Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» icon

Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент»



НазваниеПрограмма дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Дата конвертации10.07.2012
Размер304,84 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>



Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины «Основы маркетинга»

для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации


Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Нижегородский филиал


Факультет менеджмента


Программа дисциплины

Основы маркетинга


для направления

080500.62 – «Менеджмент» подготовки бакалавра


Автор программы:

Макарова Екатерина Алексеевна, к.с.н., makarovakatya@yandex.ru


Одобрена на заседании кафедры маркетинга «___»____________ 2011г.

Зав. кафедрой Д. А. Фоменков


Рекомендована секцией УМС "Менеджмент" «___»____________ 2011г.

Председатель Т.В. Радаев


Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2011г.

Председатель Н.С. Петрухин ________________________


Нижний Новгород, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 – Менеджмент, в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, обучающихся по бакалаврской программе «Менеджмент», изучающих дисциплину «Основы маркетинга».

Программа разработана в соответствии:

  1. Государственным образовательным стандартом ВПО по направлению «Менеджмент», степень — бакалавр менеджмента

  2. Образовательной программой направления подготовки 080500.62 Менеджмент квалификация бакалавр.

  3. Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080500.62 Менеджмент квалификация бакалавр, утвержденным в 2011 г.



2. Цели освоения дисциплины


Предметом дисциплины являются теория и практика современного маркетингового механизма воздействия на конкурентные позиции предприятия на рынке.

Целью данного курса является формирование у студентов целостного представления о маркетинге как одной из составляющих теории и практики управления.

Ставится задача сформировать у студентов представление о маркетинге как о концепции внутрифирменного управления и целостной системе организации деятельности предприятия, направленной на решение задач по организации производства и предложения на рынке товаров и услуг, наилучшим образом отвечающим потребностям клиентов и потенциальных покупателей.

Курс «Основы маркетинга» позволяет рассматривать маркетинг как комплексную систему управления, направленную на изучение рыночной среды и запросов потребителей с целью их удовлетворения и конструирования согласно стратегическим направлениям развития предприятия.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные понятия, принципы и концепции современного маркетинга;

  • особенности развития маркетинга в России;

  • критерии сегментации потребителей товаров индивидуального пользования и

производственного назначения;

  • современные теории и концепции поведения потребителей на рынке;

  • современные методы развития и инструменты анализа стратегического маркетинга;

  • принципы и стратегии реализации товарной и ценовой политике компании;

  • современные технологии продаж;

  • принципы организации отдела маркетинга;

  • принципы и методы построения бренда организации;

  • основные принципы развития маркетинга территорий.

уметь:

  • анализировать конкурентную среду отрасли, положение предприятия на рынке;

  • использовать современные концепции в исследовании потребительского поведения;

  • разрабатывать маркетинговую стратегию организации, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

  • анализировать эффективность использования различных инструментов продвижения продукта;

  • формулировать и решать проблемы, возникающие в маркетинговой деятельности

предприятия;

  • использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга;

  • системно анализировать конкретные маркетинговые ситуации.

иметь навыки (приобрести опыт):

  • самостоятельной аналитической, проектной и исследовательской деятельности, характерные для маркетинговой деятельности;

  • продвижения продукта на рынке;

  • разработки рекламной концепции продукта;

  • анализа поведения потребителей;

  • поиска и оценки новых рыночных возможностей и бизнес-идеи.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;


Способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса;


Знание экономических основ поведения организаций, имеет представление о различных структурах рынков и способен проводить анализ конкурентной среды отрасли;


Умение использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга;


Умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею.



ПК - 17


ПК-32


ПК-33


ПК-39


ПК-48

Грамотно применяет маркетинговые концепции, устанавливает взаимосвязь между явлениями в области маркетинга, сравнивает и оценивает различные методы исследования, использует различные виды источников информации;


Анализирует конкурентную среду отрасли, разрабатывает маркетинговую стратегию организаций, планирует и осуществляет мероприятия, направленные на ее реализацию;


Распознает и оценивает новые рыночные возможности и формулирует бизнес-идею, использует в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга;


Владеет методами бенчмаркинга, исследования поведения потребителей, инструментов стратегического маркетингового анализа, интерпретирует полученные результаты исследований, владеет методами анализа информации из различных источников.


Оценивает новые рыночные возможности и обосновывает бизнес-идею



Лекционный курс, семинарские занятия: анализ источников, сравнительный анализ, решение задач и кейсовых заданий, написание эссе


Семинарские занятия: анализ источников, сравнительный анализ, решение задач и кейсовых заданий, написание эссе и домашней работы


Лекционный курс, семинарские занятия: анализ источников, сравнительный анализ, решение задач и кейсовых заданий, написание эссе и домашней работы


Семинарские занятия: анализ источников, сравнительный анализ, решение кейсовых заданий и домашней работы


Семинарские занятия: анализ источников, сравнительный анализ, решение задач и кейсовых заданий, написание эссе



4.Место дисциплины в структуре образовательной программы


Изучение курса «Основы маркетинга» базируется на следующих дисциплинах: «Менеджмент», «Социология», «Психология», «Общая экономическая теория». Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент) и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: поведение потребителей, маркетинговые исследования, стратегический маркетинг, маркетинг инноваций и других.



5. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

1

Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности

8

2

2

4


2

Анализ маркетинговой среды и условий рынка

10

2

2


6

3

Маркетинг на промышленных (В2В) и потребительских (В2С) рынках

10

2

2

6

4

Операционный и стратегический маркетинг

10

2


2


6

5

Конкурентный анализ

10

2

2

6

6

Структура, цели и задачи и маркетинговых исследований

12

2

4

6

7

Сегментация и выбор целевого рынка

10

2

2

6

8

Изучение потребительского поведения

10

2

2

6

9

Товарная политика

10

2

2

6

10

Ценовая политика

10

2

2

6

11

Сбытовая политика

10

2

2

6

12

Управление маркетингом на предприятии (организация маркетинговой службы)

10

2

2

6

13

Маркетинговые коммуникации

12

2

4

6

14

Интернет-маркетинг

10

2

2

6

15

Брендинг

10

2

2

6

16

Международный маркетинг и маркетинг территорий

10

2

2

6




Итого

162

32

36

94


6. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля


Текущий

Форма контроля

Параметры

1

2

3




Эссе




6




2-4 тыс. слов

Домашнее задание




4




8-14 тыс.слов

Итоговый

Экзамен







11

Письменный экзамен на 90 минут


7. Содержание дисциплины


Раздел 1. Введение в маркетинг

Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности

Суть и содержание понятия «маркетинг». Основные функции маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности, ее основные принципы. Структура современного маркетинга.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 7-32.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С.15-32.

Дополнительная литература:

3. Браерти Э., Эклс Р., Ридер Р. Бизнес – маркетинг. М.: Изд. дом Гребенникова, 2007.

4. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

5. Нордстрем Кьелл, Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм и

удовольствие. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

6. О.К. Ойнер. Маркетинг совместного творчества // Бренд-менеджмент. 2010. № 6 (55).

с. 352- 358.

7. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер.

М.: Альпина Паблишерз, 2010.


Тема 2. Анализ маркетинговой среды и условий рынка

Комплексное исследование рынка, рыночной среды и мо­тиваций потребителя. Европейский, американский и азиатский маркетинг: ключевые факторы, тенденции развития.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 71-84.

Дополнительная литература:

  1. Голембиовский С.А. Русский маркетинг. М.: «Ось-89», 2008.

3. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер.

М.: Альпина Паблишерз, 2010.

4. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок.

СПб.:Питер, 2008.

5. Минетт С. Маркетинг B2B и промышленный брендинг. М.: Вильямс, 2008.

6. Браерти Э., Эклс Р., Ридер Р. Бизнес – маркетинг. М.: Изд. дом Гребенникова, 2007.

Тема 3. Маркетинг на промышленных (В2В) и потребительских (В2С) рынках

Классификация компаний, действующих на рынке В2В. Различия между рынками В2В и В2С. Особенности комплекса маркетинга компаний на промышленном рынке.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 321-383.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 34-50.

Дополнительная литература:

  1. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

  2. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

  3. Минетт С. Маркетинг B2B и промышленный брендинг. М.: Вильямс, 2008.

Тема 4. Операционный и стратегический маркетинг

Стратегический процесс. Конкурентоспособность как основа стратегии маркетинга. Виды стратегий: базовые стратегии М. Портера, стратегии роста, конкурентные стратегии. Инструменты стратегического анализа. Бенчмаркинг. Концепция доверительного маркетинга.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 155-452.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 76-93.

Дополнительная литература:

3. Farese Lois Schneider, Kimbrell Grady, Woloszyk Carl A. (2009). Marketing Essentials. Glencoe, McGraw-Hill. - http://www.frenglish.ru.

4. Браерти Э., Эклс Р., Ридер Р. Бизнес – маркетинг. М.: Изд. дом Гребенникова, 2007.

6. Ж.Ламбен, Р.Чумпитас, И. Шулинг. Менеджмент,ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

7. Райс Э.Маркетинг снизу вверх: от тактики до бизнес-стратегии./Пер с.англ. -К.: Изд-во «Вильямс», 2009

Тема 5. Конкурентный анализ

Анализ отрасли, конкурентов, конкурентных преимуществ. Ключевые факторы конкурентного успеха. Оценка конкурентных позиций и возможных действий соперничающих компаний.

Основная литература:

1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 155-452.

2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 76-93.

Дополнительная литература:

3. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

4. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2009.

5. Райс Э.Маркетинг снизу вверх: от тактики до бизнес-стратегии. -К.: Изд-во «Вильямс», 2009


2. Раздел 2. Портрет потребителя

Тема 6. Структура, цели и задачи и маркетинговых исследований

Основные цели маркетинговых исследований. Организация маркетингового исследования. Объек­ты и субъекты маркетинговых исследований. Методы маркетингового исследования. Этапы маркетингового исследования. Виды информации и методы ее сбора. Шкалы измерений. Анализ данных. Подготовка отчета и презентации.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 321-383.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 34-50.

Дополнительная литература:

  1. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

  2. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

Тема 7. Сегментация и выбор целевого рынка

Сегментация рынка: цель и механизм осуществления. Принци­пы, цели и задачи рыночной сегментации. Различные аспекты конкурентноспособности.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 84-129.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 51-69.

Дополнительная литература:

3. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

4. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

5. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер.

М.: Альпина Паблишерз, 2010.

6. В. С. Матюшкин. Модели потребителя в рекламе // Реклама. Теория и практика. 2007. № 5 (23) с. 330-341.

Тема 8. Изучение потребительского поведения

Современная теория потребностей. Классификация потребителей и основные характеристики покупателя. Мотивация потребителя и факторы, влияющие на покупательское поведение.

Процесс выбора товара потребителем и принятия решения о покупке.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 84-129.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 51-69.

Дополнительная литература:

3. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок.

СПб.: Питер, 2011.

4. В. С. Матюшкин. Модели потребителя в рекламе // Реклама. Теория и практика. 2007.

№ 5 (23) с. 330-341.


3. Раздел 3. Маркетинг в системе управления предприятия

Тема 9. Товарная политика

Понятие товара в системе маркетинга. Подходы к классификации товаров и услуг. Классификация това­ров по назначению, срокам и характеру изготовления и потребле­ния. Качество и конкурентоспособность товара. Жизненный цикл товара. Планирование продукции.

Основная литература:

  1. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 71-76, С. 95- 101, С. 224-314.

Дополнительная литература:

2. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

3. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

4. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер.

М.: Альпина Паблишерз, 2010.

Тема 10. Ценовая политика

Структура цены. Виды цен. Ценовая политика. Факторы ценообразования. Спрос как фактор ценообразования. Ценовая эластичность спроса. Цены и потребительское качество. Стратегии ценообразования. Методы ценообразования, ориентированные на спрос.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 537-623.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 116-144.

Дополнительная литература:

3. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

4. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

Тема 11. Сбытовая политика

Сущность и функции товародвижения и сбыта. Каналы сбыта: виды, выбор, построение и управление. Логистика. Маркетинг закупок. Маркетинг продаж. Типовые варианты построения отделов продаж. Многоуровневой маркетинг. Трейд-маркетинг. Система CRM.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 633-688.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 146-164.

  3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е издание. СПб.: ПИТЕР, 2005. С. 605-615, С. 623-645.

Дополнительная литература:

4. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

5. Талл, Д. Искусство комплексных продаж: как победить конкурентов, когда ставки высоки! М.: Евро:

СмартБук, 2009.

6. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008.

Тема 12. Основы организации службы и структура управления маркетингом

Основные положения организации службы маркетинга. Типы организационной структуры управления маркетингом. Организационная структура службы маркетинга с ориентацией по регионам. Принципы построения маркетинговой структуры предприятия.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 32-71.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 492-523.

Дополнительная литература:

3. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

4. Талл, Д. Искусство комплексных продаж: как победить конкурентов, когда ставки высоки! М.: Евро:

СмартБук, 2009.

5. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008.


4. Раздел 4. Методы продвижения продукта

Тема 13. Маркетинговые коммуникации

Планирование маркетинговых коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации. Реклама. Расчет бюджета и оценка эффективности рекламы PR как средство маркетинговых коммуникаций. Стимулирование сбыта. Личные продажи Прямой маркетинг.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 697-741.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 166-221.

Дополнительная литература:

3. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер.

М.: Альпина Паблишерз, 2010.

4. Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг М.: РИП-холдинг, 2007.

5. Нордстрем Кьелл, Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм и

удовольствие. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

6. Пономарева А.М. Креативные средства и инструменты коммуникационного маркетинга: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во «Мини Тайп», 2009.

7. Н.В. Рубцова. Эпатажная реклама как нестандартный инструмент коммуникаций в условиях финансового кризиса, или PR во время чумы // Маркетинговые коммуникации. 2009. № 2(50).

с. 78-88.

8. М. Н. Гаврилова. Актуальные проблемы отечественного рынка Product Placement // Реклама. Теория и практика. 2010. №2 (38). с. 124-127.

9. Scott David Meerman (2010). The New Rules of Marketing & PR: How to Use Social Media, Blogs, News Releases, Online Video, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly. John Wiley and Sons, Ltd

Тема 14. Интернет-маркетинг

Интернет как средство коммуникации. Товарная и ценовая политика. Конкуренция в Интернет. Потребительская аудитория в виртуальном пространстве. Особенности стимулирования сбыта и перспективы развития рекламы в Интернете. Современные тенденции в развитии инструментов Интернет-маркетинга.

Основная литература:

  1. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 318-413.

Дополнительная литература:

2. Scott David Meerman (2010). The New Rules of Marketing & PR: How to Use Social Media, Blogs, News Releases, Online Video, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly. John Wiley and Sons, Ltd.

3. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

4. Яковлев А., Чупрун А. Контекстная реклама. Основы, секреты, трюки. СПб.: БХВ – Петербург, 2009.

Тема 15. Брендинг.

Разтличия бренда от товарной марки и товарного знака. Понятие «ценности» бренда. Классификация брендов. Жизненный цикл бренда. Понятия брендинга, маркетинга и рекламы. История развития брендинга. Упаковка как элемент брендинга. Нейминг. Защита интеллектуальной собственности. Эмоциональные и рациональные преимущества бренда. Лояльность бренду. Рыночная стоимость бренда. Управление брендом. Марочный капитал.

Основная литература:

  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008. С. 459-526.

  2. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 524-627.



Дополнительная литература:

3. Scott David Meerman (2010). The New Rules of Marketing & PR: How to Use Social Media, Blogs, News Releases, Online Video, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly. John Wiley and Sons, Ltd.

4. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

5. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер.

М.: Альпина Паблишерз, 2010.

6. Нордстрем Кьелл, Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм и

удовольствие. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

7. Пономарева А.М. Креативные средства и инструменты коммуникационного маркетинга: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во «Мини Тайп», 2009.

8. Н.В. Рубцова. Эпатажная реклама как нестандартный инструмент коммуникаций в условиях финансового кризиса, или PR во время чумы // Маркетинговые коммуникации. 2009. № 2(50).

с. 78-88.

9. М. Н. Гаврилова. Актуальные проблемы отечественного рынка Product Placement // Реклама. Теория и практика. 2010. №2 (38). с. 124-127.


5. Раздел 5. Глобальный маркетинг

Тема 16. Международный маркетинг и маркетинг территорий

Сущность международного маркетинга и основные этапы его развития. Методы и основные принципы его развития. Стратегия развития предприятия (компании) на международном рынке. Структура и задачи маркетингового исследования внешних рынков. Ценовая политика и продвижение на международном рынке. Сущность и основные принципы франчайзинга. Преимущества франчайзинга. Основные риски. Виды франчайзинга. Сфера интереса франчайзера и методы ее определения. Маркетинг страны. Маркетинг региона. Маркетинг города. Маркетинг локальных мест. Интернет-маркетинг территорий

Основная литература:

  1. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007. С. 417-489.

Дополнительная литература:

2. Сикко Ван Гелдер. Как улучшить успешность разработки и реализации бренда территории

// Бренд-менеджмент. 2009. № 2 (45).с. 66- 71.

3. Нордстрем Кьелл, Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм и

удовольствие. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

4. Браерти Э., Эклс Р., Ридер Р. Бизнес – маркетинг. М.: Изд. дом Гребенникова, 2007.


8. Образовательные технологии


Курс «Основы маркетинга» носит ориентационный и прикладной характер (данная дисциплина относится к обязательному циклу). Он призван сформировать у студентов 3 курса бакалавриата необходимые представления и навыки работы в области маркетинга в организациях.

Учебный курс предусматривает две основные формы аудиторных занятий: лекции (32 час.) и семинарские занятия (36 час.). В ходе лекций используются современные технические средства обучения: мультимедиа и др.; при проведении семинарских занятий применяются активные методы обучения: групповая дискуссия, деловая игра, анализ проблемных ситуаций. Внеаудиторные занятия предполагают достаточный объем самостоятельной работы (94 час.), включающий в себя следующие ее виды:

- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;

- выполнение индивидуальных практических заданий;

- подготовка домашнего задания в виде презентации;

- написание эссе по выбранной теме.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1.Темы эссе


Социализация индивида как потребителя.

Семья и домохозяйство как единица потребления.

Взаимовлияние модных тенденций и поведения потребителей.

Использование маркетинговых концепций в современных условиях.

Направления маркетинговой деятельности в России.

Внутренняя и внешняя среда маркетинга.

Основные методы сбора и обработки маркетинговой информации.

Развитие электронной торговли.

Маркетинговые исследования в системе маркетинга на предприятии.

Маркетинговая информация в виртуальной среде.

Оценка конъюнктуры рынка.

Конкурентные стратегии в маркетинге.

Методы изучения поведения потребителей на рынке.

Моделирование поведения потребителей на рынке.

Комплекс маркетинга при изучении спроса и предложения товара.

Маркетинговые критерии оценки нового изделия.

Позиционирование товара на рынке.

Методы и критерии сегментирования рынка.

Анализ конкурентов на рынке.

Персональные продажи в маркетинге.

Роль упаковки товаров в маркетинге.

Планирование ассортимента продукции.

Каналы распределения в маркетинге.

Стимулирование сбыта на рынке B2C.

Стимулирование сбыта на рынке B2B.

Товарная марка как конкурентное преимущество.

Маркетинговое планирование реализации продукции.

Посредники в системе маркетинга.

Мерчендайзинг как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК).

Особенности развития маркетинга услуг.

Ценовые стратегии в маркетинге товаров и услуг.

Политика снижения или повышения цен в маркетинге.

Связи с общественностью (PR) в системе маркетинга.

Организация рекламной кампании.

Радиореклама как элемент в структуре ИМК.

Телевизионная реклама как основной элемент интегрированных маркетинговых

коммуникаций (ИМК).

Наружная реклама как элемент интегрированных маркетинговых коммуникации

(ИМК).

Реклама в прессе как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций

(ИМК).

Реклама на транспорте как альтернатива печатной рекламе.

Реклама в Интернете.

Управление маркетингом на предприятии.

Особенности международного маркетинга.

Роль информации в современном маркетинге.

Этические проблемы в маркетинге.

Маркетинговые войны.

Развитие маркетинга территорий как основы политики привлекательности

регионов.

Реклама в Интернете.

Концепция доверительного маркетинга в деятельности компаний

9.2.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Сравнительный анализ концепций маркетинга.

  2. Функции маркетинга и виды маркетинговой деятельности.

  3. Классификация маркетинговых исследований, особенности и область применения различных видов маркетинговых исследований.

  4. Обоснование и выбор целевых сегментов рынка.

  5. Методы сегментации.

  6. Создание новых товаров и их выведение на рынок в концепции маркетинга.

  7. Позиционирование товаров на потребительском рынке.

  8. Структура современного маркетинга.

  9. Внешние и внутренние элементы маркетинговой среды. Контактные аудитории и их типы.

  10. Виды информации и методы ее сбора.

  11. Экспериментальный метод, преимущества и недостатки.

  12. Маркетинговое исследование и этапы его проведения.

  13. Количественные и качественные маркетинговые исследования.

  14. Классификация потребителей и основные характеристики покупателя.

  15. Мотивация потребителя и факторы, влияющие на покупательское поведение.

  16. Концепция доверительного маркетинга.

  17. Принципы маркетингового ценообразования.

  18. Сущность и инструменты трейд-маркетинга.

  19. Каналы сбыта: виды, выбор, построение и управление.

  20. Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций.

  21. Эмоциональные и рациональные преимущества бренда.

  22. Понятие «ценности» бренда. Жизненный цикл бренда.

  23. Упаковка как элемент брендинга.

  24. Выбор названия товара.

  25. PR как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций.

  26. Современные технологии продаж.

  27. Стратегии ценообразования.

  28. Основные этапы развития международного маркетинга.

  29. Принципы и преимущества франчайзинга.

  30. Маркетинг города и страны.

  31. Стратегия развития предприятия (компании) на международном рынке.

  32. Структура и задачи маркетингового исследования внешних рынков.

  33. Основные средства стимулирования сбыта.

  34. Особенности стимулирования сбыта и перспективы развития рекламы в Интернете.

  35. Контекстная реклама в Интернете.

  36. Сущность и классификация товара в системе маркетинга.

  37. Различия между потребительским и промышленным брендингом.



10. Порядок формирования оценок по дисциплине


Контроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля. По курсу предусмотрены текущий контроль знаний и работы студентов на практических и семинарских занятиях, домашнее задание (4–5 тыс. слов), эссе (10 тыс. знаков). Домашняя работа представляет собой решение задач, требующих анализа конкретной ситуации, либо индивидуально, либо в команде, состоящей из 2-3 человек, сроком на 1-2 недели. Каждая форма текущего контроля оценивается 10-балльной оценкой, которая выставляется в рабочую ведомость преподавателя. Форма итогового контроля - экзамен, который оценивается по 10-балльной шкале.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях по следующим направлениям: активность выступлений на семинарских занятиях; участие в дискуссиях, бизнес играх и кейсах; подготовленность студента к семинарским занятиям (выполнение получаемых заданий на самостоятельное изучение). Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед текущим контролем - Оаудиторная.

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Отекущий = n1· Оэссе + n2· Одз

Отекущий = 0,5· Оэссе + 0,5· Одз


Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене:


Оитоговый = k1· Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная

Оитоговый = 0,5· Оэкзамен + 0,3·Отекущий + 0,2·Оаудиторная


В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системам.

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

1 - неудовлетворительно

2 - очень плохо

3 - плохо

неудовлетворительно - 2

4 -удовлетворительно

5 - весьма удовлетворительно

удовлетворительно -3

6 - хорошо

7 - очень хорошо

хорошо - 4

8 - почти отлично

9 - отлично

10 -блестяще

отлично - 5


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовые учебники


  1. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах/ под ред. Л.А. Данченок. М.: Маркет ДС, 2008.

11.2 Основная литература


1. Годин А.М. Маркетинг. М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2007.

11.3 Дополнительная литература


1. Farese Lois Schneider, Kimbrell Grady, Woloszyk Carl A. (2009). Marketing Essentials. Glencoe, McGraw-Hill. - http://www.frenglish.ru.

2. Florida, Richard (2008). Who is your city? How the creative economy is making where to live the most important decision of your life. A member of the perseus books group, New York.

3. Scott David Meerman (2010). The New Rules of Marketing & PR: How to Use Social Media, Blogs, News Releases, Online Video, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly. John Wiley and Sons, Ltd.

4. Голембиовский С.А. Русский маркетинг.М.: «Ось-89», 2008.

5. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007.

6. Минетт С. Маркетинг B2B и промышленный брендинг. М.: Вильямс, 2008.

7. Браерти Э., Эклс Р., Ридер Р. Бизнес – маркетинг. М.: Изд. дом Гребенникова, 2007.

8. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011.

9. Траут Дж. Райс Э. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2010.

10. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Изд-во «Питер»,2003.

11. Носова Н.С. Конкурентная стратегия компании или маркетинговые методы конкурентной борьбы. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2009.

12. Райс Э.Маркетинг снизу вверх: от тактики до бизнес-стратегии. К.: Изд-во «Вильямс», 2009

13. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер.

М.: Альпина Паблишерз, 2010.

14. Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

15. Яковлев А., Чупрун А. Контекстная реклама. Основы, секреты, трюки. СПб.: БХВ – Петербург, 2009.

16. Канаян К., Канаян Р. Мерчандайзинг М.: РИП-холдинг, 2007.

17. Нордстрем Кьелл, Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк навсегда. Капитализм и

удовольствие. Манн, Иванов и Фербер, 2011.

18. Талл, Д. Искусство комплексных продаж: как победить конкурентов, когда ставки высоки! М.: Евро:

СмартБук, 2009.

19. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008.

20. Пономарева А.М. Креативные средства и инструменты коммуникационного маркетинга: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во «Мини Тайп», 2009.

21. Н.В. Рубцова. Эпатажная реклама как нестандартный инструмент коммуникаций в условиях финансового кризиса, или PR во время чумы // Маркетинговые коммуникации. 2009. № 2(50).

с. 78-88.

22. М. Н. Гаврилова. Актуальные проблемы отечественного рынка Product Placement // Реклама. Теория и практика. 2010. №2 (38). с. 124-127.

23. О.В. Овчинникова. Как и какую информацию нужно собирать для формирования маркетинговой стратегии // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2010. № 4 (88). с. 294-305.

24. О.К. Ойнер. Маркетинг совместного творчества // Бренд-менеджмент. 2010. № 6 (55). с. 352- 358.

25. В. С. Матюшкин. Модели потребителя в рекламе // Реклама. Теория и практика. 2007. № 5 (23) с. 330-341.

26. Сикко Ван Гелдер. Как улучшить успешность разработки и реализации бренда территории // Бренд-менеджмент. 2009. № 2 (45). с. 66- 71.

27. http://www.4p.ru – Электронный журнал по маркетингу, включает статьи по вопросам

теории и практики маркетинга, готовые маркетинговые исследования рынков товаров и услуг.

28. http://www.e-xecutive.ru - Портал профессионального сообщества менеджеров, включает

результаты маркетинговых исследований рынков, публикации по маркетингу.

29. http://www.marketing.spb.ru - Энциклопедия маркетинга, представлены маркетинговые

исследования товарных рынков, рынков промышленных товаров, услуг, книги и статьи по

маркетингу.

30. http://www.cfin.ru - Портал об управленческом менеджменте, консалтинге и маркетинге. 31.http://marketing.rbc.ru - Портал компании РосБизнесКонсалтинг, включает результаты

маркетинговых исследований товарных рынков и рынков услуг, регионов.

32. http://www.sostav.ru - Информационно-аналитический портал «Маркетинг, реклама, PR», включает информацию об участниках рынка маркетинговых услуг, аналитическую информацию по рынкам товаров и услуг, информацию о выставках, конференциях.

33. http://www.advertology.ru - Сайт посвящен рекламе, маркетингу и PR (статьи, книги,

информация о конференциях).

34. http://www.elitarium.ru - Центр дистанционного бизнес-образования предлагает статьи ведущих специалистов в различных областях знания, в том числе и маркетинга.

35. http://www.marketology.ru - Сайт Гильдии маркетологов включает аналитическую информацию о рынках товаров и услуг, информацию о конференциях и семинарах статьи, интервью, результаты исследований.

36. http://www.creatiff.ru - Портал содержит обзоры рекламных кампаний, авторская аналитика, истории о создании рекламы, ошибки в рекламе, юмор, статьи.

37. http://www.b2bm.biz - Портал посвящен рынку организаций.

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных занятий используются мультимедийные технологии. Для проведения семинарских занятий используется раздаточный материал, кейсы, деловые игры и практические задания.


Автор программы Е.А. Макарова.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины стратегический менеджмент для специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Для изучения данной дисциплины студенты должны прослушать курсы основ менеджмента, маркетинга, организационного поведения
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Благотворительность: история и современность» для направления 080500. 62 "Менеджмент"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080500. 62...
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Enterpreneurship» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»,...
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Организационная конфликтология» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Математика» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Международная торговля в сфере услуг»  для направления 080500. 62 «Менеджмент» для специальности 080507. 65 "Менеджмент организации"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080500. 62...
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Адаптационный курс по математике» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Статистический анализ данных» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Адаптационный курс по математике» для направления 080500. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины «Основы маркетинга» для направления 080500. 62 «Менеджмент» iconПрограмма по дисциплине "основы проектной деятельности" (гпо 1*) для студентов направления 080500 Менеджмент
Рабочая программа составлена на основании учебного плана для направления 080500 – Менеджмент, утвержденного 17. 06. 2008 г для студентов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы