Юридическая ответственность за экологические правонарушения icon

Юридическая ответственность за экологические правонарушения



НазваниеЮридическая ответственность за экологические правонарушения
Дата конвертации09.07.2012
Размер142.97 Kb.
ТипРеферат
Юридическая ответственность за экологические правонарушения


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р Е Ф Е Р А ТПо ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУНа тему: ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Ст. гр. . юр. . Преподаватель: САВЧЕНКО М.С. Санкт-Петербург 2001 П Л А Н:ВВЕДЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯЗАКЛЮЧЕНИЕНОРМАТИВНЫЕ АКТЫНАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА Введение Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствиесознательной деятельности человеческого общества. Научно-техническийпрогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежноприводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природныхресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связьмежду человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровьелюдей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки,жизненное пространство. Наша страна относится к странам мира с наихудшей экологическойситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов.Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вредэкологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов,ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны.Экологическая проблема номер один – загрязнение окружающей среды.Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний возраст мужчин запоследние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый ребенок рождаетсяумственно или физически неполноценным вследствие нарушений на генномуровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-6 раз. В большинствепромышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формыиммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН народ РФнаходится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны занимают зоныэкологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленнымнормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды неотвечает гигиеническим требованиям.[1] Список подобных данных довольнообширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятнойи богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемогобезлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить:деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. Впротивном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но иблагополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природнуюсреду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существованиячеловека, современная форма каннибализма. [2] В сложившейся ситуации неизменно возрастает роль правоохранительныхорганов в области охраны окружающей среды. Поддерживая экологическийправопорядок, стоя на страже закона, они охраняют и наше будущее. Юридическая ответственность. 1. Понятие и виды юридической ответственности. Юридическая ответственность за экологические правонарушения ипреступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологическойбезопасности населения, охраны природной среды и рациональногоиспользования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими,политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерамипо возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными.[3] В комплексном виде законодательное закрепление ответственности поэкологическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря1991 г. "Об охране окружающей природной среды".2 Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностныелица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную,гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия,учреждения, организации - административную и гражданско-правовую всоответствии с названным законом и иными законодательными актами РоссийскойФедерации и ее субъектов. К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственностиправонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительноезаконодательство: - Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.[4] - Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.[5] - Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.[6] - "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.[7] - Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г.[8] - Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.[9] - Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.[10] - Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. и др.[11] Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КоАП)субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливатьадминистративную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства;правил осуществления других видов пользования животным миром; решений повопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантинуживотных; ветеринарных правил.[12] В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие нормуголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится кведению Федерации.[13] Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесноезаконодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природнойсреды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросово юридической ответственности за экологические правонарушения. Задачами юридической ответственности за экологические правонарушенияявляются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказаниеправонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частноепредупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общеепредупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону исложившемуся экологическому правопорядку. Ответственность за экологические правонарушения основана на принципахзаконности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (заисключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источникомповышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовойответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного еевозложения, экономии мер государственного принуждения. Как указывалось, деяние – объективное основание юридическойответственности, формальным основанием выступает правовая норма,закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективнымоснованием. Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известноймере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реальногопривлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным идостаточным юридическим основанием ответственности является наличие вдеянии правонарушителя предусмотренного нормами права составаэкологического правонарушения. В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправноедеяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вредокружающей природной среды и здоровью человека.[14] Данное определение содержит основные отличительные признакиэкологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем указаны невсе признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние,нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности,составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняетсявред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объектправонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологическогоотношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические ииные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья,должностные и т.д.). Более удачным представляется определение экологического правонарушениякак общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством подугрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного напричинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологическогоправонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента:объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект. Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий,учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнениепланов и мероприятий по охране природы и рациональному использованиюприродных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природнойсреды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и занарушение иных требований природоохранительного законодательства приисполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР "Обохране окружающей природной среды").[15] Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяетсятрудовым законодательством, законодательством о государственной службе,иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовымисоглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии,организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающиеположение работников по сравнению с действующим законодательством, включаяусловия ответственности, являются недействительными. Отличительнымпризнаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнениетребований экологического законодательства одновременно являетсяневыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемойдолжностью или договором (контрактом). Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицодисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора,увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).[16] Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актамидля отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены идругие дисциплинарные взыскания. Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться:полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод нанижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина илизвания; объявление о неполном служебном соответствии. Администрация имеет право вместо дисциплинарного взыскания передатьвопрос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива илиобщественной организации. Общие положения о возможности применения к нарушителю экологическогозаконодательства материальной ответственности содержатся в ст.83 ЗаконаРСФСР "Об охране окружающей природной среды".[17] Порядок ее применениярегулируется трудовым законодательством. Материальная ответственностьзаключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместитьрасходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятиеили иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовыхотношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреданесет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не болеесвоего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностьювозмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния;умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовыхобязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвомсостоянии; когда в соответствии с законодательством или договором наработника возложена полная материальная ответственность. При определении размера ущерба учитывается только прямойдействительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб,который может быть отнесен к категории нормального производственного риска(ст. 118 КЗОТ).[18] Административная ответственность за экологические правонарушенияприменяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства,должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (впроекте нового КоАП РФ -мировым судьей или судом). С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране,распространенности экологических правонарушений в проект нового КоАП РФвключены в качестве органов, наделенных правом рассматриватьадминистративные дела, контрольные органы по охране окружающей природнойсреды, органы геологического контроля, органы Министерства сельскогохозяйства и продовольствия, Комитета по земельным ресурсам иземлеустройству (Роскомзем рф), органы, осуществляющие охранугосударственных природных заповедников и национальных природных парков. Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц.Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовомзаконодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, гдеони группируются в главе "Административные правонарушения в области охраныокружающей природной среды, памятников истории и культуры". За совершение экологических административных правонарушений могутприменяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершенияправонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управлениятранспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудиемсовершения правонарушения. Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены ииные, кроме указанных в ст.24 КоАП РСФСР виды административных взыскании. 2. Экологические преступления. Введение специальной главы об ответственности за экологическиепреступления является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было болеедесятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, восновном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемойглаве семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятыхпод охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах,создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды(ст.237 УК).[19] Эти составы преступлений размещены в других главах УК, ноони устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинениемвреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкоеопределение в законе круга экологических преступлений, позволяющеевыстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств,прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменилсяподход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений ипреступлений. Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном былоориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Онорассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природныхбогатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономическихинтересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь вблагоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защитыздоровья человека, экологического благополучия населения при решениихозяйственных, военных, научных и иных проблем. В новом УК содержание главы "Экологические преступления", как идругих, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей,принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество,государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы ссовременными формами и видами экологической преступности. УК ориентированна признание окружающей природной среды биологической основой жизни,здоровья, деятельности человека.[20] С этих позиций экологическиепреступления есть по сути преступления против человека и всего живого наземле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются ипредставления об общественной опасности данных преступлений, тогда как досих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил исредств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программахборьбы с преступностью они не значились. В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологическихпреступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности взависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личностивиновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкцияуголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда,причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека. Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность занезаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм обответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинениивреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и тепрактически не применялись. Например, в последние годы за рыбноебраконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологическиепреступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубкулеса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов онисоставляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления,была еще меньше.[21] В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вредаприродной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14) Заключение. В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологическихправонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояниеобщественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политическойдестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрываютсами биологические основы существования человека. Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных,в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановленииестественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствуето том, что только силами природоохранных и контролирующих органовостановить разрушительный экологический беспредел невозможно. Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть,принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силузависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакатьместническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельныхконтролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах впоследнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневойэкономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц. В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайненегативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослаблениепрокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работыприродоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимостидальнейшего совершенствования их деятельности, укреплениивысококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми иэкономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении. Одним из путей комплексного подхода в организации природоохраннойдеятельности является принятие межведомственных нормативных актов,охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды. Необходимо поднимать роль природоохранных прокуратур и создавать новыеструктуры, прообразом которых может стать экологическая милиция. Так как отэтого зависит не только наше здоровье но и здоровье наших потомков. Библиография Нормативные акты:1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Юрид. лит, 1999.2. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР № 1303-1 за 1991.3. Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. – М.: Юрид. лит, 1995.4. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. – М.: Юрид. лит, 1999.5. Кодекс законодательства о труде РСФСР. – М.: Спарк, 1998.6. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. лит, 1999.7. Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российская газета от 17 апреля 1993 г.8. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10.9. Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ. Российская газета от 19 декабря 1995 г.10. Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г N 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995 г.11. Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета от 01 марта 1995 г.12. Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Российская газета от 04 мая 1995 г.13. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 19 апреля 1991 г (в ред 30 марта 1999 г. Российская газета №№ 64,65 от 16 апреля 1999 г.14. Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" Беллютень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти №39 о 1993г. Научная литература: 1. Адиханов В.Х Экологическое право. – Барнаул, 1994. 2. Галкин Ю. “Зеленые” - кто они ?”, - “Зеленый мир”, 1992 г., N25-26. 3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996. 4. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. 5. Петров В.В Экологической право в России. – М.: БЕК, 1998 6. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997.-----------------------[1] Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология ибизнес, 1993, N3.[2] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАОБизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4[3] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАОБизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.42 Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря1991г.//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992. № 10.[4] Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ.Российская газета от 19 декабаря 1995 г.[5] Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 гN 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995 г.[6] Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительныхместностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета от01 марта 1995 г.[7] "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР № 1303-1 за 1991г[8] Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российскаягазета от 17 апреля 1993 г.[9] Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. – М.: Юрид. лит, 1985.[10] Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Российскаягазета от 04 мая 1995 г.[11] Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N52-ФЗот 19 апреля 1991 г. (В ред. 30 марта 1999 года). Российская газета №№64,65 от 16 апреля 1999 г.[12] КоАП РСФСР. – М.: Юрид.лит, 1999.[13] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Юрид.лит,1999[14] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря1991г// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992. № 10.[15] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992. № 10.[16] КзоТ РСФСР. – М.: Спарк, 1998.[17] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992. № 10.[18] КзоТ РСФСР. – М.: Спарк, 1998.[19] УК РФ. – М.: Юрид.лит, 1999.[20] УК РФ. – М.: Юрид.лит, 1999.[21] Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология ибизнес, 1993, N3.




Похожие:

Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconПравонарушения и юридическая ответственность

Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconПравонарушения и юридическая ответственность

Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconПравонарушения и юридическая ответственность
Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует...
Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconРеферат на тему: «Правонарушения и юридическая ответственность»
Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует...
Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconПлан введение Понятие правонарушения Состав и виды правонарушения Ответственность за правонарушения Заключение Список используемой литературы Введение
Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правона-рушений....
Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconБрейн – ринг «Права ребенка и правовая ответственность»
Цель: повторить, закрепить знания учащихся по правам человека, правам несовершеннолетних и ответственность за правонарушения
Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconЭкологические правонарушения и наказания

Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconПравовые меры ответственности за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconПравовая ответственность Юридическая ответственность
Отличительные признаки уголовной ответственности от других видов юридической ответственности
Юридическая ответственность за экологические правонарушения iconУголовная ответственность за правонарушения в сфере экономической деятельности

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы