Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел icon

Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел



НазваниеПредмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел
Дата конвертации09.07.2012
Размер113,39 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс


Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов


Тип урока: комбинированный.

  • 1 урок - урок изучения нового материала

  • 2 урок - урок формирования умений и навыков.

Дидактическая модель обучения:

Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная


Тема урока: « История создания швейной машины. Организация рабочего места»

Цели урока:

1. Обучающая: Ознакомить с историей швейной машины, приемами безопасной работы на швейной машине, организацией рабочего места для выполнения машинных работ, правилами подготовки швейной машины к работе.

2. Развивающая: Формирование социально трудовой компетенции обучающихся.

3. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к профессии швея, формировать умения работать в группе.

Задачи урока:

1. Обеспечить закрепление приемов безопасной работы на швейной машине.

2. Развивать ответственность за результаты своей деятельности.

3. Развитие социально-трудовой компетенции обучающихся.

4.Формировать первоначальные навыки работы на швейной машине (выполнение строчек по прямой, по кривой с поворотом на определенный угол прижимной лапки без ниток).

Формирование социально-трудовой компетенции:

1. Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ

2. Уметь управлять швейной машиной.

3. Уметь строчить по прямой и кривой линиям.

Цели использования ИКТ:

1..Повысить уровень мотивации учащихся к обучению через модернизацию технологий обучения

2. Обеспечить эмоциональное восприятие материла

3. Cсовершенствовать коммуникативные навыки учащихся

Формы организации работы детей

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы организации работы учителя

Организатор, координатор, консультант

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор,

  • бытовые швейные машины 2М ПМЗ

Разработанные цифровые образовательные ресурсы

  • Презентация созданная для блока «Элементы машиноведения» (электронное наглядное пособие 81 слайд) Power Point

  • Презентация созданная для урока Power Point

Этапы урока, на которых использовались ИКТ:

  • введение в сюжет урока

  • изучения нового материала;

  • закрепления знаний и умений;

  • проверки знаний

  • рефлексии

Словарь: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины.


Продолжительность занятия: 90 минут


Этапы урока:


1. Вводная часть

  • организационный момент

  • проверка готовности учащихся

  • постановка задачи

2. Основная часть

  • сообщение исторических сведений

  • изучение нового материала

  • вводный инструктаж по выполнению практической работы

3. Практическая работа

  • обучение учащихся первоначальным приемам работы на швейной машине

  • целевые обходы

  • индивидуальная работа

4. Заключительная часть

  • закрепление изученного материала

  • анализ допущенных ошибок

  • оценка проделанной работы

  • домашнее задание

  • уборка рабочих мест


ХОД УРОКА


1. Вводная часть

Организационный момент

Здравствуйте, девочки. Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем уроке. Впереди у нас много нового и интересного. Давайте улыбнемся и создадим хорошее настроение.

СЛАЙД 1 (презентация к уроку)


Мастер Самоделкин приглашает нас в свою мастерскую и познакомит нас с темой урока. СЛАЙД 2 (презентация к уроку)


СЛАЙД 3 (презентация к уроку)

Фрагмент названия темы нашего урока зашифрован в анаграмме. Разгадайте её. Нишама (Машина). Верно.

Итак, тема нашего урока «История создания швейной машины. Организация рабочего места». Запишите ее в тетрадях.

Сегодня вы узнаете об истории швейной машины. Я вам рассказу об основных механизмах швейной машины. Вы познакомитесь санитарно-гигиеническими требованиями и правилами безопасной работы. Сделаете первые пробные строчки на швейной машине


2. Основная часть

Сообщение исторических сведений.

Нашу жизнь не возможно представить без машин. Машины помогают человеку и в работе и в быту.

  • Швейная машина – одна из многих машин помогающая человеку в труде. На швейных машинах шьют одежду на фабриках, в ателье и дома. Она служит для стачивания ткани при пошиве различных изделий.

  • Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы.

  • Швейная машина выполняет работу в 50 раз быстрее, чем это можно сделать в ручную.

СЛАЙД 3 (ЭУП «Элементы машиноведения»)

СЛАЙД 4 (ЭУП «Элементы машиноведения»)

Запишите в тетрадь название швейной машины которую мы будем изучать

Было время, когда одежду шили только вручную. Это был очень длительный процесс, да и качество изделия было не высоким. Необходимость облегчить труд портного, ускорить работу по изготовлению одежды навела на мысль Леонардо да Винчи о создании швейной машины. В конце 15 века он создает первый известный нам проект швейной машины. СЛАЙД 5 (ЭУП «Элементы машиноведения»)


Но первую швейную машину придумал француз, портной по профессии, она была деревянной и вместо иголки шила крючком. СЛАЙД 6(ЭУП «Элементы машиноведения»)


В 1755 г. К.Везенталю был выдан первый патент на швейную машину, копирующую образование стежка вручную ( машина однониточного цепного стежка)

В 1808 г. Д.Пири изобретает машину для портного, в основе которой лежит принцип однониточного цепного стежка, который легко распускается.

А в 1828 г. Француз Б.Тимотье создает более совершенную однониточную машину цепного стежка.

В 1845 г. Американец Уолтер Хант изобретает иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Появляется первая машина двухниточного стежка, ее недостаток -отсутствует регулятор натяжения нижней нити.

В 1845 г. В США Э. Хоу изобрел первую швейную машину челночного стежка. Она была очень несовершенной: ткань при шитье на ней укрепляли вертикально, накалывая на шпильки. Перемещалась она только в прямом направлении благодаря специальной ленте. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок работал, как челнок на ткацком станке.


Швейные машины были громоздки, неудобны, часто ломались. Поэтому изобретатели продолжали их совершенствовать.

СЛАЙД 7 (ЭУП «Элементы машиноведения»).

Конструкция, распространенная сейчас, сложилась в общих чертах только к 50-м годам 19 века. Но это была довольно редкая диковина, достояние выставок да немногих передовых швейных мастерских.

К началу 20 века швейная машина стала популярной и в России. В 1900 году американская фирма «Зингер» основала завод в подмосковном городе Подольске. Теперь это центр швейного машиностроения – знаменитый Подольский механический завод.

СЛАЙД 8 (ЭУП «Элементы машиноведения»).

Откройте учебник на стр. 28 рис. 10, посмотрите какие были первые швейные машины фирмы «Зингер».

Сегодня швейные машины есть почти в каждой семье. Это добротно сделанная машина очень рациональной конструкции, надежная и простая в обращении. Вложенный в нее когда-то человеческий труд до сих пор приносит плоды.

Закрепление изученного материала: СЛАЙД 9 (ЭУП «Элементы машиноведения»).


Изучение нового материала:


- Чтобы вникнуть во все секреты работы на машине, что нужно прежде всего?

(ответы учащихся)

Правильно, необходимо хоть в общих чертах разобраться в устройстве и работе машины.

Швейные машины, которые применяют в быту отличаются по конструкции, техническим возможностям, дизайну, но устройство, наладка и правила эксплуатации имеют много общего.

Швейные машины современного типа не только стачивают куски ткани, но и обметывают осыпающиеся срезы, пришивают пуговицы, обрабатывают петли, вышивают и еще выполняют много-много других операции поэтому их относят к виду универсальных бытовых машин. Но есть еще и специальные швейные машины они выполняют одну или несколько операций одновременно и используют их на швейных фабриках, в ателье и швейных мастерских. Такие машины ускоряют пошив швейных изделий, улучшают качество работы.СЛАЙД 10 (ЭУП «Элементы машиноведения»).

СЛАЙД 15 (ЭУП «Элементы машиноведения»).

Швейные машины СЛАЙД 33 (ЭУП «Элементы машиноведения»)

бывают с ручным приводом СЛАЙД 34 (ЭУП «Элементы машиноведения»)

Ручной привод постепенно уходит в прошлое. Работать на такой машине неудобно, потому что правая рука занята вращением рукоятки. (Показ приемов шитья)

С ножным приводом СЛАЙД 35 (ЭУП «Элементы машиноведения»)

Машина с ножным приводом очень удобна для обучения швейному делу, т.к. можно легко регулировать скорость вращения главного вала.. ( Показ приемов шитья )

С электрическим приводом СЛАЙД 36 (ЭУП «Элементы машиноведения»).

Машина с электрическим приводом наиболее быстроходна и современна, удобна в работе. ( Показ приемов шитья)

Определите, какие приводы изображены на слайде?

СЛАЙД 36 (ЭУП «Элементы машиноведения»).

Запишите в тетрадь виды приводов швейной машины


Физкультминутка:

Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазам и пальцам отдохнуть.
Проделаем несколько упражнений.

1. Зажмурим глаза, посчитаем до трёх. Откроем. И так три раза.

2. Растопырим пальцы и с силой согнём. Повторим пять раз.

3. Поочерёдно поморгаем глазами пять раз.

4. Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединёнными. Повторим пять раз.

А теперь продолжим работу.


Девочки, к нам обращается за помощью Мастер Самоделкин. Он не может определить сколько находится в мастерской швейных машин. Помогите ему.

СЛАЙД 4 (презентация к уроку)


Давайте при помощи учебника и слайда ознакомимся с устройством швейной машины.


СЛАЙД 25 (ЭУП «Элементы машиноведения»).

Учащиеся делятся на пары и знакомятся с составными частями швейной машины 2М ПМЗ.


Закрепление изученного материала: Учитель называет составные части швейной машины- учащиеся их находят.

Молодцы!

А теперь давайте начертим в тетради условную схему основных механизмов швейной машины СЛАЙД 28 (ЭНП «Элементы машиноведения»).

.Пожалуйста, при помощи виртуального фломастера на слайде подпишите названия основных механизмов швейной машины. СЛАЙД 29 (ЭНП «Элементы машиноведения»)

А теперь давайте проверим - СЛАЙД 30 (ЭУП «Элементы машиноведения»).

Молодцы!

Вводный инструктаж:

Перед тем как приступать к выполнению машинных работ, необходимо сначала ознакомиться с правилами безопасного труда, а затем подготовить швейную машину к работе.

Работа с учебником стр. 31- 33. СЛАЙДЫ 16 – 23 (ЭУП «Элементы машиноведения»).


Показ учителем приемов работы.


Практическая работа.

Выполнение машинных строчек по намеченным линиям.

СЛАЙД 5 (презентация к уроку) (Приложение № 1).


Инструменты и принадлежности: двойной лист бумаги из тетради в линейку, линейка.


Ход работы:


1. На приготовленном листе бумаги начертить 3 линии (прямую, волнистую и зигзагообразную).

2. Установить машину на рабочий ход.

3. Подложить лист бумаги под лапку.

4. Опустить иглу и проколоть бумагу в начале первой линии.

5. Опустить лапку.

6. Повернуть маховое колесо на себя и привести в движение машину. Левой рукой придерживать и направлять лист бумаги так, чтобы линия проходила в прорезь между рожками лапки.

7. Остановить машину в конце линии.

8. Поднять иглу, затем лапку, вынуть лист бумаги в сторону от себя.

Внимание! Нитепритягиватель в начале и в конце работы должен находится в крайнем верхнем положении.

9. Повторить работу по пунктам 4-8 на другой линии.


Проверка качества работы:

      1. бумага нигде не порвана;

      2. 2) строчки проходят точно по намеченным линиям.


Во время практической работы учащихся учитель обходит рабочие места, контролирует правильные приемы работы на швейной машине, соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности.

Заключительная часть.

Подведение итогов урока

Молодцы девочки! Вы добились больших результатов на сегодняшнем занятии. Посмотрите на сделанные образцы строчек и проведите самоанализ качества работы. (Несколько девочек публично проводят самоанализ) Теперь полученный образец вашей первой машинной строчки прикрепите в папку для практических работ.

Учитель проверяет практические работы, указывает на ошибки и выставляет оценки.

Анализ урока:

Большинство из вас сегодня, впервые сели за швейную машину. У кого сегодня еще не все получилось нужно потренироваться дома. Насколько хорошо вы освоили приемы шитья на швейной машине, вы можете оценить сами, по своим ощущениям и образцам шитья. Если у вас на образце линия строчки не совпадает с линией на бумаги, значит, вы плохо направляли лист бумаги в прорезь между рожками лапки.

А сейчас я хочу узнать ваше впечатление от урока. Посмотрите на слайд и выберите шляпу, соответствующую впечатлению от вашего урока, (ученики выбирают шляпу соответствующего цвета, отмечая её виртуальным фломастером).

СЛАЙД 6 (презентация к уроку)


Домашнее задание:

Учебник стр.26-31, ответить на вопросы на стр.28,31, Правила техники безопасности при работе на швейной машине.

Более подробно об истории швейной машины, её устройстве можно узнать на сайте: //domovodstvo.fatal.ru/index.php


Уборка рабочих мест:

Уберём своё рабочее место. На этом наш урок закончен. До свидания! (проследить, чтобы инструменты были убраны на место. ).

Используемая литература и дополнительные материалы для проведения урока:

1. Интерактивная доска в школе / авт.-сост. Е.А.Голодов, И.В. Гроцкая, В.Е. Бельченко. – Волгоград: Учитель, 2010.-86 м.


Материалы сайтов:

1. http://domovodstvo.fatal.ru/index.php сайт учителя технологии


Приложение № 1

Инструкционно - технологическая карта

Выполнение машинных строчек по намеченным линиям.




п\п

Словесное описание этапов работы

Наглядное изображение


1.


На листе бумаги начертить 3 линии
















2.


Установить машину на рабочий ход






3.

Подложить лист бумаги под лапку




4.

Опустить иглу и проколоть бумагу в начале первой линии





5.

Опустить лапку




6.

Повернуть маховое колесо на себя и привести в движение машину. Левой рукой придерживать и направлять лист бумаги так, чтобы линия проходила в прорезь между рожками лапки.





7.

Остановить машину в конце линии

8.

Поднять иглу, затем лапку, вынуть лист бумаги в сторону от себя









Внимание!

Нитепритягиватель в начале и в конце работы должен находится в крайнем верхнем положении.




9.

Повторить работу по пунктам 4-8 на другой линии




10

Проверка качества работы:




1) бумага нигде не порвана;


2) строчки проходят точно по намеченным линиям




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconПредмет: Технология (обслуживающий труд), 8 класс Раздел
Цель урока: научить обучающихся первоначальным приемам вязания основных видов петель
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconПунтусова Гульжиган Альфаритовна, учитель обслуживающего труда мо«Танрыкуловская сош» Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5класс Раздел: Рукоделие Тип урок
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратность
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconПрограмма основного общего образования по направлению «технология. Обслуживающий труд» пояснительная записка
Примерная программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компо­нента государственного...
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconПояснительная записка к развернутому тематическому плану
Развернутый тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология....
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Технологический практикум» по направлению «Обслуживающий труд»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по специальности...
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Создание изделий» Направление: Обслуживающий труд
Сахалинского государственного университета для студентов дневного и заочного отделений специальности 030600 Технология и предпринимательство...
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconРабочая программа по технологии 5-8 классы 2010-2011 учебный год
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» разработана на основе федерального компонента государственного...
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconПод ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова
Абульханова К. А. (раздел 1), Калина Н. Ф. (раздел 7), Карпенко З. С. (раздел 6), Лэнгле А. (раздел 10), Орлов А. Б. (раздел 9),...
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconЭлективный курс «В мире моды» Пояснительная записка Задачи и содержание предпрофильной подготовки школьни­ков, а также ее актуальность и практическая значимость обусловлены
Данный элективный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент основного общего образования по...
Предмет: Технология (обслуживающий труд), 5 класс Раздел iconРабочая программа разработана на основе примерной программы по направлению «Технология. Технический труд»
«Технология» Технический труд (авторы программы А. К бешенков, В. М. Казакевич, Г. А. Молева) в соответствии с требованиями Федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы