Сравнительный анализ госслужбы в России и США icon

Сравнительный анализ госслужбы в России и США



НазваниеСравнительный анализ госслужбы в России и США
Дата конвертации09.07.2012
Размер174.43 Kb.
ТипРеферат
Сравнительный анализ госслужбы в России и США


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ И В США. Выполнила студентка 3 курса , вечернего отделения, факультета ГиМУ, группы 34-В Кузьмина Ася Александровна. Преподаватель Заведующий кафедрой Административного Права А.А.Старовойтов САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2000 Оглавление.1. Введение. 32. Понятие государственной службы. 33. Становление государственной службы России. 54. Современная российская государственная служба. 85. История государственной службы в США. 136. Современный этап государственной службы - гражданской службы в США. 187. Civil service и государственная служба. 198. Заключение. 229. Список литературы. 23 1. ВВЕДЕНИЕ. Способ организации государственной службы приобретает особенно важноезначение в условиях демократии. От этого во многом зависит , насколькополно будут восприниматься и воплощаться на практике насущные требованияизбирателей; насколько прочной и эффективной станет обратная связь междугосударством и гражданским обществом и в конечном итоге прочностьполитического режима. В свою очередь способ организации государственнойслужбы напрямую зависит от господствующих среди политиков представлений оее задачах, основных функциях, критериях эффективности. Данная работа является обзорным рассмотрением организациигосударственной службы в двух демократических странах - России и США.Понятие государственной службы. Что вкладывают в него у нас и что наЗападе? В чем сходство и в чем различия, положение в современномгосударственном управлении, уровень правовой обеспеченности - это тевопросы, ответы на которые я и попытаюсь сформулировать в данной работе. 2. Понятие государственной службы. В законодательстве и специальной литературе отсутствует однозначное, а следовательно, общепринятое понятие государственной службы. Государственная служба понимается в широком и узком смысле.Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащимисвоих обязанностей в государственных организациях: в органахгосударственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях;в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей вгосударственных органах.[1] Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Этообусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентногоосуществления деятельности государственных организаций. Будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми ее признаками (деятельность за вознаграждение) , государственная служба имеет рядспецифических признаков, определяющих ее качественное своеобразие. Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные иадминистративные государственные должности. Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечениеисполнения полномочий государственных органов, выполнение государственныхфункций. В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетногофинансирования. Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовыхнорм, регламентирующих правовой статус государственных служащих , в томчисле условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощренийи ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросыгосударственной службы, образуют правовой институт государственной службы.Административно- правовые нормы, регламентирующие вопросы государственнойслужбы, составляют часть этого института. Административное право обслуживает прежде всего государственноеуправление. Оно определяет административно-правовой статус главным образомгосударственных служащих системы государственного управления. Специфическая концепция государственной службы в России положена воснову Закона Российской Федерации от 5 июля 1995г. « Об основахгосударственной службы РФ»[2]. В трактовке этого Закона под государственнойслужбой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполненияполномочий государственных органов. При этом к государственной службеотносится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающимигосударственные должности определенных категорий. Данные специфические признаки государственной службы распространяются,по сути, на государственное устройство любой страны. Нам же интересны специфика становления и изменения принциповгосударственной службы для каждой из рассматриваемых нами стран. 3. Становление государственной службы России. Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, аее традиции уходят корнями в глубины времени более чем на тысячу лет. Нашастрана переходила от этапа к этапу постепенно, от дружинной«администрации» к дворянской, далее к государевой службе, главнымдостижением которой, в свое время была «Табель о рангах». Часто дата ее принятия (24 января 1722 г.) отождествляется с началомгосударственной службы в России. «Табель» установила три иерархические,как бы параллельные лестницы чинов для гражданской, военной и придворнойслужб, по 14 ступеней в каждой. Далее история государственной службы проходила непосредственносоответствуя истории монархической России. Точку в этой истории поставилареволюция 1917г. Формирование после прихода большевиков к власти в октябре 1917г.новой государственности, получившей название советской и просуществовавшейболее семидесяти лет, привело к коренным изменениям в принципах управлениястраной и организации государственной службы. Становление жесткоцентрализованной системы власти происходило на базе аппарата партиибольшевиков. Кадровый корпус госслужащих первоначально формировался преждевсего из членов РКП(б). Номенклатурный принцип начал складываться сразу после прихода к властибольшевиков, но в полном своем виде оформился только к концу 30-х годов ипросуществовал до конца 80-х - полстолетия ( номенклатура была упраздненапостановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990г.). Руководящиепосты могли быть заняты только членами КПСС, рекомендованными на этидолжности соответствующими партийными комитетами. Характерные чертыноменклатурной бюрократии: секретность, закрытость, строгий отбор попринципу преданности компартии, военизированный характер. Распад СССР и появление на его месте нескольких государств,самостоятельных субъектов международного права, падение союзного центраостро поставили перед Российской Федерацией проблему обеспечениясамостоятельного государственного существования, задачи становления новойроссийской государственности. При этом приходилось одновременно строить новое государство, выводитьиз паралича механизмы управления в условиях крушения административно-командной системы и искать пути выхода из всеобъемлющего кризиса вэкономике. Командно-административная система привела к росту бюрократизма,волокиты, ведомственной неразберихи, коррупции, безответственности.Необходимо было искать новые пути решения назревавших проблем в сфереуправления. Демократические преобразования требовали изменения властных структур.Новые «правила игры» требовали новых «игроков». Но на самом деле, есликасаться вопроса преемственности номенклатуры нынешней - «демократической»и прежней «коммунистической», то мы увидим интересную картину. По даннымсоциолога О. Крыштановской, в 1995г. в правительственных структурах 75%были выходцами из старой советской номенклатуры. Эти цифры ставят подсомнение официальный тезис о демократической революции в руководящихорганах. Но речь сейчас не об этом. 4. Современная российская государственная служба. 5 июля 1995 г. Госдума приняла Федеральный закон « Об основахгосударственной службы РФ»[3]. Согласно Закону все служащие разделены натри категории: А., Б, и В. Высшие чины категории А ( президент,премьер, депутаты, министры) к государственным служащим не относятся (часть вторая, П.1, ст. 2), ибо осуществляют политические функции. Ихобслуживают чиновники из категории Б ( помощники, советники,консультанты, полномочные представители и др.), период пребывания которыхв должностях ограничен сроком, на который избираются или назначаются лицаиз категории А. За теми, кто входит в категорию В, закрепляются как быобслуживающие функции на постоянной основе. Таким образом возрождается«сословная иерархия». Итак : категории Б и В образуют государственные должностигосударственной службы, с понятием которой и связывается служебнаядеятельность лиц, замещающих такие должности. А государственные должностикатегории А , как уже говорилось, не признаются государственнымидолжностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц,занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, неохватывается понятием государственной службы. Подобная практика противоречит общепринятым правилам гражданскойслужбы в развитых странах Запада ( в том числе США ). Там, как известно, наслужбе у государства стоят все - от канцелярского служащего до президента.Полномочия у них разные, но правила поведения, нормы морали иответственность перед законом одинаковые. Неотнесение должностных лиц категории А к государственным служащимозначает , по сути , что формально их не касаются ограничения деятельностигосударственных служащих, приведенные в статье 1 Закона о госслужбе РФ подрубрикой «не в праве» . Этот список содержит стандартный набор запретов длячиновников:заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научнойи творческой; быть депутатом; заниматься предпринимательством; состоять в управлении коммерческой фирмы;быть поверенным третьих лиц в госоргане; использовать в личных целях средства и информацию служебного характера;получать гонорары за публикации и выступления в качестве госслужащего;получать подарки и иное вознаграждение даже после выхода на пенсию; выезжать за границу за государственный счет не иначе, как в командировку; использовать свое положение в интересах политических партий,религиозных и иных объединений и т.д. Если строго следовать букве Закона о госслужбе в РФ, то можнообнаружить, что закон противоречит высшей конституционной норме: «передзаконом все равны» . Получается, что все равны , но некоторые « равнее» ?Привилегии правящей элиты, закрепленные в этом законе, можно назвать чистороссийским изобретением, по сравнению с другими демократическими странами сподобными формами управления. Как уже говорилось в США президент и правящая элита подчиненыконституции равно, как и все остальные служащие. Для сравнения, хотелось бы представить несколько принципов этикиповедения должностных лиц и служащих госаппарата США, принятых в 1990г.[4]Очень интересно сравнение нашего «не в праве», хотя бы с одним принципом,который было бы полезно воспроизвести целиком:государственная служба есть «служба общественного доверия», что требует отслужащего ставить лояльность Конституции, закону и этическим принципам вышеличных и частных интересов. - Интересно не правда ли ?служащий госучреждения не должен вымогать или принимать любой подарок илидругие виды вознаграждения, имеющего денежную стоимость , от любого лицаили организации, желающей получить содействие в том или ином вопросе и т.д.А вот это уже похоже на наши запреты, даже по формулировке. Разумеется, Закон о госслужбе в РФ содержит также ряд позитивных норм,действительно способствующих формированию общественно необходимого статусагосударственной службы: введение квалификационных экзаменов, аттестаций иконкурсов на замещение вакантных должностей, ограничения, связанные состатусом государственного служащего ( перечисленные выше ). Однако в целомвсе же существует распространенное мнение о том, что Закон, созданныйэлитой для себя, исходя из сиюминутных интересов и без учета долговременныхзадач построения правового государства на руинах командно-административнойсистемы, лишь оформляет на бумаге желание создать режим воспроизводства изащиты чиновничьей касты. Итак, мы выяснили, что в России не все государственные служащие -государственные служащие. Кто же такие государственные служащие в России ? В соответствии с Законом о госслужбе в РФ государственным служащимявляется гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном законом,обязанности по государственной должности государственной службы за денежноевознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета илисредств бюджета соответствующего субъекта РФ. [5] Лица, занимающие должности в государственных органах, а также нагосударственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но нехарактеризующиеся указанными признаками, по Закону о госслужбе РФ,государственными служащими не являются. По Закону о госслужбе РФ государственной является должность вФедеральных органах государственной власти, органах государственной властисубъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых всоответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей поисполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа,денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясьна следующие пять групп: а) высшие государственные должности государственной службы -пятая; б) главные государственные должности государственной службы -четвертая ; в) ведущие государственные должности государственной службы - третья ; г) старшие государственные должности государственной службы - вторая ; д) младшие государственные должности государственной службы - перваягруппа. Применимо к группам государственных должностей государственной службыслужащим присваиваются разряды и классы по результатам государственногоквалификационного экзамена или аттестации государственного служащего: а) действительный государственный советник РФ 1,2 и 3 класса -государственным служащим высших государственных должностей; б) государственный советник РФ 1,2 и 3 класса - государственнымслужащим главных должностей ; в) советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным служащим старшихдолжностей ; г) советник государственной службы 1,2 и 3 класса , референтгосударственной службы 1,2 и 3 класса - государственным служащим младшихдолжностей. Перечень государственных должностей и государственных должностейгосударственной службы дается соответственно в Реестре государственныхдолжностей РФ и , являющемся его частью, Реестре государственныхдолжностей государственной службы РФ. К последнему прилагается переченьспециализаций государственных должностей государственной службы иквалификационные требования к лицам, их замещающим. 5. История государственной службы в США. История американской государственной службы заметно отличается отистории этого института в странах Европы и уж тем более в России . Она -детище американской политической системы и американского общества в целомсо всей его спецификой. А как известно, американская цивилизация сложиласьв результате достаточно необычного сочетания историко-культурных,географических, политических, идеологических факторов. Стремлениеосвободиться от пресса и контроля со стороны любой власти, будь онасветская или духовная, лежало в основе «идеальной», внеэкономической частимотиваций действий как первых, так и последующих поколений колонистов. Принцип самоуправления «свободных людей на свободной земле» лег воснову того уклада, который называют «великим американским экспериментом». Американские исследователи обычно разделяют путь развития идеологиигосударственной службы на следующие условные основные периоды:правление «наследников и джентльменов» 1789-1829 гг.правление «людей, пробившихся собственными силами» 1829-1883 гг.возобладание принципа «общего блага» 1883-1906 гг.господство «научного управления» с 1906 г. На раннем этапе госслужба США формировалась на основе прямыхзаимствований из опыта госслужбы Великобритании, где традиционно важнымиэлементами госслужбы считалось противоборство двух краеугольных принципов -силы и заслуг. На американской почве они трансформировались в принципыорганизации государственной службы на основе «системы добычи» (spoilssystem) и , основанной на предпочтении правления просвещенных, знающих,«системе заслуг»(merits system). История развития государственной службы вСША это история противоборства этих двух принципов.В первый условный период сформировались две основные группы государственныхслужащих. В первую входили высшие должностные лица, которые были на виду ипользовались значительным влиянием на процесс принятия решений ( членыкабинета и их ведущие помощники, послы, губернаторы, руководителифедеральных агентств и др. ). Они получили название «политическихназначенцев» ( political executives) и составляли в то время почти 25 %всех государственных служащих . Вторую группу составляли сотрудники государственных органов среднего инизшего звена - клерки, таможенники, судьи и шерифы, почтовые служащие идр. В основном это были представители высшего среднего класса. Они имеливысокий уровень образования и рассматривали государственную службу каксоциальный долг. Таким образом, в ранний период госслужба США формироваласьпосредством патронажа и состояла главным образом из «наследников»общественного статуса, собственности и др. Людей, пробившихся своимисилами , в ней практически не было. Однако такая организациягосударственной службы была эффективной - престиж ее был высок, коррупциясреди чиновников - очень низкой.Начало второго периода обычно датируют приходом в Белый дом президента Э.Джексона, выигравшего выборы в 1828г. Президент Джексон попытался демократизировать госслужбу, обеспечитьприток в нее представителей всего населения страны. Однако успех его нафедеральном уровне был весьма скромным. По.-другому обстояло дело наместном и штатном уровнях. Упразднение старой «системы заслуг» привело кбезраздельному господству «системы добычи» с характерным периодическимсостоянием хаоса в государственном управлении. «Система добычи»способствовала коррупции и злоупотреблению властей. В результате ко второйполовине XIX в. в США произошла деградация государственной службы, котораястала гораздо меньше отвечать критериям ответственности передобщественностью и отражать ее интересы, чем это было в конце XVIII в.Общественное мнение все больше склонялось в пользу реформы государственнойслужбы.Третий период, период возобладания принципа «общего блага», стал ключевым сточки зрения становления современной системы государственной службы. Американцы не пошли по пути огульного отрицания джексоновского времении постарались так изменить сложившуюся практику, чтобы не испортитьглавного достижения «системы добычи» - регулярной смены государственныхслужащих, что было главной гарантией против формирования у них кастовости. Главный упор в реформе был сделан на то, чтобы государственная службаимела возможность представлять общество в целом. Ее открытость оставаласьглавным приоритетом реформаторов. Важнейшим итогом общественной компании за реформу стал закон Пендлтона1883г. По мысли составителей закона Пенделтона, политические цели должныопределяться выборными народными представителями, которые производятназначения на определенное количество постов, способы же достижения этихцелей (собственно административная работа) - компетентнымипрофессиональными служащими. Закон защитил профессиональные категории госслужащих от прямогополитического давления и произвола «патронажной системы», оговоривкатегории постов, которые могли замещаться без сдачи квалификационныхэкзаменов. Тем самым было законодательно закреплено выделение в рамкахединой государственной службы огромного отряда администраторов, той частигосударственной службы, которая получила в американской практикенаименование гражданской службы (civil service). Таким образом, в рассматриваемый период идеология и практикагосударственной службы в США претерпели кардинальные изменения. Было раз инавсегда установлено: чтобы оставаться политически нейтральной, указаннаяслужба должна в определенной степени быть независимой от президента иконгресса. Такая организация государственной службы стала моделью, покоторой создавались аналогичные агентства на штатном и даже местном уровнеРеформа государственной службы создала почву для углубления специализации исовершенствования технологии государственной работы. Особенностью нового этапа как раз и стало внедрение в идеологию ипрактику государственной службы принципов научного управления. В этотпериод административная работа превратилась в респектабельную сферудеятельности и даже научную дисциплину. Доктрина научного управления включала в себя следующие основныепринципы:рационализация - опора управления на разумные решения, основанные наизучении вопроса;планирование - прогнозирование объективных условий и будущих потребностейкак основа создания каждой конкретной программы;специализация - использование в процессе управления только соответствующихматериалов и инструментов, продуктов и специалистов;стандартизация - закрепление в практике лучших образцов и достижений;измерение - определение точными количественными методами анализа личноговклада каждого служащего в решение задачи, эффективности его работы иквалификации. Теория научного управления послужила основой для новой стандартизациидолжностей, их классификации. В частности, появился закон о классификациидолжностей госслужащих от 1949 г., установивший 18 градаций должностей дляГражданской службы. 6. Современный этап госслужбы - гражданской службы в США. Начало современной гражданской службе на уровне федерации былоположено в 1883г. тем самым законом Пенделтона о котором уже говорилосьчуть ранее. Этим актом упразднялась практиковавшаяся ранее «системадобычи», в соответствии с которой президент, победивший на выборах, могполностью сменить всех должностных лиц. Закон учредил особый орган -Комиссию гражданской службы, ставшую впоследствии независимым ведомством всистеме исполнительной власти. В последующие годы законодательство неоднократно изменялось. Одним из последних наиболее значительных актов был Закон о реформегражданской службы 1978г. Этим законом вместо Комиссии были созданы вкачестве независимых ведомств три новых органа: Управление по руководству персоналом; Управление особого советника; Совет по охране системы заслуг. Им поручалось выполнение трех различных функций, выполнявшихся ранееКомиссией: 1) управление набором, обучением и продвижением служащих; 2)расследование случаев нарушения правовых норм; 3) вынесение решений потаким случаям. Помимо этого, Закон 1978 г. создал новую группу служащих -СлужбуВысших Руководителей ( СВР ). Для СВР установлен особый порядок отбора,поощрения, продвижения, увольнения и пенсионного обеспечения. Известно, что одной из целей администрации Клинтона являлосьобновление госаппарата. Это, вчасности, относится и к СВР, так как данныйинститут играет важную роль в проведении реформ. Придя к власти в 1992г., администрация Клинтона предприняла попыткуреформировать существующую систему государственной службы,. С этой цельюбыла создана комиссия во главе с вице-президентом А. Гором. После шестимесяцев работы комиссия выдвинула более 100 предложений по реформегосслужбы. Причем, все рекомендации нацелены на изменение системыгосударственной службы таким образом, чтобы работающие в ней люди, какможно в большей степени отвечали не за процесс, а за результат. 7. Civil service и госслужба. На сегодняшний день категория государственных служащих в США включаеткак должностных лиц и вспомогательно-технический персонал, связанный среализацией государственно-властных полномочий, так и работников по найму(в том числе преподавателей государственных учебных заведений, рабочихгосударственных предприятий и т.п.). В США государственным служащим в широком смысле считается любое лицо,труд которого оплачивается из бюджета федерации, штата или местного органавласти.[6] Следовательно, правомерно было говорить о том, что вамериканской системе власти любое лицо является государственным служащим,от президента до почтового служащего. В то же время в специальной литературе в ряде случаев проводитсяразличие между «гражданской службой», охватывающей категориюпрофессионального несменяемого чиновничества, и «правительственнойслужбой», под которой подразумевается высший слой государственныхчиновников, сменяемых на основе «системы добычи». Характерно, что нарусский язык все эти термины переводятся, как «государственная служба». Можно говорить о скорейшем соотнесении терминов «государственнаяслужба» в русском языке и «правительственная служба» в США, т.к. именноэти понятия видятся мне как синонимы. Гражданская служба - это особоепонятие государственного устройства США. Ввиду того, что конституция США обошла молчанием вопрос о построениигосударственной службы на местах, организация деятельности чиновников вуправленческом аппарате штатов и местных органов управления сталапрерогативой власти штатов и местного управления. В результате, с юридической точки зрения, в США не существует единойгосударственной службы. Она как бы разделена по административно-территориальному признаку на множество автономных систем, что при наличиив США около 185 тысяч административно-территориальных единиц делает еекомпозицию весьма сложной. Кроме того, наиболее важная, с государственно-правовой точки зрения, федеральная гражданская служба в свою очередьсостоит в свою очередь из конгломерата административно-управленческихструктур, правовая основа которых совпадает лишь частично. Если сравнить с российским устройством, то в первую очередьнеобходимо упомянуть о принципе федерализма , в соответствии с которымразличаются: * федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ ( п. «т» ст. 71 Конституции РФ); * государственная служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении (п. 3, ст. 2 Закона об основах госслужбы в РФ). Сравнивая понятия гражданской службы, мы видим яркие различия. Подгражданской службой в США понимают совокупность государственных учреждений, которые финансируются бюджетом (включая социальных работников,коммунальные службы и т. д.) В РФ работники образования и медицины в число государственных служащихне включены, а под госслужбой понимается «профессиональная деятельность пообеспечению исполнения полномочий государственных органов». В этом главное различие между civil service и государственной службойРФ. 8. Заключение. Существование различий между организациями государственной службы вРоссии и в США несомненно по многим причинам. Некоторые из них обусловленыфакторами не поддающимися сравнению. Например исторический периодвозникновения и развития службы у нас и в США. Россия - страна с вековымитрадициями, в истории которой нашли отражение разные периоды и формыправления и связанная с этим история государственной службы. США - молодоедемократическое государство, несомненно идущее по своему ни на кого непохожему пути. У наших стран абсолютно разные бюджетные, административные,государственно-правовые условия, на фоне которых можно все таки сделатьпопытку сравнения способов организации государственной службы. Что я ипостаралась в какой-то мере отразить в своей работе. 9. Список литературы. 1. Закон об организации государственной службы в РФ. 2. Д.Н.Бахрах. Административное право. Учебник М. 1996г. 2. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, Административное право, Учебник, М.1999г. 3. А.В. Пикулькин Система государственного управления М. 1997г. 4. А.В. Оболонский Государственная служба, М.1999г. 5. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М.Энтина, Конституционное право зарубежных стран, М. 2000г. 6. В.В. Чубинский, Государственное управление и государственная служба за рубежом, Курс лекций, СПб 1998г. Журнальные статьи: 1.А.Силин, Госслужба в РФ и на Западе; Человек и труд №12 1998г. 2.Ю.К.Абрамов, Эволюция концепции госслужбы в США; США №1 1997г.-----------------------[1] А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов Административное право РФ.Учебник для ВУЗОВ, М. 1999г. Стр. 174.[2] Собрание законодательства РФ 1995г. № 31. Ст. 2290.[3] В дальнейшем - Закон о госслужбе РФ.[4] 5 А.В. Оболонский Государственная служба, М. 1999г., стр. 287.[5] А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов Административное право РФ.Учебник для ВУЗОВ, М. 1999г. Стр. 185.[6] В.В. Чубинский Государственное управление и государственная служба зарубежом, Курс лекций, СПб 1998г. , Стр. 32.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconСравнительный анализ конституций России и США

Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconПрограмма дисциплины «Социальные проблемы России и сша: сравнительный анализ»
На каждом занятие студентам будет предложено просмотреть видеоматериал (авторские сюжеты и фильмы М. Таратуты) из жизни сша, соответствующие...
Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconСравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США

Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconСравнительный анализ Конституции России и США. Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей
Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками
Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconНазвание Печатный или на правах рукописи
Сравнительный анализ информации о проведенных ядерных взрывах на земном шаре по данным США и России
Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconКонституционные основы федерализма в США и фрг (сравнительный анализ)

Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconСовременное медиаобразование в Германии и России (2000-2010): сравнительный анализ
Федоров А. В. Современное медиаобразование в Германии и России (2000—2010): сравнительный анализ // Alma Mater. Вестник высшей школы....
Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconЛичные (гражданские) права и свободы в конституциях США и Испании (сравнительный анализ)

Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconКурсовая работа на тему : «Сравнительный анализ цветообозначений в русской и немецкой фразеологии»
Сравнительный анализ фразеологизмов с цветообозначением «черный»
Сравнительный анализ госслужбы в России и США iconДиплом Сравнительный анализ синергетических концепций А. П. Назаретяна и Ю. В. Яковца
Сравнительный анализ монографий «Антропология насилия. Культура самоорганизации», «Циклы. Кризисы. Прогнозы» 17
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы