Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" icon

Урок по теме "различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"



НазваниеУрок по теме "различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Дата конвертации09.07.2012
Размер207,76 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Банникова Елена Николаевна, МОУ города Кургана «СОШ №52»



УРОК ПО ТЕМЕ

"РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. ПЕРЕВОД ЧИСЕЛ ИЗ ОДНОЙ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ В ДРУГУЮ"

Слайд 1.

Цель урока: Проверить знания и умения учащихся по переводу чисел из одной позиционной системы счисления в другую и умение производить с ними арифметические действия.

Форма проведения урока: игра.

Тип урока: занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.

Оборудование: мультимедиа, компьютеры в зависимости от количества групп, программа NumLocrCalculator.


Ход урока.

1. Организационный этап

Группа учащихся разбивается на три равные по силам команды. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учитель задает вопросы, используя презентацию.

Право ответа дается той команде, которая первой выполнила задание.

За полностью правильно выполненное задание команда получает красный жетон, соответствующий трем очкам.

Если команда отвечает неправильно, то возможность ответа на данный вопрос предоставляется другой команде, ее правильный ответ оценивается двумя очками - зеленым жетоном.

Одно очко - синий жетон, дается за ответ на дополнительный вопрос или за существенное дополнение.

Та команда, которая первая “открывает сейф”, получает дополнительных три очка, вторая и третья соответственно два и одно.

При работе вы можете использовать компьютерную презентацию Bannicova-pravila.


2. Работа по группам

Слайд 2.

  1. Переведите числа из одной позиционной системы счисления в другую и найдите соответствующие им буквы. Прочитайте получившиеся слова.

Примечание: правильные ответы указаны в круглых скобках ( ).




4510

= ? 7

(637)

- (Б)

2510

= ? 3

(2213)

- (И)

1204

= ? 10

(2410)

- (Т)

1100112

= ? 8

(638)

- (Б)

12010

= ? 8

(1708)

- (А)

1101012

= ? 10

(53 10)

- (Й)

1410

= ? 5

(24 5)

- (Т)


Слайд 3.

Ответ:

Получились слова - БИТ, БАЙТ.


Дополнительный вопрос:

  1. Что такое БИТ и БАЙТ?

  2. Чему равен 1 Кбайт?

  3. Сколько различных десятичных чисел (считая нуль) можно записать в одном БАЙТЕ, используя всевозможные комбинации БИТ?


Примечание: Нажатие клавиши на клавиатуре посылает в компьютер двоичное число - комбинацию нулей и единиц (один байт). Каждую комбинацию можно интерпретировать как десятичное число от 0 до 255.


Слайд 4.

  1. Из данной таблицы выпишите в порядке возрастания числа, у которых номер системы счисления явно больше 3 , но меньше 9. Прочитайте получившееся ключевое слово.

A1n < A2n < A3n ..... , где n - коэффициент системы счисления и 3 < n < 9


120

254

30

8

27

62

49

325

113

280

П

О

И

К

С

М

Е

Л

В

Я


Слайд 5.

Ответ:

Получилось слово - СИМВОЛ.


Дополнительный вопрос:

Символы могут быть: цифрами, управляющими, служебными символами. Какие еще группы символов вы знаете?


Ответ на дополнительный вопрос:

К символам также относятся латинские и русские буквы, псевдографические символы и математические знаки.

Примечание: В кодовой таблице символов каждой букве, цифре, служебному знаку присвоен соответствующий код - десятичное число.

Слайд 6.

  1. Перед вами часть кодовой таблицы, название которой вы узнаете, если переведете код каждого символа из двоичной системы счисления в восьмеричную или десятичную позиционную систему счисления по выбору и, используя таблицу приложения 1, расшифруете название этой кодовой таблицы. (программа NumLocrCalculator)

Примечание: правильные ответы указаны в скобках ( ).

1000001 2

= ? 10

= ? 8

(65) 10 = (101) 8

- (А)

1010011 2

= ? 10

= ? 8

(83) 10 = (123) 8

- (S)

1000011 2

= ? 10

= ? 8

(67) 10 = (103) 8

- (C)

1001001 2

= ? 10

= ? 8

(73) 10 = (111) 8

- (I)

1001001 2

= ? 10

= ? 8

(73) 10 = (111) 8

- (I)


Слайд 7.

Ответ:

American американский

Standard стандарт

Code for кодов для

Information информационного

Interchange обмена


Дополнительный вопрос:

Вопрос состоит из двух частей и оценивается в два балла:

  1. В названии какой известной восточной сказки фигурирует число, начертание которого представляет собой запись числа в недесятичной системе счисления?

  2. Найдите, какому числу в десятичной системе счисления соответствует данная запись?


Ответ на дополнительный вопрос:

"Тысяча и одна ночь" (1001);

10012 = 910

Итак, мы получили общее представление о том, как можно различные числа записать комбинациями нулей и единиц - байтами. Вся работа компьютера - это управление потоками байтов, которые устремляются в машину, преобразовываются по командам программ, временно запоминаются или записываются на постоянное хранение, а также выплескиваются на экран дисплея или бумагу принтера в виде букв, цифр и служебных знаков.

Слайд 8.

  1. В нашем распоряжении два хранилища байтов - одно временное и одно постоянное. Перемножив в таблице умножения числа троичной системы счисления (см. приложение 2), вы найдете буквы, соответствующие числам, находящимся в “знаке вопроса”. Прочитайте получившееся слово.

n = 3

*

2

10

21

1

О
(2)

А
(10)


Л
(21)

11

Т
22)


Р
(110)

С
(1001)


12

Д
(101)


Е
(120)


З
(1022)

21

К
(112)


П
(210)

И
(1211)




Слайд 9.






Ответ:

Получилось слово - ДИСКЕТА.

Примечание: Дискеты используются для хранения информации, для обмена программами и данными между компьютерами и др.


Дополнительный вопрос:

Дискеты какого диаметра вы знаете?


Ответ на дополнительный вопрос:

5,25 и 3,5 дюйма.

Примечание: Раньше наибольшее распространение имели дискеты диаметром 5,25 дюйма и емкостью 1,2 Мбайта. Сейчас обычно используются дискеты диаметром 3,5 дюйма и емкостью 1,44 Мбайт. На компьютерах УКНЦ используются дискеты диаметром 5,25 дюйма.

  1. Отгадайте кроссворд «Системы счисления». Запустите файл bannikova-krossvord.xls



Слайд 10.

  1. Решив данную цепочку, вы определите число дорожек и число блоков, на которые разбивается дискета при наиболее распространенном способе форматирования и инициализации.

Примечание: правильные ответы указаны в скобках ( ).





Слайд 11.

  1. Составьте “магический квадрат по сложению” в пятеричной системе счисления. Расположив найденные числа по убыванию, вы узнаете, как называется поименованная совокупность байтов, записанная на жесткий или гибкий диск.

Напоминаю, что “магическим” называется квадрат, в котором суммы чисел по вертикали, горизонтали и диагонали равны, в данном случае это сумма = 30.

Примечание: правильные ответы указаны в скобках ( ).

2

(12)

11

 

Т

Ф

Й

О

Л

К

А

(14)

10

(1)

 

21

14

4

6

1

20

12

(4)

3

13

 

 

(

ф

А

й

л

)


Ответ:

Получилось слово - ФАЙЛ.

Примечание: производимые вычисления.



Итак, вся информация, которая записана на магнитный диск, представлена наборами байтов, называемых - файлами. Каждый файл должен иметь имя, по которому человек и система опознают файл. Имя файла состоит из двух частей: собственного имени и расширения.


3. Подведение итогов и выставление оценок

задания

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1













2













3













4













5













6













7













Слайд 12.

4. Домашнее задание:

Составьте “магический квадрат” 3х3 по сложению в пятеричной системе счисления, так чтобы сумма каждой строки, столбца и диагонали была равна 1025 .


Литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 295с.

  2. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и ИКТ: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 394с.

  3. Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – М.:ВАКО, 2008. – 272 с.


Приложение 1

УПОРЯДОЧЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СИМВОЛОВ

Восьмеричный код

Десятичный код

Обозначение

101

65

A

102

66

B

103

67

C

104

68

D

105

69

E

106

70

F

107

71

G

110

72

H

111

73

I

112

74

J

113

75

K

114

76

L

115

77

M

116

78

N

117

79

O

120

80

P

121

81

Q

122

82

R

123

83

S

124

84

T

125

85

U

126

86

V

127

87

W

130

88

X

131

89

Y

132

90

Z



Приложение 2

ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И УМНОЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ

n=3

+

0

1

2

 

 

*

0

1

2

0

0

1

2

 

 

0

0

0

0

1

1

2

10

 

 

1

0

1

2

2

2

10

11

 

 

2

0

2

11

n=5

+

1

2

3

4

 

*

1

2

3

4

1

2

3

4

10

 

1

1

2

3

4

2

3

4

10

11

 

2

2

4

11

13

3

4

10

11

12

 

3

3

11

14

22

4

10

11

12

13

 

4

4

13

22

31

n=8

+

1

2

3

4

5

6

7

 

*

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

6

7

10

 

1

1

2

3

4

5

6

7

2

3

4

5

6

7

10

11

 

2

2

4

6

10

12

14

16

3

4

5

6

7

10

11

12

 

3

3

6

11

14

17

22

25

4

5

6

7

10

11

12

13

 

4

4

10

14

20

24

30

34

5

6

7

10

11

12

13

14

 

5

5

12

17

24

31

36

43

6

7

10

11

12

13

14

15

 

6

6

14

22

30

36

44

52

7

10

11

12

13

14

15

16

 

7

7

16

25

34

43

52

61

ЗАПИСЬ ЧИСЕЛ В ДВОИЧНОЙ И ДЕСЯТИЧНОЙ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ

n=10

0

1

2

3

4

5

6

7

n=2

0

1

10

11

100

101

110

111










Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconУрок по теме: «Различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
Проверить знания и умения учащихся по переводу чисел из одной позиционной системы счисления в другую и умения производить с ними...
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconТема: Системы счисления. 7 класс. Тип урока: урок с применением игровых технологий. Место урока в учебном плане: заключительный урок по теме «Системы счисления»
Место урока в учебном плане: заключительный урок по теме «Системы счисления» в 7 классе, учащиеся освоили основные понятия данной...
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconИнформатика
Арифметические основы компьютера. Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в...
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconСистемы счисления Позиционные системы счисления
Основанием позиционной системы счисления называется возводимое в степень целое число, которое равно количеству цифр, используемых...
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconАвтор проекта Фамилия, имя, отчество
Перевод дробной части числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. Перевод...
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconПредмет: информатика и икт 9 класс
Тема урока: Представление числовой информации в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и...
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconПушенко С. Л. Чернов А. В
Системы счисления. Двоичное, восьмеричное, шестнадцатеричное и десятичное представление чисел. Правила перевода чисел из одной системы...
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconПрактическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Цель работы: Научиться с помощью калькулятора переводить целые числа из двоичной системы счисления в десятичную, и наоборот
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconПлан урока по информатике в 10 классе на тему: " Перевод чисел в позиционных системах счисления " Подготовила: учитель информатики и икт, Яковенко Любовь Александровна 2011 уч год
Цели: углубить и расширить знания о переводе чисел из одной системы счисления в любую другую
Урок по теме \"различные позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую\" iconАвтоматная таблица
Построить машину Тьюринга, являющуюся дешифратором из одной системы счисления в другую (число в троичной системе счисления переводится...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы