественной социально-психологической мысли. Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внесГ. В. Плеханов. С позиций исторического материализма он дал определениепонятия «общественная психология», рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и рольобщественной психологии в социальной культуре общества. Раскрываязакономерности формирования общественной психологии, он исходил изматериалистического принципа социальной обусловленности общественногосознания. Вскоре после установления в России советской власти в октябре 1917 г.марксизм становится единственной методологической основой психологическойнауки. В своих поисках в области социальной психологии отечественные ученыестарались в той или иной степени следовать идеологическим иметодологическим требованиям советской системы. В 1920-е гг. выходит рядпубликаций по вопросам социальной психологии, авторами которых былипредставители различных наук: психологи К. Н. Корнилов, В. А. Артемов, Б.В. Беляев, П. П. Блонский, психолог и философ Г. И. Челпанов, зоопсихологВ. А. Вагнер, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев, юрист М. А. Рейснер,филолог Л. Н. Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиямио предмете социальной психологии, ее теоретических и методологическихосновах. Предпринимаются отдельные попытки построения системы социально-психологических взглядов (В. М. Бехтерев, М. А. Рейснер, Л. Н.Войтоловский). Следует особенно отметить труды В. М. Бехтерева. Он выступал спредложением создать особую науку –. Определенную отрасль ее он предложилиспользовать для решения социально-психологических проблем. Эту отрасльБехтерев назвал”коллективной рефлексологией” и считал, что ее предмет – этоповедение коллективов, поведение личности в коллективе, условиявозникновения социальных объединений, взаимоотношения их членов. Такое понимание представлялось преодолением субъективистской социальнойпсихологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношениевнешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями иx членов. Коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества исвойства, возможные лишь при взаимодействии людей. Вопреки замыслу. этиособые качества и свойства развивались по тем же законам, что и качестваиндивидов. Соединение же социального и биологического в самом индивидетрактовалось достаточно механистически: хотя личность и объявляласьпродуктом общества, в основу ее развития были положены биологическиеособенности и, прежде всего, социальные инстинкты; при анализе социальныхсвязей личности для их объяснения привлекались законы неорганического мира(тяготения, сохранения энергии и пр.). В то же время сама идеябиологической редукции подвергалась критике. Тем не менее заслуга Бехтеревадля последующего развития социальной психологии была огромна. Бехтеревговорил о необходимости самостоятельного существования социальнойпсихологии. Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива,Бехтерев первым в отечественной психологии обратился к эксперименту. Задачаэкспериментов, проведенных Бехтеревым совместно с М. В. Ланге, состояла втом, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия,памяти, мышления и других) в условиях групповой работы и деятельностиизолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полученных данныхпоказало существенное влияние группы на особенности психическойдеятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные,образовательные и природные различия сдвигов психических процессов вусловиях групповой работы. Большое внимание уделялось в 1920-е гг. проблемам детских, ученическихколлективов, которые рассматривались в социально-психологическом аспекте(Е. А. Аркин, Б. В. Беляев, А. С. Залужный.С. С. Моложавый). В рядепубликаций рассматривались вопросы социальной психологии труда, управленияорганизациями (Н. А. Витке, А. К. Гастев, П. М. Керженцев). Начинаютсяпоиски в области методов социальной психологии. Однако период конца 1920-х — начала 1930-х гг. характеризуетсясвертыванием и затем полным прекращением социально-психологических работ.Отечественным исследователям не удалось обосновать необходимость развития«марксистской социальной психологии». Логика ее противников была такова:поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественныйпродукт и человеческая психика социальна, то и психология является наукойсоциальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССРпочти 30 лет — до конца 1950-х гг. Период начала 1930-х — конца 1950-х гг. - время перерыва в развитииотечественной социальной психологии. В конце 50-х — начале б0-х гг. развернулся новый этап в развитииотечественной социальной психологии. В начале 60-х гг. заметным явлением впсихологической сфере стала дискуссия о предмете социальной психологии ивообще о ее судьбе в советском обществе.Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной вжурнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на II Всесоюзном съездепсихологов в 1963 г. Основная полемика касалась не только кардинальноговопроса «быть или не быть» социальной психологии, но и более конкретных — опредмете социальной психологии и ее «границах» с психологией и социологией.Несмотря на обилие точек зрения, все они могут быть сгруппированы внесколько основных подходов. <...> Существовало несколько подходов. Первый, получивший преимущественноераспространение среди социологов, утверждал социальную психологию как наукуо «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разныеисследователи больший акцент делали на изучение психологии классов, другихбольших социальных обшностей, и в этой связи - на отдельные элементыобщественной психологии больших социальных групп (традиции, нравы, обычаи).В других случаях больше внимания уделялось формированию общественногомнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Второй подход, представленный преимущественно психологами, видел главнымпредметом исследования асоциальной психологии личность. Оттенки проявлялисьздесь в толковании контекста исследования личности: — ее особенностей,положения в коллективе, в системе межличностных отношений и общения. Третий, «синтезирующий» подход к проблеме. Социальная психология быларассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, иположение личности в группе. В этом случае проблематика социальнойпсихологии представлялась достаточно широкой: практически весь кругвопросов, исследуемых в различных школах социальной психологии, включался вее предмет. Такое понимание более всего отвечало реально складывающейсяпрактике исследований и практическим потребностям общества, поэтомуоказалось наиболее укоренившимся. Важным событием для данной отрасли знания явилось создание в 1962 г.первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградскомгосударственном университете под руководством Е. С. Кузьмина. На II съезде Общества психологов СССР впервые была выделена специальнаясекция, посвященная вопросам социальной психологии. Первые отечественныемонографии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышлив свет в Ленинграде. Это книги Б. Д. Парыгина «Социальная психология какнаука» (Л., 1965) и Е. С. Кузьмина «Основы социальной психологии» (Л.,1967). В них рассматривается широкий круг проблем истории, методологии итеории социальной психологии. В работе Е. С. Кузьмина приводились данныепервых эмпирических исследований групп и коллективов, полученныесотрудниками лаборатории социальной психологии. Новый для отечественнойнауки пласт проблем социальной психологии личности был поднят в монографииА. А. Бодалева «Восприятие человека человеком» . В то же время создаются многочисленные социально-психологическиелаборатории и центры. В 1972 г. создается сектор социальной психологии всистеме Академии Наук СССР. 70-80-е гг. – это период весьма бурного развития социальной психологии вСССР. Ее институционализация была уже завершена, и основная формадальнейшего развития – экстенсивное и интенсивное развертывание социальнойпсихологии.Велся исследовательский поиск в области методологии, теории иметодов социальной психологии. Большую роль сыграло расширение сферы международных контактов советскихсоциальных психологов. Они участвовали в международных конгрессах иконференциях, в совместных исследованиях. В этот период выходят значительные труды, посвященные различным отраслямсоциально-психологического знания. Это работы в области истории социальнойпсихологии (Е. А. Будилова, М. Г. Ярошевский), методологии и теории (Т. М.Андреева, В. Н. Куликов, И. Т. Левыкин, Б. Д. Парыгин, Е. В. Шорохова, П.Н. Шихирев. А. К. Уледов), психологии групп и коллективов (И. П- Волков, А.И. Донцов, А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский), межгруппового взаимодействия(В. С. Агеев), лидерства и руководства (А. Г. Ковалев, Р. Л. Кричевский, Л.И. Уманский), межличностных отношений (Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов),социальной психологии личности (М. И. Бобнева, А. А. Бодалев, В. В. Бойко,И. С. Кон, К. К. Платонов, В. А. Ядов), социально-психологическойдиагностики личности (Э. С. Чугунова), психологии общения (А. А. Брудный,Р. Б. Гительмахер, А. А. Леонтьев, В. Н. Панферов), социально-психологическоготренинга(Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская), промышленной иорганизационной психологии (А. И. Китов, Е. С. Кузьмин, В. В. Новиков, А.Л. Свенцицкий, А. В. Филиппов, Р. X. Шакуров, В. М. Ше-пель), массовойкоммуникации (Ю. А. Шерковин), социальной психологии искусства (В. Е.Семенов). Настоящий период деятельности социальных психологов Россиихарактеризуется, с одной стороны, организационными и материальнымитрудностями, с другой стороны, расширением творческих возможностейисследователей за счет ликвидации партийного надзора над наукой. Естьоснования ожидать активизации отечественной социально-психологической мыслив недалеком будущем. Итак, статус социально-психологического образования в целом сейчасдостаточно прочен. Накопленный советской социальной психологией опыт, еетеоретические и экспериментальные разработки, несмотря на то, чтосоздавались в марксистской парадигме, не выводили отечественную социальнуюпсихологию из русла развития мировой науки. Заключение. Облик современного гуманитарного знания теперь уже не мыслим безсоциальной психологии. Будучи тесно связана с идеологией и политикой,социальная психология фактически была лишена гражданства в социалистическомобществе. Социально-психологические проблемы решались в рамках других,разрешенных наук – философии, педагогики, общей психологии. В то же времяона активно развивалась на Западе, о чем свидетельствует большое числотеоретических и эмпирических исследований, посвященных самым разнымсторонам жизни общества, социальных групп и личности. Начиная с 60-х гг. советская, а затем и российская социальная психологияпереживает свое бурное развитие – как в том, что касается фундаментальныхисследований, так и широко развивая прикладные исследования во всехобластях общественной жизни. Мера представленности в ней основных проблемвполне сопоставима с объемом их исследования в странах Европы и США. Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают друг одруге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. К социальной психологии обращаются сегодня психологи-практики,социальные педагоги, социологи. Курс социальной психологии является однимиз базовых при подготовке широкого круга специалистов – его слушают будущиеэкономисты, менеджеры и другие. Список литературы. 1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект Пресс, 2001. 3. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект Персс, 2000. 4. Девид Майерс. Социальная психология. Санкт-Петербург: Питер., 2000. 5. Свенцицкий А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Изд-во ПИТЕР, 2000.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

История формирования научного социально-психологического знания iconИстория и методология науки Макиенко Марина Алексеевна
Реальный процесс формирования научного знания (стиль мышления, социо-культурная среда, политическая составляющая, коллективное мышление)...
История формирования научного социально-психологического знания iconВопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей
Многообразие типов научного знания. Место юриспруденции в системе научного знания
История формирования научного социально-психологического знания iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 09. История психологии
Цель – систематизированное ознакомление студентов с развитием историко-психологического знания, этапами формирования предмета психологии,...
История формирования научного социально-психологического знания iconУчебно-методический комплекс дпп. 01 История психологии
Цель – систематизированное ознакомление студентов с развитием историко-психологического знания, этапами формирования предмета психологии,...
История формирования научного социально-психологического знания iconАудит эффективности как инструмент формирования социально психологического климата педагогического коллектива

История формирования научного социально-психологического знания iconФилософско-методологические проблемы социально-гуманитарных наук
Определите сходство и различие научного и вненаучного социально-гуманитарного знания
История формирования научного социально-психологического знания iconКонтрольная работа по дисциплине «Социальная психология»
Основные этапы и периоды возникновения и развития социально – психологического знания
История формирования научного социально-психологического знания iconУчебно-методический комплекс дпп. Ф. 15 Методы активного социально-психологического обучения
Освоение курса "Методы активного социально-психологического обучения (маспо)" направлено на овладение различными способами активизации...
История формирования научного социально-психологического знания iconФормирование благоприятного социально-психологического климата в классе
Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие...
История формирования научного социально-психологического знания iconПрограмма дисциплины «Основы психологии»
«Деятельность», «Сознание», «Личность», научный анализ психологических фактов и их теоретическая интерпретация необходимы для формирования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы