Понятие и структура компетенции местного самоуправления icon

Понятие и структура компетенции местного самоуправления



НазваниеПонятие и структура компетенции местного самоуправления
Дата конвертации09.07.2012
Размер113.37 Kb.
ТипРеферат
Понятие и структура компетенции местного самоуправления


Контрольная Работа По муниципальному праву Тема: «Понятие и структура компетенции местного самоуправления»Оглавление: 1. Введение…………………………………………………….…..2 2. Понятие и формирование компетенции местного самоуправления……………………………………………..…..3 3. Вопросы местного значения……………………………………7 4. Отдельные государственные полномочия…………………….9 5. Ответственность органов местного самоуправления…….…11 6. Список использованной литературы…………………………13 1. Введение Конституция Российской Федерации 1993 г., признавая и гарантируяместное самоуправление (ст. 3, п.2), выступила в качестве важнейшейправовой основы процесса становления и развития системы местногосамоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закрепленосуществование независимой от государства системы власти народа для решениявопросов местного значения. Именно такой подход к содержанию властныхполномочий органов местного самоуправления отражает ст. 130 (п.1)Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечиваетсамостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение,пользование и распоряжения муниципальной собственностью». Эта же статьяКонституции (п.2) закрепляет основные организационно-правовые способыосуществления местного самоуправления: референдумы, выборы, иные формыпрямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления. “...Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственнойвласти. (ст.12 Конституции РФ). Согласно п.1 ст. 2 Федерального Закона “ Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года “Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая КонституциейРоссийской Федерации самостоятельная и под свою ответственностьдеятельность населения по решению непосредственно или через органы местногосамоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения,его исторических и иных местных традиций” 2. Понятие и формирование компетенции местного самоуправления Рассматривая вопрос о компетенции органов местногосамоуправления необходимо отталкиваться от общей цели существованияместного самоуправления. Цель создания местного самоуправления - уход отцентрализации власти в государстве. Если в государстве такая централизациядоведена до максимума, то, в конце концов, власть сводиться к творчествуглавы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание ещеодного не подчиненного государственной власти уровня управления, в которомучаствуют граждане, как раз развивает творчество населения в областиуправления. Компетенция органа местного самоуправления являетсясложной правовой категорией, структура которой складывается из предметовведения, прав и обязанностей. Первым составным элементом компетенции являютсяпредметы ведения.
Предметы ведения местного самоуправления -необходимый элемент правового статуса каждого муниципального образования.Закрепляемые нормами муниципального права, они, прежде всего, определяют теобласти жизнедеятельности населения муниципального образования, на которыераспространяется его юрисдикция. Рассмотрев место и роль местного самоуправления вполитической системе общества, правовую основу, на которой строится этотуровень власти, необходимо, прежде всего, определиться с главнымсодержанием его деятельности, тем кругом дел, которыми ведают муниципальныеорганы, вторым элементом компетенции – их правами и обязанностями. Этоважно не только из соображений четкого разделения компетенции междууровнями власти и установления пределов прав и обязанностей каждого уровня.Дело в том, что сущностным основанием для формирования муниципальногоуровня власти является утверждение о существовании круга задач, которыедолжны решаться структурами публичной власти, причем наиболее эффективноони решаются именно на местном уровне. В современных российских условиях компетенция местногосамоуправления формируется следующим образом: . Базовая компетенция прямо устанавливается федеральными законами; . субъектам Российской Федерации предоставляется право расширять перечень вопросов местного значения, которые муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению; . Муниципальные образования вправе также принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти; . Органы местного самоуправления могут наделяться соответствующими законам отдельными полномочиями. Исходя из цели существования местного самоуправления,можно сформулировать задачи этого социального института: 1. Преодоление апатии населения к участию в решении проблем местногоуровня. 2. Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для желающих. 3. Осуществление взаимодействия с другими сообществами. Конституция Российской Федерации подробно оговариваеткомпетенцию государственных органов, как федеральных, так и органовсубъектов Российской Федерации. Закрепляя в пункте 1 статьи 132 компетенциюорганов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутогоперечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что "...Органы местногосамоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью,формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местныеналоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решаютдругие вопросы местного значения". Таким образом, можно предположить, чтокомпетенция органов местного самоуправления начинается там, гдезаканчивается компетенция органов государственной власти. Четко выраженный в конституционной норме принципсамостоятельности управленческих действий органов местного самоуправленияозначает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, этосвобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местногозначения; во-вторых, любое, не противоречащее закону и находящееся в егорамках решение, не требует ни предварительного согласования, нипоследующего утверждения государственным органом и тем более не может бытьотменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это неисключает необходимости координации действий с государственными органами,чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятийорганов местного самоуправления. Пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерациипредусматривается возможность наделения органов местного самоуправленияотдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для ихосуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданныхполномочий подконтрольна государству. “Наделение полномочиями может осуществляться двумяспособами: 1. Передача - способ регулирования полномочий органа местногосамоуправления, при котором какое-либо полномочие государственного органаисключается из его компетенции и включается в компетенцию органа местногосамоуправления. 2. Делегирование - предоставление государственным органомпринадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местногосамоуправления на один раз, на определенный срок или бессрочно. Рассматривая вопросы наделения органов местногосамоуправления государственными полномочиями надо иметь ввиду рядположений: 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наделениеполномочиями производиться только законом. Но так как определение правовогостатуса местного самоуправления находиться в совместном ведении Российскойфедерации и ее субъектов, передача полномочий осуществляется законом илиактами субъектов Российской Федерации, обладающими соответствующейюридической силой. 2. Объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишкомвелик. Не случайно в Конституции Российской Федерации говорится оботдельных государственных полномочиях, хотя критерии оценки этого найтикрайне сложно. 3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимыхдля их осуществления материальных и финансовых средств. Это чрезвычайноважное для российской практики условие, гарантирующее само выполнениеполномочий и продолжение осуществления местным самоуправлением присущих емуглавных функций. 4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этихполномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможностьсоответствующих органов: давать указания органам местного самоуправления поповоду реализации переданных полномочий, оценивать решения, принимаемыеорганами местного самоуправления, не только с точки зрения законности, но ипо мотивам их целесообразности, отменять или приостанавливать принеобходимости отдельные решения. 5. Государственное влияние не сводиться только к контролю. Онофункционирует в соответствии с требованиями законности, в режиме общегоправопорядка. Исполнительным органом местного самоуправления вмуниципальном образовании является администрация муниципальногообразования. Глава администрации муниципального образования являетсявысшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления ируководит деятельностью администрации на принципах единоначалия в пределахполномочий, определенных уставом муниципального образования, а такжеделегированных муниципальным собранием. Глава администрации входит в составдепутатов муниципального собрания и может председательствовать на егозаседаниях, а также быть избранным на должность председателя муниципальногособрания (в этом случае глава администрации муниципального образованияназывается главой муниципального образования). 3. Вопросы местного значения Вопросы местного значения – вопросы непосредственногообеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования,отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии сКонституцией Российской Федерации, ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектовРоссийской Федерации. В ведении муниципальных образований находятся следующие вопросыместного значения: 1) Организация местного самоуправления в муниципальном образовании, ее правовое закрепление в уставе муниципального образования. 2) Правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления. Значительная часть норм, регулирующих муниципальные отношения, содержится в уставе муниципального образования. 3) Управление муниципальной собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. 4) Организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах. В ведении муниципальных образований находятся также: . Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; . Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства; . Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; . Организация, содержание и развитие муниципальных служб: энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; . Дорожное строительство и содержание дорог местного значения; . Благоустройство и озеленение территории муниципального образования; . Организация утилизации и переработки бытовых отходов; . Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; . Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи; . Организация и содержание муниципальной информационной службы; . Создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; . Организация и содержание муниципальных архивов; . Обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; . Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; . Обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы; 5) контроль за соблюдением правовых актов муниципального образования, участие в контроле за соблюдением законодательства на территории муниципального образования.4. Отдельные государственные полномочия Возможность осуществления органами местногосамоуправления отдельных государственных полномочий предусмотренаКонституцией Российской Федерации. Причем их реализации подконтрольнагосударству. Федеральный закон, относя к ведению муниципальныхобразований отдельные государственные полномочия, которыми могут наделятьсяорганы местного самоуправления, повторяет положение Конституции оподконтрольности реализации этих полномочий государству. При этом вводятсяеще две важные нормы: о возможности наделения органов местногосамоуправления отдельными государственными полномочиями только федеральнымизаконами и законами субъекта Российской Федерации и об определении условийи порядка контроля за осуществлением органами местного самоуправленияотдельных государственных полномочий также федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации. Тем самым, с одной стороны, создаются правовые гарантииобязательности качественного исполнения возложенных полномочий; с другойстороны, обеспечиваются гарантии для органов местного самоуправления отпроизвольного вмешательства в их деятельность государственных органов идолжностных лиц. Отдельные государственные полномочия, которые могут находиться введении муниципальных образований: 1) в области регистрации актов гражданского состояния – регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования; 2) в области статистики – ведение статистического учета на территории муниципального образования; 3) в области градостроительной деятельности, государственного архитектурно-строительного контроля – организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности и др.; 4) в области природоохранной деятельности – ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий, находящихся в границах территории муниципального образования и др., 5) в области землепользования – ведение земельного кадастра и мониторинга земель муниципального образования и др. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями и в иных сферах государственной деятельности.5. Ответственность органов местного самоуправления Любые права всегда неразрывно связаны с определенными обязанностямии, следовательно, ответственностью. Поэтому, говоря о компетенции органовместного самоуправления, необходимо сказать об ответственности этих органовза ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий. Для любых выборных должностей возможны два вида мандатов,передаваемых избирателями: -Консультативный; -Императивный. Консультативный мандат, который узаконен для выборных должностейгосударственной власти обоих уровней, характеризуется тем, что депутат необязан выполнять обещания, данные в ходе избирательной кампании, не обязанотчитываться в ходе своей деятельности на государственном посту, не можетбыть досрочно отозван избирателями. Императивный мандат в свою очередь делает более сложной инепосредственной зависимость депутата от избирателей, которая проявляется втом, что депутат обязан выполнять наказы избирателей и свою предвыборнуюпрограмму, обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и, чтосамое главное, может быть досрочно отозван избирателями в случаенеоправдания их доверия. Такой вид мандата наиболее полно отвечает идееместного самоуправления, поэтому все органы и должностные лица местногосамоуправления несут ответственность перед населением муниципальногообразования, что узаконено статьей 48 Федерального закона "Об общихпринципах организации местного самоуправления”: “Ответственность органовместного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления переднаселением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок иусловия ответственности органов местного самоуправления и должностных лицместного самоуправления в результате утраты доверия перед населениемопределяется уставами муниципальных образований". В соответствии со статьей 49 Федерального закона "Об общих принципахорганизации местного самоуправления" органы местного самоуправления несутответственность перед государством за нарушения ими действующегозаконодательства и за исполнение ими отдельных государственных полномочий втой мере, в какой эти полномочия обеспечены государственными органами,передавшими эти полномочия, материальными и финансовыми ресурсами. В случаенарушения законодательства по решению суда может быть отмененосоответствующее решение органа местного самоуправления или выборногодолжностного лица или вообще прекращены их полномочия. В соответствии со статьей 47 вышеупомянутого закона органы местногосамоуправления и должностные лица местного самоуправления несутответственность также перед физическими и юридическими лицами, котораянаступает в порядке, установленном законодательством.6. Список использованной литературы: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от28.08.95 г. 3. «Основы местного самоуправления в Российской Федерации» А.Н.Широков ред.-изд. центр «Муниципальная власть» М. 2000 г. 4. «Муниципальное право Российской Федерации» О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев «Юристъ» М. 2000 г.




Похожие:

Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconМестного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления
Основы местного самоуправления: правовые, материальные, финансовые и территориальные
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconПрограмма дисциплины Правовое сопровождение местного самоуправления для специальности
Курс «Правовое сопровождение местного самоуправления» носит как теоретический, так и прикладной, практический характер. Актуальность...
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconПрограмма дисциплины Правовое сопровождение местного самоуправления для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Курс «Правовое сопровождение местного самоуправления» носит как теоретический, так и прикладной, практический характер. Актуальность...
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconРеформа местного самоуправления: достижения и проблемы
Основы местного самоуправления представляют собой совокупность от­ношений, складывающихся в результате организации и осуществления...
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconРеформа местного самоуправления: достижения и проблемы Талалаев Н. В. Соискатель миу правовое регулирование местного самоуправления в российской федерации: нужны новые импульсы
Коплен большой опыт в данной сфере. Начиная с ХVII в создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах....
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconРеформа местного самоуправления: достижения и проблемы Талалаев Н. В. Соискатель миу правовое регулирование местного самоуправления в российской федерации: нужны новые импульсы
Коплен большой опыт в данной сфере. Начиная с ХVII в создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах....
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconТрансформация взаимодействия тос и местного самоуправления
Шомина Елена Сергеевна Профессор кафедры местного самоуправления гу-вшэ, доктор политических наук, международный эксперт по развитию...
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconТрансформация взаимодействия тос и местного самоуправления
Шомина Елена Сергеевна Профессор кафедры местного самоуправления гу-вшэ, доктор политических наук, международный эксперт по развитию...
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconПрограмма дисциплины «Экономика города» для специальности
Города в системе местного самоуправления – историко-географический обзор. Организация местного самоуправления в России
Понятие и структура компетенции местного самоуправления iconПрограмма дисциплины «Экономика города»
Города в системе местного самоуправления – историко-географический обзор. Организация местного самоуправления в России
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы