Классическая немецкая философия icon

Классическая немецкая философия



НазваниеКлассическая немецкая философия
Дата конвертации09.07.2012
Размер377.04 Kb.
ТипРеферат
Классическая немецкая философия


СОДЕРЖАНИЕ:Введение1. «Критическая философия» И.Канта 1. Жизнь и философская деятельность 2. Система «критической» философии 3. Теория познания 4. Этическое учение2. Система и метод философии Гегеля 1. Жизнь и философская деятельность 2. Философская система 1. Логика 2. Философия природы 3. Философия духа3. Материализм Фейербаха 1. Жизнь и философская деятельность 2. Антропологический материализмЗаключениеЛитератураВВЕДЕНИЕ. Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом иутвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитииновоевропейской мысли второй половины ((III в. – первой половины XIXв.,которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля,Фейербаха. При всем различии эти учения тесно связаны между собой узамипреемственности: после Канта каждый из мыслителей этого направленияопирался на воззрения своего предшественника и вдохновлялся творческимиимпульсами его наследия. Следует отметить, что в учениях Канта, Фихте,Шеллинга, Гете, Фейербаха нашли выражения наиболее значительные идеинемецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XYIII в.учения Канта, Фихте, Шеллинга, заняли ведущее место в западноевропейскойфилософии, а потом в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля иФейербаха, немецкая классическая философия приобрела всемирно-историческоезначение, состоящее прежде всего в том, что благодаря своим достижениям онаявилась непосредственным теоретическим источником марксизма в областифилософии. К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до Фейербахаотносится уяснение того отнюдь не очевидного фактора, что при всеммногообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он состоит вопределении отношения между мышлением и бытием. Развитие немецкой классической философии было одним из важнейшихвыражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германскихгосударствах с середины XYIII в. и предвосхищало перспективы прогрессивногоразвития Германии. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайшихизменений, которые происходили в экономической, социально-политической идуховно-идеалогической жизни всей Европы. Поиски адекватного пониманияпроисходящих изменений наиболее подготовленным к этому немецкими философамиувенчалась успешным продвижением по пути разработки диалектого способамышления. Начиная с Канта, плеяда мыслителей первой величины придаланебывалую интенсивность и глубину развития немецкой философской мысли.Немаловажно, что все мыслители сами считали себя радикальными новаторами вфилософии.1. «КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» И.КАНТА 1. ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Иммануил Кант (1724-1804) родился в столице восточной ПруссииКенигсберге. Его отец, ремесленник, был достаточно состоятельным для того,чтобы найти средства для обучения в гимназии, а затем в университете сына,которого мечтал увидеть пастором.
Однако Кант после окончания в 1745 годутеологического факультета Кенигсбергского университета, где он увлексяфилософскими дисциплинами, не пожелал стать священнослужителем. В течении10 лет зарабатывал себе на жизнь деятельностью домашнего учителя, Кант в товремя интенсивно занимался философскими изысканиями. Успешная защита двухдиссертационных работ дала Канту возможность приступить в 1755 году кпреподаванию в названном университете в должности приват-доцента. Наряду слекциями по метафизике, логике моральной философии Кант преподавал такжематематику, физику, физическую географию, антропологию. Происходившее приэтом творческое освоение широкого комплекса философских иестественнонаучных дисциплин сделало Канта энциклопедически образованныморигинальным мыслителем, вскоре поднявшимся на вершины духовной культурысвоей эпохи. С этим контрастировала замедленность академической карьерыКанта: только с 1770 года он – после защиты еще одной диссертации – получилдолжность профессора. В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиальноновой философии, которую сам он назвал «Критической» и которая приобрелахарактер обстоятельно обработанной системы в Германии, состоящей из«Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788) и«Критики способности суждения) (1790). «Критическая» философия Канта – прежде всего в ее гносеологическойипостаси, названной им концепцией «трансцендентального идеализма», - сталаначальным этапом немецкой классической философии, заключая в себе импульсыи для последующего развития. С середины 80-х годов воззрения Канта стали для немецких философов неменее чем на два десятилетия преимущественным предметом внимания иострейших дискуссий. Выражением резко возросшего философского престижаКанта явилось его избрание деканом философского факультета и ректором (1786-1790) Кенигсбергского университета. Только преклонный возраст побудилиКанта оставить в1797 году преподавательскую деятельность в университете ивыйти в отставку. Философская мысль Канта продолжала напряженно работать и в последниегоды его жизни, о чем свидетельствуют оставленные им рукописи,опубликованные столетие спустя в его «Посмертных трудах». Жизнь Канта сюношеских лет и до кончины оказалась сосредоточенной на философскомтворчестве, которому был полностью подчинен размерный, однообразный и ничемне отвлекающий от решения задачи уклад его жизни. 2. СИСТЕМА «КРИТИЧЕСКИОЙ» ФИЛОСОФИИ Первая формулировка принципов «критической» философии, охватывавшаялишь сферу гносеологии, содержится в диссертации Канта «О форме и принципахчувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770). Замысел системы«критической» философии сложился у Канта в начале 1772 года, когда в письмек рецензенту диссертации он сообщил о намерении обстоятельно разработать еепринципы в отношении природы «и теоретического и практического познания»,осветив это в сочинении под примерным названием «Границы чувственности иразума». В четырех частях названного сочинения, мыслившегося в целом как«критика чистого разума», Кант намеревался трактовать «феноменологиювообще», «метафизику, а именно о ее природе и методе», «общие принципычувства, вкуса и чувственного желания», «первые основания нравственности»(4.2., 432, 429-430). Кант полагал, что первый из названных разделов онсумеет опубликовать отдельной работой в течении ближайших трех месяцев,однако в действительности ему понадобилось еще около десяти летнапряженного труда, прежде чем он смог закончить сочинение (в существенноизмененном виде), озаглавленное «Критика чистого разума» (1781). Работа надпоследующими разделами «критической» философии потребовала еще девяти слишним лет, завершившись публикацией «Критики способности суждения» (1790). Следует отметить, что понятие «критика» в системе «критической»философии Канта весьма многозначно, что определяется многообразиемотвергаемых им философских воззрений, хотя и имеющих, по его мнению, общийзнаменатель – «догматизм». Кант назвал «догматизмом» притязания такназываемого чистого разума «продвигаться вперед при помощи одного толькочистого познания из понятий (философских) согласно принципам, давно ужеприменяемом разумом, не осведомляясь о правах разума на эти принципы и оспособе, каким он дошел до них». Более обобщенно, «догматизм» в пониманииКанта «есть догматический метод чистого разума без предварительной критикиспособности самого чистого разума». Для Канта воплощением такого«догматизма» явилась односторонне рационалистическая «метафизика»XYII-XYIIIвв. От Декарта до Лейбница (что было в значительной мере несправедливым,поскольку ее корифеи уделяли много внимания – по своему критическому –основанию применяемой ими гносеологии и методологии). Одновременно своей«критикой» Кант намеревался «подрезать кони» материализма, атеизма,религиозного свободомыслия, скептицизма и идеализма (4.3. 98-99). Обратим внимание также на то, что в системе кантовской философии нетолько критически ниспровергаются те или иные концепции, но и создаютсявзамен них концепции новые, предоставляемые как надежно обоснованные.Созидательные результаты «критики»,особенно двух последних, не менеезначительны, нежели разрушительные. Если в первом из названных произведенийпритязания «чистого разума» сильно ограничены, то в «Критике практическогоразума» и «Критике особенностей суждения» ему возвращается почти все ранееотобранное и сфера его эффективного функционирования очерчена очень широко. 3. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ. Проблемы теории познания стоят в центре философской системы Канта и егомногочисленных последователей. В предисловии в «Критике чистого разума»Кант пишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере»Исходя из этой главной для него задачи, философ разработал очень сложнуюгносеологическую конструкцию. Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени. Первым идетэтап чувственного познания. Все наше знание начинается с опыта, с работыорганов чувств, на них воздействуют находящиеся вне человека предметывнешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Философ не даетоднозначного определения этого понятия. Во многих местах «Критики чистогоразума» он недвусмысленно заявляет, что вещи в себе существуют объективно,т.е. независимо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемыми.Такое понимание вещи в себе как основы всех явлений, как фактическойпричины человеческих ощущений, как объективной реальности, является у Канадоминирующим, что позволяет квалифицировать его как материалистическое. Ноу него встречается и другие толкования несовместимые с первым. Так подвещью в себе он разумеет пограничное, предельное понятие, замыкающее кругвозможных человеческих представлений и ограничивающее притязания людей напознание мира. Под вещью в себе Кант понимает также Бога, бессмертие души исвободу воли. Очевидно, что последние толкования вещи в себе противоречатпервому и являются идеалистическими. Основная черта философии Канта – это примирение материализма сидеализмом, компромисс между тем и другим, сочетание в одной философскойсистеме противоположных мировоззренческих направлений. Когда Кантдопускает. Что нашим представлениям соответствует нечто, существующее вненас, то он выступает как материалист, когда объявляет эту вещьнепознаваемой, трансцедентной, потусторонней, он выступает как идеалист.Определяющее значение в философии Канта имеют все же не материалистические,а идеалистические элементы, в силу чего он является представителемфилософского идеализма и агностицизма. Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность, по мнениюКанта ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только ксубъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями и не даютзнания об объекте. Хотя ощущения и вызываются воздействием «вещей в себе»на человеческую чувственность, они ничего общего не имеют с этими вещами.Ощущения- не образы, а символы вещей. Наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оноцеликом происходит из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный состав искладывается из двух частей. Первую часть философ называет « материей»знания. Это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое аposteriori, т.е. путем опыта. Вторая часть – форма - дается до опыта, аposteriori и должна целиком готовой находиться в душе, в субъекте. Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теориипознания Канта является априоризм. Встает вопрос о том, откуда берутсяаприорные, т.е. доопытные формы чувственности и все новые априорные формы,о которых говорил Кант. Философ был вынужден признать, что ответить на этотвопрос он не в силах: “ этого вопроса разрешить нельзя, так как для егоразрушения, как и для всякого мышления, мы уже нуждаемся в этих свойствах”(4.4.201-202). Здесь обнаруживается настоящий тупик кантовской системы познания.Понятие априоризма- важнейшее положение теории Канта, на нем он основывалвозможности достижения необходимого и достоверного знания. По мнению Канта,опыт никогда не может придать суждениям истинной и строгой всеобщности, алишь предполагаемую и сравнительную всеобщность. Вместе с тем он считал,что математическое знание носит безусловно необходимый характер. Выйти изэтого затруднения он пытался при помощи априоризма: только априорныесуждения носят всеобщий характер, достоверны и объективны. Для кантапонятие «априорный», «необходимый», « всеобщий», «объективный» теснопереплетаются и употребляются как равнозначные. В это же время онотказывался признавать априорное знание врожденным. Если «материя» знания носит. По Канту, опытный, апостериорный характер,то форма чувственного познания вне опыта, априорна. До восприятия предметовопытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные отвсего эмпирического, наглядные представления, которые являются формой,условием всякого опыта. Такими « чистыми», т.е. априорными нагляднымипредставлениями выступают пространство и время. По мнению философа,пространство и время – это формы именно чувственности, а не рассудка, этопредставления, а не понятия. Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей всебе, время также не принадлежит вещам в себе ни как их свойство и ни каких субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и временивсякое притязание на абсолютную реальность, он превращает их в особыесвойства субъекта. Первая ступень познания- область чувственности- характеризуетсяспособностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи субъективныхформ созерцания- пространства и времени. Таким путем, по мысли Канта,образуется предмет чувственности, или мир явлений. Следующая ступень- этообласть рассудка. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой.Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни одинбы не был мысли. Мысли без содержания пусты, а наглядные представления безпонятия слепы. Суждения восприятия, полученные на основе чувственности,имеют лишь субъективное значение- это простая связь восприятия. Суждениевосприятия должно приобрести «объективное», по выражению Канта значение,т.е. получить характер всеобщности и необходимости и стать благодаря этому« опытным» суждением. Это происходит, по Канту, путем подведения суждениявосприятия под априорную категорию рассудка. Причинность- это одна из категорий, которые являются априорнымипринципами мышления. Они служат орудиями для обработки чувственногоматериала. В «Критерии чистого разума» Кант строит особую таблицу этихкатегорий. Их всего 12, что соответствует числу видов суждений потрадиционной классификации суждений в формальной логике. Это категорияединства, множества, всеобщности, реальности, отрицания, ограничения,принадлежности, причинности, общения, возможности, существования,необходимости. Кант не может обосновать, почему категорий ровно 12 иоткуда они берутся: «Для этого обстоятельства нельзя указать никакихдальнейших оснований так же, как нельзя обосновать, почему мы имеем так-то, а не иные функции суждения, или почему время и пространство сутьединственные формы возможного для нас наглядного представления». Превратив причинность в субъективную категорию рассудка, Кант создалдля себя многочисленные трудности. Прежде всего « вещь в себе», посколькуона существует вне субъекта, не может считаться той причиной, которая,воздействуя на чувственность субъекта, порождает «материю» знания. Ставятсядалее под сомнение все достижения Канта «до критического» периода, преждевсего его космогонические теории, поскольку они, как и все естествознание,основаны на признании объективного характера закономерностей природы, в томчисле причинно- следственных связей. Кант в «Критике чистого разума» утверждает, что основополажения«чистого рассудка», реализуя применение категорий к опыту, делают возможнойсаму природу и науку о ней – «чистое» естествознание. Высшеезаконодательство природы он находил в человеческом рассудке». Хотя истранно, но тем не менее истинно, если я скажу : «рассудок не почерпаетсвои законы из природы, а предписывает их ей» Последний и высший этап познания – сфера разума, который представляетсобой « высшую инстанцию для обработки материала наглядных представлений идля подведения его под высшее единство мышления». Разъясняя эти положения,Кант указывает, что разум, в отличие от рассудка, порождает «трансцендентальные идеи», выходящие за пределы опыта. Таких идей три: . психологическая ( учение о душе), . космологическая ( учение о мире), . теологическая ( учение о Боге). Эти идеи выражают стремление разума к постижению вещей в себе. Разумжадно стремится постичь эти вещи, пытается выйти за пределы опыта, но всетщетно: вещи «бегут от него» и остаются непознанными. В результате разумсоздает лишь « паралогизмы», «антиномии», «идеалы без действительности», запутываетсяв неразрешимых противоречиях. Большое внимание Кант уделяет антиномиям,т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое изкоторых, по мнению Канта, может быть доказано логически безупречно.Таких антиномий у Канта четыре: - тезис - «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве». - антитезис – «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве». - тезис - «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого» - антитезис – «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого». - тезис - «Причинность согласно законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность». - антитезис – «Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы». - тезис – «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо». - антитезис - «Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины». Иными словами, Бога нет. В первой антиномии можно усмотреть подход к раскрытию диалектическогопротиворечия конченного и бесконечного: мир одновременно конечен ибесконечен в том смысле, что бесконечная материя слагается из конченыхвеличин. Во второй антиномии поставлен по существу тот же вопрос, что и вапориях Зенона – единства конечного и бесконечного, прерывности инепрерывности материи. Но отсюда элейцы сделали метафизический вывод:поскольку движение и многообразие мира противоречивы, а всякое противоречиеразрушает мысль, то движение есть, то движение есть иллюзия, мир неподвижени лишен многообразия. Нечто похожее делает и Кант. Он полагает, чтоодинаково безупречно с точки зрения логики доказывает как тезис, так иантитезис каждой антиномии. Например, в четвертой антиномии доказывается,что Бог существует и то, что Бог не существует. Как же быть? Надо отброситьи тезис и антитезис. Логика и разум здесь бессильны. Вера в Бога – этовопрос не науки, а нравственности, полагает Кант. Итак, антиномии есть противоречия, которые свидетельствуют о бессилииразума, о его неспособности постичь «вещи в себе», выйти за границы опыта».Есть нечто печальное и унизительное в том, что вообще существует антитетикачистого разума и что разум, составляющий высший трибунал для всех споров,принужден вступать в спор с самим собой» – констатирует Кант. (4.1.412). Были бы несправедливо не заметить положительных, прогрессивных сторонтеории Канта. В «Критерии частого разума» подняты кардинальные проблемытеории познания и логики, сделана попытка диалектического их решения. Кантпервым в философии нового времени показал сложность и противоречивостьпроцесса познания. Эти его идеи нашли продолжение и более глубокуюразработку в философии Гегеля. 4. ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ КАНТА Поскольку теоретический «чистый « разум потерпел фиаско в своих опытахпостигнуть мир вещей в себе, то человеку остается лишь одно - уповать на«практический разум», под которым философ понимал учение о нравственности,этику. По его мнению, в области нравственности человек уже не подчиненнеобходимости, которая господствует с неотвратимой силой в сфере явлений.Как субъект нравственного сознания человек свободен, т.е. приобщен к мирувещей в себе. Кант устанавливает между теоретическим и практическим разумомотношение субординации: теоретический разум подчиняется практическому. Под практикой Кант понимал не реальную деятельность, а сферуприменения нравственных оценок поступков людей. В основе любых нравственныхоценок лежит категорический императив – основной закон этики Канта.Императив – есть форма повелений, связанная с категорией должного.Категорическим императивом философ называет такую форму повеления, котораяпредставляет собой действие как бы ради его самого , без отношения к другойцели.. Императив не связан со стремлением к пользе или счастью людей, онносит строго формальный и априорный характер и имеет форму заповеди,безусловной, обязательной для всех людей. Категорический императивформируется следующим образом: поступай так, чтобы максима (основнойпринцип) твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщегозаконодательства. Этот принцип носит отвлеченный характер, Ему могут соответствоватьсамые разнообразные требования и постулаты: религиозные заповеди, выводыжитейской мудрости и многое другое. Эти положения, выражая принципы гуманизма, имели большоепрогрессивное значение для своего времени. В них заключен протест противзакрепощающих человека уз феодально-абсолютистского строя. Большое влияниена этические и социально- политические взгляды Канта оказал Ж.Ж.Руссо.«Было время, когда……я презирал чернь, - писал Кант. Руссо исправил меня инаправил на иной путь. Это ослепляющее преимущество исчезает; я учусьпонимать человека…». (4.2.242). Выступая за права человека, философподчеркивал, что « человек, зависящий от другого, не есть уже болеечеловек; он это звание утратил, он тогда не что иное, как принадлежностьдругого человека, …в человеческой природе рабство есть наивысшее из зол».(4.2.253). Кант заимствовал у Руссо мысль о независимости нравственнойприроды человека от достижений науки и культуры, проломив ее в своем учениио независимости и первоначальности нравственности, о первенствепрактического ума над теоретическим. Кант, вопреки догматам протестантизмаи католицизма, считал, что нравственность автономна и не зависит отрелигии. Напротив, религия должна выводиться из принципов нравственности. Практический императив, провозглашая человека целью, а не средством,устраняет, по словам философа, «фанатическое презрение к самому себе какчеловеку (ко всему человеческому роду) вообще…». Человек не может быть ничьим рабом, в том числе рабом божьим. Поэтому « мораль следуеткультивировать больше, чем религию», а «Бог необходим только с моральнойточки зрения» (4.5.224). Бог превращен в этический символ. Кант, таким образом,сближается с деизмом. Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств исвободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен еготрактат «Вечный мир». Кант – одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегельсправедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход кновейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума,об активности субъекта в познании и нравственной практике началасьразработка диалектического метода познания – главного движения немецкойклассической философии. У Канта было огромное число последователей и не меньшее число критиков.Критиковали его «справа» и «слева». Справа – с позиций последовательногоидеализма- за допущение материалистического тезиса о существованиинезависимо от субъекта вещей в себе. Слева – с позиций материализма – заагностицизм и априоризм, которые вели к субъективному идеализму. За это жеего критиковал и Гегель, но с позиций абсолютного объективного идеализма и,что очень существенно, - с позиций всесторонне разработанногодиалектического метода. 2.СИСТЕМА И МЕТОД ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ 5. Жизнь и философическое творчество Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в Штутгарте -столице Вюртембергского княжества. Его отец, секретарь казначейства, входилв состав высшего чиновничества. В гимназии Гегель, бывши образцовымучеником, особый интерес проявлял к античной литературе. В семье готовилиГегеля к карьере пастора, для чего он прошел курс обучения в Тюбингенскомтеологическом институте (1788-1793). В течение первых двух лет обученияздесь преподавалась Лейбнице - вольфианская философия; защитив написанное вее духе сочинение о границах нравственных обязанностей, Гегель получилстепень магистра философии. В течение последующих трех лет он изучал курстеологии, за успешное освоение которого Гегелю была присвоена степенькандидата теологии. Сильное впечатление на Гегеля произвела французскаяреволюция. Живой интерес к глубоким социальным преобразованиям, возникший уГегеля в эти годы и сохраненный им до последних дней, обусловил еговнимание к социальной философии, в которой он особенно ценил учение Руссо. Гегель разочаровался в карьере пастора и его интеллектуальные интересысосредоточились на философии, однако, заниматься только ею он смог лишьспустя несколько лет, в течении которых он, подобно своим предшественникамк немецкой классической философии, вынужден был трудиться домашним учителеми воспитателем- сначала в Швейцарии, в Берне (1793-1796), а затем внемецком городе Франкфурт- на- Майне (1797-1800). В Берне началось, а воФранкфурте продолжалось философское творчество Гегеля- создание ряда работ,посвященных в основном весьма критическому осмыслению причин возникновенияи распространения христианства, а также его роли в жизни народов отантичности до современности. Уже в этих работах философская мысль Гегелявыступает как диалектичная : она выявляет внутренние противоречивыепроцессы и в сфере общественного сознания, и в сфере общественного бытия,понимаемого как отражаемого в этом сознании; причем и то и другоерассматривалось в их развитии. Получив после смерти отца свою долю наследства и имея собственныесбережения из педагогических заработков, Гегель получает возможностьвсецело отдаться философской деятельности. В начале 1801 г. Гегельприезжает в Йену, где после защиты двух диссертаций получает правопреподавать в местном университете как приват-доцент философии. Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавшей егоизвестным, была объемистая работа «Различие между системами философииФихте, Шеллинга» (1801). В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802 г. для « Критическогожурнала философии», который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этихпубликаций многие, начиная с самого Шеллинга, считал Гегеля вплоть дозавершения йенского периода (1801-1807) последовательным шеллингианцем.Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время,когда шеллинговская мысль вслед за фихтиевской исчерпала потенциал прогрессивного развития и повернулав теософские тупики. Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философииприроды, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегельпостепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы.Из набросков этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется к концу1806 г. «Феноменология духа», которая после написания обширного предисловияпубликуется в начале 1807 г. Оккупация Йены французскими войсками, сопровождавшаяся закрытием навремя университета, побудила Гегеля перебраться в баварский город Бамберг,где он с помощью своего влиятельного друга Нитхаммера был назначенредактором местной газеты. Гегель пробыл на этой должности полтора года,после чего из-за столкновений с цензурой газета была закрыта. После этого Гегель при содействии того же Нитхаммера был назначендиректором гимназии в Нюрнберге. Наряду с исполнением административныхобязанностей Гегель читал гимназистам введение в философию (философскую«пропедевтику»). Длительный Нюрнбергский период жизни Гегеля (1808-1816)оказался очень плодотворным в творческом отношении. Именно в НюрнбергеГегель неспешно и продуманно работал над своим главным философскимпроизведением – Наукой логики», первый том которой был опубликован в 1812г., а второй – в 1816 г. Эта публикация послужила основанием дляприглашения Гегеля на кафедру философии в Гейдельбергском университете.Непродолжительный гейдельбергский период (1816-1818) важен тем, что здесьГегель завершил и опубликовал новую, итоговую версию своей философскойсистемы под названием «Энциклопедия философских наук» (1817). Этопроизведение, состоящее из трех частей, включает в себя сокращенный ипереработанный вариант «Науки логики» (именуемый «малой логикой» в отличииот исходной «большой логики»), «Философию природы» и «Философию духа».После «Критической философии» Канта эта была первая в Германии основательноразработанная философская система, важнейшим объективным достоинствомкоторой была ее насыщенность диалектическими идеями. Гегель по праву былпризнан крупнейшим немецким философом современности. Важнейшим выражениемэтого, по сути дела, общественного признания явилось приглашение Гегелюзанять кафедру философии Берлинского университета. К тому времени Берлинуже выдвинулся на положение философского центра Германии, а деятельностьГегеля в столичном университете (1818-1831) окончательно упрочнила данноеположение. В Берлине Гегель опубликовал сравнительно немного произведений. Из нихновыми работами были «Осовоположения философии права» (1821) и «Философияправа» (1826). Большое внимание Гегель уделял доработке прежнихфундаментальных трудов. В 1827 г. вышло на свет второе издание«Энциклопедия философских наук», в которое Гегель внес немало дополнений.Он взялся за подготовку значительно расширенного издания «Науки логики», ноуспел внести дополнения лишь в первую часть из ее трех частей. Входелекционной курсов Гегель, интенсивно разрабатывал некоторые существенныеаспекта своей системы. Гегель был полон творческих сил и планов, когда 14 ноября 1831 г.эпидемия холеры скоропостижно оборвала его жизнь на 62-м году. Он ушел изжизни в апогее авторитета созданной им философии, на базе которой появиласьцелая школа - гегельянство. Гегель оказался единственным из корифеевнемецкой классической философии, не дожившим до времени массированногонаступления на свою систему взглядов и вызванного упадком их влияния. Ученики и последователи Гегеля успешно потрудились над изданием уже в30-е годы его лекционных курсов, используя для этого их наброски, планы, атакже сделанные слушателями записи. Это «Лекции по истории философии»,«Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии», включенные в изданноетогда 18-и томное сочинение трудов Гегеля.2.2.ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА Философская система делится Гегелем на три части: . логика . философия природы . философия духа Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающегос божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли Бога, да ещедо сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит бездоказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не изсвященных книг, я из великой книги самой природы и общественного развития.Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии – логика –опирается на огромный естественнонаучный, исторический материал, которыйбыл в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя. «Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы развития природы,общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближевсего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый ипоставленный с ног на голову материализм. Дело разумеется нельзя сводить кпростому «переворачиванию». Между диалектикой Гегеля и материалистическойдиалектикой имеются существенные различия. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления(сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своихимманентных определениях и истинная природа вещей – это одно и то же.2.2.1. Логика Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляют собойсубстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное,т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие –единство противоположностей. Абстрактное тождество, как у Шеллинга,исключает саму возможность развития. Мышление и бытие подчинены одним и темже законам, в этом рациональный смысл гегелевского положения о конкретномтождестве. Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не тольконачало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всеммногообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея. Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается,переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития. Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютнаяидея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышлениясамо себя. Философской системе гегелевского объективного идеализма присущинекоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль витает негде-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, дажесамой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышлениестрого логично. И, в-третьих, диалектика. Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонтформальной логики. Признавая ее педагогическое значение, философ говорит оней весьма пренебрежительно. Для этого у него были известные основания.Логические формы рассматривались обычно как застывшие, неизменные,оторванные от содержания. «Они представляют собой мертвые формы и в них необитает дух, составляющий их живое конкретное единство» (1.5.25). Логические формы не только содержательны, но и находятся во взаимнойсвязи и развитии. Гегель провозглашает единство, тождество диалектики,логики и теории познания. Логика не канон, или совокупность застывшихправил, а органон, или орудие достижения истины. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемостимира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживаетв них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следуетважный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумноедействительно. Ожившие формы жизни непременно уступают место новому, таковистинный смысл формы Гегеля. Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий(категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. С чего начинается развитие этой идеи? После долгого обсуждения этойнелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категориячистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием идолжно возникнуть. Но из чего? Очевидно, что из небытия, из ничто. «Естьпока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, атакое ничто из которого должно произойти нечто; бытие стало быть, ужесодержится так же и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то идругое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе,оно есть небытие, которое есть вместе с тем небытие» (1.5.57-58). Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию становления, а отнее возможен переход к наличному, т.е. какому-то определенному бытию.Становление можно считать единством небытия и бытия. «Становление естьнеустойчивое беспокойство, которое оседает, переходит в некий спокойныйрезультат». Такова схема, предлагаемая Гегелем. Если диалектический процесс возникновения Гегеля стремится выразить припомощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожениявыражается им при помощи категории снятие. В ней выражается стихийнаядиалектика и ее главная черта: тождество противоположностей. В мире ничтоне погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появлениянового. Эта закономерность отражается категорией снятие, а так жекатегорией отрицание, которую Гегель широко применяет в своей философскойсистеме. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не простоотбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде,используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такоеотрицание Гегель называет конкретным. Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечныйпроцесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис– антитезис – синтез. В результате отрицания какого либо положения,принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последнийнеобходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, илиотрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Онона более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходногозвена. Все эта конструкция называется триадой. В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию,но и функцию самосозидающую. Это не только содержательный принцип, илизакон диалектики, но и способ построения схемы. Вся архитектоника,структура гегелевской философии подчинена тройственному ритму, состоится всоответствии с требованиями триады. В целом философия Гегеля делится на тричасти: логику, философию природы и философию духа. Это не рядоположенныечасти, которые можно поменять местами. Это триада, где каждая частьвыражает закономерны этап диалектического развития. По крайней мере таксчитает сам Гегель. Логику он делит так же на три части: учение о бытии,например включает в себя: 1) определенность (качество), 2)величина(количество), 3)мера. Качество состоит из трех частей: 1) бытие, 2)наличное бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие это триада: чистое бытие – ничто –становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая изкатегорий, каждая из которых не может быть разложена на триады. Остановимся на некоторых наиболее важных моментах системы больших ималых триад. Результатом становления является наличное бытие. В отличие отчистого бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Качество естьпервая непосредственная определенность бытия. Любая вещ отличается отдругих благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенностивещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между собой. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества.Такой порядок в объеме соответствует истории человеческого познания. Дикари(как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя неумеют считать, т.е. не знают количественных соотношений. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера.Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушениемеры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерывпостепенности, или качественный скачок. Гегель решительно выступает против плоского эволюционизма, признающеголишь постепенный переход от одного качественного состояния к другому.Гегель убедительно обосновывает то, что позднее получило название закона опереходе количественных изменений в качественные и наоборот путем скачков. Большим научным достижением следует считать положение Гегеля об узловойлинии отношения мер. Достигнув определенной стадии, количественныеизменения вызывают скачкообразные и большей частью внезапные качественныеизменения. Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е.переход к новой мере, Гегель называет узлами. Все вещи взаимосвязаныузловыми линиями, или цепью перехода от одной меры к другой. Развитие наукии общественной практики подтвердило правильность открытого Гегелемдиалектического закона. Диалектика перехода количества в качество отвечает на вопрос о формеразвития всех природных и духовных вещей. Но остается еще более важныйвопрос о движущей силе, импульсе этого развития. И здесь Гегель ищет ответане в потустороннем мире, а в самой действительности. Формулирует он этотответ в учении о сущности. «Одним лишь блужданием из одного качества вдругое и лишь одним переходом из качественного в количественное и наоборотдело еще не окончено, а имеется в вещах нечто пребывающее, это пребывающееесть прежде всего сущность». Качество, количество, мера- это категории бытия. Это формы, в которыхмы воспринимаем действительность, и воспринимаем имперически, опытнымпутем. Но опытным путем невозможно постичь сущность вещей. Сущность естьвнутренняя основа бытия, а бытие- внешняя форма сущности. Нет чистыхсущностей, они выражаются, проявляются в формах бытия. Сущность есть тожебытие, но наиболее высокой ступени. Сущность, как внутренняя причина бытия,не тождественна с последним, она отлична от него. Иными словами сущностьпознается из противоположности непосредственному бытию. Значит познаниедолжно идти в глубь, вскрывать в явлениях их сущность. В чем же, по Гегелю, заключается эта потаенная сущность бытия? В еговнутренней противоречивости. Все существующее содержит в себе противоречие,единство противоположных моментов. Тождество, единство противоположностей - ключевое понятие логикиГегеля. «Противоречие – вот что на самом деле движит миром, и смешноговорить, что противоречиво нельзя мыслить». «Противоречие есть кореньвсякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себепротиворечие, он движется, обладает импульсом и деятельностью» (1.1.206). Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения.Даже самый простой вид движения- перемещение тела в пространстве-представляет собой постоянно возникающее и тут же разрешающеесяпротиворечие. Что то движется не только потому, что оно теперь здесь, а вдругой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь и нездесь, т.е. и находится и не находится в данной точке траектории. Ход рассуждения у Канта: попытка разума постичь вещи в себе приводят кантиномиям, т.е. к неразрешимым логическим противоречиям. По Канту, следуетпризнать бессилие разума и непознаваемость мира. Гегель же с этим несогласен: вскрытие противоречия свидетельствует не о бессилии разума, а оего мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине. Нельзя метафизически открывать конечное от бесконечного, прерывность отнепрерывности, свободу от необходимости, и т.д. В этом суть диалектическогоспособа мышления. Учение о понятии – третья, завершающая часть логики Гегеля. Здесь оннаиболее резко выражает точку зрения абсолютного идеализма. С этих позицийфилософ критикует формальную логику, которая видит в понятии «пустую иабстрактную форму». «На самом деле все обстоит наоборот: понятие естьначало всякой жизни, оно всецело конкретно. Это является выводом из всегопроделанного до сих пор логического мышления и не требует поэтому здесьдоказательства». Однако формальная логика формулирует закон достаточногооснования: всякая мысль должна быть доказана или опытными данными,фактическими, либо при помощи научных и иных логических выводов из ужедоказанных положений. Следовательно, доказательство может быть индуктивным,либо дедуктивным. Но Гегелю ничего этого не требуется. Понятие и другиелогические формы не являются, как он считает, отражением вещей. Вещивторичны, они представляют собой отражение понятий, должны имсоответствовать. А понятия имеют божественное происхождение. Ведь «Богстворил мир из ничего, или, иначе выражаясь….мир и конечные вещи произошлииз полноты божественной мысли божественных предначертаний. Этим мыпризнаем, что мысль, или, точнее говоря, понятие, есть та бесконечнаяформа, или свободная творческая деятельность, которая для своей реализациине нуждается в находящемся вне материала». Ни понятия, ни суждения, ниумозаключения не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами.Понятие есть то, что живет в вещах, понять предмет означает, следовательно,осознать его понятие. Все это, конечно, есть абсолютный идеализм : реальные вещи в своей сути- это понятия, суждения и умозаключения. Однако и здесь есть рациональныймомент: логические формы – не субъективное творение человеческой головы(хотя, с точки зрения материализма, вне этой головы они существовать немогут), а отражение закономерностей объективного мира, обычных отношенийвещей. Гегель правильно подчеркивает, что понятия, суждения и умозаключенияпредставляют собой диалектическое единство таких категорий, как всеобщее,особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам, объективномумиру, а затем уже и в силу этого - логическим формам. Применивдиалектический метод к анализу логических понятий, суждений, умозаключений,Гегель, в отличие от формальной логики, вскрыл диалектику этих форм. Маркс справедливо считал гегелевскую диалектику основной формой всякойдиалектики, но лишь после очищения ее от мистической формы.2.2.3. Философия природы. Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу.Природа есть порождение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом,природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелемосновной вопрос философии, хотя само это выражение им не употребляется. Приэтом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозногопредставления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логикисуществует, по его словам, вне и времени и пространства. Не случайно этикатегории отсутствуют в его логике. Как говорит Гегель, неверно рассуждатьо том, что было раньше, а что потом. Выражения «раньше» и «потом» неподходят для данного случая. Они выражают « чисто логическую» первичность ивторичность. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная идеямирового разума, он все же не отказывается от христианского догмата осотворении мира. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этапразвития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику,физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чистоприродный процесс. Дух выходит из природы, прерывая внешнюю коруматериальности как чего- то низшего. Предвзятая философская система не позволила Гегелю понять как следуетдиалектику природы. Как ни странно, великий диалектик не принял передовыхдля его времени эволюционных идей в геологии, органической химии,эмбриологии, физиологии растений и животных. Он называл бессодержательнымэволюционное учение о происхождении более развитых организмов из низших. Поего мнению, все многообразие изменений в природе укладывается в рамкахвечного круговорота. Поэтому «ничто не ново под луной», а многообразнаяигра форм природы «вызывает скуку». Лишь в изменениях, которые происходят вдуховной сфере появляется новое. Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякаялогика, будь то диалектика или формальная. Энгельс справедливо называетбессмыслицей заявления философа о том, что природа развивается впространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условиевсякого развития. Вопреки этому Гегель высказывает глубокое диалектические догадки,которые нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К нимотносятся указания о действии закона превращения количественных изменений вкачественные в химических процессах, понятие электричества как особой формыдвижения материи. В целом же философ не смог преодолеть метафизического,механистического понимания природы. Он остался на позициях старойнатурфилософии, суть которой состоит в том, что философ, как представитель«науки наук» и обладатель «абсолютного знания», может не считаться смнением специалистов в конкретных областях естествознания. Этим, видимо,следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание имволновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарикиобразуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странныеформулы: «Свет – самая простая мысль, существующая под формой природы»,«звук – жалоба идеального» и т.п.2.2.3. Философия духа Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтездвух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождаетсяот природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек частьприроды. Однако человеческий дух – продукт не природы, а абсолютного духа.Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкойприроду, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношенииее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея,достигшая для себя бытия» (1.3.32). Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая – «субъектный дух» –индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида:антропологию, феноменологию, психологию. Вторая ступень «объективный дух» –человеческое общество и три его главных формы: право, нравственность,государство. Последняя ступень – «абсолютный дух» – включает искусство,религию и философию. «Философия духа» – труд посвященный главным образом индивидуальному иобщественному сознанию, а также диалектике исторического развития. Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития,перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считаетдиалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.«Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение ксамому себе» (1.3.41). действительная свобода состоит не в отрицаниинеобходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеетидеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы,но опять-таки свободы духа, мысли. Понимание свободы Гегелем носилопрогрессивный характер, т.к. было направлено против феодальных пережитков. Философия истории у Гегеля носит теологический характер, т.е. развитиеобщества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философделит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпохаполностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознание достиглоизбранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередьнемцев, то они уже достигли стадии свободы. Сословный строй, монархия,вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считалне только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределомразвития человеческого общества и его политических институтов выступаетконституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующаяпреобразованиям в буржуазно-либеральном духе. События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народныхдухов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну изстепеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет«абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов остается запределами прогресса, являются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло народам Востока, славянам.Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирнаяистория берет начало на Востоке, то и финиш ее на Западе. Здесьосуществляется абсолютная цель мира. Развитие человеческого обществаостановится перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина иконец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое». Еще вышегосударства стоят в системе Гегеля искусство, религия и философия. Гегельполагал, что сущность мира такова, как она изображена в его философии,особенно в «Логике». Его философия «единственная», «абсолютная», «философиявообще». В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему,в соответствии с которой не только излагается но и структурируетсяматериал. Метод у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общимвыражением противоречивого развития мира. Система – это избранный философомпорядок изложения материала, связь логических категорий, общее построениенекого философского здания. В отличии от метода, который определяетсяглавным образом объективным содержанием мира, система во многом несет чертыавторского произвола. Главным принципом структурного построения выступаеттриада. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического законаотрицания отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип, используеткак шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтомумногие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер.Например в последней триаде в системе: искусство – религия – философия,Гегель не смог обосновать логическую связь между ними, показать чтофилософия есть синтез, единство искусства и религии. Эта задача осталосьнеразрешимой. Гегель просто декларирует, но не обосновывает этуконструкцию.3. МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА3.1. ЖИЗНЬ И ФИЛОСОФСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в баварском городеЛандсгуте, в семье известного правоведа Ансельма Фейербаха. По окончаниигимназии Фейербах в 1823 г. стал студентом теологического факультетаГейдельбергского университета. «Моей первой мыслью был Бог», - писал впоследствии Фейербах о том, что стало начальным предметом егомировоззренческих интересов. Однако уже на первом году обучения Фейербахпочувствовали неудовлетворенность теологической догматикой, освещаемой влекциях религиозных ортодоксов, типичным представителем которых стал в егоглазах профессор Паулюс. Фейербаха заинтересовали лишь лекции гегельгенцаКарал Дауба, который насыщал их философским содержанием. Пробудившийся уФейербаха под этим влиянием интерес к философии, побудили его перейти вследующем году в Берлинский университет, где он в течении 2-х лет прослушалвсе курсы, которые читал тогда Гегель. «Благодаря Гегелю, - считалФейербах, - я осознал самого себя, осознал мир», и Гегель «стал моим вторымотцом, а Берлин – моей духовной родиной». Именно под влиянием Гегелевскихлекций Фейербах счел своим жизненным призванием заняться философией,оставив предшествующую юношескую мечту – сосредоточится на теологии. «Япроменял теологию на философию» поскольку «вне философии нет спасения».«Мне нужна не вера, а мышление! Мне нужны не бредни и мечтания, а реальныезнания» (7.1.241-242). Так осуществился тот поворот, суть которого Фейербах видел в том, чтоего «второй мыслью» стал «разум». А «третьей и последней» его мыслью стал«человек» рассматриваемый в неразрывном единстве с природой. «Я хочуполюбить человека, но всего человека, которого может понять не богослов, неанатом или юрист, а только философ» (7.1.243). В философских размышлениях Фейербаха 1824-1838 гг. воплощено медленное,но неуклонное вызревание в лоне человеческого «абсолютного идеализма» егоматериалистического антитезиса. В те же годы антипатия к теологии, стимулированная гегелевскойфилософией, переросла у Фейербаха в несогласие с Гегелем по вопросу всоотношении философии и религии. Все это означает, что критика Фейербахомгегелевского идеализма, принявшая осознанную форму в 1839 г., началась задесять с лишним лет до четкого размежевания с философией Гегеля. Следующий шаг на пути пока еще в целом подспудного отрицанияосновоположений гегелевского идеализма, Фейербах делает в диссертационнойработе «Об едином, универсальном, бесконечном разуме» (1928 ). Гегель недал отзыва на эту диссертацию из-за чего Фейербах был вынужден защищать еене в Берлинском университете, а в Эрлангенском, где прошел первый год егостуденческих занятий. В 1829 г. Фейербах стал в должности приват-доцента преподаватьфилософию в Эрлангенском университете. В 1830 г. Фейербах анонимно опубликовал в Нюрнберге «Мысли о смерти ибессмертии, по рукописи одного мыслителя с приложением богословско-сатирических ксений». В этой работе отразились и выводы диссертации Фейербаха и мысли онеобходимости придать философии критичность по отношению к господствующимвоззрениям и существующему строю. В 1833 г. Фейербах мог выражать свои философские воззрения только впубликациях ( на короткое время в период немецкой революции 1848-1849 г.г.Фейербах получил возможность выступать с лекциями, но и то не вуниверситете, а в ратуше города Гейдельберга), так как он был изгнан изЭрлангенского университета « вообще фактически лишен права преподаватьфилософию, поскольку перед ним закрылись двери всех немецких университетовиз-за его решительной критики христианства. В 1837 г., после женитьбы на Берте Лев, Фейербах переселился в деревнюБрунберг. Первое время жизнь в сельской местности способствовала расцветуфилософского творчества Фейербаха, но в дальнейшем стали проявлятьсяотрицательные результаты длительной оторванности от городских центровдуховной культуры. По материалам своих лекций Фейербах опубликовал в 1833 г. «Историюновой философии от Бэкона до Спинозы». Сотрудничая с периодическим изданием«Берлинский ежегодник» Фейербах дал рецензию на гегелевские «Лекции поистории философии». Фейербах ставил в центр своего внимания процесс борьбыфилософского свободомыслия с религиозным догматизмом. Уже в 1839 г. Фейербах публикует работу « К критике философии Гегеля»,знаменующую решительный разрыв с идеализмом в его высшей, гегелевскойформе. Великий и неожиданный триумф принесла Фейербаху публикация в 1841 г.его большой работы « Сущность христианства», благодаря которой он сталзвездой первой величины на философском небосклоне Германии. В целостном виде материалистическое мировоззрение Фейербаха быловыражено в работах « Предварительные тезисы к реформе философии (1942) и«Основные положения философии будущего « (1943). Значение «Сущностирелигии» (1846) и опубликованных в 1851 г. «Лекции о сущности религии»заключалось лишь в том, что ими дополнялась, уточнялась и корректироваласьконцепция религиозного сознания, выдвинутая в «Сущности христианства». Разработка Фейербахом своей общефилософской концепции отразилась всочинениях «Вопрос о бессмертии души с точки зрения антропологии» (1846) «О спиритизме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли»(1866), «Эвдемонизм» (написанный в 1869 г., опубликованный толь ко послеего смерти в 1874 г.). После банкротства фабрики, совладелицей которой являлась его жена,Фейербах с семейством переселился в местечко Рехенберг, где жил в большойнужде. Если бы не 300 талеров Шеллеровского фонда с 1862 г. Фейербах вообщене мог бы сводить концы с концами. Существенно, что в новой жизненнойобстановке Фейербах проявил серьезный интерес к марксизму. Глубокопродуманным актом было вступление Фейербаха в 1870 г. в германскую социал-демократическую партию. Фейербах умер 13 сентября 1872 года от инсульта. Его провожала накладбище процессия нюренбергских рабочих. На его могилу был возложен венокот К.Маркса, а своего рода венком от Ф.Энгельса можно считать работу«Людвиг Фейербах и конец немецкой классический философии» (1886). 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА СВОЮ ФИЛОСОФСКУЮ СИСТЕМУ Фейербах называл «новой философией» и «философией будущего». Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человекапродуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителемразума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческогобожественного разума в мире не существует. Об этом свидетельствуют данныеестествознания, всех опытных наук. Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден впознаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистическогосенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить не изабстракций, а из чувственных данных и опыта. Органы чувств человека в этомсмысле Фейербах называет органами философии. Тех органов чувств, которыеимеет человек, вполне достаточно для адекватного познания вещей, полагаетфилософ. Чувственные восприятия бывают непосредственными и опосредованными.Как пишет Фейербах, «не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, нои дух, не только вещь, но и я составляют предметы чувств. Поэтому всеявления чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, топосредственно, если не обычными грубыми чувствами, то изощренными, если неглазами анатома или хирурга, то глазами философа. Поэтому совершеннозаконно эмпиризм усматривает источнике наших идей в чувствах» (7.1.190). Человеческие чувства качественно отличны от чувств животных. Ощущение уживотных – животное, у человека – человеческое, подчеркивает Фейербах.Выступая против спекулятивного, т.е. оторванного от эмпирической базыфилософствования, он отдает должное теоретическому мышлению, способномуотразить внутреннюю суть вещей, их закономерные связи. Истинностьтеоретических положений, по мнению философа, проверяется их сопоставлениямис чувственными данными. Однако такой критерий истины нельзя признатьнадежным. Такое решение вопроса не учитывает, что универсальным критериемистины является общественно- историческая, чувственно- предметная практика.В ходе в целом справедливой критики философского идеализма Фейербахапотерял то ценное, что было заключено в трудах его великихпредшественников, и прежде всего Гегеля, - диалектику, в т.ч., диалектикупознания. Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, асама философия – учение о человеке, или антропологией. Единство бытия имышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектомэтого единства берется человек. «Новая философия превращает человека,включая природу как базис человека, в единый, универсальный и высшийпредмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числефизиологию, в универсальную науку». (7.1.202). Человек – часть природы, природное живое существо. Естествознание, впервую оч




Похожие:

Классическая немецкая философия iconНемецкая классическая философия

Классическая немецкая философия iconНемецкая классическая философия

Классическая немецкая философия iconНемецкая классическая философия (Доклад)

Классическая немецкая философия iconВопросы к экзамену по философии
Немецкая классическая философия (И. Кант, и-г. Фихте, г-в-ф. Гегель, ф-в-й. Шеллинг, Л. Фейербах)
Классическая немецкая философия iconНемецкая классическая философия и её роль в историко-философском процессе содержание
С этим методом связан поворотный пункт всего новоевропейского стиля мышления: если Средние века характеризовались разрывом мира и...
Классическая немецкая философия iconКурсовая работа по философии На тему: «Немецкая классическая философия»
С учётом всего этого Ф. Энгельс сформулировал вывод о том, что в Германии XIX в философская революция предшествовала политическому...
Классическая немецкая философия iconПрограмма дисциплины «современная философия» для направления 030100. 68 «Философия»
Философия в ХХ в живет и действует в совершенно ином мире, по сравнению с тем миром, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы...
Классическая немецкая философия iconУчебно-методические указания Специальность 0200100 Философия
Уму по курсу «История зарубежной философии», раздел «Философия Древнего Востока», подраздел «Индийская классическая философия» предназначены...
Классическая немецкая философия iconРеферат по философии Тема: "Категорический императив И. Канта". Работу Петрозаводск 2002
Фихте, Шеллинга заняли ведущее в западноевропейской философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля и Фейербаха,...
Классическая немецкая философия iconНемецкая классическая эстетикА в «Диалектике художественной формы» А. Ф. Лосева
Попробуем понять, зачем Лосеву понадобился такой въедливый анализ немецкой эстетики конца 18 начала 19 века
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы