Проблема привлечения инвестиций в экономику России icon

Проблема привлечения инвестиций в экономику России



НазваниеПроблема привлечения инвестиций в экономику России
Дата конвертации09.07.2012
Размер324,06 Kb.
ТипРеферат
Проблема привлечения инвестиций в экономику России


Министерство образования Российской Федерации АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра «Основы экономической теории» КУРСОВАЯ РАБОТАна тему: Проблема привлечения инвестиций в экономику Россиипо курсу: Экономическая теорияИсполнительстудент группы 076 .05.2001 М. С. БабаевРуководительдоцент .05.2001 С. А. БунинаНормоконтролерстажер-преподаватель .05.2001 О. А. Авраменко Благовещенск 2001 СОДЕРЖАНИЕВведение 31.Динамика и состояние инвестиций 5 1.1.Состояние инвестиционной деятельности 5 1.2.Структура источников финансирования инвестиций. Динамика и состояние инвестиций по источникам финансирования 72.Причины инвестиционного кризиса в России 12 2.1.Недостатки правовой системы 12 2.2.Высокие инвестиционные риски 14 2.3.Пассивность государства как инвестора 15 2.4. Слабость банковского сектора 163.Инвестиционная политика правительства 19 3.1.Политика федерального центра 19 3.2.Политика регионов 24Заключение 29Список использованной литературы 34 ВВЕДЕНИЕ Последнее десятилетие ХХ века прошло в России под знаком общественно-политических, социальных, экономических преобразований. К сожалению,процесс реформирования отрицательно сказался на национальном хозяйственашей страны. За девяностые годы объем ВВП нашей страны сократился в двараза. После кризиса 1998 года размер ВВП на душу населения сократилсяпримерно до 3500 долларов. Изменилась структура российской экономики.Ключевые позиции в национальном хозяйственном комплексе в настоящее времязанимают сырьевые отрасли с экспортной ориентацией : топливнаяпромышленность, электроэнергетика, черная и цветная металлургия. Их доля вВВП – около 15 % в общем объеме промышленной продукции – 50 %, в экспорте –более 70 %./1/ Очень низок технологический уровень выпускаемой продукции,определяемый в большей степени долей оборудования сроком эксплуатации допяти лет, которая сократилась с 29 % в 1990 году до 4,5 % в 1998 году.Такое положение явилось результатом неуклонно снижавшихся на протяженииряда лет инвестиций, в первую очередь в основной капитал. Не находят Россиюпривлекательной как внутренние, так и иностранные инвесторы. Нехваткакапиталовложений и связанное с этим недостаточное внимание к инновациям (только 5 % российских предприятий занимаются инновационной деятельностью )привели к резкому сокращению выпуска конкурентоспособной на мировом рыкепродукции. Экономический спад особенно сказывается на высокотехнологичныхотраслях, аккумулирующих научный потенциал страны. Более того, их удельныйвес, в том числе в структуре инвестиционного комплекса, сокращается, чтополучило название “примитивизация” экономики. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последние два года наблюдаютсятенденции выхода из кризиса. Оживилось производство, впервые за годы реформнаблюдается его рост. Особенно высоки темпы роста в обрабатывающих секторахпромышленности. Положительные сдвиги происходят в финансово-кредитнойсфере: сокращаются неплатежи, растут кредиты реальному сектору экономики ирасчеты «живыми деньгами». Заметно улучшение положения с выплатойзаработной платы, пенсий, приводится их индексация, сокращается численностьбезработных. Если все предшествующие годы страна имела огромный бюджетныйдефицит, то 2000 год впервые закончился с внушительным профицитом.Положительный внешнеторговый баланс примерно в два раза превышаетпоказатели 1998 года. И так обстоят дела во многих других сферахэкономики./2/ Но сохранить в долгосрочной перспективе тенденции стабилизации и ростабез значительного притока инвестиций экономика не в состоянии. Эта азбучнаяистина получила в России свое впечатляющее подтверждение. Даже с учетомтого, что за исторически короткий период удалось во многом продвинутьсявперед на пути реформ, невозможно забыть, что ни одному из действовавших досих пор правительств не удалось превратить в экономический ростстабильность, которая была достигнута особенно в 1996-1997 годах, иобеспечить для российской экономики жизненно необходимый приток капитала. Поэтому, чтобы не ставить под угрозу прогресс, достигнутый нанастоящий момент необходим объективный, открытый и подкрепленный фактамианализ состояния инвестиционной деятельности в российской экономике. Толькотаким образом можно добиться адекватного согласования работы организаций,структур и правовых положений для неоправданно плохого положения России вборьбе за привлечение капитальных вложений. 1.ДИНАМИКА И СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ Оживление инвестиционной деятельности является необходимымусловием устойчивого экономического роста./3/ 1.1.С о с т о я н и е и н в е с т и ц и о н н о й д е я т е л ь но с т и По данным Госкомстата, объем инвестиций в России в 1996 году составил502,1 триллиона неденоминированных рублей (96,2 миллиарда долларов), в 1997году - 541,6 триллиона неденоминированных рублей (93,6 миллиарда долларов),в 1998 году - 546,2 миллиарда деноминированных рублей, а в 1999 году –716,9 миллиардов рублей /4/. Основные показатели, характеризующиеинвестиционную деятельность в Российской Федерации в 1999 г., приведены втабл.1.Таблица 1 – Основные показатели инвестиционной деятельности /4/| Показатели инвестиционной |1999 г., |В % к итогу ||деятельности |млрд. рублей| ||Финансовые вложения |165,8 |100 ||в том числе: долгосрочные |58,8 |35,4 ||краткосрочные |107,1 |64.6 ||Инвестиции в нефинансовые активы |551,1 |100 ||в том числе: в основной капитал |392,1 |71,1 ||капитальный ремонт основных фондов |57,2 |10,4 ||в нематериальные активы |5,9 |1.1 ||в другие нефинансовые активы |1,3 |0,2 ||в прирост запасов материальных |94,6 |17,2 ||оборотных средств (оценка) | | | Общий объем финансовых вложений в 1999 году составил 165,8 млрд.рублей, более половины которых краткосрочные финансовые вложения (107,1млрд. рублей, или 64,6 %), что связано со стремлением инвесторовосуществлять такие финансовые вложения, которые предполагают быструюотдачу. Анализ инвестиций по отраслям экономики показывает, что однатреть инвестиций направляется в промышленность и только 4,5 % - на сельскоехозяйство. В промышленности наибольший приток инвестиций приходится натопливную промышленность (около 36,5 % общего объема инвестиций в основнойкапитал промышленных предприятий), наименьшее количество инвестицийдостается легкой промышленности - 0,7 %. Высокая инвестиционнаяактивность сохраняется лишь в отраслях, имеющих устойчивый сбыт иотносительно короткий срок окупаемости вложений, - производство продуктовпитания, напитков, лекарств и некоторых других товаров, пользующихсяповышенным спросом. Инвестиционные проекты ОАО "ГАЗ" (создание новой моделиавтомобиля "Соболь") или компании "Май" (строительство чайной фабрики вПодмосковье) реализуются благодаря росту продаж и прибыли отпроизводственной деятельности./5/ Данные по отраслевой структуре инвестицийприведены в табл. 2.Таблица 2- Отраслевая структура инвестиций /6/| |Финансовые |Инвестиции в || |вложения |основной капитал || |млрд. |в % к |млрд. |в % к || |рублей |итогу |рублей |итогу ||Всего: |165,8 |100 |392,1 |100 ||производственная сфера |107,7 |65,0 |177,2 |45,2 ||промышленность |92,9 |56,0 |152,5 |38,9 ||сельское хозяйство |0,9 |0,6 |17,6 |4,5 ||строительство |13,9 |8,4 |12,9 |3,3 ||сфера услуг: |58,2 |35,0 |214,9 |54,8 ||транспорт |12,5 |7,5 |61,2 |15,6 ||связь |5,3 |3,2 |12,9 |3,3 ||торговля и общественное |11,7 |7,1 |7,1 |1,8 ||питание | | | | ||общая коммерческая |14,7 |8.8 |3,9 |0,1 ||деятельность по обеспечению| | | | ||функционирования рынка | | | | ||жилищно-коммунальное |2,3 |1,4 |83,5 |21,3 ||хозяйство | | | | ||финансово-кредитные |4,0 |2,4 |6,3 |1,6 ||организации | | | | | По регионам Российской Федерации инвестиции в основной капиталраспределяются крайне неравномерно. Так, на долю Москвы и Московскойобласти приходится 21 процент инвестиций, а в целом на Центральныйэкономический район - 26,5 % общего объема инвестиций, в то время каквесьма перспективные с экономической точки зрения Западно-Сибирский иВосточно-Сибирский экономические районы вместе получают около 22 %инвестиций. Наименьший объем инвестиций (чуть больше 3 %) направляетсяв Северный экономический район ./6/ В 1999 году впервые за последнее десятилетие был приостановлен спадинвестиций в основной капитал. В 2000 году ситуация в инвестиционнойсфере продолжала улучшаться – объем инвестиций в основнойкапитал увеличился на 19,2 % по сравнению с 1999 годом. По прогнозу института экономики РАН в 2001 году в инвестиционнойсфере не произойдет каких-либо существенных изменений. Тенденциянезначительного роста инвестиций в основной капитал сохранится. Общий объеминвестиций по сравнению с 2000 годом увеличится на 6 %. /7/ 1.2. С т р у к т у р а и с т о ч н и к о в ф и н а н с и р о в а ни я и н в е с т и ц и й . Д и н а м и к а и с о с т о я н и е и н в ес т и ц и й по и с т о ч н и к а м ф и н а н с и р о в а н и я Все источники финансирования инвестиций можно разделить на триосновные группы: собственные, привлеченные и бюджетные. В последние годы первостепенную роль в общих источниках финансированияинвестиций играют собственные средства предприятий (53,4 % общего объемаинвестирования в 1999 году). Они формируются в основном за счетамортизационных отчислений, удельный вес которых в структуре источниковинвестиций составляет в последние годы около 30-40 %, или порядка 50-65 %объема собственных средств предприятий, направляемых на инвестирование. В1999 году, на фоне стабилизации экономического положения в стране,существенно повысилась роль прибыли как источника инвестиционнойдеятельности. Так, если удельный вес прибыли в инвестиционных средствах1997 году снизился по сравнению с 1995 году более чем на 7 %, то в 1999году он превысил уровень 1995 году и составил 53,4 % объема собственныхсредств предприятий, направленных на инвестиции. Удельный вес собственныхисточников довольно существенно дифференцируется по отраслям и секторамэкономики. В электроэнергетике на долю собственных средств приходится почти90 % инвестиций, в газовой промышленности – 82 %, в нефтедобывающей – 74 %,трубопроводном транспорте 55 %. /8/ Немаловажную роль в условиях переходной экономики играет бюджетноефинансирование инвестиций. Доля федерального бюджета в общем объемеинвестиций за счет всех источников финансирования в экономику на протяжениипоследних лет сокращалась: до 1991 года из средств федерального бюджетапокрывалось более 90 % затрат на инвестиции, в 1992 году доля бюджетаснизилась до 26,9 % , в 1995 году – до 18,1 % , а в 1999 году - до 6,5 %,по прогнозу на 2001 г. будет 3,6 %. Инвестиционные расходы субъектовФедерации и местных бюджетов за эти годы держатся на уровне 10 % всехинвестиций./5/ Тем не менее роль государственных инвестиции в поддержаниипроизводства остается высокой. Она состоит не просто в предоставлениисредств для финансирования капиталовложений в производственную сферу, а восуществлении реальной государственной поддержки производственногоинвестирования. В условиях крайне ограниченных возможностей федеральногобюджета большое значение имеет привлечение средств населения на жилищноестроительство. По прогнозу, доля привлекаемых в сферу жилищногостроительства средств населения в 2000 г. будет на уровне 4,5 % от общегообъема капиталовложений ./9/ В условиях нехватки собственных и бюджетных средств, необходимых дляосуществления программ оздоровления и реализации новых перспективныхпроектов, одной из приоритетных задач государства становится проведениеполитики привлечения заемных средств для инвестирования производства, всостав которых включаются заемные средства, средства от эмиссии ценныхбумаг, иностранные инвестиции, средства из внебюджетных фондов и прочиесредства. В 1991—1999 годах доля привлеченных средств в общем объеме вРоссии менялась в пределах от 12 до 24 % (табл. 3). Динамика удельного весапривлеченных средств в общем объеме инвестиций в российскую экономику имеетскачкообразный характер. /8/Таблица 3 –Удельный вес привлеченных средств предприятий в общем объеме инвестиций в России /10/ В процентах|Показатель: |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 ||привлеченные средства – всего |19,4 |19,6 |11,9 |23,8 |22,3 ||В том числе: ||заемные средства |3,4 |2,7 |2,6 |5,0 |6,5 ||вторичная эмиссия ценных бумаг |0,5 |0,3 |0,4 |0,3 |0,2 ||иностранные инвестиции |1,5 |1,2 |0,5 |2,2 |2,2 ||средства внебюджетных фондов |11,5 |12,2 |4,6 |8,5 |4,6 || |12,2 | | | | || |4,6 | | | | || |8,5 | | | | || |4,6 | | | | ||Прочие средства |2,7 |2,9 |3,1 |3,4 |4,3 | Одним из источников инвестирования могут служить денежныесредства населения, общий объем которых до кризиса 1998 года оценивался в20-40 млрд. долларов. После кризиса сумма могла значительно увеличиться. Вто же время эффективность рынка частных сбережений в России остается весьманизкой. Главная причина незадействованности частных сбережений заключаетсяв том, что основная их доля в России сосредоточена вне банковского сектора.В 1998 году по сравнению с 1994 годом наблюдалась тенденция уменьшения долисбережений (вклады и депозиты населения, вложение денег в ценные бумаги иостатки наличных рублей на руках у населения) в структуре использованияденежных доходов. Потребительские расходы населения возросли в этот периодна 13,4 %, а сбережения во вкладах и ценных бумагах снизились с 6,5 % в1994 году до 1 % в 1998 году, покупка валюты - с 17,7 % до 12,7 %. В 1999-2000 годах практически весь объем текущих денежных доходов населениеиспользовало на покупку товаров и услуг. В 1992-2000 годах наблюдалосьуменьшение объема рублевых накоплений населения в реальном выражении.Наибольшее сокращение произошло по вкладам и депозитам, несколько медленнеепадали объемы покупки ценных бумаг и остатки наличных денег, привлеченныхдля финансирования инвестиций средств - средства коммерческих банков. Инвестиционное кредитование в отечественной кредитно-финансовойсистеме до сих пор остается в кризисном состоянии. До 1996 года наиболеевыгодной сферой вложения средств банков была покупка государственных ценныхбумаг. Осенний кризис 1998 года привел к тому, что кредитование экономики внациональной валюте было фактически свернуто, а заимствования в иностраннойвалюте могли позволить себе лишь немногие предприятия. После августовскогокризиса 1998 года ситуация на рынке банковских услуг существенно изменилась- у коммерческих банков образовалось достаточное количество свободныхнеработающих активов, которые потенциально могут перейти в кредитыпредприятиям, в том числе и инвестиционные. Но при высоких рисках секторкредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектаминвестиций в реальный сектор экономики. В деятельности кредитныхорганизаций доминирующая роль отводится краткосрочным операциям. Долядолгосрочных кредитных вложений составляет менее 6,0 %./10/ Однако в связи с благоприятными изменениями экономической конъюнктурыв структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в 1999году отмечается некоторое повышение доли кредитов банков и прямыхиностранных инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций, осуществляемых в России, крайненезначителен по сравнению с другими странами с переходной экономикой.Несмотря на огромные природные богатства страны и высококвалифицированныетрудовые ресурсы, в 1994-1999 годах ежегодный приток прямых иностранныхинвестиций в российскую экономику составил лишь 20 долларов США на душунаселения, что является ничтожно низким показателем. Объем прямыхиностранных инвестиций в 1999 году на 26,7 % превысил уровень 1998 года исоставил 4,3 млрд. долларов. Однако осуществленные инвестиции явилисьрезультатом проводившихся ранее, на протяжении длительного времени,переговоров и начала реализации соответствующих проектов. В середине 1999 года в стране осуществляли выпуск продукции и оказаниеуслуг 4424 предприятия и организации с участием иностранного капитала (безсубъектов малого предпринимательства), на которых было занято 863,4 тысяччеловек и которые произвели продукции на сумму 186,5 млрд. рублей. Длясравнения: в октябре 1997 года на нашей территории было зарегистрировано25,7 тысяч предприятий с иностранным капиталом. Основной приток прямых инвестиций пришелся на топливную (прежде всегонефтяную) и пищевую отрасли, что совершенно естественно: первая наиболееэффективна, а вторая имеет короткий срок окупаемости. В мировой практике одним из основных источников финансированиякапитальных вложений считается эмиссия акций (облигаций). В Россииимеющийся у большинства предприятий акционерный капитал, который вбольшинстве случаев сформирован в результате почти бесплатной ваучернойприватизации, недостаточен для осуществления полного и качественногообновления производства. Большинство акций приватизированных предприятийпользуется невысоким спросом. Наибольшую ценность и ликвидность имеют акциибазовых, инфраструктурных и экспортно-ориентированных производств, а такжепредприятий электроэнергетики, нефтегазовой и нефтедобывающей, лесной иавтомобильной промышленности, металлургии, транспорта и связи ./11/ 2.ПРИЧИНЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРИЗИСА В РОССИИ Ситуация в инвестиционном процессе слишком сложна, чтобы рассчитыватьна его значительное улучшение без которого длительный экономический рост невозможен. 2.1. Н е д о с т а т к и п р а в о в о й и з а к о н од а т е л ь н о йс ф е р ы Особое значение для инвесторов имеет правовая система, позволяющаяориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляютсяинвестиции. Правовая система России ни в каком отношении не обеспечиваеттакой защищенности. Правовые нормы, будь то законы или подзаконные правовыеакты, часто вступают в силу без необходимой публикации. Поэтому часто дажеспециалисты не имеют возможности своевременно получить информацию обизменении законодательства. Во многих случаях правовые нормы имеют обратнуюсилу. Наряду с Конституцией и законами в законодательстве РоссийскойФедерации существует огромное количество подзаконных нормативных актов.Различные правовые нормы, регулирующие одни и те же правоотношения, частопротиворечат друг другу. При этом отсутствует четкая иерархия нормативныхактов. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется,поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы,становятся непредсказуемыми, значительно увеличивая инвестиционные риски. Многими законами Российской Федерации в недостаточной степениучитываются экономические правоотношения, которые они призванырегулировать. Вместо такого всеобъемлющего учета они поддерживают интересытолько отдельных экономических групп. Рекомендации экспертов частоигнорируются, что приводит к оттоку капитала из инвестиционной сферы./12/ Не менее, если не более важным, чем существование надежных правовыхположений, является применение на практике существующих правовых норм.Административная практика в Российской Федерации отличается полнымпроизволом. Часто российские исполнительные органы не применяютсуществующие законы и международные договоры, заключенные РоссийскойФедерацией. В частности, это имеет место тогда, когда предметом этихзаконов и договоров является предоставление льгот для иностранныхинвесторов. Российская экономика страдает от особенно высокой экономическойпреступности. Тем не менее, компетентные российские органы, в частности,прокуратура, даже при наличии явных подозрений, не начинают расследованияпреступлений вообще или же, даже если расследования начинаются, проводят ихнедостаточно эффективно. Причинами этого часто являются ответственныхчиновников. В результате во многих случаях экономическая преступностьостается безнаказанной. Во многих случаях чиновники являются исоучастниками в противозаконных действиях./13/ Одним из наиболее значительных препятствий в практике инвестицийявляется российское налоговое и таможенное законодательство. Управляющие исобственники акционерных обществ не могут обеспечить оздоровлениепроизводства из-за того, что существующее фискальное налоговое бремяслишком велико. Налоги нередко поглощают даже амортизационные отчисления ине возвращаются в виде инвестиционной подпитки предприятий. Основнымипрепятствиями для иностранных инвесторов являются неудовлетворительныймеханизм правового регулирования и применение основных правил российскиминалоговыми и таможенными органами./12/ Задержки с принятием и вступлением в силу ряда основополагающихзаконопроектов, касающихся инвестиционной деятельности, лишь усугубляетвлияние последствий финансово–экономического кризиса и тормозит процессвосстановления доверия отечественных и иностранных инвесторов, а такжеможет привести к дальнейшему снижению инвестиций в экономику России. В связи с этим можно напомнить, что до сих пор остаются не принятымиважные законы для активизации инвестиционной деятельности такие, как: «Оперечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которыхзапрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов», «Оконцессионных договорах, заключаемых с российскими и иностраннымиинвесторами». /13/ 2.2. В ы с о к и е и н в е с т и ц и о н н ы е р и с к и Остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенноэто касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее времякредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило,возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочныйхарактер и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или подготовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальныхвложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли отэтих вложений. Причина слишком высоких рисков кроется в том, чтобольшинство предприятий попросту не готовы к приему инвестиций. Имеется ввиду привлечение инвестиций на принятых во всем мире условиях, когдаинвестор требует эффективного освоения средств, финансовой “прозрачности”предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках, адекватныхобъему выделенных средств, и т.д. Немалая часть руководителей предприятийпо-прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за этоэкономической ответственности./14/ Значительно криминализованная хозяйственная среда, финансовые трудностибольшинства предприятий, большие долги многих из них перед бюджетом,внебюджетными фондами, поставщиками и другими субъектами,неконкурентоспособность дезинтегрированных товаропроизводителей лишенныхв основном инновационной базы и преимуществ крупномасштабного производства– все это настораживает инвесторов, так как повышает рискикапиталовложений./15/ 2.3. П а с с и в н о с т ь г о с у д а р с т в а к а к и н в ес т о р а Уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате. Слабое участие государства в инвестиционномпроцессе, прежде всего на федеральном уровне, во многом объясняетсяистощением бюджета за годы радикальных экономических реформ, лишивших еготрадиционных источников пополнения. Улучшение наполняемости бюджета впоследнее время принципиально не меняет положение. Наряду с этимгосударство не доверяет предпринимательской среде им же созданной за годыреформ. В результате либеральных преобразований государство почти утратилоправа и возможности распоряжаться собственным капиталом в материальномпроизводстве, первоначально отданном на неэффективное использование,бросовую или незаконную приватизацию. При этих обстоятельствах было бы неразумно вкладывать в неуправляемую хозяйственную стихию значительные суммыиз бюджетных средств, особенно в виде прямых инвестиций. Как кредиторгосударство также не может не учитывать большой риск невозвратностиодалживаемых денег./7/ Влияние пассивности государства на инвестиционную ситуацию в Россиипроявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со сторонычастных инвесторов, так и в разрушении механизма «запуска» инвестиций. Идеяправительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственныхинвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств,претворяется в жизнь, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансированиясо стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферынескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Еслигосударство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит дляэтого средств, то почему негосударственный сектор должен брать на себятакую инициативу и какие-либо обязательства. 2.4. С л а б о с т ь б а н к о в с к о г о с е к т о р а Эксперты московского представительства Всемирного банка считаютосновной проблемой российской экономики отсутствие в банковском секторемеханизмов направления потоков инвестиций в наиболее эффективные отраслиэкономики. В настоящее время банки не являются ни аккумулятором заметныхинвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Более того, рядфакторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает наразвитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так,существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственныхценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынковприводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций.Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы,а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практикедает сбой. Падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционныевозможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение ./10/ Следует также отметить, что и при условии относительно благополучнойэкономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной частироссийских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезныхкапитальных вложений в экономику. Причины такого положения многообразны. Во-первых, население не доверяет свои сбережения банкам, особенно приотсутствии твердых гарантий сохранности вкладов, предпочитая хранить их виностранной валюте. После банковского кризиса процесс восстановлениядоверия населения к сберегательным учреждениям протекает с большимитрудностями. При сохранении высокой доли сбережений в неорганизованныхформах и отсутствии механизма их трансформации в инвестиции национальнаяэкономика несет существенные потери от недоиспользования накопленногоинвестиционного потенциала. Другая проблема - широкомасштабный вывозкапитала из России, который мог бы аккумулироваться в банках ииспользоваться для инвестирования ./12/ Неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется вбанковском секторе. При высоких рисках сектор кредитных и банковских услугпрактически не проявляет интереса к проектам инвестиций в реальный секторэкономики. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, не склонны кинвестиционным проектам. Они ограничиваются главным образом краткосрочнымикредитами, избегая финансирования строительства и промышленногопроизводства. Их опасения небезосновательны, если учесть размах неплатежей,состояние фактического банкротства многих предприятий, отсутствиедостаточной помощи со стороны государства, диктат криминала и алчностькоррумпированного чиновничества, безответственное отношение управленцев исобственников к акционерной и государственной собственности. /14/ С учетом сказанного очевидно, что причины недостаточности участиябанков в инвестиционной деятельности - отнюдь не просто в нежелании банковсмещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности длянормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньгидействительно туда пойдут, и банки не будут препятствовать этому процессу. Несмотря на вышеизложенные факты, потенциально Россия могла бы статьодной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций благодарябогатым запасам природных ресурсов, достаточно высоким уровнем образованиянаселения, емкому рынку. При этом не стоит переоценивать дешевизну рабочейсилы в России, поскольку во многих развивающихся странах (например, в Юго-Восточной Азии) стоимость рабочей силы ниже, а работники болеедисциплинированны. Но для широкомасштабного привлечения капитала требуетсячеткая, недвусмысленная инвестиционная политика государства ./9/ 3.ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА По мнению Центра экономической конъюнктуры, для системного подхода кстимулированию инвестиционной деятельности среди неотложных мер, наряду снормализацией финансовой и денежно–кредитной системы, совершенствованиемналогового законодательства, должны быть и такие: - определение конкретных направлений инвестиционной деятельности сцелью восстановления воспроизводственных процессов в экономике и повышенияконкурентоспособности отечественной продукции; - рациональное использование государственных инвестиций,совершенствование механизма формирования федеральных инвестиционныхпрограмм; - содействие со стороны государства институциональным преобразованиям,в том числе по восстановлению рынка ценных бумаг и созданию эффективнойсистемы трансформации сбережений в инвестиции; - реорганизация банковской сферы с целью усиления инвестиционнойнаправленности банков; - продолжение работ по созданию эффективной системы гарантированияинвестиций, направляемых в сферу производства; - проведение мероприятий по снижению размеров задолженностейхозяйствующих субъектов, вытеснению из платежного оборота квазиденежныхсредств, совершенствование амортизационной политики с целью увеличениясобственных средств предприятий на инвестиционные вложения ./16/ 3.1. И н в е с т и ц и о н н а я п о л ит и к аф е д е р а л ь н о г о ц е н т р а Инвестиции для технического перевооружения действующих предприятий ивыпуска ими конкурентоспособной продукции могут быть привлечены за счетсредств федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе. В законе«О федеральном бюджете на 2000 год» регламентировались основные условияформирования и использования финансовых ресурсов страны для финансирования,кредитования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов./15/ Государственная поддержка реализации этих проектов за счет средствБюджета развития Российской Федерации как части федерального бюджетаосуществляется только на конкурсной основе по следующим направлениям: - выделение средств из федерального бюджета на возвратной и платнойосновах для осуществления высокоэффективных проектов при условии, что вструктуре источников финансирования собственные и заемные средствасоставляют от 50 до 80 % (в зависимости от категории проектов -экспортоориентированные, импортозамещающие), при этом собственные - неменее 20 %; - предоставление гарантий до 60 % от объема заемных средств,вкладываемых кредитными организациями, в реконструкцию действующих илисоздание новых производств. Необходимое условие при этом - также наличиесобственных средств у организации, реализующей проект в объеме пятой частиего стоимости; - привлечение ссуд за счет внешних заимствований на закупку импортногооборудования под гарантии правительства в размере 85 % цены контрактасроком на 5-9 лет в зависимости от категории проекта при средней процентнойставке 7-9 %. Обязательными в этом случае являются уплата предприятиямиаванса в размере 15 % суммы контракта, таможенных пошлин и сборов (5,15 %стоимости оборудования), НДС на оборудование (20 %) и наличие финансовыхресурсов для осуществления строительно-монтажных работ и приобретенияоборотных активов, прочих затрат, которые не включаются в сумму кредита. Средства федерального бюджета на безвозвратной основе предоставляютсятолько тем предприятиям, которые включены в состав федеральной адреснойинвестиционной программы. Начиная с 1997 г., количество финансируемыхгосударством целевых программ было значительно сокращено. Бюджетныесредства на безвозвратной основе предоставляются негосударственнымкоммерческим организациям только при условии передачи ими в федеральнуюсобственность дополнительно выпускаемых акций, стоимость которыхэквивалентна размеру государственной поддержки. /17/ Важным источником пополнения инвестиционного потенциала экономикиявляется кредитная политика государства. Кредитование реального сектораведется с помощью следующих мер: проведения политики низких процентныхставок путем формирования системы льготного кредитования приоритетныхпредприятий с целью минимизации их финансовых издержек, а также созданияпреимуществ в получении кредитов для инвестиций в оборудование, импортапередовой технологии; индивидуального определения Банком России условийрефинансирования для каждого кредитного учреждения в зависимости от егоинвестиционной программы, с тем чтобы стимулировать работу коммерческихбанков с реальным сектором./11/ Несколько слов о механизме льготного кредитования предприятий.Например, давно сложилась практика предоставления льготных кредитовпредприятиям сельского хозяйства и пищевой промышленности. В то же времязначительные потери урожая связаны с износом сельскохозяйственной техники.Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение находится в упадке, а нальготные кредиты покупается импортная сельскохозяйственная техника. Поэтомув программе финансовой помощи сельскому хозяйству целесообразнопредусмотреть заключение государственных заказов на производствоотечественных сельскохозяйственных машин. Выдачу льготных кредитовпроизводителям сельскохозяйственной продукции следует заменить продажей имсельскохозяйственной техники с дотациями к цене или на льготных условияхаренды. Аналогично надо переориентировать финансовые потоки на поддержкумашиностроения для легкой и пищевой промышленности. /2/ Вместо прямой финансовой помощи иногда эффективнее использоватьмеханизм государственных гарантий по инвестиционным проектам,осуществляемым в приоритетных отраслях. Государство оказывает помощьинновационному бизнесу через страхование инвестиционных рисков ввысокотехнологичных отраслях, а так же предоставление гарантий по возвратузаймов инвесторам, но используются эти инструменты достаточно редко. Во внешнеэкономической сфере главной задачей остается предотвращениевывоза капитала, стимулирование прямых иностранных инвестиций итехнологического импорта. Действенной мерой может стать регламентациявывоза капитала, и в первую очередь предприятиями ТЭК. В последнее времяведущие экспортные производства осуществляют крупные инвестиционные проектыза рубежом. С учетом государственных интересов можно ограничить ростиностранных активов предприятий, используя права акционера, а такжемеханизм выдачи лицензий на инвестирование за границей. Важную роль воживлении машиностроительного производства сыграет ужесточение условий приразработке месторождений в рамках соглашения о разделе продукции вотношении освоения инвестиций в большей степени за счет приобретенияотечественных машиностроительных изделий./15/ Значительные финансовые ресурсы находятся в «теневом» сектореэкономики. Для их привлечения необходимо принять государственную программулегализации этой части капитала и прав собственности на него, сосредоточиввнимание на финансовых инструментах для его возврата. И первые шаги в этойобласти производятся. Стимулирование технологического импорта возможнопутем применения льготного налогообложения (снижение налогов на платежи поимпортным технологиям, установление тарифных льгот на оборудование, непроизводимое внутри страны)./10/ Среди других инструментов инвестиционной политики, используемыхфедеральным центром, можно назвать следующие. 1)Управление процессами амортизации капитала для наращиванияинвестиционных возможностей предприятий за счет собственных средств.Используется слабо. Для более интенсивного использования в амортизационнойполитике необходимо осуществить правильный учет сроков физического иморального старения основного капитала, порядка амортизационных списаний, атакже сроков и величины предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов ильгот. 2)Усиление валютного регулирования, направленного на аккумулирование встране валютных ресурсов. Значительная часть их должна конвертироваться врубли и тем самым способствовать увеличению кредитного и инвестиционногопотенциала экономики с целью пополнения оборотных средств предприятий дляоживления производства и роста инвестиций. Наибольший объем денежныхресурсов находится у экспортеров. Необходимы такие правовые условия, чтобыдоходы от экспорта преобразовывались в инвестиции внутри страны.Аккумулирование финансовых ресурсов экспортеров достигнуто в рамкахпринятия правительством решения о продаже большей части валютной выручки.Эта мера привела к росту у экспортеров рублевых остатков, расширению ихинвестиционных возможностей и платежеспособного спроса на продукциюинвестиционных отраслей (особенно создающих средства производства дляведущих экспортеров) и развитию импортозамещающих производств. /12/ 3)Повышение государственного контроля за распределением прибылипредприятий, находящихся полностью или частично в государственнойсобственности, и преобразование ее в инвестиции внутри страны всоответствии с национальными приоритетами развития экономики прииспользовании прав собственности. Так, если экспортеры в результатеобязательной продажи большей части валютной выручки получат избыточнуюрублевую массу, то целесообразно предусмотреть возможность ее частичногоразмещения на счетах государственных банков (например для «Газпрома» вобъеме дивидендов, причитающихся на акции государства). Далее эти средствамогут использоваться в рамках государственных программ для инвестиций вмашиностроение с целью выпуска современного оборудования для реконструкциипредприятий ТЭК. Кроме того, управлять распределением избыточной рублевоймассы и прибыли экспортеров можно, в частности, через установление вправовом порядке ограничений, в соответствии с которыми инвестиции восновной капитал должны осуществляться в размере до 70 % за счет продукцииотечественных предприятий, а до 30 % - за счет импорта. Этот инструментинвестиционной политики почти не используется российским правительством./9/ 4)Снижение налогового бремени для увеличения объема собственныхсредств предприятий, которые они смогут направлять на модернизациюпроизводства /18/. Иллюстрируя деятельность федерального центра в законодательной сфере,можно сказать, что в июле 1998 года Государственной Думой принят в третьемчтении Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР«Об иностранных инвестициях», была разработана и принята ПравительствомРоссийской Федерации «Государственная программа защиты прав инвесторов на1998–1999 годы». Утвержден постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 3 сентября 1998 года № 1020 «Порядок предоставлениягосударственных гарантий по осуществлению лизинговых операций», 12 февраля1998 года Государственная Дума преодолела вето Президента РоссийскойФедерации и приняла законопроект «Об инвестиционной деятельности вРоссийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Принятопостановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 года«Об организации Российской выставки инвестиционных проектов», 23 декабря1998 года одобрен Советом Федерации закон «О внесении изменений идополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». В то жевремя ряд важнейших законопроектов остается на стадии разработки, в томчисле: «О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, вкоторых запрещается или ограничивается деятельность иностранныхинвесторов», «О концессионных договорах, заключаемых с российскими ииностранными инвесторами»./12/ В целом можно сказать, что федеральный центр проводит недостаточноактивную инвестиционную политику. В связи с этим бремя привлеченияинвестиций в большей мере ложится на региональные власти. 3.2.И н в е с т и ц и о н н а я п о л и т и к а р е г и он о в По данным Минэкономики РФ, к середине 1999 г. 69 регионов в рамкахсвоей компетенции приняли законы, направленные на поощрение инвестиций,создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговыхльгот, государственную поддержку кредитованием строительства,предоставление земли, лизинговую деятельность. В общей сложности субъектыФедерации разного уровня - республики, края, области, автономныеобразования приняли 80 законодательных и нормативно-правовых актов, в томчисле 50 законов. Только в 1999 г. приняты региональныезаконодательные и нормативно-правовые акты по вопросам государственнойподдержки и стимулирования инвестиционной деятельности в Смоленской,Тамбовской и Новосибирской областях, Краснодарском крае. Разрабатываетсязаконодательство, направленное на активизацию притока иностранныхинвестиций, в Карачаево-Черкесской республике, республике Хакасия,Орловской, Рязанской, Тверской, Читинской, Камчатской, Сахалинскойобластях./5/ Анализ ряда региональных актов свидетельствует о том, чтоинвестиционная политика регионов развивается по линии системного улучшенияположений федеральных нормативных актов в рамках компетенции местныхвластей. В целом большинство принятых в регионах нормативных актовпредусматривают: гарантии равной защиты прав, интересов и имуществаинвесторов; формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающихгарантии по предоставленным колитам и инвестициям отечественными ииностранными инвесторами; предоставление налоговых льгот региональнымигосударственными органами. Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, какизвестно, в 1993-1994 гг. выступили республики Коми, Саха-Якутия,Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов,что выразилось в принятии законов, определяющих благоприятные условиядеятельности зарубежного капитала /20/. С небольшим отставанием к этому процессу подключились отдельныеобласти России, продвинувшись в стратегии решения инвестиционной проблемы:их законодательство было направлено в равной мере на стимулирование всехпотенциальных инвесторов. Так, Нижегородская область в конце 1996 годаприняла закон «О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области»,распространяющийся на отечественных и иностранных инвесторов. Суть его внеобходимых гарантиях сохранности капитала, источниками которых служатсредства областного бюджета, активы областных внебюджетных фондов, природно-сырьевые ресурсы и недвижимость, находящиеся в собственности области./11/ Периодические издания регулярно публикуют материалы об инвестиционнойпривлекательности тех или иных регионов, уровне их рейтингов, перечниразработанных инвестиционных проектов. Регионам нужны инвестиции,существуют потенциальные инвесторы, однако процесс инвестированияразвивается вяло. Основными элементами сформировавшейся за это десятилетие в субъектахФедерации инвестиционной политики являются: - принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционныйпроцесс; - предоставление (в пределах своих полномочий) инвесторам различныхльгот и стимулов финансового и нефинансового характера, соответствующихсовременной мировой практике; - создание организационных структур по содействию инвестициям; - содействие инвесторам в получении таможенных льгот; - гарантии области и поручительств банкам под выделенные ими средствамдля реализации инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе; аккумуляция средств населения путем выпуска муниципальных займов идр./21/ Во многих российских регионах, испытывающих нехватку финансовыхсредств для реализации тех или иных проектов, также используются косвенныеформы поддержки: - освобождение на определенных условиях от уплаты в региональныйбюджет налога на прибыль и налога на имущество (снижение их ставок). В 1997г. налоговые льготы для инвесторов существовали в 39 субъектах Федерации.Налоговые льготы применяются и на муниципальном уровне; - отсрочки по налогам и арендным платежам; - предоставление зданий и земли (право распоряжения которымипринадлежит региональным или муниципальным администрациям); - гарантии местных органов власти. /19/ Стройная и последовательная система стимулирования инвестиций врегионе дает положительные результаты. Новгородская область, не богатаязапасами природных ресурсов, в 90-е годы создала систему привлечения исопровождения инвесторов, сопоставимую с мировой практикой. Системаналоговых льгот и законов, закрепляющих их, складывалась поэтапно, начинаяс 1994 года, а в 1998 году в области вступил в силу «Закон обинвестиционной деятельности в Новгородской области», в котором сведены всеранее введенные «правила игры» для инвесторов. Иностранные инвесторы пока отказываются кредитовать предприятияроссийских регионов: риски и неопределенность слишком велики. Для нихнаиболее приемлемы гарантии, предоставляемые на уровне руководствасубъектов Федерации, и такие гарантии получают распространение. Комплексгарантий, например, со стороны администрации Новгородской области пообеспечению иностранных инвестиций включает в себя: гарантийный фонд,предусмотренный статьей 21 «Закона о бюджете» области; полное бесплатноеинформационное обеспечение потенциальных инвесторов; сопровождениеперспективных проектов областным экономическим комитетом и оказание помощив разрешении проблем, касающихся федеральных органов власти /19/. Регионы прилагают большие усилия по организационному обеспечениюинвестиционного процесса. Создаются банки реконструкции и развития,привлекающие денежные средства населения и юридических лиц дляосуществления инвестиционных проектов (например, в Поволжье). Активноформируются специальные структуры (Центр содействия инвестициям вТатарстане, Агентство развития и привлечения инвестиций в Новгородской,Самарской областях), задачи которых - разработка инвестиционных программ,поиск инвесторов, предоставление необходимой информации и т.п. В Рязанскойобласти создана информационная система ИКАР (информационный компьютерныйатлас региона), помогающий инвесторам быстро получить полную и точнуюинформацию об экономическом потенциале области, выбрать привлекательные дляинвестиций объекты . Как правило, все указанные структуры финансируются из бюджета, и ихвозможности ограничены, поэтому в дополнение к ним создаются коммерческиеструктуры (финансово-промышленные или инвестиционные компании),привлекающие финансовые средства для подготовки инвестиционнойдокументации, кредитования самих проектов, проведения консультаций,обучения, финансового аудита, маркетинговых исследований и т.п./12/ Таким образом, многие регионы за короткий срок сформировали болеецельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционнуюполитику. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом инвестиционная ситуация в России характеризуется, какнеблагоприятная для нормального развития производства и дальнейшегозакрепления наблюдающегося экономического роста. Но, несмотря на это,федеральный центр не уделяет должного внимания развитию инвестиционнойдеятельности, перекладывая решение этой проблемы на региональные власти. Преодоление инвестиционного кризиса и восстановление нормальноговоспроизводственного процесса в стране - сложная общеэкономическая задача,которая требует максимальных совместных усилий и Центра и регионов длясоздания благоприятных условии инвестирования в реальный сектор. Однако самая продуманная инвестиционная политика может дать эффекттолько вместе с совокупностью изменений в государственной бюджетной,налоговой, промышленной политике, и с этой точки зрения акценты должны бытьсмещены на федеральный уровень. /22/ В связи с этим можно предложить ряд первоочередных мер, принятиекоторых позволило бы увеличить инвестиционную активность: - ограничение суммарного налогового бремени, а так же реальная жесткаярегламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации иместные органы власти; - в методике начисления налога на добавленную стоимость (НДС) дляконечной продукции целесообразно перейти на мировую практику: облагатьэкспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительновременно сохранить существующий порядок начисления НДС; - улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможностисотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положенияналогового законодательства. - необходимо последовательно устранять неопределенность ипротиворечивость в законодательстве, оставляющие возможности разныхтолкований и связанных с ними злоупотреблений. Следует устранитьпротиворечивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционнойдеятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальныхвложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следуетпринять единый закон об инвестициях; - требуется ужесточение борьбы с коррупцией и активизациядеятельности правовых органов по защите прав инвесторов. Особое вниманиенужно уделить защите прав интеллектуальной собственности; - необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуруи количество согласований, лицензий и выдачи технических условий нареализацию инвестиционных проектов; - необходимо принять ряд мер по защите прав собственности. В частностизаконодательно расширить права меньшинства акционеров, особенно в вопросахдоступа к информации, организации собраний акционеров и представительства всовете директоров; - существенного совершенствования требует валютное регулирование; - в кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризациибанковской системы, включающую банкротство несостоятельных коммерческихбанков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии; созданиеблагоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранныхбанков; повышение прозрачности банковской системы, совершенствованиесистемы банковского надзора, предупреждения банкротств банков; - ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан; - необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру,прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховыекомпании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторамнеобходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуетсяпредоставить им адекватные финансовые инструменты; - неэффективные предприятия не должныподдерживаться государством и местными властями. Напротив,предпочтение должно оказываться сильным, более эффективнымкомпаниями, чтобы ускорить процесс обновления экономики; - наконец, необходима стабилизация темпов инфляции и уровня цен встране./21/ Принятие вышеизложенных мер позволило бы активизировать инвестиционнуюдеятельность, что закрепило бы наблюдаемый в России последние два годаэкономический рост и увеличило бы его темпы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Петров В. Инвестиционный кризис // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция.-1999.-№1.- С.15-192. Толстобородов И. Инвестиции в производство: Реальность и перспективы // Консультант директора.-1999.-№19.-С.16-223. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: пер. сангл. М.:ИНФРА-М,1998.-1028с.4. Инвестиционная деятельность в России: условия, результаты,инвестиционная привлекательность отдельных отраслей промышленности (Поматериалам Госкомстата) // Вопросы статистики.-2000.-№1.-С.69-765. Зелтынь А.С. Инвестиционный процесс и структурная политика // ЭКО.-2000.-№6.-С.10-296. Зелтынь А.С. Инвестиционная активность в России // ЭКО.-1998.-№10.-С.30-357. Коссов В. Инвестиции в российской экономике: новые условия и подходы //Проблемы теории и практики управления.-2000.-№1.-С.29-318.Ульянов И.С. Регрессивный анализ некоторых показателей инвестиционнойдеятельности // Вопросы статистики.-1999.-№6.-С.84-869. Игонина Л.Л. Государственное участие в инвестиционной деятельности //Финансы.-1999.-№11.-С.20-2210. Корнюхина Н.Б. Источники инвестиционных ресурсов в России // ЭКО.-2001.-№1.-С.76-8411. Грицина В., Курнышева И. Особенности инвестиционного процесса //Экономист.- 2000.- №3.-С.8-1912.Борисова Е.В. О государственно-правовом регулировании инвестиционногопроцесса в России // Закон иправо.-2000.-№8.-С.23-2613. Инвестиционный климат в России (Доклад экспертного института) //Вопросы экономики.-1999.-№12.-С.4-3314. Крылов В.И. О мерах по улучшению инвестиционного климата в России //Внешнеэкономический бюллетень.-2000.-№5.-С.46-4915. Новицкий Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности //Экономист.-1999.-№3.-С.27-3416. Глазьев С. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросыэкономики.-2000.-№4.-С.13-2617. Федеральная адресная инвестиционная программа на 2001 год. //Российская газета .-2001.-4 янв.-С.5-718. Пансков В. Налоги и налоговая политика // Российский экономическийжурнал. – 1996.-№ 1.-С.21-2519. Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов // Мироваяэкономика и международные отношения.-1997.- №3.-С.19-2320. Инвестиции в экономику России (по данным Госкомстата) // Вопросыстатистики.-1999.-№2.-С.49-5321. Мухетдинова Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального ирегионального уровней // Российский экономический журнал.-2000.-№1.-С.49-5622. Воронцовский В. Инвестиции и финансирование. - СПб.: Издательство санкт-петербургского университета, 1998.-528с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconРеферат по Мировой экономике Тема: Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России
Охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных...
Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ

Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconПроблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconПроблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconВведение 1 Инвестиции, их экономическая сущность, классификация и структура 2
Современная проблематика привлечения иностранных инвестиций в экономику России и Краснодарского края 4
Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconПроблема привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
В данной реферативной работе автором представлены мнения нескольких экономистов, которые отражают ту ситуацию, которая сложилась...
Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconОбщая характеристика государственных ценных бумаг
России. Фондовый рынок, являющийся в развитых странах основным механизмом привлечения инвестиций в экономику, в России на 90% состоял...
Проблема привлечения инвестиций в экономику России icon3. Проблемы инвестиций в современной экономике России
Проблема инвестиций в России сейчас стоит достаточно остро. Российская экономика испытывает нехватки в инвестициях. Однако наблюдается...
Проблема привлечения инвестиций в экономику России iconФранчайзинг как особая форма рыночных отношений 5
Франчайзингу, как мощному инструменту привлечения реальных инвестиций в экономику страны, создания рабочих мест, формирования малого...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы