М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности icon

М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности



НазваниеМ. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности
Дата конвертации09.07.2012
Размер246.82 Kb.
ТипРеферат
М.В. Ломоносов и русская педагогика


Содержание|Краткие биографические сведения……………………………………… |3 ||Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова………………. |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности…………………… |11 ||Особенности методики…………………………………………………… |18 ||Заключение……………………………………………………………….. |23 ||Использованная литература……………………………………………… |24 | Краткие биографические сведения Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (рядом сДенисовкой) Холмогорского уезда Архангельской губернии в ноябре 1711г. ОтецЛомоносова – Василий Дорофеевич был крестьянином-рыбаком, мать — ЕленаИвановна Сивкова — дочь дьякона из тамошних мест. Крестьяне, жившие на севере, не знали крепостной зависимости. Онисчитались подданными не помещиков, а государства. И это накладывалозаметный отпечаток на весь край. Здесь жилось вольнее, богаче. Поморыотличались смелостью, любознательностью, предприимчивостью. Они занималисьморским промыслом, торговлей. На высоком уровне у них были ремесла,прикладное искусство. Такая обстановка в известной степени способствоваларазвитию ценных задатков в характере мальчика. Грамоте Ломоносов обучился поздно – к двенадцати годам. Учился онсначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова.Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошелв искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка. Ончитал, как сообщается в академической биографии 1784г., «внятно… сособливой приятностью и ломкостью голоса». Но круг чтения ограничивался на первых порах церковными книгами –псалтырью и часословом. И только после настойчивых поисков Ломоносовуудалось достать учебные книги – «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику»Магницкого. Позже Ломоносов называл эти книги «вратами своей учености». Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимовыучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этимиязыками можно было только в крупных городах. И вот зимою 1730г. Ломоносовотправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою«любезных» своих книг – грамматикой и арифметикой, составлявших тогда всюего библиотеку. В Москве сначала Ломоносов подался в Цифирную школу, но то, чтоизучалось там, юноша уже знал и поэтому стал добиваться зачисления вСлавяно-греко-латинскую академию (иначе Спасские школы) – лучшее в то времяучебное заведение страны. Однако сделать это было не так просто. Славяно-греко-латинская академия была рассчитана на детей привилегированныхсословий: дворян и духовенства. Крестьянских детей туда не принимали.Ломоносов решил пойти на хитрость: он назвал себя сыном холмогорскогодворянина и, успешно выдержав вступительные экзамены, был зачислен вмладший класс академии. Начались долгожданные дни учения. В первых четырех классах академии изучали грамматику, в двух средних –риторику[1], в последних двух – философию и богословие. В академииЛомоносов за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь.
Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельноизучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов,знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике,математике. К концу обучения в академии он становится человекомзамечательной учености. В особенности значительными были его познания вобласти истории, поэтики, риторики. По словам Радищева, Ломоносов «пожиралкрасоты древних витий и стихотворцев; с ними научался он чувствоватьизящности природы; с ними научался познавать все уловки искусства». Когда из Сената приходит распоряжение послать в Петербургскую Академиюнаук двенадцать самых лучших, «в науках достойных учеников», то в числеотобранных оказался и Ломоносов. 1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школЛомоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни.Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности. В сентябре 1736г. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе сдвумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии игорнорудного дела. В июне 1741г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию иприступает к работе в Академии наук. Он проработал в ней свыше 20 лет,доказав, что «гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие нипротивопоставляет ему враждебная судьба». Лишь в 1745г. после энергичныхобращений к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец определен в званиипрофессора химии. Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765г. на 54-м году жизни. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова.Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособийна русском языке.Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в университет!Работа над новым уставом.Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России.Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу иславу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решениепедагогических задач.Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развитиясреднего и высшего образования в России. Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить вниманиена наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Он такжевыявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна изважнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета, гдевысшее образование получали не только дворяне, но и представители низшихсословий. В век преклонения французской моде, Ломоносов ввел преподавание народном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея»Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносовопубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тотмомент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшнихдней остаются неизменными. В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить рядэтапов. Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподава-тельскойработой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империинеграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение.Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должнызаниматься педагогической деятельностью. Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен былчитать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовалоучебников на русском языке. Это заставило его немедленно занятьсяразработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовымуже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горнаякнижица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, напользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевелс латинского учебник по физике. Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работойученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора).Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекциина русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатанииперевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикллекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Перваялекция ученого прошла, по отзывам современников, в торжественной обстановке20 июня 1746 г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собраниявоинских и гражданских разных чинов слушателей и сам господин президентакадемии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами».Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку доЛомоносова все лекции читались на латинском языке. Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необходимостипреобразования учебной части Академии наук. 28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собрание «Опривлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учениковгимназии». В документе Ломоносов предложил отобрать студентов из семинарийи обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можноприобрести «для Академии наук звание подлинного Петербургскогоуниверситета». Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можнобольше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные.Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отбореспособных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, ошироком распространении научных знаний на русском языке. Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике.Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы вакадемии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В.Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, создатель русского фарфора Д. И.Виноградов, гравер А. Поляков, переводчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов,А. А. Барсов. В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человекиз Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-Невской семинарий. Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новыйрегламент (устав) Академического университета. По поручению канцелярии от13 июня 1748 года разработкой устава занимался академик Г.-Ф. Миллер.Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть место тремфакультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословскийоставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры,лиценциаты и доктора. А ректору при нем не быть особливому, но все то знатьэфору или надзирателю, что во внесенном в Историческое собрание регламентена ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный командир, аздесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Университет и Академияимели по примеру иностранных какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы ониосвобождены были от полицейских должностей». Спустя почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов предложил всехстудентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят навсе лекции, для того чтобы иметь понятие обо всех науках и чтобы всяк могвидеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго классастуденты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука,третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору иупражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению,определить ранг армейского прапорщика, а производить их во временныепереводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносовстремился поднять уровень преподавания в университете. Однако уставутвержден не был. Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750— 1755) совпалс периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднемобразовании. Позднее они были названы исследователями педагогическоготворчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения вРоссии. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, многовремени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов, выступилс идеей открытия Московского университета. В «доношении» в Сенат онобосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян иразночинцев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как«дешевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашнихучителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числеи университет, были открыты и для детей простого народа. Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировалотри факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; быласоздана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовуюнауку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первыйсостав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен,освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд. Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенныхидеей служения на «пользу и славу Отечества»:1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамма-тики, права, медицины);2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции,диспуты);3) решение педагогических задач (подготовка образованного молодогопоколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях). При открытии университета первой начала функционировать гимназия, всостав которой записалось несколько сотен человек. Это во много разпревышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты,находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболеецелесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, чтоявилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России вконце XVIII в. Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756—1765годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего ивысшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма инародности. Принципы демократизма, гуманизма и народности. Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлениираспространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивалмысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а такжевыступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Онпредусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился осоздании материальных условий для получения образования всеми сословиями.Он подметил, что крестьянские дети отличаются практической сметкой, умом,трудолюбием: «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чащевсего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний». В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особовыделить тех, кому требуется «жалованье»: «Подражая, однако, похвальномупримеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедротгосударей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые,получая содержание из академических средств, были бы заняты толькослушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширностигосударства и малого числа университетов, следовало бы довести количествостудентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же,академическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточнобудет, если установим число таких студентов в 40 человек». В гимназии, поего мнению, «число такого рода подростков должно быть, по крайней мере,вдвое больше, чем число студентов, т. е. будет 80 человек, воспитывающихсяна академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие,которых будут содержать сами родители». При составлении «Проекта регламента московских гимназий» былаопределена сумма содержания на каждого гимназиста — 15 рублей в год. Этиденьги предназначались для приобретения одежды, книг и письменныхпринадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но этастатья расходов не входила в сумму содержания. Изменение рыночных цензатрудняло составление определенной сметы. На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей на каждого вгод. В 1763 году сумма на содержание учащегося составляла до 30 рублей вгод. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил добавить «по 12 рублев».Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, чтодавало им возможность больше времени уделять учению. Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всехсвободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там кправильному образу мышления и добрым нравам». Но академическая гимназия несовсем соответствовала его требованиям. Главной причиной такого положенияЛомоносов называл «недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, всодержании и в произведении». Оно выражалось в засилии учителей-иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке. Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму среднейобщеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особыеподразделения: - российская; - латинская; - «первых оснований в науках»; - «знатнейших европейских языков». Для каждой из них устанавливались три класса: нижний, средний,верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программаобразования, предусматривавшая расширение сети гимназий и школ в России,отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние наразвитие народного просвещения XVIII — начала XIX века. Ломоносов явилсядействительно создателем отечественной общеобразовательной школы. Важное место в ломоносовской программе отводилось высшемуобразованию. По мнению ученого, университеты должны быть ведущими в странеучебно-научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитиенауки и распространение просвещения в России. В 1764 году в «Предположенияхоб устройстве и уставе Петербургской Академии» он глубоко рассмотрел вопросо содержании высшего образования: «Для сохранения людского здоровья и дляпопечения о нем нужно основать факультет медицинский. Для увеличенияобщественного благосостояния и для создания разных жизненных благнеобходимо устроить факультет философский…» В отличие от западноевропейских университетов Ломоносов предложилизменить структуру высшего образования в России, отказавшись отбогословского факультета, так как «во всех университетах деление нафакультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь,отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковыенауки преподаются только в подведомственных ему школах...». Особенностью ломоносовской программы являлась ориентация наобщественные потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при установлениичисла университетских кафедр исходить не из количества имевшихся в то времякандидатов, пригодных для замещения профессорских вакансий, а изпотребностей страны. Это необходимо для того, чтобы «план университетаслужил во все будущие годы». Ломоносов распространил сочинения великого чешского педагога Я. А.Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимымучебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московскогоуниверситета в 1756 году постановила перевести и данную работу. В 1768году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично. Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент длядальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывностиначального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейшийпрогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, чтосоздание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только вначале XIX в. была осуществлена последовательная система образования — отначальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны. Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота,качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке,знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеалвоспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном икультурном человеке. Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценилобщечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспиты-вать вмолодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание,чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие,простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание,скромность». Ломоносов предостерегал молодежь о сложностях человеческойжизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, онаот нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападениябурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый призывалсовершать добрые поступки, потому что через них «заслужить можно честь,получить богатство и бессмертное по себе имя оставить». Ломоносов очень ценил такое качество, как милосердие. Он призывалпомнить христианскую заповедь: «Буде же ты человек, то помни, что тытакое»— и считал, что «кто милосерд, следовательно, тот бесчеловечно непоступает», «где добродетели господствуют, тут порокам нет места».Ломоносов защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Онпервым предложил открыть специальный воспитательный дом для малышей, неимеющих родителей, поставил задачу воспитания таких детей за счетгосударства, чтобы они могли приносить пользу обществу. В этой связи онписал: «Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошееостанется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, ахудое останется». Добрые дела и милосердие, по мнению Ломоносова, следуетпомнить: «Кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, норавно так оставлен быть должен, как неплодная земля презренна бывает». Онпроповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему. Высоко ценил Ломоносов трудолюбие: «Или трудом бессмертную славуприобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерапении,бесславного конца ожидать должно». Он подчеркивал роль труда в развитиинравственного потенциала молодежи: «Рассуждая о благополучии житиячеловеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели ктоприятными и беспорочными трудами пользу приносит». Он был противникомбезделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков,вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносятнесносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни». Ломоносов какпедагог и ученый призывал творчески относиться к труду. Основным видомтруда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому, преждевсего, советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения тойпользы, которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселиепринести может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность». Ломоносов учел также то, в каких условиях будет происходить трудоваядеятельность. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению тогоили иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подборнеобходимых инструментов, анализ результатов. Он убеждал работать сжеланием, прилежанием, искусно, «со всяким рачением и верностию исправлятьподлежащую... должность». Трудовые операции должны быть продуманы ирасположены в определенной последовательности. При этом он рекомендовалопираться на имеющийся опыт и научные достижения. Важным в педагогическомотношении явилось предложение Ломоносова все изготовленные вещи хранить «вобособливом покое, каждая обособливо под нумерами», а за труд «выдаватьзаслуженное... жалованье все сполна». Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен бытьсчастливым. В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая подним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служитьна благо отечества. «Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, нодля того насыщаемся, чтобы жить». Осознание счастья приходит к человекучерез трудности и лишения: «Ежели бы небо благословило, чтобы человекпрепровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не могчувствовать». Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо вединой токмо добродетели состоит человеческое совершенство. Единдобродетельный совершенно богат, что больше богатства не желает, всемизобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во всем честен, ибодобродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостаткахдовольство и в нищете изобилие». По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детейосуществляется в семье и школе. В публицистических работах Ломоносовзаметил, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Онпредлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматьсявоспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Онвысоко ценил его богатство, красоту, музыкальность. Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значениирусского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма,уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка(«Российская школа»). В «Российской школе» изучались русский язык и русскаяистория. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавалисьна русском языке. В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносоврекомендовал в «Российской школе» обучать детей народным русским способом:«Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов ипсалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскомупочерку и приучивать читать печать гражданскую». Ломоносов считал, что дляглубокого образования каждому учащемуся следует овладеть русским языком:«Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должентолько в российском первом классе дотоле обучаться, пока писать и читатьискусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен вГимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики внижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показаночетыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наукпоказывать арифметику». Он требовал, чтобы уже в первом русском классе детимогли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем, чтобы ониучились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этогокласса». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другиеклассы, к другим наукам. Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, заразработку которого взялся сам Ломоносов. «Российская грамматика» былапостроена на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, егодиалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка. Особенности методики Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи сдидактическими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержаниеобразования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он виделбогатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносовотрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способнык наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества.Поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширениясети учебных заведений, широкого общего образования юношества. В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» и«Проект регламента московских гимназий», он выступил сторонником классно-урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которуюЛомоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можноболее полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнениюЛомоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетомособенностей восприятия: 1. проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений); 2. сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке. Много внимания он уделял практике, постановке опытов, практическойзначимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешскогопедагога Я. А. Коменского. Ломоносов полагал, что умственное развитие может бытьрезультативным тогда, когда в процессе обучения педагог будет использоватьопределенные дидактические правила или принципы. Он добивался соблюденияпринципа доступности обучения. Ломоносов, учитывая особенности детскогопознания, советовал идти в обучении от простого к сложному: «Заблуждалисьбы математики, если бы, отбросив самые простые понятия, стали исследоватьтрудные». Он предлагал применять систему уроков и систему домашних заданий.Рекомендовал, опираясь на возрастные особенности детей, развивать ихпознавательную активность и самостоятельность. С этой целью Ломоносовразработал специальные упражнения. В гимназии они выполнялись в присутствииодного учителя или «при других классах». Ломоносов предлагал проводитьсовместные занятия учащихся, на которых они могли оказывать друг другупомощь. Исключение составляли экзамены. Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремилсяосуществить разностороннее образование, избежать перегрузки учащихся.Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического,естественнонаучного и реального образования. Он поставил задачу приобщениядетей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности,творчества. Его своеобразный педагогический подход к постановке реальногообразования проявился в отборе учебного материала. В его методах обученияярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихсяи студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическимобоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственныйпроизводственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученыхметодике исследования были характерными для Ломоносова-педагога. Ломоносов подготовил основательный проект деятельности академическойгимназии. В нем Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но ивсю воспитательную работу этого заведения. Проект отличался наличиемспециальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которыхречь шла и о требованиях к ним. Ломоносов разработал и более подробныйучебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой ипоставщицей является Академическая гимназия. Здесь следует воспитыватьболее нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшиеоттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете».Школьные предметы он разделял на обыкновенные (обязательные) идополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможнопоступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны науспевающих учеников. Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низший, средний,высший. Дополнительные — по двум. Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французскийязыки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классеизучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классеучащиеся занимались стилистикой и переводами, а также обучались греческомуязыку. Совершенствоваться в знании его предполагалось в университете подруководством профессора по собственному желанию. Ломоносов придавалбольшое значение естественному образованию молодежи, хотя естественныенауки в тот период были развиты слабо. Они включались в философию, котораясостояла из элементов физики, психологии, математики. По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учетанекоторых педагогических условий: обучения на родном языке,последовательности изучения наук, их постепенного усложнения, светскостиобразования, единства и преемственности планов средней и высшей школы. Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он былсторонником использования словесных и практических методов, высоко ценилсамостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками истудентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы попреподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных идревних языков, химии. Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особоотличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами,математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качественаказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости»наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школахтелесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым,хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельныхслучаях, не причиняя этим вреда здоровью детей. Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивалпорядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочногораспорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведенияспособствует воспитанию «нравов». В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, какубеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора,инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка. В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводилучителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей техиностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают.Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложивосновы педагогической этики. Он считал, что педагог, прежде всего, долженлюбить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители сучениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит кним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, нидругому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступкамидобрый пример показывать учащимся». В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовалтщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения. Занимаясь проблемой организации руководства школой, деятельностиучителей и учеников в ней, Ломоносов пришел к выводу, что во главе школыдолжен стоять только педагог. Инспектор и ректор обязаны помогать учителям,«осматривать прилежание учеников и учителей», следить за осуществлениемучебного процесса, постоянно посещать классы, общежитие. Руководителям школследовало уважительно обращаться к учителям, не допускать к ним грубогоотношения. Как педагог, Ломоносов понимал значение и высоко ценил «дружбу иединение» в коллективе, которые способствовали получению хорошихрезультатов в процессе обучения и воспитания. Ломоносов первым из ученых обратился к проблеме терминологии в науке.Он явился основателем научного языка русской педагогики. Имея прекраснуюлингвистическую подготовку, обладая энциклопедическими знаниями, владеяиностранными языками, ученый создал своеобразный стиль научного изложения. Ломоносов довольно часто применял в педагогических работахтерминологию греко-латинского происхождения. Педагогические термины ученогоотличались точностью, обобщенностью, логичностью. Он стремился к тому,чтобы язык науки был доступным для широких слоев населения. Ломоносов ввелв научное употребление такие понятия и термины, как воспитание(воспитатель, воспитывающиеся), гимназия (гимназический дом, гимназисты),занятия, знания, класс, каждый год (имея в виду учебный год), лекции,обучать (обучение, обучающиеся), познание, учение, урок и др. Онмодернизировал многие понятия церковно-книжного происхождения. Частьтерминов была заимствована из уставов западноевропейских учебных заведений:академия, куратор, аудитор и т. п. Разнообразными педагогическими понятиямиЛомоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитания, этическиекачества личности преподавателей, молодых людей. Заключение Таким образом, XVIII век — век Просвещения — оказал благотворноевлияние на развитие педагогической науки и просвещения в России. Этотпериод характеризуется появлением целого ряда школьных проектов, в которыхнашли отражение, как прогрессивные идеи, так и положения, поддерживаемыеофициальными кругами. Преобразованиями Петра I было положено началосветскому образованию. Однако в целом основная масса населения оставаласьнеграмотной. Сохранился сословный характер образования. Немногиепредставители простого народа могли достичь вершин в науке. Одним из таких людей был Ломоносов, с именем которого непосредственносвязана история педагогической мысли и просвещения России XVIII в. Напротяжении двадцатилетней педагогической деятельности он занималсяорганизацией учебного дела в стране, преобразовывал работу академическойгимназии и университета, внедрял классно-урочную систему обучения,разрабатывал учебные планы, программы по предметам, фундаментальныеметодические учебные пособия. Ломоносовский период в педагогике ипросвещении называют новым периодом русской образованности. Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюсязаботой о человеке, опорой на национальные традиции. Самобытность первогорусского академика как педагога состоит в том, что он смело боролся состарыми представлениями в педагогической области, разрабатывал и внедрялоригинальные идеи по воспитанию и образованию молодежи. Использованная литература1. Белявский М.Т. «Ломоносов и основание московского университета». - М.: Издательство МГУ, 1955г.2. Бобровникова В. К. «Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова». - М., 1961г.3. Вавилов С.И. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Издательство Академии наук СССР, 1961г.4. Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов – великий русский ученый». - М.: Педагогика, 1986г.5. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991г.6. Перевалова Л. А. «Педагогические взгляды М. В. Ломоносова». - М.: 1964г.7. Уткина Н.Ф. «Михаил Васильевич Ломоносов». - М.: Мысль, 1986г. РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. Герцена ИНСТИТУТ ДЕТСТВА Кафедра педагогики и психологии начального обучения Реферат по Истории педагогики М.В. Ломоносов и русская педагогика Выполнила студентка ОЗО ФНО V курс 8 гр. Ким И.А. Санкт-Петербург 2004г. Проблема коллективного воспитания детей в творчестве выдающихся советских педагогов (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский)|Педагог, |Определение |Обоснование цели |Принципы организации|Особенности методики|Условия успешного ||даты жизни |коллектива |коллективного |коллектива детей |коллективного |воспитания || | |воспитания | |воспитания |в коллективе || | |В. подрастающ. |Самоупр-е – |Привитие уч-ся |Акт. участие в || | |поколе-ния играет б.|неотъемл. часть |навы-ков |пионер-ской орг-ции.||Надежда | |роль в деле |трудовой |общественника-кол-ви|Общая деят-ть на ||Константиновна | |строит-ва соц-зма. |поли-технич. школы |ста. Эстетич. В., |благо социа-листич. ||Крупская | |В. коммун. морали, | |производит. труд. |Родины. Энту-зиазм. ||(1869-1939) | |раз-витие кол-визма | |Ме-тодика |Идейно-насыщ., || | | | |органически связ. с |красочная работа || | | | |теми целями, кот. |соотв. возрасту. || | | | |стоят перед шко-лой.|Взаимосвязь семьи и || | | | | |школы ||Станислав | | |Возвращение детям |Трудовое В., соед-е |Внешкольная работа ||Теофилович | | |де-тства, развитие |обуч-я с трудом, с | ||Шацкий | | |само-управления. |общ.-полезной | ||(1878-1934) | | |Творч-во и |работой | || | | |самост-ть. | | || | | | | | || |Часть советского |Только создав единый|Осн. принцип В.: |Соединил обуч-е и |К. всегда должен ||Антон |общ-ва. Объед-е |К., можно разбудить |диа-лектическое |В. с |жить напряж. жизнью,||Семенович |людей для достиж. |в сознании |единство лич-ти и |производительным |стрем-лением к ||Макаренко |общ. целей в общ. |могуществен. силу |общ-ва. В. в кол-ве,|сво-бодным творч. |опред. цели. Состав ||(1888-1939) |труде, отличающ. |обществен. мне-ния |ч/кол-в; уваж-е и |трудом. Важн. роль |и атмосфера семьи, || |опред. сист. |как регулирующ. и |треб-я к лич-ти; |игре. |авторитет и пример || |полномо-чий и |дисциплинирующ. |прин-цип парал. | |родителей, труд в || |ответ-ти, опред. |вос-питат-го |действ. | |семье. || |соотнош. и |фактора. Через К. | | | || |вз/зав-тью отд. |кажд. член входит в | | | || |своих частей. |общ-во. | | | || | |Выделение категории |Гармония пед. возд-й|Разработал |Любовь к реб., ||Василий | |«незаметных детей в |и целост-ть актов, |экспери-мент, хар-ся|защита от окр. зла, ||Александрович | |кол-ве» как самой |из кот. склад-ся |единством 3-х |понимание, гуманизм.||Сухомлинский | |труд-ной |повседневная жизнь. |главных особ-тей: |Всесторонне ||(1918-1970) | | | |цельности, |развитие. || | | | |коллект-го творч-ва | || | | | |и длит-ти. Б. акцент| || | | | |на вним-е к отд. | || | | | |ребенку. | | -----------------------[1] Риторика – наука о красноречии




Похожие:

М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconТема Содержание
Краткие биографические сведения. Характеристика деятельности К. Чуковского в области теории и практики детской литературы. Веселые...
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)»
Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)»
Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconВопросы к экзамену «Педагогика» 5 курс I. Раздел «Введение в педагогическую деятельность»
...
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconВопросы к экзамену «Педагогика» 6 курс I. Раздел «Введение в педагогическую деятельность»
...
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconВопросы к экзамену «Педагогика» 6 курс I. Раздел «Введение в педагогическую деятельность»
...
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconУчебная программа дисциплины «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы»
«Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы». Педагогика все больше проникает в социальные службы...
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности icon1. Краткие биографические сведения о философе
Родился 28 июля 1804 года в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой и антифеодально настроенной семье известного и очень образованного...
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconА. С. Грибоедов. Краткие биографические сведения
Москве в дворянской семье. Окончил словесный, юридический и физико – математический факультеты Московского университета. Во время...
М. В. Ломоносов и русская педагогика Содержание|Краткие биографические сведения |3 ||Этапы педагогической деятельности М. В. Ломоносова |6 ||Принципы демократизма, гуманизма и народности iconЛекция II пара
Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы ( социальная педагогика)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы